Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Волшебница вода. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «В мире добра Занятие по познавательному развитию в старшей группе

  • 19.10.2019

Программное 1. Расширять знания детей о различных видах спорта содержание 2. Продолжать формирование у детей познавательную инициативу, умение сравнивать и устанавливать простые связи между видами спорта и сезонными явлениями природы.

3. Учить детей выбирать основание для классификации видов спорта (по сезону и числу участников).

4. Закрепить с детьми знания о значении спорта для здоровья человека, воспитывать желание заниматься спортом, уверенность в своих силах.

5. Активизировать речь детей словами: командный вид спорта, одиночный вид спорта, употреблять в речи придаточные предложения с союзом потому что.

6. Индивидуальная работа с Вовой Ю., Артемом М..- отвечать на вопросы полными предложениями.

Подготовка воспитателя:

1 .Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников.

2. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников по ознакомлению с окружающим. Журнал «Ребенок в детском саду» N 4,5 - 2003г. , N 3,4 - 2002г.

3. Изготовление таблиц – схем по теме «Виды спорта».

4. Подбор иллюстраций о спорте.

Предшествующая работа:

1. Систематические занятия по развитию речи.

2. Беседы с детьми о различных видах спорта.

3. Рассматривание иллюстраций с различными видами спорта.

4. Привлечение детей и родителей к коллекционированию иллюстраций о спорте.

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрация различных видов спорта.

2. Таблицы для классификации иллюстраций.

3. Клей, салфетки, клеенки..

Организация: Дети сидят на стульчиках, в спорт форме.

Ход занятия

Вос-ль Мы все в спортивной форме и давайте сегодня мы поговорим о спорте. Ребята, а для чего люди занимаются спортом?

Дети Люди занимаются спортом, чтобы быть смелыми, сильными, здоровыми.

Вос-ль А знаете ли вы, что такое Олимпийские игры?

Дети Олимпийские игры – это спортивные соревнования.

Вос-ль Правильно. На Олимпийские игры приезжают спортсмены из всех стран мира и соревнуются, выясняют, кто из них самый сильный, ловкий. Ребята, а какое время года сейчас ?

Дети У нас идет зима.

Вос-ль Правильно, зима. Зимой проходит зимняя Олимпиада. Как вы думаете, в каких видах спорта соревнуются спортсмены на зимней Олимпиаде?

Дети Соревнуются в беге на коньках, на лыжах, прыжках с трамплина, фигурное катание.

Вос-ль Вы ответили правильно. А почему зимой занимаются этими видами спорта?

Дети Зимой есть снег для лыж, лед для коньков, а в другое время года снега и льда нет.

Вос-ль Я вам покажу 2 картинки, как их можно назвать?

Дети Назовем эти картинки «Хоккеисты» и «Бег на коньках».

Вос-ль Правильно. А что общего в этих видах спорта?

Дети Спортсмены зимой катаются на коньках.

Вос-ль А в чем отличие у этих картин?

Дети В хоккей играют командой, а в беге на коньках соревнуются по одному человеку, нет большой команды.

Вос-ль Кто победит в соревнованиях по хоккею?

Дети Победит сильная команда.

Вос-ль Как определить победителя в беге на коньках?

Дети Победит тот, кто прибежит первым.

Вос-ль Значит хоккей – это командный вид спорта, а бег на коньках – одиночный вид спорта.

Вос-ль Можно ли заниматься этими видами спорта летом?

Дети Летом нет снега и занимаются летними видами спорта.

Вос-ль Какие вы знаете летние виды спорта?

Дети Прыжки, бег, плавание, велосипедный спорт, гребля.

Физми нутка

Давайте покажем, какими видами спорта можно заниматься летом.

Пантомимой показывают различные виды спорта

Вос-ль Молодцы! А сейчас мы с вами подойдем к столу с иллюстрациями и скажем на какие две большие группы их можно поделить.

Дети В одну стопку положим картинки с летними видами спорта, в другую – с зимними видами спорта.

Вос-ль Как еще можно поделить летние и зимние виды спорта, учитывая количество участников?

Дети На командные и одиночные виды спорта.

Вос-ль Сейчас мы с вами будем делать спортивную газету.

Рассматривается таблица для классификации иллюстраций, уточняется где клеить иллюстрации летнего одиночного вида спорта, летнего командного вида спорта, так же точно про зимние виды спорта. (Дети наклеивают иллюстрации).

Вос-ль Молодцы! Сегодня мы с вами сделаем газету про различные виды спорта, которыми можно заниматься и летом и зимой, командой и одному человеку.

Название: Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»
Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край

Конспект занятия по познавательному развитию (экология)
в старшей группе
«Живая и неживая природа»

Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
  • Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»

Развивающие:

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
  • Учить способам самостоятельного познания
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Воспитатель вносит искусственные цветы.

— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Дети:

— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Воспитатель:

— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Воспитатель:

— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Воспитатель:

— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Дети:

— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Воспитатель:

— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Дети:

— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Воспитатель:

— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.

Игра «Три слова»

  1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
  2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
  3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
  6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
  7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
  8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
  9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Воспитатель:

— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

Дети:

— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Воспитатель:

— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Дети:

— Это живая природа.

Воспитатель:

— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Дети:

— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Воспитатель:

— Правильно. Например, машина — она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?

Дети:

— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель:

— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Дети:

— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».

— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

  • Гриб, морковка, облако, мяч
  • Грач, луна, цветок, коза
  • Муха, медведь, ветер, береза
  • Кукла, снег, облако, камень
  • Машина, ведро, дом, вода

Воспитатель:

— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

  1. Охрана водоемов
  2. Охрана лесов
  3. Охрана насекомых
  4. Охрана деревьев
  5. Охрана птиц

Итог:

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание :

  • Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
  • Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.
  • Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.
  • Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
  • Развивать у детей умения в проращивании семени.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.

Индивидуальная работа : активизировать на занятии (имя ребёнка), воспитывать самостоятельность у (имя ребёнка).

Материал :

  • карточки для игры «Живое – неживое»,
  • разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели) для каждого ребенка,
  • карточки для игры «Что сначала, что потом»,
  • карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,
  • семена овощных культур,
  • баночки для замачивания семян,
  • ватные диски,
  • вода (для практической работы).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.

1. Загадывание загадки.

Ребята отгадайте загадку

«Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». (Ель)

«Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят». (Береза)

«Никто не пугает,
А вся дрожит». (Осина)

«Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи». (Рябина)

«У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке». (Сосна)

Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья)

Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево.

А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)

2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.

Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о зимнем лесе.

Что ты (имя ребёнка) услышала? А ты (имя ребёнка)?

Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.

3. Закрепление знаний и изучение нового материала.

Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.

Скажите, а это елочка живая?

Почему? (ответы детей)

А какое дерево можно назвать живым?

(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).

4. Игра: «Составь дерево»

- Молодцы, деревья вы знаете хорошо,а теперь я вас попрошу выполнить задание.

- . Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.

- Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.

- У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?

Назовите, из каких частей состоит дерево.

(корень, ствол, ветки, листья)

Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть.

(выставляются модели, дети говорят, что эта модель обозначает)

5. Физкульминутка «Елочка»

Есть в лесу три полочки
(стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)

Ели,
(потянуться вверх, руки поднять вверх)

Елки,
(стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)

Елочки,
(присесть, руки перпендикулярно туловищу)

На елях висят небеса
(руки вверх)

А на елочке – роса.
Встряхнуть кисти рук.

6. Игра «Живое - неживое»

Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.

Самостоятельная работа детей.

Назовите, что вы считаете живым на карточке.

(ответы детей)

Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?

7. Игра: «Что сначала, что потом»

Возьмите, красный конверт и выложите картинки в правильной последовательности – (имя ребёнка) будет работать у доски, потом проверим, кто, как выполнил задание.

Самостоятельная работа детей.

Проверка выполнения задания.

Теперь вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.

Посмотрите, что вы видите на этом блюде?

Семена разных растений

Как вы думаете, они живые?

(Ответы детей)

Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.

Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?

За окном зима.

Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.

8. Практическая работа детей .

Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.

(почва, тепло, свет, вода)

(дети называют, воспитатель выставляет модели)

Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.

Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.

Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться

9. Итог занятия .

Что вам на занятии понравилось?

Итак, ребята, занятие закончено, теперь возьмите свои волшебные баночки и подскажите мне, куда их нужно поставить?

А почему на окно?

Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.

Ребята, вы сегодня хорошо занимались, знаете основные признаки живых существ, правильно назвали функции каждого органа дерева, знаете, какие деревья живут в лесу. Занятие закончено, теперь возьмите свои баночки и поставьте на окно, чтобы наше растение получало свет.

Непосредственно образовательная деятельность
для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности.

Тема: Что такое воздух?
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;
Задачи:
1.Развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;
2.Обогащать словарь детей: соломинка, невидимый, упругий, легкий;
3.Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Интеграционные области: познание, здоровье, социализация, труд, комму-никация.
Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.

Материал: Вода.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, воздушные шары.
Организационный момент:
Перед детьми ставиться исследовательская задача - воспитатель предлагает с помощью разных предметов доказать, что нас окружает воздух.

Ход совместной деятельности:

Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

Дети: воздух
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего нужен?
Дети: чтобы дышать и жить.
Воспитатель: Правильно, воздух нам необходим для жизни, а еще растениям и животным. Сегодня мы с вами узнаем много нового о воздухе.

Опыт № 1. «Без воздуха не прожить»
Зажмите нос и рот.
- Как мы себя чувствуем? (Мы себя чувствуем плохо)
- Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? (чтобы мы могли дышать свежим воздухом).
- А как вы думаете, где живет воздух?
-Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Опыт № 2. «Почувствуй воздух»
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
А теперь возьмите листочек бумаги и подуйте на него. Что с ним происходит? (шевелится, колышется). Как будто от ветра.
- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
- Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

Опыт № 3. «Воздух внутри нас»
Воспитатель предлагает перейти детей к столам. На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и коктейльные палочки.
-Что вы видите в стаканчиках? – вода
-Возьмите трубочки и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.
.

Опыт № 4. «Воздух есть в любых предметах»
А теперь положите горошинку в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки. Это значит, что в горошинках есть воздух.
А теперь можете оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы

Физминутка.
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял. (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть –(сделать руки в трубочку и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть.(раздвигать руки в сторону, как будто растет шарик)
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок – (развести руки в стороны и изобразить хлопок)
Лопнул шарик, мой дружок.

Опыт № 5. «Поймай воздух».
Возьмите полиэтиленовые пакеты.
Какие они? (пустые, мятые). Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? (толстый, надутый). Почему он стал таким? Что заполнило пакет? Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять емкости.

Опыт № 6. «Увидеть воздух»
Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

Рефлексия: О чем мы сегодня говорили? (о воздухе)
- Что интересного мы с вами узнали о воздухе?
- Какой он? (невидимый, прозрачный, легкий, нужный для жизни)
- Что вам понравилось больше всего?
- Знаю, что вы эти фокусы покажете своим друзьям. А я вам приготовила сюрприз – воздушные шарики. Надуйте их. И поиграйте.

1.Задачи образовательной области «Познавательное развитие» по ФГОС в подготовительной группе ДОО.

2. Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе ДОО.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущими целями Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного об­разования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Ва­сильевой являются «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особен­ностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безо­пасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, ком­муникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-худо­жественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

В программе определены виды интеграций образовательных направлений и целевые ориентиры развития ребенка.

Задачи образовательной области «Познавательное развитие» по ФГОС в подготовительной группе ДОО.

Формирование элементарных математических представлений. Фор- мирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, мате- риале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Планируемые результаты освоения детьми программы

Планируемые итоговые результаты освоения детьми которые он может приобрести в результате освоения Программы:

    Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

    Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

    Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Формирование «социального портрета» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования осуществлялось также по следующим основаниям:

    По принципу интегративности , или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных модулей;

    В соответствии с новообразованиями , появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;

    С учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    Возрастные особенности детей 6 – 7 лет.

  • Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе.

    В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
    Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

    Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
    Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
    Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
    Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35-40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
    Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса детей дошкольного возраста

Познавательно развитие

Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности;

Усвоение и обогащение знаний о природе и обществе;

Развитие познавательных интересов; развитие всех видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое.

Формирование полноценного представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования -формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета,

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма;

Развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной дея-ти.

« От Рождения до школы» примерная основная
общеобразователь-ная программа дошкольного образования Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

2.Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. -М.; Мозаика-Синтез, 2006-2010.

3.Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

4.Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

5.Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.-М., 2002.

6.Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. - М„ 1999.

7.Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. -Самара, 1997.

8.Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. - М.: Мозаика-Синтез,2009-2010.

9.Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

10.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. -М.:Мозаика -Синтез,2005-2010.

Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторыС.:Литера, 2010

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи

Осуществляемая образовательная деятельность

В непосредственно образовательной деятельности

В совместной деятельности

в самостоятельной деятельности

при взаимодействии с семьями

Сенсорное развитие

Продолжать развивать органы чувств (зрение слух, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику.

Развивать умение созерцать предметы, явления. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строении, цвета; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков. Развивать умение, классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению) и по характерным деталям.

Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра. Обогащать представления о цветах и их оттенках. Учить называть цвета по предметному признаку, закреплять знания эталонов

Мини занятия
Интегрированные занятия
Экспериментирование
Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования
Игровые упражнения
Дидактические игры
Тематическая прогулка. Проблемные ситуации. Занятия; Показ

Наблюдение на прогулке
Развивающие игры

Игровые упражнения
Напоминание
Объяснение
Обследование
Наблюдение
Игры -экспериментирования
Проблемные ситуации

Дидактические игры
Развивающие игры
Игры-экспериментирования
Интегрированная детская деятельность (включение сенсорного опыта в его практическую деятельность)

Анкетирование
Информационные листы
Мастер-класс
Семинары
Ситуативное обучение
Консультации. Досуг
взаимодействие через сайт ДС. Беседа
Просмотр видео

Упражнения

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Развивать общие познавательные способности: способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки:

- учить устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий,
-находить причины и следствие
-Формировать обобщеннее представления о конструированных объектах.
Развивать динамические пространственные представления: умение мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.

Развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта.
-Развивать мышление. Развивать поисковую деятельность по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции.
-Приобщать к созданию простых подвижных конструкций.
Развивать описательную, инициативную, образную, эмоциональную речь
Развивать художественный вкус: подбор бумаги, природного материала, по цвету, по форме, поиск и создание оригинальных конструкций.

Занятия
Интегрированные занятия
Игровые занятия

Дидактические игры
Игры с природным материалом
Развивающие игры
Опыты и эксперименты
Творческие задания
Игровые задания
Выставки
Проектная деятельность
Проблемные ситуации

Развивающие игры
Дидактические игры
Игровые задания
Игры с природным материалом на прогулке
Игры-экспериментирования на прогулке

Дидактические игры
Развивающие игры
Игры с природным материалом
Игры со строительным материалом
Постройки для сюжетно-ролевых игр
Продуктивная деятельность
Постройки по замыслу, схемам и чертежам

Беседа
Консультации
Семинары
Семинары – практикумы
Целевые прогулки
Экскурсии
Анкетирование
Информационные листы
Мастер-класс
Ситуативное обучение
Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ
Просмотр видео
День открытых дверей
Выставки
Проектная деятельность

Формирование элементарных математических представлений.

Формировать представление о числах (до 20 и более). Обучать счету в пределах освоенных чисел и определению отношение предыдущего и последующего в числовом ряду.

Учить решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого.

Обучать измерению предметов с помощью условных и общепринятых мер, измерению сыпучих и жидких тел; выделению формы окружающих предметов, определение их положения в пространстве и положение своего тела в нем. Развивать ориентацию во времени (определение дней недели, месяцев года, времени по часам с точностью до получаса).

Интегрированные занятия
Проблемно-поисковые ситуации
игры: дидактические, подвижные
Чтение; Досуг; Индивидуальная работа; Работа с демонстрационным и дид. материалом; Викторины
Экспериментирование; Работа в парах; Работа микрогруппами. Презентации; Решение логических задач; Исследовательская дея-ть
Проектная деятельность

Игры: подвижные, Дид., С/р. Игровые действия
Гимнастика; Дежурство
Исследовательская дея-ть. Игровые проблемные ситуации. Индивидуальная работа
Решение логических задач. Использование худ. слова. практические задания

Игры: Дидактические
Развивающие игры
Подвижные игры
Игры-экспериментирования
Работа с дид. и демонстрационным материалом. Работа в тематических уголках
Продуктивная деятельность

