Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений. Дидактические пособия для развития речевого дыхания Пособие по развитию речевого дыхания

  • 12.03.2020

Эти ветряки купила по случаю в палатке "союзпечати".
Очень нужная вещь для работы с детками дошкольного возраста.
Их можно использовать в играх на развитие дыхания...

***
Налетел озорной ветерок,
Закрутил он весёлый цветок.

***
Ветер, ветер, ветерок,
Ты подуй на наш цветок.

***
Вот подует ветерок на цветы,
И закрутятся на них лепестки,
Дует, дует ветерок всё сильней,
А потом подует слабей,
Перестанет дуть ветерок,
Встанет, встанет отдохнуть и цветок.
(Сила воздушной струи должна соответствовать словам)

Игра "сдуем звёзды" или "сердечки улетайте"
Для игры понадобится материал. который изображён на фото. Звёздочки и сердечки остались от новогоднего сладкого фейерверка, ну а трубочка коктельная знакома всем.
Задание ребёнку: сдуть звёздочку(звёздочки. сердечко.....)
Учесть необходимо то, что предметы очень лёгкие, дети должны рассчитывать силу с которой им необходимо будет дуть в трубочку. направляя воздушную струю...
Так же можно играть в футбол, используя трубочку и лёгкий паралоновый мячик. Причём интересней играть в паре. Организуются ворота, в которые надо загнать мячик. Побеждает тот, кто забил больше голов. К сожалению фото у меня не осталось.

"Ветерок и бабочка(стрекоза.....)"
Для этой игры нам понадобится любая картинка с цветком(в идеале небходимо её заламинировать, для того, чтоб игра дольше сохранилась). У меня картинка в обычном файле. А так же понадобятся картинки различных насекомых(что бы детям одна и та же игра не надоедала. просто можно менять персонажей).

***
Села бабочка на цветок,
Вдруг подул на неё ветерок.
Прихватил он бабочку слегка
И понёс её в облака.

(в это же стихотворение вставляются слова: муха. кузнечик, стрекоза, пчела, паучок,... Игра может проводится с любыми насекомыми)

Я использую вот таких насекомых.
Не так давно появился материал в Стране мастеров перекликающийся с моими играми:
В показанной там игре ещё дополнительно идёт изучение и закрепление основных цветов с малышами!

Игры с мыльными пузырями так же являются отличным материалом для игр по развитию дыхания.
Вариантов игр множество:
"у кого больше пузырей"
"у кого самый большой пузырь"
"у кого дальше полетит"
"у кого дольше не лопнет пузырь" и т.д.
Такие игры можно проводить не только на улице летом. но и в группе(дома) круглый год. Как правило дети от пузырей приходят в полный восторг независимо от возраста.

Это русская народная игрушка.
Свистулька деревянная. многим очень хорошо известная. Недаром с древних времён люди использовали их для игр. Свистульки не только издают звуки. но и развивают дыхание...
Такую игрушку можно приобрести как в расписном варианте. так и в виде заготовки. Малышу понравится расписывать свистульку вместе с мамой, а потом играть на ней...

Наталья Палийчук

Предлагаю вашему вниманию дидактические пособия направленные на развитие речевого дыхания .

В последнее время много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха . Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционной работы с детьми.

Малыши не умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, что отрицательно влияет на развитие речи . Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо.

Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков : звуки произносятся в фазе выдоха.

Дыхательные упражнения нужны для усиления воздушной струи.

Цель : формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений

Задачи :

-способствовать увеличению объёма дыхания ;

-развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении;

Активизировать работу мышц губ.

1. "Сдуй снежинку с варежки"

2. "Сдуй муху с кастрюли"


3. "Сдуй листочки с тарелочки"


4. "Посади бабочку на цветок"


5. "Накорми Кроша ягодками"


6. "Помоги лягушонку добраться до листочка"


Публикации по теме:

Данное пособие изготовить довольно просто: нужен картон, цветная бумага и нитки, и получается очень яркое, красочное занятие для детей.

Уважаемые коллеги! Я хочу предложить вам дидактическое пособие "Осьминожек" сделанное своими руками, для развития речевого дыхания. Пособие.

Конспект игрового занятия для развития речевого дыхания «Зайчик» Игра-занятие «Зайчик» Ознакомление детей с признаками зимы. «Снежинки» - упражнение для развития речевого дыхания. Цель: расширять знания.

Игры для развития речевого дыхания «Игровая Карлсона» Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих детей,.

Игры для развития речевого дыхания с использованием стихотворений Правильное речевое дыхание - энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Предлагаемые.

Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы) В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5.

Для того чтобы сформировать у ребенка правильное дыхание, следует сформировать правильный, плавный выдох. Данное дидактическое пособие позволит.

Мастер - класс по изготовлению дидактического пособия для развития у детей речевого дыхания

Мастер класс: Дидактическое пособие «Сдуй бабочку с цветка»

Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка» г. Кстово Нижегородской области
Мастер – класс рассчитан на воспитателей, логопедов, родителей.
Назначение: для развития у детей речевого дыхания.

Цель: изготовление дидактического пособия для детского сада своими руками из CD дисков

Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой.

(воздух)

Приступая к развитию у ребёнка физиологического дыхания, необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. Дополнительно у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Педагогу следует научить ребёнка набирать сильный вдох через нос или рот, затем делать плавный выдох. Следить, чтобы во время выдоха губы были сложены трубочкой, чтобы ребёнок не надувал щёки, чтобы выдох происходил не толчками, а плавно. Обратить внимание, что выдыхать следует до тех пор, пока не закончится воздух.

Цель использования пособия: формирование у детей плавного длительного выдоха
Для работы необходимо:
Ножницы
Простой карандаш
Цветная самоклеящаяся бумага
Цветная гофрированная бумага
CD диски
Пряжа или нитки
Двусторонний скотч
Цветная изолента


Пошаговый процесс выполнения работы:
1. Для изготовления пособия нам понадобятся шаблоны цветов, крыльев бабочки и серединки цветов.


2. Сначала будем делать основу пособия в виде цветка.
С помощью CD диска обводим на изнаночной стороне самоклеящейся бумаги 2 круга. Цвет бумаги выбираем любой. Я разложила бумагу и воспользовалась изолентой и ножницами, чтобы она не свернулась.


3.Вырезаем круги.


4.Берём CD диск и наклеиваем один из кругов сначала на одну сторону.


Затем на другую.


5.Берём изоленту любого цвета, по вашему желанию. И начинаем оформлять края основы нашего пособия.
Это мы делаем в целях безопасности, чтобы края CD диска не были доступны детям при использовании пособия, а также, чтобы пособие было красивым и эстетично выполненным.



Наша основа пособия с обратной стороны.


6.Берём самоклеящуюся бумагу любого другого цвета. Обводим на ней с изнаночной стороны шаблон цветка № 2 дважды. Можно выбрать и шаблон цветка №1, по вашему желанию.


Вырезаем получившиеся заготовки цветов.


7.Один цветок наклеиваем с одной стороны основы пособия.


Второй цветок наклеиваем с обратной стороны.


8. Теперь будем делать бабочку.
Берём шаблоны крыльев бабочки: большие крылья и маленькие крылья, заготовки из гофрированной бумаги разного цвета в виде прямоугольников по размеру равные шаблонам крыльев. Обводим шаблоны с помощью простого карандаша (можно использовать ручку).


Вырезаем крылья.


Накладываем маленькие крылья на большие.


9. Крылья, сложенные вместе, сворачиваем гармошкой по длинной стороне крыльев. Проглаживаем пальцами.


Разворачиваем. Это основа нашей бабочки.


10.Берём моток ниток любого цвета.


Отмеряем нить примерно 20-25 см, отрезаем. Длина нити может быть разной. Но не следует делать нить слишком короткой, иначе бабочку не возможно будет сдуть с цветка. А слишком длинная нить будет неудобна, так как бабочка на нити будет путаться.
Делаем из нити петлю.


11.Накладываем заготовку бабочки на петлю примерно в её середине.


