Рисовать египетские украшения. Египетские украшения - изысканно и оригинально

  • 20.06.2020

«Могуче сердце твое…, О Великая — ставшая небом.

Наполняешь ты всякое место своей красотой.

Земля вся лежит пред тобой — ты охватила ее,

окружила ты и землю и все вещи своими руками.»

Молитва Небу в образе богини Нут

«Тексты Пирамид»
В этой статье я не буду вдаваться в историю, рассказывть подробно о Богах и их пантеонах. Моя задача проникнуться духом и красотой египеских украшений, немного остановившись на практическом применении данных украшений самими египтянами.

Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тыс. до н.э. задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывались свои пантеоны и культы богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах и змеях…

Египтяне верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают от злых чар, огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Но древние яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их.

В ювелирных украшениях Египта всегда присутствовал образ божества, самым распространенным из которых было изображение скарабея - Кефера.


Важным было и место расположения украшения на теле человека: Грудь (Анахата) - украшения носили для защиты сердца, именно рядом с сердцем чаще всего носили скарабея и символы связанные с возрождением. Древние говорили, что такие же крылья как у скарабея (невидимые глазу, но в нужный момент дающие возможность полета) мы можем создать в нашем сердце, крылья духовности, крылья силы, и что мы сами удивимся, почувствовав их;

Середина лба (третий глаз, Аджна) - египтяне закрывали ее символами воли и могущетсва — змея Буто (Урей) и пр.;


Запястья, плечи, лодыжки — на запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора — оно помогает хорошо видеть, встречались так же синей краской написанные иероглифы, обозначающие воду-позволявшие соприкоснуться с определенной психической силой и понять ее.


У древних египтян был богатый выбор драгоценных предметов, посвященных магической стороне жизни. Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти. Amen-Ti означает “земля Амона, или Амена”. Ti – это магический квадрат, Amen – это бог Амен (Амон), который иногда соединяется с богом Ра в Амон-Ра (изображаясь в виде солнечного диска с крыльями); этот союз мог быть представлен различными божествами и религиозными формами, одновременно он являлся и защитником мумий. Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум — соединение золота, серебра и металла, напоминающего серебро но с блеском платины. Серебро для древних египтян имело ценность даже большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу. Египтяне часто использовали ляпис-лазурь, которая была одним из магических камней. Также применяли сердолик, минерал красного цвета, горный хрусталь, стекло.

Добро пожаловать в мир магии египетских украшений!






















элеонора брик

Древние египтяне делали украшения, которые вешали на шею, пальцы, запястья, уши. Они были амулетами, оберегами от нечистых сил, помогали в охоте и других сферах жизни. Сейчас египетские украшения используются по прямому назначению – в качестве дополнения к нарядам и созданию образов.

Украшения Древнего Египта

Украшения Древнего Египта начали свою историю давно. Сначала их изготавливали из природных материалов, таких как: камень, дерево, минералы. Позже уже добавились драгоценные металлы и камни. Статус человека определялся количеством драгоценностей на его теле и в отделке дома. Что говорить о фараонах, они обвешивали тело роскошным золотом и каменьями.

Древние египетские украшения носили и мужчины, и женщины. Их делали для живых людей и для мумий. Это были короны, перстни, нагрудные колье. Они украшались драгоценными и полудрагоценными камнями: лазурит, изумруд, аметист, бирюза, оникс и др.

В драгоценностях использовались символы, каждый из которых означал что-то свое. Уджат – защита и исцеление. Это продолговатый глаз, который рисовали на гробницах для спокойного существования и защиты души умершего человека. Анкх – вечная жизнь. Он популярен и в современное время. Выглядит он как крест с кольцом сверху.

На драгоценностях использовались изображения животных: например, жук скарабей. Он символизировал перерождение души и восходящее солнце.

