Декоративно х художественная аппликация. Нетрадиционные техники аппликации: виды, описания, фотографии

  • 10.03.2020

Аппликация. Часть 4

Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе

Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом. Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др. Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).

В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы.

В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д. Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя. Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать. И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне. Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями. Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.

Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Полученный детьми опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а так же формирования предпосылок сюжетного рисунка и развития речи на более поздних возрастных этапах. Занятия аппликацией при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают и развивают.

Список литературы

1. Гусакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987. - 289 с.

2. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с. . Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., Просвещение, 1991 г. - 369 с. .

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства достаточно часто используется в школьной практике. Она пользуется популярностью не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у учащихся. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Педагогами коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности (М.Н.Турро; коллектив учителей-экспериментаторов по программе Б.М.Неменского; Т.С.Комарова и А.И.Савенков).

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная деятельность предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого. Это процесс-игра, где каждый учащийся уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

  1. Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
  2. Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма организации коллективной деятельности требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников – умения общаться в процессе практической деятельности: сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.

Успех любой деятельности зависит от ее организации. Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства требует от педагога особой подготовки. А при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • Место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока;
  • Возрастные особенности учащихся;
  • Посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.

Совсем недавно мне в руки попала книга В.И.Колякиной “Методика организации уроков коллективного творчества”. В книге рассматриваются формы коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства, методы и приемы, развивающие коллективное творчество учащихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Методические рекомендации включают планы и сценарии уроков, рисунки-схемы, раскрывающие ведение работы над коллективными композициями. Книга уникальна по своему содержанию и по форме подачи информации. Организацией коллективного творчества на уроках изобразительного искусства я занималась и раньше, и у меня к тому времени уже было накоплено достаточно опыта и интересных наработок с детьми. Но эта книга привнесла в мою работу много новых идей, и показала возможности их осуществления. В данной статье я хочу кратко рассказать о том, как я использую на уроках коллективные формы работы, и что у нас с учащимися получается. Коллективные формы деятельности на уроке я использую давно, и должна отметить, что это хоть и самая сложная форма организации учебной деятельности, но и самая интересная. Результат такой работы всегда впечатляющий, яркий и приносит удовлетворение детям от осознания значимости своего творческого труда, умения вместе добиваться результата.

Коллективные работы с учащимися мы начинаем выполнять уже с 1 класса. Правда, это работы относятся к совместно-индивидуальной форме деятельности. Каждый ребенок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце урока из детских работ составляется композиция или панно. Знакомясь с основными и дополнительными цветами, учащиеся раскрашивают заранее приготовленные белые формы цветов, из которых в конце урока собирается сказочная цветочная поляна. Предшествует работе сказка о злой колдунье, которая лишила мир красок, оставив только три.

Такая же форма организации коллективной деятельности используется при проведении уроков по теме “Мир полон украшений”. Результатом индивидуальной работы на уроке становиться огромное панно “Этот прекрасный, прекрасный мир” собранное из рисунков нескольких уроков (украшении бабочки, птиц, рыбок, человека). Собирается это панно постепенно и становится прекрасным украшением интерьера или принимает участие в школьной выставке. (Рисунок 1)

Рис. 1

Очень нравится ребятам тема “Украшение сказочного города”, где они, спасая сказочный город, раскрашивают его и украшают различными узорами. Все рисунки объединены общим планом и в конце урока собираются во фризовую композицию.

Это задание может быть выполнено и по-другому: каждый ученик раскрашивает и украшает заранее вырезанное здание, а в конце урока домики собираются на готовый фоновый рисунок. Выполнению задания обязательно предшествует история-сказка. (Рисунок 2, 3)


Рис. 2


Рис. 3

К 3 классу коллективных работ становится намного больше и формы их организации более разнообразные. Тема “Художник и театр” дает огромные возможности для организации коллективной совместной деятельности. В нашем лицее учащиеся начальных классов изучают основы театрального искусства, и каждый класс готовит к показу на школьной сцене свою театральную композицию. Это дает возможность мне интегрироваться и на своих уроках совместно с детьми готовить оформлен ие спектакля. Мы заранее обговариваем перечень необходимых декораций, распределяем их между учащимися, обговариваем форму, цвет, размер, и ведем последовательную работу на каждом уроке. При этом мы последовательно знакомимся с работой театрального художника. Оформлять мы можем не только игровой спектакль, но и кукольный, где учащиеся своими руками готовят не только декорации к спектаклю, но и самих кукол. (Рисунок 4)


