Куклы карелии. Карельская рванка – народная тряпичная кукла

  • 03.11.2019

МКОУ ДОД « Школа искусств Пряжинского района»

Художественное отделение с. Святозеро

МАСТЕР-КЛАСС « Куклы- обереги из бабушкиного сундука»

КАРЕЛЬСКАЯ ( ПРЯЖИНСКАЯ ) «РВАНКА»

Преподаватель: Васильева М.А

2012 год

Данный мастер- класс призван помочь обучающимся раскрыть значение народной куклы, познакомить их с традиционной культурой, ее обычаями и историей.

Традиционная народная игрушка – это настоящая основа для полноценного бытия на земле. Игрушка помогает ребенку сблизиться с природой при помощи натуральных материалов. Особое место среди большого мира игрушек отводится народной кукле.

Изучение традиционной народной куклы дает возможность каждому учащемуся раскрыть свои творческие способности, фантазию и мастерство.

Цели мастер- класса:

    Формирование у учащихся представлений о народной культуре Карелии, о традиционных куклах и традиционном народном костюме, изучение технологии разработки и изготовления куклы в традиционном народном костюме с учетом этнолокальных традиций;

    Развитие творческой активности учащихся, их художественного вкуса и способностей;

    Привитие интереса к истории и культуре своего народа, воспитание стремления сохранить и приумножить культурное наследие своего края, воспитание личностных качеств учащихся.

Задачи:

    Познакомить учащихся с основами традиционных ремесел;

    Разрабатывать и изготавливать народную куклу;

    Развивать эстетический вкус, внимание, художественно-образное мышление.

    Воспитать аккуратность, терпение, выполнять работу до конечного желаемого результата и умение работать в коллективе, уважение к традициям и обычаям родного края.

КУКЛЫ – ОБЕРЕГИ из БАБУШКИНОГО СУНДУКА

В глубокой древности у кукол было другое предназначении, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми « охранными» были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли – « рванки»). Еще до рождения ребенка делали куколку и укладывали ее в колыбельку, чтобы кукла «обогрела» ее для будущего малыша. Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребеночка. Тряпичную куклу – делали своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благославляя ее на счастливое замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу - в дорогу с пожеланиями добра и скорого возвращения. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют мир взрослых, и через игру ребенок постепенно подготавливается к самостоятельной жизни. Наши предки осознавали важность игры для формирования личности ребенка, вот почему методы народной педагогики ориентировались, в первую очередь, на специфику детской души: жажду подражания, жажду труда, желание радоваться, играть.

Кукла Карельская « рванка» была оберегом, но в то же время она была и игровой куклой. Такую куклу делали без применения иглы и ножниц – лоскутки необходимые для ее изготовления, просто отрывали от целого куска ткани, поэтому и закрепилось за ней такое название – « рванка». Каждая девочка стремилась сделать свою куклу, как можно лучше, придумывала ей наряды, наряжала заново.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

4. Следи за движением лезвий во время работы.

5. Ножницы клади кольцами к себе.

6. Подавай ножницы кольцами вперед.

7. Не оставляй ножницы открытыми.

8. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

9. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

10. Используй ножницы по назначению .

Изготовление куклы:

Материалы и инструменты:

    Основа из бязи (ситца) белого цвета – 17х17 см;

    Руки (1 деталь) из белой бязи – 15х9 см;

    Грудь (2 детали) из белого ситца – 6х6 см;

    Рубашка (1 деталь) из цветного ситца – 8х16 см;

    Юбка из цветного ситца 17х17 см;

    Передник из льна, бязи – 5х9 см;

    Поясок из тесьмы – 25 см;

    Нижний платок из однотонного ситца – треугольник со стороной 13 см;

    Верхний платок из цветного ситца – треугольник со стороной 16 см;

    Вата, нитки;

    Ножницы.

