Положительные и отрицательные стороны воспитания. Принципы воспитания в семье

  • 03.03.2020

Мы выяснили, что современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная и др. Одной из отраслей является семейная педагогика.

Все отрасли педагогической науки, исследующие широкий круг общих и специальных проблем, глубоко отражающих связи между соответствующими педагогическими явлениями, «родственны» между собой. «Роднит» их предмет, который они изучают, а именно: сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Но каждая из отраслей современной педагогики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса. В зависимости от указанных особенностей различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте: семейном или общественном.

На сегодняшний дней область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин.

1. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.

3. Семейная жизнь и домашнее воспитание – сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.

4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

Воспитание в семье всегда определялось как домашнее (иногда – домашне-семейное). При этом учитывается, что домашнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовленными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, школу, прогулочную группу, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.

Две ветви воспитания – в семье и в общественных учреждениях – сложились в глубокой древности, уходят своими корнями в историю человечества на заре его существования. Обе ветви представляют собой неоднозначные явления: им присуще много общего, но имеются и важные, принципиальные различия. Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных учреждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от особенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает первый, в общественном воспитании главенствует второй. Другими словами, общественному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем, как справедливо отмечал М.М.Рубинштейн, всегда присутствует доля рассудочности и холодности.

Известные различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях цель носит объективный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие индивидуальные особенности.

Таким образом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпадать, а иногда и противоречить друг другу. Можно с полным правом сказать о том, что в дошкольном учреждении, школе цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят несформулированный характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин.

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Таким образом, в каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него.

Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы – это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка – наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения.

Общественное воспитание осуществляется обществом, государством и организациями, создаваемыми для этой цели (детскими садами, школами и др.). Поэтому взаимосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, т.е. в значительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может смягчаться или, напротив, ужесточаться в зависимости от его личностных качеств. Однако отношения «педагог – ребенок», «педагог – дети», «педагог – коллеги», «педагог – администрация» более фиксированы, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

Приведем схему, разработанную Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (табл. 1).

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды.

Таблица 1

Сравнение общественного и семейного воспитания

Детский сад

Недостатки

Преимущества

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность

Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком.

Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста

Сравнительно мягкие отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений

Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка

Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов

Преимущества

Недостатки

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий

Целенаправленный характер воспитания и обучения детей

Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потреб-ностей

Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы

Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.

Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка

Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания

Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную харак-теристику, проанализировать свои методы воспитания

Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве.

Положительная и отрицательная роль семьи в воспитанииребенка

Семья – самый первый и самый важный коллектив, в которыйребенок попадает сразу после появления на свет. Именно в семье он получаетнавыки, привычки, черты характера, которые остаются у него на всю жизнь ивлияют на его судьбу. То, что приобретено в раннем детстве, изменить оченьтрудно. Почему? А потому что в семье человек растет и находится как минимум до16 – 25 лет. В окружении членов семьи ребенок растет, ходит в школу, получаеткакое-то образование. В семье у него идет формирование личности! И с какимбагажом за плечамичеловек вступает вовзрослую жизнь, зависит от того, что вложила в него семья.

Только взрослые члены семьи могут научить ребенка любить,заботиться о близких, привитьтрудолюбие, навыки к самообслуживанию, развить у ребенка активность, лидерскиекачества, способность проявлять инициативу, самодисциплину, способностьсопереживать и, при необходимости, проявлять твердость и настойчивость и многиедругие нужные и полезные в жизни качества характера и души.

Почему семья, часто, не может дать детям всего вышеперечисленного?

Дело в том, что семья может заложить в ребенка только то,что имеет сама. Полезные навыки, полезные традиции, полезные привычки – еслисемья этого ребенку не дала, то, скорее, она выступит в качестве отрицательногофактора, и у ребенка будет трудная судьба.

Порочный круг заключается в том, что и родители, и бабушки сдедушками вышли из своих семей и вынесли оттуда все, что успелавложить в них их семья, где они родились ивыросли. Весь этот багаж, плюс жизненный опыт, они передали своим детям, а дети– внукам.

Но в каждую семью, как известно, время от времени вливаютсяновые люди, из других семей, (кто-то женится, или выходит замуж), в которыхбыли иные традиции, царили совершенно другие привычки и навыки. То есть появляютсяновые члены семьи, которые могут изменять или даже нарушать старые устои. Эточасто является причиной семейных конфликтов, в которые непременно вовлекаются идети.

Почему? Ну а как же иначе? Представьте себе, мать из однойсемьи, где, к примеру, царил матриархат, а отец из другой, где хозяином былотец, где мужчина – глава семьи. У них могут быть абсолютно разными подходы квоспитанию детей. В такой семье и мать иотец будут постоянно бороться за власть, и прежде всего, за власть над своимидетьми. Ведь в детях, не смотря на любовь между супругами, каждый из них хочетвидеть именно свое продолжение. Каково ребенку в таких условиях, особенно, еслион вовлекается в эти «разборки»?

Но, предположим, мама уступает первенство своему мужу. Врезультате у нее развивается повышенная тревожность, раздражительность… Аполучивший власть, несдержанный и честолюбивый отец начинает «лепить» своечадо. В результате, он никогда не получит того, чего хотел. Он получитнервозного, несдержанного ребенка с ярко выраженным чувством вины и комплексомнеполноценности.

Вы знаете, когда я спрашиваю родителей, каких свойствхарактера им не хватает для правильного воспитания своих детей, большинствоотвечают: «твердости характера, строгости, уверенности». На вопрос, каким быони хотели видеть своего ребенка, я, в большинстве случаев, получаю такиеответы: «Ребенок должен быть спокойным, послушным, добрым, искренним,трудолюбивым…»

То есть родителям требуются недостающие им черты характерадля подавления воли своего ребенка, а ребенок должен быть спокойным,послушным…, то есть удобным, не приносящим лишних хлопот, незаметнымчеловечком!!!

Так не бывает! Ребенок, в первую очередь реагирует наотношения между родителями и на отношение родителей к нему самому. Глядя насвоих родителей, ребенок учится всему, что видит. Если родители между собойдопускают грубость, ложь или лицемерие, ребенок, не анализируя, хорошо это илиплохо, учится вести себя так же, то есть становится грубым, лживым илицемерным.

Родителям это, разумеется, не нравится! Они пытаютсяисправить свое чадо замечаниями, нотациями или, даже, наказаниями, но у нихничего не получается! А не получается потому, что слова родителей расходятся сделами. Дети слова, в таких случаях, воспринимают как «в одно ухо влетело, вдругое вылетело», «как об стенку горох», он неосознанно повторяет действиясвоих родителей! Наказания и нотации вызывают только чувство протеста иозлобленности, уверенности в том, что его родители просто не любят!

А родителям в такой ситуации не до любви! Они же ребенкамогут похвалить и выразить ему свою любовь могут только в том случае, еслиребенок не доставляет им хлопот, «не треплет нервы»! Они всем своим видомпоказывают ребенку, что не довольны им! Какая уж тут любовь!

Ребенок же, чувствуя постоянное недовольство со стороныродителей, все больше отдаляется от них, становится чужим, неуправляемым,жестоким. Или, если сломлена его воля и достоинство, ребенок превращается в«серую мышку» в образе которой и проживет свою жизнь!

Что же делать?

Если у родителей возник такой вопрос, значит, они готовычто-то изменить в себе, в своем поведении, в своем отношении к воспитаниюребенка. Правильно? Иначе для чегоинтересоваться «что делать?»

В этой статье я могу подсказать лишь направление вашихдействий.

Итак, самое первое, что нужно сделать, это увидеть иуслышать друг друга. Сделать это нужно для того, чтобы понять, откуда, у Васлично, появилось убеждение в том, что ребенка надо воспитывать именно так, какэто представляете себе Вы? Наверняка это идет из семьи Ваших родителей.

Второе, что нужно сделать, это восстановить воспоминания освоем детстве и подумать, даже почувствовать, чего Вам не хватало в детстве,как к Вам относились Ваши родители, и хотели бы что-то изменить, если это былобы в ваших силах?

Третье – поставить себя на место своего ребенка ипочувствовать, чего он хочет от вас?

Хотите ли Вы критики, нотаций, наказаний и оскорблений? Яуверена, что Вам захочется любви и внимания, доверия и защищенности.

Ответьте себе на мой вопрос: почему дети упрямятся, лгут,капризничают, замыкаются в себе…?

ОНИ ЗАЩИЩАЮТСЯ ОТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!!!

Принято семью считать главной средой воспитания ребенка. То, что ребенок приобретает в семье с детства, сохраняется на всю его жизнь и имеет влияние на жизненные моменты. Важность воспитания в семье в том, что ребенок значительное время находится под ее влиянием и ни одна среда не может с этим сравниться. Здесь закладываются основы личности, которые практически завершаются до поступления ребенка в школу.

Положительные и негативные стороны воспитания ребенка в семье

Самой важной положительной стороной воспитания является то, что ребенок окружен людьми, которые его очень любят, заботятся о нем, развивают. Но с другой стороны никакое общество по сравнению с семейным, не может нанести такое количество вреда человечку.

Тревожные родители, чаще всего это относится к мамам, помогают вырасти тревожному ребенку. У честолюбивых родителей дети вырастают с комплексом неполноценности. Несдержанные члены семьи, раздражающиеся по малейшему поводу, формируют у своих детей аналогичный тип поведения.

