Всё об этикете. Правила поведения для детей

  • 25.07.2019

Деловая игра для воспитателей «Эстетика и культура питания в детском саду»

Описание материала: предлагаю вам сценарию деловой игры для воспитателей "Эстетика и культура питания в детском саду". Данный материал будет полезен для воспитателей, педагогов дошкольных учреждений, для студентов. Материал направлен на повышение профессиональных знаний по этике и эстетике культуры питания в дошкольных учреждениях в работе с детьми.
Цель:
Систематизировать знания педагогов по вопросам эстетики и культуры питания в детском саду.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов по культуре питания.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Принципы деловой игры:
- практическая полезность;
- максимальная занятость;
- перспективы творческой деятельности каждого педагога.
Критерии оценки деятельности в деловой игре:
- уровень активности участников;
- педагогическое мастерство;
- умение находить оптимальные или наиболее простые и действенные решения;
- творческий подход к решению задач игры.

Ход деловой игры:

Формы этикета:
Речевой (словесное выражение уважения к людям)
Неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям)
Разновидности этикета:
Деловой
Служебный
Семейный
Столовый
Гостевой
Подарочный
Танцевальный
Этикет телефонного разговора
Этикет в общественных местах
Уроки этикета уже начинаются в раннем возрасте. Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду.
Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы.
Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.
Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети после окончания еды вытирают салфеткой рот, благодарят за еду и выходят из-за стола.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие эстетика питания.
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.
Наша сегодняшняя игра командная. Участвуют 2 команды.
(Команды должны придумать названия своей команды соотносительно по данной сегодняшней теме). Жюри состоит из 2 человек. Жюри будут оценивать содержательность, оригинальность, эмоциональность выступления.
Максимальная оценка всех конкурсов - 3 балла.

Станция 1 Разминочная
Вопросы первой команде:
1. Чем берут хлеб из хлебницы?
2. Чем едят макароны?
3. Куда нужно положить ложку, размешав сахар в чае?
4. Какие фрукты едят руками?
5. В какой руке держат нож?
6. Как нужно наклонять тарелку с супом?
7. Что нужно делать, если вилка упала?
8. Как нужно разговаривать за столом?

Вопросы второй команде:
1. Как едят хлеб?
2. Чем едят рыбу?
3. Чем размельчают мясные блюда (котлеты)?
4. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае?
5. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа?
6. В какой руке держать вилку?
7. С какой стороны убирают суповые тарелки?
8. Куда класть использованную бумажную салфетку?

Станция 2
Порядок сервировки стола на завтрак.

К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка
Станция 3:
Порядок сервировки стола на обед

К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны
Станция 4:
Порядок сервировки стола на уплотненный полдник

К полднику стол сервируется, как и на завтрак - с единственным отличием: не подается масло.
Станция 5: Вопрос 2 командам
С какого возраста вводится дежурство по столовой?
(Ответ: Дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфФормы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
Дежурить детки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.)

Станция 6: Стихотворная
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.

Станция 7
Найди продолжение пословицы о питании:

1 команде
1. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
2. Аппетит приходит во время еды.
3. Без соли, без хлеба худая беседа.
4. Хлеб да вода – богатырская еда
5. Едешь на день, хлеба бери на неделю
6. Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
7. Вашими бы устами мед пить.
8. Курочка по зернышку клюет да сыта бывает.
9. Будет день, будет пища.
2 команде
10. Все перемелется, мука будет.
11. Не единым хлебом жив человек.
12. В здоровом теле – здоровый дух.
13. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
14. Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
15. Хлеб всему голова.
16. Что есть в печи, все на стол мечи.
17.На вкус и на цвет товарищей нет.
18. Живем да хлеб жуем.

Станция 8:
Инсценировка «За столом»

ЦЕЛЬ: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по воспитанию культуры поведения за столом: актуализирование проблемы, обмен опытом.
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: хорошо подготовить все необходимое для обеда, можно использовать игрушечную посуду.
ХОД ИНСЦЕНИРОВКИ
I-я группа педагогов изображают обедающих детей, используя все приготовленное для этого. Их задача – совершить как можно больше ошибок: кушать неопрятно, громко разговаривать и т. д.
II-я группа педагогов изображает «воспитателя» и «помощника восп-ля», методически правильно работающих с детьми.
Задача противоположной команды отметить все нарушения со стороны «детей», а так же отметить и дополнить (по необходимости) методы и приемы применяемые «воспитателем».
Станция 9: «Сервировка стола» Вы должны правильно расположить приборы на столе?
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: посуда для сервировки стола
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
Поздравляем, каждая команда прибыла на пункт назначения. За окнами температура воздуха самая комфортная, небо безоблачное, давление в норме. Просьба при выходе не забывать хорошее настроение и прошу следовать к столу.
Чаепитие за красиво сервированным столом

Ирина Неборская
Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»

воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко»

п. Тяжинский. Кемеровская область

Цель : Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета : внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.

Упражнять в использовании «вежливых слов» , подборе их в соответствии с ситуаций.

Совершенствовать культуру диалогической речи : выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Развивающие :

Развивать логическое мышление : умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.

Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.

Воспитательные :

Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.

Материал : Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.

Предварительная работа : Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо» . Р. С. Буре «Как поступают друзья» . Беседы по книге Е. Черенковой. «Уроки этикета и вежливости » . Чтение худ. лит-ры : В. Катаев. «Цветик-семицветик» ; В. Осеева. «Волшебное слово» ; С. Маршак «Жадина» . Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы »; Цветик –семицветик».