Инструкционная карта по изготовлению куклы- оберега

Карельская (Пряжинская) « РВАНКА»

Куколка «Кормилка» — одна из самых привлекательных среди обережных текстильных народных кукол. Есть она у русского народа и у вепсского. Технология изготовления одинаковая, а названия – разные. Русские люди называли «Капусткой», а вепсы величали «Кормилкой» или «Рванкой».

Обережная кукла дарилась для поддержки в жизни, для охраны человека от всяких бедствий. Вот Кормилка, как мама, свою хозяюшку и охраняла. А чтобы в обережную куколку не поселился дух зла и никому не смог напакостить, ей нельзя было делать глаза.

Также не использовали нож или ножницы при ее изготовлении, чтобы хозяйская «жизнь не стала резаной или колотой». Но теперь, когда обережные куклы делаются как сувениры, редкий мастер будет рвать, а не кроить на кукол детали.

У Кормилки есть еще обережные секреты. Например, количество узелков на скрепляющих нитках должно быть нечетным, чтобы годы владелицы «не были сочтены». Из ниток на спинке куклы наматывается обережный крест — символ Солнца — «чур». При изготовлении желательно пользоваться красной ниткой. Она будет напоминать вышивку на женской традиционной рубахе – это еще один оберег, уже из народного костюма.

Для приготовления куклы — оберега потребуется:

катушечные нитки красного цвета;
1 квадрат из однотонной ткани белогоֹцвета 15 на15 см на рубаху;
3 квадрата из ֹцветнойткани 15 на15 см на сарафан;
несколько сложенных разноцветных нитей 18-25ֹсм на пояс;
поролон или вата для набивки головы и груди;
1 треугольник из трикотажной ткани со сторонамиֹ15ֹнаֹ8 наֹ8 см на платок;
10 см ленты атласной шириной 0,8-1 см на голову;
1 прямоугольник из ткани 3ֹнаֹ6 см на фартук.

Изготовление каркаса куклы

1. В центр белого квадрата выкладывается кусочек поролона, обкручивается ниткой, завязывается на несколько узлов, нитка обрезается (такой техникой обрабатывается все затяжки на кукле). Получилась голова.

2. Разложить заготовку так, чтобы получился треугольник с головой в центре широкой стороны. Потянуть за будущие ручки – за два противоположных от головы кончика. В каждом из будущих рукавов тщательно разровнять внутри подгибку. Край угла (будущую ладонь) подогнуть внутрь 2-1,5. С лицeвой стороны обкрутить ниткой будущую ладонь, отступив на 0,7-0,5 см от крaя. Повторить с другой рукой.


3. Разровнять руки, стянуть ниткой талию.

Изготовление сарафана куклы кормилки

1. По принципу головы делается грудь, она же – передняя часть сарафана. Берется 2 квадрата из ֹцветной ткани, в них заворачивается в центре по кусочку поролона. Кусочки берутся одинаковые, меньшего, чем голова, размера.

2. Обе груди приматываются к талии так, чтобы спереди была имитация двух параллельных бретелей сарафана, идущих по плечам.

Сзади, на спине, бретели перекрещиваются, как в старинном северном сарафане, (это и есть обережный крест).

3. Третий квадрат из ֹцветной ткани складывается сначала треугольником, потом снова квадратом так, чтобы все срезы оказались на двух сторонах маленького квадратика.

Квадрат обрезными краями вниз, углом со сложениями наверх приматывается к талии так, чтобы край поднимался над талией нaֹ1,0-1,5ֹcм.

4. К талии спереди накладывается фартук лицевой стороной вниз. Нижний край прямоугольника на 1 см заходит ниже талии, обкручивается ниткой. Затем фартук пускается, разворачиваясь лицевой стороной.

Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи.

Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.
Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

Вепская кукла – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нити для путанки (моток из обрывков нитей или клок пеньковой или льняной кудели) и связывания деталей куклы. Потребуется лоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани, 3-4 лоскута цветного ситца, разноцветные обрывки нитей. Смотрите схемы изготовления куклы:

«Капусткой» я называю куклу, которую у нас называют вепской игровой куклой. Считается, что сюда, к нам в Сибирь, эта кукла попала с переселенцами-вепсами, и имеет древнюю историю.

По-моему, Вепсы жили где-то на северных окраинах…, а север всегда сохраняет седую старину …

Но это все - предположения, которые очень хочется проверить, и есть надежда, что остались еще «знатоки» этих замечательных кукол, и они обязательно откликнутся, внесут дополнения и поправки, чтобы восстановить истинный образ этой обережной куклы.

А вот про куклу-столбик мне поведала моя бабушка родная, она однажды взяла и скатала такую куклу, чтобы я играла. Я поиграла в нее семилетней, и надолго о ней забыла, ровно на двадцать лет…. Как бы то ни было, вспомнила я о кукле, уж замужем была, сын у меня был, и стала искать тех, кто поможет мне вспомнить о том, что да как делать-то… Да не тут-то было. Не нашлось знатоков-то. Да и тех, кому любопытство разжигало поиск кукольниц, не много было, а если говорить положа руку на сердце, то в этих исканиях осталась я один на один с собой.

Я, как мне казалось, ничего не помнила, но когда взялась катать куклу, вдруг все получилось. Кукла прямо как живая, озорная такая оказалась. Озорная-то потому, что тайна в ней оказалась. Такая, что скромности понять не по силам. Прямо-то и не знаю, как писать-то об этой тайне-то. Мне все время проще ее казать прямо на кукле. Да думаю я, что все у нас - Догады, сами с усами, обо всем смекнете и разглядите и по рассказу моему.

В основе этой куклы - столбик из тканины льняной или ситцевой, скатывается столбик тугим и ладным, таким, чтобы кукла могла стоять, как на своих ногах! Сразу этот столбик делится на три части, ниточкой обвивается то место, где поясок носят - это спервоначалу получается - пополам, что ли… После сверху набрасывают квадратик белой ткани, и после - тако же то место обвивается. Без всякого узелка-то место, где горло бывает, обережные куклы-то все так деланы, без ножниц железных и игл. И никаких узлов - только обвить ниткой и заправить ее кончик палочкой-клинышком так, чтобы не развилась.

Квадратик сложится в аккурат - косыночкой, образует пару рук. С той стороны, где предполагается перед, вкладываются под косыночку шарики-титечки-сисечки, чтобы и впрямь - мягкие-пуховые…Их раньше, говорят, делали из очесов льна или конопли, а сейчас вкладываю комочки ваты или комочки ткани.

Теперь обвить ниткой посолонь на поясе, перекинуть через плечико наискосок, после обвить горло, и через плечико - вернуться на поясок, должно получиться такое перекрестье. Вот и основа готова, теперь куклу можно рядить.

Рядить ее в нижнюю юбку, чтобы пышна была да осаниста, после - юбку - сверху, да и головной убор, такой, на какой душа развернется. Кусочки ткани сами подсказывают, что за головной убор получится. Здесь и платочек, попросту подвязанный под подбородочком может быть, а то и замысловатая кика… Что еще-то надо? Завеску хорошо бы, да поясок поярче-покрасивее, вот и готова кукла.

А после девке или бабе в руки-то и подать, да приглядеться, полюбопытствовать, как же она рукою своею прижмет куклу - то ли запустит руку под юбочку и возьмется за нее крепким, в меру, плотным, хозяйским хватом, или прихватит столбик только двумя пальчикамитак, небрежно… Вот исследовали мы, как девки такую куклу берут - все двумя пальчиками, все осторожничают, неучены, видно сразу, что столбик-то ладить надо, чтобы кукла-то стояла.

