Конспект занятия по формированию лексико грамматических категорий. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка в старшей группе у детей с ОНР

  • 05.04.2020

Разделы: Начальная школа

Пояснительная записка

В настоящее время существенно увеличивается число детей с особыми образовательными потребностями. Среди таких детей наибольшую численность составляют дети с речевой патологией.

Общее недоразвитие речи – очень распространённый вид речевой патологии. В современной логопедии под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи.

Опыт работы в национальной школе с детьми тундровиков КМНС убеждает, что дети, воспитывающиеся в условиях ограниченного количества речевых партнеров, приходят в школу с общим недоразвитием речи, со сниженным фонематическим слухом, недостаточной сформированностью лексико-грамматических конструкций и недоразвитием связной речи.

Единообразие подходов логопеда и учителя к речевой работе, преемственность в требованиях к ученикам, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков, использование ведущего вида – учебной деятельности – залог успеха в логопедической работе.

Актуальность представленного цикла логопедических занятий заключается в том, что система учителя-логопеда направлена на становление и развитие речи детей тундровиков КМНС поступающих в первый класс. Такая система обучения эффективна не только в плане формирования и обогащения словарного запаса детей, но и позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировать речевую и познавательную деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков.

Новизна в практическом плане представляет определение содержания выбранных понятий с выделением не только названий предметов, входящих в это понятие, но связанных с ним качеств и грамматических категорий. Серия логопедических занятий построена по тематическому принципу в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью на протяжении всего младшего школьного возраста.

Логопедические занятия – часть системы коррекционно-образовательного процесса в группе учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи III уровня.

Представленный материал включает 7 конспектов занятий, в ходе которых у учащихся обеспечивается закрепление лексико-грамматических навыков, осуществляется коррекция недостатков познавательных процессов.

Содержание конспектов соответствует требованиям программы коррекционного обучения и воспитания детей с недоразвитием речи. При составлении конспектов учитывались как общедидактические, так и специфические принципы логопедического воздействия. Речевой материал, используемый на занятиях, подобран с учётом высокой частотности слов словаря 6-7 летнего ребенка, а также с учетом звуковой и слоговой наполняемости этих слов.

Использование различных дидактических игр и игровых приёмов в процессе занятий пробуждает у детей познавательный интерес, активизирует мыслительную деятельность, стимулирует развитие памяти, внимания.

Для коррекционного воздействия всегда важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлечённой лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств или отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.

Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без неё они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия. Постепенно возрастает количество понимаемых слов, формируется структура их значения, закрепляются связи слов в предложении.

Данная серия занятий представляет собой опыт работы с детьми-логопатами по активизации и обогащению словаря и логико-грамматических категорий.

Конспекты занятий с учащимися-логопатами по формированию лексико-грамматических категорий.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие 3 уровня.

Нестеренко Ирина Анатольевна , учитель – логопед КГОКУ «Камчатская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: формирование лексико – грамматической стороны речи на основе лексической темы «Мебель».

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать и активизировать предметный словарь по теме «Мебель»;

Закрепить знания о предметах, относящихся к мебели (названия, отдельные части) и само обобщающее слово «мебель»;

Совершенствовать грамматический строй речи: закреплять предложно – падежные конструкции; закреплять окончания существительных родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать прилагательные от имен существительных; согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно – развивающие:

Развивать мелкую моторику;

Развивать фонематический слух;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память;

Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;

Воспитывать интерес к занятиям, положительный эмоциональный отклик на занятие.

Словарный материал:

активный : - предметный - мебель, стол, стул, диван, кресло, шкаф, кровать, ножки, спинка, сиденье, крышка, дверцы, ручки, подлокотники;

-признаков - мебельный, письменный, обеденный, кухонный, платяной, книжный, навесной, деревянная, стеклянный;

-глагольный - сидеть, лежать, спать;

пассивный: шифоньер.

Предварительная работа:

Экскурсия в мебельный магазин.

Оборудование: предметные картинки для выполнения самомассажа лица; предметные картинки с изображением мебели, кукольная мебель; игрушка – солнце; наборное полотно; лото; мяч; макет комнаты.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Самомассаж лица.