Концы нитей поднимаем вверх.


Заводим концы нитей в петлю, протягиваем сквозь неё.


Затягиваем петлю. Получается узелок.


Он может служить головой бабочки, а натянутые нити – туловищем.


Так выглядит бабочка с обратной стороны.


12.Берём основу пособия в виде цветка с любой понравившейся стороны. Приклеиваем в середину кусочек двустороннего скотча в виде небольшого квадрата или прямоугольника.


Убираем верхний слой и накладываем на скотч концы нитей, на которых крепится бабочка.


13.Вырезаем с помощью шаблона круга серединку для цветка из самоклеящейся бумаги любого цвета.


Наклеиваем на середину основы. Таким образом, мы задекорируем кусочек скотча, закрепим концы нитей и оформим серединку цветку.


Так пособие выглядит с обратной стороны.

Готовый результат
Дидактическое пособие «Сдуй бабочку с цветка» готово к использованию в работе с детьми. Можно заниматься индивидуально.


А можно использовать в работе с группой детей. Для этого необходимо сделать несколько таких пособий - тренажёров для развития дыхания, используя шаблоны цветка, крыльев бабочки, серединки для цветка, а также разного цвета самоклеящейся и гофрированной бумаги.

Тренажёр для развития дыхания «Домик с окошком» своими руками. Пошаговый мастер-класс.


Иванова Лариса Васильевна, воспитатель структурного подразделения «Радуга» муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Лукоморье» городского округа г.Михайловка Волгоградской области»
Мастер-класс рассчитан на педагогов ДОУ и родителей, а также для совместного изготовления тренажёра взрослыми и детьми дошкольного возраста.
Назначение: развитие дыхания у детей дошкольного возраста.
Цель упражнений с тренажёром: укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах.
Задачи:
- формировать практические навыки работы с бумагой;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость
Техника изготовления:
1. Скручивание
2. Аппликация
3. Конструирование
Развитие дыхания – является одной из важных задач в работе с дошкольниками. Упражнения на дыхание широко используются как в работе по развитию речи детей (при постановке сложных звуков, работе над темпом, громкостью, интонационной выразительностью и плавностью речи, так и в оздоровительной работе.
Они способствуют:
- насыщению каждой клеточки организма кислородом,
- повышению общего жизненного тонуса,
- сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы (бронхитов, синуситов, ларингитов и др. ,
- стимулируют работу сердца, головного мозга, нервной системы
- улучшают пищеварение
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: занятия по развитию речи, познавательному развитию, физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.
Тренажеры для дыхательных упражнений можно сделать своими руками, они не требует больших материальных затрат. Один из вариантов такого тренажёра предлагаю Вам, уважаемые коллеги.
Для работы необходимо:


1. Клей – момент
2. Клей - карандаш
3. Ножницы
4. Простой карандаш
5. Стержень от шариковой ручки
6. Нитки с иголкой
7. Линейка
8. Шаблон домика


9. Цветная бумага
10. Листы А-4
11.Лист картона тёмного цвета (бардового, синего и тд)


Вырезаем шаблон домика.
Прикладываем шаблон домика к цветной бумаге и вырезаем занавеску для окна чуть меньше самого окна.


Прикладываем шаблон домика к листу картона тёмного цвета, очертить простым карандашом и вырезать только окошко.


Листы А-4 разрезать на четыре части.


Кладём стержень от шариковой ручки на край широкой стороны одной из 4х частей разрезанных листов А-4.


Начинаем скручивать вместе со стержнем бумагу, предварительно смазав лист клеем-карандашом.


Получилась вот такая трубочка из бумаги. Аккуратно достаём стержень и изготавливаем ещё 30 штук таких трубочек.


Начинаем приклеивать получившиеся трубочки с низа домика, не выходя за контуры.Для лучшего склеивания использовала клей - момент.


Длинные трубочки разрезаем на четыре части и приклеиваем между окошком и стеной домика.