7 декабря 2014, 10:11

Возможно, что уже в первобытно-общинном строе женщины носили украшения: ожерелье из клыков животных, шляпку из шкуры лисицы и перьев птеродактиля. Выбор в те времена был небольшой. Камень годился только для топора. В бронзовом веке изделия изготавливали небольшими, поэтому они выходили красивее.

Эти ступени первобытной роскоши прошли и жители Древнего Египта. Во времена фараонов искусство драгоценностей достигло необычайно высокого уровня. Часть простых украшений носили и низшие слои граждан. Фараоны же, цари, царицы, их родственники, а также знать тех времен не только при жизни носили ювелирные образцы роскоши из золота, серебра, драгоценных камней, но и уносили их с собой в могилы. Именно там они найдены в наши дни, и мы можем любоваться образцами древней красоты.

Материал для украшений

Конечно же, в первую очередь использовались драгоценные – золото, серебро, во вторую – лазурит, другие редкие и хорошо обработанные и красивые камни. Золото стоит в главной очереди, но это не означает его фетишизм в Древнем Египте. Уважали золото за красоту в изделии, а не за денежную стоимость. А вот художественная ценность украшений была высочайшей, поэтому в современном мире некоторые ювелирные фирмы специализируются на выпуске колец, браслетов, перстней-печаток «под Египет».

Поэтому ювелирные украшения Древнего Египта из золота носили в этой древней стране все — от фараонов до простого люда. Дело в том, что на территории государства фараонов и жрецов залежей золота имелось в нескольких месторождениях в большом избытке, так что его было предостаточно по тем нуждам страны.

Удивительно другое: железо там ценилось больше, чем драгметаллы. Этот простецкий, как сегодня кажется, материал использовался не только для быта и военных потребностей, но и для предметов ухода за волосами, других украшений для них. В основном ими пользовались женщины, поскольку мужчины часто ходили с бритыми головами.

Браслет царицы Аххотеп, 1530 г до н.э. Материал — золото, бирюза, лазурит, стекло

Нередко железо брали из упавших на землю метеоритов. Из этой же внеземной массы выплавляли цинк и другие материалы. И все шло, в первую очередь, на украшения.

Мастера ювелирного дела этой страны умели из куска золота сделать по форме великолепную роскошь. Причем нынешние последователи древних умельцев недалеко ушли, так сказать, по применяемой фурнитуре украшений: замки кулонов, ожерелий, петли браслетов были похожи. Они функционально такие же, но более изящные, поскольку техника пришла на помощь мастеровым рукам.

На одном браслете длиной около десяти сантиметров и состоящем из двух скрепляемых половинок из этого же каирского собрания сокровищ насчитали пятнадцать петелек. Они служили для вхождения друг в друга через одну и предназначались для раскрывания украшения на руках или ногах знати.

Сегодня, имея специальные машинки для резки и пайки тонкого металла, довольно просто вырезать и изящно изогнуть на такой длине и двадцать, и еще больше петелек. Но тогда все это делалось вручную. Настоящие умельцы!

Ожерелье. Материал — золото, бирюза, сердолик

Превалировали изделия из золота. Египтяне одними из первых на Планете поняли важность такого материала для украшений при жизни земных богов-фараонов и при нахождении их в потустороннем мире. Как и в современных странах, монет изготавливали из золота немного, почти все запасы пускали на драгоценности. Для монет достаточно было другой «нержавейки» — меди, бронзы, позже – никеля.

Причем золота в одном украшении было столько, что можно было удивляться: как его носили? Например, в Египетском музее старины можно увидеть ожерелье фараона 21-й династии с Нижнего Египта (губернаторство Шаркия), которое весит аж 8,6 килограмма! Шея у мужчины, понятно, крепче женской, вот и носил. Но носил, правда, как гласят летописи, только в парадных случаях. Нашли это сокровище в гробнице его хозяина.

В Древнем Египте умели не только плавить золото, серебро и отливать из него различные формы, заданные ювелиром. Какого цвета в сегодняшних украшениях золото? Странный вопрос, скажете: конечно же, золотого, то есть желтый цвет с различными оттенками по его пробе. Египтяне же владели приемами превращения золота собственной добычи в различные цвета и оттенки: почти белого, розового и даже зеленого.

