Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста. Методика работы с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста

  • 10.03.2020

Сознавая важность быстрой и безболезненной адаптации вновь поступивших малышей к детскому саду для сохранения их здоровья и своевременного развития, я уделила большое внимание организации адаптационного периода. В ожидании малышей изучала педагогическую литературу по данной теме, оформляла предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями нового стандарта и особенностями адаптационного периода, подбирала и планировала игры, различные мероприятия с ними.

Для плавного перехода детей из семьи в дошкольное учреждение за две недели до поступления в детский сад они со своими родителями в течение двух часов посещали детский сад (час находились в группе, час гуляли на улице). Главной задачей для меня в этот период было создание в группе эмоционально-положительной атмосферы уюта и добра, налаживание доверительных отношений с детьми и их родителями. Стремилась сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал, его здесь ждут, любят. Встречая малышей, говорила тихим спокойным тоном, уделяла внимание каждому ребенку, старалась расположить их к себе, обнять, поговорить, глядя в глаза. Для этого я использовала различные песенки и потешки:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке, и др.

Первую встречу с малышами организовала в форме игровой экскурсии по групповым комнатам, предварительно украсив их шарами, чтобы у детей сложилось ощущение праздника. В приемной предложила каждому ребенку выбрать себе понравившуюся кабинку. Рассматривая кабинки, дети нашли в одной из них нарядную куклу. Кукла познакомилась с детьми, рассказала, что это за помещение, для чего нужны кабинки и пригласила детей в спальную. В спальне дети вместе с куклой рассматривали кроватки, пробовали на них сидеть, лежать. На одной из кроватей детей ждал сюрприз – медвежонок, который спал, укрывшись одеялом. Мы Мишку разбудили и позвали с собой в путешествие по групповым комнатам. В умывальной комнате нас ждал другой персонаж, который в игровой форме познакомил малышей с данной комнатой. Дети узнали, для чего здесь горшки, кран, полотенца. Затем кукла пригласила всех в групповую комнату, где детей и их родителей ждали различные игры, сюрпризы. В конце встречи кукла спряталась, и мы все вместе ее искали. Нашли сидящей на большом мешке, в котором находились воздушные шары. Каждый из детей получил от куклы шарик в подарок. Дети остались довольны и обещали, что завтра снова придут ко мне играть.

На мой взгляд, очень эффективной в период адаптации оказалась организация процесса встречи и прощания с детьми в форме ритуала. Каждая наша встреча начиналась с ритуала приветствия. Дети вместе с родителями садились в кружок, здоровались друг с другом, обменивали улыбками. При каждой встрече я обязательно использовала игровой персонаж (мишку, зайку, куклу, ежика и др.), который приносил с собой какой-нибудь сюрприз (кубики, шишки, светящиеся шарики, заводные игрушки и др.), играл, рисовал, лепил с детьми.

Ритуал прощания проходил в групповой комнате, после дневной прогулки. Мы собирались в круг, играли в какую-нибудь хороводную игру («Пузырь», «Вокруг розовых кустов» и т.д.), прощались, обменивались мнениями и обговаривали планы на следующую встречу.

Для того, чтобы уменьшить тревожность, беспокойство вновь поступивших малышей, я подбирала такие игры и упражнения, которые заинтересовывали и увлекали их. Например, однажды к нам пришла матрешка. Мы ее рассматривали, разбирали, собирали, из кубиков строили для нее лесенку. Матрешка принесла с собой «Чудесный мешочек». Что в нем, мы не знали, но слышали, что там кто-то хохочет (использовала игрушку-хохотушку). Дети заинтересовались. Открыв мешок, нашли разноцветные шуршащие комочки, внутри которых малыши обнаружили маленьких матрешек. Дети с восторгом снова прятали матрешек в бумагу, затем их опять разворачивали. Я систематически использую этот прием в различных играх, меняя персонаж. Детям доставляет удовольствие шуршать бумагой, дуть на нее, бросать, комкать в комочек, потом эти комочки мы собирали в корзинку с помощью прищепок. Это оказалось очень интересным и увлекательным для детей занятием, помогающим им отвлечься от переживаний, связанных с расставаниями с близкими людьми.

Всегда вызывают восторг у детей, позволяют им раскрепоститься, забыть о своих тревогах игры с мыльными пузырями. У нас в группе жил тигренок, который сам под музыку выдувал много пузырей. Дети с удовольствием их ловили, хлопали в ладоши, визжали. Даже самые тревожные малыши не оставались в стороне.

Отвлечься от отрицательных эмоций помогают и игры с соленым тестом. Детям нравится его мять, рвать. Однажды я предложила испечь пряники для куклы. Мы взяли тесто, слепили лепешку, а затем стали ее украшать различными зернышками (фасоль, гречка, перловка). Этот процесс оказался очень увлекательным для детей и позволил им на какое-то время забыть о своих переживаниях.

Практика показала, что игры с крупой помогают детям расслабиться, снять эмоциональное напряжение в адаптационный период. Дети долго и с удовольствием пересыпают, перебирают крупу, играют с ней. Чтобы у малышей не угас интерес к данным играм, я использовала следующий прием: рисовала на листе клеем какую-нибудь фигуру, дети засыпали все это манкой, а когда ссыпали лишнюю крупу, с восторгом рассматривали получившийся рисунок.

Снять отрицательные эмоции у малышей в период адаптации их к детскому саду помогает нетрадиционное рисование. Интересным для детей оказалось рисование мокрым пальцем на зеркале, покрытым тонким слоем зубной пасты. По мере нанесения «узоров» ребенок начинает видеть себя – это, своего рода, сюрприз! Такое нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности и эмоционально положительное отношение к деятельности, завораживает малышей и вызывает у них положительные эмоции.


Планируя свою работу в адаптационный период, я старалась учитывать то, что наиболее близко детям этого возраста. Наряду с различными фольклорными произведениями (песенками, потешками), которые незаменимы в работе с малышами, в период адаптации я широко использовала инсценировки сказок с помощью настольного, пальчикового и других видов театра.

Приглашая детей на сказку, чтобы вызвать у них интерес и отвлечь от своих переживаний, я использовала завлекающий прием: зажигала свечку и говорила: «Свечка, свечка, ты гори, сказка в гости приходи!». Это завораживало детей, они усаживались на ковер, задували свечку и слушали сказку. Но больше всего детям нравилось самим превращаться в сказочных героев, используя пальчиковый театр. Играть пальчиковыми куклами детей научила девочка старшей группы. Она каждому ребенку одевала на палец куклу, разговаривала с ним от лица персонажа, поэтому малыши чувствовали себя в общении с ней свободно и комфортно. На мой взгляд, это способствовало сближению детей друг с другом и их успешной адаптации.

Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что проведенная мною работа с детьми, впервые пришедшими в детский сад, дала положительные результаты. Дети быстро адаптировались к новым условиям, с удовольствием идут в детский сад и чувствуют себя здесь комфортно. А это значит, что моя работа не прошла даром.

Елена Васина

Моя работа с детьми младшего дошкольного возраста .

Я работаю в ГКП (в группе кратковременного пребывания) . Эту группу посещают дети 2-3 лет, которые приходят в детский сад на 3 часа, и очень хочется, чтобы за это короткое время мои воспитанники узнали что – то новое и интересное. Мои детишки очень любят рисовать и клеить, и мне очень нравится творчески проводить с ними время. Поэтому каждый день я придумываю для них разные занятия и задания.

Сейчас наступила весна, а какая же весна без подснежников. Я рассказала малышам про первые весенние цветы. Мы рассмотрели иллюстрации, и я прочитала им стихотворение о подснежнике :

А затем на двух занятиях мы с детьми сделали аппликацию подснежники и нарисовали этот первый весенний цветок.

А еще я заметила, что моим ребятам очень интересно рассматривать иллюстрации, на которых изображены различные насекомые. И мне захотелось с ними нарисовать с ними какое-нибудь насекомое. Мы познакомились с божьей коровкой и гусеницей :

Ребятки посмотрите,

Кто пришел к нам гости?

Что же это за жучок…

Божья коровка!

Яркий у него наряд,

Показать его нам рад!

Красный носит пиджачок,

В Черненькую точку.

Тлю уничтожает.

В небо улетает.

Зеленая гусеница

По листикам ползет,

Мохнатая гусеница

Листочки все грызет.

Она имеет много ножек,

Но бегать все равно не может.

И так у нас появились вот такие вот замечательные работы .

Наши «Красивые божьи коровки»



Наши «Забавные гусеницы» .





А закончить хочется словами : Я люблю свою работу и мне очень приятно видеть , как моим малышам нравится заниматься с педагогом. Как им самим интересно, что- то сделать своими руками, и всегда приятно услышать слова от воспитателя : «Какой ты сегодня Молодец, как красиво у тебя все получилось….»

Ведь приходя утром в детский сад, мои малыши громко кричат мне : «Здравствуйте, а что мы сегодня будет делать…»

Публикации по теме:

«Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В.

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность Развитие связной речи является.

Эта тема выбрана мной не случайно. Актуальность темы: Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё.

Опыт работы «Использование мнемотаблиц для развития речи детей младшего и дошкольного возраста» Анализируя результаты реальной ситуации в речевом развитии современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию: -Ограниченность.

Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» Введение «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

ВВЕДЕНИЕ Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение.

Для детей младшего школьного возраста, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статистического положения для них крайне утомительно. В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них не велик, они нуждаются в его пополнении и усовершенствовании. Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей из-за большой прослойки хрящевой ткани могут привести к образованию плохой осанки и искривлениям позвоночника. Двигательный аппарат ребенка еще недостаточно окреп, что вызывает необходимость очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений.

Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании. Они легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие.

Игра представляет естественную деятельность детей этого возраста. Их эмоции ярки и проявляются, открыто и непосредственно. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы.

Учитывая все эти особенности детей, следует своеобразно выстраивать занятия со школьниками этого возраста.

Одна из задач: содействовать физическому развитию детей и совершенствовать основные двигательные навыки. Именно в этом возрасте важно выработать у детей устойчивую привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно двигаться в танцах.

Не менее важной задачей является развитие общей организованности детей, воспитание навыков общественного поведения, содействие организации дружного детского коллектива.

При учете этих учебно-воспитательных задач, наиболее подходящим для детей младшего школьного возраста содержанием занятий по хореографии является изучение детских, легких народных, массовых и бальных танцев, небольшая учебная подготовка, занятия ритмическим упражнениями и гимнастикой. Необходимо чередовать виды работы, помня о потребности этого возраста, в частой смене движения и о трудности для них статистических положений.

Длительность занятия не более 60 минут и строится по следующей схеме.

Занятия начинаются с организованного входа детей в зал, построенных по росту, маршем под музыку. Бодрые и четкие звуки марша, определенный рисунок общего движения создают у детей бодрое настроение и серьезное отношение к предстоящему занятию.

Обойдя зал, дети останавливаются в линиях к руководителю и делают поклон под музыку, приветствуя руководителя.

После поклона дети образуют круг и исполняют простые порядковые и ритмические упражнения, приучающие их внимательно слушать музыку и ритмично двигаться. Дети учатся вовремя начинать и заканчивать движения, двигаться согласно содержанию, характеру, скорости, ритмическому строению музыки. Ритмические упражнения строятся на естественных движениях и позволяют отрабатывать основные двигательные навыки - ходьбу, бег, прыжки.

Вся эта вводная часть занимает минут 8-10. Заканчивая ритмические упражнения, дети перестраиваются в линии и переходят к подготовительным танцевальным упражнениям.

Подготовительные танцевальные упражнения по классической системе танца, необходимые для правильного исполнения танцевальных движений, входят в каждое занятие. Они даются в ограниченном числе и небольшой дозировке и исполняются на середине, без станка. Эти упражнения трудны для детей младшего школьного возраста, из-за требования сохранять точную форму движения, а также из-за медленного темпа, в котором они исполняются. Поэтому заниматься ими следует не больше 10 минут.

Подготовительные танцевальные упражнения дают ребенку необходимые при изучении танцев знания: ребенок должен знать, с какого исходного положения начинается танец, как следует правильно выдвигать ногу при исполнении танцевальных движений, как нужно держать спину при выдвижениях ноги, при приседании, как нужно держать руку - открыв ее в сторону или приподняв над головой. Поэтому дети знакомятся с позициями ног (1-й, 2-й, 3-й), с позициями рук; учатся выдвигать ногу в сторону, вперед, позднее также назад; делают полуприседания, привыкая сгибать ноги в колене и вытягивать их; учатся делать прыжки на месте, сохраняя правильную осанку и мягко приземляясь.

При исполнении этих упражнений дети держат руки на поясе, так как положение 1-й или 2-й позиций для них сложно и обычно выполняется неправильно.

Дети делают подготовительные танцевальные упражнения по показу руководителя, причем им неоднократно напоминается о необходимости правильного и точного выполнения формы движения.

Выполняя прыжки, не следует делать одновременно всей группой. Выполняя поочередно каждой линией, легче проследить за каждым ребенком, а остальные дети, стоящие в других линиях, в это время отдохнут.

Закончив подготовительные упражнения, можно переходить к исполнению танцевальных элементов, комбинаций, этюдов. Эта часть занятия занимает 15-20 минут.

Танцевальные элементы могут исполняться по кругу (переменный ход, движение польки и т.д.) или же в линиях, вперед, назад, по диагонали.

Последняя часть урока, занимающая все оставшееся время, отводится играм, гимнастике, танцам. Игры строятся с введением танцевальных движений. Каждая игра имеет в своей основе какое-нибудь учебное задание - музыкальное, гимнастическое или организующее. Игровая форма этих заданий удовлетворяет потребность ребенка в свободном, самостоятельном выборе движений, коллективная форма игр позволяет ему ближе знакомиться со своими товарищами, приучает подчиняться общим правилам игры. Тщательно подобранная музыка помогает детям найти верный характер и ритм движений.

Закончить урок следует поклоном и организованным уходом из зала.

По подобному же плану проводится работа с мальчиками этого возраста. Занятия не имеют существенных отличий от работы с девочками. Несколько отличается самая манера движений: у мальчиков характер движения более энергичен и мужественен. При подборе тематики танцевальных этюдов и постановок, а также ритмических игр следует помнить о том, что интересы и увлечения мальчиков отличны от интересов девочек. Хорошо вводить моменты соревнования: кто сделает более ловко, кто прыгнет выше и т.д. Мальчикам нравится демонстрировать свою силу, они занимаются с большим увлечением, достигая хороших результатов.

Дети младшего школьного возраста отличаются большой пластичностью и податливостью. Они легко перенимают то, что им показывают. Но движения трудные для детей и выполняемые с большим напряжением, заучиваются механически и никогда не бывают естественными, свободными, выразительными. Их усвоение осуществляется поверхностно и непрочно, и дети получают не пользу, а вред от занятий. Профессор Е.Аркин, исследуя дошкольный возраст, отметил: "Нет ничего легче, как дрессировать ребенка, и в этом заключается великий соблазн и величайшая опасность для нормального развития детской индивидуальности".

При выборе танцевального репертуара также следует учитывать интересы и склонности детей данного возраста. Танец не должен выглядеть фальшиво.

Танцевальный язык для детского произведения, несомненно зависит от возможностей и способностей учащихся, Поэтому с точки зрения количества движений и их технической трудности они ограничены. Однако это не исключает необходимости создания качественного богатства движений, сочетающих в себе естественный импульс движений с условно танцевальным языком.

При постановке танца не нужно идти по линии наименьшего сопротивления и выбирать просто доступные детям движения. Нужно учитывать стиль, характер сочинения, какие комбинации могут включать в себя те или иные элементы классического танца, что может быть использовано из народных, современных танцев, оправдают ли себя в создаваемом образе наиболее доступные движения танцевального шага, бега, па польки, па вальса, па шассе, па балансе и другие, соединенные с изобразительной и выразительной пластикой комбинации разнообразных линий и поворотов корпуса. Специфика танцевального языка состоит в том, что, подобно лейтмотиву, может повторяться, варьироваться видоизменяться. Поэтому следует создавать не просто движения, а их динамическую картину (по аналогии с картиной звуков в музыке). В связи с этим, задачей балетмейстера является постоянное обогащение знаний в области своего искусства и музыки, с одной стороны, и возрастной психологии учащихся, с другой.

Создавая ситуацию игры, в работе с детьми младшего школьного возраста, на репетициях, и при исполнении танцев, не минуем залог детского сотворчества. В условиях игры они знакомятся с языком сценического танца. Сама условность танцевального языка воспринимается детьми как игра, имеющая правила. Детям дается возможность самим назвать качества танцевального образа по линии изобразительности, выразительности и формы. Содержание образа в сочетании его с условной формой вызывает комплексное ощущение действительности (цепь рефлексов) и постепенно становится такой же естественной, как сочетание слова и звука в песне. Отсюда делаются дальнейшие шаги, углубляющие и расширяющие представления детей о танцевальном образе и тех компонентах, из которых он складывается. Актерской и музыкальной выразительности, логики танцевального движения - его органичности, в сочетании с эстетическими правилами движений классического, народного и бального танца.

Отталкиваясь от многозначности танцевального образа, в детях развивается многообразие их духовных качеств, так как сфера человеческих переживаний, отраженных в искусстве, равно как и их осознание, является такой же достоверной, как и логические сведения, раскрытые наукой. Через искусство хореографии, через душевные волнения детям открывается красота жизни. Действительность для них приобретает в искусстве танца новую форму в виде чувственной информации, построенной на ощущении движения, и имеет назначение развивать творческий потенциал личности.

Дети среднего школьного возраста обычно составляют основное ядро хореографических коллективов.

Стремление этих детей к занятиям объясняется их возрастными особенностями. Они отличаются большой активностью и восприимчивостью, им свойственно стремление действовать и выполнять какие-то задания. Их привлекает участие в общей со своими сверстниками, живой и интересной творческой работе.

Занятия в хореографическом коллективе пользуется у них большой любовью. На занятиях получает удовлетворение их потребность в движении и живой деятельности, проявляется свойственная детям этого возраста жизнерадостность.

Физически они значительно развитее и сильнее детей младшего школьного возраста, им легче дается разучивание разнообразных танцевальных движений. Они занимаются с увлечением и настойчивостью. В занятиях дети находят удовлетворение своих индивидуальных интересов, так как весь процесс учебной и постановочной работы позволяет им творчески участвовать в создании танца.

Особое значение приобретает с детьми данного возраста содействие сплочению детей в дружный коллектив.

Коллективный строй занятий, совместное исполнение танцев перед зрителем, общая заинтересованность детей в успешном завершении и показе танцевальных постановок способствуют объединению детей в дружный коллектив, приучают детей к ответственности за общее дело, повышают требовательность каждого члена коллектива к самому себе и к работе в целом.

С детьми среднего школьного возраста занятия по танцу проводятся достаточно углубленно. К ним можно предъявить большую требовательность к точности выполнения движений и достигать сознательного отношения детей ко всему проходимому учебному материалу. Внимание у детей этого возраста достаточно устойчиво, восприимчивость более организованна, чем у младших школьников, они способны к более настойчивой работе над каждым заданием. Горячее желание детей научиться танцевать, их устремленность к достижению намеченных целей создают на занятиях атмосферу делового и серьезного настроения.

В содержание занятий с детьми среднего школьного возраста входят все те же разделы, которые включены в программу занятий с детьми младшего школьного возраста. В значительной мере изменяется степень сложности учебного материала и дозировка физической и умственной нагрузки. Кроме того, отдельные разделы получают иное значение, чем в работе с детьми младшей группы.

Значительно расширяется объем работы над тренировочными классическими упражнениями. Дети изучают их и у станка, и на середине. Упражнения даются в более сложной форме, потому что в этом возрасте дети способны к координированию одновременных движений рук, ног, головы, корпуса. Показываемые им движения они исполняют точно и отчетливо.

В группах этого возраста впервые вводятся тренировочные упражнения народного танца, точно так же проходимые и у станка, и на середине. При разучивании элементов народного танца необходимо провести беседу о стиле и характере движений народного танца, связывая их с особенностями жизни, быта, истории данной национальности. Разумеется, сведения, сообщаемые детям, должны быть согласованы с их общим развитием и знаниями, которыми обладают учащиеся данного класса. Детей нужно познакомить также с музыкой и песнями народа, танец которого они изучают, с национальными костюмами и орнаментом.

Большое значение приобретает работа над развитием творческих способностей детей. Дети этого возраста отличаются впечатлительностью и наблюдательностью, они с большой активностью относятся к созданию танцевального образа, в своей работе обнаруживают большую творческую изобретательность, фантазию, юмор.

Если в занятиях с детьми младшего школьного возраста творческие способности детей развивались в процессе игр самого разнообразного содержания, в занятиях с детьми среднего школьного возраста эта работа ведется в форме сочинения танцевальных этюдов, помогающих детям понять содержание танца, найти характерные черты танцевального образа, продумать все подробности действия, разворачивающегося в танце.

К своей творческой деятельности дети относятся с большой заинтересованностью. В самостоятельных работах они проявляют смелость, живость и непосредственность, присущие детям этого возраста. Они охотно сочиняют целый ряд вариантов на данную для этюда тему, внимательно прислушиваются к замечаниям и указаниям руководителя, с большим интересом просматривают и обсуждают этюды своих товарищей.

Вполне закономерно объединять работу над этюдами с прохождением музыкально- ритмических заданий. При продуманном и грамотном отборе музыкального сопровождения для этюдов вполне возможно на этом материале познакомить детей со всеми музыкальными понятиями, терминологией, средствами музыкальной выразительности, т.е. проделать ту работу, которая составляет одну из задач раздела ритмических упражнений. В то же время музыка помогает детям развить содержание этюда, распределить свои действия и движения в соответствии с содержанием и строением музыкального отрывка и придать выразительность танцу. В процессе этой работы дети привыкают музыкально и ритмично двигаться, что очень важно в танцевальной подготовке.

Проводя исследование, в группе данного возраста, в основу этюдов был взят ряд пьес из сборника "Детские пьесы для фортепиано" В.Косенко: "Дождик", "За бабочкой", "Купили медвежонка". Слушание и анализ этих пьес, составление детьми танцевальных этюдов, их просмотр и обсуждение содействовали музыкальному развитию детей; с другой стороны, такой ход работы помог детям сочинить содержательные и выразительные танцевальные сценки.

При работе над выразительностью исполнения танца большое значение имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, помогающий развивать природные данные ребенка.

В возрасте 9-10 лет в хореографическом коллективе количество мальчиков значительно увеличивается, так как в более раннем возрасте они редко проявляют желание танцевать.

Мальчики, как и девочки, любят танец, в нем они стремятся найти применение своей энергии и активности. Их привлекает красота, сила, ловкость, разнообразие танцевальных движений. Они охотно и усердно занимаются, добиваясь во многих случаях отличных результатов. Но на первых порах танец не легко дается мальчикам: они в этом возрасте часто мешковаты и неповоротливы, они медленнее, чем девочки, осваивают танцевальные движения. Это задевает их самолюбие и может стать причиной прекращения занятий.

Мальчики не сразу начинают понимать значение тренировочных упражнений. Они сразу хотят танцевать и действовать, и задача педагога-хореографа - удержать их в коллективе, заинтересовать, вовремя подбодрить и поощрить. Необходимо проявить много инициативы и изобретательности, чтобы вовлечь мальчиков в занятия. В самые простые задания вкладывать близкий для мальчиков смысл, тем самым не только заинтересовывая их, но и лучше узнавать, выявляя способности и склонности каждого из них.

Таким образом, построение первых занятий с мальчиками должно несколько отличаться от первых занятий с девочками. Девочек с первых же занятий увлекает сам процесс обучения. Их не утомляет однообразие упражнений и требование точного выполнения движений. Они с большим удовлетворением исполняют тренировочные упражнения классического танца, чувствуя красоту правильного и точного движения. Они сознательно подходят к упражнениям, понимают, что это постепенно подводит их к изучению и исполнению танцев.

Мальчики же при поступлении в хореографический коллектив хотят сразу начинать с танца, считая, что танцевать совсем не трудно. Только через некоторое время они начинают понимать, что для хорошего исполнения танцев требуется серьезная и систематическая подготовка.

К увлечению мальчиков движениями, требующими силы, ловкости, выносливости, следует подходить осторожно. Недопустимо перегружать трудными утомительными движениями. Введенные в занятия без предварительной систематической подготовки, в чрезмерном количестве и в отрыве от танца сложные элементы (присядки, ползунки и т.д.) могут оказаться вредными для детей, составляя чрезмерную физическую нагрузку, и с другой стороны, плохо влияя на развитие художественного вкуса детей.

Увлечение голой техникой наносит вред детям, как мальчикам, так и девочкам, приводит к механическому исполнению танца и неверно ориентирует детей в самой сущности танцевального искусства. Даже в этом возрасте для детей должно быть ясным, что в танце всегда содержится определенное содержание, поскольку он является отражением мыслей, чувств, настроений.

Известную трудность в занятиях с детьми этого возраста представляет объединение мальчиков с девочками. Мальчики охотно изучают и исполняют танцы, предназначенные только для мальчиков. В танцах же с девочками мальчики в начале обучения оказываются слабее, что для них неприятно. Кроме того, в этом возрасте мальчики часто сторонятся девочек, не хотят становиться с ними в пары, брать за руку и т.д. Здесь необходимо провести большую воспитательную работу, чтобы создать между ними простые и дружеские отношения. Это достигается постепенно, с применением различных методических приемов, приводящих через некоторое время к желаемым результатам. Показ танцевальных достижений мальчиков девочкам и девочек мальчикам, объединение их в общей танцевальной постановке, беседы о совместном труде, о дружбе, о необходимости общих усилий для достижения хороших результатов - все это постепенно приведет к установлению правильных взаимоотношений. Создается полноценный детский творческий коллектив. Участие в танцах девочек вместе с мальчиками позволяет готовить интересный, красочный танцевальный репертуар. В то же время объединение детей полезно в воспитательном отношении.

Танцевальный репертуар для детей этого возраста достаточно разнообразен. В него входят народные танцы, требующие от исполнителей известной танцевальной подготовленности: казахские, татарские, узбекские танцы. Большой интерес представляют для них танцы с сюжетом.

Выбирая репертуар необходимо обратить внимание, чтобы содержание постановки не было чрезмерно детским, а также не превышало их танцевальные возможности. Нужно научить детей правильно, красиво, выразительно исполнять танцы, по своему содержанию и по форме отвечающие возможностям, запросам и интересам детей данного возраста.

Продолжительность занятия для детей этого возраста - два академических часа. Занятия проводятся два раза в неделю.

Приведенный ниже план занятий, представляет собой обычную, нормальную схему расположения различных видов учебного материала. В зависимости от обстоятельств (проведение беседы, подготовка к концерту и т.д.) эта схема может быть изменена; однако важно, чтобы изменения обычного хода занятий происходили по возможности редко, так как стройный и определенный ход занятий оказывает самое положительное влияние на общий порядок, на организованность и дисциплинированность детского коллектива, он создает спокойное и деловое настроение у учащихся.

Занятие для детей среднего школьного возраста начинается с построения, марша, построения на поклон и поклон руководителю. Затем проводятся порядковые и ритмические упражнения. Эта вводная часть урока занимает 8-10 минут.

Следующая часть урока - упражнения для развития техники танца. Экзерсис у станка, затем дети организованно переходят на середину зала и выполняют несколько упражнений на середине зала, далее следуют прыжки, растяжки. Наибольшего эффекта в занятиях было достигнуто при ведении одного занятия у станка, следующего на середине. Занятия тренировочными упражнениями занимают 30-40 минут. Они ведутся более интенсивно, чем в младшей группе, ускоряется темп упражнений, предъявляются более строгие требования к точности выполнения движений.

На занятиях с девочками больше места должно отводиться упражнениям классического танца. Упражнения для подготовки народного танца в группах девочек лучше проводить на середине, непосредственно смыкаясь с изучением танцевальных элементов и комбинаций намеченного к изучению народного танца. Работе над изучением танцевальных элементов отводится минут 12-15.

На занятиях с мальчиками подготовительные упражнения народного танца должны являться основой тренировки. Они исполняются и у станка, и на середине, притом в манере более энергичной и мужественной, чем в группе девочек. Изучение танцевальных элементов и комбинаций также необходимо связать с подготовкой определенного народного танца.

Остальная часть занятия отводится этюдной работе или разучиванию танцевальной постановки. Лучше, если этюды делать именно на тему танцевальной постановки, чтобы дети могли глубже освоить содержание, конкретнее понять образы разучиваемого танца.

Хорошо, разучивая с группой мальчиков танец, ввести различные народные игры, бытующие в той народности, танец которой разучивается. Так, например, при постановке казахского танца, рассказать детям содержание игр "Асык", "Казакша курес". Мальчики с большим удовольствием составляют этюды на темы этих игр. Эпизоды удачно сложившиеся в этюдах, могут войти в окончательный вариант казахского танца.

Следует заметить, что при постановке народных танцев, имеющих свой особый стиль и манеру исполнения, как, например, грузинские, молдавские, время подготовки и изучения значительно увеличивается, так как передать характер и техничное исполнение движений, свойственного данному народу, не всегда удается сразу.

Дети подросткового возраста, в большинстве своем, не являются новичками в коллективе. Они представляют собой дружный сплоченный коллектив, обладающий известной танцевальной подготовкой. Имеются все возможности проводить с этими детьми серьезную учебно-воспитательную работу, открывая в то же время для детей возможность получать от занятий хореографией большое удовольствие и удовлетворение.

Занятия выстраиваются в том же плане, как и с детьми среднего школьного возраста, но, в связи с особенностями психического и физического развития подростков, есть и изменения.

Мальчики и девочки в этом возрасте развиваются неравномерно: девочки начинают обгонять в развитии. Раньше у них начинается и половое формирование. В этом периоде подростки отличаются особой чувствительностью и повышенной возбудимостью, что должно чутко учитываться.

Переход к подростковому возрасту ведет к утрате детской непосредственности, отличающих младших школьников. Дети начинают проявлять подчеркнутую самостоятельность, острый интерес ко всему окружающему, их активность приобретает определенную целенаправленность. Однако активность эта имеет еще детские черты: поставив себе какую-нибудь задачу, подросток иногда быстро изменяет ей, увлекшись каким-нибудь другим делом.

В погоне за личными достижениями подростки иногда могут брать на себя непосильные задачи. Так занимаясь в хореографическом коллективе, подростков не удовлетворяют больше простые и доступные танцевальные движения.

Стремление мальчиков к исполнению чрезмерно трудных, непосильных для них движений, с которыми они знакомятся по выступлениям профессиональных танцоров, ведет к переоценке своих сил. Беседы и указания помогут понять бесполезность подобной механической отработки движений, не связанных ни с каким содержанием, заманчивых только своей технической трудностью.

Девочки этого возраста склонны увлекаться движениями классического танца и часто переоценивать свои возможности. Их влечет к сценической деятельности, появляется стремление выделиться. Чтобы успешно бороться с этими нездоровыми настроениями, необходимо проявить много такта и большое терпение.

Отличаясь повышенной чувствительностью, подростки болезненно воспринимают критику. Следует осторожно и очень конкретно указать на недостатки (несовершенство движений, неправильное понимание характера танца, заносчивость в отношениях с другими детьми и т.д.)

В этом возрасте отношения между детьми начинают принимать более сознательный и осмысленный характер. Проявляется умение владеть собой, сдерживать себя, приходить на помощь друг другу, уметь убедить другого, если он неправ и т.п.

У подростков дружеские отношения отличаются большей сознательностью: дружба устанавливается с меньшей доверчивостью, чем у младших, но отличается стойкостью и постоянностью, в ней проявляется перспектива длительной совместной деятельности.

Занятия с подростками следует проводить на более сложном материале, в значительно более быстром темпе. Учащиеся способны к более скорому усвоению танцевальных движений, а это позволяет знакомить их с более сложными комбинациями танцевальных движений.

Для учащихся этого возраста большой интерес представляют народные танцы, требующие особой яркости и четкости исполнения, те танцы, в которых рельефно отражается народный характер и особенно выразительны образы.

В репертуаре учащихся этого возраста большое место занимает казахский народный танец. Отличаясь разнообразием содержания, силой и яркостью образов, богатством рисунков и движений, он знакомит детей с народным творчеством, укрепляет любовь к родному искусству.

По мере приобретения танцевальных навыков и знаний подростки обнаруживают все возрастающий интерес к искусству танца. У них растет способность делать критические оценки, они проявляют самостоятельность в выражении своего отношения к предлагаемому им танцевальному репертуару. Отдельные небольшие танцы уже не удовлетворяют детей, они обнаруживают тяготение к танцам с действием, которое позволило бы более развернуто показать характеры и отношения действующих лиц.

Формы работы, представляющие наибольший интерес в занятиях с детьми этого возраста - танцы с сюжетом, хореографические этюды, танцевальный спектакль или мюзикл.

Хореографический спектакль - сложная и трудная форма работы, требующая большой подготовки. Тем не менее, создание развернутой танцевальной постановки способствует развитию творческих способностей детей, возрастает их заинтересованность, они проявляют более сознательное и самостоятельное отношение к исполнению танца.

Прежде всего, в работе над хореографическим спектаклем, очень важно, чтобы содержание спектакля было близко детям, а его объем и форма позволяли бы довести работу до конца, не переутомляя детей.

Работая над "крупными формами" детских танцевальных постановок, требуется специальная предварительная подготовка детей. Танцы с сюжетом и танцевальные этюды могут быть осуществлены лишь при умении детей выразительно и правдиво действовать. Умение это приобретается в процессе работы над этюдами. Сочиняя свои варианты отдельных эпизодов действия, дети глубже вдумываются в содержание эпизода, он приобретает для них более реальную и конкретную форму. В этой работе дети обнаруживают наблюдательность, вкус и творческие способности.

Ошибочным и неверным следует считать постановки профессиональных балетов, силами детей-подростков. Это дезориентирует детей, приучает их нетребовательно относиться к посредственному исполнению танцев, у них создается превратное представление о своих танцевальных достижениях, их начинает привлекать балетная сцена, так как они чувствуют себя артистами. На посредственном исполнении "балетов" невозможно воспитывать художественный вкус детей, уже не говоря о вредном для детей убеждении в своей "артистичности".

Кроме того, качественное осуществление постановки классического балета в условиях работы с детьми невозможно не только из-за технической трудности танцев, но также из-за недоступного и чуждого для них, особого стиля исполнения.

Построение занятия для подросткового возраста не отличается от построения занятия, детей среднего школьного возраста. Изменяется (усложняется) лишь подбор упражнений, танцевальных комбинаций, танцевальных постановок.

Наличие участников в коллективе старшего школьного возраста немногочисленно. Обычно из-за большой загруженности учебными занятиями школьного процесса, регулярное посещение хореографического коллектива представляет для них слишком большую нагрузку. В результате чего их приходится объединять с детьми среднего школьного возраста, что представляет собой определенные трудности.

Старшие школьники нуждаются в особом подборе репертуара, так как с ними могут быть разучены танцы, по своему содержанию и форме соответствующие их возрастному развитию. Для них необходимо включать дополнительный репертуар, что значительно усложняет работу в группе.

Для этого возраста интересны постановки, которые несут в себе, как техничные, так и смысловые нагрузки. Их увлекает молодежная тематика, где выражаются радость от сознания своей молодости, грации, ловкости. Реалии современности побуждают их к изучению и освоению новых направлений в хореографии, таких как, модерн, хип-хоп.

Разучивание дополнительных танцевальных постановок со старшими членами группы, требует особого планирования занятий.

В части учебно-тренировочной работы одни и те же задания даются всей группе. Однако старшим членам группы лучше дать отдельные тренировочные упражнения, которые имеют более сложную форму.

Одним из удобных приемов для проведения на занятии различного по своей трудности материала является исполнение упражнений на середине по линиям, когда каждая линия или некоторые линии получают разные задания. Например, стоящие в первом и втором рядах менее подготовленные учащиеся исполняют прыжки с переменой ног (changement de pied) из 5-ой позиции в 5-ю позицию, а старшие, занимающие места в третьем и четвертом рядах, делают это движение в комбинации с различными движениями классического танца, например, glissade, assemble и два прыжка с переменой ног.

Или же одни линии исполняют "веревочку" простую и с переступанием, другие - двойную и тройную "веревочку" и т.д.

В работе у опоры для старшеклассников также можно усложнить материал, включив в работу подъем на полупальцы.

Необходимо обязательное сообразование с возможностями детей-исполнителей, учитывая как их возраст, так и степень хореографической подготовки. То есть, во-первых, возможность ребенка понять идею произведения, предать и отразить мысли и чувства, выражаемые в танце. Во-вторых, необходимо учитывать возможность справиться технически с исполнением того или иного танца.

Любая постановка, как правило, делается для данного коллектива, в расчете на определенных исполнителей. Поэтому не всякую постановку можно без изменений перенести в другой коллектив. Наше исследование показало, что изменения приходится вносить не только в тех случаях, когда заимствуемые танцы и по содержанию, и по форме слишком трудны данной группе детей, но и тогда, когда эти танцы слишком легки для них.

Кратко формулируя требования к репертуару детских хореографических коллективов, мы вправе сказать, что постановки обязаны удовлетворять трем главным требованиям - идейности, художественности и доступности. Эти три качества взаимно связаны и взаимно обусловлены. При отсутствии хотя бы одного из них постановка уже не будет полноценной.

Критерием идейности произведения должна служить ценность основной его мысли, значимость ее для современного социального общества, ее воспитательное значение для детей.

Критерием художественности произведения должно служить, возможно, более точное соответствие между идеей и формой, при непременном условии, что идея эта будет ценной, чувства, пробуждаемые этим произведением высоко нравственны, а форма прекрасна и вместе с тем доступна детям.

Хорошее качество формы предполагает, что мысли и чувства, выражаемые в произведении, воплощены в правдивых, живых образах; действия, совершаемые действующими лицами, целесообразны; события развиваются в логической последовательности; композиция отличается строгостью и стройностью, т.е. продуманностью, сжатостью, отсутствием всего лишнего, а язык произведения (т.е. входящие в состав танца движения) характерен точностью, свежестью, яркостью, выразительностью, соответствием идейному замыслу.

Критерием доступности произведения должно служить соответствие между идейно-художественными требованиями и силами детей-исполнителей. Идея должна быть высокой, но в каждом конкретном случае надо считаться и с тем, понятна ли она детям данного возраста, испытывают ли дети те чувства, которые им необходимо выразить в постановке.

Решение всех этих вопросов зависит в каждом отдельном случае от конкретных условий - состава детского коллектива, его подготовки в области искусства танца и т.д.

Важно также помнить, что замысел постановки доходит до зрителей только через исполнителей. Поэтому показателем художественности исполнения будет служить естественность и выразительность танца. Это достигается, с одной стороны, благодаря правильному пониманию основной идеи постановки, а с другой благодаря уверенному владению нужными техническими средствами.

Следует указать ряд ошибок, которые не уместны в педагогической практике в работе с детьми разных возрастов.

Это механическое перенесение постановок для взрослых в детскую среду. Возьмем, к примеру, дуэты из "Лебединого озера". Каковы бы не были высокопоэтичны и прекрасны по форме эти дуэты, они недопустимы для детского исполнения потому, что представляют диалоги между влюбленными. Дети младшего и среднего школьного возраста еще не знакомы с теми чувствами и мыслями, которыми проникнуты эти дуэты.

Постановочная работа над подобными танцами неуместна и в воспитательном отношении. Она не может также развить творческие способности ребенка. Не понимая содержания танца, не понимая характера образа, дети привыкают копировать движения педагога, не осмысливая их, т.е. привыкают относиться к танцу формально.

Еще одна ошибка, которая может быть допущена в постановочной работе, это распределение детей по группам не из их возраста, а из степени умения танцевать. В таком случае невозможно обеспечить одинаковое понимание постановочного замысла детьми всей группы.

Правильное распределение детей по группам облегчает и выбор тем. Тематика детского хореографического коллектива должна планироваться в связи с учетом возрастных особенностей детей.

Освоение детьми танцевальных постановок и исполнение их перед зрителями представляет собой как бы итог пройденного в хореографическом коллективе за учебный год.

Весь процесс постановки танца предоставляет большие возможности для воспитания учащихся и для их художественного роста.

Танцевальная постановка и методика работы над постановкой должны определяться в первую очередь педагогическими задачами - воспитать сознательное отношение ребенка к изучаемому материалу, развить творческие способности ребенка, дать прочные и достаточные навыки в области танцевального искусства, а главное воспитать такую личность, которая будет соответствовать всем нормам и стандартам современного демократического общества.

Методика работы над постановкой включает в себя предварительную подготовку. Подготовительная работа содержит несколько этапов:

1. Выбор темы с учетом ее воспитательного значения для детей.

Определяя тему важно провести большую работу по сбору соответствующего материала, а также консультации у работников танцевального искусства.

2. Составление понятного, близкого детям и доступного для ихисполнения сценария.

3. Подбор музыкального произведения, отвечающего содержанию танцевальной постановки, а также при разработке отдельных эпизодов сценария, дающего возможность увязать действие и движение с музыкой.

Музыка помогает раскрыть содержание и образы танца. Поэтому необходимым требованием является художественность музыки и ее доступность для детей данного возраста.

В качестве музыкального сопровождения национальных танцев следует брать подлинные народные мелодии. И отдавать предпочтение тем обработкам, в которых народный характер бережно сохранен.

Для создания крупной хореографической постановки нужно по возможности пользоваться музыкой одного композитора, в крайнем случае, брать музыку композиторов, близких по стилю.

4. Предварительный отбор выразительных средств (движения, которые войдут в постановку) и форма постановки (примерная наметка рисунка) составляют следующий этап работы. Однако на практических занятиях с детьми иногда приходится заменять одни движения другими или менять рисунок танца, потому что почти невозможно в предварительной работе установить точную форму танца - она устанавливается окончательно лишь в процессе работы с данным коллективом.

5. Наметить краткую, содержательную, понятную и интересную беседу о содержании намеченной танцевальной постановки, о характере образов в ней отраженных, о взаимоотношении действующих лиц и т.д. Беседа, предшествующая постановке, должна быть живой и занимательной, чтобы у детей создалась яркая картина действия, развертывающегося в постановке.

6. Продумать оформление хореографической постановки. Сценический костюм в этом плане имеет большое значение, так как он содействует яркому донесению до зрителя танцевального замысла. Костюм воспитывает художественный вкус ребенка, поэтому нужно внимательно отнестись к его соответствию образу, к его краскам, изяществу, легкости и т.д. Костюм для народного танца, должен сохранять основные черты народного костюма и в то же время соответствовать возрасту.

Аксессуары и предметы, которыми дети будут пользоваться во время исполнения танца должны быть хорошо выполнены и приготовлены к началу работы над постановкой.

Правильное использование декораций также будет способствовать детям, безошибочно ориентироваться на сценической площадке.

Закончив подготовительную часть работы, следует приступить к практическим занятиям с детьми.

Эту работу следует начать с беседы о постановке, далее, прослушивание музыки и ее анализ, затем перейти к практическому показу отдельных движений и танцевальных комбинаций, входящих в танец, указывая на характер их исполнения.

Учебные занятия, по программе хореографического коллектива, должны продолжаться и проводиться параллельно с постановочной работой. Чем прочнее будут приобретенные на занятиях танцевальные навыки, тем легче в дальнейшем дети смогут пользоваться ими для раскрытия содержания того или иного танца.

Ответственным моментом работы является отделка танца. Достижение выразительного, точного и осмысленного исполнения танца требует кропотливого и настойчивого труда.

Укажем некоторые приемы, помогающие достигнуть качественного исполнения танца:

повторение отдельных частей танца и всей постановки; дополнительные пояснения о необходимости правдивого воспроизведения танцевального образа;

исполнение одной и той же роли несколькими детьми с критической оценкой образа, созданного каждым из них;

исполнение на занятиях танца в костюмах, сшитых для данного репертуара;

привлечение к просмотру постановки других педагогов с последующим обменом мнениями, дающими возможность сделать полезные для работы выводы.

В работе с детьми младшего школьного возраста первые танцевальные постановки должны носить учебный характер и являться одним из способов закрепления навыков и знаний в интересной для детей форме. В течение года следует подготовить одну, две постановки и для показа.

Для детей младшего школьного возраста, занимающихся в хореографическом коллективе, одной из первых трудностей является правильная ориентировка в пространстве.

Как при обучении рисованию детей учат правильно держать карандаш, бумагу, учат правильно проводить линии, составлять орнамент, так и в танцевальных занятиях нужно объяснить детям и научить их как правильно держаться, правильно двигаться, ориентироваться в пространстве, двигаться по определенной площадке в определенном рисунке (круг, прямые линии) запоминать изменение рисунка, переходить из одного движения в другое. Задачи эти решаются в первых танцевальных постановках детей младшего школьного возраста.

В качестве примера такой учебной постановки можно взять танец "Веселый дождик".

Танец состоит из очень простых движений, которые разучиваются детьми на занятиях. Довольно разнообразный рисунок танца очень полезен детям - он требует внимательного отношения к перестроениям.

В качестве музыкального сопровождения для этой композиции хорошо взять "Польку-шарманку" Д.Шостаковича, которая отличается легкостью, жизнерадостностью, весельем и вполне доступна пониманию детей этого возраста.

В этой постановке нет определенного сюжета. В состав танцевальных элементов входят только два движения: галоп и подскоки. Но разнообразные перестроения танцующих из прямой линии в полукруг, в пары и т. п., использующиеся в полном соответствии с характером и строением музыкального сопровождения, создают у детей первое впечатление законченного танца.

В процессе разучивания постановки детям нужно неоднократно указывать, что в танце при сохранении точности движений необходимо запоминать их последовательность и переход от одного движения к другому. Детям предлагается строго выдерживать рисунок танца; они должны понять, что малейшее отступление от рисунка искажает танец.

Рисунок танца уподобляется рисунку на бумаге. Эта аналогия понятна и доступна детям.

Детям поясняется, что разученные ими на занятиях отдельные движения до сих пор исполнялись каждым в отдельности, а теперь, в общем танце, эти движения должны быть согласованы с движениями других участников танца.

Перед началом разучивания танца дети знакомятся с музыкой. Им рассказывается, каким композитором написана музыка и как она называется. Хорошо обратить внимание детей на общий характер этой музыки, на различное звучание ее частей и на то, что в соответствии с изменениями в характере музыки должны меняться движения в танце. Это помогает детям понять, что построение танца должно быть органически связано с музыкой.

Учитывая неустойчивость внимания детей этого возраста, танец лучше разучивать небольшими частями, добиваясь точности исполнения движения, привлекая внимание детей к музыкальному сопровождению. По усвоении детьми первых частей танца можно переходить к последующим, постоянно возвращаясь к повторению разученного ранее.

Такие постановки, как танец "Веселый дождик", решающие учебные задачи, дают положительные результаты в развитии ребенка и облегчают дальнейшие занятия с детьми.

Знакомя детей младшего школьного возраста с репертуаром народных танцев, пришли к тому, что в первую очередь их нужно знакомить с танцем своей национальности, это им близко и знакомо.

Для работы взяли казахский танец. Встал вопрос, каким должен быть казахский танец для детей этого возраста, когда запас танцевальных движений еще очень ограничен, когда они еще не умеют терпеливо и настойчиво работать, когда внимание их отличается неустойчивостью. Наши наблюдения показали, что введение игровых моментов оживляют занятия, вызывают творческую инициативу детей, содействует выразительности их движений. В этом возрасте полезным также оказалось организующее воздействие ритмических игр, которые приучают детей слушать музыку, легко и быстро ориентироваться в группе, переключаться от общего движения к движению по индивидуальным заданиям.

Для закрепления движений казахского танца можно провести игру "Темирбай", "Айголек".

Приступая к постановочной работе в группе детей среднего школьного возраста, следует помнить, что в большинстве случаев дети этого возраста уже имеют элементарные танцевальные навыки. Полученные ими первоначальные навыки являются фундаментом для дальнейшей работы.

Составляя учебный план и подбирая репертуар танцев для разучивания с детьми этого возраста необходимо также учитывать возможности детей и их физическое развитие.

Чтобы не исказить подлинный характер танца, не снизить художественность исполнения, при выборе необходимо учитывать: содержание танца, доступность танцевальных движений, посильную физическую нагрузку (темп выбранного танца, его продолжительность и т.д.)

Дети этого возраста получают яркие и стойкие впечатления от окружающей их жизни: они активно участвуют общественной жизни школы, проводят лето в пришкольных и оздоровительных лагерях, посещают театры, концерты и т.д.

Учитывая интересы этого возраста лучше создавать танцевальные постановки, содержание которых было бы близко детям, отражало бы моменты из их жизни и способствовало бы развитию у детей наблюдательности и творческих способностей.

Такими постановками в этой группе нашего коллектива были: "Школьный вальс", "Достарым", "На уроке танца".

В нашу задачу входило также знакомство детей с танцевальным фольклором других народов и подбор танцев, по содержанию и по форме соответствующих школьникам данного возраста.

Нами был выбран "Татарский" танец, который по своему содержанию и танцевальным элементам вполне соответствовал возрасту и танцевальной подготовке, как девочек, так и мальчиков. Разумеется, занятия над движением велись с мальчиками в ином плане, чем с девочками. В исполнении движений мы добивались от них силы, мужественности, ловкости. Это достигалось путем введения отдельных элементов танца в упражнения у станка; танцевальные комбинации отрабатывались по линиям и с отдельными участниками.

В начале работы над постановкой мальчики смущались, боясь, что не смогут соразмерить свои движения с движениями девочек. В процессе постановки танца мальчики привыкли к совместным занятиям с девочками, и в дальнейшем у детей наладились простые дружеские отношения.

Постановочная работа в старших группах строится на основе репертуара народных, танцев, эстрадных, а также танцев современного направления (особенно любимых старшеклассниками).

Выбирая народный танец, мы внимательно подошли к его содержанию, построению фигур. Учитывали, что дети этого возраста только подростки и не всегда содержание народных танцев доступно для них. Изображение в танце отношений и чувств взрослой молодёжи в их исполнении кажется надуманным и неестественным.

Большой интерес в постановочной работе данной группы вызывают танцы современного направления, где участники принимают активное участие в их создании.

Нами был взят танец современного направления "хип-хоп". Старшеклассники с большим увлечением сочиняли и показывали придуманные ими движения и комбинации. Каждый из участников внёс в создание танца что-то своё.

Следующая постановка была на основе нового направления современного танца модерн. Хореографической постановке "На уроке джаз-модерна" предшествовал мастер-класс, проведённый доцентом, кандидатом искусствоведения, педагогом и хореографом современного танца ГИТИСа Никитиным В.Ю. во время поездки на международный конкурс в Болгарию (г. Варна).

Во время прохождения мастер-класса детьми были освоены азы нового танцевального направления: параллельность позиций, залигованность движений, свободная форма выражения пластики.

В основу сюжета вошел процесс урока. Строгий педагог проводит урок, во время того, как он выходит из класса, дети создают беспорядок: один берёт на себя роль учителя, подражая его образу, другие нарушают дисциплину, и тут…входит учитель…урок продолжается, теперь уже в совместной творческой деятельности педагога и детей.

В процессе всей постановочной работы мы наблюдали большую заинтересованность участников. Те дети, которые присутствовали на мастер-классе с большой увлечённостью и чувством ответственности объясняли танцевальный материал, вошедший в основу постановки танца. Детям было нетрудно создавать танцевальные образы, так как они были близки им. А на роль учителя выдвинули участницу, которая очень серьезно подходила к отработке каждого движения во время разучивания. Дети сам и увидели в ней образ учителя и без сомнения предложили свой выбор.

Проделанная постановочная работа в группах младшего, среднего и старшего школьного возраста помогла выявлению определенных методов и средств, позволяющих достичь хороших результатов как в отношении воспитательного воздействия на детей, так и в отношении художественного качества разучиваемых постановок.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика)

Структурное подразделение «Детский сад «Звездочка»

«Оздоровительная работа

с детьми младшего дошкольного

возраста»

Выполнила: воспитатель

Первой квалификационной категории

Резяпкина О.В.

Самара

2016 г

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста является важным показателем, характеризующим состояние их здоровья, уровень развития функции и систем организма. В ФГОС дошкольного образования уделяется большое внимание вопросам физического развития детей дошкольного возраста. В образовательной области «Физическое развитие» определена главная задача воспитания и образования детей – гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья. Для реализации поставленных ФГОС дошкольного образования задач гармоничного физического развития детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении должна осуществляться физкультурно-оздоровительная деятельность.

Введение новых образовательных стандартов потребовало изменений в организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ как средстве физического развития детей младшего дошкольного возраста. Содержание работы по физическому развитию детей дошкольного возраста определяется содержанием образовательной области «Физическое развитие», напрямую зависит от возраста детей, реализуется в определённых видах деятельности. Для детей младшего дошкольного возраста такими видами деятельности выступают игровая и двигательная, музыкально-ритмические движения.

Таким образом, физическое развитие – это процесс роста, биологического созревания организма, который определяется наследственными механизмами, реализуется по определённому плану при оптимальных условиях жизни и деятельности человека, а также характеризуется изменениями трех групп показателей:

1) показатели телосложения – длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, – они характеризуют биологические формы (морфологию), человека;

2) показатели здоровья – отражают морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека (работа всех органов и систем организма);

3) показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.)

Внутри дошкольного этапа проводится разделение на возрастные промежутки, одним из которых является младший дошкольный возраст – период развития ребенка с 3 до 4 лет. Анатомо-физиологические особенности детей младшего дошкольного возраста характеризуются:

Равномерностью физического развития без резких изменений при всей его интенсивности;

Развитием опорно-двигательного аппарата, системы дыхания, сердечно-сосудистой системы и нервной системы;

Активным развитием органов чувств и нервной системы.

Важным показателем здоровья детей младшего дошкольного возраста является их психическое развитие. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста проявляются:

В активном использовании речи как условия расширения кругозора,

В росте психической выносливости,

В повышении потребности в получении новых знаний, впечатлений и ощущений,

В активном развитии фантазирования.

Но не только возрастными физическими и психическими возможностями развития отличается период младшего дошкольного возраста. В этом возрасте имеются у детей и риски здоровья.

Задачами физического развития младших дошкольников выступают:

1) формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие интереса к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях;

2) развитие у детей физических качеств – скоростных, силовых, а также выносливости, координации, гибкости;

3) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

4) формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ включает в себя несколько мероприятий: физкультурное занятие, утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна, физкультминутки, игры и упражнения между занятиями (динамическая пауза), подвижные игры и упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия, а также физкультурные праздники и досуги.

Основная форма работы с дошкольниками – это организация НОД - это ведущая форма для формирования правильных двигательных умений и навыков, способствует созданию оптимальных условий для усвоения положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, оказывают содействие в развитии разносторонних способностей детей. НОД по физкультуре проводится 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Её продолжительность, как и остальной НОД в детском саду, – 15-20 минут.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима. Содержание утренней гимнастики составляют основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения. Основные движения – это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Состоит из комплекса физических упражнений, которые проводятся с умеренной нагрузкой и охватывают скелетную мускулатуру.

Для снятия усталости, профилактики переутомления и повышения работоспособности способствуют динамические паузы или физкультминутки , которые включаются как в режимные моменты, так и в организации НОД. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Физкультминутка обычно длится 1-3 минуты и включает в себя комплекс из 3-4 упражнений, повторяемых 4-6 раз.

Подвижная игра также относится к формам физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста. Проводятся для закрепления оздоровительного эффекта подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для здоровья младшего дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна , который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут).

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья . Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика дошкольных учреждений показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой.

Таким образом, оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении направлена на укрепление здоровья ребёнка, его физическое развитие, на формирование основ здорового образа жизни и формирование ответственного отношения дошкольников к собственному здоровью.

Обратим внимание на реализацию задачи охраны и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста:

Создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков;

Использование нетрадиционных методов оздоровления и закаливания детей в сотрудничестве с родителями воспитанников.

Чтобы по возможности предварить заболевания или сократить длительность и облегчить их течение, необходимо сочетать традиционные средства оздоровления с нетрадиционными , которые позволяют разнообразить образовательный процесс, вызвать интерес у детей к своему здоровью и сформировать желание укреплять его. Кроме того, нетрадиционные средства оздоровления позволяют вести профилактическую работу с детьми. По определению, профилактика заболеваний – это совокупность предупреждающих мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

Наиболее доступна для детей младшего дошкольного возраста – гимнастика для глаз . Современное производство с его динамичностью, обилием сложных и тонких деталей, непрерывным потоком зрительных и слуховых сигналов предъявляет высокие требования к нервной системе и органам чувств. Гимнастика для глаз важна не меньше, чем общие физические упражнения. Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз принесут пользу только в том случае, если выполняются правильно, регулярно и длительно. Цель их - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении данной трудовой операции, и, наоборот, расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. Тем самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний. Она может включаться в комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, проводиться в виде физкультминуток.

Одной из нетрадиционных форм оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста является самомассаж . Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!» Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми. Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи. Главной задачей самомассажа является: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья, сформировать привычку к здоровому образу жизни,привитие элементарных навыков самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д. Самомассажу можно обучать в любом виде деятельности, в форме игровых упражнений, имитационных движений, что даёт наиболее положительный результат.

Статистика показывает что наибольшее количество заболеваний в детском возрасте это заболевания связанные с дыхательной системой организма. Поэтому дыхательная гимнастика в детском учреждении носит не только профилактический, но и оздоровительный эффект. Выполнение дыхательной гимнастики преследует 2 основные цели:

Целенаправленно воздействовать на дыхательную систему, увеличивая ее функциональные резервы.

Посредством воздействия на дыхательную систему произвести изменения в функциональных системах и различных органах.

При составлении комплексов дыхательной гимнастики учитывается:

Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

Доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.

Специалисты разных стран относят дыхательную гимнастику к тому числу действенных факторов способствующих оздоровлению и повышению устойчивости организма человека к различным заболеваниям.

В последнее время внимание педагогов обращается на психологическую составляющюю здоровья детей. Одним из средств коррекции эмоционального состояния дошкольников выступает психогимнастика . Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Основные достоинства психогимнастики:

Игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

Сохранение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Закаливание - важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваний (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.) являются охлаждение организма. В условиях ДОУ закаливание реализуется как создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков.

Таким образом, нетрадиционные средства оздоровления детей могут активно включаться в разные виды деятельности и сочетаться с традиционными средствами, они способствуют разнообразию оздоровительной деятельности и способствуют развитию интереса детей к процессу крепления здоровья.

Чтобы по возможности предварить заболевания или сократить длительность и облегчить их течение, необходимо сочетать традиционные средства оздоровления с нетрадиционными, которые позволяют разнообразить образовательный процесс, вызвать интерес у детей к своему здоровью и сформировать желание укреплять его. Кроме того, нетрадиционные средства оздоровления позволяют вести профилактическую работу с детьми.

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста оценивается по нескольким показателям:

Антропометрические данные (прирост),

Изменение пропущенных ребенком дней по болезни,

Изменения в показателях, характеризующих физические качества (быстрота, сила, скорость, ловкость).

Анализ антропометрических данных позволяет определить в соответствие показателей конкретного ребенка в соответствии с нормативными показателями.

Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности.

Мы пришли к выводу, что физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ в обеспечении физического развития детей младшего дошкольного возраста эффективна при условиях, что учитываются возрастные особенности детей, используются разнообразные формы организации этого вида деятельности, а также созданы условия для организации физкультурной деятельности детей.


С каждым годом происходят изменения в развитии детей. Каждый возраст определяет развитие познавательных процессов. Многие ученые полагают, что очень важно обращать внимание на особенности развития познавательных процессов особенно на начальном этапе обучения. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства .

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками.

В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

На протяжении младшего школьного возраста у ребёнка начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста все большее значение для детей начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества . Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» . Именно в младшем школьном возрасте ребенок начинает переживать свою уникальность, осознает себя личностью. Это проявляется во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности. Они учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми Они стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для них компании, чтобы выделиться в ней, добиться успеха. Мотив достижения успеха является основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте. Возрастная особенность внимания младшего школьника это сравнительная слабость произвольного внимания. Непроизвольность внимания в начале обучения требует от учителя большей концентрации внимания учеников на изучаемом предмете. Следует организовывать работу таким образом, чтобы у учащихся были задействованы все виды анализаторов.

Процесс обучения ребенка предъявляет определенные требования и к воображению ребенка. Основное направление в развитии детского воображение, как считает Гамезо, это переход к более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний . На первых порах воображение младшего школьника является творческим и произвольным. Как правило, с возрастом усиливается реализм воображения. Характерной особенностью воображения младшего школьника является опора на конкретные предметы. И только спустя некоторое время начинает происходить опора на слово, на звучащее название предмета без его зрительного образа. В средине младшего школьного возраста воображение достигает своей необходимой реальности и достоверности представлений. Он создаёт логически связанные картины. В младшем школьном возрасте ребёнок проявляет существенное дифференцирование воспринимаемой информации. Образ, создаваемый первоклассником ещё расплывчатый и полон деталей, которые он придумал сам и которые не указывались в описании. Но уже во втором классе ученик строго ограничивает свой воссоздающий образ реальными деталями и четко располагает их. Создаваемые образы возникают в соответствии с поставленной задачей. Это и является главным новообразованием младшего школьного возраста .

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени .

Младший школьный возраст является сензитивным для:

Формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

Развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

Раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

Развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

Становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

Усвоения социальных норм, нравственного развития;

Развития навыков общения со сверстниками, уста­новления прочных дружеских контактов .

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на дан­ном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учить­ся, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в даль­нейшем (за рамками сензитивного периода) будет значи­тельно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

«Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особен­ности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» - так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес .

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов.

А.И. Савенков считает, что интерес - это активно-положи­тельное отношение к познавательному объекту, который выступа­ет как потребность в интеллектуальном его познании. Т.С. Кома­рова говорит, что интерес способствует возникновению творчес­ких проявлений ребёнка и стимулирует развитие навыков худо­жественно-творческой деятельности. По мнению А.Ф. Воловик , интерес в досуговой деятельности выступает в качестве доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность ребёнка определяется только наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение младшего школьного возраста к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в неё, должно исходить из учёта интересов ребёнка, поскольку неучтенный интерес - это не­удовлетворенная потребность. Интерес не только способствует удовлетворению потребности, но и способен её породить .

Из вышеизложенных подходов отечественных психологов и педагогов вытекает, что у ребёнка, в первую очередь, возникает тот интерес к культурно-досуговой деятельности, который вызван потребностью в познании окружающего мира. В связи с этим на первоначальных стадиях его развития родители заботятся о раз­ных впечатлениях, которые имеют эмоциональную положитель­ную окраску. Здесь можно увидеть характерную особенность культурно-досуговой деятельности ребёнка, которая заключается в том, что у младшего школьного возраста эмоциональные переживания домини­руют над познавательным процессом. В то же самое время, полу­чая разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицатель­ные, в процессе приятного времяпрепровождения и находясь в со­стоянии комфорта, ребёнок не только приобретает дополнитель­ные знания, но и сам утверждается в том, что он знает, умеет и мо­жет сделать самостоятельно. Это, естественно, сказывается на его интеллектуальном развитии, так как удовлетворяется интерес к познанию окружающего мира. Когда какая-нибудь деятельность перестаёт вызывать интерес, ребёнок отказывается её выполнять. Поэтому необходимо постоянно активизировать проявления ин­тереса или создавать новый интерес, новую направленность культурно-досуговой деятельности .

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.