Рис. 4

При изучении темы “Художник и город” ребята не только знакомятся с особенностями архитектуры разных стран, но и выполняют различные коллективные работы:

Стилизованные архитектурные постройки в технике объемной аппликации из цветного пластилина. Основой зданий могут служить пластиковые или стеклянные емкости различных форм. Каждый ребенок выполняет свое сооружение, украшая цветным пластилином и используя для этого разные приемы. В конце работы изделия собираются в макет города на горизонтальном планшете, который готовиться заранее отдельной группой ребят; (Рисунок 5).


Рис. 5

Макет города, состоящий из силуэтов различных зданий. Выполняется работа из картона с изображением архитектурных деталей в технике аппликации. В конце работы здания собираются в макет-образ города; (Рисунок 6)

Фризовая композиция, где часть учащихся создает фон для итоговой работы. На выполненный фон затем наклеиваются архитектурные элементы, заготовленные остальными учащимися, составляя то или иное сооружение. При выполнении этой работы очень важно заранее распределить для каждого учащегося объем его работы, составить технологическую карту с указанием последовательности и условий задания.


Рис. 6

Создание города своей мечты, где класс делится на группы, и каждая группа выполняет свой вариант задания – коллективное панно. Перед началом работы важно поработать в группе по согласованию своих действий, оформлению своей идеи в виде эскиза. Выполнить данную работу можно в технике аппликации, коллажа, пластилиновой картины и просто рисунка. Лучше, если в группе будет не больше 4 человек. Все обязанности в группе распределяет руководитель, он же определяет задание для каждого ребенка на урок. После завершения своей работы каждая группа представляет проект, защищая свою идею. Можно предложить учащимся темы городов (“Город будущего”, “Город игрушек”, “Сказочный город”, “Сладкий город” и т.п.); (Рисунок 7,8).


Рис. 7


Рис. 8

Выполнение работы в технике бумажной пластики. (Рисунок 9) Для тех учащихся, которые не знакомы с этой техникой, лучше сначала провести обучающий урок по созданию различных геометрических форм по образцу. Показать приемы работы с бумагой, отработать определенные навыки. Затем предложить задание по созданию макета здания или целого города. Очень важно заранее распределить между учащимися объем работы и последовательность ее выполнения. Можно разбить на группы-мастерские, которые будут выполнять определенную технологическую операцию. Так или иначе, но данная форма требует хорошей предварительной подготовки как детей, так и учителя.


Рис. 9

При изучении блока “Художник и город” параллельным классам можно давать разные задания или техники выполнения.

Детские коллективные работы служат прекрасным материалом для оформления выставок детского творчества на темы: “Мы архитекторы”, “По городам мира”, “Мы строим город будущего” и т.п.

В 4 классе коллективные работы выполняются то же в течение всего года. При изучении культуры своего народа, мы выполняем итоговую коллективную композицию “Праздники казахского народа”, “В казахском ауле”, “Обычаи казахского народа”, которая собирается из отдельных работ, выполненных учащимися в течение нескольких уроков (украшенные юрты, фигуры людей в национальных костюмах и т.п.). Работа может выполняться в парах, в небольших группах или всем классом на большом листе. Фон для коллективного панно выполняет отдельная группа ребят. Все задания для ребят заранее планируются учителем и распределяются на уроке. Готовые работы учащихся служат хорошим иллюстративным материалом для их последующих выступлений по выбранной теме. (Рисунок 10,11,12.)


Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12

Изучение тем связанных с культурой русского народа, дает нам возможность выполнять коллективные работы на темы: “Древнерусский город”, “В русской деревне”, “Русские народные праздники”. Техники выполнения можно использовать разные (мелки, гуашь, цветная бумага, коллаж) и формы организации коллективной работы тоже. Детские композиции, выполненные по одной теме, получаются очень разнообразные и не похожие в каждом классе. (Рисунок 13,14,15.)


