Урок по ОПК Христианская семья (4 класс). Сила инерции

  • 20.06.2020

Тема урока: «Увенчанные венцами. Христианская семья. Романовы».

Проценко Наталья Владимировна

МОУ СОШ №9

учитель начальных классов

Задачи урока: на примере царской семьи Романовых показать учащимся каковы главные ценности жизни христианской семьи, отношения между детьми и родителями в семье, воспитание у учащихся чувства долга и уважения к родителям, пожилым людям в семье.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, фломастеры, полоски белой бумаги; вырезанные детали для сбора домика. На доске: иллюстрации с иконы «Царственные страстотерпцы», мини стенгазеты о своей семье, выпущенные учащимися.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают о семейных традициях и обычаях своей семьи, показывая выполненные мини стенгазеты.

Стенгазеты вывешиваются на доске. Учитель и ребята высказывают своё мнение о них, называют лучшие работы и рассказы.

    Объяснение нового материала.

Учитель. Ребята, очень интересно было слушать ваши выступления, много интересного мы смогли узнать нового о жизни ваших семей, что особенно важно, т.к. 2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи.

Первые уроки добра и любви мы получаем в родном доме, в кругу своей семьи. И наверное, часто ваши родители берут пример со своих родителей, принимая от них все самое лучшее, хорошее.

И вот сегодня, я тоже хочу вам рассказать о такой семье, с которой нам всем необходимо брать пример. Давайте откроем наши учебники на странице 138 и прочитаем тему сегодняшнего урока: «Увенчанные венцами. Христианская семья. Романовы».

Я предлагаю вам на примере царской семьи Романовых – одной из самых почитаемых христианских семей, определить какие же главные ценности жизни должны быть в семье, какими хотелось бы видеть отношения между детьми и родителями, о долге и уважении к родителям, пожилым членам семьи.

Поработаем со статьёй учебника. Будем читать отрывок из статьи, начиная со страницы 139.

Учитель. Посмотрите на фотографию, где изображены царственные дети. Кто может назвать, как зовут детей Романовых?

Сколько детей было у Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны?

Ребята, поднимите руки у кого в семье больше двух детей, а кто в семье один ребенок.

Вот видите, как сейчас мало детей в семьях, а раньше почти все семьи были многодетными. Старшие заботились о младших, устраивали спектакли, читали книги по ролям, играли. И всем было весело и хорошо.

В этой христианской семье любовь к ближнему определяла отношения между отцом, матерью, сестрами и братом. Послушание детей выражала их безграничную любовь и почитание родителей. Воля родителей была законом. Прочитаем одно доказательство этому.(чтение статьи – стр 140)

Давайте остановимся на этом. И поговорим о нашем отношении к родителям. Не было ли у вас такого случая, когда вам было стыдно за свои поступки, или наоборот, вы поступили достойно по отношению к своим родителям (беседа).

Ребята, у вас на парте лежат вырезанные из бумаги плоды. Подпишите, каждый на своей картинке обещание, которое вы бы хотели дать своим родителям, а может быть просто какие-нибудь добрые слова.

Учитель. В 1917 году в России произошла революция. Николай II отрёкся от престола, и вся царская семья была арестована, и содержалась под стражей, терпя издевательства мучителей. Почти все друзья покинули их. Но, как и в дни своего величия, они проявляли мужество, терпение, смирение и любовь.

И дети, и родители понимали, что смерть стоит рядом. Но они хорошо знали, что если в доме горе, то оно сближает домочадцев. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. В память о мученической смерти царской семьи Православная церковь причислила их к лику святых.

И вот как раз на иллюстрации, сделанной с иконы «Царственные страстотерпцы», т.е. христиане, претерпевшие невинные страдания и насильственную смерть, вы и видите Царскую семью. На следующем уроке мы продолжим обсуждать тему «Увенчанные венцами». Поговорим и о данной иконе, о почитании детьми родителей, прочитаем стихотворение Бахтеева «Молитва», проведём его разбор.

4.Закрепление изученного материала.

Учитель .А теперь давайте закрепим с вами то, что только что узнали. Только сделаем это не совсем обычно, а станем на время строителями. И построим свой дом на основе тех добродетелях, с которыми мы познакомились, говоря о царской семье.

Перед вами лежат как бы строительные блоки, работаем в парах, напишите на блоке какие добродетели были в семье Романовых на первом месте.

В основе семьи должно быть всегда уважение, ко всем членам семьи, как её фундамент, а крыша, т.е. то, что покрывает, охраняет – это конечно любовь.

Учитель.

Посмотрите, дом всегда у нас окружает забор. Для чего он служит? (Ответы детей)

Правильно, охраняет наш дом от плохого, что есть в окружающей среде. Построим забор. А вот и дерево в нашем дворе, но почему то, без плодов. Давайте посадим добрые плоды на это дерево, которые вы делали в начале урока. (Вешают каждый свой плод).

Чего не хватает на нашей картинке? Правильно калитки. А как вы думаете, мы будем закрытой калитку держать, или откроем её? (Ответы детей)

Конечно, мы повесим калитку и будем держать её открытой, чтобы все наши добродетели были доступны всем, т.к. хорошая семья-это гостеприимная и милосердная семья. А теперь, у вас на партах остались детали, которые вы сами попробуйте распределить. Ведь мы строители и после себя оставляем чистоту и красоту. (Ребята вывешивают оставшиеся детали).

    Итог.

Понравился вам урок, что полезного мы узнали сегодня?

Запись домашнего задания.

Учитель. Я благодарю вас за активное участие на уроке и думаю, что придя домой, вы обязательно поделитесь полученными знаниями с вашими родителями, чтобы в вашей семье был всегда мир и покой.

Литература:

    Шмелёв И. С. Рассказы

    Алексеев С. «Зримая истина» Книга о православной иконе для семьи и школы.

    Соколов А. библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома, М.,1999.

    Табенкин А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе.

Семья - это самое емкое слово. В нем слышится «семя» - жизни основа. Семь «я» - это семеро, связанных прочно, И будущих жизней - надежный источник. Семья - это радостный детский смех. Семья - то, что в жизни нам дарит успех! Пусть будут опорой друг другу родные, И пусть всех минуют несчастья любые! Семья - нашей жизни надежный оплот, Что в детстве и в старосты нас бережет. Семья - на любви построенный дом, Пусть радость и счастье царствуют в нём!




Библейское повествование о сотворении мира завершается установлением брачного союза. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему (Быт. 2, 18). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2, 24). Мужчину и женщину соединяет Сам Бог, дающий их совместному выбору Божии освящение и благословение.


ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ От супругов требуется, чтобы они хранили "брак честен и непорочен", жили целомудренно. «Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех» – говорили старцы. С одной стороны, как говорит апостол Петр: «…мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом,оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…»(1 Пет. 3,7). С другой, как говорит апостол Павел: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…» (Еф. 5, 22–23). Поэтому в христыанской семье значительно больше обязанностей возлагается на мужа. Именно обязанностей, а не прав.


Хорошая, крепкая, полноценная семья – та семья, где супруги уважают друг друга, не протывопоставляю т себя другому, а стремятся ко взаимному понимаю, где родители учат детей примером собственной жизни и НИКОГДА при детях не делают друг другу замечаний и не ссорятся.




«Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, общие радосты для них обоих восхитытельнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудосты само единодушие приятнее богатства. У них одно питые из домашнего источника, которое не вытекает никуда и никуда не притекает» (Святытель Григорий Богослов)


СЕМЕЙНАЯ МОЛИТВА ХРАНИТ ЛЮБОВЬ В ДОМЕ Молитва, усиленная и постоянная, является связующей основой каждой православной семьи. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство во всем остальном. Молитва – это духовная пища для души. Вся жизнь и быт членов православной семьи строятся на молитве. Все вместе молятся, вместе трудятся, ходят в храм, соблюдают посты и другие церковные традиции. Семейная молитва сильна.


РОДИТЕЛИ – ВСЕГДА ПРИМЕР ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ Процесс воспитания не ограничен временем, он длится всю жизнь. Образ жизни в семье имеет огромное значение. Он складывается из убеждений людей. Если в семье все знают, что друг друга надо терпеть, смиряться, строить отношения на уважении и любви, не жадничать, то это определяет и образ жизни. Приобресты смирение, терпение, уступчивость, мягкость помогают чтение Священного Писания, участые в богослужении, церковных таинствах. Ко всему этому ребенка в православной семье приучают с детства.


ЧЕМУ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ УДЕЛЯЕТСЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ? С детства в православной семье приучают следующему порядку: старшие деты должны уступать младшим, прислужить им, если нужно, младшие пусть привыкают слушаться и смиряться перед старшими. Детей приучают помогать друг другу. Когда деты маленькие, они очень легко соглашаются с таким порядком.


Родители – естественные посредники между Богом и своими детьми, так как именно им Господь вверил рождение детей, их воспитание и заботу о них. Вот почему важно и сильно благословение родительское, особенно же, если родители благословляют от всего сердца. Родители должны благословлять детей своих любящим сердцем и стараться возвысить силу родительского благословения. Деты должны дорожить родительским благословением: Делом и словом чты отца твоего и матерь, да найдет ты благословение от них. (Сир. 3, 8. 9).


Должносты в отношении к родителям предписывает пятая заповедь: чты отца твоего и матерь твою, да благо ты будет, и да долголетен будешь на земли. Итак, пятая заповедь предписывает следующие особенные должносты в отношении к родителям: 1) почтытельно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить родителей во время болезни и старосты; 4) после смерты родителей так же, как и при жизни молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не протывные закону Божию и гражданскому.


А закончить свою презентацию мы бы хотели стыхотворением о маме… Я мамины добрые Руки люблю. Она мой хороший И преданный друг! В беде утешает Чудесным теплом. И молится Богу Со мной перед сном. Когда я болею, Не спит она ночь, Словами и лаской Мне хочет помочь. Она мне нужнее Всех в мире лекарств. Она мне важнее Всех взятых богатств!



В одном городе в маленькой квартирке жили муж и жена. Хорошо жили. Но чего - то им не хватало для полного счастья. И решили они построить свой дом. Давайте поможем им это сделать.

Выберите из пословиц ключевые слова, объясните свой выбор. Это будут кирпичики для нового дома.

Дерево держится корнями, а человек семьёй. (Семья)

В дружной семье и в холод тепло. (Дружба)

В семье, где нет согласия, добра не бывает. (Согласие)

В семье любовь да совет, так и нужды нет. (Любовь)

В мире жить - с миром жить. (Мир)

Постройте из этих слов – кирпичиков свой дом и объясните свой выбор.

Семья – это основа, фундамент нашего дома. Дружба и согласие – стены. Любовь – крыша. Мир – окно, именно через него мы можем увидеть, что происходит вокруг.

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол. (Козьма Прутков)

Дом готов, тепло и чисто в нём, а полного счастья всё нет.

Выберите пословицу – совет для наших героев. Что принесёт им полное счастье в жизни?

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья начинается с детей. (Герцен А. И.)

Молодые мама с папой!

Год назад стал дом богатый:

Народилося дитя,

Счастье в дом к вам принеся.

Это счастье вас сплотило,

Чувства вам обогатило,

В новый мир открыло дверь -

Полноценный дом теперь.

Настоящая семья:

Мама, папа и дитя -

Дитятко родное,

Солнце золотое!

Милое создание

Вам на любованье,

Радость ваша - навсегда,

Год прошел, а там и два...

Пусть и десять пронесется -

Радость ваша не прервется.

Будет только умножаться,

Если очень постараться!

