Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Что такое Рождество?"
Описание материала : Предлагаю сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Этот сценарий познавательного характера, будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.
Цель: познакомить детей с историей православного праздника Рождество Христово; дать представление о его значении.
Задачи: Развивать эмоциональную сферу дошкольников, воспитывать музыкальный вкус, закреплять знание о зимних месяцах и праздниках, воспитывать интерес к совместным действиям, воспитывать уважение к своим сверстникам, воспитывать культуру поведения на мероприятиях и концертах, развивать интерес к фольклору.
Атрибуты: Презентация, 4 корзины, снежки, 4 платка для завязывания глаз, мешочек с карточками профессий, 2 бубна.
Предварительная работа: выучить стихи, колядки.
Ведущая: Здравствуйте ребята. Мы все очень рады видеть и приветствовать вас в музыкальном зале. Мы все здесь собрались не случайно, все знают, что зимою празднуют много праздников. Все эти праздники веселые, с гуляньями, песнями и плясками. А скажите, пожалуйста, какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, крещение, старый Новый год, масленица.
Ведущая: Да все ответы правильные. Ведь у каждого праздника есть свое определенное число. Кто мне может назвать эти числа? (31 декабря, ночь с 6 на 7 января, с 13 на 14 января, 19 января-крещение)
Ведущая: В ночь с 31 декабря на 1 января наступает новый год. Давайте вспомним, как мы весело встречали этот праздник хороводом «Замела метелица».
Исполняется хоровод «Замела метелица»
Ведущая : Новый год и Рождество - это семейные праздники, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра.
Ведущая: Ребята, а как вы думаете, почему праздник назвали Рождеством?
Ответы: Родился Христос.
Ведущая : 2011 лет назад в маленьком иудейском городе Вифлееме произошло величайшее событие в истории человечества. На земле родился спаситель мира наш господь Иисус Христос. С тех пор все христиане почитают и празднуют этот великий день.
Девочка: Помню я, как мама в первый раз
Мне поведала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез –
Ведь родился маленький Христос.
Звучит музыка «Хрустальная грусть»
Воспитатель читает стих И. Языков
"Рождество Христово"
Презентация по стихотворению. Слайд: Город Вифлеем.
1 Спал Вифлеем, забывший про дела.
И только пастухи стада пасли. Слайд: Пастухи
В ту ночь Мария Сына родила
Младенец в колыбельке сладко спал, Слайд: Мария с младенцем
А в яслях было ясно, словно днем.
Огромный мир, казалось, чуда ждал,
А это чудо заключалось в нем.
Три пастуха и Ангел впереди, Слайд: Мария в пещере с пастухами.
Исполненные радости вошли, -
И видят: прижимает Мать к груди
Дитя, похожее на всех детей земли.
Над горной пещерой сверкала звезда, Слайд: Звездное небо и пещера.
И спал Вифлеем в тишине сладких грез,
Великое счастье свершилось тогда –
Родился для мира Христос!
В Святой Вечер 6 января принято ходить в гости к близким и родственникам с песнями, колядками, поздравлять всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра. Рождественские святки - это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Иисуса Христа.
Каждый день люди гуляли по деревне, пели песни, катались с горок на санях наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами исполняя специальные песенки, которые назывались колядки. И никто не сердился на ряженных, потому что ряженые приносили хозяевам много доброго в следующем году.
Дети поют колядки:
1 Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых
2 Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт
Да поклон всем шлёт!
3 Я маленький мальчик,
На дудке играю,
Вас всех забавляю.
А вы, люди, знайте,
Конфетку дайте.
4 Я маленький мальчик,
Залез на чуланчик,
Надел красный колпачок,
Пожалуйте пятачок
5 Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!
Ведущая:
Ребята, не хотите ли послушать, как раньше пели коляду?
(Просмотр видеофильма «Измайловская слобода» песня «Приход колядовщиков»)
Хороши ваши колядки, но давайте поиграем со снежками в прятки. На полу разбросаны снежки, а ты попробуй их в корзину собери.
Для игры приглашаем детей.
Игра: «Спрячь снежок в корзину».
(дети собирают разбросанные снежки с завязанными глазами)
Ведущая:
Самыми любимыми играми на Руси были хороводные игры.
Коляда пришла, всем веселье принесла,
не сидите, не скучайте,
в хоровод скорей вставайте.
Приглашаю вас на игру. (Двое детей или взрослых образуют ворота. Через ворота дети проходят с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.)
Игра “К нам коляда пришла…”.
Поют: К нам коляда пришла, коляду привела,
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.
Ведущая: Есть у меня для вас волшебный мешочек. В нем находятся карточки с вашей будущей профессией.
Давайте погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.
Ведущая произносит слова:
Есть у меня мешочек
Ты скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!
Дети достают из мешочка карточку, с изображением какой- либо профессии и рассказывают, кем они станут.
Гадание-игра «Профессии».
Ведущая:
Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!
Проводится игра «Бубен».
(Дети стоят в кругу и под музыку передают 2 бубна в разные стороны. Когда музыка замолкает, тот, у кого бубны идут в центр круга и пляшут.)
Ведущая:
Вот каким весёлым получился у нас праздник святок!
Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым.. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
В детском саду можно найти на участке небольшую елочку или деревце, повесьте на нее кусочки хлеба, сало, внизу, под дерево, насыпьте зерен и крошек. Можно изготовить кормушки. И вскоре на вашу деревце или кормушку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.
И тогда на душе станет теплее и радостнее, и в нее войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.
Презентация песни «Во владеньях инея и снега».
Дети под музыка «Рождество» выходят из зала.
Программное содержание:
- Закрепить с детьми знания о зимних праздниках (новый год, рождество, крещение, колядки); об их главных символах и о подготовке к празднику. Закрепить знания детей о зиме, зимних месяцах.
- Вызвать у детей интерес к общению, активное участие в беседе.
- Обогащать словарный запас детей (канун, сочельник).
- Создать радостное настроение для детей.
Материал: аудиозапись ("Рождественская" мз. и сл. Е. Шмакова); илюстрации Нового года и Рождества; загадка о зиме; снежки; буквы для игры "Слова".
Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Хотите я вам загадаю загадку.
Наступили холода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Правильно.
А назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
А вам нравится зима? Чем она вам нравится?
Какие праздники мы с вами отмечаем зимой? (Новый год, рождество.)
Это большие праздники которые мы с вами отмечаем зимой.
А еще есть небольшие зимние праздники. Кто знает? (Крещение, колядки.)
Что многие люди делают на крещение? (Окунаются в прорубь.)
Для чего они это делают?
Вспомните еще был у нас в саду праздник, к нам приходило много гостей с песнями, танцами. Как он называется? (Колядки.)
А как называют людей, которые приходят? (Колядовщики.)
Вспомните слова, которые говорят колядовщики.
Коляда, коляда
Ты подай пирога.
Или хлеба ломтину
Или денег полтину.
Или курочку с хохлом,
Петушка с хохолком.
А для чего они приходят? (Поздравляют, желают здоровья и счастья.)
Давайте с вами вспомним про наш любимый праздник Новый год.
Что происходит у вас дома перед празднованием Нового года? (Наряжают елку, покупают подарки, готовят разные блюда.)
К этому празднику готовится вся семья.
Поэтому как можно назвать этот праздник? (Семейный.)
Что является главным символом Нового года? (Елка.)
Мы с вами поговорили про Новый год, а какой еще праздник мы празднуем зимой? (Рождество.)
Хотите послушать рождественскую песенку? (Прослушивание аудиозаписи.)
Вам понравилась песня?
Чем она вам понравилась?
Какая она по характеру?
О чем поется в этой песне?
Какие новые слова вы услышали? (Сочельник - это канун рождества.)
Кто из вас знает, что означает слово Рождество?
Послушайте, само слово Рождество говорит, о том, что кто - то родился. Рождество - это день рождения Иисуса Христа. Почти 2000 лет назад в этот день родился мальчик, которому дали имя Иисус. С тех пор люди и празднуют его день рождения.
А вы знаете почему празднуют все люди на всей Земле именно его день рождения?
Потому что родился не простой человек, а родился сын божий, спаситель, чтобы помогать людям, спасать их жизнь от жадности, вражды и смерти. Вот почему празднуется этот праздник, как рождество Христово.
Праздник Рождества всегда несет с собой радость и веселье. К Рождеству всегда люди начинают готовиться заранее. Покупают или изготавливают своими руками подарки, готовят угощения, разучивают песни, стихи, разные игры.
Давайте с вами тоже поиграем в игры. Хотите?
(Дети делятся самостоятельно на две команды.)
Первая игра называется "Слова".
Я вам дам карточки с буквами и вам нужно будет собрать из этих букв слова: 1-ой команде слово "рождество", 2-ой команде "Новый год".
Молодцы, понравилось собирать слова?
А теперь давайте поиграем в любимую зимнюю забаву "Перенеси снежок".
Снег волшебный это хорошо,
Не растает он в руках у вас ни за что!
И играть в него легко.
Понравилось. Размялись немножко, ну, а теперь садитесь на стульчики.
Ребята, а как вы думаете, что является символами Рождества? (Елка.)
Посмотрите у меня на картинке изображены 2 елочки. Одна из них Новогодняя, а другая рождественская.
Как вы думаете, какая из них Рождественская?
Чем они отличаются?
А посмотрите какие еще символы Рождества существуют. (Иллюстрации с изображением колокольчиков, веночка рождественского.)
Как вы думаете куда их нужно, вешать и для чего он нужны?
Это обереги, и они оберегают дома и людей от злых духов и вешают их на дверь.
Ребята, хотите я вам расскажу, про главный символ рождества?
Никто его не знает? Но все наверно видели.
Главным символом Рождества является ангел? Он всегда приносит людям хорошие вести.
А как вы думаете, как изображали ангелов?
Обычно их изображали как приятного ребенка с крылышками за спиной.
А какое лицо должно быть у ангела? (Доброе, радостное.)
Вы знаете сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?
Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное желание, которое он обязательно исполнит.
Загадали все желание? А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелок? Тогда давайте сядем за столы и каждый из вас разукрасит своего ангелочка, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки от близких самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.
Выбирайте себе любое место и разукрашивайте ангелочков.
Теперь давайте рассмотрим ваших ангелов.
Каким цветом вы их разукрасили?
Почему у них такие лица вы нарисовали?
Пусть ваши ангелочки несут в ваш дом тепло, уют, радость и счастье.
Татьяна Миронова
Конспект занятия «Рождество Христово»
Программное содержание :
1. Познакомить детей с элементарными представлениями о религиозном российском празднике Рождестве Христовом .
2. Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание : отзывчивость, доброту, сочувствие.
3. Закреплять навыки работы с шаблонами, ножницами. Учить детей работать в коллективе.
Предварительная работа : экскурсия в Свято-Никольский храм, оформление мини - галереи репродукциями и иконами посвящённых Рождеству Христову , заучивание стихов и песен о Рождестве Христовом .
Материал : ёлочка, репродукции с картин о Рождестве Христовом , фонограмма музыки Рождественского хоровода , материал к ручному труду.
План занятия :
1. Вводная часть – Что это за праздник Рождество Христово .
2. Знакомство с «Преданием о первой Рождественской елке » Е. Ивановской
3. Беседа по содержанию предания
4. Выполнение коллективной работы «Звёзды для Рождественской ёлки »
5. Рождественский хоровод вокруг елочки.
Ход занятия:
Воспитатель : Рождество Христово
Празднуем сегодня
С песнями, весельем,
Елкой новогодней!
25 декабря по старому стилю, 7 января по новому, по библейскому преданию в семье плотника Иосифа Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа . Чудесная Вифлеемская звезда появилась на небе, когда родился Спаситель.
Этот праздник всегда встречают праздничным обедом, нарядной елкой и рождественскими подарками .
Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества !
Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда. И это чудо происходит.
«Христос рождается , славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес , встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой» .
Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой : подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.
Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.
Воспитатель читает стихотворение А. Фета
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи -
И за Ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран :
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.
Сегодня я хочу познакомить вас с преданием Е. Ивановской. Вы узнаете о том, почему люди – христиане стали украшать елочку.
«Предание о первой Рождественской елке » Е. Ивановской
Когда родился маленький Христос , и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу :
Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру : пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос !
И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. Ангел набрал много алых, как заря, роз; лилий, белых как снег; веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий; сорвал и несколько крупных желтых лотосов. И все эти цветы принес в пещеру.
Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал :
Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа .
И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос , и шептали друг другу :
Тс. Тише! Он заснул!
Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.
О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещерку украсить.
И она горько заплакала. Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала :
Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.
И Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо : тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос , спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.
А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом :
Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех? И елочка чувствовала себя вполне счастливою. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о первой елке - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.
Воспитатель : Ребята, что случилось в пещере?
Кто прилетел в пещеру?
Что сказали ангелы?
Что принес ангел с юга?
Что принес другой ангел с севера?
Почему опечалилась елочка?
Какое чудо произошло?
Воспитатель : ребята, посмотрите, и наша ёлочка совсем не нарядная и не готова к Рождественскому празднику . Давайте все вместе украсим нашу ёлочку, как в этом придании, звёздами!
(Воспитатель приглашает детей за столы, обращает внимание на ёлочку На столах приготовлены шаблоны звездочек, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, нитки, клей ПВА, кисти для клея, салфетки.
Вместе с детьми воспитатель обсуждает предстоящую работу.)
Дети выполняют работу и украшают елочку звездочками.
Ребёнок 1.: Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали :
Для людей – благоволенье,
Мир и правда - для земли!
Ребёнок 2.: Ангел нынче нам спустился
И пропел : «Христос родился » .
Мы пришли Христа прославить ,
И вас с праздником поздравить.
Ребенок 3 : Радуйтесь, все люди
На большой планете,
С нами Бог, любовь и правда,
Христославьте , дети!
Воспитатель : Давайте все вместе встанем в хоровод и споем :
«Рождество »
слова П. Дзюбы, музыка Т. Потапенко
1. Землю вьюга белая
Замела снежком.
Праздничная елочка
Украшает дом.
Припев : Рождество , Рождество ,
Елка светит ярко,
Рождество , Рождество
Дарит нам подарки.
Музыка веселая,
Заиграй смелей-
Славим Иисуса мы
Песенкой своей
2. Звездочкой рождественской
Счастье входит в дом,
Поздравляем с праздником –
Светлым Рождеством !
Припев тот же.
Воспитатель : Пушистый снег покрыл поля,
Покрыл дремучий лес.
Уснула тихим сном земля,
Померкнул свод небес.
Сегодня отдых от труда,
Забвенье всех забот…
Зажжется первая звезда-
И к нам Христос сойдет .
Сойдет, чтоб в каждую семью
Внести покой и мир,
Всем благость проявить свою,
Устроить детям пир!
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой
(дошкольное подразделение № 3)
Подготовила и провела:
Воспитатель старшей группы
Асаева Екатерина Сергеевна
Москва
2014-2015 уч.год
КОНСПЕКТ НОД на тему «РОЖДЕСТВО»
Для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: закрепить и обобщить представления детей о зимних месяцах; Новогодних праздниках. Рассказать подробнее о Январе, о великом православном празднике – Рождество Христово.
Познакомить с историей празднования Рождества.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме; дома беседа с родителями о Новогодних праздниках (Новый год и Рождество); чтение художественной православной литературы «Ангел».
Используемый материал: иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, рождение Христа, деревьев – маслина, ель, пальма; открытка «Вифлеемская звезда», статуэтки ангела, Девы Марии, Иосифа и младенца; стихотворение А. Хомякова «В этот светлый праздник»; мультимедийное оборудование для просмотра песни-клипа «Рождество Царя» c христианского диска для детей «В гостях у Овечки», магнитофон для прослушивания детской песни «Яркая звездочка на небе горит».
Примечание: статуэтки, Рождественские открытки можно приобрести в церковных лавках.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним название зимних месяцев.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Какой праздник отмечается в Декабре? Все с нетерпением ждут этого праздника. (Ответы детей)
Скажите пожалуйста, какой праздник отмечается в Январе? (Ответы детей)
В эти праздники происходят чудеса. Об одном чуде я расскажу вам более подробно.
Посмотрите вокруг, наша групповая комната украшена новогодними украшениями. В углу комнаты стоит нарядное дерево, какое? (Ответы детей). Вы знаете почему именно елку украшают на Новый годи Рождество? (Ответы детей)
Сегодня вы об этом узнаете, но давайте все по-порядку. Что же это за великий праздник Рождество? Может, вы расскажите?
Приглашаются дети для чтения стихотворения
А. Хомякова «В этот светлый праздник»
В этот светлый праздник
(А. Хомяков)
В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.
Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
Воспитатель: молодцы ребята, очень красиво рассказали Рождественское стихотворение. Кто же родился в этот светлый праздник? (Ответы детей)
Правильно, родился Иисус Христос. Произошло это давным-давно.
Дева Мария и ее муж Иосиф шли в город Вифлием, который находится в далекой стране – Израиле. Когда они дошли до города, то обнаружили, что нет ни одного свободного места в городских гостиницах. (При этом сообщении воспитатель показывает иллюстрации с изображением Вифлиема, статуэтки Девы Марии, Иосифа и младенца). Тогда они остановились на ночлег в пещере, предназначенной для стойла (место для кормления и сна домашнего скота). Среди сена и соломы родился – Богочеловек, Иисус Христос, спаситель мира.
Среди полной тишины, когда все спали, весть о Рождестве Спасителя мира, услышали пастухи, которые стерегли ночное стадо. Им предстал Ангел Господень и объявили радостную весть.
В тот же миг над пещерой загорелась самая яркая звезда, ее назвали – Вифлеемской звездой, указывающая место где родился Иисус Христос. Теперь вы знаете как появился Иисус Христос.
Минутная пауза.
Детям предлагается послушать и потанцевать под детскую христианскую песню «Яркая звездочка на небе горит»
Воспитатель: ребята, вы знаете, почему именно елку, а не другое дерево наряжают в Новогодние праздники?
В народе рассказывают об этом обычае красивую легенду. Хотите узнать? (Ответы детей)
У входа в пещеру, где родился Христос росло три дерева: пальма, маслина и елка. (В этот момент воспитатель показывает иллюстрации с изображением этих деревьев). Они как и другие растения торжествовали появлению на свет Христа. Эти три дерева очень хорошо видели Деву Марию с младенцем и находились совсем рядом с пещерой.
Все радостней, все оживленнее становился шелест их ветвей, и вдруг в этом шелесте явственно слышались слова:
Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, - говорила, обращаясь к маслине, пальма.
Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.
Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? – прибавила маслина. – Что у тебя есть? Только колючие иглы и противная липкая смола?
Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру. Но Ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.
Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны.
Пусть он навевает Тебе прохладу в жаркий день, - сказала пальма. А маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем.
С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. «Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу!»
Но Ангел сказал ей:
«В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!» И Ангел взглянул на небо. А темное небо было усеяно сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки ели, и скоро вся она засияла блестящими огоньками.
И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а СИЯЮЩАЯ ЕЛКА. На нее взглянул Он, и улыбнулся ей, и протянул к ней ручки. Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром и Ангел видел это и сказал:
Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. С этих пор, когда люди будут вспоминать Рождество Христово, и ты не будешь забыта. Каждый год в это время, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. Будут радоваться и взрослые. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься символом веселого праздника!
Воспитатель: Ребята, в конце нашей беседы, я предлагаю вам посмотреть и послушать очень красивую Рождественскую песню «Рождество Царя»
Дети смотрят песню-клип с христианского диска для детей «В гостях у Овечки» «Рождение Царя», автор слов и музыки Наталия Лансере.
Предварительный просмотр:
План - конспект НОД для детей 6 - 7лет по познавательному развитию
Тема: «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»
Подготовительная группа
Предварительная работа:
1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей»: «Благовещение о рождении Иисуса», «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Праведный Симеон», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов».
2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве.
3. Изготовление елочных игрушек.
4. Чтение книги о рождественской елке.
5. Наблюдение за звездами на вечернем небе.
Материал и оборудование:
звезды, вырезанные из бумаги, подвещенные к крестовинам; «Звезда – мозаика» (разрезная); угощение для чаепития; рождественская елка.
Программное содержание:
1. Закрепить и уточнить знание детей о таком православном празднике, как Рождество Христово, и о его значении.
2. Расширить духовный мир ребенка.
3. Создать атмосферу радости, эстетического удовлетворения от встречи с произведениями устного народного творчества, гордости и уважения к культуре своего народа.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Вот и наступил праздник, который мы так долго ждали. В церкви торжественно горят свечи, дома – лампады, а на небе – звезды! Но посмотрите, и у нас в группе тоже висят звездочки! Все ли они одинаковые?
(Дети разглядывают звезды, подвешенные на крестовинах, отмечают,
что одна из звезд – самая яркая, большая)
Воспитатель: Верно, ребята, одна из звезд ярче и красивее. А кто-нибудь знает, почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: В Вифлееме, когда родился Иисус, взошла особенно большая, красивая и яркая звезда. Она так освещала землю, что все люди невольно обращали на нее внимание. Мы с вами уже много чего узнали про Рождество Христово, познакомились с историей возникновения этого праздника. Скажите, а без чего мы не можем себе представить празднование Рождества и Нового года?
(Ответы детей)
Воспитатель: Если тихонько посидеть и послушать, то можно услышать, о чем же говорят звезды в Рождество… Послушайте удивительную историю!
В Рождественскую ночь ангел возвестил радостную весть: «В городе Вифлееме родился Спаситель Христос!» Первыми услышали эту новость пастухи. Они заплакали от великой радости, упали на колени, первыми поклонились родившемуся Спасителю и всем рассказали об услышанном от ангела. Обрадовались все: и люди, и звери, и птицы, и даже растения.
Соседний лес тоже услышал радостную весть. Заволновались все деревья. Им тоже захотелось поклониться Спасителю – Младенцу. Но больше всех повезло тем деревьям, что осеняли пещеру, где родился Спаситель. Это оказались три дерева, стоящие у самого входа в пещеру. Им хорошо были видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Предложила пальма: «Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и принесем Ему наши дары». Елка взмолилась: «Возьмите и меня с собой!». «Куда тебе с нами?!» - ответила ей пальма. Маслина ее поддержала: «И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? Что у тебя есть? Только колючие иголки и противная липкая смола». Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны, произнеся: «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день». А маслина наклонила свои ветки и с них закапало душистое масло. Одна лишь елка осталась на своем месте. «Они правы, - подумала ель. – Где мне с ними сравниться? Я ведь такая бездарная, ничтожная. Достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?». Но ангел услышал разговор деревьев, увидел гордость пальмы и маслины и скромность елки. И сказал тогда ангел: «Своей скромностью ты унижаешь себя, милая елка. Но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!». Ангел взглянул на небо – темное небо было усеяно сверкающими звездами. Он сделал знак – и одна звезда за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки. И скоро вся она засияла блестящими огоньками. А когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер привлек Его внимание, а сияющая елка. «Ты – доброе деревце, - сказал ей ангел, - и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год, как и теперь, ты будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная зеленая елка, сделаешься знамением веселого Рождественского праздника!».
С тех пор люди празднуют Рождество Христово, веселятся и прославляют его, наряжают рождественскую елку.
Какая чудесная легенда! И есть очень хорошее стихотворение при эту елочку.
Отчего ты, елочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена!
Я грущу, что нету у меня обновы
И мне не в чем встретить Рождество Христово!
Вся природа славит рождение Христа! –
Вдруг с небес упала яркая звезда,
Вспыхнула, рассыпалась на мелкие осколки,
И они сверкнули на ветвях у елки.
Засмеялась елочка: - Вот я и готова
Встретить с Божьим миром Рождество Христово!
Т.Шорыгина «Елочка»
Воспитатель: А теперь немного отдохнем. У нас тоже есть звезда, но она также рассыпалась на мелкие осколки, надо ее сложить, чтобы получилась целая звезда!
(Физминутка)
Воспитатель: А еще хотите поиграть? Игра называется «Чего на елке не бывает?». Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать «Да». Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибаться. Готовы?
Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит –
На ветвях ее висит:
Звездочка – верхушка?
Звонкая хлопушка?
Петенька – Петрушка?
Мягкая подушка?
Белые снежинки?
Яркие картинки?
Шар из паутинки?
Старые ботинки?
Плитки шоколадки?
Кони и лошадки?
Зайчики из ватки?
Варежки-перчатки?
Красные фонарики?
Хлебные сухарики?
Яркие флажки?
Шапки и платки?
Яблоки и шишки?
Колины штанишки?
Вкусные конфеты?
Свежие газеты?