Рис.13


Рис.14


Рис.15


Рис.16

В 5 классе при знакомстве с народным искусством ребята выполняют работы в парах по созданию макетов казахских юрт и русских изб. Детально познакомив учащихся с конструкцией и украшением этих построек, им предлагается выполнить макет по технологической карте. Оформление своей постройки учащиеся продумывают сами, сохраняя стилевые особенности. В конце работы учащиеся представляют свой проект с объяснением своей идеи и сообщением дополнительной информации по данной теме. (Рисунок16)

Тема “Современное декоративно-прикладное искусство” дает прекрасную возможность организовать работу в группах по созданию фризовой композиции на определенную тему, где каждая группа выполняет только часть работы, но по общему плану. Так по теме “Витраж” учащиеся разрабатывали эскиз для оформления бассейна. Была выбрана тема подводного мира. Каждая группа получила свою часть фриза с общей линией морского дна. После составления каждой группой своей композиции, все листы были собраны вместе и фон рисунка разбит на кусочки для цветового решения. Затем каждая группа продолжила свою работу уже в цвете. По окончании работы все рисунки опять были собраны во фриз. Работа, выполненная подобным образом на различные темы, может прекрасно украсить школу к тому или иному празднику. (Рисунок 17, 18)


Рис.17

В 6 классе выполнение коллективных работ используется по теме “Архитектура”. Учащиеся выполняют работы в группах или в парах по созданию проекта архитектуры будущего в технике аппликации или бумажной пластики. После окончания работы учащиеся защищают свой проект, представляя свою идею остальному классу.


Рис.18

Список использованной литературы:

  1. Б.М.Неменский. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
  2. Кузин В.С., Сиротин В.И. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. М.: “Дрофа”. 1999.
  3. Н.Загребельная-Раупова. Учебно-методическое пособие по изобразительному искусству. Алматы. “Энер”. 1997.
  4. В.И.Колякина. Методика организации уроков коллективного творчества. М.: ВЛАДОС. 2004.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т.д.); сюжетной , отображающей совокупность действий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Предметная аппликация.

К предметной аппликации относится вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги (листья сложной и простой формы, прямые и изогнутые ветки, вазы разных форм, вырезание деревьев, вырезание из бумаги, сложенной несколько раз; вырезание многоцветной аппликации) (рис. 1-2)

Рис. 1

Рис. 2

Декоративная аппликация.

Декоративность (от латинского слова decorare - украшать) - способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Цвет может быть реальным и условным. Декоративность особенно выразительна в аппликациях. Красивы декоративные аппликации на сувенирах из бумаги: коробках, познавательных открытках, закладках, адресах. Декоративными аппликациями оформляют альбомы, папки, стенды, стенные газеты. Праздничный вид имеют помещения, оформленные декоративными аппликациями по мотивам национальных орнаментов или дымковской, городецкой, жостовской, хохломской росписей.

Большое значение для декоративной аппликации имеет подбор образцов. Наглядный материал надо постоянно накапливать:

делать вырезки, зарисовки из журналов, книг, где печатаются рисунки, фотографии экспонатов выставок декоративно-прикладного искусства. В аппликациях декоративными могут быть как цвет, так и форма (рис.3)

Рис. 3

Сюжетная аппликация.

Сюжет - это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении.

Как отбирать сюжеты для аппликации?

Историческое прошлое страны, города, памятники старины, архитектуры могут служить темами сюжетной аппликации. Много интересных тем для композиции подскажут современная жизнь.

Обширный материал для сюжетной аппликации представляет художественная литература. Требования к подбору художественных произведений определяются возможностью передачи их содержания в аппликации. Отражая в работе главные события, описанные в произведении, надо стремиться к точной передаче сюжета художественного текста, взятого в основу аппликации.

Темами для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном совершенствуется технология выполнения аппликации, но ограничены возможности развития творчества, фантазии.

Так же как и в других видах аппликации, в сюжетной самый разнообразный материал дают зарисовки с натуры. Накапливать их надо постоянно, чтобы в дальнейшем использовать при составлении композиций.

Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.

Если сюжет несложный, изображение вырезают без предварительной разметки. Так выполняют сюжетную аппликацию (рис.4)

«Построение изображения» - Изображение тела лежащего на оси. Построение изображений. Перевернутое действительное увеличенное. Характеристикаизображения. Линзы. Прямое мнимое уменьшенное. Изображение. Рассеивающая линза. Собирающая линза. Недостатки зрения.

