Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников. Коллективная работа в детском саду из бумаги «Птицы

  • 03.03.2020

Коллективные творческие дела в детском саду

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Если в творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью), значит эти стороны личности мы и должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество.

Большое значение для формирования творческих способностей имеют коллективные творческие дела.

- это эффективный метод воспитания, обучения и развития воспитанников, основанный на позитивной деятельной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Коллективная творческая деятельность – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый.

Введение новых ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) в дошкольное образование диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС ДО. А творческая деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.

Работая с детьми своей группы «Капелька», я особое внимание уделила коллективной творческой деятельности. Поводом послужило то, что некоторое время мои воспитанники терпели неудачи в мероприятиях, где нужно было коллективно «бороться» за призовые места: дети не сотрудничали, а соперничали, каждый был сам за себя, в коллективе отсутствовал «дух команды». Нужно было как-то сплотить детей, заинтересовать, объяснить… Выход из сложившейся ситуации нашла в коллективных творческих делах , через которые и коллектив группы можно сплотить, и творчество детей развить.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга по характеру общей практической заботы.

Художественные коллективные творческие дела . Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (лепка, аппликация, рисование).

Трудовые коллективные творческие дела. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (Проводились мероприятия: «Подарок друзьям», «Трудовой сюрприз», «Книжная мастерская»).

Познавательные коллективные творческие дела. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные коллективные творческие дела обладают богатейшими возможностями для развития у дошкольников таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (Мероприятия: «Вечер веселых задач», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн», экскурсии, проекты «Чудо город», «Крапива», «Береги птиц»).

Спортивные коллективные творческие дела. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (Мероприятия: «Веселые старты», «Зов джунглей», «Лыжня России», «Кросс нации»).

Общественно-патриотические коллективные творческие дела. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (Мероприятия: «День знаний», «Новогодний праздник», «День Защитников Отечества», «Международный женский день 8 Марта», «День Победы», проект «Моя семья»).

Организаторские коллективные творческие дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности (Мероприятия: дни рождения воспитанников, конкурсы рисунков и поделок).

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Используя в своей работе все виды коллективного творчества, заметила, что дети научились согласовывать свои действия, мнения, быть внимательными к чувствам и эмоциям других людей, планировать свои действия, определять их последовательность.

Вся моя работа по развитию коллективного творчества у детей дала хорошие результаты. Мои воспитанники стали победителями в территориальных мероприятиях: Муниципальный фестиваль «Эта добрая сказка», «Самая красивая» - Гран-при; Муниципальный фестиваль «Русская душа» - I место; Муниципальный фестиваль детского творчества «Радуга планеты детства» Гран-при и два первых места.

А также мои дети - активные участники и победители областных, всероссийских и международных конкурсов и мероприятий: Общероссийская акция «Дерево-память»; 5 Всероссийский Фестиваль науки NAUKA 0+ Конкурс детского рисунка «Мир науки глазами детей» - I место; Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «Пернатые друзья» - I и II места; Международный конкурс детского творчества «Краски», Конкурс рисунков «Мир глазами детей» - II, III места; IV Международный конкурс детского рисунка «Дружат дети на планете», Открытый межрегиональный турнир способностей «РостОК-SuperУм» для детей старшего дошкольного возраста - I, II, III места.

Я горжусь своими воспитанниками и результатами проделанной работы.

Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе.

Актуальность становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

Творческая коллективная деятельность рассматривается как созидающая творческая деятельность, когда ребенок, обученный творчески действовать в одной области деятельности, распространяет это в другую область деятельности.
Творческая коллективная деятельность подразумевает одно из важнейших направлений развивающего обучения - формирование и развитие творчества в регулярной деятельности детей.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ

На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).

В процессе выполнения коллективных работ осуществляетсянравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, под­сказывать;

- договариваться о совместной работе, ее содержании;

Планировать свою работу, определять ее последова­ тельность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

На занятиях по рисованию, лепке и аппликации в старшей группе дошкольники усваивают навыки совместной деятельности. Они учатся договариваться о содержании коллективной работы, обсуждать приемы и композиционные решения, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
До начала занятия воспитатель должен четко спланировать этапы работы, продумать, как разместить материалы и оборудование. При распределении заданий учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, уровень умений и навыков.

Беседы, рассматривание иллюстраций и репродукций на подготовительном этапе расширят знания детей по теме, сформируют у них яркие образы и желание воплотить их в рисунке или аппликации. При обсуждении будущей работы важно подчеркнуть необходимость совместных усилий для достижения наилучшего результата и невозможность воплотить масштабный замысел без помощи других детей.
Во время занятия основной задачей педагога является создание условий для творческого взаимодействия детей, для формирования умений совместно решать художественные и технические задачи. Доверительная атмосфера в процессе работы (при обсуждении деталей оформления, выборе места их размещения), желание помочь товарищу и умение принять эту помощь - все это сближает детей и сказывается на качестве работы.
На заключительном этапе занятия воспитатель должен не только обсудить результаты деятельности детей, но и отметить, что никто из них в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет дошкольникам ощутить преимущество совместной деятельности, создаст положительный эмоциональный настрой для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Пример из опыта педагогической работы. Рисование по представлению «Планеты и ракеты» (создание коллективной композиции).

