Индивидуальные занятия по лексико грамматическому строю. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи

  • 05.04.2020

Насекомые.

Цель: обогащать представления детей о природе, о многообразии мира насекомых, совершенствуя грамматический строй речи.

Коррекционно - обучающие:

    пополнять, уточнять и активизировать словарь детей по лексической теме «Насекомые»;

    продолжать учить образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме;

    продолжать учить согласовывать местоимения мой, моя с существительным в роде;

    продолжать учить образовывать существительные в родительном падеже;

    продолжать учить образовывать прилагательное от существительного;

    закреплять умение изменять число существительных;

    закреплять умение отвечать на вопросы распространенными предложениями;

    закреплять правильное употребление предлогов на, под.

Коррекционно – развивающие:

    развивать общую и артикуляционную моторику;

    развивать зрительное и слуховое внимание и мышление;

    развивать воображение.

Коррекционно – воспитательные:

    воспитывать дружеские взаимоотношения;

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

    воспитывать желание оказать необходимую помощь;

    воспитывать доброжелательность, отзывчивость, интерес к положительным действиям и поступкам.

Дети входят в кабинет, здороваются с гостями, проходят на стулья.

Дети, какое сейчас время года? (весна)

Какие изменения произошли в природе? (растаял снег, зеленеет трава, греет солнце, появляются почки, листья на деревьях)

А еще весной начинают летать бабочки, ползать жучки, появляются шмели кузнечики. Всех их мы назовем одним словом… (насекомые).

Давайте посмотрим на них и назовём. (называть по картинкам).

Давайте они помогут нам сделать артикуляционную гимнастику.

    Гусеница (щеки надувать, сдувать).

Гусеница хоть мала,

Листья – лучшая еда!

Она много листьев съела

И, конечно, потолстела!

    Муха (улыбка – трубочка).

Муха- муха цокотуха,

Позолоченное брюхо,

Муха села на цветок,

Будет чистить хоботок!

    Бабочка (качели).

Бабочка – красавица!

Над полянкой пляшет,

Крылышками машет!

    Шмель (вкусное варенье).

Если на цветок шмель сел,

Значит он нектар там ел!

А потом он всем сказал:

Очень вкусный был нектар!

    Жук (брррр губами).

Он летит во весь опор

И жужжит его мотор!

Звучит музыка, влетает бабочка, подходит к детям-

Б: Здравствуйте, дети! Я прилетела к вам за помощью! Раньше мы с моими друзьями – насекомыми дружно жили на полянке, но вдруг подул очень сильный ветер и я теперь не могу найти своих друзей! Вы мне поможете? (да!)

Л: Веди нас бабочка к полянке!

От друзей я отстала ой-ой-ой Ладони к щекам, качают головой

Опоздала и очень устала ай-ай-ай

На полянку скорей побежала топ-топ-топ Бег на месте

Но друзей я своих не догнала ай-ай-ай Ладони к щекам, качают головой

Ну а солнце за лес уж зашло ох-ох-ох Присели

Стало страшно и очень темно ах-ах-ах Обхватили себя руками

Хорошо что друзья помогут Берутся за руки, раскачивают руками

вверх-вниз

И домой всех приведут!

Л: Дети, какая пустая полянка! Нужно помочь найти друзей бабочки! Посмотрите, что это? (конверты). Давайте посмотрим. Тут что – то написано.

1 конверт:

Тащит он соломинку

К маленькому домику

Всех букашек он сильней

Наш трудяга … муравей!

Давайте посмотрим на муравья.

Чья это голова? Чьи рога? Чье туловище? Чьи ножки? Чьи глаза?

Л: Дети, тут в конверте еще что - то есть. Кто это? (Муравьи).Давайте посадим их на полянку. Кого мы посадили на полянку? (Муравьёв).

Давайте посмотрим, что во втором конверте?

Громко я жужжу, летая,

Мед целебный собирая.

Всем полезна и мила

Хлопотливая… пчела.

Дети, давайте назовем ее ласково пчелка.

У пчелы крыло, а у пчелки – крылышко,

У пчелы глаза, у пчелки – глазки,

У пчелы ноги, а у пчелки – ножки,

У пчелы голова, а у пчелки – головушка.

Молодцы, давайте и пчелок вернем на полянку.

Третий конвертик:

На ромашку у ворот

Приземлился вертолёт –

Золотистые глаза,

Кто же это?... стрекоза.

Давайте поиграем со стрекозой:

Утром стрекоза проснулась. Присели, трут глаза

Потянулась, улыбнулась. Встают, потягиваются

Раз – росой она умылась. «Умываются»

Два – изящно покружилась. Кружатся, машут крылышками

Три – нагнулась и присела Нагнулись и присели

На четыре – полетела! «Полетели»

Давайте и стрекозу вернем к друзьям на полянку.

Четвертый конверт:

Что за странная картинка?

Вот пушистая травинка.

Плавно по листу ползёт,

Все жуёт, жуёт, жуёт.

Не жучёк, не птица,

Это….гусеница!

Дети, здесь с гусеницей еще и улитка! Как вы думаете, улитка – это насекомое? Нет, дети, это не насекомое. Я вам расскажу в следующий раз кто она. Давайте сравним улитку и гусеницу.

У улитки есть рога, а у гусеницы – нет рогов.

У улитки есть домик, а у гусеницы нет домика.

У гусеницы есть ножки, а у улитки – нет ножек.

Хорошо, улитку положим пока в сторонку, а гусеницу посадим на полянку.

Ну и последний конвертик.

Скорлупка в черную точку,

Приземлилась на кочку.

Что такое маскировка

Знает…божья коровка!

Посмотрите, на полянке уже много насекомых, давайте посмотрим, куда можно посадить божью коровку.

На листок, на цветок, под кустик, на дерево и др.

Вот мы и вернули на полянку наших насекомых, бабочка, а где твои подружки – бабочки? (Достает свой конвертик)

Давайте и их посадим на полянку!

Дети, вы молодцы! Помогли бабочке! А теперь давайте и мы превратимся в насекомых! (Раздать маски, дети изображают насекомых под музыку).

Б: Спасибо, дети за помощь! Теперь на нашей полянке снова будет весело!

Л: Дети, а вам пора возвращаться к вашим друзьям – ребятам! Говорите гостям «до свидания»!

Горбанева Светлана Валерьевна ,

учитель-логопед высшей категории,

МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

ТЕМА: «Наш дом»

Коррекционно-образовательные цели:

Обогащение словаря по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование:

Игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

Где живет лиса? (Лиса живет в норе)

(волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

2. - А где живет человек? (В доме)

Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

О большом доме? (домище)

Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка - это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

3. - В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке)

Кто строит дома? (строители)

Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия)

Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)

5. Физминутка

Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.

Есть карниз, труба и крыша.

6. - Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей)

Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

7. - Понравились Бабе-Яге эти дома и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

8. Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) - кирпичный дом.

из бетона - из пластмассы - из бумаги -

из камня - из металла - изо льда -

из глины — из стекла - из дерева -

9. - Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце.

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.

Екатерина Бардакова
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в младшей группе «В гостях у бабушки»

Конспект по грамматическому строю речи в младшей группе .

Тема : В гостях у бабушки .

Цель : Формирование грамматического строя речи в ходе представлении о домашних животных.

Задачи :

Образовательная : Закреплять знания детей о домашних животных, учить распознавать их по внешнему виду. Развивать грамматический строй речи : умение изменять существительные с единственного числа на множественное и наоборот, образовывать слова при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Развивающая : Развивать слуховое и зрительное внимания, психические процессы : память, мышления внимание.

Воспитательная :Воспитывать любовь к животным.

Ход ООД:

Вводная часть :

Воспитатель : Настенька, принеси пожалуйста нашу любимую книгу.