«Построение правильных многоугольников» - Центр – точка пересечения серединных перпендикуляров. Доказал возможность построения правильного 17-угольника. 1) АО, ВО- биссектрисы, многоуг. правильный, тогда?1= ? 2= ? 3= ? 4 ?>. 2) Построим отрезок ОС, ?АОВ=?ВОС, т.к. ОВ-общая, ?3=?4, АВ=ВС. 3) Построим отрезок ОD, аналогично?ВОС=?СОD и ОС=ОD.

«Построение циркулем и линейкой» - Историки. Какие знания и понятия о циркуле выходят за пределы школьной геометрии? Как с помощью трисектора разделить угол на три равные части? Геометры. Исследователи. Кто и когда изобрёл циркуль? Природа сложна, Но Природа одна Законы Природы едины. Как разделить с помощью циркуля и линейки любой угол пополам?

«Построение диаграмм» - Основные элементы диаграммы. Гистограмма (столбчатая диаграмма). Для сравнения нескольких величин в одной точке. Изменение размеров диаграммы. Этапы построения диаграммы. Выделить диаграмму мышью; Потянуть за любой квадратный маркер; Снять выделение. Может отображать несколько серий данных в процентном соотношении.

«Построение графиков функций» - График функции y = sinx. Выполнила: Филиппова Наталья Васильевна учитель математики Белоярская средняя общеобразовательная школа №1. Тема: Построение графиков функций. Алгебра. Построить график функции y=sin(x) +cos(x). Построение графика функции y = sinx. Линия тангенсов.

«Построение диаграмм и графиков» - Delphi. Изменить тип диаграммы. «Отображение графической информации в Delphi». Из нескольких компонентов Shape можно создавать несложные рисунки. Рассмотреть пример построения графика функции y = Sin(x). Рассмотреть пример. Цвет данных на диаграмме. Добавить серию данных. Перейти на пример. «Отображение графической информации в Delphi» План темы.

Аппликация как одна из техник декоративно-прикладного искусства и

Методика выполнения аппликационных работ с разными материалами

в детской школе искусств

преподаватель художественного отделения

Введение

Цель работы: Изучить теоретический аспект темы и разработать методику планирования и организации занятий по аппликационным работам с разными материалами в детской школе искусств.

Объект работы: процесс обучения декоративно-прикладной композиции в детской школе искусств на художественном отделении.

Предмет работы: методика аппликационных работ с разными материалами в детской школе искусств на художественном отделении.

В данной методической работе мы раскрываем процесс выполнения аппликационных работ обучающимися и выявляем какое влияние он оказывает на развитие школьника, приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетического воспитания.

История вопроса . Аппликации были известны уже в древнем Египте, Греции и Риме. В ХVI веке аппликации были излюбленным декоративным элементом. Чаще всего ими украшали облачения священнослужителей, например ризы, балдахины, а также использовали для оформления интерьера, аппликацией украшали покрывала, подушки, занавески и т. д.

С давних пор аппликацию используют для украшения народных костюмов. Их нашивали на юбки - поневы, сарафаны, тулупы, туфли, головные уборы . Используя для этого красивые нитки, бусинки, стеклярус, бисер, жемчуг.

Аппликация является популярным и эффективным украшением любой одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев. Они являются отличительной особенностью детской одежды. Очень привлекательно они выглядят на фартуках, прихватках, салфетках, скатертях подушках, ковриках ит. д. Также можно использовать при ремонте одежды, скрывая, дополнительные швы, дефекты, вставки или петли. Аппликация выполняется из кусочков фетра, обрезков мягкой кожи и разных материалов с плотным переплетением нитей в тканях.

Аппликация - способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и т. д. разнообразного материала. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.

Раздел 1. Аппликация, как одна из техник декоративно-прикладного искусства

Апплика́ция (лат. application - прикладывание, присоединение) - способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства.

Это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветных бусин, бисера, шерстяных нитей, всевозможной материи (бархат, атлас, шёлк), высушенных листьев. Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребёнку для создания изображения, а мозаику - нет.

В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются: силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Виды аппликационных работ

Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т. д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т. д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т. е. оформление заголовков, текстов.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, "слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т. д.).

Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т. д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности.

Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

Другой вариант использования геометрических форм - конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т. д.). Такое "плоскостное моделирование" из фигур одинаковой или различной формы несмотря на упрощение и стилизацию дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Возможно и использование геометрических фигур в соседстве с негеометрическими, когда нужно передать особенности формы таких предметов, как мяч, шар, дом и т. п.

Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.

Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой.