Как помочь ребёнку найти себя. Какие знания нужны

  • 24.09.2019

Смотришь вокруг и видишь многих несчастных людей, которые живут не своей жизнью… Что может быть страшнее для человека? Мне кажется, одна из главных задач родителей – это помочь ребёнку найти себя, своё место в мире, своё любимое дело. Именно дело, а не работу, как производное от слова «рабство». Рабство за деньги… Это же противоестественно!

Начинается всё с того, что родители с самого раннего детства начинают сравнивать своё чадо с другими детьми. «А вот Таня не хнычет постоянно, как ты!», «Петя знает английский лучше тебя!», «Коля отжался 10 раз, а ты только семь? Тебе не стыдно?» За что ребёнку должно быть стыдно, мне интересно? За свою индивидуальность, свои способности? А иначе получается как на этой картинке:

То есть родители изначально настраивают ребёнка на фатально ошибочное мировоззрение: равнение на других. Это просто смерти подобно. Ведь всегда же найдётся кто-нибудь лучше нас: по красоте, по уму, по богатству. И если бесконечно сравнивать себя со всеми, никогда не будешь доволен собой, вот в чём загвоздка! Даже в статьях про депрессию часто пишут об этом: постоянное сравнение себя с другими это прямой показатель душевной дисгармонии.

Детям навязывают бесполезные, неинтересные им самим вещи из железной логики «А вдруг пригодится». «Сашенька, поступи-ка на военную кафедру, а вдруг понадобится», «Маша, зачем тебе сразу работать после вуза? Дуй в аспирантуру, это престижно и вообще вон Лена же пошла!» Смешно, правда? А в жизни всё так и происходит. Детей мотивируют делать что-то, что им нужно, как собаке пятая нога. Вместо того чтобы развивать себя и добиваться успеха в любимой профессии, к которой у него больше всего способностей, молодой человек убивает бесценное время и силы на сомнительные занятия тем, что «вдруг пригодится»… И смешно, и грустно…

Сейчас можно добиться успеха в ЛЮБОЙ области, если стать хорошим профессионалом. Логика типа «Иди на юриста, они требуются, не прогадаешь» уже устарела. Сегодня ценятся люди, увлечённые своим делом и добивающихся в нём хороших результатов. А те, кто тратил своё время на всякие военные кафедры и изучение какого-нибудь корейского языка, с разрозненными неглубокими знаниями, так называемые «специалисты широкого профиля» никому не нужны.

Ребёнку нужно помочь найти свои уникальные интересы и способности (обычно это можно определить по любимому предмету в школе), осознать, чего он на самом деле хочет, и научить ДУМАТЬ, а не слепо исполнять родительскую волю. Такие дети никогда не будут страдать от безделья и бесцельно шататься по улицам в поисках острых ощущений и приключений. У них будет главное приключение в их жизни – занятие любимым делом.

Кто хочет — тот ищет способ.

Кто не хочет — тот ищет причину.

Статья посвящается родителям.

Сейчас, чтобы выбрать профессию, подростки не задумываются о своих способностях, не прислушиваются к своим чувствам, а просматривают сухую статистику востребованных профессий и средний заработок по ней.

Поэтому сейчас так много развлечений, людей с пагубными привычками, увлечённых компьютерными играми и т.д. Всё человечество скучает, потому что человек, которому следовало бы быть мистиком — математик; тот, кому следовало бы быть математиком — политик; тот, кому следовало бы быть поэтом — бизнесмен. Каждый является кем-то другим, все не на своём месте. А удовольствия, даже удовлетворения, хочется. Если его нет на работе, значит, человек его будет искать в развлечениях.

"Жизнь должна быть не просто старением. Она должна быть вырастанием". (Ошо).

В Индии есть практика, когда детей с 5 лет на время отдают на обучение мудрецам. Мудрец, наблюдая за ребёнком, разговаривая с ним, определяет способности ребёнка, обсуждает с родителями возможности развития этих способностей. В дальнейшем, подбирается школа: гуманитарных наук, технических или др.