Логопед: «К нам в гости заглянуло солнышко, которое хочет с вами поиграть». На наборном полотне логопед выставляет картинки с изображением солнца с разными движениями, сопровождая текстом, дети выполняют в соответствии с ним определенные движения.

«- Солнышко проснулось, лобика коснулось, лучиками провело и погладило. - Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось, лучиками провело и погладило.

Солнышко проснулось, подбородка коснулось, лучиками провело и погладило.

Солнышко проснулось, носика коснулось, лучиками провело и погладило».

Логопед: «Солнышку понравилось, как вы с ним поиграли. Оно улыбается. И вы улыбнитесь друг другу».

2. Основная часть.

а) Игра « Четвертый лишний».

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть карточки, которые находятся перед каждым ребенком, назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

На карточках изображены:

Яблоко, груша, банан, стол. Собака, кошка, лошадь, стул.

Платье, юбка, брюки, диван. Капуста, морковка, лук, кресло.

Корова, свинья, лошадь, кровать.

Логопед просит вспомнить и назвать предметы, которые оказались лишними.

Логопед: «Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Мебель) Сегодня мы с вами будем говорить о мебели».

б) Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: «Наше солнышко принесло «Волшебный» мешочек, в котором лежит кукольная мебель. Каждый из вас должен, не заглядывая в него, на ощупь, найти и достать тот предмет мебели, который был лишним у него на карточке».

Логопед: «Лена, назови свой предмет». (Это стул). Что есть у стула? (У стула есть: спинка, сиденье, ножки.) Для чего нужен стул? (Стул нужен для того, чтобы сидеть).

(Такими же полными предложениями должны отвечать остальные дети, говоря о своем предмете).

в) Игра в лото «Что из чего сделано?»

Детям раздаются карточки лото с изображением предметов мебели. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: «Стол из стекла». Дети ищут изображение на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос «Какой?» Ответы детей: «Стеклянный стол, деревянный шкаф, кожаный диван, железный стул и т.п.»

г) Динамическая пауза. «Назови ласково» (с мячом).

У меня шкаф, а у тебя? (Шкафчик.) У меня стул, а у тебя? (Стульчик.)

У меня диван, а у тебя? (Диванчик.) У меня кресло, а у тебя? (Креслице.)

У меня стол, а у тебя? (Столик.) и т. д.

д) Игра «Какие бывают столы и шкафы?».

Логопед: «Как называется стол, за которым пишут, какой? (Письменный.) Как называется стол, за которым обедают? (Обеденный.) Как называется стол, на котором лежат журналы, газеты? (Журнальный.) Как называется стол, на котором готовят пищу? (Кухонный.) Как называется шкаф, в котором хранят одежду? (Платяной.) Как называется шкаф, в котором хранят книги? (Книжный.) Как называется шкаф, который висит на стене? (Навесной.)

е) Игра «Два и пять».

Логопед: «Солнышко хочет с вами еще поиграть». Раздает детям карточки с изображением двух и пяти предметов мебели: два стула, пять стульев; два дивана, пять диванов (столы, кровати, кресла). Затем называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным.

ж) Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате».

Логопед выставляет на наборное полотно картинку, изображающую комнату. Задает вопросы о расположении в ней различных предметов мебели и просит детей в ответах использовать слова: справа, слева, спереди, позади, между. Затем дети расставляют игрушечную мебель на макете так же, как на изображении. При этом комментируют свои действия: «Поставлю стул слева от стола» и т.д.

3. Итог занятия.

Логопед: «О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Попрощайтесь с солнышком, оно к нам в гости еще раз обязательно заглянет».

Номинация:

Должность: учитель-логопед

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий:
«Природа – наше богатство»
(дети старшего дошкольного возраста)

Задачи:

— Обогащать представления детей о многообразии природы сибирского края, о лесе как о сообществе растений, животных и птиц;

— Обогащать и систематизировать представления детей о животных, птицах и деревьях (особенность внешнего вида, строение, видовые признаки);

— Стимулировать познавательный интерес детей к природному миру, способности к самостоятельным умозаключениям и обобщениям;

— Устанавливать связи между природными объектами и условиями их среды обитания;

— Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир;

— Способствовать совершенствованию связной и диалогической речи;

— Развивать память, произвольное внимание, быстроту реакции, логическое мышление, связную речь;

— Содействовать воспитания командного духа, уважения к партнерам по игре;

— Развивать умения договариваться между собой, оказывать помощь другим.

Активизация словаря:

— названия: лось, сохатый, волк, лиса, рысь, глухарь, скворец, утка, ласточка, кедр, береза, осина, яблоня, названия частей тела животных и птиц, строение кедра;

— признаки: хищные, травоядные, перелетные, зимующие, хвойные, лиственные, сибирский.

Предварительная работа:

— наблюдение за изменениями в природе осенью, чтение рассказов и стихов о лесных обитателях, беседы о животные, птицах и деревьях родного края, рассматривание репродукций картин, иллюстраций по теме;

— дидактические игры: «Четвертый лишний», «Логическая цепочка», «Чей хвост?», «Назови меня», «Найди хозяина» (следы).

Методы и приемы:

— педагогическая ситуация «письмо от Лесовичка»;

— социоигровой метод;

— ИКТ: видеоролик «Пожар в лесу»; мультимедийные игры «Четвертый лишний», «Подбери части»;

— игра-эстафета «Спасатели»;

— динамическое упражнение «Прогулка по осеннему лесу» с использованием слов антонимов;

— игра-имитация «Как вести себя на природе»;

— игровая ситуация «Экологический плакат».

Моделирование предметно-пространственной среды : мультимедийная установка, презентации «Осенние зарисовки», «Животные и растения Прибайкалья», видеоролик «Пожар в лесу», конверт с письмом от Лесовичка, медали для деления на компании (цвет) по количеству детей, разрезные и целые картинки (лось, глухарь, кедр), схемы к игре «Подбери части», простые карандаши по количеству детей, предметные картинки (животные, птицы, насекомые, растения, грибы, посуда, игрушки), обруч, 3 ориентира, сюжетные картинки «Как вести себя на природе», 3 листа формата А 4, карточки с экологическими символами, клей, салфетки, 3 детских стола, стульчики по количеству детей, музыкальное сопровождение.

Дети входят в зал под музыку и встают в круг.

Ведущая: Здравствуйте, ребята, я Вас всех очень рада видеть. Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

В.: Давайте послушаем стихотворения про осень, которые написали братские поэты. Слайдовая презентация «Осенние зарисовки».

Ведущая зачитывает письмо.

«Ребята, мне нужно напомнить людям, как вести себя на природе. Помогите мне, пожалуйста, сделайте плакаты. А про кого вы будете делать плакаты узнаете, посмотрев на картинки. Желаю Вам удачи!»

В.: Поможем Сибирячку? (ответы детей). Сибирячок отправил еще медали, которые помогут нам выполнить это задание. Каждый из Вас возьмите по одной медали и оденьте. Давайте присядем на осеннею полянку и посмотрим на экран, где узнаем про кого и про что будем составлять плакаты.

Презентация «Животные и растения Прибайкалья»

Игра с использование ИКТ: «Четвертый лишний»


В.: Какие, давайте перечислим? (Яблоня, осина, кедр, береза)

В.: Как вы думаете, какое дерево лишнее? (Кедр) Почему кедр лишний? Варианты ответов нескольких детей (Потому что все лиственные деревья, а кедр – хвойное).



В.: Давайте посмотрим на следующий слайд. Кто это? (слайд 4)

(Птицы). Назовите изображенных птиц? (Глухарь, скворец, утка, ласточка).


Почему глухарь лишний? (Потому что все перелетные, а глухарь у нас зимует не улетает в теплые края).



Почему лось лишний? (Потому что это травоядное животное, а остальные – хищные).

В.: Посмотрите на свои медальки и найдите свое место за столом по цвету кружочка на медальки. У нас получилось три команды, теперь нужно выбрать капитана каждой команды.



Игра «Разрезные картинки»

В.: Подойдите капитаны ко мне и возьмите конверты. В конвертах разрезанная картинка. Ваша задача, узнать про кого вы будете делать плакат.

Проверка задания. Ваша команда про кого будет готовить плакат?

В.: Наши плакаты будут про кедр, глухаря и лося. А где мы можем их всех встретить, увидеть? (В лесу).

В.: Я предлагаю Вам отправиться в осенний лес. Для этого встанем в круг. А чтобы нам не было скучно по дороге будем играть в игру «Далеко-близко»

В осенний лес всех на прогулку приглашаю я пойти

Интересней приключенья нам, ребята, не найти

Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь.

Вижу кедр далеко. А вы?

А мы видим близко.

Сидит глухарь высоко. А вы?

А мы видим низко.

Вижу лося большого, а вы?

А мы видим лосенка-маленького.

Вижу ствол у кедра тонкий, а вы?

А мы видим ствол у кедра толстый.

Думаю лосю в лесу тепло, а вы?

А мы думаем, что лосю в лесу холодно.

Слышу глухарь токует тихо, а вы?

А мы слышим глухарь токует громко.

В.: Давайте сядем за столы и посмотрим следующее задание.

В.: Капитаны получите задание на листочке. Ваша задача внимательно посмотреть на картинку и простым карандашом обвести только то, что подходит к вашему герою.

В.: Команда кедра выполняет задание про кедр, команда глухарей – глухаря, команда лосей – лося.



Слайд 10 Слайд 11


ВИДЕОРОЛИК «ПОЖАР В ЛЕСУ»

Игра-эстафета «Спасатели»

В.: Ой, ребята, какая беда в лесу случилась? (Пожар)

Нужно спасти всех живых существ. Будем спасать? Команды стройтесь за своими капитанами. В другом конце зала обруч, в котором картинки Вы должны будете добежать до обруча и взять картинку, которую нужно спасти. Пока играет музыка надо спасти жителей леса.

В.: Давайте проверим кого вы спасли, кого спасла команда глухарей, кого команда кедра, кого лося. Надо отвечать так, полным предложением: Я спас…..

В.: Ребята мы спасли лесных обитателей от огня.

Игра-имитация «Как вести себя на природе»

В.: Садитесь на коврике командами, образовав три кружочка. А от чего бывает пожар в лесу? Какие еще действия человека могут угрожать природе? Предлагаю поиграть, друг другу загадки загадать. А загадки не простые, покажем картинки живые. Для этого мы выполним следующее задание, капитаны команд выйдите и возьмите конверт. В конверте сюжетная картинка из серии «Как вести себя на природе», каждая команда тихонько совещается кто и что будет показывать. Когда все готовы, одна команда выходит и показывает свой сюжет, остальные отгадывают.

Ведущий подводит итог.

В.: Я думаю, вы теперь будете бережно относиться к природе.

Игровая ситуация «Экологический плакат»

В.: Ребята, нам пора приступить к изготовлению плакатов, о которых просил Лесовичок. Садитесь за столы. У Вас листочки и знаки. Ваша задача отобрать только те знаки, на которых изображены символы представляющие угрозу вашему герою и приклеить их на свой листок. Вам, которые угрожают деревьям, вам птицам, вам животным. Знаки нужно перечеркнуть, что так делать нельзя.

Выступление капитанов по защите плакатов.

В.: Ой, какие вы молодцы! Я Ваши плакаты отправлю по почте Лесовичку. Я думаю, что Лесовичок вам будет очень благодарен за помощь. А еще я надеюсь, что вы сами будете соблюдать правила поведения в лесу и не нарушать их.

Список литературы

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб.: Детство – Пресс, 2010.
  2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Домашние животные и «Дикие животные средней полосы России». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  3. Букатов В. М. Шишел-мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социально-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями… — СПб: Образовательные проекты, 2008. – 144 с.
  4. Горбунова В. А., Мишарина Л. А. Ориентировочная региональная программа знаний о растениях. – Иркутск, 2002.

Интернет-ресурсы

http://sibiryachok.net/

Номинация: конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей 5-7 лет

Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «ДСКВ № 37»
Месторасположение: Иркутская область, город Братск

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Относительные прилагательные».

Новокузнецк 2015

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с нарушением речи.

Тема: «Относительные прилагательные»

(Старшая группа.)

Цель:

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей называть признаки времен года;

    учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.

Коррекционно-развивающие:

    развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

    развивать мышление и связную речь;

    закреплять навык использования в речи предлога без;

    упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

Методы и приемы: загадка, наглядные методы (иллюстрации), словесные методы (беседа, рассказ, вопросы), игровые упражнения.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), яркого солнышка, майских жуков; сюжетные картины по теме «Весна» и «Что перепутал художник?»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Солнце ярче светит. Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла... (Весна.)