Серебро тоже широко использовалось для изготовления украшений в царском Египте. Его ювелиры либо использовали этот чистый металл, либо варьировали серебром и золотом, смешивая их расплавы в искусственный металл – электрум, с внешним блеском аргентума, но похожий на платину. За этот оттенок он очень нравился фараонам. Такое смешение золота и серебра часто происходит в недрах, и тогда из них получают самородный электрум. Сегодня такой микс искусственно почти невозможно получить. Видимо, какой-то дополнительный компонент египтян утерян.

Цветовая гамма драгоценностей

Названную выше цветовую гамму использовали ювелиры страны фараонов. К золоту и серебру для разбавления колера добавляли сма́льту – расплавленную эмаль, полученную из производных кремния, усиленную солями металлов. Вот насколько сильны были египтяне в химической физике или физической химии.

Цвет большей частью получался сине-голубой. У смальты было свойство – просматриваемая глубина. Египтяне этот эффект называли божеским свечением. Поэтому таких вставок в украшения насчитывалось больше других. Краска этого цвета используется в наши дни художниками, для покрытия бытовой керамики, изразцов. Современное название – кобальт.

Так Древний Египет передал эстафету использования смальты и различных эмалей в более поздние времена — в Византию, Европу, Киевскую Русь. Но не только на украшения, больше всего смальту использовали при изготовлении витражей и мозаики для храмов.

В украшениях оценивали всю композицию, а не какую-то отдельную часть или металл. До рубинов, алмазов, сапфиров египтяне тогда еще не «доросли». Поэтому на вставки шли более простые минералы: малахит, сердолик, горный хрусталь и другие.

Роль украшений: светские, религиозные, сакральные

Виды современных украшений сходны с образцами царского Египта, что говорит о том, откуда они пришли в Европу. Серьги, браслеты, кулоны, ожерелья, кольца были и там. Но много видов было сугубо египетских, поэтому они остались в его границах. Это нагрудные большие композиции, диадемы, много других украшений для головы и волос.
Для фараонов изготавливались специальные головные уборы из драгметаллов. Под них надевалась тканевая шапочка, чтобы металл плотнее облегал голову, оставляя открытыми только уши. Не позавидуешь такому носильщику золота и серебра. Правда, «шапка» надевалась только в специальных случаях.

Урей — украшение-оберег в виде змеи на головном уборе фараонов

Вспомните рисунок бюста египетской царицы Нефертити. На голове надета не простая шапка или шляпка, а золотой цилиндр-тюрбан. Другие царицы носили головной убор из золота, драгоценностей и смальты.

Украшения царского Египта носили большей частью сакральный характер. Жители верили, что от бед – войн, голода, природных катаклизмов (землетрясений, наводнений Нила) — спасут золотые и серебряные украшения, драгоценные камни, обладающие божественной силой.

Поэтому на украшениях из музеев мира взгляду предстанет кроме божеств, на первый взгляд, простецкий навозный жук. Живет везде, где лежит навозная куча. Это наше дилетантское наблюдение. И только египтяне взглянули дальше. Жук наравне с придуманными божествами жил на земле и стал символом царского Египта. Изображен на украшениях.

Чем же черный жук заслужил уважение? Среди рода жуков-скарабеев значится вид — священные скарабеи. Это почитаемый символ Древнего Египта! В природе он ориентируется по Солнцу, Луне и звездам. Из навоза скатывает шарик и выкатывает в нем потомство, пока не вылезут жучки-скарабейчики.

Изображение скарабея кладут в могилы египетских вельмож на сердце мумии, в том числе нашли и у Тутанхамона.

На украшениях еще одно изображение — око Гора или глаз Гора, обведенное завитушками. В композиции шесть составных частей. Так просто? Ничего подобного. Кроме божественного начала здесь зашифрованы математические дроби – от 1/2 до 1/64. Они используются для измерения веса сыпучих веществ. Умные древние египтяне! Носили на себе простейший арифмометр.

Tags: ,

Кто видел фильм "Клеопатра" 1963 года с Элизабет Тэйлор в главной роли, наверняка не мог не восхищаться украшениями, в которых появлялась египетская царица. И хотя эти украшения в фильме не всегда соответствовали исторической действительности, во многом они довольно точно передали стиль и дизайны древнеегипетских ювелирных изделий.
О том, что в Древнем Египте ещё 5 тысяч лет назад существовало ювелирное искусство, можно судить по барельефам, найденным в гробницах. На них изображён полный процесс создания украшения - от обработки природного материала до того момента, когда готовое изделие взвешивается и оценивается. Ювелирным делом занимались мастерские при дворцах и храмах, а украшения носились и женщинами, и мужчинами.

Бусы. 3200-3100г до н.э.


Самые древние дошедшие до нас египетские украшения датируются 5 тысячелетием до н.э. Их можно увидеть в коллекции Британского музея. В основном это простые ожерелья и браслеты из ракушек, камня-голыша и костей животных. А вот сохранившиеся украшения 4 тысячелетия до н.э. - это уже не только ожерелья и браслеты, но и массивные пояса из множества рядов мелких бусин, где ракушки и камни используются разве что для разделения. Бусины изготовлялись из корнелиана, лазурита, бирюзы, яшмы, полевого шпата. Но наиболее популярным материалом того периода стал стеатит, покрытый зелёной или голубой глазурью для имитации самоцветов.

Браслет. Золото, корнелиан, бирюза. 1887г до н.э.


Что интересно, египтяне придавали большое значение окраске украшения, и зелёный был наиболее любимым цветом, потому что символизировал плодовитость. А вот например больные люди одевали красные украшения из сердолика, так как считалось что это поможет удовлетворить жажду крови богини Исиды и болезнь отступит.

Браслет. Золото, корнелиан, бирюза, лазурит. 1880г до н.э.


В период между 2000 и 1400 годами до н.э. ювелирное искусство расцветает и появляется множество украшений из золота и серебра, причём серебро ценится больше и стоит дороже. В моду входят ожерелья из цилиндрических или дисковидных бусин и пластин и амулеты в форме раковины устрицы. Считалось, что такие амулеты призваны сохранять хорошее здоровье. Военные на таких амулетах ещё и делали магические надписи, которые должны были оберегать их в бою.

Перстень с изображением бога Себиумекера. Золото, стекло. 1в. до н.э.


В это же время появились и перстни-печатки, очень часто в форме жука-скарабея, символа возрождения и жизненной силы. Мотив этого жука присутствует и во многих других изделиях.

Браслет. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло. 1530г до н.э.


При всём разнообразии украшений - пояса, браслеты, ожерелья, кольца, броши, диадемы - по какой-то причине египтяне долгое время не носили серьги. Появились они лишь около 1500 года до н.э.

Серьги. 3-2в до н.э.


В следующий период времени 1500-900 г.до н.э. из новинок в мире египетских украшений стали широкие воротники, символизировавшие солнечный диск. Делались они из самоцветов или золота. Особенно популярны были цветочные орнаменты: листья финиковой пальмы, лепестки мака, гроздья винограда, цветы лотоса, фиалки и жасмина сплетались в невообразимый узор, напоминающий гирлянду из настоящих растений и цветов. Знаком особого расположения, которым награждались отличившиеся, были броши и кулоны в виде золотых мух.

Ожерелье-воротник. 1353-1336г до н.э.


Появляются и типично египетские формы украшений: пектораль - нагрудное украшение, носимое на цепи или как брошь и изображающее различных божеств и сценки из мифов; и нечто наподобие парика, в котором вместо волос - пряди из золотых бусин или самоцветов.

Пектораль. 1887-1813г до н.э.


Головной убор. 1504-1450г до н.э.