Игры для язычка (тренировка артикуляционного аппарата). «Трусливый птенчик». Широко открывать и зак­рывать рот так, чтобы тянулись уголки губ

  • 11.03.2020

В данной статье рассматривается значение артикуляционной гимнастики. Даны четкие рекомендации и организационные моменты по проведению упражнений. Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой рекомендуется использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. А также представлены основные комплексы артикуляционных упражнений, необходимых для постановки каждого конкретного звука (для свистящих, шипящих звуков, звуков Р и Л). Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике целесообразным является использование дыхательной гимнастики, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю. Все упражнения предлагаются детям в игровой форме: «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов, или интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения

Для развития артикуляционного аппарата

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения:

Для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,

Отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Занимаясь с детьми 3 – 4-летнего возраста, необходимо следить, чтобы они запоминали основные движения.

К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть более четкими и плавными, без подергиваний.

В 6 – 7-летнем возрасте дети должны выполнять упражнения в быстром темпе и уметь удерживать положение языка некоторое время без изменений.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Можно использовать карточки-символы с изображением артикуляционных упражнений, элементы театрализации (с куклами), «Сказку о Веселом язычке».

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой я рекомендую использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. Вначале читается стихотворение и вместе с ребенком показываются части лица и артикуляционные органы.

Не устала ты пока, Подбородок тянем вниз,

Покажи, моя рука: Чтобы с челюстью отвис.

Это – правая щека, Там – к прогулкам не привык -

Это – левая щека. Робко прячется язык.

Ты сильна, а не слаба, А вокруг-то – целый ряд -

Здравствуй, верхняя губа, Зубки нижние стоят:

Здравствуй, нижняя губа, Боковые – слева, справа,

Ты не меньше мне люба! Впереди – зубов оправа.

Есть у губ одна черта – Нёбо вместо потолка

В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.

Вправо – правый угол рта, А когда открылся рот,

Влево – левый угол рта. Язычок пошел вперед.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Все про ротик знаю я!

После того, как ребенок усвоил название частей лица и артикуляционных органов, можно приступать к выполнению артикуляционных упражнений.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, т.к. логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать название упражнения.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения :

Язык на нижнюю губу.

«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние

Зубы, а сам язык приподнять вверх.

«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Боковые края языка прижать к верхним коренным

Зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и

Убирать в глубь рта.

«Чистим нижние зубки» - рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком

Языка нижние зубы с внутренней стороны, делая

Движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть

И губы неподвижны. Движущийся из стороны в

Сторону кончик языка должен находиться у

Десен.

«Дудочка» - открыть рот и немного высунуть широкий язык.

Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в

Получившуюся «дудочку».

Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

Язык.

Бугорков (альвеол).

«Лошадка» - открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и

Сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя

Челюсть и губы не двигаются.

Закрывать.

Для постановки звука Л требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

«Иголочка» - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь

Его, сделать узким.

«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий

Расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять

Края языка, не касаясь верхних зубов.

«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

От неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Язык не должен отрываться от неба.

«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

То к носу, то к подбородку. Рот при этом не

Закрывать.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

Варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

Язык.

«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

Бугорков (альвеол).

«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как

Кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

Отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Часики» - приоткрыть рот. Высунуть узкий язык. Тянуться

Языком попеременно то к правому уху, то к левому.

Для постановки звука Р требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

От неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Язык не должен отрываться от неба.

«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

То к носу, то к подбородку. Рот при этом не

Закрывать.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

Варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

Язык.

«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

Бугорков (альвеол).

«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как

Кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

Отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Барабанщик» - открыть рот. Язык поднять вверх. Кончиком языка с

Силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и

Произносить звуки: «д – д – д …»

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений:

Статические: «Блинчики (Лопаточка)», «Чашечка», «Иголочка», «Киска сердится», «Трубочка».

Динамические: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка».

Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике используют дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю.

«Загнать мяч в ворота» - 1 вариант: вытянуть губы вперед трубочкой и

Плавно дуть на ватный шарик, лежащий на столе

Перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками

(это «футбольные ворота»);

2 вариант: улыбнуться, положить широкий

Передний край языка на нижнюю губу

(«Лопаточка») и плавно, со звуком Ф, сдуть ватку.

«Фокус» - улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий

Передний край языка на верхнюю губу так, чтобы

Боковые края его были прижаты к верхней губе, а по

Середине языка была щель-желобок, и сдуть ватку,

Положенную на кончик носа. Воздух при этом

Должен идти по середине языка, тогда ватка полетит

Вверх.

«Ветерок дует с горки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Поставить язык

«горкой», а затем спокойно и плавно подуть по

Середине языка. Воздух должен быть холодным.

Сначала все упражнения артикуляционной гимнастики выполняются, как и положено перед зеркалом. Когда этап «зеркала» прошел, а удержание статических поз еще необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета вполне естественно.

Широкое распространение в логопедической практике получила «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов. В своей работе я использую и другую интерактивную сказку «В гостях у бабушки с дедушкой»

Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости, («Толстячок»)

С ними худые, лишь кожа да кости, («Худышка»)

Толстые внучки приехали тоже, («Толстячок»)

С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышка»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Утром проснулись – в улыбочку губы, - («Улыбочка»)

Чистили мы свои верхние зубы. («Чистим зубки»)

Влево и вправо, внутри и снаружи, -

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмем мы и рот прополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики»)

Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка»)

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)

Блинчик жуем. Завернем и надкусим («Кусаем язычок»)

Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили, («Чашечка»)

На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)

Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка»)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Вкусное варенье»)

Бабушке нашей всегда помогаем –

Нитку в иголку мы быстро вдеваем. («Иголочка»)

Бабушка швы на машинке строчила

И на «зигзаг» ее переключила. («Часики», «Змейка»)

Петли иголкой она обметала,

Пуговки круглые попришивала.

Дедушка сделал для внуков качели –

Все покачаться на них мы успели. («Качели»)

После качелей мы в прятки играли:

Прятались на чердаке и в подвале. («Качели»)

Дедушка скачет на лошади ловко,

Звонкие вязнут на глине подковки. («Лошадка»)

Вот замедляет лошадка шажочки, («Лошадка»)

Вот на опушке мы видим грибочки. («Грибок»)

Мы их в корзинки скорее собрали,

Лошади «тпру!» мы у дома сказали. («Кучер»)

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «Бл – бл – бл - бла»! («Индюк»)

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений помогает:

  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервации (нервную проводимость),
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов,
  • Укрепить мышечную систему языка, губ, щек,
  • Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу,
  • Увеличить амплитуду движений,
  • Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов,
  • Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА (тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Ёж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА (тренировка артикуляционного аппарата)

Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз — и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)

ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ
(материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных)
1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).
2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.
– «Му-Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?
– «Тик-так, тик-так» – а это что?
И так далее.
Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ
(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д.)

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.
Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

Упражнения на развитие речевого дыхания

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.

«ОДУВАНЧИК»
(материал: цветок одуванчика)
На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

«СНЕЖИНКИ»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)
Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Артикуляционные игры

Статические артикуляционные игры

Игра «Язычок на скамеечке»

Цель игры: развить артикуляцию ребенка,

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и положить на нижнюю губу. Можно сделать это так: «Высуни язычок, пусть он погуляет, посидит на скамеечке». Важно следить, чтобы язык не дрожал. Пусть ребенок подержит язык в таком положении в течение 10-15 с.

Игра «Язычок-чашка»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко раскрыть рот, а язык поднять вверх так, чтобы передний и боковые его края загибались вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их: «Открой ротик широко-широко, а язычок подними вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен постараться удержать язык в таком положении в течение 10 с.

Игра «Язычок потягивается»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык далеко вперед, сделать его узким и тонким. «Язычок долго спал, пусть он потянется, высуни его вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Пусть малыш подержит язык в таком положении в течение 10 с.

Игра «Мостик»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка приоткрыть рот, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, уперев кончик языка в нижние передние зубы, а спинку выгнув. Действия можно сопровождать словами: «Что-то язычок засиделся, пусть он немного позанимается (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен продержать язык в таком положении 15 с.