М. Картушина

Логопед демонстрирует детям сюжетную картину «Весна». На картине допущены неточности (кроме весенних примет нарисованы приметы других времен года). Проводится игра «Что перепутал художник?». После этого дети садятся на свои места.

2. Объявление темы.

Логопед: Ребята! Наконец к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать ее рождение. А чем же весна отличается от других времен года? Послушайте внимательно.

3. Вводная беседа.

Весна

Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Под лучами солнца в снегу появляются проталины. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые - как перышки.

Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.

Просыпаются весной звери. Они прыгают, бегают, ищут пищу. Некоторые звери меняют старую

вимнюю шубку на новую. Засвистит, защелкает в кустах соловей. В лужах заквакают лягушки, майские жуки с гудением носятся между ветвями, бабочки порхают с цветка на цветок, кукует кукушка. Люди надевают весеннюю одежду. Все рады весне.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Вы внимательно прослушали мой рассказ, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.

Дети: Весна не может быть без яркого солнца.

Весна не может быть без луж.

Весна не может быть без ручейков.

Весна не может быть без грозы.

Весна не может быть без майских жуков.

Весна не может быть без проталин.

Весна не может быть без капели.

Весна не может быть без подснежников. И т.д.

Игра «Образуй новое слово». Подбор существительных к прилагательному и согласование их в роде.

Весна (что может быть весенним?) - весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга. Март (что может быть мартовским?) - мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи. Апрель - апрельские цветы, апрельское солнышко.

Май - майские праздники, майский жук, майская гроза, майское солнышко.

Дождь - дождливый день, дождливое небо, до ждливая погода. ;

Гроза - грозовое небо, грозовая туча.

Солнце - солнечные лучи, солнечный зайчик| солнечное небо, солнечная поляна.

Физкультминутка «Краски весны» . Выполнение движений по тексту стихотворения.

Снова нет ручьям покоя - День и ночь журчат в кустах.

Бегут по кругу друг за другом.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Спокойно идут друг за другом.

Льет лучи на лес и луг

Приседают - встают.

И на все цветы вокруг.

Б. Асаналис

«Цветок» над головой.

Логопед: А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной. (Проводится по картинкам.)

Игра «Один - много». Согласование имен числительных и имен существительных. Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.) Ручей - ручьи - ручьев. Дерево - деревья - деревьев. Туча - тучи - туч. Проталина - проталины - проталин. Сосулька - сосульки - сосулек. Лужайка - лужайки - лужаек. Почка - почки - почек. Гроза - грозы - гроз. И т.д.

Логопед: Сегодня утром к нам в детский сад пришло послание от весны. Но послание зашифровано, И нам с вами нужно его расшифровать.

Игра «Составь рассказ». Согласование слов

между собой, составление предложений.

Греет, солнце, ярче.

Окном, за, тает, снег.

Солнце, сосульки, на, тают.

Капель, окном, звенит, за.

Деревьях, на, почки, появляются.

Дети совместно с логопедом объединяют предложения в рассказ и несколько детей его пересказывают.

5. Итог занятия. Логопед: Чей день рождения мы сегодня отмечали? Что бывает только весной? Как вы думаете, почему люди так радуются весне?

Анжелика Агапова
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей с ОНР в коррекционной группе ЗПР

Тема : «В гости к бабушке в деревню» .

Программное содержание :

Коррекционно-образовательные :

Уточнять и расширять словарь по теме «Овощи» ;

Учить образованию относительных прилагательных;

Продолжать учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами ;

Закрепить навык образования существительных во множественном числе

Коррекционно – развивающие цели :

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки, психические процессы.

Коррекционно – воспитательные цели :

Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь старшим.

Методы : словесные, наглядные, практические.

Оборудование : тропинка, игрушка- бабушка, домик, деревья, ватман с изображением огорода, скамейка, зеркала, картинки овощей, д/и «Один много» , «Какой сок, салат» .

Ход занятия:

1. Организациооный момент. Приветствие

Круг широкий вижу я,

Это все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И в гости к бабушке пойдем.

