Конфликтные ситуации между родителями и детьми, способы их решения. Как разрешить конфликт между детьми: советы родителям Пример разрешения конфликта между детьми

  • 15.10.2019

Конфликты в любой семье неизбежны. Часто они возникают тогда, когда происходит столкновение интересов. Что же делать, чтобы этого не произошло? Прежде всего необходимо разделить столкновение : разграничить территорию, приобрести каждому свои игрушки и многое другое. Ваша основная задача – убрать те интересы, которые пересекаются во избежание конфликтов. Но вопреки вашим стараниям, конфликтные ситуации все равно будут происходить, ведь возможно, вы что-то не учли или не обратили на что-то внимание.

Взрослые могут разрешить конфликт, просто уступив или договорившись, в то время как дети пока не могут осознать – как же необходимо поступить в той или иной ситуации. Но практически у каждого родителя есть в запасе арсенал, который поможет разрешить мелкие бытовые конфликты между детьми. Увы, не все из них являются эффективными, но не все родители об этом знают.

Чтобы разрешить конфликт, родители используют следующее:

  • Если дети ссорятся или дерутся, мама или папа обычно говорят: не ссорьтесь, не бей брата, не деритесь, не забирай игрушку, уступи младшему или старшему. Увы, все это ни к чему не приводит, ведь родитель не разрешает конфликт, а просто запрещает его. Мало сказать «Не делай так…», необходимо еще объяснить, а как нужно делать.
  • «Старший всегда идет первым!» или «Младшим надо уступать!» — эти фразы тоже не помогают разрешить ситуацию. Более того, они порождают несправедливость, ведь ребенок не понимает, почему именно старший должен быть первым.

Если все время подходить к конфликту с этих позиций, то дети никогда не научатся их разрешать. Самое важное – это вникнуть в проблему, а не закрывать на нее глаза. Так что первое, что вы должны сделать, это научить детей слушать друг друга и разбираться в том, что им мешает разрулить данную ситуацию. Часто бывает, что в процессе конфликта дети не видят перспективу, ведь у них есть только «здесь и сейчас».

Например, старший ребенок не пустил младшего в ванну, а закрыл дверь перед носом и поспешил умываться. В этот момент малыш находится в растерянности, ведь он не знает, что ему сейчас делать. Кто-то начнет кричать, кто-то тарабанить в дверь или звать маму. Все потому, что младший ребенок не может подумать о том, что возможно его брат или сестра опаздывает в школу, и ей (-ему) необходимо умыться первым. В подобных конфликтах, важную роль играет мама, а точнее ее ресурс.

Мамин ресурс

В любом конфликте, который происходит между детьми, нужна помощь мамы, ее сила, совет и поддержка. Если мама встала с утра с ощущением тяжести, ей не хочется ничего делать, то это отразится и на детях. Поэтому в течение этого дня конфликт будет неизбежен.

Например, мама фыркнула на одного из детей, тот пошел и испортил настроение другому, так как оторваться на ком-то из родителей не выйдет. В итоге между детьми начинаются ссоры, а все из-за того, что утром мама была не в настроении.

Чтобы избежать подобного, каждая женщина, еще будучи беременной, должна знать – как восполнить свой ресурс . Кому-то достаточно побыть в одиночестве, дабы успокоиться и привести мысли в порядок. А некоторым женщинам помогает шоппинг, прогулка, посиделки с подругами и т.д. Как минимум три вещи для восстановления сил должны быть в вашем арсенале. Но вернемся к конфликтам. Как же их уладить, если не получилось избежать?

Конфликты и их разрешение

Есть пять основных методов выхода из конфликтных ситуаций.

  1. Подавление.
    Самый простой способ разрешить любой конфликт. Собственного говоря, прав тот, кто сильнее отстаивает свою позицию.
  2. Уступка.
    Это обратный вариант подавлению. Когда ребенок понимает, что не может справиться с проблемой, то сам отходит в сторону. К сожалению, ни первый, ни второй вариант не является хорошим способом выхода из конфликтной ситуации, ведь одна из сторон все равно будет в проигрыше. К тому же, это может обострить отношения в семье, ведь ребенок, на чью сторону вы сейчас не встали, затаит обиду.
  3. Уход.
    Вы изначально подготавливаете ситуацию, чтобы избежать конфликта. Например, заранее разграничивайте территорию, говоря: «Ты играешь здесь, а ты здесь». Уход от конфликта экономит время и силы, которые вы бы потратили для разрешения сложных ситуаций.
  4. Компромисс.
    Не самый плохой способ, но увы, он не дает конфликтующим сторонам получить то, что они хотят в полной мере. Например, каждый из детей хотел съесть весь торт целиком, но увы, так не получилось. Вы нашли какой-то компромисс, но дети все равно остались неудовлетворенны.
  5. Сотрудничество.
    В отличие от предыдущего метода этот позволяет найти оппонентам (в нашем случае это дети) решение, которое удовлетворит их обоих. Увы, он подходит далеко не ко всем ситуациям.

Разумеется, без помощи родителей ребенок не сможет освоить все эти методы, так что все должно начинаться именно с вас. Но как же научить ребенка компромиссу или сотрудничеству?

Помочь в выяснении отношений может «столик перемирия», который можно сделать отдельно или использовать любой другой. Он помогает уладить конфликт, ведь именно с этой целью вы к нему и подходите. Но тут важен не сам предмет, а правила, которых необходимо придерживаться.

Правила «столика перемирия»:

  • Один говорит – другой слушает. Никто никого не перебивает, не вставляет каких-либо комментариев. Таким образом, вы учите ребенка слушать и понимать своего собеседника. А того, кто говорит, вы учите говорить внятно и по делу.
  • Говорим о себе и о своих потребностях, ощущениях. Пусть ребенок скажет, что его не устраивает, почему он так себя повел.
  • Никаких обвинений! За столиком перемирия, нет виноватых. Нельзя сказать, что виноват старший или младший. Конфликт произошел из-за обоих, а не из-за кого-то одного.
  • Обсуждение того, что устроит обоих детей при выходе из конфликта.
  • Реализуем услышанное.

Очень важно, чтобы родители не включались в конфликт детей, а просто помогали им выйти из него. Многие мамы бросают фразу «Делайте, что хотите, только отстаньте от меня». Обычно, это происходит именно из-за отсутствия ресурсов у мамы. Да, иногда вы можете себе позволить. Но если дети будут слышать эту фразу всегда, то они не научатся выяснять отношения и разрешать конфликты мирный путем.

Но что же наступает после того, как конфликт разрешается? Доходит очередь до извинений.

Извинения

Довольно часто родители используют метод «Извинись перед братиком (или сестричкой)». На что ребенок нехотя что-то фыркнет. В его понимании это и будет то самое «извини», хотя на самом деле есть два вида извинений.

  • формальное;
  • искреннее.

Говоря двухлетнему малышу «попроси прощение у братика», не стоит ждать от него искренних извинений, ведь малыш не совсем понимает, в чем он виноват и почему должен просить прощение. Поддаваясь нашему напору, он идет и извиняется, но все это – формальность.

Искренних извинений не стоит ждать от ребенка до пяти лет. Но в раннем возрасте вы должны рассказывать и показывать ребенку, что он сделал не так.

Конфликт - это столкновение интересов, поэтому избежать ссор и конфронтации невозможно. Как правильно вести себя в таких ситуациях? Решать детские конфликты будет проще тем взрослым, которые умеют сами из них выходить.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Но в жизни бывает по-разному. Стоит помнить, что есть отличия в поведении детей в зависимости от того, между кем и кем происходит конфликт. Эти особенности складываются из родства детей, их возраста и содержания ссоры.

Стоит помнить, что конфронтация, детская ссора — это естественное событие, которое является результатом столкновения потребностей детей. К примеру, малыши чаще ругаются из-за игрушек, дети 4-5 лет — из-за правил, 6-летки могут конкурировать. Но, вне зависимости от возраста, есть универсальный способ разрешения конфликтов.

Если конфликт сильный, и дети не могут разобраться сами, то следует вмешаться взрослому (тактично и деликатно), задав следующие вопросы: из-за чего произошла ссора? Как вы поступили? Как надо было поступить? Чем младше ребенок, тем больше подсказок к ответу на последний вопрос может дать взрослый. Именно родители (воспитатели или учителя) рассказывают, как правильно вести себя в конфликтной ситуации, подсказывают, как ее можно разрешить.

Ситуации, требующие незамедлительного вмешательства

  1. Есть угроза физической безопасности ребенка, его бьют, кусают, толкают.
  2. Силы детей неравны (нападают старшие или толпой). Если вы заметили, что над ребенком смеются, отбирают вещи или его пытаются побить дети в численном или возрастном превосходстве, важно незамедлительно вмешаться.
  3. Ребенок сам просит о помощи. Родители часто беспокоятся, что дети не смогут решать конфликты самостоятельно. Здесь важно оказывать поддержку, демонстрировать свою веру в силы и самостоятельность ребенка.