В нашей стране, да и во многих других, роль мудреца играют родители, точнее — мамы. Главной задачей родителей является — увидеть, раскрыть и развить талант ребёнка, дать человечку раскрыться, будто он цветочек, чтобы в будущем мы могли наблюдать счастливого, удовлетворённого, уверенного в своих силах человека. Успешное развитие понимается, как счастливое состояние человека от дела, которым он занимается и от результатов, которых он добивается в этом деле. Конечно, достичь успеха предстоит во многих сферах жизни, но большую часть осознанного времени мы проводим за обучением и работой. Значит, профессию стоит выбирать согласно своей природе, чтобы потом не скучать и не мучиться от неудовлетворённости в жизни. Когда человек в полной мере раскрывает свои таланты, то у него не будет стоять вопроса, как и куда их применять, как с их помощью зарабатывать деньги, и с чего вообще начать.

Буквально за месяц до начала ЕГЭ ко мне на консультации стали записываться мамы со своими детьми-выпускниками. У мам был один запрос: "Помогите определиться с предназначением ребёнка, а то мой бездарь не знает чего хочет". А где же вы были все эти 17 лет?

В целом, нынешняя среда воспитания, которая воспроизводит людей, настроенных "поесть", "заиметь" и "оторваться", но при этом отчуждённых от интересов общества, от государства, от опыта социального бытия своего рода, народа, требует пересмотра и изменений.

Итак, проблема ясна. Теперь по существу.

Что такое предназначение?

Предназначение — это жизненный путь, назначенный человеку ещё до его рождения.

Раньше предназначение понималось просто и однозначно: родился в семье короля — быть тебе королём, родился в семье ремесленника — быть тебе ремесленником, кого родители выбрали девушке в мужья — тот и будет мужем.

Сегодня ситуация кардинально изменилась, и дети с младых лет могут принимать активное участие в определении своего предназначения. Если у ребёнка развиты художественные способности, то он идёт в художественную школу, если математические и т.д.

Ещё одна особенность, свойственная нашему времени — это поиск мистического Предназначения, которое определено каждому человеку некой Высшей силой.

Предназначение в этой статье понимается, как раскрытие таланта, природных задатков человека. Считаю это более разумным и естественным. Именно талант, с которым приходит каждый человек на Землю, и является Вселенским даром.

Кто должен распознать, выявить таланты человека?

Как говорилось выше, сначала — это родители, потом учителя. И только потом, достигнув лет 14, ребёнок сам начинает осознавать, что владеет уникальными, свойственными только ему качествами, талантами, способностями. С этого возраста человек вправе принимать самостоятельные решения по поводу своей дальнейшей судьбы и занятий. Но чтобы к этому возрасту человек мог сам взять ответственность за развитие своих талантов — такой результат требует большой подготовки, знаний и внимания родителей.

До 14 лет — это золотое время, чтобы увидеть, распознать ту самую искру, которая вдохновляет человека, и разжечь её. Научить ребёнка правильно обращаться со своими талантами, поддерживать его в периоды огорчения, трудностей, быть с ним рядом, быть с ним заодно, — это трудная, большая работа, требующая знаний, терпения, вашего времени, дорогие родители.

Сейчас рождается много детей — это прекрасно. Но большинство мамочек, да и бабушек тоже, из простого, но пагубного эгоизма не меняют свой ритм жизни, который был заложен до зачатия ребёнка. Они также продолжают работать, постоянно отвечать на телефонные звонки, просиживать в интернете часами в поисках новых клиентов, где угодно, только не быть вместе с ребёнком. Моя подруга недавно потратила 5 часов, чтобы заказать "правильную" обувь через интернет. Ребёнка она развлекала айпадами, сладостями и мультиками. 5 часов!!! По-моему, мы стали много времени тратить не туда.

Как распознать предназначение ребёнка?

Для того, чтобы увидеть в ребёнке его талант, необходимо обладать знаниями.

