Методическое пособие «Правила этикета» для детей старшего дошкольного возраста. Исполнение этикетных норм в детском саду

  • 21.07.2019

Как часто, наблюдая за общением взрослого с ребёнком, мы слышим фразы: «Так должен вести себя за столом воспитанный ребёнок», «Так должен поступать культурный ребёнок». Можно бесконечно долго перечислять подобные примеры. Этикет, правила поведения не являются чем-то застывшим, раз и навсегда данным, они меняются от эпохи к эпохе, живут в пространстве и времени.

И, тем не менее, каждое новое поколение строит свою жизнь на основе того, что создали старшие. Меняются вкусы, привычки, манеры, но какие-то главные ценности свято хранят и молодые. В перечень таких ценностей можно внести правила этикета. Сколько уж минуло веков, а люди всё ещё ценят и вежливость, и такт, и умение быть приятным собеседником, и умение вести себя за столом.

Знание этикета - один из принципов воспитанности.

Всем известно пожелание «Приятного аппетита!». Красивая сервировка, вкусно и аппетитно оформленные блюда, спокойная обстановка - всё это создаёт психологический комфорт во время еды и имеет большое значение не только для хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного поведения за столом. Кроме того, человек, умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе.

Несмотря на банальность заявленной темы, мы уверены: она остаётся актуальной и сегодня. Наблюдения показывают: без специальной подготовки воспитателей, без систематической работы процесс формирования навыков поведения за столом приобретает бытовой характер (учим вести себя так, как привыкли сами).

Поэтому дети не знают, куда деть локти, как обойтись с использованной бумажной салфеткой и сколько раз её можно брать во время еды, как есть фрукты и ягоды из компота и куда девать косточки, куда положить вилку, если стол сервируется без ножа и многое другое.


Поведение человека во время приёма пищи регулируется правилами столового этикета, поэтому для успешного овладения детьми ролью культурного человека за столом мы организовали обучение этим правилам.

В детском саду обучение детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приёма пищи. Они знакомятся с разными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими.

Опираясь на особенности дошкольного возраста, мы определили этапы овладения правилами столового этикета.

1 этап. Знакомство с правилами, корректировка имеющихся знаний. Обучение правилам этикета сотрудников детского сада.

Детям в игровой ситуации объясняют, как нужно ставить ноги, куда класть руки, какой должна быть спина. Пусть ребёнок ненадолго примет правильную позу, но это уже станет образцом для подражания, своеобразным опытом, который поможет ему вспомнить правильную позу при словесном напоминании взрослого.

Конечно, эту работу можно проводить и непосредственно во время приёма пищи. Но мы твёрдо убеждены: знакомство с правилами должно происходить на занятии. Во время приёма пищи физиологические потребности ребёнка преобладают над всеми остальными, и ему совершенно не хочется слушать и запоминать правила. Поэтому первостепенную роль мы отводим специально организованным занятиям.

Чтобы создать атмосферу общей культуры и красоты, разработали план занятий семинара с сотрудниками по обучению правилам столового этикета.

2 этап . Создание необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды: аудио- и видеоаппаратура; наборы красивой современной посуды и столовых принадлежностей: белоснежные скатерти, салфетки, вазочки для цветов, подставки для бумажных салфеток.

Особое внимание уделили оборудованию центров этикета в группах. Воспитатели на основе методических рекомендаций оформили центр этикета, включая схемы сервировки стола и складывания салфеток, картинки по украшению и сервировке стола, образцы оформления подарков, украшения для праздничного стола.

3 этап. Закрепление знаний (сюжетно-ролевые и дидактические игры, создание специальных ситуаций, другие виды занятий (по изобразительной деятельности, познавательные, музыкальные), праздники и развлечения («День рождения», « » и др.), традиции группы: «Сладкий стол», « », игры на развитие мелкой моторики и координации движений.

4 этап. Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными ситуациями и обстоятельствами (организация работы в центрах этикета).

Таким образом, система работы по формированию норм культурного поведения ребёнка за столом построена на соблюдении следующих принципов:

  • Основные правила столового этикета адаптированы к дошкольному возрасту.
  • Обучение строится с учётом возраста детей. Обучение правилам этикета начинается с трёхлетнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе.
  • В целях закрепления полученных знаний и умений используются специальные уголки этикета.
  • Широкая .
  • Компетентность всех сотрудников по вопросам столового этикета.

Мода постоянно меняется, поэтому, несмотря на все её капризы, усвойте золотое правило и следуйте ему всегда: «Избегайте излишеств! Всё хорошо в меру». Такова одна из заповедей современного этикета, пришедшая к нам из глубины веков. Этого же правила придерживаемся и мы в своей работе.

А. Хранюк, Н. Мащелева

Методическое пособие «Правила этикета» для детей старшего дошкольного возраста

Разработал воспитатель старшей гр 7 СОШ №806: Медведева И.И.

Москва 2015

Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является важной частью воспитательного процесса.Главную цель обучения мы видим в том, чтобы ребёнок не только знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать.

Цель разработки пособия:

Углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе, развивать коммуникативные способности дошкольников. Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.

Задачи:

    развитие связной речи;

    преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

    развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, кругозора;

    знакомство с правилами этикета,

    формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

    развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

    воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

    «Правила этикета приветствия»

    «Правила поведения в детском саду»

    «Правила поведения на улице»

    «Правила поведения в транспорте»

    «Правила поведения в магазине»

    «Правила поведения в театре»

Правила пользования пособием:

По выбранной воспитателем теме проводится беседа с детьми, большинство правил, ситуаций, обыгрываются c детьми. На следующий день педагог представляет воспитанникам на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали, дети повторяют основные правила, перерисовывают таблицу в свою тетрадь, которую забирают домой. Дома дети рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Так же если дети хотят, они могут дорисовать еще 2 правила которые не нарисовали в детском саду в свободные 2 квадрата, после чего они приносят тетрадь обратно и рассказывают другим детям о своих правилах, если дети с педагогом считают эти правила правильными, то остальные дети выбирают наиболее подходящие правила из всех предложенных и зарисовывают их в свою тетрадь.Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь, расширяют кругозор, так же тетрадь позволяет педагогу проследить за каждым ребенком, усвоил ли он правила.

Можно использовать наклейки в виде поощрительного приза, которые наклеиваются в конце тетради, только при условии, что ребенок соблюдал правила поведения в детском саду в течении дня. А также вне детского сада: на улице, в транспорте, магазине, театре при условии что эти правила этикета были соблюдены детьми и подтверждены родителями. Это стимулирует детей не только учить правила, но и практически применять их в жизни.


Тема: «Правила этикета приветствия»

    - Всюду сначала здоровайтесь.

    - Человеку,с которым вы здороваетесь, смотрите в газа дружелюбно и приветливо.

    - Улыбаемся (улыбка согревает приветствие).

    - Младший первый приветствует старшего.

    -Входящий первым здоровается с присутствующими.

    - Руки в карманах не держим.

    - Не жуём, когда приветствуем

    - Мужчина первый приветствует женщину

    - Слова приветствия произносите негромко, но четко и ясно

Тема: «Правила поведения в детском саду»

    - Старайся расставаться утром с родителями спокойно и не плакать: твои слезы только расстроят маму и папу. Помни, что в садике тебе будет интересно.

    - Не приноси в садик сладости.

    - Всегда слушайся воспитательницу и не груби ей. Она отвечает за тебя и за всех детишек в группе и знает, что надо делать в течении дня.

    - Не ссорься с детьми в группе, не толкайся, не дерись.

    - Старайся быть со всеми дружелюбным, делись игрушками, помогай тем, кто слабее.

    - Не кричи в детском саду.

    - Веди себя за столом прилично: мой руки перед едой,ешь аккуратно, жуй с закрытым ртом, не разговаривай, вытирай рот салфеткой.

    - Не бегай по детскому саду.

    - Никогда не разговапивай с незнакомыми людьми, ничего не бери у них. Если ты увидел,что кто- то из детей общается с незнакомцем, обязательно расскажи об этом воспитательнице.

Тема: « Правила поведения на улице»

-Идти только по правой стороне тратуара.

-Переходить улицу можно в местах, где есть пешеходная дорожка и на зеленый сигнал сфетофора. .

- Если вы идете со своими друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по 3-4 человека.

- На улице не мусорим, для бумажек есть урна

-На улице ничего не едим, так как руги грязные.

- Не играем рядом с дорогой.

- На улице не кричим.

- Не едем на самокате по проезжой части.

- Не расталкивайте прохожих.

Тема: «Правила поведения в транспорте»

- Не прислоняйтесь к дверям

- Не отвлекайте водителя

- Не пачкайте салон, не стоим ногами на сиденье

- Не употребляйте еду и напитки в салоне общественного транспорта

- Не забывайте оплачивать проезд.

- Не шумите.

- Не толкайте всех локтями.

-Троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди

Тема: « Правила поведения в магазине»

- Придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

- Не берём животных в магазин

-Не кричим в магазине

-Товары кладем в корзину

- Не едим в магазине не оплаченный товар

- Говорим волшебные слова при общении с продовцом(пожалуста покажите, подскажите пожалуйста...)

- Не бегаем по магазину

- В магазине встаем в очередь

- Платим за товар деньгами

Тема: «Правила поведения в театре»

    - В театр приходим красиво одетыми

    - Не забываем взять билет

    - Приходим во время, не опаздываем.

    - У зеркала в гардеробе можно только поправить прическу. (причесываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете)

    - После третьего звонка вход в зал запрещён

    - В буфете можно попить и поесть

    - В зале не едим, не кричим

    - Представление понравилось – хлопаем в ладошки (аплодисменты)

    - Спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду.

Список используемой литературы:

    Беседы об этикете с детьми 5-8 лет Т.А. Шорыгина .

    Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками С.О. Николаева .

    Уроки вежливости Ольга Александрова .

Задачи: развивать у старших дошкольников потребность в познании социальной действительности; познакомить с понятием «этикет»; формировать представления о навыках социально одобряемого поведения на основе художественных произведений; формировать умения размышлять о музыке, её характере, моделировать музыкальный образ с помощью средств художественной выразительности (слово, изобразительное искусство); воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, аккуратность, честность, вежливость.

Предварительная работа: чтение художественных произведений с последующим обсуждением, просмотр иллюстраций к ним; дидактические игры: «Оцени поступок», «Герои сказок», «Хорошо - плохо», «Можно - нельзя»; речевые игры: «Сочини сказку», «Придумай своё завершение», «Представь, что ты герой сказки…»; проведение нравственно-этических бесед; слушание музыки; установление правил поведения в группе; подготовка презентации «Сказки учат».

Материал: мультимедийная установка; презентационный, тематический материал; льдинки на плоской ёмкости; репродукции картин; белый лист бумаги, цветные формы предметов (сердечки, цветы, звёздочки, капельки, листики, бабочки, тучки, лучики, флажки).

Ход интегрированного занятия

Воспитатель (В.). Ребята, поздоровайтесь, пожелайте друг другу здоровья.

А ещё поздороваемся с нашим большим экраном, который будет нам помогать, показывать и подсказывать.

Послушайте, что я вам расскажу. За высокими горами, за синими морями, за дремучими лесами, не на небе, на земле, на лесной опушке в сказочной избушке живёт Волшебник по имени ЭТИКЕТ. Как вы думаете, кто это, что это за слово «этикет»? (Ответы детей.)

Этикет - это установленный порядок поведения человека в обществе. Этикет учит, как нужно вести себя в общественных местах: в кинотеатре, в магазине, на улице, в гостях.

Волшебник Этикет очень любит сказки, особенно те, в которых герои помогают друг другу, дружат, заботятся. Посмотрите на экран, как эти сказки можно охарактеризовать? (Добрые, весёлые, разноцветные, хорошие.)

Но среди сказок и рассказов есть такие, где герои совершают плохие поступки, они проказничают, обманывают, обижают. Посмотрите, экран показывает, что эти сказки какие? (Грустные, серые, скучные, бесцветные.)

Как вы думаете, когда волшебник Этикет читал такие серые сказки, что с ним происходило? (Он переживал, расстраивался и даже плакал.) Смотрите на экран, он плакал, и его слёзы превращались в маленькие льдинки. Потрогайте их, какие они? (Холодные, колючие, мокрые, твёрдые, серые.) Мы с вами попробуем развеселить волшебника, растопим льдинки.

Присаживайтесь на стулья. Давайте посмотрим, какие же сказки расстроили волшебника. Герои из какой сказки сейчас на экране? (Три медведя.)

Как вы думаете, что не понравилось волшебнику в поступках героя? (Ответы детей.)

Правильно, так поступать нельзя. Посмотрите, какие правила нам предлагает экран? («Не бери чужого», «Спрашивай разрешения»). Какое правило мы возьмём с собой в группу? (Ответы детей.)Молодцы, я думаю, что после ваших ответов льдинки начинают таять.

Есть ещё один рассказ, в котором поведение мальчика не понравилось волшебнику. Послушайте маленький отрывок. «К нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, сразу понял, что никуда я с мамой не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа, а на шляпе - наша каша».

Помните название этого рассказа? (Ответы детей.) Это рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным». Как можно объяснить это выражение? Что мальчик сделал плохо? Как вы думаете, как можно было поступить в таком случае? (Ответы детей.) Давайте прочитаем правила на экране и запомним их. («Не обманывай», «Говори правду».)

Посмотрите на льдинки, как вы думаете, что с ними происходит? Почему? (Ответы детей.)

Волшебник немного успокоился и предлагает нам отдохнуть, понаблюдать за бабочкой глазами.

Дети стоят перед экраном. Проводятся упражнение на снятие зрительного утомления.

В. Ребята, смотрите, на экране герой сказки, который не угодил волшебнику. Из какой он сказки? (Ответы детей.) Да, эта сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр».

Чем же поведение мальчика не понравилось Волшебнику? А вы не расстраиваете свои мам? Вы всегда аккуратные и чистые? (Ответы детей.) Сейчас проверим. Если вы считаете, что утверждение верно, поднимайте руки вверх и говорите «да», если нет - махайте рукой и говорите слово «нет». Готовы?

Утром умываемся и делаем зарядку.

Чистим зубы по вечерам.

Надо гулять и ходить пешком.

За стол садимся с немытыми руками.

Носовой платок и расчёску никому не даём.

Обувь надо чистить каждый день.

Вещи нужно содержать в порядке.

Грязные вещи складываем в шкаф.

Чистота - залог здоровья!

Молодцы, внимательные! Уверена, что вы всегда аккуратные!

Пожалуй, экран с вами согласен, вы, любите чистоту и порядок. А мальчик из сказки не любил, поэтому и все вещи от него убежали. Давайте покажем, как.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку, свечка в - печку!

Я за книжку, та бежать

И вприпрыжку

Под кровать.

Дети передают движения.

Что же нам говорит экран, какие правила предложит? Как вы думаете? (Ответы детей.) Посмотрим, правы ли вы. («Не будь грязнулей», «Будь аккуратен».)

Давайте подойдём к льдинкам и посмотрим, как они уменьшаются. Мы обязательно их растопим и развеселим волшебника Этикета.

А сейчас посмотрим видеосюжет.

В. Из какого рассказа этот мальчик? (Ответы детей.) Да, это рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». Что же мальчик делал не так? Почему ему никто ничего не давал? Чему его научил мудрый старичок? (Ответы детей.) Правильно, он научил его говорить слово «пожалуйста», говорить: тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Давайте станем парами, возьмёмся за руки и, глядя в глаза друг другу, скажем тихо «пожалуйста». Е:щё раз скажем громче и улыбнёмся. Если вы всегда будете так говорить, у вас будет много хороших друзей.

Попробуйте вспомнить другие волшебные слова, которые нужны нам каждый день. (Дети называют, на экране появляются такие же вежливые слова.)

На мой взгляд, вы очень вежливые, знаете правила этикета, уважаете друг друга. А сейчас посмотрим правила. («Не груби», «Будь вежлив».) Надо обязательно их запомнить и не нарушать.

Ребята, разные ситуации, которые происходят в жизни, заставляют нас думать о том, как надо поступить и что сказать. Люди, которые знают правила этикета, добрые, они любят читать книги, любоваться природой, слушать стихи и хорошую музыку. Давайте мы с вами присядем и послушаем музыку, а вы подумаете, о чём она рассказывает.

Звучит произведение Э. Грига «Утро». Дети, прослушав музыку, подходят к столам. Музыка в тихом звучании включается второй раз. Одна подгруппа детей выбирает из предложенных репродукций картины, которые соответствуют музыке, вторая - выбирает и выкладывает на белый лист бумаги предложенные цветные формы предметов (сердечки, цветы, звёздочки, капельки, листики, бабочки, тучки, лучики, флажки). После выполнения заданий, подгруппы обмениваются мнениями.

В. Присядьте на ковёр в круг, и мы посмотрим на льдинки, удалось ли нам их растопить. Почему они не все растаяли? Как вы думаете? Что надо делать, помнить, выполнять, понимать? (Ответы детей.)

Мы сейчас с вами превратим их в яркие звёздочки, хотите?

Дети берут льдинку на ладошку и говорят слова: «Льдинки-слезинки растопитесь и в звёздочки превратитесь». На экране появляются звёздочки.

В. Получилось! Слезинок больше не будет, будут улыбки, смех, дружба.

Мы с вами сделали много хорошего, помогли волшебнику Этикету. Смотрите, он нас благодарит, радуется, что вы подарили ему звёздочки. Скажите ему до свидания, до новой встречи.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста подготовила Капкович Е.

Ирина Неборская
Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»

воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко»

п. Тяжинский. Кемеровская область

Цель : Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета : внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.

Упражнять в использовании «вежливых слов» , подборе их в соответствии с ситуаций.

Совершенствовать культуру диалогической речи : выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Развивающие :

Развивать логическое мышление : умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.

Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.

Воспитательные :

Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.

Материал : Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.

Предварительная работа : Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо» . Р. С. Буре «Как поступают друзья» . Беседы по книге Е. Черенковой. «Уроки этикета и вежливости » . Чтение худ. лит-ры : В. Катаев. «Цветик-семицветик» ; В. Осеева. «Волшебное слово» ; С. Маршак «Жадина» . Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы »; Цветик –семицветик».

Ход НОД:

В -ЛЬ : Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Упражнение; «Подари улыбку»

Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите. (в- ль поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие пока улыбка не вернуться к воспитателю.)

В - ль; Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки.

В - ль : Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)

Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?

Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе . Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)

1. Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости.

Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.

(слайды)

Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»

Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье) .

Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе» .

Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Картинка «Встреча двух друзей.»

Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)

Как можно приветствовать друга,если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)

О вежливых словах прочитает стихотворение Кристина К. .

Утром, подойдя к окну

«Здравствуй» ! - солнышку кричу

И ещё немало раз

За день повторю;

«Добрый день» , иль «В добрый час»

«Вас за всё благодарю» .

Друга встречу - то ему

Крепко руку я пожму.

Книгу даришь кому-либо,

Скажет он тебе «Спасибо»

Ты пожалуйста ответь

Улыбнувшись, прошепчи,

Расставаясь с кем-то, где-то,

«До свиданья» говори.

В – ль : Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.

2 : -Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.

А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра) .

В - ль : - Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.

1. Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.) .

2. Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю) .

3. Назовите только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею) .

4. Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи) .

В - ль : Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.

3. Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков» .

Слайды :

ВОПРОСЫ :- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?

Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?

Если съел конфету и у тебя остался фантик?

Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?

Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.

4. В - ль : Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры» . Что такое «Хорошие манеры» ?

Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.

А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.

Игра» Хорошо - плохо»

В - ль : Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо,то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.

1. Привычка очень громко разговаривать.

2. Неряшливость в одежде.

3. Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.

4. Внимательное, вежливое общение с людьми.

5. Приветствовать знакомых, при встрече.

6. Оскорбление окружающих людей.

7. Уступить место пожилому человеку в транспорте.

8. Мальчики дерутся.

Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.

5. В - ль : Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы» .

Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.

Дети : (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).

В - ль : Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.

А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?

Друзья познаются в беде.

Дружбу помни, а зло забывай.

Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.

Дружба стекло – разобьётся,не сложишь.

Крепкую дружбу и топором не разобьёшь,

В - ль : О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.

Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.

Ф - ка : Магнит.

В – ль (показывает магнит со скрепками) Как называется этот предмет?

Он притягивает к себе разные железные предметы.

Иногда бывает так, что человек становиться магнитом, к нему тянуться другие люди.

Как вы думаете, к какому человеку тянуться другие люди? (к доброму, отзывчивому, чуткому, хорошему) .

Предлагаю каждому из вас побыть магнитом.

Описание игры; (дети произвольно двигаются под спокойную музыку, когда вос-ль называет имя ребёнка, все собираются вокруг него, ласково касаются его рукой и говорят добрые слова. Если кто-то не хочет, чтобы его касались рукой,он выставляет перед собой ладони, тогда дети встают рядом с ним и говорят добрые слова.

6. Лепесток синий - это лепесток «внешний вид» .

Ребята, а что такое внешний вид?

В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.

Какой должна быть одежда? (чистой, удобной) .

Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен) .

Ребята предлагаю вам поработать в тетрадях.

Я называю варианты ответа, а вы ставите красный кружочек –да, синий кружочек –нет.

Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего :

1. Дорогой. 4. Чистой. 7. Аккуратной.

2. Опрятной. 5. Разорванной.

3. Модной. 6. Новой.

Ребята, так какой должна быть одежда.

(опрятной, чистой, аккуратной)

И тот лепесток вернулся к цветку.

7. Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек» .

Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.

Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.

Мыть руки перед едой.

Чистить зубы перед сном.

Грызть ногти.

Пользоваться носовым платком.

Дразнить и обзывать детей.

Стричь ногти.

После сна умываться.

Расчесываться.

Ковырять в носу.

Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка) .

Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета .

Стихи : 1. Что такое этикет ?

Мы сейчас даём ответ-

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет.

2. Что сказать, когда войти.

Как в гостях себя вести.

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3. Если вежливым стать,

И воспитанным быть

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным) .

Поведение в обществе - это тоже зеркально отражение того, что ребенок видит вокруг себя, поэтому стремясь ему что-либо хорошее и полезное привить, будьте для него лучшим примером этого.

Первые представления о нормах поведения дети получают в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают им определённые нравственно - поведенческие правила. В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного существования детского коллектива.

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

Воспитатель ежеминутно, терпеливо формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни. Ребёнок дошкольного возраста многое знает из рассказов родителей, бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Педагог лишь должен расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе.

Поскольку в этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, следует постоянно обращать внимание воспитанников на то, что и почему хорошо или плохо. При этом тон воспитателя должен быть спокойный, доброжелательный и доверительный. Это создаёт наиболее подходящие условия для формирования этикетного поведения. При обучении правилам этикета необходимо учитывать психовозрастные особенности дошкольника.

Стандарт дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

Формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям - уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

Создание коммуникативной компетентности ребёнка - распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

Формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Таким образом, исходя из выдвигаемых требований, с правилами и нормами этикета дети знакомятся на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Необходимый настрой на этикетное поведение создаёт установленный порядок в группе, выработанный совместными усилиями воспитателя и детей. Для воспитания этикетного поведения необходимы определённые условия.

Основные правила этого порядка можно сформулировать так:

Проявляем к каждому дружеское участие и терпение;

Сопереживаем и стремимся оказать помощь друг другу;

Доброжелательно воспринимаем каждого из своих товарищей;

Не отказываемся в участии в играх и упражнениях;

Не стесняемся своего незнания и неумения;

Не боимся ошибаться сами и не смеёмся над ошибками других.

Все эти правила можно объединить в такое важное состояние человеческого общежития, как любовь. Научить ребёнка проявлению любви в этом одно из важнейших назначений обучения правилам этикета.

Таким образом, правила детского этикета - это основа основ, которая поможет ответить на вопрос, как последовательно научить ребенка правильно и достойно вести себя в обществе. Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе.

Стержнем основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия -- непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость.

В обществе существуют принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут -- тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.

Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное.

Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия:

1) как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения;

2) как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами;

3) как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Для формирования правил и норм поведения воспитатели-практики рекомендуют использовать следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:

Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо)

Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа)

Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)

Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)

Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены.)

Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)

Практические действия

Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления)

Метод проектов

Подводя итог сказанному, хочется вспомнить замечательные слова А.С. Пушкина: «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».Мы часто ошибаемся, когда думаем, что сможем прожить без людей. Процесс социализации личности, который напрямую зависит от принятия и соблюдения правил этикета, принятых с обществе, очень важен. Стоит иногда больших усилий сохранить добрые отношения с окружающими людьми и в то же время остаться самим собой. И если взрослым легче себя контролировать, то детям нужно помогать, учить жить в коллективе.

Приходя в детский сад, ребёнок попадает в интересное и необычное для него пространство. Это совершенно новый коллектив - воспитатели, младшие воспитатели, педагоги и - такие же, как он сам, - малыши. Существуют определенные нормы и правила поведения, которые нужно постепенно объяснить ребенку. Другими словами, разъяснить, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Процесс занятий может быть очень увлекательным как для детей, так и для взрослых. Ведь обучая, мы и сами учимся (это всегда полезно), иногда у своих же собственных детей, потому что в их глазах и устах - истина. Проводимая работа помогает воспитателю и родителям научить ребенка адаптироваться в коллективе, общаться со сверстниками и родителями, другими взрослыми.