Ошибки при разрешении детских ссор

  1. Драматизация ситуации. Обычно это случается, когда у родителей есть неприятные детские воспоминания либо их самих часто обижали, а родители не оказывали поддержки. Важно понимать, что конфликты из-за игрушек у малышей — это нормально. Эмоциональные ссоры шестилеток или сильные конфликты у подростков — это скорее закономерность, чем исключение. Важно смотреть на ситуацию объективно.
  2. Выгораживание своего ребенка или обидчика. Хорошо, если родители доверяют ребенку или поддерживают его. Но, часто бывает, что в ситуации виноваты оба, поэтому стоит детально разобрать вклад каждого в конфликт, и только потом делать выводы.
  3. Взрослые остаются в стороне. Важный пункт, о котором мы говорили в самом начале. В жизни ребенка будут встречаться проблемы, с которыми он не сможет справиться сам в силу возраста или особенностей характера. Задача родителей — отреагировать на ситуацию и совместно с ребенком продумать пути выхода из нее.

Есть конфронтации, которые имеют свои особенности: ссоры между совсем маленькими детьми, между сиблингами (родными братьями и сестрами) и травля. Давайте подробно разберем каждый случай.

Конфликты между маленькими детьми до 2,5-3 лет

Чаще всего дети до двух лет не могут выразить словами то, чего они хотят, отождествляют себя с игрушками и личными вещами, не умеют делиться и плохо решают конфликты в песочнице. Ждать от двухлетки грамотного решения проблемы не стоит. Хорошо, чтобы с самого раннего возраста рядом был взрослый, который объяснял бы ребенку, как приемлемо себя вести. Это нормально, если перед посещением детской площадки вы озвучили правила поведения (не факт, что ребенку они понравятся, но сообщить их необходимо).

Если обижают ребенка

Многие говорят об опыте, который должен получить малыш. Поверьте, удар лопаткой по голове не является положительным примером. Дети не умеют анализировать в этом возрасте, не обладают рефлексией и не смогут делать выводов. Поэтому о правилах важно договариваться взрослым. Подумайте, какие правила есть в той песочнице (в гостях, развивашке), куда вы планируете идти. Сможет ли ваш ребенок следовать этим правилам? Например, мамы договорились о том, что игрушки общие, но многие из детей к этому не приучены.


Если у ребенка отобрали его игрушку, то можно корректно попросить родителей «обидчика» вернуть собственность малыша. Для некоторых это звучит смешно, но уважение начинается с рождения. Не думаю, что многим понравится, если у них отберут телефон или сумку. В таком случае мы будем звать на помощь полицию, а дети зовут нас. Все коммуникации желательно вести со взрослыми, чтобы не напугать маленьких детей. Если у малышей происходят конфликты из-за игрушек, очередности катания, то взрослый здесь также остается ведущим — вы устанавливаете правила и помогаете детям в их выполнении. «Подожди, сейчас Вася покатается, а потом ты. Давай пока сделаем куличик». Можно из раза в раз напоминать детям: «здесь не дерутся», «попроси», «верни», «ты можешь предложить поменяться». Не стоит давить на своего ребенка, чтобы он менялся или играл с кем-то. Малыш имеет полное право не делиться своими игрушками и играть только с теми детьми, которые ему симпатичны. Точно так, как ведут себя взрослые. На работе мы вынуждены иногда контактировать с малоприятными людьми, но в обычной жизни выбираем компанию. Ребенок делает так же.

Бывают ситуации, когда на площадке есть расторможенные дети, которые проявляют агрессию не ситуативно: подбегают и беспричинно могут толкнуть ребенка, выхватить что-то из рук. Чаще всего дети ведут себя так, когда в их семье есть проблемы. Но действовать все равно следует через взрослого. Если родители не в состоянии повлиять на ребенка по каким-то причинам, вы можете на какое-то время остаться рядом и строго сказать: «Я не разрешаю обижать моего сына/дочь».

Если обидчик— ваш ребенок

В этой ситуации мы действуем по описанному выше алгоритму: проговариваем правила, объясняем, рассказываем, как себя вести. Важно объяснить санкции: «Если ты будешь драться, то мы пойдем домой» (затем выполнить это). Моральные наставления в этом возрасте не работают, мантры типа «как тебе не стыдно, так хорошие дети себя не ведут» только усугубляют ситуации. Если ваш ребенок неоднократно переходит рамки дозволенного, вы делаете предупреждение: «Если ты будешь сыпать на других детей песок, мы уйдем с площадки». Если малыш продолжает, вы забираете его и идете домой. В этом случае дети точно будут знать о санкциях, которые применяются к ним не на словах, а на деле. Вы заслужите авторитет и станете последовательным родителем. Малыш может кричать или капризничать, в этом нет ничего страшного. Пожалейте, поддержите, но исполните то, о чем предупредили.


Важно понимать, что конфликты между детьми неизбежны, поэтому не стоит драматизировать ситуацию. Да, у вашего малыша отобрали совочек, для него это важно, вы за него переживаете, но устраивать скандал здесь будет чрезмерной мерой. Оставайтесь сами спокойными и покажите ребенку пример решения конфликтов как взрослый уверенный в себе человек.

Ситуации травли

Травля — это не совсем конфликт, потому что происходит агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных детей. Подобное встречается во дворе, в детском саду, но чаще всего в школе и в подростковой среде. Если не пресечь такое поведение вовремя, то пострадавший может получить серьезную психологическую (а порой и физическую) травму. У объекта преследований падает самооценка, повышается тревожность, появляются проблемы со школьной успеваемостью, могут развиваться фобии и депрессии, иногда бывают попытки суицида. Опыт травли переносится уже взрослым человеком на другой коллектив. Таким людям может быть сложно общаться впоследствии.

Как ни странно, но объектом травли может стать любой ребенок, который чем-то отличается от остальных. Но риск стать жертвой снижается у детей, чьи отношения с родителями доверительные, когда отец и мать готовы в любую минуту прийти на помощь к ребенку. Важно помнить: дело не в ребенке! Обычно травят либо лидеры, либо наоборот, асоциальные дети, пытающиеся заслужить авторитет. Бывает, что агрессором может выступать и учитель. Травля часто не связана напрямую с личностью жертвы или насильника, она обусловлена условиями школьной жизни — система включает большое количество детей одного возраста, за которыми следят учителя (за учителями следит администрация школы, а за администрацией — вышестоящие инстанции). Поэтому социальные психологи и педагоги считают такую среду располагающей к травле.

С одной стороны, заметить травлю — это ответственность учителя. А с другой, педагог не всегда может заметить такое поведение, так как дети хорошо маскируются. Учителю не всегда хватает опыта или профессионализма, чтобы распознать жертву и оказать помощь. Жертва часто боится рассказывать о травле, так как есть страх, что вмешательство взрослых обострит ситуацию, но это не так.

Как выявить, что ребенок стал жертвой? У детей появляются повреждения (синяки, царапины, портятся или теряются вещи), но они скрывают причину их возникновения. Дети начинают избегать похода в коллектив, имитируют болезни. Начинается психосоматика: может появляться энурез, ночные кошмары, бессонница. Ребенок отказывается есть в школе, снижается интерес к учебе, падает успеваемость...


Есть три способа прекратить травлю:

  1. Работа со всем коллективом. Учитель и остальные ученики не замечая проблему становятся пассивными участниками конфликта.
  2. Поменять школу. Есть противники этого пути, которые говорят о том, что так ребенок никогда не научится справляться с конфликтами. Важно понимать, что мы на стороне здоровья ребенка. И очень часто при переводе в другую школу дети занимают лидирующие позиции и меняют отношение к учебе. Потому что дело не в жертве или агрессоре, а в самом коллективе, где происходит травля.
  3. Есть ситуации, когда необходимо обращаться в правоохранительные органы. Статистика показывает, что травля немедленно прекращается.

Как поддержать ребенка, которого травили:

  • Создайте ситуацию успеха, смените коллектив, чтобы ребенок попробовал на себе роль лидера.
  • Разберитесь, не занимает ли в семье ребенок роль жертвы.
  • Поддержите ребенка, объясните, что он ни в чем не виноват.
  • Создайте безопасность. Пусть он видит, что отец готов разговаривать с родителями обидчика, защищать своего ребенка и поддерживать. Вообще хорошо, когда в детские конфликты вмешиваются именно отцы.

Конфликт между родными братьями и сестрами (сиблингами)

Конфронтация между родными братьями и сестрами — это особый вид конфликтов. Сиблинги находятся в близких отношениях, поэтому могут позволить в адрес друг друга разные проявления. Если разница в возрасте у детей небольшая, то взаимные «обзывалки», эмоциональный дележ игрушек, толкания являются скорее нормой. Разумеется, взрослый объясняет детям, как себя вести друг с другом, запрещает драки и оскорбления. Но важно помнить, что это все равно будет неизбежным результатом близости. Маленьким детям сложно контролировать свои эмоции. Если в семье положительный климат, а родители адекватно общаются друг с другом, то и дети подражают такому поведению. В ссорах братьев и сестер не следует искать виноватых.


Обсудите ситуации, поговорите о возможных решениях проблемы, а потом пожалейте обоих детей. Обидчику важно наше внимание не меньше. Если в семье прослеживается тенденция, что один ребенок регулярно выступает агрессором по отношению ко второму сиблингу, то стоит искать причину такого поведения во взаимоотношениях в семье. Возможно, родители уделяют мало внимания одному из детей, либо мама сама постоянно делает «козлом отпущения» одного из сиблингов. В любом случае понимайте, что конфронтация между родными братьями и сестрами — это особый вид конфликта, когда дети имеют близкие отношения и могут позволить в адрес друг друга гораздо больше, чем при общении с посторонними.

Стоит помнить, что способность решать конфликты приобретается ребенком в первую очередь в семье и зависит от его уверенности в себе, которая формируется прежде всего из ощущения безопасности рядом с родителями.

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам взаимоотношений между родителями и детьми.

Задачи:

  • Дать определение понятия «конфликт», раскрыть его сущность.
  • Показать стадии развития конфликта.
  • Раскрыть варианты решения конфликтных ситуаций.
  • Провести совместно с родителями обсуждение и анализ конкретных конфликтных ситуаций.

Оформление доски:

Записать тезисы:

  • Конфликты неизбежны, это один из механизмов развития жизни.
  • В основе всякого конфликта лежит противоречие.
  • Осмысливая содержание конфликта, мы уже приступаем к его решению.

(Вместо оформления доски тезисами и схемами возможно использование презентации – см. Приложение 4).

Ход собрания

1. Выступление ведущего собрание, которое сопровождается работой со схемами (возможно использование презентации):

Здравствуйте. Сегодня речь пойдет о конфликтах. Конфликты в нашей жизни неизбежны, так как все мы разные люди со своими взглядами, интересами, убеждениями.

Большинство людей негативно относится к конфликтам, и это не случайно, ведь любая конфликтная ситуация сопровождается большим психологическим напряжением, стрессом, человек чувствует себя дискомфортно. Но этих негативных последствий можно избежать, если научиться предвидеть конфликтные ситуации и решать проблему в самом начале.

Давайте определим, что такое конфликт.

КОНФЛИКТ – это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностями возникает противоречие.

Из определения мы можем выявить сущность такого явления как конфликт:

  • прежде всего необходимы два субъекта – участника конфликта (участников может быть и больше);
  • противоречие, которое лежит в основе конфликта, должно быть личностно значимым для субъектов;
  • необходимы определенные обстоятельства, которые выявили бы противоречие и столкнули интересы субъектов.

При наличии всех этих условий и возникает конфликтная ситуация, которая является 1 стадией развития конфликта (см. Приложение 1).

Через какой-то промежуток времени конфликт переходит во 2 стадию и выражается в инциденте.

Формы протекания конфликта могут быть разными:

  • Недовольство – ощущение неудовлетворенности;
  • Разногласие – несходство во мнениях, взглядах;
  • Противодействие – действие, препятствующее другому действию;
  • Противостояние – концентрация на конкретном интересе субъекта;
  • Противоборство – борьба субъекта с кем-либо, чем-либо, мешающим реализации интересов субъекта.

Форма протекания конфликта тем острее, чем дольше продолжается сам инцидент. Поэтому, чем раньше начнется поиск решения, тем меньше будут психологические последствия.

Самым первым шагом на пути к решению конфликта является факт признания того, что проблема действительно есть. Осмысливая содержание конфликта, мы уже приступаем к его решению.

Существует много способов решения конфликтных ситуаций.

Выбор зависит от личности субъектов, от формы протекания и других обстоятельств.

Способы разрешения конфликтов (см. Приложение 2).