Какие знания нужны:

  • О принципах позитивного родительства.
  1. Р. Нарушевич "Мамам и папам детей с небес",
  2. Ш. Амонашвили "Как любить ребёнка",
  3. М. Монтессори "Впитывающий разум ребёнка",
  4. Джон Грей "Дети с небес" — очень хорошая книга о воспитании детей, принципах позитивного родительства.
  • Знать этапы развития ребёнка; типы детей; типы интеллекта детей.
  • По возможности, сделать натальную карту ребёнка с расшифровкой.
  • Знать, как воспитывать мальчика, а как девочку.
  1. Уилльям Поллак "Настоящие мальчишки" — лучшая книга для мам мальчиков. И жён. И мужчин. Помогает увидеть, как именно мужчины становятся такими, что жить с ними потом трудно — молчаливыми, неэмоциональными, раздражительными.
  2. Януш Корчак "Как любить ребёнка" — в книге говорится о том, что что родители толком и не любят своих детей, они переполнены эгоизмом. О том, что ребёнок с рождения — уже личность и никому не принадлежит.
  • Понимать различия в конституции тела, чтобы у ребёнка не возникали комплексы.
  • Читать книги, которые вдохновляют на позитивное родительство:
  1. Гордон Ньюферд, Габор Матэ "Не упустите своих детей!" — уникальная книга о привязанности, как основе здоровых отношений с детьми. Помогает понять многое — и в себе, и в близких, и в детях;
  2. Франсуаза Дольто "На стороне ребёнка" — уже классика в психологии, но очень полезна для родителей — посмотреть на ребёнка иначе. Будучи с ним на одной стороне баррикад. Есть аналогичная книга про подростков;
  3. Хелен Анделин "Всё о детях" — очень полезное пособие от мамы 8 детей.

Тест на предрасположенность человека к сфере труда

Изучив все перечисленные выше темы, вы без труда сможете определить призвание вашего малыша. А для начала, можете провести тест на предрасположенность к сфере труда ребёнка: положите на пол книгу, орудие труда (скалка, молоток, ножницы или другое), оружие (пистолет или нож), деньги. Постарайтесь подобрать предметы неярких тонов, чтобы все примерно были одного размера (деньги пусть остаются в неизменном виде). Предметы можно взять по вашему усмотрению, главное, чтобы они отражали природу своего использования. Осторожно, спокойно предложите ребёнку выбрать понравившийся предмет. Этот тест можно проводить как с младенцами, так и с детьми сознательного возраста. В младенчестве выбор делается на интуитивном уровне, что понравилось больше. Детки постарше делают уже осознанный выбор.

Ключ к тесту:

  1. Книга. Эти люди принадлежат к категории учёных (юристы, психологи, астрологи, адвокаты, учителя, врачи). Для таких детей важно познание всего нового, они наблюдательны, и это качество стоит развивать в них. Такие дети могут отстранять от игры. Здесь главная ошибка всех родителей — это всеми силами стараться вовлечь ребёнка в игру, в общение с детьми. Этого делать не стоит. Из наблюдения за остальными они возьмут всё необходимое. Идите за ребёнком туда, куда он вас тянет или зовёт. Слушайте его язык тела. Дети этой категории хорошо воспринимают введение в семье правил, законов, семейных традиций.
    • главное качество здесь — это честность, правдивость. Согласитесь, что в перечисленных профессиях, относящиеся к данной категории людей, честность является важным и определяющим качеством. Во-вторых, умение прощать. И умение правильно передавать свои мысли. Для этого рекомендуется с такими детьми читать и пересказывать рассказы, учить стихи и приучать правильно их рассказывать. Необходимо развивать ораторское мастерство.
  2. Оружие. Эти люди принадлежат к категории защитников (лидеры, руководители, управленцы, военные, полицейские, президенты, администраторы). Предназначение кшатриев составляют защита слабых, водворение закона и порядка в мире. Такой ребёнок любит общение. Больше сам создаёт поводы для общения, собирает детей ради идеи поиграть во что-то. Кшатриям прощаются гнев и другие проявления страсти, так как это является их природой и необходимо для выполнения ими своего долга — защиты.
    • Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: благочестие, благонравие, заботу о других, силу, выносливость.
  3. Деньги. Эти люди принадлежат к категории управленцев (предприниматели, бизнесмены, банкиры, торговцы, все те, кто извлекают прибыль). Такой ребёнок любит всё коллекционировать. Он тащит домой камни, собирает открытки, любит обмениваться игрушками. Такой ребёнок очень активен, любит организовывать детей в игры и извлекать из этого выгоду. Очень расчётливый. Может убраться в комнате за подарок или деньги.
    • Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: во-первых, этого ребёнка надо научить всех прощать, т.к. в бизнесе часто обманывают и, чтобы для него это не было очередным ударом, он должен учиться прощать. Во-вторых, такого ребёнка стоит учить щедрости. Но щедрость должна быть в правильном направлении. Например, отдать машинку своему соседу, потому что она больше не интересна ребёнку — это не щедрость. А вот собрать свои игрушки, которыми ребёнок больше не играет, и передать их вместе с родителями в малообеспеченные семьи — это щедрость. Щедрость должна быть осознанной. Это качество важно в бизнесе, т.к. в бизнесе надо уметь вкладывать, и вкладывать деньги осознанно, а не по наитию, чтобы потом не остаться ни с чем.
  4. Орудие труда. Эти люди принадлежат к категории рабочие (все виды искусства, певцы, сельское хозяйство, бухгалтера, служащие, менеджеры, секретари, рабочие и др.). Такие детки любят собирать конструкторы, рисовать, разукрашивать, лепить. Они любят работать.
    • Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: во-первых, это уважение к старшим. Плох тот работник, который не уважает своего начальника. Поэтому, чтобы ребёнок был удовлетворён в будущем, ему необходимо научиться принимать авторитет старшего уже с малых лет. Конечно, это качество годится для всех категорий людей, но для этой категории людей это особенно важно. Во-вторых, такие люди чаще всех свой творческий труд ставят выше денег, заработка. Поэтому, некоторым родителям придётся принять тот факт, что ребёнок будет зарабатывать себе на жизнь не всегда стабильно, но с удовольствием рисуя портреты.

Этот тест показывает, к какой сфере труда предрасположена природа человека. Исходя из своего опыта, могу сказать, что я проводила этот тест со своими детками несколько раз (в разные возраста). За всю историю попыток мой сын брал два предмета: книгу и деньги. До трёх лет ребёнок и вправду, не любил общение в песочнице с другими детьми, уходил разглядывать букашек, когда остальные лепили куличики. А после 3-х он стал сам организовывать ребятишек. То в семью играть, то в такси. И так может быть. Сейчас стараюсь развивать в ребёнке качества характера, согласно этим двух группам. Согласитесь, и врачи бывают разные: есть те, кто открывают свои клиники, есть врач, который только лечит, а есть медсёстры.

Здесь главное для родителей постоянное самосовершенствование в вопросе раскрытия таланта своего ребёнка и постоянное сдерживание мыслей и действий в направлении: "Сейчас я сделаю из тебя хорошего человека". Я знаю, о чём говорю, я тоже являюсь мамой двоих ребятишек, и иногда меня захватывают желания "причинить добро ребёнку". Главное — вовремя остановиться и просто наблюдать за ребёнком, идти в ту сторону, в которую он идёт, а не тащить лодку против течения.

Если мальчик неоднократно просит подарить ему гитару или пианино, а не ружье и PlayStation , то купите гитару или пианино, запишите его в музыкальную школу и начните сами развиваться в этом направлении. Когда родители и дети заодно — обучение и развитие происходит легко и быстро.

Пример из жизни: знакомые, родители девочки, как и полагается, записали в 4 года девчушку на танцы. После пары уроков, она наотрез отказалась туда ходить. В 5 лет, после просмотра ряда спортивных передач с папой, она заявила, что хочет заниматься дзюдо. Сейчас ей 6,5, и она с радостью бежит на занятия по дзюдо. Природу не скрыть.

Бывают плаксивые дети, их ещё называют "нытики", которые хнычут по поводу и без. Таких, если особенно, мальчик, называют плаксами, "девчонками", вечно подбадривают фразами: "да ничего страшного", "всё хорошо", "да всё уже нормально", "не реви, ты ж мужик". И мало кому в голову приходило набраться терпения, сопереживать ребёнку по его необходимости, быть с ним заодно. Ведь именно такие дети при правильной поддержке в детстве вырастают и становятся отличными психологами, врачами, учителями, способными чувствовать других, сопереживать. Именно такие люди имеют успех в переговорах любой сложности, потому что такие люди способны слышать других.

Зачем всё это надо? Или к чему такие сложности с предназначением?

Оглянитесь вокруг: случаев детской жестокости становится всё больше, возраст людей впервые попробовавших закурить или алкоголь становится всё меньше. Когда я была беременна первым ребёнком, то со мной на УЗИ в очереди сидела девочка 12 лет, у неё двойня, она пошла на аборт. Почему это случается с нашими детьми? Да потому, что взрослые вовремя не разглядели талант ребёнка, не увлекли его тем делом, которым он будет заниматься с удовольствием. Где ваш ребёнок черпает вдохновение? Он психически спокоен? Или наоборот, капризен и пребывает в унынии?

"Будущее принадлежит тем, кто верит в свои мечты!" (Элеонора Рузвельт).

Жизненное предназначение дарит человеку видение и стратегию его жизни, визуализированный образ его будущего, которое ведёт его к устойчивому успеху и самореализации. Такой человек знает, куда, к чему и зачем он идёт! Разве не такого человека хочет видеть каждый родитель в своих детях?

"Найти свою дорогу, узнать своё место в жизни — в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою". (В.Г. Белинский).

Причём успех будто сам приходит к тем, кто живёт согласно своему предназначению. Когда дело доставляет удовольствие, человек с радостью решает даже самые сложные задачи и ставит перед собой всё новые цели. При этом ощущение своей востребованности, ощущение удовлетворения от работы вырабатывает новую энергию, и человек не чувствует усталости. Мы с радостью возвращаемся к любимому делу, мы ищем новые возможности и эффективно достигаем цели. Найдя своё предназначение в жизни, человек даже не замечает, как меняется сама жизнь.

Важно!

Папа — это берега, мама — это река, а дети — это маленькие ручейки. И если берега слабые — речка убегает. Если мама не удовлетворена, если она постоянно раздражена, много работает на нелюбимой работе, устаёт, то и ручейки её не будут счастливы. Конечно, в идеале, всем взять и оказаться на своих местах, на своих любимых работах. Но мы взрослые люди и понимаем, что изменить всё в один раз не получится, а время идёт, а дети питаются от нас.

Вместо того, чтобы сетовать, что вы сами не на своём месте, бросаться искать единственное дело своей жизни, вы забываете о том, что дома у вас уже растут дети. Начинайте учиться новому, и работать на старой работе как следует, а не тоскливо. Лучше делать хоть что-то, чем сидеть, ждать и не делать ничего. Найдите любимое хобби, которое будет вас вдохновлять. Здесь важно отзываться о деле, которым вы занимаетесь, с уважением, с пониманием, и тем более, надо перестать при детях обсуждать своих коллег и боссов. Дети чаще слышат то, что говорят не им.

Взрослые, не надейтесь, что вашу душевную неустроенность, растерянность и тоску решит поиск Предназначения. Наводить порядок в душе — это отдельная работа, рекомендую для начала сходить на консультацию к психологу. Говорят, что "лучше плакать у психолога, чем потом смеяться у психиатра".

Чтобы ваш ребёнок чувствовал себя уверенно, нёс себя по жизни достойно, развивался согласно своей природе, — родители, сами будьте счастливыми, наполняйтесь хорошими впечатлениями, чтобы дарить любовь, ласку и время своим детям, постоянно самосовершенствуйтесь по пути истины, добра, красоты и любви.

Родители стараются вырастить своего малыша успешным. Иногда даже слишком стараются. Может быть, иногда стоит сбавить обороты? Своим мнением по поводу гармоничного развития ребенка с редакцией Woman"s Day поделилась руководитель музыкальной детской студии «Непоседы» Елена Пинджоян, которая с детьми провела всю свою жизнь.

Право на личную жизнь

Иногда кажется, что в нашей жизни не осталось спонтанности. Жизнь мы планируем на неделю, а то и на месяц вперед. Кое-что – и на год. Если что-то выбивается из этого графика, накатывает раздражение: мол, опять не по плану. Но к этому мы привыкли. А вот когда глядишь на детей, которые живут по такому же сценарию, становится страшно. Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота… Такое впечатление, будто ребенок для родителей – это некий проект. Который непременно должен быть успешным. Но правильно ли это – планировать жизнь ребенка посекундно?