Логопед : Ребята, я приглашаю вас отправиться в гости к бабушке. По тропинке мы пойдем прямо в деревню попадем.

Мы присядем на скамейку и послушаем сказку нашей бабушки.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Жили были дедушка и бабушка. К ним внуки приехали в гости, толстые (надуваем щёки, С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки) .

Бабушка с дедушкой всем улыбались (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Бабушка внукам блинов напекла (распластанный язык на нижней губе)

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) .

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу) .

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,

Все мы на них покачаться успели.

Дедушка ловко на лошади скачет (щёлкаем языком,

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,

3. Развитие психических процессов (мышления, памяти)

Логопед : Наша бабушка в огороде собирает урожай. А какой узнаете, отгадав загадки :

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а. (Лук)

Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко : под кустом. (картошка)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

4. Развитие мелкой моторики пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Логопед : Ребята, что за урожай собрала бабушка?

Дети : Урожай овощей.

Логопед : Бабушка ухаживает за огородом, и свои фрукты называет ласково. Давайте ей поможем назвать овощи ласково.

5. Игра «Назови ласково» (с мячом) .Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами .

Логопед : - Я буду бросать вам мяч, и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

6. Игра «Один – много» Образование существительных мн. числа

Логопед : Ребята у меня один овощ, а в огороде много.

У меня один помидор, а в огороде…помидор

У меня один огурец, а в огороде много …огурцов

У меня одна морковка, а в огороде много…моркови

У меня один кабачок, а в огороде много…кабачков

У меня одна капуста, а в огороде много…капусты

Логопед : Молодцы ребята, а теперь настала пора помочь бабушке собрать урожай овощей

7. Речь с движением «Урожай» .

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Таскают» .

И картошки накопаем. «Копают» .

Срежем мы кочан капусты, «Срезают» .

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут» .

И вернёмся по дорожке. Маршируют.

Молодцы, а бабушка приготовила сок, салат и суп из овощей.

8. Игра «Какой сок, салат» . Образование относительных прилагательных.

Логопед : – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать , какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Сок из моркови- морковный Суп из гороха – гороховый

Сок из капусты- капустный Суп из картофеля – картофельный

Сок из свёклы- свёкольный

Салат из огурцов- огуречный

Ребята, а бабушка для вас приготовила раскраски с изображением овощей.

Логопед : Пора возвращаться в детский сад. По тропинке мы пойдем в детский сад попадём.

Логопед : Ребята вам понравилось наше путешествие?

Дети : Да, было интересно

Логопед : У кого в гостях мы были?

Дети : В гостях у бабушки, в деревне.

Логопед : Какие овощи росли у бабушки на грядке?

Дети : Огурцы, помидоры, капуста, морковка, лук, репа.

Логопед : Как одним словом назвать, всё это что?

Дети : Овощи

Логопед : Вы молодцы, помогли бабушке собрать урожай овощей.

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников Тема «Посуда» Задание 1. Родителям рекомендуется: рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую; закрепить с.

Конспект фронтального логозанятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР Тема: «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном и множественном числе без предлога и с предлогом «У».Лексическая.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико-грамматических средств языка Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико – грамматических средств языка в старшей группе с.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космос» Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий (старшая группа). Тема «Космос» Цель: Коррекционно.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Занятие по развитию лексико-грамматических категорий. Тема: Сложносочиненное предложение с союзом А. Цели: - обучающая: научить детей.

Конспект занятия по развитию речи и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ЗПР Тема: «Путешествие в страну Гномию». Цели занятия: 1. Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за. 2. Умение составлять предложения.

Конспект занятия на тему: Полет в Космос Цель: формирование знаний детей о Космосе, Дне Космонавтики. Задачи: коррекционно – образовательные:.

Логопедическая НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5–6 лет с ОНР «Транспорт» Цели: - Продолжать учить составлять описательный рассказ по предложенной схеме на тему “Транспорт”. - Совершенствовать слоговую структуру.

ЦЕЛЬ: закреплять и расширять знания детей по лексической теме: «Одежда». Закрепить произношение звуков: С, Сь. ЗАДАЧИ: -совершенствовать.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия - Совершенствовать.

Библиотека изображений: