Русские народные промыслы. Оренбургский пуховый платок

  • 05.11.2019

Приезжая из Оренбургской области, многие стараются привезти с собой пуховый платок. Тонкий, но удивительно теплый , он будто обнимает, баюкая в ладонях уюта.

Его история насчитывает много веков . Относясь к народным промыслам, наряду с расписной деревянной посудой, глиняными свистульками, шкатулками из бересты и украшениями из дерева, платки стали символом Оренбурга.
Сначала они вязались для личных нужд, а примерно 250 лет назад стали выставляться на продажу, превратившись в одну из статей дохода казачьей семьи.

Рост известности платков из козьего пуха связывают с личностью П. И. Рычкова. Он провел и опубликовал исследование о видах и свойствах козьего пуха. За работу был награжден золотой медалью.

Пуховязальный промысел продолжает уверенно развиваться, мастерицы передают опыт подрастающему поколению, совершенствуя узоры и типы вязки.

За многие годы сформировались несколько разновидностей платков и косынок. Это простой платок, паутинка и палантин.

Справка. Независимо от вида изделия, у каждого из них есть резная кайма, которую делают из ажурных зубчиков, и основное полотно, провязывающееся на 2 спицах.

Различаются платки по размерам и способу вязания.

Простой

Простой платок только называется так, а связать его очень непросто, хотя для мастериц эта задача легко выполнима.

Вяжут простой платок из толстой серой или белой пряжи.

Его ценность в сохранении тепла и защите от сквозняков .

Носили его ежедневно, сначала надевали тонкую полотняную косынку, а сверху пуховую роскошь. На узоры не скупились, даже в повседневной жизни женщина старалась быть красивой. Поэтому на платке есть простые незамысловатые узоры . В основном это чередование разных видов петель, складывающихся в ромбы или дорожки .

Начинают его вязать с углового зубчика каймы, постепенно переводя петли на вспомогательную спицу или булавку.

Большой, теплый и уютный платок становится прекрасной защитой от зимних холодов .

Паутинка

Во всем мире паутинка знаменита тем, что именно эта разновидность оренбургского платка легко проходит через обручальное кольцо.

Связанная из тончайшей двусоставной нити , она поражает воображение ажурностью и невесомостью . Закутав ей плечи, легко представить себя под облаком нежности.

Паутинка становится великолепным подарком тем, у кого проблемы со здоровьем .

Важно! Тонкая и прочная нить, равной которой нет в мире, получается только из пуха оренбургских коз, который имеет показатель 16-18 мкм.

Вяжется изделие из тонкой нити, но на толстых спицах . Процесс трудоемкий, поэтому даже у опытных мастериц занимает около 2 недель.

Узор более замысловатый , самыми популярными остаются «горошек» или «червонки», форма платка квадратная.

Это более нарядный вариант, встречаются очень сложные ажурные узоры.

Такие платки уже относятся к разряду праздничных и сами по себе являются прекрасным украшением.

Палантин

Палантином называется прямоугольный роскошный аксессуар для торжеств и юбилеев, семейных праздников, важных встреч и свиданий с любимым человеком .

Отличается сложностью узора, четкостью его структуры. Большинство моделей вяжется из белоснежных тонких нитей , состоящих из пуха и основы.

Красота оренбургских палантинов ценится во многих странах, их стремятся приобрести в качестве ценного подарка.

Благодаря большому размеру, он закрывает не только плечи, но и спину, драпирует фигуру фактурными складками, согревает, создает ощущение уюта .
Несмотря на то что нить тонкая и плетение ажурное, палантины из пуха очень теплые .

Важно! В процессе носки изделие начинает пушиться, закрывая пробелы в плетении. Поэтому рисунок сохраняется, а уровень сохраняемого тепла повышается.

Из чего вяжут оренбургские пуховые платки

Основная особенность платков оренбургских мастериц - воздушность и лёгкость . Даже повседневные виды, связанные без особых изысков, мало весят и прекрасно держат тепло . Иногда приходится слышать, что оренбургский платок называют шерстяным. Это ошибка. Свои изделия мастерицы делают не из какой-либо шерсти, а из пуха. А их секрет заключается в особой структуре пуха.

Справка : получить пух такого же качества в других регионах не удается. Козы, вывезенные из привычной среды обитания, со временем теряют свою уникальность и пух становится грубым и тяжелым.

Структура пряжи

Техника прядения тоже имеет свои секреты.

Сам по себе пух не будет достаточно прочным. Поэтому пряжа для вязания имеет 2 компонента.

  • Пух - главная составляющая пряжи.
  • Основа - нить на которую напрядается пух. В качестве основы используют шелковую, хлопчатобумажную, лавсановую или вискозную нить.

У каждой прядильщицы толщина и структура нити уникальна .

Спряденная вручную пряжа нежная, тонкая и шелковистая. Пух плотно прилегает к основе, не пушится при перемотке и вязании . Только в изделии начинается естественное изменение структуры, платок приобретает объем.

Внимание! Искусственно пушить оренбургские платки, паутинки и палантины не рекомендуется.

Такая мера сильно сократит их срок службы.

Натуральная палитра включает несколько оттенков белого, серого и почти черного цветов. Остальные расцветки получаются при добавлении химических и натуральных красителей.

Благодаря тонкости нитей, расход пряжи на изделие минимальный . Например, на 2 платка понадобится около 300 гр. пряжи.

Чем ажурнее вязка и толще спицы, тем меньше материала потребуется на изделие.

Состав разных видов платков

Из чего вяжут простой платок

Самым плотным является простой платок .

Он связан из относительно толстой нити серого или белого цвета . Для основы используется хлопок .

Иногда используются другие виды, но поскольку вяжется он платочной вязкой цельным полотном и украшен только ажурными зубчиками, то слишком тонкая пряжа и не нужна. Основная задача такого платка ежедневно согревать хозяйку, храня ее от простуды и радикулита.

Из чего вяжут паутинки и палантины

Паутинки и палантины выполняются в технике ажурной вязки из тонкой пряжи . При ее изготовлении пух был напряден на шелковую или вискозную основу .

В последние годы стали применять для основы синтетические нити. Они придают прочность, не дают изделию терять форму и деформироваться после стирки.

  • Настоящий оренбургский платок можно протянуть через кольцо и уместить в скорлупе гусиного яйца.
  • В октябре проводятся традиционные Дни Оренбургского пухового платка и акция, приуроченная к Покрову Дню. В это время женщины наряжаются в тончайшие шедевры пуховязального промысла, а мужчины стараются подарить любимой платок или шаль.
  • Самый большой оренбургский пуховый платок имеет площадь 400 кв. м.

Одним из популярных во всем мире русских промыслов являются такие известные изделия талантливых уральских мастериц как знаменитые оренбургские пуховые платки и шали. Создавались эти тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз. Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создавали из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур из бабьего лета изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

История возникновения

(Клубки для вязания платка )

Древний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз рассекали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», т.е. без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными. Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных овец, явив на свет настоящее произведение русского искусства – оренбургский пуховый платок, который был воспет заслуженной народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной в 60-х годах прошлого века. Красота и нежность теплого оренбургского платка вдохновили поэта-песенника В. Бокова и композитора Г.Пономаренко на создание пронзительно нежной и лирической композиции, воспевающей любовь к матери, при исполнении которой на глазах и слушателей и исполнителей наворачивались слезы.

(Платок из козьего пуха )

Постепенно пуховязание стало настолько популярным и прибыльным делом, что им занимались целые семьи, а его секреты передавались от одной мастерицы к другой. Уральские платки связанные талантливыми руками оренбургских мастериц пришлись по душе даже российскому императорскому двору. Существует легенда что шаль созданная уральской казачкой для Екатерины Второй, настолько ей понравилась, что она приказала сделать мастерицу слепой, чтобы та уже никогда не смогла создать такое же уникальное изделие и никто не смог бы повторить её шедевр. Однако дочь, обученная своей матерью, поведала секреты пуховязания другим казачкам, так что платки с уникальными узорами и дальше появлялись на Урале и радовали всех своей неповторимой красотой. Пиком популярности этих изделий стала середина 18 века, когда к ним привлек внимание всей общественности знаменитый исследователь и историк Оренбургского края П.И Рычков, опубликовавший свой труд «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году. А уже менее чем через 100 лет произведения оренбургских тружениц выставлялись на международных выставках, получали призовые места, завоевывали любовь и признание миллионов людей по всему миру.

Тонкости и нюансы изготовления

Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы – 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков:

  • Плотные пуховые шали серого (иногда белого) цвета на «каждый день»;
  • Тонкие ажурные платки–паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов;
  • Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях.

(Платок легко проходит через тонкое колечко )

Особую тонкость изделия проверяли тем, проходит ли оно через кольцо или помещается в гусином яйце. Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. Сначала пух очищают от волоса, вычесывают его несколько раз, прядут на веретене нитку, затем соединяют пуховую нитку с шелковой, сматывают полученную пряжу в клубки, потом уже плетут изделие, которое нужно будет в результате еще почистить и отбелить.

(Расходящиеся ромбовидные узоры от центра платка )

В соответствии с выбранной мастерицей композицией узора платки могут быть однокруговые остальные элементы (в сердцевине находится крупный ромб, от него отходят), пятикруговые (центарльная фигура – крест, состоящий из пяти ромбов), с наличием сплошной середины (центр платка образован одним или несколькими элементами). Ромб - основная геометрическая фигура в узорах ажурных оренбургских платков, также традиционны узоры под названием косорядка, рыбка, соты, ягодки, горох, кошачья лапка, узоры посложнее - бантики, снежинки, сосенки.

Несмотря на обилие разнообразных современных моделей, узоров и орнаментов, стабильно высокой популярностью пользуется пуховый платок. Схема вязания спицами такого изделия может быть предельно простой или чрезвычайно сложной. Дизайнеры составляют узоры для вязальщиц с разными уровнями мастерства. Поэтому можно найти изделия, связанные только лицевыми петлями или же, наоборот, включающие целый ряд орнаментов.

В целом вязание пуховых и описания которых рассчитаны на новичков, не отличается сложностью. Важно только следить за равномерной плотностью. Более сложные модели требуют определенного опыта, воображения и знания геометрии.

Виды пуховых платков: оренбургская нежность

Потребность человека в теплой одежде привела к тому, что он стал активно использовать мех, шерсть и пух различных животных. Наряду с меховыми предметами гардероба, отлично согревают вязаные вещи, содержащие шерсть овец, пух кроликов, коз и других парнокопытных.

Сегодня наиболее популярны два вида платков: оренбургский и воронежский. Первый - это пуховый платок-паутинка. Схема вязания спицами этого аксессуара обычно представляет собой ажур, а изготавливается он из очень тонких ворсистых ниточек (отсюда и название «паутинка»). Готовое изделие имеет чрезвычайно малый вес, но обладает прекрасными согревающими свойствами.

Для оренбургских платков мастерицы выбирают мохер или ангору с толщиной нити около 250 м/25 грамм. При этом спицы используются довольно толстые: не менее 4 мм.

Как вяжутся классические воронежские платки

Традиционно подобным аксессуарам придают прямоугольную форму. Центр вяжут каким-нибудь простым узором

Мастерицы подбирают любой элементарный узор или даже платочную вязку, чтобы изготовить центральную часть, а затем украшают пуховый платок. Схема вязания спицами может быть довольно ажурной или же относительно плотной. В отличие от оренбургских платков, воронежские более тяжелые и объемные.

Пух воронежских коз

Для работы используют пряжу из мягчайшей козьей шерсти. В регионе гордятся своими достижениями в области разведения определенной породы животных, а также технологиями обработки пуха. Шерсть таких коз отличается легкостью, мягкостью, шелковистостью и длиной ворса.

Мастера утверждают, что качество пуха раскрывается со временем. Чем дольше изделие носится, тем мягче и пушистее становится пуховый платок. Схема вязания спицами не влияет на «пушистость», но от нее зависит эстетическая привлекательность модели.

Подобные платки не настолько ажурные, как оренбургские. Их вяжут более плотно. Кроме того, в процессе носки ворсинки пуха распределяются между петлями и заполняют просветы, так что полотно становится еще менее прозрачным.

Схема вязания пухового платка спицами для начинающих

Всем мастерицам, которые только недавно освоили базовые приемы вязания, лучше выбрать модель попроще, чтобы изготовить шаль, платок или палантин. Согласно определению, платки могут быть как четырехугольными, так и треугольными.

В качестве примера простого узора ниже расположен рисунок со схематическим изображением элементарного ажура. Здесь очень простой принцип расширения.

Пользуясь этим орнаментом, мастерица может довольно быстро создать пуховый платок. Схема вязания спицами начинается снизу.

Значение качественного материала

Пряжу можно использовать совершенно любую: если выбрать тонкий мохер, то изделие получится ажурным и нежным.

Когда же мастерице по душе мохнатая ниточка, и она желает получить более плотное изделие, то следует приобрести соответствующий материал. Следует избегать некачественной пряжи и материалов, которые относятся к экономсегменту. Это связано с тем, что в недорогой пряже много искусственных добавок, а натуральные волокна не обработаны должным образом. В результате изделие будет жестким, быстро появятся катышки, и общий вид будет недостаточно аккуратным. Поиск пряжи - это важнейший подготовительный этап. От его результатов зависит то, насколько качественным выйдет оренбургский или воронежский пуховый платок. и узор в данном случае являются второстепенными по значению.

В описании работы для удобства будут применены следующие аббревиатуры:

  • лицевая петля (Лиц. П);
  • изнаночная петля (Изн. П);
  • накид (Н);
  • ряд (Р).

Как связать платок спицами

Для первого Р следует набрать пять петель. Затем нужно вязать по приведенной схеме, последовательно прибавляя по две петли в каждом Лиц. Р.

Каким образом выполняются прибавления:

  1. В начале Р: снять первую П, сделать Н, дальше вязать по схеме.
  2. В конце Р: не довязывая последнюю П, сделать Н, а затем выполнить Лиц. П.

Все Изн. Р вяжутся по узору.

Сокращение петель (из двух получается одна) обозначено наклонной чертой. Чтобы получить симметричный узор, нужно обращать внимание на то, в какую сторону наклонена черта. Если вправо, то необходимо выполнить такие действия:

  1. Перенести первую П на правую спицу.
  2. Вторую П провязать Лиц.
  3. Перенести первую П на левую спицу и надеть на вторую.
  4. Перенести образовавшуюся П на правую спицу.

В том случае, когда наклонная черта указывает влево, следует просто провязать две П вместе и получить одну Лиц. П.

В обычном (ровном полотне) количество новых элементов всегда равно количеству сокращенных. Таким образом, сохраняется равновесие и общее число П в Р.

Но треугольная схема составлена таким образом, чтобы полотно постепенно расширялось. Такой эффект достигнут благодаря тому, что нарушен баланс между прибавлением и сокращением П.

Преимуществом данного узора становится его универсальность: можно создать треугольник абсолютно любого размера.

В конце работы можно провязать несколько Р платочной вязкой, чтобы образовалась аккуратная кромка.

Платок со сплошной центральной частью

Одним из самых простых способов вязания платка или шали является формирование плотной серединки и ажурных краев. На фото ниже представлена именно такая модель.