Замужние женщины берутся за куклу уверенно, бывает, и двумя руками зараз. А бывает, и у замужних женщин смущение только оттого, что берут куклу-столбик в руки, тут и можно подучить. Что когда поладишь, ласково и с любовью, то хорошо будет стоять кукла-то, крепко.

Карельская рванка

Карельская рванка выполняется похоже на Вепскую, но - другие ручки, иначе повызывается юбка и фартук.

Елена Антипина
Карельская кукла

История Карельской куклы – Антипина Елена Альбертовна

Карелия богата своей историей, сказками, былинами, памятниками деревянного зодчества. Здесь издавна жили умелые мастера. Многими ремеслами издавна владели жители Карелии . Некоторые из этих ремесел, будучи распространенных повсеместно, являлись исключительно домашними. К ним относились ткачество, плетение из бересты, ивовой лозы, щепы, витье веревок, вязание сетей, вышивка, изготовление деревянной посуды и тряпичной куклы . Секреты любого ремесла передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери.

Меня заинтересовало изготовление тряпичной куклы . И не только потому, что кукла – это игрушка , но и потому, что кукла могла быть оберегом не только для определенного человека, но и для всей семьи, и даже дома. Кукол люди делали с древних времен. В куклы играют до сих пор все дети мира. Игры с куклой во все времена формировали в девочке будущую мать, хранительницу очага, мастерицу. Куклу девочки получали в подарок или делали своими руками, когда становились постарше.

Куклу наряжали , но лицо не рисовали – оставляли белый лоскут. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для обладателя. Большая часть народных кукол изготавливалась самыми простыми способами : скатыванием, скручиванием, вложением одной детали в другую. Самыми распространенными были куклы-закрутки , их могли делать без применения иглы, но были и сшитые. Можно было обойтись и без ножниц : ткань рвалась, поэтому в народе такие куклы называли «рваными»

1. «Берегиня»

Оберегала дом и хозяев. Если в семье случались какие – либо неприятности, то куклу нужно 3 раза перевернуть и сказать : "Отвернись злом, повернись добром". Такую куклу обычно приобретали и изготавливали от сглаза и от дурной порчи.

2. «Кукла – веник »

Изготавливали традиционно для защиты дома и для задабривания домового. В качестве оберега изготавливали веник. Его вешали на видном месте у входа. Если оберег размещался снаружи дома, то его вешали ручкой вниз, так веничек мог отгонять нечисть от дома. Внутри же дома оберег вешали только ручкой вверх. Веник-оберег обычно украшался специальным образом. Чем красивее и аккуратнее он был, тем большей силой обладал. Если в доме случались серьезные неприятности, веник-оберег меняли на новый, считая, что он вобрал в себя весь негатив.

3. "Крупеничка"

(другие названия "Зернушка", "Зерновушка", "Горошинка") это оберег на сытость и достаток в семье.

Традиционно куклу наполняли гречишным зерном. Крупеничка главная кукла в семье . Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым, и в семье будет достаток.

Значения круп в Зерновушке :

гречиха сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

рис самое дорогое зерно, на праздник

перловка на сытость

овес на силу.

4. «Стригушка» делалась в честь богатого урожая. Она изготавливалась из лыка, соломы, травы, льна. Её одевали или украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы , сделанные из первого снопа, считались священными. После сбора урожая украшенный сноп носили по деревне. Из него пекли первый хлеб. Самой работящей и проворной девушке предоставлялось право изготовления первых стригушек, остававшихся в красном углу избы до следующего года. Обряд их изготовления сопровождался песнями. Стригушки могли быть и игровыми куклами , их же ставили между окон. Её так же использовали в лечебных целях – если заболевали дети в семье – в такую куклу вплетали лечебные травы.

5. «Пеленашка»

Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленутую куклу – считалось что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

Для новорожденных матерью делалась кукла младенчик-пеленашка . Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т. п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.

6. «Десятиручка»

А вот в хозяйстве помогали кукла Десятиручка . Её специально ставили на видное место. Она помогала в ежедневной работе, поддержании порядка в доме. Её делали из соломы и лыка и красиво украшали.

7. «Берестушка»

Народная тряпичная кукла Берестушка считалась самой распространенной в Карелии . Она изготавливалась из бересты свернутой в трубочку, а платье делалось из тряпочек. Внутрь Берестушки вкладывали записку с заговором или молитвой, или же просто написали желание на бересте. Обычно такую куколку ребенку дарила бабушка, поэтому еще она называется Бабушкина кукла – считалось – что это самый мощный оберег.

Наряд у Берестушки изготавливали любой : сарафан или юбочка, повязка на голову или платок, неизменно оставалась только основа куклы – трубочка свернутая из бересты.

8. «Рванка»

Карельская рванка – северная народная тряпичная кукла . Нашли этнографы такую куклу в деревне Киндасово . Рванка – это карельский и архангельский вариант «куклы-кормилки » . Как и любая «кормилка» , она символизировала достаток и плодородие. Делали ее или дарили с мыслями и пожеланиями благополучия в семье, здоровья всем домочадцам и достатка в доме. Но есть у карельской рванки свои особенности. Ее костюм отражал детали одежды жителей южной Карелии . У этой тряпичной куклы есть жилет – традиционно красных тонов – а юбочка и фартук повязываются под углом. Как и большинство народных тряпичных кукол Карельская рванка делалась без помощи иглы и ножниц. Это слышно даже и в названии – материал разрывали, потому и рванка.

Все живущие на Земле люди родом из детства. Конечно же, этот период жизни у каждого отдельно взятого человека проходит по-разному, однако у большинства из взрослых в то далекое время были куклы . На рынке игрушек сегодня представлено множество кукол на любой вкус и кошелек, однако найти по-настоящему хорошую и уникальную в своем роде куклу - настоящая проблема. А может быть не стоит надеяться на игрушечную индустрию и попробовать сделать необычную игрушку своими руками?

Список использованных источников :

1. http://www.kareliancraft.com/ru/crafts

2. http://www.karakyli.ru/2014/05/09/karelskaya-rvanka/

3. http://www.prekrasana.ru/rusisnachalnaya/536-karel-rvanka

4. http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/3-1-0-1064

5. article/society/83732/15_karelskih_kukl___oberegov_kotoryie_privedut_tebya_k_schastlivoy_jizni

6. http://www.liveinternet.ru/users/amazonka/rubric/2265196/

7. http://www.rukukla.ru/article/coloma/venik.htm

8. http://www.rukukla.ru/article/coloma/ctrigu6ka.htm

9. http://estemine.com/traditsii-poverya/kukly-oberegi-slavyan/

10. http://www.karakyli.ru/2014/07/02/berestushka-kukla/

Наши предки кукол не покупали — делали игрушки своими руками. Каждую девочку с четырех-пяти лет учили этому мастерству. Куклами до семи лет играли и мальчики, и девочки. Повзрослев, мальчики брались за пилы и топоры, а у девочек куклы оставались на всю жизнь. Когда девушка выходила замуж, считалось абсолютно приличным взять с собой сундук с куклами и привезти его в дом мужа. Этот сундук напоминал женщинам о беззаботном детстве, девичестве, юности и семье.

Куклы делали из ткани, из лыка или из соломы. Фото: Николай Смирнов

Технологии

Народные куклы называют рванками или скрутками — по способу их сборки. Ножницы, иглы и прочие колюще-режущие предметы для изготовления кукол не использовали: им передается часть души человека — колоть и резать куклу нельзя.


Валентина Юргайтите, сотрудница музея «Кижи»:

— К кукле действительно относились как к подобию человека. С чем было связано и бережное к ним отношение. Считали, что если сделать кукле лицо, то кукла может ожить. В нее может вселиться злой дух, кукла заживет своей жизнью и сможет вредить домочадцам. Поэтому куклам на всякий случай лицо не рисовали, остерегались ее силы, тем самым признавая, что сила эта есть.


Безликая кукла развивала воображение у ребенка — он сам мог додумать, какая она по характеру. Кукол чаще всего делали из старой, впитавшей положительную энергию материнской одежды. И только для праздничных кукол использовали дорогие покупные ткани.
Отжившую свой век куклу не выкидывали, а разбирали. Это символизировало обратимость жизни: как куклу можно легко скрутить, а потом раскрутить, так и мы приходим в этот мир ненадолго, а затем его покидаем, уступая место новым поколениям.

Сакральный смысл

Куклы в древности выполняли много функций-назначений: были игрушками, оберегами или частью обрядов.

Пеленашки. Фото: Николай Смирнов

— первая в жизни ребенка кукла. Мать изготавливала её ещё до рождения малыша. Пеленашку клали в колыбель: считалось, что она согревает люльку и оберегает ребенка от злых сил и сглаза. Пеленашка — двойник новорожденного, и считалось, что злые силы, придя в дом, вселятся в нее, а самого ребенка не тронут.

Когда девочка вырастала, уже на ее свадьбе, на пиру пеленашка лежала на коленях невесты. Она привлекала материнскую силу, девица свыкалась с мыслью, что она сама будущая мать.

Малышок-голышок – единственная народная кукла, которую можно было переодевать. Чем вам не современный пупс? Фото: Николай Смирнов

Когда ребенок немного подрастал, мама делала ему куклу Ведучку :

Куклы не только оберегали ребенка от злых сил или веселили его. Они помогали молодым мамам в уходе за ребенком. Так, голову куклы-бессонницы набивали успокаивающими травами: пустырником, валерианой, мелиссой. Такую куклу давали ребенку и приговаривали: «Бессонница, играй с этой куклой и не играй с моим дитя». Малыш, вдыхая запахи трав, постепенно успокаивался и засыпал. Была и кукла от колик . Ее держали на печке. Давали ее ребенку, если у него заболел живот, и кукла своим теплом успокаивала боль.

У замужней женщины – бездна домашних хлопот. Быть хорошей хозяйкой и все успевать тоже должна была помочь кукла.

Десятиручка. Фото: Николай Смирнов

Десятиручку дарили молодухе – девушке, недавно вышедшей замуж. По легенде, покровительница ремесленников богиня Макошь сжалилась над одной женщиной, которая никак не успевала по хозяйству, и подарила ей еще две руки. Но даже с четырьмя руками хозяйка не все успевала – столько у нее было дел. Макошь подарила ей еще две руки, и так до тех пор, пока у женщины не оказалось целых десять рук. Когда же и это не помогло, Макошь забрала у нее лишние восемь рук и подарила куклу Десятиручку.

Попробуйте найти отличия, где девка, а где баба? Фото: Николай Смирнов

Символом начала взрослой жизни была и — кукла-перевертыш, единая в двух лицах. Она символизирует переход от беззаботной юности ко взрослой жизни умудренной опытом женщины. Девка олицетворяет красоту, это птичка, которая улетит из родительского дома, она беззаботна и весела А баба – хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и о семье. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом и ребенка.

Для несемейных девок тоже имелся ряд кукол, которые помогают устроить личную жизнь и удачно выйти замуж.

Славутница — воплощение красоты и нарядности. Фото: Николай Смирнов

Объединяет в себе все качества завидной невесты. Название ее – от слова «славутность» — женская привлекательность. Ее кукла и помогала обрести девушке. Славутницу делали с особой тщательностью — красивой и ладной. По ней судили и о мастерстве будущей невесты.

Жена — шея. Фото: Николай Смирнов

У куклы на замужество — длинная шея, на которую надевали несколько платков. На каждый из них загадывали пожелания будущему мужу — какой он должен быть. Чем больше требований у невесты, тем длиннее шея куклы. Но злоупотреблять не советовали – бойтесь своих желаний. Кукла без рук, потому что в семье главный работник — муж, он должен быть рукастым. А жена — шея, как в той известной поговорке. Куклу на замужество ставили на окно избы – это был знак сватам, что пора уже приходить.

Кукла-кормилка была распространена у вепсов. Фото: Николай Смирнов

Идеал женской красоты наших предков воплотился в кукле-кормилке . Форма куклы восходит к языческому культу матери-прародительницы, которую всегда изображали с подчеркнуто преувеличенными женскими формами. Конечно же, это символ плодородия, но вместе с тем идеал красоты крестьянской женщины, которая должна быть сильной, крупной и выносливой, пригодной для тяжелой физической работы.

Символом плодородия была и кукла зерновушка. Фото: Николай Смирнов

— одна из главных кукол в доме, оберег на сытость и достаток. Ее делали из мешковины после сбора урожая. Набивали самой лучшей, отборной крупой и бережно хранили до следующего сева. С зерна из куклы начинали новую посевную. На дно куклы иногда могли положить и монетку.

Знакомьтесь: Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. С ударением на последний слог. Фото: Николай Смирнов

Ещё одна кукла — лихоманка. Это оберег в виде 12 фигурок демонов-трясовиц. Они залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете она целует своих жертв, от этих поцелуев человек заболевает. Зовут их в соответствии с муками, которые лихоманки могут причинить.

Оберег вешали на красной нитке над печкой. Считалось, что лихоманка, влетев в дом через трубу, увидит куклу и вселится в нее. Поэтому куклы делали яркими, чтобы лихоманка сразу их заметила. В конце года оберег сжигали, чтобы с пеплом, с дымом болезни из дома ушли.

Крутить лихоманок надо уметь:

Мастер-класс

Некоторые куклы имеют достаточно сложное устройство, и без сноровки с ними не справиться. Однако есть и такие экземпляры, которые просто сделать в домашних условиях.

Например, если вы хотите, чтобы поскорее настали теплые дни, попробуйте сделать мартиничек .

Мартиничек можно повесить на дерево или украсить ими одежду. Фото: Николай Смирнов

Этих куколок использовали в обряде закликания весны. Мартиничек вешали на деревья, они символизировали «зацветание» природы: белая – зима, а красная – весна.

Как сделать пеленашку

В домашних условиях можно сделать и пеленашку. Мастер-класс нам показала сотрудница музея «Кижи» Кристина Салахова.

Для пеленашки нам потребуются:
— длинный и узкий отрез ткани (белый) — для основы куклы;
— кусочек ткани поменьше (голубой) — нижний платочек куклы;
— два одинаковых цветастых квадратных отреза — ими пеленаем;
— нитка белая тонкая и нитка красная потолще.

Ингредиенты для пеленашки. Не забудьте, что иглы и ножницы использовать нельзя! Все рвем руками. Фото: Николай Смирнов

Скручиваем из длинного отреза ткани скруточку. Перевязываем ее красной (обережный цвет) ниткой по центру — в районе пупка будущей куклы. Нитку обязательно разместить крест-накрест, тогда обережности у пеленашки будет больше.

Пеленашка. Шаг первый. Фото: Николай Смирнов

На скруточку аккуратно надеваем нижний платочек. Его перевязываем белой ниткой.

Пеленашка. Шаг 2. Фото: Николай Смирнов

Сверху надеваем на куклу еще один платок, на этот раз цветастый. И снова перевязываем белой ниткой.

Пеленашка. Шаг третий. Фото: Николай Смирнов

Наконец, оборачиваем нашу пеленашку оставшимся куском ткани, перевязываем красной, красивой нитью крест-накрест. Пеленашка готова.

Тематической выставке в музее — 153 куклы из коллекции Татьяны Яшковой. У каждой куклы своя история и свое предназначение.