Краткая история мягкой игрушки. Мягкая игрушка

  • 27.06.2020

С возникновением первых людей и началась история появления игрушек . Игрушки появились ещё в первобытном обществе и на протяжении всего своего существования преобразовывались и меняли своё назначение. Согласно мнению многих учёных, игрушки появились в первобытном обществе вместе с орудиями труда. В то время они и выглядели в форме оружия, орудий труда, которые широко использовались первобытными племенами, предметов быта, с помощью которых дети осваивали некоторые жизненно необходимые действия. Назначение таких игрушек было приспособление к взрослой жизни. Соответственно делали эти игрушки из разных материалов и каждая игрушка отображала образы и особенности деятельности того племени, в котором она создавалась. Например, в племени, в котором занимались в большей степени охотой, изготавливались игрушки в виде животных, а также в виде оружия. Игрушки были довольно примитивными.

В дальнейшем, с возникновением рабовладельческого строя и скотоводства, начали изготавливаться игрушки другого плана, они были достаточно реалистичными. Так, в Древнем Египте игрушки делали из ткани, из дерева. Изготавливали фигурки домашних животных, кукол, археологи нашли и спортивные игрушки, например, мячи, серсо. Игрушки были довольно реалистичными с характерными для отображаемых образов движениями, например, крокодил с открывающейся пастью, лев, замахивающийся лапой на предполагаемую жертву. Были даже такие игрушки, которые отображали социальный строй того времени, например, работающий раб или телесные наказания раба.

В античные времена в Греции и Риме игрушки считались важнейшим средством воспитания детей . До нашего времени дошли художественные игрушки того времени, сделанные из слоновой кости, янтаря, терракоты, в основном это фигурки животных, куклы, встречались игрушки с заводным механизмом. Для физического воспитания детей делали спортивные игрушки : мячи, серсо, волчки и т.д. Уже в те времена было налажено ремесленное производство игрушек, которые продавались в разных странах мира.

На территории Восточной Европы делались игрушки в основном из глины. Во II в. до н.э. делали всадников, повозки. На территории славянских поселений при археологических раскопках были обнаружены фигурки, погремушки, глиняные свистульки, куколки, фигурки домашних животных. По некоторым данным первые погремушки и свистульки несли в себе не развлекательное значение, а выступали в роли оберега. Считалось, что все эти мелодичные звуки, свойственные игрушкам отгоняют нечистую силу, для того, чтобы уберечь ребёнка от нечистой силы над его колыбелью подвешивали погремушки с различным мелодичным звучанием.

В средние века, при феодальном строе игрушки отражали сословное разделение. У представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т.д.). Много было игрушек военного содержания: фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребёнка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение – хранительница домашнего очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Как правило, дома создавались из дорогих материалов: драгоценных металлов, камней, тканей. Часто такие дома были лишь частью интерьера и передавались по наследству.

У бедных слоёв населения были свои игрушки, со своим значением. В основном это развлекательное и воспитательное значение, оставалась и роль оберега. Для бедных детей делали игрушки из глины, соломы, коры деревьев, дерева и т.д. Для девочек делали кукол, для мальчиков делались также игрушки с военным содержанием: фигурки лошадей, домашних животных, деревянные мечи, щиты и т.д. Также актуальны были и спортивные игрушки . Значение игрушек для детей бедных слоёв населения – подготовка к жизни и развлекательное значение.

В дальнейшем на Руси изготовление игрушек стало серьёзным ремеслом, секреты которого передавались по наследству. Своё развитие получила так называемая народная игрушка . Народные игрушки имели развивающее значение, а также назначение народной игрушки – развлечь, повеселить, занять, порадовать. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI – XVII в.в. Своё развитие получили игрушки из дерева и глины. И сейчас знамениты гончарные игрушки Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские, Хлудневские и самые известные деревянные Богородские и Сергиево-Посадские игрушки. В 90-е г.г. XIX в. Из Сергиева Посада вышла всем известная матрёшка. В современное время народная игрушка имеет колоссальное воспитательное значение. Её используют в основном в художественно-эстетическом воспитании детей . Широко распространены в наше время и Богородские игрушки, которые имеют развлекательное назначение, а также развивают детей. Вот какая непростая и длинная история появления игрушек…

Развитие производства игрушек всегда и во все времена отражало изменения, происходящие в человеческом обществе. Так, в конце XIX – начале XX в. в обществе начала развиваться промышленность, средства передвижения, техника в целом, следовательно и появились новые виды игрушек . Появились игрушки, изображающие транспортные средства. Наряду с механическими устройствами появляются пневматические, магнитные, электрофицированные игрушки. В самом начале XX в. появляются первые конструкторы (строительные игрушки). С 1961 г. датская фирма LEGO начала выпускать конструктор нового поколения. Основу этого конструктора составили разноцветные кубики разных размеров и форм с выступающими цилиндрическими кнопками. С первого его появления эти конструкторы привлекли внимание людей, его стали широко использовать для развития детей. Современные конструкторы LEGO дополнены фигурками человечков и животных, а также отображают разную тематику, которая подойдёт для детей разного пола и возраста.

С развитием электронной промышленности открылись новые горизонты для создания сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами, которые с молноиносной скоростью заинтересовали людей. Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры . В современном обществе ведутся многочисленные споры на сколько полезны компьютерные игры для детей и с какого возраста следует знакомить с ними детей.

Современные дети играют в разнообразные игры, и в зависимости от того, в какую игру играет ребёнок можно условно выделить виды игрушек . Хочется подчеркнуть, что разделение детских игрушек по видам весьма условно, т.к. каждая игрушка многофункциональна и могут использоваться по-разному. Например, плюшевый заяц может выступать в роли любимого сыночка в игре «Семья», а через 20 минут превратиться в персонажа сказки «Колобок».