Ход НОД:

В -ЛЬ : Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Упражнение; «Подари улыбку»

Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите. (в- ль поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие пока улыбка не вернуться к воспитателю.)

В - ль; Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки.

В - ль : Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)

Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?

Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе . Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)

1. Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости.

Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.

(слайды)

Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»

Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье) .

Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе» .

Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Картинка «Встреча двух друзей.»

Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)

Как можно приветствовать друга,если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)

О вежливых словах прочитает стихотворение Кристина К. .

Утром, подойдя к окну

«Здравствуй» ! - солнышку кричу

И ещё немало раз

За день повторю;

«Добрый день» , иль «В добрый час»

«Вас за всё благодарю» .

Друга встречу - то ему

Крепко руку я пожму.

Книгу даришь кому-либо,

Скажет он тебе «Спасибо»

Ты пожалуйста ответь

Улыбнувшись, прошепчи,

Расставаясь с кем-то, где-то,

«До свиданья» говори.

В – ль : Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.

2 : -Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.

А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра) .

В - ль : - Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.

1. Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.) .

2. Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю) .

3. Назовите только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею) .

4. Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи) .

В - ль : Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.

3. Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков» .

Слайды :

ВОПРОСЫ :- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?

Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?

Если съел конфету и у тебя остался фантик?

Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?

Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.

4. В - ль : Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры» . Что такое «Хорошие манеры» ?

Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.

А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.

Игра» Хорошо - плохо»

В - ль : Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо,то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.

1. Привычка очень громко разговаривать.

2. Неряшливость в одежде.

3. Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.

4. Внимательное, вежливое общение с людьми.

5. Приветствовать знакомых, при встрече.

6. Оскорбление окружающих людей.

7. Уступить место пожилому человеку в транспорте.

8. Мальчики дерутся.

Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.

5. В - ль : Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы» .

Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.

Дети : (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).

В - ль : Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.

А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?

Друзья познаются в беде.

Дружбу помни, а зло забывай.

Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.

Дружба стекло – разобьётся,не сложишь.

Крепкую дружбу и топором не разобьёшь,

В - ль : О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.

Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.

Ф - ка : Магнит.

В – ль (показывает магнит со скрепками) Как называется этот предмет?

Он притягивает к себе разные железные предметы.

Иногда бывает так, что человек становиться магнитом, к нему тянуться другие люди.

Как вы думаете, к какому человеку тянуться другие люди? (к доброму, отзывчивому, чуткому, хорошему) .

Предлагаю каждому из вас побыть магнитом.

Описание игры; (дети произвольно двигаются под спокойную музыку, когда вос-ль называет имя ребёнка, все собираются вокруг него, ласково касаются его рукой и говорят добрые слова. Если кто-то не хочет, чтобы его касались рукой,он выставляет перед собой ладони, тогда дети встают рядом с ним и говорят добрые слова.

6. Лепесток синий - это лепесток «внешний вид» .

Ребята, а что такое внешний вид?

В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.

Какой должна быть одежда? (чистой, удобной) .

Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен) .

Ребята предлагаю вам поработать в тетрадях.

Я называю варианты ответа, а вы ставите красный кружочек –да, синий кружочек –нет.

Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего :

1. Дорогой. 4. Чистой. 7. Аккуратной.

2. Опрятной. 5. Разорванной.

3. Модной. 6. Новой.

Ребята, так какой должна быть одежда.

(опрятной, чистой, аккуратной)

И тот лепесток вернулся к цветку.

7. Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек» .

Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.

Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.

Мыть руки перед едой.

Чистить зубы перед сном.

Грызть ногти.

Пользоваться носовым платком.

Дразнить и обзывать детей.

Стричь ногти.

После сна умываться.

Расчесываться.

Ковырять в носу.

Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка) .

Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета .

Стихи : 1. Что такое этикет ?

Мы сейчас даём ответ-

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет.

2. Что сказать, когда войти.

Как в гостях себя вести.

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3. Если вежливым стать,

И воспитанным быть

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным) .

Цель : формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Задачи:

— формировать представления о нормах и правилах поведения в быту, повседневном общении, в общественных местах в соответствии с особенностями коммуникативной и психосексуальной культуры;

— способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих возрасту и полу;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: видеописьмо; видеопроигрыватель; мяч; сюжетные картинки о правилах столового этикета, книги (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», О. Дриз «Про веселый пирожок», В. Осеева «Волшебное слово»), настольно-печатная игра «Уроки этикета».

Перед началом занятия в группу входит воспитатель младшей группы.

Воспитатель младшей группы . Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, ребятам моей группы быстро запомнить правила поведения. Некоторые из них они уже знают: здороваются при встрече, прощаются при расставании, благодарят за услугу. Но вот о выполнении других правил они часто забывают. И вдруг я вспомнила о вас, ребята. Вы хорошо знаете, как вести себя в той или иной ситуации. У вас в группе много разных игр, картинок, карточек-символов, книг о том, как правильно вести себя за столом, в гостях, в транспорте, при разговоре с другими людьми. И я подумала, что если бы и у нас в группе были картинки, игры, которые постоянно напоминали бы ребятам о правилах поведения, они быстрее бы научились их соблюдать. Пожалуйста, подберите или нарисуйте детям младшей группы такие картинки. Я очень хочу, чтобы они хорошо знали и выполняли правила поведения.

Воспитатель . Ребята, как можно помочь воспитателю младшей группы?