Для центральной части можно выбрать совершенно любой узор. Если мастерица знает, как выполняются Лиц. П и Изн. П, то ей не потребуется схема вязания пухового платка спицами платочной вязкой. Достаточно набрать на спицы нужное количество П и вязать все элементы как лицевые петли. Это касается как Изн. Р, так и Лиц. Р. На завершающем этапе все П нетуго закрывают.

Затем к готовому полотну пришивают связанную отдельно кайму. Более продвинутые и опытные вязальщицы выполняют ажурный край одновременно с вязанием центральной части.

Формирование каймы спицами

Самым увлекательным является вязание спицами пуховых платков и шалей, схемы которых позволяют создавать красивый, ажурный край с острыми зубчиками. Такие изделия смотрятся особенно нежно и воздушно. На рисунке ниже изображена схема вязания каймы.

Интересно то, что приведены расчеты для правой и левой стороны полотна. Как пользоваться схемой:

  • Набрать на спицы следующее количество П: 15 П для каймы справа, Х П для центральной части (эту цифру каждая мастерица должна вычислить самостоятельно для своего изделия) и 15 П для каймы слева. Каждый Р вяжется в таком порядке: П каймы, затем П центральной части, затем П второй части каймы.
  • Чтобы прибавить П в правой части каймы, следует снять первую П, из второй вывязать две П и далее придерживаться схемы.
  • Увеличение количества П в левой части каймы: из предпоследней П вывязывают две П, затем выполняют последнюю П.

При вязании данного узора не нужно следить за наклоном сокращенных петель (они обозначены четными треугольниками). Наклонные линии показывают, сколько П и в каком месте нужно закрыть.

По большому счету, любой ажурный орнамент подойдет, чтобы сделать пуховый платок. Схема вязания спицами (кайма или ровный ажур) может быть адаптирована для шали или платка.

Главное требование: наличие большого количества отверстий. Тогда готовое изделие будет воздушным и легким.

Шаль с ажурным краем

Еще один несложный вариант вязания треугольной шали или платка. На фото изображено изделие со сплошной центральной частью и простой каймой.

Ширина каймы составляет 9 П в самом узком месте и 21 П в самом широком.

Прибавления выполняются по две П вдоль открытого края. Раппорт (повторяющаяся часть) завершается закрытием 12 П. Далее, в следующем раппорте, полотно каймы снова расширяется на 12 П, которые впоследствии сокращаются.

Таким образом, формируются аккуратные зубчики.

Завершающий этап: влажно-тепловая обработка

Учитывая специфический состав мохеровой или ангоровой пряжи, с ней следует обращаться предельно осторожно. Нельзя использовать средства для стирки с агрессивными компонентами (хлор), а также не стоит пытаться прогладить полотно утюгом.

Чтобы вязаное изделие приняло нужную форму, а все петельки выровнялись и расправились, платок следует постирать в теплой воде (не выше 30 градусов) с добавлением мягкого средства. Можно использовать специальные смеси для стирки деликатных вещей. Для первой обработки можно просто замочить платок в кондиционере для белья.

Затем изделие аккуратно отжимают (не выкручивают) и раскладывают для просушки. Острые зубчики ажурной каймы следует зафиксировать булавками. В таком случае после высыхания изделие будет держать форму.

В том случае, когда никак не удается зафиксировать форму платка и он постоянно сминается в процессе носки, допустима легкая обработка паром. Чтобы не испортить ворсинки мохера, платок следует разложить на ровной горизонтальной плоскости, приколоть все выступающие детали и накрыть влажным рыхлым полотном. Подойдет ситец или марля в несколько слоев. Затем уже можно обдать изделие паром из утюга или даже ставить утюг на поверхность платка. Ставить следует на доли секунды, сразу убирая. Нельзя проводить утюгом в какую-либо сторону, иначе платок деформируется.

Чтобы не испортить всю работу, лучше провести эксперименты с контрольным образцом.

При выборе пухового платка, прежде всего, необходимо задаться вопросом о сырье, которое используется для вязания платков. В этой статье мы рассмотрим различные виды сырья, которое идет для пуховых платков, теплых плотных шалей, нежных ажурных паутинок, элегантных палантинов и других пуховых изделий.