У ребенка обязательно должны быть личное время и личное пространство! Многим родителям кажется, что если ребенок просто сидит и ничего не делает, он теряет время зря. Это не так. В это время в детской головенке идет серьезный мыслительный процесс или обработка какой-либо полученной ранее информации. Надо дать ребенку время просто побыть одному… а чем он займется в это время, пусть выбирает сам, – уверена Елена Пинджоян.

По мнению худрука «Непосед», лучше попытаться вместе с ребенком составить распорядок дня и расписание занятий. Но при этом не просто делать вид, что слушаете его, а действительно искренне проникнуться мнением малыша.

Многих детей расписание очень дисциплинирует, но ко мнению ребенка надо прислушиваться. И надо тонко почувствовать, в какой момент ребенок устает, чтобы вовремя дать ему передохнуть, – говорит Елена Михайловна.

А как же понять, не перегрузили ли вы чадо?

Если ребенок отказывается идти на какое-нибудь занятие – это уже сигнал, что-то пошло не так. Надо понять, разобраться, в чем дело. Что конкретно не нравится вашему ребенку: педагог, сами занятия. А может, он просто устал и ему нужно отдохнуть. Повторюсь – ребенку необходимы свободное время, пространство для развития самоощущения и на познание себя, – советует Елена Пинджоян.

Наблюдение без давления

Но может, фанатичные родители все же правы? И дети, которые с младенчества пашут от зари до зари, вырастают более успешными?

Дети, которые привыкли работать, идти к поставленной цели, безусловно, достигают в жизни многого. На мой взгляд, успешный человек – это тот, кто с удовольствием занимается любимым делом, приносящим прибыль. Задача родителя – помочь ребенку найти свое предназначение, выбрать профессию по душе, – уверена Елена Пиджоян.

Вот вам и еще один подводный камень – родителям нужно быть очень осторожными, помогая малышу понять, в чем его призвание. Важно не навязывать свои интересы ребенку – иначе его настоящий талант недолго и задушить.

Прислушивайтесь к ребенку, внимательно наблюдайте, что ему интересно, а что – не очень, – говорит Елена Михайловна.

А если ребенок занимается тем, что ему по душе, – это прекрасно. И не бойтесь, что из-за вечной занятости вы друг от друга отдалитесь. Наоборот – будете друг по другу скучать, тем радостнее будет ваш совместный досуг.

Главное – интересоваться тем, что делает ребенок, задавать вопросы, что-то советовать. И на самом деле для детей очень важно, когда родители советуются с ними о своих проблемах. И устами младенца действительно иногда можно получить полезный совет. Важно, чтобы ребенок видел и чувствовал, что вы интересуетесь его жизнью и его занятиями, – заключает наш эксперт. - А поскучать – это даже иногда очень полезно.

Человек - будь ему семь лет, пятнадцать, или тридцать пять - который знает, чем он хочет заниматься в жизни, принципиально отличается от того, кому это неведомо.

Этот вывод не требует особых доказательств, когда речь идет о взрослых: мы прекрасно знаем, чем отличаются увлеченные люди от тех, кто существует скучно, шагая на работу отбывать провинность.

Когда речь идет о детях, вывод этот еще более важен.

Если ребенку удалось разглядеть свое призвание, это помогает решить огромное количество самых разных проблем, начиная от проблемы самореализации и заканчивая практическими. В частности, такого ребенка не надо оттаскивать от компьютерных игр, у него просто на них нет времени.

Что значит: ребенок увлечен спортом, или, например, музыкой, или, предположим, решением задач? Это означает: ему повезло, отыскать самое интересное для себя дело не свете. А коли так - зачем отвлекаться на другие.

Наша фундаментальная ошибка в воспитании заключается в том, что с самого рождения человека мы, родители, озабочены тем, чтобы ему такое дать, чтобы дитя наше выросло счастливым. Мы всерьез верим, что разумнее и сильнее Бога (или Природы, если кому больше нравится).

Мы довольно плохо представляем себе, как много уже заложено в этом маленьком, и, как нам часто кажется, - бессмысленном существе, которое мы приносим домой из роддома.

Для меня не просто поразительным, но очень символичным является открытие профессора Ноама Хомского из Массачусетского технологического института, который впервые заговорил о том, что дети рождаются с неким «устройством» овладения речью, условно говоря - «органом», ответственным за изучение языка.