Цель : изготовить красочную композицию для украшения интерьера группы к 50-летию со дня полета в космос Ю.А. Гагарина.

Предварительная работа : в совместной с воспитателем беседе дети делились тем, что они знают о космосе. Воспитатель в доступной форме рассказала ребятам о космосе и космонавтах, сопровождая повествование красочными фотографиями, записями песен о космонавтах.

В группе педагоги организовали выставку детских книг: «Просторы звездного неба».

Дети дружно рассматривали иллюстрации и обсуждали их.

Разучили подвижную игру «Путешествие к звездам».

В игре «Запуск ракеты» тренировались в обратном счете, сравнивали числа, стоящие рядом в числовом ряду 1-10.

Коллективная работа по созданию композиции «Планеты и ракеты» была организована в течение двух из последующих дней.

Ход работы.

Воспитатель показывает детям основу для будущей композиции – большой черный лист бумаги, читает строчки из стихотворения В.П. Лепилова «Космическая сказка»:

Окрашен космос в черный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны…

Сейчас на этом большом черном листе ничего нет. Но скоро появятся звезды, планеты, кометы, космические корабли. И сделаем всё это мы с вами – создадим свой «маленький космос». Подумайте, что из космических объектов вы хотели бы нарисовать. Поделитесь друг с другом об этом, какие краски будете использовать в рисунке.

Дети договариваются между собой о том, кто что будет рисовать: звезды, планеты или другие космические объекты.

Ребята воплощают задуманное в рисунке на отдельных листках.

Готовые рисунки сохраняются до следующего дня.

На следующий день, когда запланировано занятие рисованием или аппликацией, воспитатель выставляет рисунки детей и спрашивает о том, каким образом можно поместить нарисованные ракеты, звезды, планеты и кометы на большой черный лист.

Дети отвечают, что рисунки можно вырезать и наклеить.

Ребята, которые умеют хорошо вырезать, помогают тем, у кого это не очень хорошо получается.

Из вырезанных рисунков составляется и наклеивается композиция на большой черный лист.

«Россыпь» звезд можно нарисовать кончиком тонкой кисточки белой гуашью.

Готовая композиция вывешивается в группе для общего обзора и обсуждения.(см. приложение 7)

Воспитатель или подготовленный ребенок читает строки из стихотворения Л. Алейниковой «Ракета и салют»:

Взял я краски почудесней,

И веселой кистью, с песней

Чудно все разрисовал, -

Праздник сам себе создал!

В небо вырвалась ракета,

Из нее летит сноп света, -

Звезды радостно снуют,

Сыплют сказочный салют.

Мероприятие заканчивается записью песен о космонавтах.

Обычно на занятиях в детском саду каждый ребёнок индивидуально выполняет свой рисунок, лепку, аппликацию . Но особое удовольствие детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие работы называются коллективными.

В коллективном изобразительном творчестве могут создаваться не только панно, но и плакаты, стенгазеты, оформление для спектаклей, праздников, досуга. Вместе дети могут подготовить декорации и маски к играм-драматизациям, а затем все вместе разыграть сюжет сказки, рассказа.

Обычно такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в лёгких формах, когда каждый ребёнок выполняет отдельно свою часть изображения, которая затем станет фрагментом общей работы. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если её результат имеет общественную ценность.

В основе каждой коллективной работы - специально разработанный игровой сюжет. Ребёнок выполняет свою часть работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Планирование здесь весьма простое: задание каждому выдаётся в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии это происходит в ходе коллективного обсуждения всеми участниками, когда нужно суммировать результаты.

Занятия, построенные на основе совместно-индивидуальной формы организации деятельности, позволяют сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении этих работ единство группы имеет формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапах планирования и оценки, что осложняет формирование умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования.

Совместно-последовательная работа

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности предполагает постепенное выполнение действий участниками, когда результат действия одного участника становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер, этот же принцип лежит в основе спортивных эстафет. В художественной деятельности взрослых эта форма также находит применение, например, в художественной промышленности: один разрабатывает форму керамических чашек, другой их формует, третий делает роспись и т.д. Такая форма находит применение в трудовом обучении, так как позволяет в игровой форме воспроизвести конвейерную линию.

В качестве примера рассмотрим выполнение объёмной работы на тему «Зимняя сказка» (фабрика снеговиков) в старшей группе. Занятие представляет собой игру, синтезирует коллективное литературное и конструктивное творчество. Дети распределяются по четыре человека на линии. Задачи, стоящие перед каждым, просты: скатать три комочка разного размера из салфеток; склеить детали между собой в соответствии с полом снежного человечка, завершить образ снеговика из предложенных деталей. С конвейерной линии попадают в «Зимнюю сказку» по три снежных человечка.

Совместная деятельность способствует формированию умений координировать совместные действия. В этих условиях неудача одного ребёнка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы, к общей неудаче.