(Настя берёт с полки книгу и из книги выпадает письмо.)

Воспитатель : Ой что это?

Дети : Письмо

Воспитатель : Несите его скорее сюда, и мы узнаем кто его нам написал.

(воспитатель открывает письмо и читает.)

Воспитатель : Так так…Нас пишет Бабушка Василиса и приглашает к себе в гости . Отправимся к ней в гости ?

Дети : Да.

Воспитатель : А на чём можно отправится?

Дети : На самолёте, на поезде, на машине, а автобусе.

Воспитатель : Какие у вас интересные идеи, но нам нужен такой транспорт чтобы мы могли туда поместиться, на что лучше нам поехать?

Дети : На поезде.

Воспитатель : А вы знаете из чего состоит поезд?

Дети : Да. Поезд состоит из вагонов, колёс.

Основная часть :

(воспитатель показывает картинку, на которой изображён поезд, но у него нет колёс, по всей группе разложены нарисованные колёса.)

Воспитатель : Посмотрите внимательно, чего нет у поезда?

Дети : Колёс.

Воспитатель : Правильно, у поезда нет колёс, а без них мы не уедем, поэтому нам надо их найти. Запоминайте, где вы нашли колесо.

(дети выполняют задание и приносят колёса воспитателю.)

Воспитатель : Кирилл где ты нашёл колесо?

Кирилл : Колесо лежало под столом.

Воспитатель : Оля, а ты где нашла колесо?

Оля : Я нашла колесо на стуле.

(поочерёдно подходит каждый ребёнок к воспитателю и разлаживает где он нашел колесо.)

Воспитатель : Молодцы нам получилось починить поезд. Можно отправляться в путь.

(дети строятся быстрое – в быстром темпе . Воспитатель останавливается возле первого стала, где сидит кукла бабушки .)

Воспитатель : Вот мы и прибыли. Здравствуйте бабушка Василиса .

Дети : Здравствуйте бабушка Василиса .

Бабушка : Здравствуйте детишки, а вы хотите узнать кто со мной живёт?

Дети : Да.

Бабушка : Тогда проходите на задний двор.

(дети и воспитатель проходят на коврик где расставлены игрушки домашних животных.)

Воспитатель : Смотрите, кто это?

(воспитатель показывает на игрушки, которые стоят на коврике.)

Дети : Корова

Воспитатель : А это?

Дети : Маленький теленок.

Воспитатель : А это?

Дети : Ещё одна корова.

Воспитатель : Сколько коров?

Дети : Много коров.

Воспитатель : Кого вы ещё ведете?

Дети : Мы видим телят.

Воспитатель : Один телёнок, а много?

Дети : Телят.

Бабушка : Кто вы ещё ведете?

Дети : Мы видим быка.

Бабушка : Один бык, а много?

Дети : Быков.

Воспитатель : Правильно, молодцы. А как говорят бык, корова и теленок?

Дети : Они мычат Му-уу

Воспитатель : Посмотрите к нам пришли ещё животные. Давайте назовём ласково всех животных.

(воспитатель по очереди показывает животных, а дети называют их ласково.)

бык – бычок

свинья – свинка

собака – собачка

баран – барашек

теленок – теленочек

корова - коровка (коровушка)

овца – овечка

щенок – щеночек

коза - козочка

Бабушка : Домашние животные расшалились и стали с вами играть, подскажите, что они делают.

(воспитатель имитирует движения животных, подключая звукоподражание, поощряя детей к называнию предложений.)

щенок-тявкает

собака-грызет

овечка-жует

корова-мычит

свинья-хрюкает

теленок-скачет

Воспитатель : Домашним животным пора отдыхать, давайте попрощаемся с ними и с бабушкой Василисой , скажем им "До свидания!".

Дети : До свидания.

Бабушка : До свиданья дети, приезжайте ко мне в гости .