Понимаете? Мы ведь не учим детей слушать или смотреть, понимая, что у них для этого есть уши и глаза. А говорить учим специально, разрабатывая для этого всякие разные методики.

Так вот, оказывается, ребенок, помещенный в языковую среду, научится разговаривать сам, безо всяких специальных упражнений и методик. Надо ли добавлять, что в языковую среду помещается практически любой человек? То есть любой обязательно научится говорить, даже, если его не учить этому специально.

В этом открытии для меня заложен, если угодно - символ того, как надо учить ребенка: не давить на него, не навязывать, а дать возможность развить то, что заложено природой. Януш Корчак справедливо заметил: «Ребенок не почва, вспаханная наследственностью под посев жизни; мы можем лишь содействовать росту того, что дает буйные побеги еще до первого вздоха».

Так же, как в человеке заложено некое «устройство» для овладения речью, ровно также в нем заложено призвание. Оно есть. Но оно закрыто как для ребенка, так и для его родителей.

Повторю: оно есть. Призвание не надо нести снаружи, его надо попробовать раскрыть изнутри.

Что же такое призвание?

Призвание - это желание что-либо делать. Призвание = желанию . В ребенка это призвание-желание заложено Богом. Наша задача состоит в том, чтобы его выявить.

Великий Песталоцци считал, что родители не просто могут, а должны помочь определить ребенку его призвание, когда их чаду - внимание!!! - пять-семь лет.

Что это за возраст? Это время, когда ребенок отходит от матери, понимает, что, кроме нее, существует еще огромный мир, и получает первые уроки социализации.

Увы, практика показывает, что родители чаще всего помогают ребенку не обрести призвание, а найти институт, и не в пять-семь лет, а в шестнадцать-семнадцать. Более того, очень часто мы хотим, чтобы ребенок выбрал работу не по любви, а по расчету: чтобы это было такое дело, которое сможет его финансово обеспечить в будущем.

В этом я вижу определенный парадокс. Мы все хотим, чтобы наш ребенок создал семью по любви. Однако, не имеем ничего против, если работу он найдет по расчету.

Мы забываем: выбор призвания - это не выбор дохода, но выбор счастливой (или несчастливой) жизни.

Да потому, что человек, который занимается нелюбимым делом, не может быть счастлив.

Мы очень любим говорить о том, что с раннего детства, как правило, проявляется талант у художников, поэтов и прочих творцов, забывая при этом, что талант - желание делать что-либо - проявляется у людей абсолютно всех профессий, надо только его разглядеть.

Например, юный Джон Рокфеллер c детства вел тетрадку, в которую записывал все свои доходы и расходы, ему было интересно все, что связано в деньгами. А будущего великого инженера Никола Теслу родители хотели видеть только священником, долго не обращая внимания на то, что он разбирал и собирал вновь все, что можно разобрать и собрать, в нем рождался инженер.

Чаще всего ко мне за консультацией обращаются в связи с проблемами, связанными с детьми. Однако, второе место прочно занимают проблемы людей, которые заняты не любимым делом. Некоторые просто не понимают, как быть в ситуации, когда мучителен каждый день на работе. Другим не хватает смелости поменять престижную и хорошо оплачиваемую работу на любимую. Есть и такие, кто сам не может понять истинную причину своей хандры, и мы вместе приходим к пониманию, что человек изнурен нелюбимой работой. Возраст людей тридцать пять плюс. Среди тех, кто занимаются не любимым делом (даже, если оно приносит солидный доход) мне не довелось видеть ни одного не то, что счастливого, а просто не невротического человека.

«Как мне помочь ребенку обрести призвание?» - такой вопрос мне не раз задавали родители и на консультациях и на лекциях. Мой ответ - вот эти пять шагов. Многие из тех, кто задавал мне вопрос о призвании, приходят ко мне через какое-то время, что дало мне возможность убедиться: эта система работает.

ПЯТЬ ШАГОВ К НАХОЖДЕНИЮ ПРИЗВАНИЯ

1. Понимание того, что в отношениях со своими отпрысками необходимо исходить из того, что ребенок - это человек со своим мировоззрением, душой, склонностями, опытом и так далее.

Почему это важно? Потому что только при таком отношении к ребенку можно заметить, что заложено в него Богом, и перестать навязывать собственное «понимание прекрасного».

2. Наблюдение за ребенком для того, чтобы выявить его желание; то есть, талант; то есть, призвание.

Это наблюдение неразрывно связано с любовью к ребенку, а именно: с умением ставить себя на его место. И, разумеется, с тем, что Вы относитесь к нему, как к человеку: Вам интересно все то новое, своеобразное, что есть в Вашем ребенке. Вы должны предлагать ребенку различные способы самореализации, ни в коем случае не давя на него, и наблюдать за тем, что ему больше нравится.

Сейчас есть огромное количество всяких кружков и секций, развивающих игр и прочего. Дайте ребенку возможность попробовать себя в разном, ни в коем случае не давите на него, не заставляйте заниматься тем, что Вам кажется правильным и перспективным - просто наблюдайте . Его интерес непременно проявится.

3. Постановка перед ребенком более сложных творческих задач.

Ребенок - это человек, жадный до всяких жизненных открытий. Вся его жизнь - это череда открытий, к каждому из которых он, что называется, хочет приложить руку. Как же разобраться: что является его призванием (то есть, подлинным желанием), а что - просто прихотью?

Для этого и необходимо ставить новые творческие задачи . Если ребенок любит решать математические задачи - это будет решение таких задач, которые он никогда до этого не видел; если ребенок любит компьютеры - это будет сборка компьютера, который он раньше не собирал; если ребенок любит танцевать - обучение новому танцу; если ребенок любит футбол, - игра в команде более высокого уровня.

Призвание - это природная особенность человека, поэтому оно диктует свои законы. Если маленькому человеку, действительно, нравится то, что он делает, то новые задачи - пусть даже через сложности, и подчас через временный отказ - все равно будут порождать в нем азарт. Если же это прихоть, то как только задачи станут более сложными, она растворится как лужа под солнцем.

4. Объяснение и поддержка ребенка в том, что его призвание должно быть направлено на других людей .

Увы, дети часто этого не понимают. И ребенок запросто может заявить: «Мое призвание - играть на компе!»

А действительно, что плохого в том, что человек играет на компьютере? В принципе, ничего. Однако, мир наш устроен так, что любой должен делать что-то, что необходимо другим . Это закон существования мира. И если человек не будет думать о том, какую пользу его дело способно принести другим, - мир развалится. И потому, как бы далеко ни продвинулся ты в освоении компьютерных игр, сколько бы уровней сумасшедшей трудности ни прошел, - от этого ничья жизнь, кроме твоей собственной, не изменится.

Как быть? Искать дело, которое будет приносить пользу кому-то, кроме тебя самого. Например, придумать новую, неведомую доселе компьютерную игру.

5. Понимание того, что ребенок имеет право на ошибку.

Поиски призвания могут приводить к тому, что ребенок обязательно будет отказываться от каких-то занятий, которые потребовали Ваших душевных, а, возможно, и материальных затрат. Ваша задача не налетать на него с криком: «Опять новый кружок? Опять новая секция? Да на все это денег не напасаешься», а объяснять ему, что ошибка - это не крах, а позитивный результат: мы отказываемся от чего-то, дабы найти другое.

Главное: не опускать руки! Искать! Надо очень хорошо понимать: поиски призвания - это дело, которым должны заниматься ребенок и родители вместе. Разумеется, случается чудо, когда ребенок находит призвание быстро и самостоятельно. Но это именно чудо, которым можно восторгаться, но надеяться на него непродуктивно.

Согласитесь, что эти пять шагов не так сложны. Они требуют Вашего родительского желания и терпения. Собственно, больше не требуют ничего.

Надо очень хорошо помнить: если Ваш ребенок не нашел своего призвания, он двинулся прямым путем по дороге, которая ведет к несчастливой жизни, то есть, такому существованию, которое ни один родитель своему ребенку не пожелает.

Повторю еще раз, потому что это важно: выбор призвания - это не выбор материального благополучия, но выбор счастья.

Андрей Максимов (из книги "Родители как враги")