Несмотря на то, что детские игрушки насчитывают не одно тысячелетие со дня своего основания, далеко не все из них появились одновременно. Наиболее молодой считается история мягкой игрушки, начинающая отсчет с XIX века, когда заботливые мамы стали шить своим деткам забавные фигурки животных, птиц и людей. Материалами для творчества тогда становились яркие лоскутки ткани, а начинкой для всего этого великолепия являлась солома, опилки и иные подручные средства. В промышленных масштабах мягкие игрушки стали появляться чуть позже. Хроники датируют их рождение XX веком. В качестве наполнителя производители использовали все те же опилки, вату. Позже – синтетические гипоаллергенные материалы типа холлофайбера и синтепона.

История возникновения мягкой игрушки за рубежом

Венцом творения мастеров в начале XX века стал очаровательный мишка Тедди, получивший свое имя благодаря президенту США Теодору Рузвельту. С его появлением история возникновения мягкой игрушки приобрела иной ракурс. Еще в 1901 году идею создания малыша из плюша предложила Маргарет Штайфф, официально запатентовавшая свое ноу-хау. Правда, отличия в игрушке вековой давности от сегодняшних аналогов все же были. Первый медвежонок опирался на все 4 лапы и свободно на них стоял.

Чуть позже художник Рихард Штайфф предложил свой вариант животного, согласно которому медведь стоял только на задних лапах. Эта модель пришлась по вкусу детям из разных стран. Благодаря подобной популярности мануфактуру Steiff завалили заказами. Имя у плюшевого Тедди появилось гораздо позднее. Согласно истории, жена русского иммигранта, она же хозяйка сувенирной лавки в Соединенных Штатах, вместе со своим мужем обратилась к президенту с просьбой увековечить его имя столь неординарным способом. Рузвельт не отказал, а потому звучное имя Тедди навсегда стало частью детских забав, в которых принимал участие мягкий медвежонок.

От первого плюшевого Тедди к мягким игрушкам наших дней

На весь мир известна фотография Никиты Хрущёва, которому на одной из встреч с американским лидером была презентована игрушка в виде большого медведя по имени Тедди. Это событие вряд ли стало началом истории мягкой игрушки в России, однако навсегда осталось запечатленным в анналах светских и политических фотохроник.

В 2003 году история появления мягких игрушек отметила свой первый вековой юбилей. Со дня массового выпуска плюшевых медведей прошло ровно 100 лет. И если раньше внимание уделялось преимущественно этим обитателям леса, то в наши дни разнообразие товаров бьет все мыслимые рекорды. Конечно, мишки все также лидируют в хит-параде любимых героев, но к ним добавились:

  • плюшевые зайцы, змеи;
  • мягкие лошадки, коты, слоны, собаки и пр.;
  • герои любимых мультипликационных фильмов и кино;
  • вымышленные фантастические существа и обитатели сказок.

Они неизменно привлекают к себе восхищенные взгляды как взрослых, так и малышей. Именно поэтому, сколько бы десятилетий не насчитывала история создания мягкой игрушки, она все также остается желанным подарком и милым сердцу презентом на любой жизненный случай. Тем более, что качественные сертифицированные изделия делаются из приятных на ощупь материалов, безопасных для здоровья и самочувствия.

За век своего существования они приобрели множество важных умений, среди которыхвозможность петь песни, проигрывать музыку и даже танцевать в такт звучащим аккордам. Мягкие игрушки все чаще становятся помощником в освоении малышами счета и алфавита, так как проговаривают вслух нехитрые азы изучаемых наук. С интерактивными изделиями можно весело играть, невзирая на текущий бег стрелок часов. Подобный соратник по играм запросто становится одним из наиболее ярких воспоминаний о детстве.

В год Обезьяны не забудьте подарить малышам мягкие игрушки в виде этих милых забавных животных. Мягкая обезьянка - отличная идея подарка не только для ребенка, но и для взрослого. К тому же она символизирует хитроумие и защиту от неудач и может стать подобием оберега.

Среди широкого ассортимента интернет-магазина Маркер Игрушка вы обязательно найдете именно ту мягкую игрушку обезьяну, которую искали.

Игрушка всегда сопутствовала человеку. Она - один из самых давних видов декоративно - прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с удовольствием смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Широкое распространение получила работа над мягкой игрушкой, которая является одной из форм эстетического и трудового воспитания.

Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только" результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, видно, работа над мягкой игрушкой является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус. Мягкие игрушки бывают:

ПЛОСКОСТЕННЫЕ (их основой служит картон, на задней стороне которого пришивают петлю, чтобы можно было повесить, игрушку на стену).

ПОЛУ ОБЪЕМНЫЕ (изготовляются также из различных видов тканей, искусственного меха, можно использовать ворсистую пальтовую ткань.)

ОБЪЕМНЫЕ (это мягкие игрушки, которые выполняются из нескольких деталей, каждая набивается ватой или поролоном)

В древние времена дети играли глиняными, деревянными игрушками. Позднее появились мягкие игрушки.

Производство мягких игрушек сегодня колоссально по размаху и разнообразию, и с появлением в магазинах все новых и новых игрушек их сразу хочется купить. В одной из книг я прочитала, что все началось с одного маленького плюшевого медвежонка.

Мишка появился на свет в Германии в декабре 1901 г. Его «мамой» стала мастерица игрушек Маргарет Штайф. Ребенком Маргарет перенесла тяжелую болезнь и стала инвалидом. Она не могла участвовать в шумных играх живущих по соседству детей, поэтому любимым ее занятием было шитье. Родители девочки владели небольшим ателье, и им нравилось увлечение дочери. Как - то раз мама принесла ей разноцветные лоскутки, и Маргарет сшила маленького слоненка. Он был таким симпатичным, что мама решила выставить игрушку в витрине ателье. Симпатичный слоненок привлекал внимание всех прохожих. А дети не хотели отходить от витрины ателье и со слезами на глазах требовали у родителей такую же игрушку. Увидев такой интерес, родители Маргарет решили наладить пошив мягких игрушек. И вскоре за стеклом витрины появились симпатичные зверята, сшитые из разноцветных лоскутков. Зайчики, котята, цыплята, щенята - кого там только не было! Но медвежата почему - то еще не появились. Плюшевого медвежонка придумал двоюродный брат Маргарет -Ричард. Он закончил художественную школу и целыми днями пропадал в зоопарке, делал рисунки разных животных, искал персонажей для новых игрушек. Однажды он увидел маленького медвежонка. По его рисунку и сшили первого игрушечного медвежонка из лоскутков плюша.

Но эта история не закончилась. Оказалось, что примерно в это же время в далекой заморской стране Америке тоже сшили игрушечного медвежонка, и в Америке не знали ничего про немецкого. Но вот что интересно: обоих медвежат назвали одним и тем же именем. Обе игрушки назвали Тедди в честь тогдашнего американского президента Теодора Рузвельта. Дело в том, что в один из своих выходных президент США отправился на охоту. А местные власти, желая угодить президенту, накануне поймали медвежонка и привязали его к дереву прямо на пути Рузвельта Но американской президент возмутился такой жестокостью и не стал стрелять в беззащитного малыша. Немецкая фирма «Штайф» прославившаяся благодаря незатейливому мишке, первая освоила выпуск мягких игрушек.

Какая удивительная история! Теперь эти пушистые мягкие игрушки - самые любимые игрушки для детей.

Невероятные приключения происходят и с мягкими игрушками. Интересно, а кто видит эти приключения? А видит эти приключения человек. Поэт Николай Березовский писал стихотворение:

« МИШКА - КОММЕРСАНТ» Набитый опилками мишка

Весь на пол просыпал умишко.

Сидит, подперев морду лапкой.

И плачет: Какой я растяпка!

Теперь, растеряв весь свой ум,

Я буду совсем тугодум!

Не плачь, - ему Маша сказала И кошку – копилку достала

С бедой разберемся мы сами!

И мишку набила рублями

А мишка судьбе новой рад:

Он теперь - коммерсант!

Сложив, все это вместе, я разрешила эту проблему. Теперь дети смогут играть экологически чистыми игрушками

Материалы и инструменты.

Игрушки - подушки можно делать из чего угодно: хлопчатобумажных и шерстяных тканей, сукна, фетра, искусственного меха и т. д. Для работы можно использовать куски ткани или кожи, оставшиеся после пошива других изделий, старые или вышедшие из моды. Идеальным материалом для набивки является синтепоновая вата. В крайнем случае, изделие можно набить обычной ватой. Иглы для швейной машины выбирают в зависимости от толщины сшиваемой ткани. Обычно используют иглы № 80, 85, 90, реже - № 100. При ручной работе с мехом или толстой тканью игла должна быть длинной, с большим ушком. Очень тонкая игла понадобится для пришивания пуговиц, кружев и т. п. Иглой средней толщины сшивают и сметывают детали изделий. Ножницы должны быть острыми и легко открываться и закрываться. Для разметки понадобится: карандаши, портняжные мелки или тонкие кусочки сухого мыла. Удобно работать с катушечными нитками № 40, 50, 60. Но для пришивания к изделию используются нитки № 10.

Техника безопасности

Прежде чем приступить к работе, необходимо выбрать удобное. рабочее место. Работа с шитьем требует внимания и напряженной работы глаз, поэтому важно, чтобы рабочее место было удобными хорошо освещено, освещение может быть искусственным или естественным, но достаточным. Работать можно по 30 - 40 минут с обязательным перерывом на 15 - 20 минут. Во время перерыва нужно дать отдых глазам, подойти к окну и рассматривать дальние предметы или выполнить гимнастику для глаз. Не помешает разминка для всего тела - можно сделать несколько упражнений для различных групп мышц.

Экологические проблемы.

Решается проблема вторсырья: т. е. утилизация, вторая жизнь вещам, в качестве вторичного использования для изготовления детских игрушек.

Технология изготовления подушки-игрушки «Яблоко с червячком».

1. Четыре детали последовательно сложите лицевыми сторонами друг с другом.

2. Сострочите детали друг с другом, оставив отверстие для выворачивания и набивки.

3. Выверните изделие на лицо.

4. Очень мягко набейте, оставив отверстие открытым.

5. Две детали листочка сложите лицевыми сторонами друг с другом, сверху наложите прокладку из ватина или синтипона.

6. Выверните листок на лицо.

7. Прострочите по линиям указанным на выкройке.

8. Деталь черенка сложите пополам лицевой стороной внутрь.

9. Прострочите, оставляя отверстие для выворачивания.

10. Выверните на лицевую сторону и набейте.

11. К верхней широкой части черенка пришейте готовый листочек.

12. Узкую часть черенка пришейте к верхней части яблока.

13. Прямоугольник из желтой ткани сложите пополам по длине. Прострочите его по длинной стороне.

14. С одной стороны полученной трубочки в шов вшейте бельевую резинку и соберите верхний конец трубочки. 15. Очень мягко набейте трубочку, сильно подтяните резинку и,. обрезав лишнее пришейте червячка к яблоку.

16. Пришейте к голове червячка глазки, два красных помпончика. В такой технике мною были изготовлены экспериментальные работы.

1. Во время изучения большого количества литературы по шитью игрушек -подушек, я расширила кругозор, и это помогло мне научиться работать творчески.

2. Освоение технологии шитья, т. е. шитье игрушки - подушки «Яблочко с червячком» дало мне возможность пополнить коллекцию работ изготовленных своими руками.

предметы, предназначенные для развлечения ребенка и служащие одновременно одним из важных средств его психического развития. На протяжении всей истории человечества из множества предметов, которые могут быть использованы в игре, отбирались те, которые наиболее соответствовали бы возрастным особенностям ребенка. Назначение И. тесно связано с теми видами деятельности, которые выступают ведущими на определенных возрастных этапах и оказывают решающее влияние на психическое развитие ребенка. В младенческом возрасте такими видами деятельности являются общение и манипулирование. Соответственно младенцу предназначаются такие И., которые благодаря общению со взрослыми способствуют развитию ориентировочного поведения. Взрослый побуждает ребенка к общению посредством И., которой манипулирует в поле зрения ребенка. Младенец активно реагирует на это, находит И. взглядом, следит за ней; звучание И. прибавляет ей привлекательности. Уже в возрасте 3 мес ребенок не только смотрит на И., но и тянется к ней, иногда схватывает. Это не только развлекает ребенка, но и совершенствует его движения, способствует их координации. В этом возрасте появляются предпочитаемые И., которыми ребенок манипулирует чаще и более охотно. И. для младенца следует тщательно подбирать. В наборе таких И. прежде всего должны присутствовать легкие, безопасные, красочные, звучащие погремушки. Они сконструированы так, что манипулирование с ними дает младенцу возможность уловить результат предпринятых действий. Погремушки как бы побуждают ребенка к воспроизведению одних и тех же действий, что приводит к освоению последних. Помимо погремушек хороши резиновые И.-пищалки, специальные (не рвущиеся) раскладные книжки. Металлические и мягкие И. младенцу давать преждевременно: манипулирование первыми чревато травмами, а вторые трудно содержать в чистоте (при том, что любую И. малыш часто берет в рот). В раннем возрасте (1-3 года) ребенку подбирают новые И. Ведущая деятельность на этом этапе - предметная, способствующая овладению орудийными и соотносящими действиями. Первые предусматривают употребление одного предмета (орудия) для воздействия на другой. Вначале ребенок осваивает простейшие орудия: ложки, совки, лопатки и т.п. Но овладение ими имеет большое значение для его психического развития. В этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию, выработанный человечеством способ их употребления запечатлен в самом их устройстве. Овладение орудийными действиями требует перестройки движений ребенка, их подчинения устройству орудия. Но главное - ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, лежащий в основе всякой человеческой деятельности. Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов или их частей в определенные пространственные отношения. Это и строительство из кубиков, и складывание всевозможных пирамидок, и многое другое. Для правильного выполнения соотносящих действий необходим учет свойств предметов (их формы, величины и т.д.), которому ребенок постепенно научается под руководством взрослого. Т.о., переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребенка не просто как объекты манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и способ употребления. Помимо И. с закрепленными функциями ребенок открывает для себя особые - т.н. полифункциональные - предметы, которыми можно заменять отсутствующие вещи. Например, простая палочка может выступить в роли ложки, лопатки, солдатика и т.п. Полифункциональные предметы выступают как средство овладения действиями замещения, подготавливая развитие знаковой функции сознания. Особый вид полифункциональных предметов - природные материалы (палочки, камешки, шишки и т.п.). Ими ребенок охотно манипулирует, придавая им разнообразные значения. В раннем возрасте ребенок начинает также играть со всевозможными куклами и изображениями животных. Первоначально он выполняет с ними лишь подражательные действия: укачивает, катает в коляске и т.п. В развитом виде игра с куклами оформляется в дошкольном возрасте (3-7 лет), когда складывается эмоционально окрашенное отношение к предпочитаемой И.: кукла наделяется определенными личными свойствами, участвует в достаточно сложных сюжетных действиях, благодаря чему игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений. В старшем дошкольном возрасте сохраняется привязанность к мягким И. и куклам, но обнаруживается также интерес к разнообразным соревновательным играм. Атрибуты таких игр - мячи, прыгалки, кегли и др. Именно в этом возрасте дети начинают упражняться, тренироваться, осваивать правила соревнований. При выборе детьми И. сказывается их половая принадлежность. Мальчики предпочитают механические устройства, машинки, копии оружия, а девочки - кукол, посуду, мебель. Предпочтение ребенком тех или иных И. позволяет оценить, какими видами деятельности он овладевает, как осуществляется освоение им стереотипа поведения своего пола. С поступлением в школу дети сохраняют привязанность ко многим своим И., но постепенно занятия с ними утрачивают яркую эмоциональную окраску, уступая место иным формам деятельности. Для детей младшего школьного возраста и подростков разрабатываются И. с использованием современных технологий (электронные, кибернетические, аудиовизуальные и др. устройства), различные конструкторы, трансформеры и пр. Большой популярностью (особенно за рубежом) пользуются компьютерные самообучающиеся И.-роботы, имитирующие поведение домашних животных, сказочных персонажей и пр.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИГРУШКИ

специально изготовленные предметы дет. игр; одно из средств обеспечения игровой деятельности. И. должны быть педагогически целесообразными, художественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными и гигиеничными. Воспитательное, обучающее, развивающее значение И. имеют для детей всех возрастов. Создаются И., к-рые могут использоваться и взрослыми. И.- активное средство воспитания. Влияние И. на детей и отношение к ним зависят от воспитат. позиции взрослых, воспитат. установок в обществе.

История И. Возникновение И. ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека, изменением положения ребенка в обществе. Прообразом И. были уменьшенные орудия труда, с помощью к-рых дети не столько играли, сколько упражнялись в овладении трудовыми операциями. В связи с постепенным вытеснением детей из сферы трудовой жизни уменьшенные предметы использовались детьми для подражательных действий и, теряя свои функциональные качества, становились собственно И. Выделяют (Е. А. Аркин) след, группы первобытных И.: звуковые (трещотки, погремушки, барабаны, пищалки и т. д.); двигательные (мячи, серсо, воздушные змеи, волчки, ходули); орудия труда и оружие (луки, стрелы, топорики, ножи); образные (куклы, животные); веревочные (веревочки). При зарождении религ. представлений одни и те же предметы исполняли разл. функции: И., с одной стороны - дет. забава, предмет игры, а с другой - предмет магич. ритуального характера. У сев.-амер. индейцев, напр., древнейшая И. «мяч» выступал одновременно и как священный предмет, олицетворяющий солнце, луну, звезды. Древние представления человека своеобразно отразились в отношении к кукле. С одной стороны, она была связана с идеей жизни. Чукотские девушки клали своих кукол в изголовье: их берегли как зеницу ока, не теряли и не дарили, они были залогом продолжения рода. Куклу связывали также с культом умерших, и она выступала в качестве вместилища души. У мн. народов и племен женщина, потерявшая ребенка, изготавливала вместо него куклу и ухаживала за ней, как за живым ребенком, веря, что помогает ему осваиваться в загробном мире. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица и, т. о., как бы оберегали ребенка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы был распространен в древнейшие времена на Руси, сохранился у мн. народов на долгое время.

В Др. Египте И. делали из дерева, ярко их расписывали. Особенно красивы были фигурки домашних и диких животных. Отличит, чертой егип. И. является их динамичность (крокодил, открывающий пасть, тигр, поднимающий лапу, кони на колесиках). Встречаются И., отражающие социальную структуру общества: изображение раба, к-рый месит тесто, И., показывающая избиение раба. И. Египта нередко несли ритуальную функцию: вместе с умершими в гробницу клали кукол, но без ног, чтобы не убежали. По материалам археологич. исследований и письм. источникам известны глиняные И. Др. Китая (домик, ручная мельница, плита, посуда, 3 в. до н. э.).

В Др. Греции И. считали важными средствами воспитания. Было развит» ремесл. производство И., их продавали внутри страны и за ее пределами. Самой популярной И. был конь (без всадника и со всадником, запряженный в тележку или в колесницу). Часто в качестве И. использовались мячи, волчки и серсо, т. к. они способствовали физич. развитию, к-рое почиталось греками. В антич. эпоху были распространены куклы-марионетки и др. двигающиеся И.: в Риме на больших пирах демонстрировали куклу «Золотая Венера», к-рая умела ходить.

В средние века наряду с запрещением ярких языческих зрелищ преследовались мн. дет. игры и И. В среде феод. знати в воен. воспитании мальчиков использовалась рыцарская И. (кони в рост детей, рыцарское вооружение и т. д.). Куклы приобретали более светский характер, их одежда стала отличаться роскошью. В отношении к кукле отражались мн. предрассудки и суеверия: считалось, что в кукле живут добрые и злые духи (гномы, домовые), поэтому в доме их держали для охраны семейного очага от недобрых сил. И. для богатых феодалов делали мастера высокой квалификации из ценных пород дерева и др. дорогих материалов. И. для детей бедноты не сохранились; по всей вероятности, это были И.-самоделки. В 15 в. в салонах аристократов стали модными заводные муз. И., к-рые предназначались для созерцания и увеселения гостей. Кукольные дома с полной обстановкой (17 в.) выполнялись из драгоценных материалов (серебро, фарфор, слоновая кость) и служили для украшения интерьера.

Пром. произ-во И. началось в Германии в 19 в. В 1880 в Нюрнберге впервые в изготовлении И. была применена штамповка, что дало возможность увеличить произ-во И. В. кон. 19 - нач. 20 вв. налажен выпуск технич. И.- моделей разл. транспортных средств; они расширили возможности ознакомления детей с механич. и др. физич. явлениями и их использованием в хоз. практике. Широко применялись строительные наборы, идея создания к-рых принадлежала Ф. Фребелю. В 1901 в Великобритании появился первый металлич. конструктор. Среди оптич. И. был популярен «волшебный фонарь».

Совр. произ-во И. представляет собой развитую отрасль пром-сти. Значит. место занимают техн. И., часть к-рых электрифицирована. Техн. И. стремятся к внешнему и функциональному сходству с настоящей техникой. Куклу также стремятся сделать более похожей на человека: она разговаривает, поет, плачет, двигается и даже загорает на солнце.

Конструкторы (наборы для детей от 4 до 9 лет) рассчитаны на последоват. формирование способностей к техн. конструированию. Получили распространение компьютерные И.

На терр. Вост. Европы первые И., найденные археологами, относятся к эпохе бронзы. Известны скифские И.: всадники и повозки из глины (2 в. дон. э.). Погремушки и глиняные фигурки найдены при раскопках славянских городищ Ср. Приднепровья (6-8 вв. н. э.).

Сохранились образцы др.-рус. И.- свистульки, кони и др.- из раскопок в Москве, Коломне, Радонеже (10-17 вв.). Крупный в России промысел резной И. сложился в с. Богородском Моск. губ.- вотчине Троице-Сергиева монастыря. Первые упоминания о нем относятся к 1663. Для детей вырезались лошадки, птички, медведи и др. фигурки. Среди деревянных раскрашенных кукол из Сер-гиева Посада в 17-18 вв. были купцы, барыни, франты, гусары. Славились И. Нижегородской губ.: посуда с золотисто-красной росписью по дереву (с. Хохлома), животные (резьба по дереву; с. Го-родец), токарные с ярко-желтой окраской с зеленой росписью (с. Семенове), «щепные» фигурки (с. Лысково). В Вятской губ. (с. Дымково) сложился самобытный тип глиняной И.- условные формы, красочная роспись. Др. центры произ-ва глиняной игрушки: Каргополь, Гжель, Тула, Новгород, Курск, Владимир, Опош-ня (на Украине). В 90-х гг. 19 в. в Сер-гиевом Посаде была создана рус. матрешка. Автор первой матрешки (сохранилась в Музее игрушки) - С. Малюгин, выточил ее посадский токарь В. П. Звездоч-кин.

В нач. 20 в. увеличение произ-ва нар. И. привело к Значит. снижению их качества. В годы 1-й мировой войны игрушечные промыслы пришли в упадок. В 20-х - нач. 30-х гг. кустарные предприятия по произ-ву И. практически работали на отходах: дефицитными были не только металл, но и бумага, картон, текстиль. Пром. произ-ва И. в этот период не было. Преобладали старые образцы: из папье-маше изготавливались кони, коровы, овцы, медведи, зайцы, кошки, птицы на пищиках, куклы-пеленашки, моргалки и т. д.; из дерева - погремушки, матрешки, кегли, грибки, песочники, кукольная мебель, тачки; резные И.- кузнецы, упряжки, фигурки зверей и птиц. Выпускалось множество глиняных свистулек, кукол-голышей. В 1932 в Загорске был создан науч.-эксперим. ин-т И., гл. задачей к-рого стала разработка совр. И. для массового произ-ва. В 1934 в союзных республиках были созданы советы по игрушке при нарком-просах, к-рые утверждали новые образцы И. Был введен гос. контроль за развитием ассортимента И. в стране. Для подготовки специалистов по производству И. в Загорске в 1932 был открыт техникум И. В 30-х гг. были созданы новые И., отражающие реалии времени (наборы И. «Кузница машиностроения», «Комсомольская домна», «Колхозный двор», «Челюс-кинцы», «Папанинцы»). И. разрабатывали талантливые художники Н. Д. Барт-рам, П.М. Борисов, Д. В. Горлов, Н. А. Леман, М. И. Киселева и др. Е. А. Флерина предложила классификацию И. и худож.-пед. требований к ним, не потерявшие своего значения.

В 50-60-е гг. выпускалась гл. обр. нар. И. из дерева, глины, бумаги, опилок и др. недорогих материалов: ваньки-встаньки, волчки, свистульки, городки, И.- вкладыши, пирамидки, матрешки, бирюльки. Ассортимент И. включал сюжетно-образные, дидактич., техн., муз. и спорт. И. Образцы кукол и др. И. создавали художники Е. Е. Борисова, И. Г. Захарова, А. Д. Муралев и др. В 60-е гг. И. выпускали св. 1000 предприятий и специ-ализир. цехов, в произ-ве И. широко использовались разл. виды пластмасс. В 70-80-х гг. над совершенствованием худож. образа И. успешно работали художники Ш. Дзенеладзе, Н. Молостнова, В. Халюта и др.

В совр. произ-ве И. особое внимание уделяется электрифицир. И., И. с применением электроники, элементов автоматики, логич. устройств, компьютеров.

В совр. педагогике И. принято делить по видам дет. игр. Такое деление приблизительно, т. к. практически все И. обладают многообразными функциями (дидактической, развлекающей, забавляющей и пр.), что позволяет использовать одну и ту же И. в разных видах игр.

Среди И. для подвижных и спортивных игр - каталки, серсо, бильбоке, кольцебросы, воздушные змеи, самокаты и т. д. В качестве И. такого типа могут выступать уменьшенные копии спорт, снарядов: мячи, скакалки, дет. велосипеды, гимнастич. инвентарь и т. п.

И. для сюжетно-ролевых игр (драматизации, режиссерских, музыкальных и т. п.) и игр-забав представляют наиб. многочисл. группу - это куклы, фигурки людей и животных, предметы для игр с ними (кукольная мебель, посуда) и др. Для детей раннего возраста подходят И. обобщенного образа, условность к-рого подчеркивает типичные черты отображаемого прототипа. В режиссерской игре дошкольникам и мл. школьникам нужны как детализированные реалистические, так и предельно обобщенные образные И.; необходимы наборы И. (зверушки, солдатики и т. п.).

И. для дидактич. и познават. игр сконструированы с учетом определенной обучающей программы, к-рая усваивается ребенком в процессе игры. Нек-рые И. разработаны на основе принципа автодидактизма (погремушки, пирамидки, вкладыши, матрешки и др.). К дидактич. И. относятся головоломки (напр., игрушки венг. инженера Э. Рубика), а также настольные и настольно-печатные игры с правилами. Такие И. смыкаются с игрой, иногда трудно провести четкую границу между игрой и И. Наборы и комплекты И. разной сложности создаются для сис-тематич. обучения и развития детей. Перспективная И. с электронными, в т. ч. микропроцессорными, устройствами.

И. для строит.-конструкторских и техн. игр объединяют И.- техн. приспособления, наборы строит. деталей, конструкторы, нек-рые виды игровых орудий труда, игровые аудиовизуальные средства и техн. предметы для дет. творчества с использованием механич., магнитных, электрич., электронных и др. устройств. Такие И. должны быть ориентированы на возрастные особенности детей. Они могут использоваться в самостоят. сюжетных играх, в познават. играх, направленных на исследование свойств И., экспериментирование с ними. Для старших дошкольников и младших школьников предназначены И., с помощью к-рых можно по-настоящему трудиться: дет. швейные, вязальные и ткацкие машины, дет. орудия с.-х. и бытового труда, наборы для худож.-декоративных и печатных работ.

Театральными И. принято называть куклы-театральные персонажи, куклы «би-ба-бо», куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, басням и др. произв.; декорац. панно на определенные темы, театральные переносные сцены, теневые театры; магнитные, фланелевые и др. устройства, состоящие из экрана-основы и крепящихся к нему фигурок; театральные костюмы и их элементы, парики и маски театральных персонажей. Театральные И. используются в дет. театрах при организации театрализов. игр, развлечений на праздниках, при проведении обучающих сюжетных игр и в самостоят. игре детей, включающей элементы театрализации. Пед. требования к театральным И.: яркость, смысловая, эмоциональная и скульптурная выразительность, высокая художественность исполнения, удобство использования в самостоят. и совм. деятельности детей; комплектность тематич. наборов и серий; со-масштабность театральных приспособлений игровому действию и театральным персонажам (куклам). Театральные И. не являются предметами повседневного использования, они должны сохранять для ребенка атмосферу праздничности, эмоциональной приподнятости.

К музыкальным относятся И., имитирующие по форме и звучанию муз. инструменты,- детские ксилофоны, металлофоны, цимбалы, органчики, гармошки, дудочки, барабаны, муз. шкатулки. Наборы колокольчиков, бубенчиков, муз. дидактич. И., сюжетно-об-разные И. с муз. устройствами, игровые приборы для прослушивания муз. записей на карточках и кассетах с магнитной лентой также причисляются к муз. И. Муз. И. находят применение на занятиях по эстетич. воспитанию, на муз. праздниках, в сюжетно-ролевых и познават. играх, используются детьми для самостоят. музицирования. Осн. требования к муз. И.: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления. При конструировании и подборе муз. И. особенно важно учитывать возрастные возможности и сформированные умения детей.

Празднично-карнавальные И. представлены атрибутами театрализов. детских и юношеских шествий, связанных с разл. ист. датами, праздниками и т. п.; это маски, шлемы, прошивные парички, карнавальные костюмы, флажки, надувные шары, гирлянды, елочные украшения. Мн. карнавальные И. делают сами воспитатели, родители и дети.

Среди И.-забав-«дергунчики», мячи на резинках, крутящиеся на турниках гимнасты, подпрыгивающие птички, лягушки, бодающиеся козлики и т. п. Широко известны народные И.-забавы из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект (клюющие птички, карусели, двигающиеся деревянные резные И. и т. п.). К И.-забавам относят также наборы фокусов и И.-сюрпризы. Наряду с механич. в совр. И.-забавах применяются электро-техн. и электронные устройства. Осн. требование к изготовлению И.-забав - создание широкого ассортимента для каждой возрастной группы детей. И.-забавы воспитывают чувство юмора и любознательность. Особенно нужны эти И. в разновозрастных дет. коллективах, где старшие дети могут порадовать младших веселой совм. игрой с забавной игрушкой. И.-забавы позволяют воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь детей от нежелательного поведения, сформировать желание участвовать в совместной игре.

Роль И. в развитии ребенка. Правильный выбор И., способствующих развитию ребенка, осуществляется взрослым (родителем, воспитателем) на основе знаний о возрастных особенностях ребенка. Важнейший критерий выбора - определение характерной для каждого этапа развития ведущей деятельности. Значение И. как средства психич. развития тем больше, чем ребенок младше.

В младенч. возрасте ребенок нуждается в И., помогающих развитию ориентировочного поведения. В возрасте 1-3 мес малыш может следить за И. в руках взрослого. Звучание И. (напр., погремушки, колокольчика) придает ей дополнит, привлекательность. В возрасте от 2-3 мес до одного года ребенок с помощью взрослого учится манипулированию, 3-месячный ребенок не только смотрит на подвешенные И., но и тянется к ним, иногда схватывает. Эти действия формируют координацию, совершенствуют движения, развлекают ребенка. Вовлекая младенца в совместную «игру», родители учат его общению.

Среди И. младенца гл. место занимают пластмассовые погремушки. Их конструкция позволяет ребенку уловить (услышать) результат предпринятых действий, побуждает к воспроизведению, а затем и освоению движений. С помощью погремушек разнообразной формы и цветов у ребенка развивается восприятие, становится заметным проявление внимания к И. определенного вида. Подходящей И. для младенца является бумага (с мягким краем): ее шуршание и изменение формы способствует активности ориентировочного поведения. В 4-5 мес малыш с удовольствием складывает и раскладывает книжки-игрушки, вместе со взрослым разглядывает яркие цветные картинки. Ребенок пристально наблюдает за действиями взрослого с И., нек-рые повторяет сам. наиб. активно младенец чиграет» в присутствии взрослого. 6-7-месячный ребенок переносит на погремушку все действия, усвоенные при манипулировании с др. предметами. В 7-8 мес малыш уже по-разному манипулирует с разными И.

В обиходе младенца должны быть резиновые И.- пищалки. С ними можно устраивать простые игры (найти И., уложить спать и т.д.). Для 9-месячного ребенка И. могут стать карандаш и бумага, с помощью к-рых он осваивает способы воспроизведения действий. И. служат темой для бесед с ребенком, к-рый к концу младенческого периода начинает связывать звучащее слово с конкретным предметом. В этом возрасте ребенку можно показывать мягкие И., учить обращению с ними. Выбор мягкой И.- серьезное дело: она будет рядом с ребенком многие годы, поэтому должна быть красивой и приятной на ощупь. Металлич. И. не рекомендуются младенцу, т. к. могут стать причиной травмы.

В раннем возрасте соотнесение действий осваивается при складывании пирамидок, матрешек, закрывании коробок крышками, постройке ч домов» из кубиков, игре со сборно-разборными И. Такие действия требуют представления о свойствах предметов, поэтому сам первоначально сложить предмет из его частей ребенок не может. Взрослый должен показать малышу образец соотносящего действия и научить его правильно действовать.

В процессе освоения орудийных действий, в к-рых один предмет - орудие - употребляется для воздействия на др. предметы, ребенок пользуется игрушечными совочками, лопатками, чашками и т. п. При овладении действиями приспособление руки к свойствам орудия происходит постепенно. Важно, чтобы ребенок усваивал сам принцип употребления орудий.

В числе важных достижений ребенка раннего возраста - понимание И. как вещи, имеющей определенное назначение и способ употребления. Вместе с тем кроме И. с закрепленной функцией ребенок открывает для себя предметы, к-рыми можно заменять отсутствующие вещи (полифункциональные И.). Напр., палочка может замещать термометр, ложку и мн. др. Действиям с полифункциональными И. ребенок учится у взрослого. Замещения освобождают малыша от привязанности к единственному назначению предметов, он начинает свободно играть с ними.

Эстетич. и многоцелевое значение для маленьких детей имеют природные материалы (шишки, семена, палочки, камешки и т.п.). Их использование в качестве И. развивает воображение и подготавливает развитие знаковой функции сознания.

Особое место среди И. детей раннего возраста занимают куклы и И.-животные (мишки, зайцы, кошки и др.), 3-летний ребенок подражает действиям, к-рые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Ребенка учат проявлять заботу об И., сопереживать ей в разл. ситуациях игры. Кукла или игрушечная зверушка становятся для ребенка объектом эмоционального общения.

В дошк. возрасте ребенку по-прежнему нужны И., развивающие соотносящие предметные действия, а также полифункциональные природные материалы как игровые предметы. Новая роль отводится кукле. Сначала ребенок учится у взрослого наделять куклу человеческими качествами; затем он сам наполняет душевный мир И. по своему усмотрению; при этом кукла или мягкая И. выступают в качестве заместителя идеального друга.

Исследованиями установлено, что фактура материала влияет на выбор И.: мягкие, пушистые материалы вызывают положит. эмоции, стимулируют ребенка к игре; И. с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

Куклы получают разные роли в игре. Традиционная «прекрасная» кукла с длинными ресницами и роскошными волосами обычно получает имя; в игре она принцесса, мама или дочка. В «прекрасную» куклу мальчики, как правило, не играют. У «характерной» куклы ярко выражены определенные человеческие качества (наивность, озорство и т. п.), отк-рых нередко зависит разыгрываемый сюжет. Таких кукол любят все дети. Куклы - герои сказок несут в себе эталон нравств. облика, заданность типа поведения. Несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре, Иванушка, Бурати-но и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, колдунья, баба-яга плохие, злые, несправедливые и лживые. На таких куклах ребенок сосредоточивает свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Любимые И. учат ребенка доброте, способности сопереживания др. человеку.

В дошк. возрасте ребенок обнаруживает интерес к играм-соревнованиям, осваивает соответствующие И.: мячи, прыгалки, кегли, луки и стрелы и т. п. Одиночные игры чаще всего определяются полом ребенка: мальчик скорее выберет пистолет, лук, машинку, а девочка - куклу, посуду, мебель и др.

Предпочтение ребенком тех или иных И. дает основание судить, какие виды деятельности он осваивает, как осуществляется половая идентификация.

В младшем шк. возрасте дети продолжают играть в И., имитирующие жизненные явления и отношения: куклы, разнообразные предметы кукольного обихода. Качественно новым является стремление ребенка к И., дающим возможность проявить смекалку, находчивость, др. интеллектуальные способности (популярны И.-головоломки). И. помогает образному мышлению ребенка-школьника, является опорой для воображения. Она несет пси-хотерапевтич. функции, особенно в подростковом возрасте, при затруднениях в общении, самореализации. Определенное место в увлечениях школьника занимает коллекционирование И. (напр., миниатюрных машинок). И. может выступать в роли посредника в процессе общения сверстников. Самостоят. изготовление детьми И. способствует развитию воображения, творческих способностей, в шк. возрасте может стать видом общественно полезного труда.

Для школьников предназначены сложные, управляемые И. и целые системы их, позволяющие соревноваться в ловкости. Тематич. и универсальные конструкторы постепенно развивают элементы техн. творчества, формируют у ребенка интерес к будущей профессии. Для тех же целей служат сборные модели техн. И., полуфабрикаты И. (модели). Большое место занимают спорт. И., побуждающие детей к движению: кегли, мячи, прыгалки и т. п. С возрастом на смену И. придут спорт, снаряды, лыжи, велосипеды, коньки, бадминтон и др. Театральные куклы пробуждают интерес детей к сценич. иск-ву.

В любом возрасте дятям нужны не только готовые И., но и материалы для создания игрушек-самоделок и инструменты для всех видов творчества. К созданию И. детей можно привлекать рано. Вначале ребенок является свидетелем возникновения самодельной И. в руках родителей; постепенно он становится соисполнителем, внося свою долю в ее создание. Со временем расцветает дет. самостоятельная деятельность. И., сделанные самими детьми, бывают часто самыми любимыми.

У всех в детстве были любые игрушки. И конечно же особо любимыми были мягкие игрушки. У кого-то это был плюшевый медвежонок, у кого-то зайчик, обезьянка. А задумывались ли Вы об истории возникновения мягких игрушек?

Первые упоминания об игрушках можно встретить в книгах античного мира. Также игрушки изображали на сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства – это сами игрушки, найденные археологами.

Игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия до н.э. Это были миниатюрные фигурки кошек, собак, коров, тигров, выполненные из дерева. Древние мастера изображали животных с большим знанием дела. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с проволочным механизмом движения, благодаря которому, например, крокодил мог открывать пасть.

Много детских игрушек археологи нашли в Италии на раскопках Помпеи, которая была уничтожена извержением Везувия в 79 году. Среди них много было погремушек-трещоток. Одни были в виде небольшого диска на рукоятке, к которому крепились бубенчики, а другие – пустотелые фигурки утки, лошади и свиньи, внутри которой перекатывались шарики.

В Древней Греции и Древнем Риме новорожденным дарили погремушки и трещотки. Считалось, что трещотки отпугивают злых духов. Матери и няньки укладывали детей спать, стуча погремушками по краю колыбели.

Множество игрушек, изображавших мамонта, носорога, медведя, было найдено на территории Сибири. Они были выполнены из бивня мамонта и мягкого камня за 35-12 тыс. лет до н.э. Такие же игрушки были найдены и на территории современной Украины и других районов. Поражает мастерство скульптуров каменного века, создавших максимально приближенные к оригиналу фигурки человека, птицы, животных. На территории Новгорода найдено большое количество игрушек из дерева.

Куклы тоже ведут свое летоисчисление из глубокой древности. Самые древние куклы из Египта. Они насчитывают около 4 тысяч лет. Куклы были найдены самые разнообразные: грубые чурбаны без рук и без ног, с руками и ногами из тонких палочек. Попадались детально проработанные куклы. Волосы делали из деревянных или нитяных бус. Куклы использовались в обрядах и служили символами культа.

Девушки Древней Греции и Рима хранили кукол до замужества, а после приносили их в дар богине Афродите и Венере. Но присутствовали и игровые куклы. В основном, их делали подвижными из глины и дерева. В то время уже существовали куклы-марионетки.

Жизненный путь игрушек в средневековье не известен. Первые сведения уже относятся к эпохе Возрождения. Даже современное название "игрушки" возникло только после 1523 года во Франции.

В XVI веке возникло ремесло п изготовление кукол на заказ. Цены на кукол были очень высоки, так как эти игрушки были своеобразными моделями и глянцевыми журналами того времени: матери изучали по ним моду, а дочери – забавлялись. Аристократическая игрушка до конца XIX века сохраняет декоративно-прикладной характер.

Только в XIX веке образовался "Синдикат французских фабрикантов игрушек". С этого момента можно говорить о возникновении новой отрасли промышленности.

Спрос на игрушки возрастал по мере роста городов, а соответственно и прибыль. Производство игрушек становится наиболее разнообразнее при использовании теста из дешевой ржаной муки.

Важным этапом в истории игрушек является время, когда начали делать игрушки из папье-маше.

Из всех видов игрушек мягкая – самая поздняя по времени возникновения. Мягкие игрушки это модели животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из разноцветных лоскутков и набивали их ватой или тканью. Впервые они появились в XIX веке.

В XX веке началось массовое производство мягкой игрушки и возник бум на плюшевых медведей.