  1. Юмор – постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации;
  2. Признание достоинств – увидеть хорошие качества в другом участнике конфликта;
  3. Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок;
  4. Третейский суд – обращение к незаинтересованному лицу;
  5. Анализ – попытаться добраться до истоков проблемы и найти решение;
  6. Ультиматум – решительное требование с угрозой применения мер воздействия;

Последствия конфликта тоже могут быть разными:

  1. Деструктивные – разрыв связей, разрушение нормальных взаимоотношений;
  2. Конструктивные – конфликт способствует выходу на новый уровень развития личности или межличностных отношений.

Необходимо стремиться именно к конструктивному решению проблемы, так как в данном случае конфликт несет в себе огромный воспитательный потенциал, являясь одним из механизмов развития личности.

Для конструктивного решения проблемы следует соблюдать некоторые правила:

  1. Два возбужденных человека не могут прийти к согласию, надо сначала успокоиться;
  2. Не следует бояться конфликта, надо его решать;
  3. Умейте сдерживать свои эмоции, даже если вас провоцируют, ибо «сильнее всех – владеющий собой».
  4. Уважайте личность другого, он имеет право на собственные взгляды.

Еще одним вариантом решения конфликтов является разработка американского психолога Эрика Берна, которая называется «Я – КОНЦЕПЦИЯ» (см. Приложение 3). Суть этой теории в том, что человек в зависимости от особенностей личности и от обстоятельств играет три основные роли.

Роль родителя предполагает действия по принципу «делай так, как я сказал», то есть диктаторство, подавление другой личности.

Роль ребенка предполагает действие по принципу «я хочу…», то есть эгоизм, желание удовлетворить только свои желания и потребности.

Роль взрослого предполагает сотрудничество, ответственность за себя и за свои поступки.

Для решения конфликта его участникам необходимо перейти на позицию взрослого и на основе взаимного уважения совместно найти выход из конфликтной ситуации.

2. Анализ и совместное обсуждение предложенных конфликтных ситуаций, поиск оптимального варианта решения конфликта.

СИТУАЦИЯ 1.

Подросток не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень раздражает мать. Ее неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда сына не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что сын пришел домой и вновь разбросал свои вещи. Тогда мама….

Родители анализируют предложенную ситуацию и предлагают свои варианты решения проблемы. Идет обсуждение этих вариантов, в ходе обсуждения отвергаются неприемлемые варианты, обращается внимание родителей на наиболее оптимальные варианты решения проблемной ситуации. В конце педагог представляет родителям тот вариант развития ситуации, который был осуществлён на самом деле.

Реализованный вариант – ультиматум:

….сказала «Если я еще раз увижу твои вещи разбросанными, я сложу их в ванну и залью водой».

СИТУАЦИЯ 2.

Ребенок постоянно лжет родителям о том, где был, с кем и т.д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так мама узнала, что сын ей солгал. Когда он вернулся домой (якобы с занятий) и положил сумку с учебниками, мама…

Родители предлагают свои варианты решения ситуации. Идет обсуждение, родители определяют возможный вариант развития событий, который приведет к разрешению конфликта. В конце педагог представляет родителям тот вариант развития ситуации, который был осуществлён на самом деле.

Реализованный вариант – анализ:

….не стала провоцировать сына на новую ложь, задавая вопросы, не стала ругаться. Она объяснила, что будет, если сын перестанет учиться, показала перспективу и предложила сделать выбор.

3. Заключение.

Уважаемые родители, сегодня мы затронули очень важную тему, которая касается всех нас, ведь в процессе общения мы часто конфликтуем друг с другом. Помните, что конфликты в нашей жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу даже из конфликтных ситуаций, умело решая их. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня поможет вам в будущем лучше ладить со своими детьми, решать проблемные ситуации конструктивно и оперативно. Спасибо за внимание. Всего вам доброго.

Список использованной литературы:

  1. Байард Д. Ваш беспокойный подросток. М. «Просвещение»,1991
  2. Кан-Калик В. Тренинг профессионально-педагогического общения. М.,1990
  3. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е.. Конфликтологический этюд для учителя. М.,1998
  4. Чернышев А.С.. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.,1998

Абсолютно все родители в процессе воспитания собственного чада регулярно сталкиваются c детскими ссорами и обидами. Паниковать по этому поводу не стоит, поскольку конфликты, возникающие между детьми, являются неизбежным этапом взросления каждого малыша. Именно через ссоры и споры наши дети учатся общаться, выстраивать отношения в коллективе, дружно играть, не ущемляя при этом интересы других ребятишек.