Дети . Можно подобрать картинки с изображением правил поведения; мы можем прийти к ним в группу и рассказать об этих правилах, поиграть с ними в игры, прочитать им стихи о том, как правильно себя вести; можно подобрать книги, игры и подарить их малышам.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы помочь воспитателю младшей группы и ее воспитанникам. А чтобы правильно подобрать картинки, которые могут помочь малышам быстро запомнить и выполнять правила поведения, давайте вспомним стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте». Кто из вас хочет его рассказать?

Дети по желанию читают стихотворение.

О каком вежливом волшебном слове говорится в этом стихотворении?

Дети. О слове «здравствуйте».

Воспитатель . Ребята, а почему от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее?

Дети . Всем людям приятно слышать вежливые слова.

Воспитатель. Очень важно знать и выполнять правила, которыми люди пользуются во время беседы. Какие из них вы знаете?

Дети. Нужно смотреть в глаза, называть друг друга по имени, улыбаться при встрече, говорить вежливые слова.

Воспитатель . Послушайте стихотворение о другом вежливом слове. У этого стихотворения нет заглавия. Вы его должны придумать.

Маша знала слов не мало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням ей мама

Про него твердит упрямо:

— Почему такой пустяк

Не запомнишь ты никак?

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого...

В. Голяховский

Как вы назовете стихотворение? Какое же слово пропало?

Дети. Это слово «спасибо».

Воспитатель . Послушайте стихотворение еще об одном вежливом слове.

Ребенок читает стихотворение Р. Алдониной «Козлик».

Какое же вежливое слово помогло девочке благополучно пройти мимо козлика?

Дети. «Пожалуйста».

Воспитатель . Давайте посмотрим, можем ли мы быть тоже вежливыми.

Игра «Будем вежливыми»

Воспитатель вызывает двух мальчиков — Сашу и Мишу. Саша держит в руках мяч. Воспитатель предлагает мальчикам вежливо поздороваться.

Саша. Здравствуй, Миша.

Миша . Здравствуй, Саша.

Если ребенок не обратился к напарнику по имени, воспитатель говорит, что вежливые люди, когда здороваются, называют имена и слегка наклоняют голову — делают поклон.

Воспитатель. Миша, попроси у Саши мяч.

Миша . Саша, дай, пожалуйста, мне мячик.

Саша . Миша, возьми, пожалуйста, мяч.

Миша . Спасибо.

Саша. Пожалуйста.

Воспитатель. Мальчики, попрощайтесь.

Саша . До свидания, Миша.

Миша. До свидания, Саша.

Воспитатель следит за тем, чтобы участники обращались друг к другу вежливо и обязательно использовали слова «спасибо» и «пожалуйста». Можно попросить остальных детей повторить те вежливые слова, которые говорили друг другу мальчики. Нужно стараться, чтобы в этой коммуникативной ситуации соблюдались ритуалы общения: воспитанники во время разговора должны смотреть друг на друга, стоять спокойно, не кричать, но говорить достаточно громко. По желанию инсценировку можно повторить с другими детьми.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, во время которой вы вспомните другие вежливые слова.

Игра-соревнование «Кто больше назовет вежливых слов»

Дети делятся на две команды и по очереди называют вежливое слово («здравствуйте», «до свидания», «простите», «извините», «спокойной ночи», «с добрым утром», «будьте добры», «пожалуйста» и др.). Побеждает команда, которая назовет больше слов.

Воспитатель . Ребята, а вы можете быть добрыми, вежливыми и внимательными? Давайте проверим это.

Игра «Ласковое слово»

Дети садятся в круг. После слов воспитателя: «Волшебную палочку в руки возьму и ласковое слово другу подарю», дошкольники начинают передавать друг другу «волшебную палочку», говоря при этом добрые, ласковые слова соседу.

Воспитатель. Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным, солнечным! А теперь пришла пора вспомнить пословицы про добрые, вежливые слова: «Доброе слово сказать, что дождь в засуху», «Доброе слово сказать — посошок в руку дать», «С добрым словом и черная корка сдобой пахнет». Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово сказать, что дождь в засуху»?

Дети отвечают.

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов и умеете правильно их говорить. Предлагаю вам отобрать картинки, которые помогут детям из младшей группы быстро запомнить и научиться выполнять правила поведения во время разговора.

Дети выбирают нужные картинки.

Ребята, вспомните правила, которыми пользуются все люди за столом.

Дети. Нужно уметь правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, не кричать, не тянуться через весь стол, помогать друг другу, говорить «спасибо» после еды.

Воспитатель . Какие вы молодцы! Много правил вспомнили! Давайте отберем картинки, которые помогут малышам быстро запомнить правила поведения за столом во время еды.

Дети выполняют задание.

Ребята, дети из младшей группы любят не только рассматривать картинки, но и слушать стихи, потешки. Какие потешки может прочитать им воспитатель во время еды?

Дети

Травка-муравка

Со сна поднялась,

Птица-синица

За зерно взялась,

Зайки — за капустку,

Мышки — за корку,

Детки — за молоко.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули

К маленькой Алене.

Сидят и рядят,

Чем ей угодят:

То ли кашей с молоком,

То ли бубличком с медком,

То ли сладким яблочком.

Пришел кисель,

На завалочке присел,

На завалочке присел,

Поесть Олечке велел.

Воспитатель. Молодцы, ребята, много потешек вспомнили! Подумайте, как еще можно помочь малышам быстро запомнить правила поведения за столом.

Воспитатель. Вспомните, в каких книгах рассказывается об этих правилах?

Дети. «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Про веселый пирожок» О. Дриза, «Волшебное слово» В. Осеевой.

Воспитатель . Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам о правилах поведения в гостях, транспорте, театре.

Игра «Уроки этикета»

Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три группы, каждой группе — по карте. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их рядом с большой картой. Если на картинке изображено правильное поведение героев, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае неправильного поведения персонажей, карточка откладывается в сторону.

После того как все микрогруппы выполнили задание, воспитатель предлагает каждой микрогруппе проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведению персонажей на отложенных картинках. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них.

Воспитатель. Ребята, сегодня после сна мы все вместе сходим в младшую группу, и вы расскажете малышам с помощью картинок о правилах поведения во время разговора, о том, как правильно вести себя за столом, в транспорте, театре, гостях. Эти картинки, игры, книги мы оставим в младшей группе, чтобы ребята быстрее запомнили правила поведения.

Цель: Формировать у детей представление об этикете. Формировать у детей навыки вежливости. Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять. Знакомить с правилами этикета. Повышать уровень коммуникативной компетентности детей.

Задачи: Формировать навыки этического поведения; развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам; закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях; воспитывать уважение к окружающим людям.

Пути реализации проекта:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

Этапы овладения детьми правилами этикета:

1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

2. Закрепление знаний через совместную деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации,викторины)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление об этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества.

Необходимо повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.

Познавательное развитие: задача – воспитание гуманных чувст и положительных взаимоотношений, этических представлений, расширить кругозор и знание детей.

Ребёнок и окружающий мир: Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим.

Развитие речи: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.

Изодеятельность: Развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики.

Ожидаемый результат:

Воспитание нравственных и эстетических качеств; привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения; развитие личности ребенка, умения продуктивно взаимодействовать с другими людьми; снижение агрессивности; овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

После завершения проекта воспитанники смогут: Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Общаться с окружающими людьми в соответствии с правилами этикета. Уважать старших.

Перед началом работы над проектом проводилось родительское собрание, основным разделом которого является представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения.«Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать пример»

I этап – подготовительный

Беседа «Что такое этикет и зачем он нужен?» - дать детям понятие слова « Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета (придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).

Беседы: «История этикета», «Человек в коллективе», «Посмотрим на себя со стороны»,«Вас пригласили в гости».

Игра «Приятного аппетита» Занятие «Путешествие в страну этикета» Игра «Волшебные слова»

Чтение книги:Галина Шалаева "Урок вежливости", Настольная игра «Что такое хорошо и что такое плохо» Игры: «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба».

Этические беседы: «Уроки вежливости», пословицы « О дружбе»

Чтение произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя», «Почему», С.Я. Маршака « Ежели вы вежливы»,а так же: "Этикет для маленьких леди и джентльменов","Азбука хорошего поведения в стихах"А.Усачёва,"Что делать,если...",В.Дмитриева "1000 уроков этикета",Н.Мигунова "Правила поведения для малышей", "Правила поведения для воспитанных детей",Г.Шалаева "Школа вежливости для маленьких хозяев",Хрестоматия"Что такое хорошо и что такое плохо",Детская энциклопедия серии "Я познаю мир" "Этикет во все времена".

Беседа: «В стране вежливых слов»

II этап – творческий

Слушанье стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Чтение пословиц о дружбе, честности.

Сюжетно-ролевые игры: «В гостях»,«Театр», «В общественном транспорте» - закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом. Дидактические игры: - «Кто знает больше вежливых слов», - «Телефонный разговор». Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали»

Беседы: «Какое доброе дело я сделал? », «В мире вежливых слов», «Мы идем в гости», «Правила поведения в общественном транспорте», «За столом», «Мы любим делиться».

Рисование « Нарисуй настроение», - через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.

Пение песни «От улыбки станет всем светлей» прослушивание песен: «Если добрый ты», «Дорогою добра»

Игра приветствие «Нам здороваться не лень»

III этап заключительный:

Игры «Кто больше знает вежливых слов», «Доброе утро».

Рисование «Волшебный цветик – семи цветик»

Дидактические игры: «Телефонный разговор», « Невоспитанный человек», «Поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»

Родительское собрание «Азы воспитания» (делимся опытом) – формирование норм культуры поведения ребёнка, доброжелательности, честности, правдивости, воспитании культуры общения.

Консультации для родителей « Формирование культуры поведения за столом» , «Едем в общественном транспорте», «Культура поведения на природе»

Итоговое: досуг «О добре и этикете"

Литература: «Азбука общения» Л.М. Щиплицина, О.В.Защиринская «Детский этикет» О.В.Корчинова. «Уроки этикета и вежливости для детей» Е.Черенкова. «Этикет от А до Я» Н.В.Чудакова. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С.О.Николаева. «Новые правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва. «Это Вам родители» А.О.Пинт «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В.Петерина «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько

Загадки про этикет

Очень в школу я спешил,

Поздороваться забыл:

С другом лучшим и с соседом,

С Марь Ивановной в беседе.

Обидные последствия,

Коль не сказал... (приветствия)

Когда собрался уходить,

Ты должен вежлив быть.

Слова «пока» и «до свидания»-

То слова... (прощания)

Если буду я не прав,

То сразу, без сомнения,

Я попрошу прощения

Словами... (извинения)

Я «спасибо» говорю,

Значит, я... (благодарю)

Я здороваюсь со всеми,

«До свиданья» говорю,

Если нужно - извиненье,

Нужно - поблагодарю.

Знаю я, что не невежа

Я, напротив, очень... (вежлив)

Правила этикета в детском саду в стихах

По утрам просыпайся вовремя,чтобы не опоздать в детский сад.

Не охота по утрам просыпаться малышам.

Но порядок - есть порядок…

Просыпаться все же надо!

Маме нервы не мотай, улыбнись ей и вставай.

Не ворчи и не кричи – лучше в ванну поспеши.

Обязательно умойся, хорошенько причешись,

Не забудь почистить зубки и одеться не ленись!

За собой заправь постель –

И в детсад беги скорей.

В детском саду не плачь о маме.

Поздоровайся с друзьями, с воспитателем и няней.

Маму тихо отпусти – на работу ей идти!

Очень быстро день пройдет, -

Мама за тобой придет.

Во всем слушайся воспитателя.

Должен ты запомнить, кроха,

В группе вас детишек много…

Воспитателя жалей –

Он один на всех детей!

Постарайся его слушать,

Без приказа спи и кушай.

Не груби ему в ответ –

Старше он на много лет!

Помогай друзьям мириться.

Не дерись, не обзывайся,

Сам мирить ребят пытайся.

Слабых ты не обижай

И в обиду не давай!

Береги игрушки.

Ты игрушки не ломай и на место собирай!

Думай: чем играть другим?

Ты не должен быть таким!

Старайся выглядеть опрятно.

За столом будь аккуратным –

можно ведь запачкать платье…

Мой почаще с мылом руки,

грязь не вытирай об брюки.

Не забудь напомнить маме,

чтобы был платок в кармане.

Будь опрятным, будь красивым, чтобы все тебя любили!

Перед едой мой руки с мылом.

Перед тем, как сесть за стол, руки ты свои помой.

Это нужно для того, чтобы не болел живот!

Не балуйся за столом.

«Когда я ем – я глух и нем» -

запомни правило простое!

Своих друзей не отвлекай,

оставь на время их в покое.

Ешь аккуратно, не спеша, -

должна тарелка быть пустая!

Поел, попил – иди гулять.

Свободен ты, довольна няня…

Не стесняйся участвовать в мероприятиях.

Будь активным и веселым –

это пригодится в школе.

Постарайся не бояться,

не дрожать, не отпираться

Разучить с друзьями вместе

к празднику стишки и песни!

Учись сам убирать свою постель.

После сна заправь постель,

даже если очень лень!

Няню ты не дожидайся,

сам заправить попытайся.

Покажи пример другим,

помоги сложить и им!

Спи во время тихого часа.

Нужно всем ребятам знать,

что полезно днем поспать!

Будешь радостным, веселым,

будешь сильным и здоровым!

Выспался – спокойно жди подъема.

Если спать не хочешь ты –

лежи тихо, не шуми!

Постарайся не мешать

другим детям отдыхать!

Не уходи из детского сада один, дождись родителей.

Никогда не уходи из детсадика один!

Этим ты расстроишь маму, воспитателя и няню.

Сам ты можешь потеряться и до дому не добраться!

Не уходи из детского сада с незнакомыми людьми.

Помни правило одно: никогда и ни за что

С посторонними людьми никуда не уходи!

Люди всякие бывают! -

Деток бьют и обижают…

Заветные слова

И в Нью-Йорке, и в Париже,

И на Кубе, и поближе.

И у русских, у эстонцев,

У французов и японцев

Есть заветные слова.

Знать должна их детвора!

Все народы на планете -

Дяди, тети, даже дети,

Просыпаясь ранним утром,

Произносят: - С добрым утром!

Говорят кому-то либо:

Добрый день, привет, спасибо,

Благодарствую, простите,

До свиданья, извините.

Эти главные слова

Повторяются всегда:

Днем и вечером, в квартире,

На работе, в магазине,

И в трамвае, и в метро,

И в театре, и в кино.

Почему в любой стране,

На Чукотке и в Москве

Эти главные слова

Повторяют все с утра?

Это вежливое слово

Ключ к душе, друзья, любого:

К маме, папе, брату, деду,

К однокласснику, соседу,

К старшим, младшим и друзьям,

К иностранцам тут и там.

Добрым словом сможешь ты

Избежать любой вражды,

Мир узнать и помириться,

С новым другом подружиться.

Если ты не прав – Простите!

Вдруг толкнул – Ой, извините.

Друг приветствует, в ответ

Отвечай ему: - Привет!

Если кто-то что-то дарит

Говори: - Я благодарен,

За подарок вам спасибо:

Очень кстати, очень мило!

Если нужно в дом войти,

Постучись, затем спроси

: - Извините, можно к вам

На два слова по делам?

Получается, друзья,

Что заветные слова

Знать должны на всей планете

Дяди, тети и их дети.

Как вести себя в гостях

Мама Кенга крошку Ру,

Из семейства кенгуру,

Отправляет в гости к тете,

С ней коллеги по работе.

А у тети кенгуренок

Ещё маленький ребёнок.

Учит сына этикету: -

Помни, Ру, что часто дети

Любят хвастать и болтать,

Ум другим свой показать.

Не забудь, что ты в гостях,

Это, вроде бы, пустяк.

Но у тети есть ребенок,

Только вышел из пелёнок.

Все, что скажешь, в тот же час

Он научится от нас.

Вот поэтому следи

Ты за речью.

Не спеши,

И не бегай, не кричи,

И не лезь куда не надо,

Если нет там взрослых рядом.

С малышом в углу играй,

Взрослых с ним не обсуждай.