Рефлексия :

Воспитатель : Занимаем свои места в вагонах. Отправляемся.

(дети строятся , как вагончики и двигаемся под звук бубна. Под медленное звучание бубна двигаемся медленно. Под быстрое – в быстром темпе .)

Воспитатель : Где мы сегодня побывали? С кем мы познакомились? Чем мы сегодня занимались? Что вы узнали нового? А что вы узнали нового? Кому вы хотите рассказать по наше путешествие?

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи. «Формирование грамматического строя речи" (Логопедическая группа) Цель: определение звука в разных позициях (слог, слово, предложение.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Тема: Мой дом Возрастная группа: старшая Речевое нарушение: ОНР 3 уровня Продолжительность: 35 минут Тип занятия: занятие по овладению.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с.

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе ГБОУ НШ с. Красноармейское СП д/с "Чебурашка" учитель-логопед Турапина Е. А.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи «В гости к Солнышку» Возраст детей: 5-6 лет. Цель: закрепить правильное употребление предлогов в речи. Задачи: 1. Развивать грамматический строй речи через упражнения.

Конспект открытого занятия по развитию речи «В гостях у бабушки Варварушки» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация. Социализация - развивать желание детей играть вместе с воспитателем в.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе. Тема: «В гости к слоненку Тёме»

Учитель-логопед: Харькина А.Н.
Цель:
- Продолжать учить классифицировать слова на основе различных семантических принаков.
- Закреплять умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложения.
- Употреблять в речи предлоги «на», «из», «под», «из-за», «с».
- Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).
- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
- Развитие общей и мелкой моорики.
- Развитие зрительного и слухового внимания; творческого воображения, подражательности.
- Формировать умение делать логические умозаключения.
- Продолжать учить детей правилам построения диалога.

Оборудование:
Игрушка «Слоненок Тёма»; предметные картинки с изображением животных; карточки с изображением животных; карточки с изображением хвостов различных животных; изображение поезда; чемоданы с изображенными на них частями тела животных; фланелеграф; карточки для составления предложений; наборное полотно; магнитная доска; открытки со схемами слов; карточки с опорными сигналами для рассказывания.

Ход занятия

I Организационный момент
Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Подойдите к столу, возьмите картинки, рассмотрите и назовите их, разделите названия на слоги (Бе-ге-мот. В этом слове три слога. Жи-раф. В этом слове два слога. Тигр. В этом слове один слог и т.п.)
Каких животных вы сейчас назвали? (животных жарких стран).
II Основная часть
1. Вот мы и отправимся сейчас в гости к слоненку Тёме.
Путь нам предстоит долгий. Давайте соберем сумку с продуктами, а в чемодан сложим свои вещи.
У логопеда на столе различные предметы детской одежды: кофточка, жакет, майка, берет, платье, шорты, рубашка и т.п.
Логопед поднимает по очереди вещи, спрашивая: Чей жакет? Чья кофточка? Чье платье? В случае появления ошибок поправляет детей, добиваясь правильного образования притяжательных прилагательных (Олин, Сережин, Катино и т.д.)
2. Вместе с нами в гости к Слоненку хотели отправиться животные. Но вот беда. Проснулись животные и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнес по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им), но хвосты спрятались в лесу и, чтобы их найти, надо уметь их правильно называть, ответив на вопрос: «Чей это хвост?»
Вот на сосне висит серенький, пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий). А не пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (мышиный).
Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.
3. Игра "Чей хвост"
Логопед предлагает вспомнить, как называются хвосты у домашних животных: хвост собаки - собачий, хвост кошки - кошачий, хвост коровы - коровий, хвост лошади - лошадиный, хвост быка - бычий, хвост козы - козий, хвост овцы - овечий, хвост барана - бараний.
4. Игра "Чьи лапы"
Посмотрите на животных. Чьи лапы самые сильные? Чей хвост самый короткий? Самый пушистый? Чья мордочка самая вытянутая? Чьи ушки длиннее? и т.п.
5. Игра "Чей чемодан"
Стали звери собираться в путь-дорогу. Помогите им разместиться по вагонам так, чтобы не страшно было ехать с соседями. А теперь помогите пассажирам разместить свои чемоданы. Догадайтесь, где чей чемодан? Объясните. (Это волчий чемодан, так как на нем нарисована волчья пасть и т.д.). На бирочках чемодана поставьте номера мест их владельцев.
Наконец-то, можно отправляться в путешествие. Звери поедут на поезде, а мы на автобусе.
Физкультминутка. "Автобус".
6. Игра "Едем на автобусе"
Логопед говорит: "Мы едем, а нам прямо в лицо светит яркое солнышко. Его лучи очень ярко слепят глаза. Чтобы не было больно глазам, давайте зажмурим (дети зажмуривают глаза). Автобус въехал под мост, солнышко скрылось. Открывайте глаза (дети открывают глаза). Едем дальше. Наш автобус свернул налево (дети разворачивают стулья), и солнышко снова ярко светит в правый глаз. Давайте его зажмурим (дети зажмуривают правый глаз). А теперь автобус повернул направо (дети разворачивают стулья), и солнышко стало светить в левый глаз (дети зажмуривают). Вот автобус поехал по аллее, и солнышко нам не мешает. Посмотрите, в песочнице играют малыши, а один большой мальчик отобрал у малыша игрушку. Мальчик плачет (логопед показывает соответствующую сюжетную картинку), как поступил мальчик? Давайте покажем, что мы на него сердиты".
Нахмурьте брови (дети нахмуривают). А теперь посмотрите, собака убегает от кошки (демонстрируется картинка). Часто так бывает? Давайте с вами удивимся (дети поднимают брови). Мы долго ехали, день был солнечный, жаркий, и всем захотелось пить. Наберем в рот воды и подержим (дети плавно сдувают воздух и делают глотательные движения. Наберем воды за одну щеку (дети надувают одну щеку), проглотим. Утолили жажду.
Вот мы и приехали.
7. Подарки для Тёмы.
Слоненок Тёма встречает гостей. Звери привезли Тёме гостинцы.
"Кто с чем приехал?" (выделение предлога "с")
Первый - Зайчонок ловкий
Он привез пучок морковки.
Второй была Лиса-кокетка
С малиновой конфеткой.
Третий - толстый Бурундук
Он приехал с орехами фундук.
Четвертый был Волчонок
С медовым бочонком.
Пятый - Белочка в платочке
У нее корзинка с грибочком.
Шестой приехал Енот усатый,
А с ним арбуз большой пузатый.
Седой была корова Маша
С большим бидоном простокваши.
Восьмой - кабанчик смелый
А привез он желудь спелый.
Девятый - с яблоком в корзинке,
Притопал Ежик по тропинке.
Десятой - была мышка Ира
Она привезла кусочек сыра.
Вот как много угощенья!
Вкусным будет день рожденья!

Тёма благодарит всех за подарки и приглашает совершить прогулку по джунглям.
8. Логоритмические упражнения "Сказочный лес"
9. Игра "Кто спрятался в джунглях?"
Логопед открывает фланелеграф, на котором среди растений закреплены изображения животных жарких стран.
Посмотрите внимательно, кто спрятался в джунглях? Как вы догадались? (в джунглях спрятался лев. Я вижу из-за лиан выглядывает львиная голова. В джунглях спрятался тигр. Я вижу из-под куста торчит тигриный хвост. В реке спрятался крокодил. Я вижу из-под воды выглядывает крокодилья пасть, (голова?) За пальмой спрятался жираф. Я вижу из-за пальмы выглядывает жирафовая голова и шея. Под веткой спрятался львенок. Я вижу из-под ветки львиную морду. На ветке висит обезьяна. Я вижу обезьяньи хвост и лапы).
10. Пальчиковая гимнастика
"Где обедал воробей?"
- Где обедал воробей? (машут перекрещенными ладонями)
- В зоопарке, у зверей. (ладонями показывают пасть).
Пообедал я сперва
За решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы, (на каждое название животного
У моржа попил водицы, загибают по одному пальчику
Ел морковку у слона, сначала на одной, потом на другой
С журавлем поел пшено, руке).
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру,
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (ладонями показывают пасть).
11. Поздравление слоненку.
Нам письмо из страны Выдумляндии с портретом невиданного зверя (на картинке скомбинированы части тела различных животных: слоновый хобот, куриные лапы, верблюжий горб, тигриный хвост, львиная грива и т.п.).
От кого получил поздравление Тема? Что это за зверь? Чьи части тела вы узнали? (дети отвечают полным предложением, акцентируя притяжательное прилагательное).
Кто еще прислал поздравления?
12. Игра "Подбери схемы" (звуко-слоговые)
На открытках 3 схемы. На магнитной доске изображение лося, медведя, белки.
Поместите конверты под изображением тех животных, в названии которых столько звуков, сколько кружкой на картинке и определи, кто такую открытку прислал (первую открытку прислал лось, так как в слове лось - 3 звука на схеме 3 квадратика и т.п.).
Погостили зверушки у слоненка Темы, пора отправляться домой.
III Итог

У логопедов, работающих с дошкольниками, существует проблема, как донести «сухой» учебный материал до ребенка, чтобы он воспринял его, получил и закрепил определённые умения, навыки, знания. Хотелось бы, чтобы обучение было интересным, без напряжения для детей.

Конечно, на помощь приходит игра, важный и необходимый вид деятельности в детском возрасте. Игра становится средством достижения поставленных обучающих задач.

Один из вариантов игровых обучающих ситуаций, которые я использую на своих занятиях, может строиться на использовании кукол, изображающих, персонажи литературных произведений, хорошо знакомых детям. Героев полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов (Незнайка, Буратино, Красная Шапочка, почтальон Печкин, Айболит и др.), дети воспринимают очень эмоционально.

Персонажей сказок можно с успехом использовать на логопедических занятиях, активизируя с их помощью познавательную деятельность дошкольников и решая дидактические задачи программного содержания.

Куклы из сказок — не просто симпатичные игрушки, которые развлекают детей, а персонажи со своим характером и настроением, своей манерой поведения, проистекающей из сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в различных ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев.

В представленном занятии Буратино все время делает ошибки, он ведь не пошел в школу, и ему необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дети начинают его учить – объясняют, рассказывают ему то, что уже сами знают, т.е. из обучаемых превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе:

«Дифференциация предлогов «В» и «НА»

Цель: провести дифференциацию предлогов «В» и «НА», сформировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в речи, развивать мелкую моторику, внимание и словесно-логическое мышление.

Оборудование: письмо Буратино с картинками; кукла Буратино; мешочек с картинками, на которых изображены сказочные герои; вязанные овощи и фрукты, корзинка и ежик.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня я в почтовом ящике детского сада нашла странное письмо. Посмотрите на него, что-то я не пойму, от кого оно может быть? Вы не знаете? А может быть догадываетесь? (На конверте изображен Буратино). Изобразите веселого Буратино, а теперь грустного.

2. «Странное письмо».

А давайте посмотрим, что же внутри этого конверта? (Распечатывает и достает письмо и картинки). Посмотрите, здесь не только письмо, но и картинки какие-то. Сейчас мы прочитаем, что же здесь написано.

«Здравствуйте, ребята, пишет вам ваш старый знакомый Буратино. Очень я без вас скучаю. Вот и решил написать вам письмо. Как вы, наверное, знаете, живу я НА сказочной стране, НА домике папы Карло. Я хотел ходить НА школу, но вместо школы я попал НА кукольный театр».

Что-то я ничего не пойму, ребята. По-моему, Буратино сделал много ошибок и все перепутал. Вы заметили его ошибки? Давайте прочитаем дальше и будем исправлять их.

«Недавно у меня был день рождения, В который я пригласил много зверей из разных сказок. Раньше всех прилетел мишка … самолете, потом зайка … вертолете, приехал волк … мотоцикле, лиса … машине, белка … паровозе и даже приплыл мышонок … корабле. Было еще много других зверей. Все они принесли мне разные подарки: мишка торт … подносе, зайка мороженое … стаканчиках, волк фрукты … блюде, лиса сок … бутылке. Мы долго веселились, играли, пели, танцевали: белка играла … скрипке, волк … гитаре, зайка … дудочке, мышонок пел … микрофон, а лиса танцевала … ковре.

Мы отлично повеселились, жаль только, что вас не было В моем дне рождения. Может вы сможете приехать ко мне летом НА гости? До свидания, будьте здоровы. До свидания, ваш Буратино».

Да, ребята, если бы не картинки вряд ли нам было понятно, что хотел написать нам Буратино. А почему мы с трудом понимали, то, что написал Буратино? (Он пропускал или заменял маленькие слова). Вы хорошо исправляли ошибки Буратино, а теперь давайте вспомним: когда предмет лежит на поверхности другого предмета, то появляется какое маленькое слово? (НА). А если предмет находится внутри другого предмета, то появляется какое маленькое слово? (В).

3. Развитие мелкой моторики.

Жили в квартире сорок четыре
Сорок четыре веселых чижа.
Спать захотели, стелют постели
Сорок четыре веселых чижа:

Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы говорите, где чижи будут спать и не забывайте правильно употреблять маленькие слова и загибать пальчики).

Чиж (на) кровати,
Чиж (на) диване,
Чиж (в) корзине,
Чиж (на) скамье,
Чиж (в) коробке,
Чиж (в) сковородке,
Чиж (на) стуле,
Чиж (в) кастрюле,
Чиж (на) полу
И Чиж (в) ведре.

4. Игра «Прятки».

Ребята, а вот и сам Буратино пришел к нам в гости и принес красивый мешочек. Давайте посмотрим, что внутри мешочка. Здесь картинки, на которых изображены сказочные герои. Найдите маленькие слова на этих картинках.

Дети проговаривают предложения: Буратино держит (В) руке золотой ключик. Спящая красавица лежит (НА) кровати. И т.д.

5. Физкультминутка.

Логопед нажимает кнопочку на груди игрушечного Буратино и он произносит фразу: «А у меня есть золотой ключик!». Дети вместе с Буратино
выполняют упражнение.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел.
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

6. Игра «Соберем урожай».

Раскладываются вязанные овощи и фрукты, выставляется ЕЖИК и КОРЗИНА.

Ребята, Буратино просит вас выполнить одно задание. Будьте внимательны!

Никита, возьми овощ, который растет НА земле и положи В корзинку.
Маша, возьми фрукт, который растет НА дереве и положи В корзинку.
Лена, возьми овощ, который растет В земле и положи НА спину ежика.
Даша, возьми фрукт, который растет НА дереве и положи его НА спину ежика. И т.д.

7. Игра «Путаница».

Ребята, Буратино учился у нас правильно употреблять маленькие слова. Он даже написал несколько предложений. Давайте прочитаем. Цветы стоят (НА) вазе.

Рыбки плавают (НА) аквариуме.
Варенье положили (НА) банку.
Медведь спит (НА) берлоге.
Сок налили (НА) стакан.
Маша сидит (В) стуле.
Цветок стоит (В) подоконнике.

Дети исправляют ошибки.

8. Итог логопедического занятия.

Ребята, какие маленькие слова мы учились сегодня правильно употреблять? Чьи ошибки мы сегодня исправляли? Почему Буратино делает много ошибок?

Петришина Елена Виленовна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39,
г. Апшеронск, Краснодарский край