Постепенно заклеиваем трубочками всё пространство домика до контуров. (с низа домика до крыши, кроме трубы)


Трубу вырезаем отдельно из цветной бумаги и приклеиваем. Продолжаем наклеивать трубочки одна к одной. Дойдя до крыши, трубочки начинаем постепенно срезать на нет.


Получился вот такой домик из бумажных трубочек с трубой.


Изготавливаем крышу. Вырезаем две полоски из цветной бумаги на конце с острыми углами. Край полоски с одной стороны загибаем на 0.5мм, другой край полоски вырезаем ножницами волной.


Приклеиваем крышу к домику сгибом вверх.


Из цветной бумаги вырезаем ставни, приклеиваем и начинаем украшать домик.


Я украсила свой домик цветами и гофрированными полосками из цветной бумаги.



С обратной стороны домика пришиваем занавеску из цветной бумаги (занавеска должна быть немного меньше окна для лёгкого открывания) к окошку тремя стежками в двух местах. Цель : развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : 2–3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры : Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20–40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
– Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
– Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

  • Ветерок.
Цель

Оборудование : бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры : Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
– Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

  • Осенние листья.
Цель

Оборудование : осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры : Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
– Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

  • Листопад.
Цель : обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование : вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры : Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
– Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер – подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
– Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко.
Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

  • Снег идёт!
Цель : формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : кусочки ваты.

Ход игры : Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
– Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

  • Одуванчик.
Цель : развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Ход игры : Игру проводят на воздухе – на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
– Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно– чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
Также можно организовать игру «Дед или баба? »:
– Давайте поиграем в игру «Дед или баба?»! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок – это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались – это волосы на голове – то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!

  • Вертушка.
Цель

Оборудование : игрушка-вертушка.

Ход игры : Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
– Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее.

  • Песня ветра.
Цель

Оборудование : китайский колокольчик «песня ветра».

Ход игры : Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее – звук стал громче.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

  • Летите, птички!
Цель : развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : 2–3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

Ход игры : Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
– Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

  • Катись, карандаш!
Цель : развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры : Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

  • Весёлые шарики.
Цель

Оборудование : легкий пластмассовый шарик.

Ход игры : С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
– Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

  • Воздушный шарик.
Цель : развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры : Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
– Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.
Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50–60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

  • Плыви, кораблик!
Цель : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры : На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
– Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.

  • Уточки.
Цель : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.

Ход игры : На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.
– Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
– Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!
В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.

  • Бульки.
Цель : развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование : стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры : В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
– Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5–6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
Другая из возможных проблем – ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки – прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

  • Расти, пена!
Цель : развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры : Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.
– Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю – ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.
После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать – дуть в трубочки, не проливать воду и т. п., можно проводить такое занятие в группе.

  • День рождения.
Цель : развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.

Ход игры : Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей – зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» с зажженной свечой.
– У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт – помоги мишке задуть свечи.
Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла – снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха – она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3–4 см), т. к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40–50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.

  • Пёрышко, лети!
Цель : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : птичье пёрышко.

Ход игры : Подбросьте пёрышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на пёрышко снизу вверх.

  • Мыльные пузыри.
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра – коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры : Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку – подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка – не позволяйте пробовать и пить жидкость.

  • Свистульки.
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры : Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.
– Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши – птичка, а у Вани – олень. Давайте устроим лесной концерт – каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

  • Милиционер.
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : свистки.

Ход игры : Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.
– Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки – давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя – свистим в свисток!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

  • Подуй в дудочку!
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

Ход игры : Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах – одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.
Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.
– Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки – начинаем играть!
Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.
Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.

  • Музыкальный пузырёк.
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1–1,5 см).

Ход игры : Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру.
– Как вы думаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк – гудит как труба.
Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди. Если у кого-то из детей не получается это задание, не настаивайте. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.

  • Надуй игрушку!
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

Ход игры : Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
– Посмотрите, наши игрушки совсем больные – худенькие, без животиков... Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!
Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.
Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.
На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.

  • Бумажный флажок.
Цель : развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15?2,5 см).

Ход игры : Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).
– Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер – вот так! Флажки полощутся на ветру!
Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.