Семинары
Семинары-практикумы Консультации
Ситуативное обучение
Просмотр видео
Досуг
Праздники
Открытые просмотры
Совместные игры
беседы

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Мир, в котором мы живем.
-Знакомить с процессами производства и потребления продуктов питания, одежды, предметов быта, парфюмерии и косметики, промышленного и ремесленного производства, предметами искусства. --Учить бережно относиться к живой и неживой природе, предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства, формировать непотребительское отношение к природе.
-Показывать правильные способы ведения домашнего хозяйства, учить пользоваться средствами и инструментами поддержания чистоты, красоты, порядка. Прививать желание жить скромно, бережливо.
-Учить быть внимательными к собственному поведению, оценивая его с точки зрения цели, процесса, способа достижения цели, результата.
-Знакомить с затратами труда и материалов на изготовление необходимых для жизни человека вещей, с переработкой отходов и мусора, приучать экономно расходовать ресурсы.
-Развивать общие познавательные способности: наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки:
- учить называть признаки используемых предметов, выявлять принадлежность или соотнесенность одних предметов с другими,
- учить устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения в результате воздействия на них,
-находить причины и следствие событий, происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живших в другом времени или другой географической области; выделять общее и частное, классифицировать материальные свидетельства в хронологическом порядке.
-Воспитывать представление о событиях, связанных с празднованием Дня города, 9 мая, Дня космонавтики и т.д.
-Знакомить с основной символикой родного города и государства, развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.

Занятия; Беседа
Дидактические игры
Театрализованные игры
Подвижные игры
Развивающие игры
Сюжетно-ролевые игры
Чтение
Игры-экспериментирования
Целевые прогулки; Продуктивная деятельность
Народные игры. Праздники, развлечения (в т.ч. фольклорные)
Видеопросмотры
Проектная деятельность
Проблемные ситуации
Организация тематических выставок
Викторины

Беседа
Развивающие игры
Игровые задания
Дидактические игры
Развивающие игры
Подвижные игры
Игры– экспериментирования
На прогулке наблюдение за окружающей действительностью

Дидактические игры
Театрализованные игры
Сюжетно-ролевые игры
Развивающие игры
Игры-экспериментирования
Продуктивная деятельность
Работа в книжном уголке

Беседа
Консультации
Семинары
Семинары – практикумы
Целевые прогулки
Экскурсии
Анкетирование
Информационные листы
Мастер-класс
Ситуативное обучение
Интерактивное взаимодействие через сайт ДС
Просмотр видео
День открытых дверей
Выставки
Проектная деятельность

Природа и ребенок.
-Поддерживать и развивать устойчивый интерес к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям. Побуждать к наблюдению за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления. Знакомить с ростом, развитием; с их потребностью в пище, свете, тепле, воде.
-Формировать элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
-Знакомить с разными состояниями вещества; с причинно-следственными связями. Развивать первые представления о существенных признаках благополучного и неблагополучного состояния природы.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями и животными.
Помогать видеть красоту и мощь природы, богатство ее форм, красок, запахов.

Занятия; Беседа; Чтение
Интегрированные занятия
Экспериментирование
Проектная дея-ть; Проблемно-поисковые ситуации; Конкурсы
Викторины; Труд в уголке природы, огороде; Целевые прогулки;
игры: дидактические, Развивающие, Театрализованные, С/ролевые, Подвижные, Народные, Игры-экспериментирования; Продуктивная дея-ть; Праздники, развлечения (в т.ч. фольклорные); Видеопросмотры; выставки; Календарь природы

Беседа
Развивающие игры
Игровые задания
Дидактические игры
Развивающие игры
Подвижные игры
Игры– экспериментирования
На прогулке наблюдение за природными явлениями

Игры: Дидактические
Театрализованные
Сюжетно-ролевые
Развивающие. Игры-экспериментирования
Игры с природным материалом
Наблюдение в уголке природы
Труд в уголке природы, огороде
Продуктивная деятельность
Календарь природы

Беседа; Консультации
Семинары; Целевые прогулки; Экскурсии
Анкетирование
Информационные листы
Мастер-класс; Ситуативное обучение; взаимодействие через сайт ДС
Просмотр видео
День открытых дверей
Фотовыставки
Выставки; Праздники
Развлечения. Досуги
Проектная деятельность

Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и прогулки в режиме дня

Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:

Виддеятельности

Подготовительная группа

7- год жизни

(В том числе компенсирующаягр)

Время в режимедня

Длительность

Количествозанятий в неделю

Длительностьзанятий

Занятия (Общая продолжительность образовательного процесса)

(подсчётвремени 50/50)

Самостоятельнаяигроваядеятельность

Подготовка к прогулке, прогулка

Обед

Полдник

Организацияигровойдеятельности, игра

Подготовка к прогулке, прогулка,

уход детей домой

Общийподсчётвремени

Назанятия

Напрогулку

На игру (без учёта времени игр на прогулке и в перерывах между занятиями)

Время после сна и перед полдником используется для организации закаливающих процедур, гимнастики после сна и самостоятельной игровой деятельности детей.

Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:

В дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:

в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня

в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Региональный компонент-

Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Принципы работы:

  • Системность и непрерывность.

    Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.

    Свобода индивидуального личностного развития.

    Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.

Приобщать детей к истории Ставропольского края Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.

Основные компоненты патриотического воспитания детей дошкольного возраста

(представления ребенка об окружающем мире)

Эмоционально- побудительный

(эмоционально – положительные чувства ребенка к окружающему миру)

Деятельностный

(отражение отношения к миру в деятельности)

    Культура народов Северного Кавказа, его традиции, народное творчество

    Природа родного края и страны, деятельность человека в природе

    История страны, отраженная в названиях улиц, памятниках

    Геральдика Российской Федерации, Ставропольского края, города Ессентуки

    Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому

    Интерес к жизни родного города и страны

    Гордость за достижения своей страны

    Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому

    Восхищение народным творчеством

    Любовь к родной природе, к родному языку

    Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде

    Продуктивная

деятельность

    Музыкальная

деятельность

    Познавательная

деятельность

Интеграция областей

«Познание»

«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми);

«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого- педагогической работы – формирования целостной картины мира);

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о своем здоровом образе жизни);

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире);

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности окружающего мира природы);

«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и художественного искусства)

Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день

Воспитательно-образовательный процесс условно подраз­делен на:

    совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организа­ции различных видов детской деятельности;

    образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

    самостоятельную деятельность детей;

    взаимодействие с семьями детей по реализации основной обра­зовательной программы дошкольного образования.

Модель организации деятельности взрослых и детей в ДС

Совместная деятельность

взрослого и детей

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие

с семьями

    Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования.

    Игровая: сюжетные игры, игры с правилами.

    Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов

    Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.

    Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта.

    Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

    Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

    Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской

Диагностирование

Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.

Совместное творчество детей и взрослых.

Построение образовательного процесса основывается на адек­ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществля­ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных осо­бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно:

Игровые,

Сюжетные,

Интегрированные формы образовательной деятельности.

Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы)выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте

Образовательная область

Первая половина дня

Вторая половина дня

Познавательное развитие

    НОД по познавательному развитию

    Дидактические игры

    Наблюдения

  • Экскурсии по участку

    Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.

    Развивающие игры

    Интеллектуальные досуги

    Индивидуальная работа

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в учреждении

Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

Явлениям нравственной жизни ребенка

Окружающей природе

Миру искусства и литературы

Традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям

Событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)

Сезонным явлениям

Народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.

Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В каждой возрастной группе выделен блок, разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями

Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;

Недели

Подготовит. Гр.

праздники

Сентябрь

День знаний

День знаний

Осень. Признаки осени

Сад, огород. Овощи, фрукты

Моя Родина

День дошкольного работника

Октябрь

Всемирный день пожилого человека

День учителя

Лес. Грибы.

ОДЕЖДА. ОБУВЬ

Мебель. Посуда

Ноябрь

День народного единства.

Моя семья

Дом. Мебель

День рождения Деда Мороза

Бытовая техника

Домашние животные

и их детеныши

Декабрь

Зимующие птицы

Комнатные растения

Новогодний праздник.

Январь

Дикие животные и их детеныши

Новый год

День родного языка

Февраль

День Здоровья

День Защитника Отечества

Март

Апрель

День смеха

День космонавтики

День Земли

Праздник весны и труда