Расскажи ребёнку сказку,

Порисуйте с ним раскраску,

И стишки с ним сочини,

Любят игры малыши.

Поиграйте пол - часа,

А потом за стол пора.

Тётя станет угощать,

И за стол вас приглашать.

Не забудь, перед едой

Лапки моют под водой.

Ты возьми и малыша

И умойтесь не спеша.

Лапки на стол не кладите,

И тихонечко сидите.

Замолчите, надо знать

За едой нельзя болтать.

Правой лапкой нож берите,

Левой – вилку, не спешите.

И не чавкай, не сопи,

За собой всегда следи.

Перебил советы Ру:

Больше слушать не могу,

Я устал от наставлений.

Неужели во Вселенной

Все ведут себя вот так.

Сбегать в гости – фу, пустяк!

Быстро к тете он собрался,

Прыг да скок и вот добрался

Он до тети.

В дом стучит

И с порога всем кричит:

О, привет, а вот и я,

Приглашали вы меня?

Приглашали, проходите,

Осторожно, не спешите.

Наш малыш вон там – в углу,

Проходите, крошка Ру.

Непослушный кенгуренок,

Словно маленький ребёнок,

Позабыл все наставленья

И устроил представленье:

С малышом он стал скакать,

Петь, и прыгать, и плясать.

Вопрошает тихо тетя:

А вам кушать неохота?

Что ж, пора и пообедать,

Мы устали вместе бегать.

Подбежал малыш к столу:

Я от голода умру.

Стали детки все съедать,

Этикета - не видать.

Тетя хмурится:

Вы не свиньи – кенгурята.

Стыдно так вот поступать,

Этикет пора уж знать.

Стыдно стало кенгуренку,

Непослушному ребёнку.

Вспомнил мамины советы:

Извините, тетя.Дети

Забывают впопыхах Как вести себя в гостях.

Отвечайте-ка, ребята,

В чем виновны кенгурята?

Настоящая дружба

Белобрысый Анатолий

Подружился с Таней в школе.

Толик думает:

Вот диво:

Дружелюбна, справедлива,

И с мальчишками дружна,

И девчонкам всем нужна.

Толик стал к себе построже:

Быть неряхой мне негоже,

Гири надо мне достать,

Чтобы мышцы накачать.

И с прической не в порядке,

Не забыть бы про зарядку.

В общем, надо повзрослеть,

И в учебе преуспеть.

Слово дал – его держи,

И не дрейфь, и не дрожи!

Перед трудностью любой -

Закаляй характер свой!

Вот ещё одна задача:

Есть дружок у Толи – Саша.

Не осудит? Все поймет,

И к другому не уйдет? -

Если Санька верный друг,

То поймет, что без подруг

Сложно в этом мире жить,

И общаться, и дружить.

Каждым утром Анатолий

Собирался раньше в школу,

Чтоб друзей своих встречать,

По дороге не скучать.

Стали верными друзьями

Толик, Саша и Татьяна.

Дружба с девочкой мальчишек

Избавляла от излишек:

Стали вежливей, не дрались,

Быть серьезнее старались.

Спортом стали заниматься,

Перестали вдруг ругаться,

Сквернословить и кричать,

Младших в школе обижать.

Защитить готовы Таню

От любого хулигана,

Пронести её портфель

И открыть при входе дверь.

Только несколько ребят

В дружбу верить не хотят:

Как с девчонками дружить?

Как такое может быть?

Поясняет им учитель:

Если в мире жить хотите,

То запомните – всегда

Дружба лучше, чем вражда.

В настоящей дружбе только

Другом может стать девчонка.

Но девчонкам надо помнить -

Друг не будет многословным.

Предавать друзей нельзя,

Это помните, друзья!

И не важно, ты мальчишка,

Взрослый, девушка, парнишка,

В дружбе верной все равны:

Папа, мама, я и ты.

Надо только быть добрей

И уметь искать друзей.

Выбирать их по уму,

А не так – кого хочу.

И теперь пример троих

Заразил ребят других.

Подружилась детвора…

Да и нам с тобой пора!

Школа этики зверят

Как-то в сказочном лесу,

Но не в сказке – наяву,

Звери для своих зверят,

Непослушных ребетят,

Школу этики открыли.

Меж собою порешили:

Будем вежливо мы жить,

И тому детей учить.

Старшим вызвался медведь:

Перестану я реветь,

Хот и стар, но много знаю,

Не впервые обучаю

Медвежат своих, друзья,

Мудрым я зовусь не зря.

Прибежали дети в школу,

Интересно им, все ново,

Все хотят они узнать

И вопросы задавать:

Дядя Миша, вы теперь

Наш учитель, а не зверь.

Как теперь вас называть,

В нашей школе величать?

Я, ребята, старше вас

Имя, отчество как раз

Пригодится мне теперь,

Ведь учитель вам не зверь.

Поясняю, там и тут

Учителей на «вы» зовут.

Чтобы это обозначить

Я зовусь Михал Потапыч.

И ещё, кричать не надо,

В школе есть и свой порядок:

Если хочешь ты сказать,

Руку надо поднимать.

На уроках не вертитесь,

Быть внимательней стремитесь.

Приутихли малыши,

Ссоры, звуки не слышны.

Навострили детки уши

Стали тихо Мишку слушать:

Завтра в город мы пойдем,

Это будет, братцы, днем.

Много в городе народу,

И дорог, и переходов,

Транспорт в городе большом

Вы увидите кругом.

Чтоб спасти свои хвосты,

Переход запомни ты.

Там стоит и светофор,

Не допустит он затор.

Красный свет – проходу нет,

Желтый шлет тебе привет,

А зеленый – проходите,

Только тихо, не спешите.

Зайка вставил робко слово:

Надо, братцы, быть готовым

Посмотреть по сторонам -

Не попасть в беду бы нам.

Помню, Доктор Айболит

Лапку мне пришил, болит

До сих пор она. Друзья,

Под колеса лезть нельзя.

А Потапыч продолжает:

Тот, кто старших уважает,

Пропускает их вперед

И в автобус сам не прет.

Не толкается локтями,

Не царапает когтями,

Уступает старшим место,

Инвалидам. Всем уместно,

Быть воспитанным везде –

Не один ты на земле.

В разговорах весь урок Пролетел.

Звенит звонок,

Суетится детвора –

Всем домой спешить пора.

Завтра снова ждет ребят

Школа этики зверят.

Пословицы и поговорки про этикет, вежливость, манеры

На всякое чиханье не наздравствуешься.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Поклониться - голова не отвалится.

Посади свинью за стол - она и ноги на стол.

Не плюй в колодец. Не рой другому яму, сам туда упадёшь.

Поступай так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этикет для детей дошкольного возраста

Сценарный план непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе “Путешествие в город этикета”

Этикет для детей не является формальным заучиванием каких-либо стандартных правил, принятых во взрослом обществе. В первую очередь, это воспитание позитивного восприятия ребенком окружающего мира, умения быть благодарным за то, что есть, формирование сильной и волевой личности, ценящей дружбу и взаимоуважение.

Если мы хотим воспитать жизнеспособную личность, а именно счастливого человека, уверенного в себе и своих возможностях, успешно решающего насущные жизненные проблемы, приятного в общении, богатого дружескими и деловыми связями, любимыми близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, тогда с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.

Актуальность такого вопроса как этикет для детей дошкольного возраста вытекает из потребности современного общества в развитии поведенческой культуры человека.

“Путешествие в город этикета”

Цель:

Развитие у воспитанников интегративных качеств: любознательности, активности, отзывчивости, овладение основными гигиеническими навыками, способности управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Задачи:

1. Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

2. Уточнить и систематизировать представления детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.

3. Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.

4. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по индивидуальным картинкам.

5. Развивать логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память.

5. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Предварительная работа: Заучивание стихов о вежливых словах, чтение и рассматривание иллюстраций книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета”.

Материал: влажные салфетки, расческа, щетка для одежды; картинки с изображением ситуаций не правильного поведения; “билеты” в кинотеатр; атрибуты к игре “Автобус”.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

В: Ребята проходите, посмотрите у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

Вбегает грязный Степка-Растрепка.

В: А ты кто такой?

С: Я Степка-Растрепка.

В: И почему себя так ведешь?

С: Я так всегда себя веду.

В: Но это же некультурно, и вообще когда люди встречаются всегда здороваются.

С: Ну здрасте.

В: Здравствуй Степа, почему ты так неопрятно одет?

С: Да торопился, думал и так сойдет. А вы что здесь собрались?

В: Мы сегодня с ребятами отправляемся в город этикета, чтобы повторить правила поведения в общественных местах. В каждом парке города нас будут ждать задания, выполнив которые мы узнаем какой сюрприз нас ожидает.

С: Я тоже хочу в город, возьмите меня с собой.

В: С таким неряхой мы вряд ли бы согласились куда-нибудь поехать. Можно исправить положение. Ребята, давайте поможем привести Степу в порядок.

(Дети по очереди выходят, причесывают, застегивают пуговицы, говоря: “Я возьму расческу, причешу мальчику волосы, и он будет красиво причесан и т.д.”)

В: Вот теперь другое дело. Ребята за то, что привели Степу в порядок, вы получаете первый шарик. Степ, а ты что-то забыл сказать детям?

Дети: Он забыл нам сказать спасибо.

С: Спасибо!

В: Теперь мы можем смело отправиться в город этикета.

А на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих, тонких ножках.

А в резиновых сапожках.

Правильно, это автобус, занимаем свои места, водителем будет Кирилл.

А вот и наш автобус.

(дети подходят к автобусу, один из детей бросает бумажку.)

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.

(Ответы детей, ребенок подбирает мусор.)

Ребенок: Вот теперь, ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш поселок будет всегда чистым и красивым.

В автобусе Степа безобразничает.

В: Степа нельзя себя так вести в общественном транспорте, ведь ты мешаешь остальным пассажирам. Существуют определенные правила поведения в общественном транспорте, давайте повторим.

Рассматривание картин по правилам поведения в транспорте.

В: Опять справились с заданием и получаем ещё один шарик.

В: Вот мы и приехали в город этикета. Обратите внимание как здесь красиво. Давайте прогуляемся по его улицам. Парк «Вежливых слов» .

В: Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам.

Какие Степа вежливые слова ты знаешь?

С: Спасибо, и много…..

В: Таня, какое вежливое слово знаешь ты? (стихи)

Добрый день.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

Пожалуйста.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Здравствуйте.

Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Будьте добры.

Будьте добры, - это я говорю по секрету

Будьте добры - и не ждите за это конфету.

Будьте добры - без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры.

Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. А, ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности. Мы с вами заработали ещё один шарик и отправляемся дальше.

В: Перед нами «Парк хороших поступков» игра «Правила поведения»

Перед вами картинки с правильными и неправильными поступками. Давайте разделим их на две группы, как нужно поступать и как нельзя.

Работа детей подведение итогов

Мы заработали ещё один шарик.

В: У нас осталось последнее задание.

Мультфильм

В: А что интересного и нового вы сегодня узнали, понравилась ли вам наше путешествие? (ответы детей).

Я надеюсь, что нашего путешествие поможет вам стать более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.

Воспитатель: Прежде чем сесть в автобус, обратите внимание на то, как по-разному ведут себя люди в различных ситуациях.

(дети берут картинки с изображением ситуаций невежливого поведения, составляют рассказы по картинкам, поясняя как нужно поступать в данной ситуации)

Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественных местах и можете пройти в автобус. Наш автобус отправляется, следующая остановка “Поликлиника”. Ребята, обратите внимание, что в автобус зашел пожилой человек.

Как должен поступить воспитанный человек?

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка “Магазин”. А сейчас вошла в автобус мама с дочкой. Как вы должны поступить?

Следующая остановка наша - “ Кинотеатр”

При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете?

Давайте вспомним некоторые правила поведения в кинотеатре.

Можно ли опаздывать к началу киносеанса?

Разговаривать громко?

Разворачивать конфеты?

Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты.

Кассир:

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

Ребенок:

Добрый день!

Уважаемый кассир.

Я бы очень попросил,

Дайте лучшие места.

Вот мое “ пожалуйста”

Игра “Вежливое слово”.

Дети покупают билеты за вежливые слова.

Воспитатель: Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.

(показ отрывка из мультфильма “Лунтик”)


История

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается « домострой » (XVI в.) .

Давным-давно люди поняли, как важно поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения. Это трудно, потому что каждый человек думает и поступает по-своему, у людей разные взгляды на жизнь и разные интересы. Чтобы никого не обижать напрасно, чтобы быть приятными и привлекательными, люди придумали и установили особый порядок поведения, удобный для всех, и назвали его этикетом. ...

Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. «Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» [Словарь по этике 1981: 412]. Исходя из этого определения, этикет можно рассматривать как социальное понятие, т.е. говорить об этикете как исторически сложившейся системе правил социального поведения, принятых в традиционных для данного этнос ситуациях общения. Соблюдать определённый порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов – это значит принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества.

Этикет как условный ритуал представляет собой общепринятую систему определённых правил учтивости , которые регламентируют особенности взаимоотношений между представителями различных слоёв населения и социальных групп в соответствии с их общественным статусом.

ЭТИКЕТ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Положение воспитателя требует особого уважения со стороны родителей, что играет не последнюю роль в воспитании детей. Взаимоуважение взрослых друг к другу помогает развивать в ребенке чувствительную натуру.

Знание правил этикета необходимо работникам всех учреждений, в том числе детских садов.

Кодекс поведения в детском учреждении

1. При входе воспитателя в помещение - взаимное приветствие воспитателя, детей, родителей.

2. Обмениваться добрыми словами друг с другом.

3. «Спасибо», «пожалуйста», «благодарю» - вежливые слова должны быть на слуху у ребенка.

4. Когда родители приходят за детьми, поведение взрослых должно соответствовать этическим нормам взаимоуважения.

1. Внешний облик;

2. Манеру говорить;

4. Уважительное отношение к окружающим;

5. Никаких посторонних разговоров при детях;

6. Не забывать говорить вежливые слова не только детям, но и сослуживцам;

7. Уметь сердечно отзываться и не говорить односложно: «Да», «Нет»...;

8. Перед сном каждому ребенку поправить одеяло и погладить по головке;

10. Всегда держать себя ровно, сдержанно;

11. Выслушивать жалобы возмущенных родителей, не перебивая и не оправдываясь, а когда всплеск эмоций спадет, спокойно и кратко высказать свое мнение;

12. Каждый ребенок должен слышать в конфликтной ситуации спокойный, уверенный голос воспитателя.

При таком поведении взрослых ребенок ежедневно незаметно начинает познавать этикетные нормы поведения, основа которых - доброжелательное общение.

Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является – народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…Всё чем жив человек. (Михаил Юхма)

Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка?

А всё ли мы сделали для того, чтобы вырастить нравственно здоровых детей? Задали мы себе этот вопрос и задумались над этой проблемой.

Этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения, и в жизни общества этикет играет весьма важную роль.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.

Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что “ речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры”.

Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

  1. Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
  2. Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
  3. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
  4. Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
  5. Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие - основа вашего здоровья.
  6. Cоздать оазис доброты, любви и красоты - в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  7. Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
  1. Терпение -" дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
  2. Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
  3. Великая миссия женщины - нести в мир любовь, красоту и гармонию. Коллектив - это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
  4. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
  5. Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
  6. Не скупитесь на похвалу.
  7. Следите за внешностью и поведением.
  8. Ваше отношение к работе, людям, предметам - образец для подражания.
  1. Любить ребенка таким, каков он есть.
  2. Уважать в каждом ребенке личность.
  3. Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
  4. Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  5. Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
  6. Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  7. Поощрять стремление ребенка, задавать вопросы.
  1. Кричать и наказывать детей.
  2. Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
  3. Приходить к детям с плохим настроением.
  4. Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
  5. Оставлять детей одних.
  6. Унижать ребенка.
  7. Угрожать ребенку

1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

2. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

3. Педагоги избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

4. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика должна быть между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.

5. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют.

6. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

7. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки

друг друга.

1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

2. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

4. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

5. При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.

6. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

7. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

8. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.