Игра «Подуй через трубочку»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык, загнув боковые края вверх и через получившуюся трубочку подуть. Действия можно сопровождать словами: «Давай изобразим ветер, только дуть будем не просто, а по особенному, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать). Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Динамические артикуляционные игры

Игра «Часы»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка тянуться языком то к правому, то к левому углу рта: «Давай посмотрим, как ходят часы, повторяй за мной». Языком нужно двигать в медленном темпе под счет, выполнить 15 раз.

Игра «Вверх и вниз»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и тянуться им попеременно, то к носу, то к подбородку. Действия можно сопровождать словами: «Ты любишь качаться на качелях? Пусть язычок тоже покачается, вот так». Выполнить 10 раз.

Игра «Как вкусно»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и облизать сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Действия можно сопровождать словами: «Представь, что ты только поел варенья. Вкусно? Покажи как вкусно, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Повторить 10-15 раз.

Игра «Прятки»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование. Специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и высунуть вперед язык, а потом высовывать его и убирать: «А ты знаешь, что язычок любит играть в прятки? (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.

Игра «Валик»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка упереть кончик языка в нижние передние зубы, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Малыш должен «выкатывать» язык вперед и убирать вглубь рта. В отличие от предыдущего упражнения язык в форме валика перемещается вперед - назад. Повторить 10-15 раз.

Игра «Язычок-кисточка»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и кончиком языка провести от верхних резцов до мягкого нёба, потом от правых коренных зубов к левым: «А ты знаешь, что язычком можно работать, как кисточкой (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Выполнять в течение 10-15 с.

Игра «Как едет лошадка»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка цокать языком медленно и сильно. Действия можно сопровождать словами: «А ты помнишь, как едет лошадка? Цок-цок. Давай повторим вместе». Выполнить 10-15 раз.

Игра «Как растет гриб»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку дотронуться языком до нёба и подержать его в таком положении 5-10 с. Действия можно сопровождать словами: «Знаешь, как растут грибы? Нет? Дотронься кончиком языка до нёба, вот так, а теперь аккуратно опускай подбородок». Выполнять нужно пружинящими движениями, опуская при этом подбородок вниз.

Игра «Сдуй снежинку»

Цель игры: развить артикуляцию, научить ребенка направлять воздушную струю посередине языка.

Оборудование: кусочек ваты.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку высунуть язык вперед и приподнять таким образом, как если бы он хотел достать до носа. На нос ребенку нужно аккуратно положить кусочек ваты. Действия можно сопровождать словами: «Давай поиграем. Представь, что тебе на нос упала снежинка, сдуй ее (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Взрослый должен следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы.

Игра «Изобрази индюка»

Цель игры: развить артикуляцию

Оборудование: специального оборудования не требуется

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку приоткрыть рот и переднем краем языка провести по верхней губе вперед и назад, не отрывая язык от губы. Теперь можно попросить малыша: «Знаешь как болбочет индюк? Бл-бл-бл, попробуй так же»

Игра «Хомячок»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку, не открывая рта, упереть язык с силой сначала в левую щеку, потом в правую, а потом приподнять и опустить его вверх и вниз, изображая хомячка, одновременно упираясь в щеку.

Речевые игры

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Результаты исследования Л.В. Антаковой-Фоминой показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, но с уровнем развития общей моторики совпадает не всегда/ Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и.рядом других учебных и трудовых навыков.

В настоящее время растет число де тей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа) , которые проя вляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики . Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры боль ших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения выполнять, постепенно увеличивая время и сложность.

КОМПЛЕКС № 1

1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».

6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.

8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

КОМПЛЕКС № 2

1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки - выдох.

2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

5. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.

8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.

10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

КОМПЛЕКС № 3

1. Задержка дыхания . Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

2. Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

3. Внутри-снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.

4. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

5. Делайте движения челюстью в разных направлениях.

6. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.

7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в. каждой ладони, а затем между пальцами

8. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

9. Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.

10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.

КОМПЛЕКС № 4

1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.

2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.

3. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.

4. Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет Следите за предметом глазами, не двигая головой.

5. Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистыванье. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистыванья и т.д.

6. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

7. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

8. Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.

9. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.

10. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».



«Весёлый язычок»

Развитие артикуляционной моторики

Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Точность, сила и дифференцированность дви­жений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию подвижности органов артику­ляционного аппарата проходит по следующим направ­лениям:

· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;

· проведение работы по борьбе с солевацией;

· проведение артикуляционной гимнастики .

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне­ние неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под­бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений на­блюдается саливация, то перед артикуляционной гим­настикой рекомендуется проведение следующих уп­ражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-ак­тивных движений нижних челюстей. Сначала пас­сивно: одна рука логопеда — под подбородком ре­бенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гим­настике. На первых порах движения будут выполнять­ся не в полном, не в точном объеме, затем закрепляют­ся в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хо­боток», чередование их).

Далее вводятся следующие упражнения:

1.« Непослушные губки». Покусывание и почесыва­ние сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы тру­бочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.« Рыбка »:

· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);

· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя паль­цами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;

· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «по­целуя».

5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все осталь­ные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как мож­но сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воз­духа легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.

7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.

8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»:

· удерживать губами карандаш, пластмассовую тру­бочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);

· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом наду­вать щеки поочередно.

3. «Худышка». Втянуть щеки.

4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по наду­тым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнас­тики рекомендуются следующие упражнения:

· помещение кончика языка к внутренней поверхнос­ти нижних резцов;

· вытягивание языка вперед и убирание его назад;

· стимуляция мышц корня языка. Сначала произволь­но, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движе­ния закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференци­рованных движений языка. С этой целью целенаправ­ленно подбираются движения, направленные на выра­ботку нужного артикуляционного уклада, с учетом нор­мальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ре­бенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спо­койном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, поло­жить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боко­вые края языка касаются углов рта. В спокойном, рас­слабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко поку­сывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высу­нуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигае­мому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.

5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы че­люсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного угол­ка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до угол­ков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.

8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же по­вторять с открытым ртом.

9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести язы­ком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пе­ресчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упира­ется то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке пе­ремещать во рту фасоль, горох и т. п.

13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугор­ки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык вы­сунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кон­чика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Бо­ковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кон­чиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыст­ряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двига­лась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхае­мая струя воздуха.

18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контро­ля можно поднести ко рту полоску бумаги. При пра­вильном выполнении она будет отклоняться.

19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы по­глаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляет­ся звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.

20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Ши­рокий кончик языка упирается в нижнюю десну, спин­ка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттяги­вался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а за­тем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфе­ту — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыб­ке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удержи­вать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Сле­дить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, бо­ковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плос­костью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закры­вать и открывать рот, растягивая подъязычную уздеч­ку. При повторении упражнения надо стараться откры­вать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сто­рон языка.

26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается на­ружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряже­ние в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».

27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является уме­ние правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:

1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и зак­рывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух паль­цев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высо­вывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — че­люсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомк­нуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и от­крытым ртом.

4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с макси­мальным вытягиванием языка к подбородку.

5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с мак­симальным вытягиванием языка к подбородку и мыс­ленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой ата­ке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на под­бородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ла­дони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони.Расслабиться.

8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолени­ем сопротивления (взрослый держит руку под челюс­тью ребенка).

9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием голо­вы назад с преодолением сопротивления руки взросло­го, лежащей на затылке ребенка.

10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1.« Спатьхочется»:

· позевывать с открытым и закрытым ртом;

· позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2 .«Горлышкоболит»:

· произвольнопокашливать;

· хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

· покашливать с высунутым языком;

· имитировать полоскание горла с запрокинутой го­ловой;

· полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, со­ком с мякотью, кефиром);

· глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);

· глотать капли воды, сока.

3. «Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

· стону;

· мычанию;

· свисту.

6. «Силач»:

· запрокидывать голову с преодолением сопротивле­ния. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

· опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

· запрокидывать и опускать голову при сильном на­жатии подбородком на кулаки обеих рук;