При такой организации деятельности дети от первого и до последнего этапа работают совместно, постоянно что-то добавляя к общей композиции, совершенствуя её выразительные, содержательные характеристики. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределённых заранее и выполненных индивидуально деталей работы, это в полном смысле слова плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. От каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовать свои идеи с задачами
общей работы.

Эта работа предполагает наличие у детей способностей работать в коллективе и выступает средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и оценивать результаты коллективного творчества.

Мы разработали задания, когда группой создавалась одна, общая композиция, но игровые сюжеты позволяли придать процессу творческого взаимодействия ступенчатый характер. На первом этапе дети работали в парах или небольших группах, на последующих взаимодействие осуществлялось между этими парами и группами.

Если первая проблема успешно решена и между участниками работы не возникло непреодолимых разногласий на этапе планирования, то следующий этап согласования совместных действий проходит относительно безболезненно. Не без споров, но без ссор и обид. Необходимо корректировать отношения детей. Обычно одна-две пары не справляются с заданиями. Более сложного подхода к распределению обязанностей требует взаимодействие в крупных объединениях. Особенно это важно при выполнении первых композиций. Внимание следует уделять комплектованию групп: на основе наблюдения, личных симпатий, желания работать вместе. Это упрощает процесс приобретения детьми первых умений и навыков работы в небольших группах. Более сложный вариант - взаимодействие между группами. Правильно построенное обсуждение завершенных композиций способствует развитию творческого воображения детей. Это поможет формированию оригинальности и гибкости мышления детей.

Никто из детей в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет детям ощутить преимущества совместной работы. Создаст хороший эмоциональный фон для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Лидия Пашинцева, воспитатель детского
сада компенсирующего вида № 94

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия (уроки)? Такой вопрос часто задают педагоги.

Прежде всего о времени их проведения. Работа может осуществляться как на занятиях (в детском саду), так и на уроках (в школе), а также в свободное от занятий время и в группе продленного дня. Если композиция, которую предстоит создать детям, многопредметная, многоплановая, работе над ней можно посвятить 2-3 занятия или урока.

Для создания общих композиций дети могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет (в рисовании или аппликации) узор для середины ковра, другая - разрабатывает украшение поля, третья - готовит части узора для каймы, углов. На другом занятии дети создают картину уголка природы в детском саду. При этом также можно организовать работу по подгруппам: одна - вырезает и наклеивает растения, другая - готовит обитателей клеток, аквариума, еще одна группа может вырезать камешки для аквариума, клетки, веточки для птиц и другие необходимые для уголка предметы. Затем все части объединяются в общей композиции. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и каждому найдется дело по силам. Воспитателю необходимо уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

Выбор той или иной формы организации коллективного занятия зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповом занятии или в свободное от занятия время, в процессе самостоятельной художественной деятельности детей.

Вот так, например, можно провести занятие по рисованию коллективной картины «Лес» (эта тема приемлема для создания коллективной композиции детьми всех возрастных групп детского сада и учащимися начальной школы). Конечно, сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Для картины подбирается лист бумаги, цвет которой зависит от того, в какое время года изображается лес (для зимнего пейзажа может быть использован белый или голубой лист, для весеннего - светло-зеленый, светло- желтый или светло-голубой, для осеннего больше подойдет светло-желтый, золотисто-охристый, светло-оранжевый и др.).

Разумеется, созданию изображения должна предшествовать большая работа по накоплению и обогащению накопленного опыта, уточнению представлений детей. Этому будет способствовать знакомство с изобразительным искусством, организация целевых прогулок и экскурсий, наблюдения, чтение произведений художественной литературы.

Выполнение коллективной композиции на тему «Лес» может быть организовано так: большой лист бумаги прикрепляется к доске или мольберту на высоте, удобной для рисования детей. Одновременно рисовать могут двое-трое детей. Остальные сидят перед доской полукругом (такая организация целесообразна, когда ребят в группе немного, иначе создание композиции затянется во времени и дети будут изнывать в ожидании своей очереди выхода к доске). Можно использовать два листа для создания двух композиций. В этом случае дети делятся на две подгруппы и каждая создает свою картину. Обе картины затем могут быть объединены.

Организация может быть и другой. На составленные в длинный ряд (или два, в зависимости от числа присутствующих детей) столы помещается длинный лист бумаги (можно использовать обратную сторону обоев). Дети садятся или стоя выполняют композицию. Каждый ребенок рисует столько деревьев и других объектов леса, сколько захочет. Когда картина будет закончена, дети отступают на шаг или два от столов, чтобы лучше было видно нарисованное всеми и можно было всем вместе полюбоваться картиной. Если кто-то из детей изъявит желание дополнить сюжет изображением солнышка, облаков или падающим снегом, идущим дождем, лесными обитателями, надо предоставить им эту возможность. Если время урока (занятия) не позволяет, это можно осуществить в группе продленного дня, в свободной деятельности. Мы уже говорили, что коллективную композицию на эту тему можно предложить детям любой возрастной группы. Содержание изображаемого будет зависеть от возрастных особенностей детей. Готовую картину хорошо повесить в групповой комнате, в раздевальной, в вестибюле, зале детского сада, чтобы можно было еще и еще полюбоваться своим произведением и чтобы ее могли рассмотреть другие дети, родители, сотрудники учреждения.

Законченная композиция может быть использована в качестве декорации для игр-драматизаций по сказкам, в которых действие происходит в лесу. Она может послужить украшением зала к зимнему празднику, вечеру досуга. Подобным образом могут быть выполнены композиции на другие темы («Цветущий сад», «Подводное царство» и т. п.), которые тоже могут быть использованы в жизни детей, в их играх.

Примерно так же может быть организовано занятие по рисованию, аппликации картины цветущего луга (реки, где плывут лодки, купаются дети и т. д.). Очень хорошо выбор цвета бумаги и всю композицию обговорить с детьми. Вообще, советуясь с детьми, педагог способствует развитию их активности, творческой самостоятельности. Дети при таком руководстве учатся коллективному обсуждению предстоящей творческой деятельности, ее планированию, распределению усилий между всеми участниками, понимают участие каждого в общей композиции, учатся прислушиваться к мнению других. Постепенно дети «покрывают» луг цветами. Лист бумаги круглой формы подойдет для клумбы. Так на глазах детей их общими усилиями создается яркая, вызывающая эстетическое чувство радости, картина. Коллективная композиция на тему «Цветы» может быть выполнена и как «Корзина цветов», «Букет в вазе», «Гирлянда цветов» и т.п. Корзину или вазу можно вырезать заранее.

В средней группе (а также в старшей и подготовительной) на коллективном занятии дети могут в аппликации изобразить «Веселый поезд», «Голубую стрелу» (по сказке Дж. Родари). Поезд составляется из вагончиков, созданных в процессе индивидуальной работы каждым ребенком. Цветовое решение каждой композиции зависит от того образа, который создают дети, и это надо обсудить с ними.

С детьми старшей группы может быть создана в рисунке, аппликации декоративная композиция по мотивам народного искусства. Организовать такое занятие можно по-разному. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате (распределение бумажных заготовок, на которых будет создаваться узор, может быть сделано воспитателем, с учетом уровня овладения детьми изобразительной деятельностью или предлагается на выбор детям). Когда составление узоров закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства: городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить детям выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других росписей. Надо шире использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Вообще местный компонент народного искусства должен стать основой работы и в школе и в детском саду.

Работу над декоративной композицией можно организовать и по-другому. Вместе с детьми воспитатель на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать, где и как будет размещен узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе советуются, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, а затем по углам и кайме. Такой узор могут выполнить двое-трое или четверо детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

О Коллективная декоративная композиция может быть и более сложной: «Сказочный домик» - дети создают орнаментальные композиции, которыми украшается фасадная часть домика: стена, окошко, фронтон и др. По мотивам дымковской игрушки или Городецкой росписи может быть создана композиция на тему: «Веселая карусель», «Веселый хоровод». Для их создания воспитатель готовит из белой бумаги силуэты дымковских игрушек или из охристой (можно другого цвета, в соответствии с используемым в качестве фона в городецких изделиях), которые дети затем расписывают. В этом занятии могут участвовать дети разных возрастных групп. Когда роспись выполнена, дети вместе с воспитателями изготовляют карусель, хоровод и т.п.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожок. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу. Большего эффекта при этом можно добиться не прямыми указаниями, волевым решением, основанным на авторитете взрослого, типа: «Алеша интересно придумал узор для варежек, рисуйте так, как он». А предложить каждому из участников сделать набросок своего узора для варежек, а потом договориться, какой из них украсит кайму внизу рукавички, какой - середину внешней стороны, а какой - верхнюю часть, где «прячутся» пальчики.

Декоративные композиции могут выполняться и в аппликации. Работу можно осуществлять на занятии и в свободное от занятий время.

Интересное коллективное занятие мы наблюдали в г. Кинешма Тверской области. Местная художница, которая часто приходит к детям, подарила им изготовленных ею кукол. И на занятии дети решили сделать для них сказочный домик. Воспитатель вместе с детьми (старшая группа) приготовила брусочки из плотной бумаги с прорезанными дырочками в верхней и нижней стороне бруска. Дети расписывали одну сторону бруска (кирпичика). И расписанные узором кирпичики нанизывались на заранее изготовленную конструкцию. На глазах детей возникла декоративно расписанная стена сказочного дома, которая завершается расписанными ранее фронтоном и крышей (роспись фронтона может осуществляться педагогом совместно с детьми в свободное время).

Q Опишем еще одно коллективное занятие, проведенное в старшей группе детского учреждения № 371 г. Москвы. Тема коллективной аппликации - «Цирк». Занятие проводилось в зале. Дети входят в зал под звуки известной песни «Цирк*. После того как дети прошли по залу и остановились, воспитательница беседует с ними о цирке. Спрашивает, были ли они в цирке (все дети ходили в цирк, а некоторые не один раз). «А правда ли,- спросила воспитательница,- что в цирке можно встретить настоящих диких зверей?* Дети наперебой стали называть зверей, которых они видели в цирке (медведь, тигр, львы, пантеры и др.). «А что же они там делают?» - удивляется воспитательница. Дети рассказывают, как выступают звери, танцуют, прыгают в горящие обручи и т.п. Воспитательница спрашивает, кто всему этому учит зверей. Дети отвечают. Затем педагог предлагает детям сделать цирк: «Представьте,- говорит воспитательница,- что к нам пришел добрый волшебник и превратил наш зал в цирк. Посмотрите, вот уже готова арена цирка*. Показывает большой лист бумаги, на котором нарисован или наклеен большой зеленый круг - арена. «Давайте поможем доброму волшебнику и вырежем разных диких зверей». Дети с радостью соглашаются. Им предлагают сесть за столы, где все приготовлено для вырезания и склеивания разных животных. Лист - арена раскладывается на другом столе, где тоже все приготовлено для наклеивания. Дети начинают работать. Воспитательница подходит к детям, обговаривает с каждым, кто что вырежет. На мольберте прикреплены картинки, изображающие разных диких животных, если у детей возникают затруднения, требующие уточнения представлений о том, как выглядит то или иное животное, то они подходят к мольберту, рассматривают иллюстрации. По мере готовности изображений дети подходят к столу, где расположена арена, и раскладывают вырезанных ими животных. Педагог подходит к этому столу, вместе с детьми советуется, как лучше расположить изображенных зверей. Наконец картина готова. Дети радуются вместе с воспитателем. В это время вновь звучит музыка, в зал вбегает веселый клоун. Он приглашает детей в хоровод. Все весело танцуют.

Дети старшей подготовительной группы и начальных классов могут создавать декоративные композиции по мотивам разных видов народного декоративно-прикладного искусства, а также в свободной манере, используя элементы растительного или геометрического орнамента.

Темы таких занятий: «Город мастеров», «Дымковский хоровод», «Сказочные животные», «Сказочные птицы» и другие.

Многие коллективные картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное от занятий время в группе продленного дня композиция может обогащаться, расширяться, дополняться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те, которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми. Мы заметили, что такая форма организации работы нравится детям, и они получают эстетическое удовольствие, рассматривая законченную композицию, к чему тоже следует привлечь всех детей.

О предстоящей коллективной работе следует сказать детям и учить их совместным обсуждениям, решениям, действиям. Содержанием коллективной работы фактически может стать почти каждая тема, предлагаемая детям для изображения: «Рыбки в аквариуме», «Неваляшки гуляют», «Тележки едут по дороге и везут разные грузы» и другие, о чем говорилось выше. Продумывая темы коллективных композиций, педагог должен исходить из интересов и возможностей детей. Следует избегать формализма и шаблонов. Важно, чтобы предложение педагога выполнить коллективную работу вызывало у детей положительный эмоциональный отклик. А это возможно только тогда, когда тема будет близка детям, связана с их жизнью, с разнообразными детскими играми, когда тема соответствует детским впечатлениям.

Если в группе воспитываются дети разных возрастов, полезны разновозрастные объединения. Методика таких занятий разработана кандидатом педагогических наук Т.Н. Дороновой и кандидатом психологических наук С.Г. Якобсон. Совместно выполняя рисунок, лепку, аппликацию, малыши учатся у старших, старшие дети учатся терпеливо относиться к неумению младшего, объяснять, как лучше выполнить работу. Важно только обращать внимание на то, чтобы старшие не лишили младших самостоятельности, не брали на себя самую интересную часть задачи и т.д. Интересно отметить, что объединение детей в пары для создания общей композиции широко используется в работе по изобразительной деятельности с детьми в японских детских садах. Разнообразными могут быть темы таких занятий и формы организации. Так, дети могут создавать рисунок на одну тему: например, ?Лесная полянка летом», ?Бабочки летают над лугом» и многие другие. Дети, договорившись об общей композиции, рисуют или вырезают и наклеивают каждый на своей половине листа, можно на отдельных листках, сверяя ход работы и решение композиции, колорит картинки и т. п. ЗДесь каждый ребенок работает как бы отдельно. Один ребенок может изображать одни деревья и цветы, другой - другие; один может нарисовать лесных зверушек, а другой - летающих бабочек, пчелок и т.д. Если дети договорились об общем композиционном решении, о материалах, в которых будет исполнено изображение, общая композиция не только не пострадает, но и станет даже богаче и интереснее.

В другом случае содержание изображений двух детей может быть почти идентичным. Например, при создании в аппликации картины на тему: ?Мишки занимаются зарядкой», или?Мишки играют», или?Клоуны выступают в цирке» и т.д., каждый ребенок вырезает и наклеивает своего мишку, клоуна, а затем те предметы, которые они держат в ладонях или в которые играют.

Интересными для детей являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и взрослые, последние выполняют ту часть коллективной работы, которая не по силам детям (фактически часто воспитатели так и делают, но отдельно, без присутствия детей, и ребята не видят, как действует педагог). Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию?Птицы на ветке (дереве)» заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предстоит вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в подготовке такого изображения Вместе с тем, в таком виде работы и взрослый, и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, дети имеют возможность более непосредственно общаться с педагогом, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, ее хода, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей и педагога осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует воспитатель и обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их самостоятельности, возможности высказать свое мнение.