Очень хорошо

Когда в семье происходит душевное соединение, нравственная связь детей и родителей. Не стоит родителям пускать воспитание детей на самотек, ни в раннем детстве, ни в подростковом. Им нужен совет, положительное или отрицательное мнение. Оставшись наедине со своими проблемами, дети выбирают поступок пропагандируемый обществом, а это в большинстве случаев не правильно.

Первый опыт

Каждый ребенок получает в семье. Первые наблюдения, копирование ситуаций. Дети не знают как надо, они делают все, как увидят. Важно не только воспитывать словами, но и подкреплять собственными примерами. Если родители утверждают, что врать нехорошо, а сами показывают обратное, то, что ребенок больше воспримет? Конечно, второй вариант.

Очень важно родителям при воспитании соблюдать уважительное отношение к ребенку:

  • Ребенок воспринимается таким, каков он есть.
  • Уметь сопереживать, смотреть на сложившиеся ситуации глазами ребенка.
  • Адекватно относиться к ребенку в случае непредвиденных ситуаций.

Любовь родителей не должна зависеть от талантов и внешности ребенка. Родители любят своих детей такими, как они есть, пусть он не красив, не имеет особых способностей, на него жалуются дети и соседи. Но ведь на то и существует семья, чтобы помочь ребенку сформировать лучшие качества, чтобы помочь развить свои таланты, пусть они пока еще маленькие.

Но самое главное в жизни ребенка – это научить его любить. Отдача наступит быстро. Такие дети, вырастая, более легки в общении, увереннее и талантливее. С ними легко и просто – они умеют любить и ценить.

Похожие статьи:

Адаптация ребенка в условиях детского сада (8815 Просмотров)

Дошколята > Детский садик

В этой статье мы коснемся процесса адаптации ребёнка к детскому саду. Согласно социологической энциклопедии слово "адаптация" (от латинского слова adaptare – приспособление), означает процесс, в ходе которого личность...

Особенности развития ребенка от года до трех лет (9762 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

В семье появился малыш. Радость какая!!! Теперь появятся новые заботы, хлопоты не только по правильному уходу за ребенком, но и по его обучению всему, что может пригодиться в жизни. Раннее детство от года до трех лет...

Если у ребенка болит живот (14955 Просмотров)

Новорожденный > Детские болезни

Скопление газов в животе у ребенка вызывает схваткообразные боли. Малыш из-за этого может отчаянно кричать, сучить ножками. По мере отхождения газиков ребенок успокаивается, а затем снова начинает беспокоиться. Боли в...

Возможно ли похудеть подростку без диет? И почему именно без диет? В подростковом возрасте организм ребенка как никогда нуждается не только в достаточном количестве витаминов и микроэлементов, а также калорий. Это интенсивная фаза роста и физического формирования. И конечно же, подразумевает прохождение периода полового созревания. Поэтому жесткие и изнурительные диеты не то, что не желательны, но и крайне противопоказаны в юношеском возрасте.

Если ребенку все дозволено и нет никаких запретов, постепенно он превратится в маленького дьяволенка. А если постоянно за что-то отчитывать или запрещать – вы вырастите закомплексованное существо с отсутствием воли. Поэтому в воспитании детей придерживайтесь золотой середины.

У ребенка самый близкий и родной человек - это мама. Папы играют, так сказать, «вторую роль» в жизни малыша. Именно отец может направить своего сына или дочку на правильный путь. У родителей разные функции в воспитании ребенка, которые дополняют друг друга. Другими словами папа может дать в воспитании малыша то, чего не сможет мама и наоборот.

Как часто радость от рождения ребёнка сменяется раздражением и гневом по мере взросления нового члена семьи. Накапливается тяжёлый груз обид, претензий, непонимания. Незаметно отчуждение превращается в непреодолимую пропасть.

Позади сложные периоды младенчества, когда вы не спали, наблюдая развитие ребенка по месяцам, позади детский сад, впереди поступление в 1 класс, увлекательная ученическая жизнь. Задача родителей заключается в том, чтобы дошкольная подготовка к школе обеспечила ему комфортное обучение, вступление в ученический коллектив.

МБДОУ ЦРР Детский сад №45 «Росток»

Выполнила: воспитатель Рябцева Оксана Сергеевна п.Нахабино 2015 г.

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, и главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Улыбка, как кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущения некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих и может привести к страху перед общением.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт, не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.) .

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

  1. Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
  2. Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
  3. Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. (обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков) . Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

Типы семейных взаимоотношений:

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

  • демократический
  • авторитарный
  • попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению) . Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку? ”) , послушание (“Тебя сегодня не ругали? ”) и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует? ”, “Что вам давали на завтрак? ”) , или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе? ” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”) . Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк) . Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

  1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)
  2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего) . Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
  3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
  4. Продуктивный (компромиссный вариант) . Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка
  • Уважать право ребенка на собственное мнение
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.

Семья первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.

Общая цель в семье, всех членов семьи – забота друг о друге.

Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.