Воспитатель: А ведь звездочки наши что-то шепчут мне! Хотите узнать? Оказывается они еще и загадки для вас приготовили! Отгадаем?
(Дети снимают по одной звезде, на обратной стороне которых написаны загадки.
Воспитатель читает загадку, дети отгадывают).
Летом спят, а зимой бегут.
В гору деревяшка, под гору – коняшка. (сани)
Глянули в оконце – летит белое суконце. (снег)
Трескучий ядрен
Намостил мостен,
По дворам пробежал,
Все окна расписал (мороз)
Текло, текло и легло под стекло. (лед)
Пышная красавица,
Острая иголка.
Выросла в лесу она
И зовется… (елка)
Вокруг елочки зеленой
Веселится весь народ.
Он зимой приходит в гости
Его имя … (Новый год).
Где родился Иисус Христос? (В Вифлееме).
Как звали мать Иисуса Христа? (Мария)
Как называется день накануне Рождества? (Сочельник)
Как люди узнали, что родился Иисус Христос? (Ангел возвестил о рождении Спасителя)
Кто первым пришел поздравить Божьего Младенца? (пастухи)
Что подарили Иисусу Христу мудрецы? (золото, ладан и мирту).
Какие деревья принесли свои дары Младенцу Божьему? (пальма, маслина, ель)
Чем отличается новогодняя елка от рождественской? (рождественскую ель обязательно украшают звездой)
Какой цвет является символом Рождества?
Воспитатель: Ух, как хорошо-то вы умеете загадки отгадывать. А попробуйте-ка отгадать следующие:
Есть игра одна для вас.
Я начну стихи сейчас.
Я начну – а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
Снег на улице! Ура!
На дворе стоит… (мороз)
И свисает низко-низко
С крыши хрупкая… (сосулька)
Мир раскрашен белым цветом,
Так бывает только… (зимой)
В эти дни нас ждет веселье –
Чудный праздник… (Новый год)
Будто только что с мороза,
Вся блестит в огнях … (елка)
И подарки – не зевай!
Раздает всем дед… (Мороз).
Воспитатель: В России, как и во многих других странах, Рождество – праздник семейный. Его стараются провести в кругу близких, при свечах, за богатым столом. Дети всегда ждут от Рождества не просто подарков, игр, веселья – ждут настоящего чуда. И, конечно, в этот праздник у всех дома стоит наряженная рождественская елка – символ неувядающей жизни. Рождественская елка отличается от новогодней тем, что венчает ее серебристая звезда в память о той самой звездочке, что указала путь к месту рождения Сына Божьего.
Накануне Рождества в старину готовили много вкусных угощений и вечером, когда на небе зажигалась первая звезда, садились за стол и праздновали всю ночь. По улицам ходили ряженые. Ряженые – это дети и взрослые, они наряжались в разные маски. Люди веселились: плясали, гадали, ходили колядовать. Колядовать – это значит ходить по домам и славить Господа нашего – Иисуса Христа. В народе об Иисусе Христе было сложено много песен – они назывались колядками. Их-то и пели, когда приходили в дом. Разбрасывали в доме по полу овес – это означало пожелание хозяевам счастья, богатства, хорошего урожая. Хозяева за это благодарили гостей, угощали их. И, конечно, после щедрого угощения колядовщики благодарили хозяев, желали им счастья, благополучия, достатка и здоровья.
Вот такое оно – наше Рождество. Чистое, удалое, веселое, ряженое, таинственное и загадочное. Праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, так оно должно вершиться ежегодно в этот день.
И давайте пожелаем друг другу счастья, здоровья, добра. А еще в этот день, ребятки, зажигают свечку и загадывают самые заветные желания. Вот я сейчас зажгу свечу… А вы загадайте желание!
(Дети поочередно берут в руки подсвечник со свечкой и произносят свои желания)
Воспитатель: Хорошие желания вы загадали! И какой же праздник без чаепития и угощений? Я приглашаю вас за стол.
Проводится чаепитие
Как решиться на развод с женой и стоит ли это делать?
Учимся делать игрушки на ёлку своими руками из чего угодно
Притчи о семейной жизни и ценности семьи
Новый год приходит в дом – мы частушку запоём!
Какие цвета идут блондинкам: цветотипы, классические и современные сочетания цветов одежды, креативные решения и модные новинки макияжа