В отличие от взрослых дети всегда ведут себя непосредственно и достаточно эмоционально. Зачастую это приводит к возникновению недовольства, перерастающего в неприятные ссоры, разрешить которые дети могут только благодаря помощи родителей. Но случается, что и взрослые люди не сразу понимают, как разрешить конфликт между детьми, дабы в итоге восторжествовала справедливость, да еще и при этом все дети остались довольными. Попробуем дать вам некоторые практические рекомендации по устранению разногласий между детьми.

Основные правила для взрослых

Первое, что вам следует сделать – это устраните собственную предвзятость к происходящей на ваших глазах ссоре, если таковая имеется. Допустим, у вас имеется склонность во всех бедах винить всегда одного и того же ребенка. Такое бывает, если этот малыш своим поведением напоминает вам человека, доставляющего лично вам какой-либо дискомфорт в жизни. Старайтесь всегда быть объективным.

Помогите детям обозначить границы собственной территории, поскольку всегда есть территория общего пользования и индивидуальная. То же самое касается и игрушек. В данном случае необходимо научить детей просить друг у друга разрешения временно воспользоваться какой-либо игрушкой или вещью. Такой метод поможет вам задать некоторые правила разрешения конфликтных ситуации и одновременно позволит избавить маленького собственника от угрозы вторжения в его пространство.

Никогда сразу не стремитесь вмешаться в конфликт ребятишек, конечно же, только если исключены риски нанесения вреда их здоровью. Всегда нужно помнить, что между детьми неизбежно устанавливается некая иерархия, соответствующая их возрасту. Можно спросить у детей, нужна ли им ваша помощь, и в случае отрицательного ответа предоставьте им возможность решить спор самостоятельно.

Посредничество взрослого в споре детей

Основная ваша задача при возникновении конфликта между детьми – это умение помочь им мирно договориться. Старайтесь стать посредником в их переговорах, ни в коем случае не судьей. Предлагаем вам поступить следующим образом:

Спокойно изложите детям суть возникшей проблемы. Для этого вам придется попросить каждого из участников конфликта кратко изложить точку зрения своего оппонента, причем в его присутствии, так как важно, чтобы он лично все услышал, ведь большинство ссор у детей бывает из-за несправедливости и обидных насмешек.

Далее, будет хорошо, если вы вместе с детьми сумеете сообща, дружно найти выход из сложившейся ситуации. Предложите ребятишкам придумать возможные пути и способы решения их спора. Допустим, если они поссорились из-за игры, скажите им, что они не смогут играть в нее дальше, пока не придут к согласию.

Если вам удалось путем переговоров и разъяснений окончательно разрешить детский конфликт, то утвердите на правах взрослого план его разрешения. Если же согласие не достигнуто и вопрос остался открытым, вынесите проблему на так называемый «семейный совет», чтобы все члены семьи приняли активное участие в погашении конфликта.

Очень важно в сложившихся обстоятельствах суметь уменьшить появившийся эмоциональный накал у детей, не допустить обострения конфликтной ситуации.

Обратите внимание! Можно использовать прием смены обстановки, к примеру, отвести детей в другую комнату. Такое вроде бы простое действие частенько помогает детям хотя бы немного успокоиться и приступить к обсуждению проблемы.
Через некоторое время, находясь в спокойной обстановке, как-нибудь невзначай вспомните с детьми ранее разрешенную проблему, проанализируйте все предпринятые шаги к ее разрешению – тем самым вы еще раз потренируете с детьми навыки сотрудничества и взаимопонимания.

Обратите внимание ! Не забудьте похвалить обе стороны за проявленные усилия в разрешении их противоречий.

Как предотвратить конфликт

Всегда помните, как важно быть чуткими к любым переживаниям детей. Старайтесь глубже заглянуть в суть конфликта, чтобы понять истинную причину, и тогда вы точно найдете способ, как помочь детям в поиске разумного компромисса во вспыхнувшей ссоре. Понимание эмоционального состояния ребенка станет для вас лучшей гарантией для построения с ним добрых отношений, возникновения доверия и впоследствии улучшения его поведения в коллективе. Помимо всего сказанного старайтесь разговаривать со всеми окружающими людьми спокойно и вежливо, избегайте ссор с домочадцами и тогда собственным примером вы научите ребенка эффективному общению.