Какой пух входит в состав изделия?

На сегодняшний день сложно найти изделий из пуха оренбургских коз, т.к. этих животных осталось немного, случилось это по многим причинам, которые в данной статье мы опустим. Сейчас на рынке в основном представлены изделия из Волгоградского пуха и пуха ангорских коз (реже). Но также, иногда, возможно найти платок из Оренбургского пуха. Сравнивая изделие из пуха оренбургских коз со всеми остальными, первое, на что обращаешь внимание - это длина пуха и вес платка. Как правило, оренбургский пух короткий, а паутинка, связанная из этого сырья легче в сравнении с аналогичными изделиями, произведенными с использованием другого пуха.

Основа пухового платка.

Рассмотрим такой важный аспект, как основа пухового платка.

В состав любого пухового изделия входит пух и основа. Как правило, в состав теплого плотного оренбургского платка (шали), или теплой косынки входит пух на хлопчатобумажной основе (х/б нить), или с добавлением вискозы. Стоит обратить внимание, если пуховое изделие сделано с использованием хлопчатобумажной нити, то это точно ручная работа, т.к. пуховязальный станок рвет пряжу на х/б основе.

Для вязания тонких ажурных паутинок , палантинов для основы используется шелковая, либо вискозная нить.

В итоге основным сырьем для производства пуховых платков кроме козьего пуха являются:

  • Хлопчатобумажная нить - для теплых пуховых изделий.
  • Шелковая нить - для ажурных изделий, таких как паутинки и палантины.
  • Вискозная нить - подходит для производства любых пуховых изделий.

Хлопчатобумажная натуральная нить - теплая, мягкая на ощупь хорошо впитывает влагу (пот).

Шёлковая нить равномерна по толщине, эластичная, придает пуховым изделием блеск, улучшает прочность. Нити из шелковых волокон воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и в тоже время быстро сохнут, гигроскопичны. Натуральный материал.

В настоящие время на рынке представлены ажурные пуховые изделия , произведенные с использованием, как шелка так и вискозы. Изделия ручной работы, представленные в нашем интернет-магазине оренбургских платков произведены, как правило, с использованием шелковой нити.

Мы надеемся что данная информация будет Вам полезна, и поможет при выборе пуховых изделий.

Русские народные промыслы. Оренбургский пуховый платок. December 18th, 2017

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор о русских народных промыслах. В прошлый раз вспоминали крестецкую вышивку: , ну а сегодня немного поговорим о оренбургских платках пуховых. Как-никак - один из символов России:-)) Ему даже песни посвящают:-) Помните?

Оренбургский пуховый платок - это вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и т.д).Вся суть именно в пухе, который собирается с особых коз, которые водятся только в Оренбургской области.

Многие специалисты утверждают, что пух оренбургских коз — самый тонкий в мире16-18 мкм. Для сравнения у тех же ангорских коз толщина заметно больше — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие.


Оренбургский пуховый платок - это защищенный бренд по наименованию места происхождения товара. Называться оренбургскими пуховыми платками имеют право только изделия "ОренбургШаль" (ИП Уваров А.А.) и "Фабрика Оренбургских пуховых платков" (ООО "Шима"). Первая специализируется на изделиях ручного производства с соблюдением сложившихся в ходе развития промысла и исторических канонах технологиях, вторая на изделиях, произведенных на станках.


Оренбургские платки бывают нескольких видов:
Простой пуховый платок (или шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.


Паутинка ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.


Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

История платка связана с оренбургским казачеством, а те в свою очередь подсмотрели у калмыков и киргизов.
Особый толчок развитию промысла дал Пётр Иванович Рычков. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. И все завертелось:-)


Впоследствии оренбургские платки по своей цене и качеству смогли составить конкуренцию даже кашемирским. И это не удивительно.
Производство платка не очень простое. Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки.

Носится такой платок очень долго.
Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
Приятного времени суток.