В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации, атрибуты для игр драматизаций по литературным произведениям: «Теремок», «Кот, петух, лиса», «Гуси-лебеди» и другие.

Интересной формой коллективного изображения может быть панорама. Этот вид изображения позволяет объединить детей разных групп: дошкольников, младших школьников. При этом панорама, являющаяся многоплановой и многофигурной композицией, создается на нескольких занятиях, уроках. Каждая группа детей может работать над изображением в разное время: так первоклассники или старшие дошкольники могут на уроке рисования на длинном листе бумаги рисовать пейзаж (его тема может быть разной, что определяется общей темой панорамы). Пейзаж будет (расположен вертикально) дальним планом и фоном панорамы. Затем оформляются ближние планы. Изображения этих планов располагаются на горизонтальной полосе, ширина которой может быть разной. Эта часть пейзажа может быть лесной опушкой, полянкой, частью сквера, улицей города и т.п. Соответственно содержанию она и разрисовывается, а затем на ней располагаются изображения, содержание которых определяется задуманной композицией. Для передачи ландшафта (горки, бугорки, кочки и др.) можно использовать технику папье-маше. Изображения передних планов могут быть объемными, их дети уже других классов или групп детского сада создают из глины, пластилина. Они могут быть изготовлены из бумаги (плоскостными или в технике оригами). Так могут быть созданы панорамы по содержанию разных сказок. И их можно использовать для показа театрализированного представления, для рассказывания сказок детьми. Созданная совместно с другими детьми панорама позволит детям ярче представить происходящее, глубже пережить сюжет, лучше его запомнить.

Темой панорамы могут быть не только сказки, но и другие литературные произведения, жизнь детей, например, зимние забавы, события, происходящие в мире (спортивные соревнования, праздники, отдых людей, космодром и т. п.).

Какие темы коллективных композиций могут быть использованы в работе с детьми разных возрастных групп?

Далеко не всегда можно четко распределить темы и отнести их к конкретной возрастной группе детей. Многие темы могут быть решены детьми разного возраста, и младшего, и старшего. Различие будет заключаться в сложности разработки темы: содержании изображений, их композиции, цветовом решении, деталировке изображений и т.д. К таким темам можно отнести, например, пейзажи: «Лес» - в разные времена года, «Цветущий луг», «Птицы на ветке» (или на кормушке) и другие. Тем не менее назовем некоторые возможные темы для коллективных композиций применительно к разным возрастным группам. Разумеется, темы, предлагаемые нами, следует рассматривать не как обязательные, а как возможные варианты. Каждый педагог может определить темы коллективных работ для своей группы детей, исходя из уровня развития их изобразительной деятельности, окружающего детей мира, их интересов, жизненного опыта.

Назовем примерные темы коллективных композиций для детей разных возрастных групп.

Темы для группы детей 3-4 лет:

  • ? Разноцветные шары (аппликация, рисование).
  • ? Зимний лес (рисование).
  • ? «На деревья, на лужок тихо падает снежок» (рисование).
  • ? Неваляшки гуляют (лепка, аппликация).
  • ? На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация. В этом случае изображение дерева при детях создает воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья).
  • ? Расцвели красивые цветы (аппликация или рисование).
  • ? Цыплята гуляют по травке (лепка, аппликация, рисование).
  • ? Украсим нашу группу к празднику весны (шарами, цветами, флажками).

При создании последней работы можно сочетать и рисование, и аппликацию. Подобное занятие может быть проведено и к новогоднему празднику. Вместе с детьми воспитатели могут создать новогоднее панно. Воспитатель вырезает и наклеивает большую елку или Деда Мороза, Снегурочку. Делать эту часть общей композиции нужно при детях, чтобы дети были пусть даже пассивными участниками этой деятельности педагога. А затем дети могут наклеить готовые украшения на елку, костюм Деда Мороза или Снегурочки, а также шары, гирлянды огоньков, бус, флажков и т. д.

Некоторые из тем занятий, предложенных для малышей, могут быть использованы в работе с детьми средней группы, например, украшение групповой комнаты к празднику, но при этом дети 4-5 лет некоторые украшения могут вырезать сами.

Примерная тематика коллективных работ в средней группе может быть такой:

  • ? Осенний лес (рисование).
  • ? Осенний ковер (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам).
  • ? Птицы на кормушке (лепка).
  • ? Птицы на ветке (дереве).
  • ? Веселая карусель (по мотивам дымковских игрушек. Для этой композиции воспитатель готовит силуэты дымковских игрушек из белой бумаги, а дети их расписывают. Затем конструируется карусель).
  • ? Сказочное дерево (рисование, аппликация).
  • ? Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке или аппликации).
  • ? Сказочная страна (аппликация: дети украшают вырезанные ими домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, про- тонированном в соответствии с колоритом сказочной страны: небо, земля, трава и т. д.).
  • ? По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация).
  • ? На клумбе расцвели красивые цветы. Для этой картины хорошо подобрать бумагу зеленого цвета в форме круга. Цветы дети могут нарисовать или вырезать и наклеить. Чтобы облегчить детям решение темы и способствовать разнообразию изображения цветов, целесообразно в группе поставить большой букет цветов, тогда каждый ребенок сможет разнообразить свои впечатления. Если трудно найти разнообразные цветы, можно воспользоваться иллюстрациями, репродукциями с картин художников. Подобное занятие может быть проведено и в старшей группе.

Мотивом коллективной композиции может послужить литературное произведение. Например, стихотворные строчки:" «На пруду камыши, расплескались там ерши, круг постарше, круг помладше, круг - совсем малыши» могут стать темой общей композиции, в которой будет передан образ пляшущих рыб, объединенных в хороводы.

Темы коллективных композиций для детей старшей и подготовительной группы и 1-2-го классов школы:

  • ? Витрина магазина игрушек. Композиция может быть выполнена в аппликации и рисунке.
  • ? Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами) - аппликация.
  • ? Наш уголок природы (аппликация).

Все названные композиции могут быть выполнены при совместно-индивидуальной форме организации детей или при совместно-последовательной деятельности.

Композиции могут быть сюжетными:

  • ? Осенний парк (волшебный сад).
  • ? На катке (аппликация или рисование).
  • ? В зоопарке (аппликация).
  • ? Веселый поезд (аппликация или рисование. Сначала дети вырезают и наклеивают вагоны, а затем рисуют пассажиров, которыми могут быть куклы, животные и т. п.).
  • ? Зимние забавы (аппликация).
  • ? Наш город.
  • ? Сказочное царство (при создании этой композиции могут быть использованы все виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация).

Разумеется, все предлагаемые темы являются примерными. Педагоги, исходя из специфики окружения детского сада, школы (а целый ряд тем, рекомендованных для старших дошкольников, как показывает наш опыт, вызывает интерес и у младших школьников), могут менять как тематику коллективных композиций, предлагаемых детям, так и материалы, в которых они будут воплощаться.

Широкое включение в работу по изобразительной деятельности коллективных форм позволит сделать ее интересной и привлекательной для детей. И что тоже важно, эти занятия очень значимы для формирования личности ребенка, его отношения к миру, людям, искусству.

Коллективные детские композиции, так же как и индивидуальные, должны быть тесно связаны с жизнью детей, получаемыми ими впечатлениями. Но по сравнению с индивидуальными рисунками, лепкой, аппликацией эти работы в силу их широкой масштабности, многопредметности, необходимо привлечь в многообразный детский опыт.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Поляна с цветами и бабочками» (коллективная работа в технике оригами)


Автор: Сафонова Ольга Владимировна
Место работы: воспитатель, МБДОУ "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида" г. Ковылкино, Республика Мордовия

Цель: совершенствовать творческие способности детей посредством оригами.

Задачи:
-познакомить детей с фазами развития бабочки, особенностями ее образа жизни.
- закреплять умение детей создавать поделку (бабочку) из базовой формы «двойной треугольник», дополняя образ необходимыми деталями;
-закреплять умение складывать цветок тюльпана в технике оригами, используя базовые формы «конверт» и «воздушный змей»;
- развивать мелкую моторику;
-развивать глазомер, умение соблюдать симметрию в создании узора на крыльях бабочки;
-развивать навыки коллективной творческой деятельности;
-развивать интерес к жизни насекомых;
- воспитывать умение замечать красоту природы, желание любоваться ею,
беречь её.

Материалы для занятия:
весенняя поляна нарисованная на ватмане;
колокольчик;
иллюстрации с фазами развития бабочки;
бабочка;
пооперационные карты;
музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского;
бумага разного цвета;
ножницы;
клей;
фото бабочек.

Предварительная работа:
беседа на тему: «На нашей улице весна»
рассматривание фотоиллюстраций весенней природы.
чтение рассказа Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна».
заучивание стихов о весне.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Обратите внимание на гостей. Поздоровайтесь с ними. Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие на лесную полянку.
Для того чтобы оказаться там, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.
Воспитатель:
Итак… реснички опускаются,
Глазки закрываются.
На весеннюю поляну мы с вами отправляемся…
(звучит спокойная музыка, выставляется весенняя поляна)
Вот и лёгкий ветерок
Наших щёк касается,
Солнышко лучистое всем нам улыбается.
Здесь нам дышится легко,
Ровно, ровно, глубоко.
Вот и ветер, наш дружок
Всем принёс он холодок.
Колокольчик он задел,
Колокольчик зазвенел (звенит колокольчик)
Воспитатель:
Дети, вот мы с вами и оказались на весенней поляне.
Скажите, а какой сейчас месяц?
Что изменилось в природе в апреле? (Солнце светит ярче, греет землю, растаял снег, появилась зелёная травка, на деревьях набухли почки, выросли маленькие листики, распустились цветы, прилетели птицы из тёплых стран, проснулись насекомые)
Каких насекомых вы знаете?
Пригласила я вас на эту поляну, чтобы рассказать вам интересную историю. А про кого, вы узнаете отгадав загадку.
Послушайте загадку:
Волосата, зелена
В листьях прячется она
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может (Гусеница)
Воспитатель: С нашей гусеницей произошла такая история.
Жила-была гусеница. Она вылупилась из яичка, ползала по листьям и много ела. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Она устроилась поудобнее на ветке и опутала себя липкими нитями.


Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна.
Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и так усердно светило всем на земле и так грело, что жить стало весело. Лёгкий зелёный туман окутал все берёзы, все осинки в лесу.
Как вы думаете, что это было?

Правильно. Это стали распускаться листья. Тут и начался лесной праздник.
Засвистел, защёлкал в кустах Соловей, звонко заквакали возле речки лягушки, майские жуки с гудением носились между ветвями.
Проснулась и гусеница, высунула наружу усики, и только хотела она вылезти целиком из своего кокона, как почувствовала, что на спинке ей что-то мешает…
Воспитатель: Дети, что же ей мешало гусенице на спинке?
Дети: Крылья!
Воспитатель: А теперь посмотрим так ли это?
Воспитатель: В кого превратилась наша гусеница?
Дети: В бабочку!
Вот в какую красивую бабочку превратилась наша гусеница


Послушайте сказку дальше… Она встряхнулась и вдруг … полетела. Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … (бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями. «Кто эта красавица?» – подумала она, – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!» Бабочка почувствовала голод и решила отыскать луг полный ярких, душистых цветов. Прилетела бабочка на луг …, а там только зеленая травка.
(показываю луг-зеленый ватман)
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь бабочке?
Дети: Можно сделать цветы.
Воспитатель: А еще что можно сделать?
Дети: Сделать бабочек.
Какие весенние цветы вы знаете?
Я предлагаю вам изготовить для бабочки цветок тюльпана. Эти цветы вырастают весной не только на наших клумбах, но встречаются и в дикой природе на юге нашей страны.
Воспитатель: Дети, но сначало давайте отдохнем.

Физминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Садитесь на свои места.
Давайте сделаем для неё цветочную поляну.

Работать будем по подгруппам: «бабочки» и «тюльпаны».

Вспоминаем способы изготовления бабочки и тюльпана, рассматриваем пооперационные карты.



Напоминаю вам о симметричном расположении узора на крыльях бабочки.
Давайте подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, по внутренней стороне другой)
Бабочкина дочка,
(ладонь «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает
(то же самое по другой руке вертикально)
Кушает листочки:
Ам!
Ам!
Ам!
Ам!
(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам
Поела, спать захотела
(одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает)
Проснулась (расправить ладони)
Бабочкой обернулась
(перекрестить руки в районе запястий)
Полетела, полетела, полетела!
(махать перекрещенными ладонями как крыльями)

Воспитатель: Приступаем к работе. Помните, что необходимо приглаживать пальцем каждую линию заготовки, чтобы все поделки получились аккуратными.

Творчество детей. (Звучит спокойная музыка. «Вальс цветов» П.И. Чайковский).

Воспитатель: Вот и расцвели красивые цветы на лугу. И теперь вместе с подругами бабочка целыми днями порхает с цветка на цветок. Иногда она, сидя на цветке, аккуратно расправляет бархатные яркие крылышки
осматривается по сторонам и говорит: «Как здесь хорошо! Какая я счастливая, что живу здесь!».
Воспитатель: Дети, вам понравилось заниматься? А что понравилось?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Вы рады, что помогли бабочке?
Молодцы! Берегите, жалейте всё живое, дети! Всматривайтесь. вслушивайтесь, вникайте в красоту природы, берегите и приумножайте её!
Анализ работ детей.
А в подарок вам на память о нашем занятии фотографии бабочек!




Способ изготовления бабочки




Раскрываем квадрат.


Переворачиваем квадрат.


Складываем квадрат пополам, совмещая верхнюю и нижнюю стороны, цветной стороной внутрь.


Раскрываем квадрат.


Надавим снизу на центр квадрата, вогнём боковые треугольники, складывая их пополам. Базовая форма двойной треугольник готова.


Складываем двойной треугольник пополам, определяя среднюю линию.


Боковые стороны верхнего треугольника загибаем к средней линии.


Отгибаем стороны, примыкающие к средней линии, к противоположным сторонам.


На большом треугольнике делаем выемку, урашаем бабочку симметричным узором, приклеиваем усики.
Способ изготовления тюльпана.


Нам понадобится квадратный лист бумаги яркого цвета.


Складываем квадрат по диагоналям (косыночкой) белой стороной внутрь.


Раскрываем квадрат.


Каждый угол листа загибаем к центру, получаем квадрат меньшего размера или базовую форму "Конверт".


Внутренние углы отгибаем к внешним сторонам квадрата. Заготовка теперь похожа на окно с открытыми ставенками.


Складываем заготовку пополам так, чтобы все уголки образовали ровный ряд зубчиков-лепестков.


Сворачиваем заготовку конусом. Цветок тюльпана готов.


Возьмём квадратный лист бумаги зелёного цвета.