Детские конфликты отличаются тем, что они служат способом познания мира и возможностью преподнести самого себя. Путем проб и ошибок маленькие дети пытаются понять и найти свое место в жизни и обществе. На первых порах все это происходит неосознанно и на уровне интуиции. Родители должны сами решить, насколько серьезно им относиться к конфликтам между детьми – это поможет уже с ранних лет закладывать в ребенке способность к общению и решению разногласий.

Что делать родителям, когда дети ссорятся

Не надо полагать, что все обиды и ссоры между малышами разрешатся сами собой. Дети настолько непредвзято проявляют свои эмоции, что не способны контролировать их без помощи родителей. Но если задача взрослых - вырастить независимую и здравомыслящую личность, умеющую вести себя в коллективе, то вмешательство в детскую игру должно быть достаточно тактичным и не нести психологическую угрозу. Есть несколько ключевых моментов, на которые стоит обращать внимание при разрешении конфликтов между детьми.

1. Отсутствие объективности – это основная причина, которая может побудить взрослого сделать неверные выводы. Научитесь отходить от мира собственных симпатий и антипатий, не относитесь к малышу чуть хуже только потому, что он вам кажется задирой или проказником.

2. Проблема личного пространства может даже взрослых развести по разные стороны баррикад. Приучайте детей с первых дней к уважению чужой и собственной территории. Это касается всего: личного уголка, игрушек, вещей, посуды (если это принято в семье). Однако понятие собственности не означает, что нельзя брать чужие игрушки или давать свои другому. Детей надо с малолетства учить доброте, солидарности, развивать в них желание делать приятное другому, причем безвозмездно. Конфликты, которые развиваются на почве «не дам - отдай», надо усмирять без шума. Иногда полезно отвлечь ребят от раздела имущества, а позже обсудить с ними данную проблему.

3. Не нужно недооценивать своих детей. Многие конфликты они успешно решают сами. Порой полезно стать сторонним наблюдателем и не вмешиваться в развитие событий (речь идет только о ситуациях, которые не несут угрозы моральному и физическому здоровью). Если ссора обостряется, можно спокойно поинтересоваться, нужна ли малышам помощь. Обычно они сами просят о чужом вмешательстве взрослых путем жалоб и слез или, наоборот, предпочитают все разрешить сами.

Как взрослые могут разрешить конфликт между детьми

В любой ситуации задача родителей - научить детей справляться с жизненными неурядицами и недовольством относительно происходящего. И делать это надо, пока они маленькие, а авторитет взрослого еще достаточно высок.

В идеале во время детских разбирательств и споров взрослые должны оставаться пассивными посредниками, которые своими обдуманными словами направляют детские эмоции в нужное русло.

1. Откройте малышам глаза на то, что происходит в их шумной компании. Пусть каждый обрисует ситуацию так, как он ее видит. Часто невинные насмешки и оскорбления могут стать психологической травмой на всю жизнь, а при своевременном вмешательстве взрослых этого можно избежать.

2. Давайте детям ключ к разрешению проблемы, пусть для начала каждый предложит свой вариант разрешения конфликта. Если выход совместными усилиями не найден, спокойно скажите, что игра закончена, а если ребятишки заинтересованы в ее продолжении, то должны прийти к разумному компромиссу, например, уступить друг другу.

3. Предложите детям установить новые правила, которые помогут избежать неурядиц в будущем. Если вам удалось решить совместно один конфликт, закрепите результат, обязательно похвалите вклад каждого ребенка в успех общего дела.

Помните о впечатлительности малышей: в минуты яростных конфликтов переключайте их эмоции на что-то другое - не менее яркое и впечатлительное. Позже, когда накал остынет, вспомните прошлое и обсудите проблему, которая имела место некоторое время назад. Не пускайте все на самотек, не делайте вид, что ничего не было.

Чтобы разрешить конфликт между детьми, войдите в положение каждого ребенка, взгляните на мир его глазами, вспомните свое детство, не оставляйте без внимания слезы и упреки, ведь ранимость детской души оставляет след на всю жизнь.

Посмотрите на поступки малышей. Все, что они знают и умеют, преподносим им мы сами, и если в поведении вас что-то настораживает, приглядитесь, возможно, это всего лишь отклик вашего собственного поведения.

И последнее, но самое важное: дарите детям ощущение, что они команда. Пусть напроказничали, расшалились, но если вы почувствовали, что в этот момент между ними зародилось единство, отступите. Пусть они даже чуточку перешли границы, но то, что дети вместе, должно радовать больше всего.