Что заложите в дитя,

То и двадцать лет спустя

Вы получите в достатке.

Дай вам Боже жизни гладкой!

Итак, что же такое семья? А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике (стр. 86).

«Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо»

Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

Когда образуется семья? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

(с.86 - 87)

Какое торжество происходит, когда мужчина и женщина решают создать семью?

А как называется вступление в брак в православии?

Что возлагают на голову жениху и невесте?

Что такое венец в понимании христиан?

Что символизируют собой кольцо и венец?

Объясните смысл выражения «носите бремена друг друга»?

«Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе» (с. 86) Подберите к этим словам поговорку и объясните свой выбор.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Что значит эта запись?

СЕМЬЯ = СЕМЬ «Я» = Я + Я +Я + Я + Я + Я +Я

Семья – это отец, мать и много детей.

Ходят папы под окнами,

Маются,

Ходят папы,

Ужасно волнуются,

Ни с того ни с сего

Обнимаются,

Ни с того ни с сего

Вдруг целуются.

То становятся сразу

Слезливыми

И носы утирают

Платочками…

А за окнами

Мамы счастливые

На руках с сыновьями

И дочками.

Светит солнышко

Ласково-ласково,

У крылечка мы с папой

С коляскою,

Я готов во всё горло кричать:

– Мы братишку пришли получать!

У кого есть младшие братишки или сестрёнки?

Кто может рассказать о чувствах, которые пережили вы и ваши родные, когда узнали, что родился маленький малыш?

«Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом»

(с. 87) Объясните эту фразу.

Родители стремятся передать детям свои знания, свою веру. Что ещё объединяет семью, кроме рождения детей? (с. 87) (Традиции)

Воскресенье - вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Что любит делать семья из стихотворения?

Можно ли отнести воскресное чаепитие к семейным традициям?

Какие традиции соблюдаются в ваших семьях?

Послушайте историю из Библии о Ное и его сыне Хаме.

Какое поведение называют хамским?

Что значит быть тактичным? (с. 87)

Незримо следуют родители за нами,

И в радости, и в час, когда пришла беда,

Они стремятся оградить нас от печалей,

Но мы, увы, их понимаем не всегда.

Вы нас простите,

Милые, родные,

У нас ведь, кроме вас,

Дороже нет людей.

Как говорится,

Дети - радость жизни,

А вы для нас - опора в ней.

Все как-то привыкли считать, что раз в России в 2000-е появилась твердая власть, то все решения, принимаемые из Федерального центра, неукоснительно претворяются в жизнь на местах. К счастью для нашей страны, это чаще всего так и есть. В этом и состоит «вертикаль власти», гарантирующая суверенитет и целостность государства.

Поэтому, когда в августе 2009 г. появилось поручение Президента Российской Федерации Правительству «обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения... с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики», многие православные родители нашей страны вздохнули с облегчением. Наконец-то у нас появляется возможность в общеобразовательной школе реализовать право, которое дает п.1. статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Каждый имеет право на получение религиозного образования». Безусловно, этот же закон гарантирует светский характер религиозного образования в школе, но «светский» уже не значит «советский», т.е. атеистический. Это вселяло (и вселяет) надежду, что наши дети по нашему выбору будут в школе узнавать о Православии, за которым государство (в уже упомянутом Законе) признает особую роль в истории России.

Эксперимент по введению комплексного предмета Основы религиозных культур и светской этики, проводившийся в 18 регионах, признан успешным. И закономерно 1-го февраля 2012 г. в Министерстве образования и науки был издан приказ утвердить изменения, вносимые в федеральный базисный учебный план, связанные с этим новым учебным курсом. Москва, таким образом, создала всю необходимую базу для реализации поручения Президента. Теперь слово за регионами, ведь реализация общего и среднего образования ведется субъектами Федерации. Как же тут обстоят дела?

Здесь как будто тоже все в порядке. В регионах знают свое дело. Характерен пример Новосибирска, третьего по численности города России: Министерство образования и науки Новосибирской области рассылает письмо отделам образования, в котором указывается на необходимость до 15 апреля провести в школах области родительские собрания, на которых родители выбирают для своих детей один из модулей, в том числе и Основы православной культуры.

Автор этих строк сам принял участие в этом процессе, как один из представителей Отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии. Что же происходит сейчас на самом низовом уровне, на уровне школ? На этом уровне импульс Федерального центра часто тормозится.

В некоторых школах на местах продолжают рассматривать «Светскую этику» как базовый предмет модуля, а ОПК как нежелательное отклонение. Кто-то из недоброжелателей даже запустил в интернет дезинформацию о том, что, выбрав для учащихся 4-го класса Основы православной культуры, школа теряет статус светской и становится религиозной. И эта информация смущает посетителей независимого форума городских школ. В некоторых школах идет глухое сопротивление: родителей запугивают дороговизной учебников, неготовностью преподавателей к введению ОПК. В иных школах сопротивление явное: руководство школы, к примеру, заявляет, что весь класс будет изучать только один предмет (и это будет, конечно, «светская этика» или «основы мировых религиозных культур», они, мол, подходят всем учащимся). Такова сила инерции! Конечно, многим школам так удобнее! Не нужно высвобождать классы, работать с расписанием, посылать учителей на переподготовку и повышение квалификации. А где-то прямо боятся, что ученики узнают о красоте и силе Православия и станут сознательно верующими, придя в храм.

Поэтому и можно услышать в отчетах на местах фразу: «Наша школа выбрала светскую этику». Именно так, не родители, а сама школа (т.е. ее руководство) выбрала один из модулей! А ведь «светская этика» учит детей тому, что добро и зло относительны: это выбор самого индивида. «Относительное добро» же бессильно против зла, которым поражено наше общество. Только Абсолютное добро Божьих заповедей дает человеку твердый ориентир в жизни. Именно этому учат школьников Основы Православной культуры, в помощь к преподаванию которых Новосибирская Митрополия предложила учителям и пособие собственной разработки (имеющее соответствующий «гриф») - в дополнение к основному учебнику. Всемерно помогает Митрополия и в подготовке учителей. На самом деле уже все готово к преподаванию ОПК, нужно только не бояться и начинать преподавать и дать родителям право реального выбора этого модуля.

А как загорелись глаза некоторых родителей, когда я рассказал им о тех нравственных ценностях, которые несет детям Православие: благодарности, дружбе, ответственности, честности, трудолюбии! Как давно дети в школе не слышали от учителей простые слова о добродетелях. Без них школа давно превратилась в «супермаркет знаний», который скорее подготовит умного и расчетливого эгоиста, чем заботливого семьянина и патриота своей Родины.

Безусловно, во многих школах подошли к выбору модуля ОРКиСЭ серьезно и основательно. На родительские собрания приглашают священнослужителей для того, чтобы они могли разъяснить родителям суть ОПК как предмета, учителям дают возможность повысить квалификацию, классы готовят к новым урокам. И это понятно, ведь предмет рассчитан не на один год, ведь когда выбор родителями делается свободно, он гораздо выше «допустимых» для секулярного лобби 20%. Это значит, что, несмотря на силу инерции, школам приходится смещать акцент в ОРКиСЭ со «светской этики» на основы культур традиционных для России религий. И в этом движении основная составляющая должна быть на пробуждении активности православных родителей. Ведь именно за ними выбор: учить ли своих детей подлинно духовным ценностям или безбожной морали, оставшейся нам в наследие от «строителей коммунизма».

Православные родители должны знать, что школа обязана обеспечить преподавание нашим детям Основ православной культуры, даже если в классе этот модуль выбрал только один ребенок. Наступил момент, когда нужно, наконец, занять активную гражданскую позицию. Без своевременной помощи православных родителей усилия епархиальных структур Русской Православной Церкви могут оказаться малоэффективными.