Адаптация в детском саду. Три степени привыкания

  • 27.10.2019

Если о психологических и социальных особенностях периода адаптации подробно рассказывают в детском саду, то о ее медицинских аспектах родителям известно меньше. Поэтому сегодня я хочу остановиться подробнее на этой теме.

Слово «адаптация» в переводе с латинского означает приспособление. По большому счету, человек на протяжении всей жизни приспосабливается к чему-то новому. Но бывают периоды, требующие особого напряжения всех сил организма. Один из них – поступление ребенка в детский сад.

Посещение детского сада знаменует новый этап в жизни ребенка. Отрыв от мамы, перемена обстановки, незнакомые люди вокруг, новый маршрут от дома до сада – все это небезразлично для малыша и отражается на его состоянии и поведении. Могут временно утратиться многие недавно приобретенные полезные навыки. Ребенок часто отказывается от еды, дневного сна, хуже и меньше говорит, может перестать проситься на горшок. В этот период жизни дети чаще болеют. Все это – нормальные проявления адаптации.

Три фазы адаптации к детскому саду

В адаптации ребенка выделяют 3 основных этапа:
острый;
подострый;
период компенсации.

В остром периоде, который иначе называется ориентировочным этапом адаптации, отмечаются ярко выраженные изменения поведения ребенка. Первые 2-3 недели все системы органов максимально напряжены, в организме бушует «физиологическая буря». Малыш становится капризным, возбудимым. Появляются отрицательные эмоции в общении с взрослыми и детьми, ухудшается аппетит, становится тревожным сон.

В этот период изменяются физиологические показатели частоты сердечных сокращений, артериального давления и дыхания, увеличивается количество микробов на слизистых оболочках носа, зева, полости рта. Видоизменяется состав крови (количество лейкоцитов и соотношение иммуноглобулинов в сыворотке). Ребенок может даже похудеть. Острый период адаптации у разных детей длится от 10 до 60 дней.

Подострый период, или фаза неустойчивого приспособления, характеризуется постепенной нормализацией поведенческих и физиологических реакций. Быстрее всего восстанавливается аппетит – как правило, в течение 10-15 дней. Медленнее идет нормализация речи, на это может потребоваться около 2 месяцев. Восстановление сна и эмоционального состояния ребенка происходит обычно за 1 месяц.

Период компенсации, адаптированности к новым условиям характеризуется тем, что физиологические и нервно-психические реакции детского организма достигают исходного уровня или превышают его.

Степени тяжести адаптации ребенка

Легкая адаптация ребенка к саду характеризуется незначительным снижением аппетита. Объем съедаемой пищи достигает исходной нормы обычно за 10 дней. Примерно в те же сроки восстанавливается сон. Эмоциональное состояние ребенка, его ориентировочная и речевая активность, взаимоотношения с другими детьми нормализуются через 15-20 дней. Общение с взрослыми при легкой степени адаптации практически не нарушается. Двигательная активность ребенка не снижается. Функциональные сдвиги в работе внутренних органов выражены минимально и нормализуются в течение первого месяца пребывания в детском саду. Заболеваний при этом варианте на протяжении всего адаптивного периода не отмечается.

При адаптации средней тяжести нарушения сна и аппетита нормализуются в течение 20-30 дней. Эмоциональное состояние ребенка остается неустойчивым в течение всего первого месяца пребывания в детском саду. Типична значительная задержка двигательной активности, все функциональные сдвиги в работе органов и систем выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие острому заболеванию. Взаимоотношения с взрослыми, как правило, не нарушены.

При тяжелой адаптации либо отмечаются ярко выраженные изменения функций органов и систем ребенка, либо сильно страдает его поведение. В первом случае малыш заболевает вскоре после первого посещения сада и продолжает болеть практически ежемесячно (более 4-12 раз на протяжении первого года). Со временем частота заболеваний снижается, и ребенок начинает стабильно посещать детский сад.

При втором варианте тяжелой адаптации ребенок ведет себя не так, как обычно. Порой его поведение граничит с неврозом. Аппетит практически исчезает, ребенок отказывается от еды. Ситуация начинает восстанавливаться не ранее, чем через 3 недели пребывания в детском саду. Может возникать стойкое неприятие пищи или невротическая рвота при кормлении. Сон становится чутким, укороченным. Засыпает ребенок долго – 30-40 минут, при этом капризничает, плачет. Просыпается, как правило, малыш тоже со слезами. Ребенок либо стремится к уединению, не хочет играть с другими детьми, либо проявляет по отношению к ним агрессию. Также у него может отмечаться двигательная расторможенность. Ребенок начинает отставать от сверстников в речевом развитии. Его отношение к взрослым приобретает избирательный характер.

Тяжелая адаптация к ДОУ может продолжаться от 2 до 6 месяцев. Она бывает примерно у 9% детей, поступающих в детский сад.

Старший сын Влад пошел в сад в далеком 1997 году. Было ему тогда 2 года, а мне, ну очень молодой мамочке, был всего 21 год. Я уже имела педагогическое образование в виде училища и знала, что есть такое понятие, как адаптация – некое время, которое нужно ребенку, чтобы он привык к новой обстановке.

Как это происходило?

Привыкал Владик ужасно. Сына забрали, а меня с другими мамочками отправили гулять 2 часа. Мы и попрощаться-то не успели как следует.

Я доверилась опыту воспитателей, которые уверили, что так для ребенка будет лучше всего. Как и большинство других мамочек, которые «поставили своих детей на новую ступеньку жизни», мы ходили под окнами и прислушивались к плачу детей.

Какой методикой руководствовались воспитатели, я не представляю. Но через 2 часа мы забирали домой испуганных, заплаканных детей.

На второй день Владик согласился пойти еще раз «к деткам». Картина повторилась. Плакал все 2 часа.

Изо дня в день мы тащили орущего ребенка в сад, мужественно проживая адаптацию. Так продолжалось почти месяц!

И когда я уже решила, что сын – несадиковский ребенок и никогда не привыкнет к детскому саду, он плакать перестал и начал оставаться в группе на целый день. Смирился. Сломали.

Адаптация №2 – нормальная

Второй раз я прошла адаптацию ребенка к детскому саду со своей средней дочкой Машей – «девочкой с моторчиком» 2 лет. Воспитатели те же. Сад тот же. Группа та же. Мама – повзрослевшая и поумневшая.

Помня страдания сына, я сразу сказала воспитателям, что хочу остаться в группе с ребенком. Если я увижу, что с ней все нормально, уйду. Воспитатели согласились. Мы зашли в группу, Машка сразу принялась играть, усадив меня на стульчик.

Через полчаса я позвала ее и сказала, что маме нужно быстро сходить в магазин, пойдет она со мной или подождет, пока я вернусь? Она меня отпустила. Я пришла быстро. Забрала Машу, и мы пошли домой.

На второй день все было так же. Маша меня отпускала, я возвращалась и забирала ее домой. Гордая за себя, за свою дочь, я уже было обрадовалась, что период адаптации ребенка к детскому саду прошел идеально, но вторая неделя принесла свои сюрпризы. Маша не захотела после выходных идти в садик, потому что:

  • Новые игрушки уже не новые.
  • Новое место уже не интересно.
  • С детками прекрасно играть можно и на детской площадке.

Вопрос: зачем ей ходить в садик?

Начала объяснять дочери, что родителям нужно на работу, зарабатывать денежки, чтобы ей что-то купить. С утра начал водить в детский сад папа, чтобы ритуал прощания не затягивался. Девочка вскоре адаптировалась и с радостью посещала детский сад до школы.

Адаптация № 3 – идеальная

Многое в том, как ребенок адаптируется к детскому саду, зависит от самого ребенка. В этом я убедилась с младшей дочкой. Саша всегда была спокойной и рассудительной девочкой. Я была уверена, что к саду она привыкнет хорошо.

Спасибо нашей крестной, которая нам подарила книжечку «Я иду в детский сад». Мы ее начали читать за 1,5 – 2 месяца до нашего первого посещения сада. Из книги мы узнали, что такое детский сад, чем там занимаются детки, кто такие воспитатели.

Самое главное, Саша четко уяснила, что вечером всех деток забирают домой.

  • Книжечку мы читали часто – готовились.
  • Иногда ходили в садик на площадку, немного играли там.
  • Однажды нас пустили в группу. Саша все там рассмотрела, и ей очень захотелось пойти к деткам. Время как раз подошло. Тогда ей было почти 3 годика.

Первый день похода в садик мы сделали праздником! Купили воздушные шары, цветы и отправились покорять первую ступеньку образовательной системы. В первый день я пришла за Сашей в обед. Она расстроилась, так как знала о режиме садика из книги и была уверена, что ее оставят спать.

На второй день мы решились остаться на целый день. О чудо! Саша спокойно осталась на дневной сон, и мы стали оставаться в садике на целый день. Ребенок не плакал ни разу и до сих пор с удовольствием посещает детский сад.

Опираясь на собственный опыт и на мнения психологов, осмелюсь дать несколько ответов читателям сайт на вопросы, которые касаются адаптации ребенка к детскому саду.

Сколько нужно времени, чтобы ребенок привык?

По наблюдениям психологов, маленькие дети до 2-х лет привыкают к саду лучше, чем детки 3–4-летнего возраста.

  • В среднем малыши ясельного возраста адаптируются за 2 недели, а дети от 3 лет привыкают к новой обстановке дольше – около месяца.

Психологическая адаптация ребенка к детскому саду зависит не только от возраста ребенка, но и от типа его темперамента. Замечено, что лучше всего к саду адаптируются флегматики (как моя младшая дочь), а вот холерикам (моя Маша) и сангвиникам (мой сын) привыкнуть к новым условиям сложнее. Их вначале привлекает все новое, но очень быстро оно надоедает.

Тем более, в саду есть свои рамки, к которым сложно приспосабливаться холерикам и сангвиникам. У меланхоликов, с их сентиментальностью и восприимчивостью, тоже сложно проходит психологическая адаптация ребенка к детскому саду.

В общем, психологи выделяют 3 степени адаптации ребенка к детскому саду: легкая, средняя и тяжелая.

  • При легкой степени адаптации малыш привыкает к новым для него условиям в течение двух недель. При этом у ребенка аппетит не нарушается, сон хороший, эмоциональное состояние привычное. Ребенок в этот период не болеет. Как правило, легкая адаптация характерна для здоровых деток, которые живут «по Комаровскому»: сквозняков не боятся, ходят босиком по полу, сопли для них чуть ли не показатель здоровья.
  • Средняя адаптация характерна для большинства детей. Привыкание проходит не так гладко, как хотелось бы родителям. В основном ребенок устраивает истерики по утрам, когда нужно собираться в сад. У него может нарушиться сон и аппетит, он может стать более капризным, начать разговаривать во сне. Период адаптации ребенка к детскому саду в этом случае длится около месяца. За этот период ребенок привыкает к новой обстановке, эмоциональное состояние стабилизируется.
  • О том, что привыкание ребенка к детскому учреждению проходит тяжело, говорят в том случае, если адаптация длится более 2 месяцев или ребенок так и не привык к детскому саду. таких деток нарушено, ребенок болеет чаще, становится капризным и неуправляемым, может замкнуться в себе. Случается так, что ребенок может не привыкнуть к детскому саду вообще.

Можно ли помочь ребенку лучше адаптироваться?

Задача родителей – настроить и подготовить малыша к этому периоду в его жизни.

  • Приучайте ребенка к режиму садика заблаговременно (научите его заранее сообщать, что он хочет в туалет, пить и т.д.).
  • Играйте с ребенком в садик. Разыгрывайте сценки, которые могут быть в детском саду. Обязательно заканчивайте игру тем, что взрослые всегда забирают деток из садика домой.
  • Приобретите прекрасные книги из серии «Я иду в детский сад» (про Аню или Ваню), «Как Зайка пошел в детский сад», «Как вести себя в детском саду» и пр.
  • Не переусердствуйте с рассказами о садике, чтоб ребенок не нарисовал себе очень радужную картину и потом не разочаровался. Все в меру.
  • Приводите ребенка сначала на прогулку в сад. Когда детки будут уходить в группу, скажите, что скоро ты подрастешь, пойдешь в сад и тебя тоже поведут в группу к деткам.
  • Как правило, воспитатели не против того, чтобы ребенок в первые дни брал из дому любимую игрушку. Некоторые мамочки брызгают на игрушечку свои духи – оставляют «запах мамы».
  • Делайте с ребеночком маленькие сюрпризы, которые вы подарите деткам в саду или воспитателям.
  • Не уходите утром из садика «по-английски», но и ритуал прощания не затягивайте. Договаривайтесь с ребенком, что мама целует его в щечку, и он идет в группу, а мама – на работу.

Когда лучше приводить ребенка в сад в период адаптации?

Чтобы ребенку было комфортнее в саду, некоторые психологи советуют приводить ребенка рано, чуть ли не первым. Чем они это объясняют?

Представьте себе, что вам нужно выступать перед большой аудиторией. Вам будет комфортнее, когда вы придете раньше всех и будете встречать слушателей или же зайдете в зал, где уже полно людей?

Но с другой стороны, не каждый ребенок выдержит плач других детей, которые тоже только начинают посещать детский сад.

Что делать родителям, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду?

  • Возможно, ребенок не может привыкнуть к детскому саду, так как он еще совсем маленький. Так было с моими знакомыми. Пришлось переждать год, чтобы дочка начала заново ходить в детский сад, подзабыв неудачную адаптацию к детскому саду.
  • Не могут долго привыкнуть к детскому саду дети, которые очень привязаны к маме. Находите возможность оставлять на некоторое время малыша с каким-то другим человеком.
  • До садика водите ребенка в , кружки, где у него будет возможность социализироваться в обществе сверстников.
  • Не подходят воспитатели – тоже одно из объяснений, почему ребенок не может долго привыкнуть к детскому саду. Не у всех найдется возможность подыскать другой садик, но попытаться перевести малыша в другую группу можно.

Никогда не обсуждайте при ребенке, как ему трудно было в садике и как тяжело он привыкал. Такие разговоры дети улавливают моментально. Наоборот, говорите при ребенке, что он уже стал взрослый и даже начал (начинает) ходить в детский сад.

Почему ребенок в период адаптации в саду часто болеет?

Попадая в сад, организм ребенка переживает стресс. Это сказывается на работе . Находясь дома, ребенок окружен микроорганизмами, к которым организм привыкает. В саду ребенка начинают окружать другие дети со своими микроорганизмами.

Пока микроорганизмы разных детей «не перезнакомятся» и «не привыкнут» друг к другу, малыши будут болеть. Поэтому в первые недели или даже месяцы пребывания в саду .

Как показывает практика, у большинства детей адаптация носит средний характер тяжести. Утренние капризы и нежелание идти в сад наблюдается у многих деток. В саду же малыши ведут себя хорошо и не плачут. Это типичная картина. Было бы странно, если бы дети бежали с первых дней в детский сад. Выходит, что в саду им лучше, чем дома с родными?

Так что важно успокоиться и настроиться воспринимать адаптацию как естественный период в жизни ребенка, который нужно пережить и по мере возможности облегчить, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду длительное время.

Адаптация ребёнка к детскому саду

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация — от лат.«приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уров-нях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального су-ществования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в началь-ный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограниче-ны, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоцио-нальным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физио-логических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное тече-ние адаптации, необходим постепенный переход ребенка из се-мьи в дошкольное учреждение.Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он ак-тивно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнако-мый взрослый, новое помещение, общение с группой сверст-ников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восста-навливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ре-бенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым забо-леваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные ре-акции, направленные на выход из ситуации (двигательный про-тест, агрессивные действия); активное эмоциональное состоя-ние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напря-женность).

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  1. Возраст.
  2. Состояние здоровья.
  3. Уровень развития.
  4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
  5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
  6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дет-ского сада.
  2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
  3. Неумение занять себя игрушкой.
  4. Несформированность элементарных культурно-гигиениче-ских навыков.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступ-ления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойствен-но быстро заражаться сильными как положительными, так и от-рицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

  1. По возможности расширять круг общения ребенка, по-мочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по-
    сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
  2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сю-жетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
  3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как во-робушки, попрыгаем как зайчики».
  4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой,жалеть плачущего.
  5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители ви-дят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, напри-мер, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
  6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки само-стоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

  • самостоятельно садиться на стул;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • пользоваться ложкой;
  • активно участвовать в одевании, умывании.
  • Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас от-рицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальны-ми возможностями ребенка.

Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положитель-ную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Планируйте свое время так, чтобы в первые 2—4 недели по-сещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории дет-ского сада.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомле-ния или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравнове-шенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информаци-ей, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка ме-няется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища, очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихо-да нового ребенка в группу знали как можно больше о его при-вычках и старались по возможности создать хоть некоторые усло-вия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком пе-ред сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).

Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменения-ми в жизни. Задача родителей — быть спокойными, терпеливы-ми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ре-бенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

Условия уверенности и спокойствия ребенка — это система-тичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое со-блюдение режима.

Что делать, если...

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

  1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
  3. Не оставляйте ребенка в саду надолго.
  4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ре-бенка.
  5. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
  6. Не перегружайте ребенка новой информацией.
  7. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

  1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
  2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
  3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
  4. Принесите в группу свою фотографию.
  5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
  6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из дет-ского сада.
  7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на дет-ской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в под-вижные игры.
  8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

  1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).
  2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, со-вместное рисование, сочинение историй), попросите ре-бенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
  3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность по-играть с водой.
  4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослу-шания ребенка.
  5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
  6. Спойте ребенку песенку.
  7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

  1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.
  2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
  3. Убирайте игрушки вместе.
  4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.
  5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
  6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ре-бенка спать.
  7. Учитывайте возраст и возможности ребенка.

Скоро малыш пойдет в детский сад, и это вызывает оправданную тревогу у взрослых. Изменения в образе жизни приводит к определенному стрессу как у родителей, так и у малыша.

В среднем адаптация в детском саду трехлетнего ребенка составляет 2 – 3 недели. Однако у всех детей она протекает по-разному. Степень выраженности эмоциональных и физических проявлений выявляется такими показателями, как сроки нормализации поведения, характер заболеваний, проявления психоэмоциональных реакций.

Психологи и медики отмечают 3 степени привыкания, или адаптации к детскому саду.

3 степени привыкания, или адаптации к детскому саду

Легкая адаптация в детском саду

При легкой степени адаптации поведение ребенка приходит в норму по всем основным показателям в течение месяца, пребывание в детском саду для него не является трагедией, он спокойно и радостно ежедневно ходит в детский сад.

Снижение аппетита при легкой степени адаптации умеренное, и через неделю повышается до нормального уровня. Также и сон налаживается в течение одной–двух недель.

Снижение иммунитета выражено незначительно, через две–три недели защитные силы организма восстанавливаются.

Средняя адаптация

Адаптация средней тяжести проходит дольше и с большими отклонениями. Аппетит и сон восстанавливаются только к середине второго месяца пребывания в детском саду. Снижается активность малыша, он становится эмоционально подавленным. Может нарушиться стул, появиться потливость, темные круги под глазами. Острые респираторные заболевания возникают чаще и протекают тяжелее. Все эти симптомы проходят обычно к концу второго месяца.

Тяжелая адаптация

Особую тревогу вызывает эта адаптация. Длительное и тяжелое течение болезней, сильное снижение аппетита, физической и эмоциональной активности – это симптомы, обусловленные тем, что защитные силы организма ребенка не справляются и не предохраняют его от многочисленных инфекционных факторов новой окружающей среды. Серьезный стресс и подорванность имунной системы негативно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка, на его эмоциональном состоянии. , от игр и общения.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

  • Одевайте на ребенка максимально удобную одежду, с которой он сможет справиться сам. Не одевайте слишком дорогую одежду, которую жалко испачкать. За целостностью и чистотой одежды вашего ребенка воспитателю следить некогда, а ребенок еще не в состоянии об этом заботиться. И тем более, не ругайте малыша за то, что он все-таки ее испачкал.
  • Месяца за 2 до того, как начать посещать садик, узнайте его . Постепенно нужно приучать ребенка к этому режиму , чтобы потом у него не было дополнительного стресса из-за ранних подъемов или несвоевременного желания покушать.
  • Ко времени поступления в детский сад желательно, чтобы ребенок овладел минимальными навыками самообслуживания: сам умывался, одевался, чистил зубы, расчесывался, кушал и ходил в туалет.
  • Постарайтесь в период привыкания ничего не менять в семейном укладе. Различные нововведения только прибавят стресса ребенку.
  • Готовьте психологически ребенка к тому, что он будет ходить в детский сад. Рассказывайте ему как там весело, какие хорошие воспитатели, можно придумать истории про детский сад, когда будете рядом прогуливаться, покажите его ребенку. И ни в коем случае не пугайте ребенка детским садом.
  • Возьмите себе за правило каждый день после того, как привели ребенка из садика, не хвататься за домашние дела, а посидеть с малышом. Можно поговорить, как прошел его день, или поиграть в какую-нибудь игру. Главное, побыть с ребенком. Ведь за время нахождения в детском саду малыш так соскучился по мамочке!

Соперничество между детьми.

Золотое правило для родителей – не сравнивайте детей между собой. И дайте каждому свое ласковое прозвище.


От рождения до трех-четырех лет ребенок живет в уютной домашней обстановке, общается с близкими родственниками, совершает привычные действия. Детский сад – совершенно новое пространство, новые условия, новые взаимоотношения. Для ребенка, организм которого находится в процессе физического и психического формирования, такие перемены являются большим испытанием. Пройдет некоторое время, прежде чем ребенок сможет адаптироваться к детскому саду.

Этапы адаптации дошкольника к детскому саду

Как проходит период адаптации ребенка в дошкольном учреждении? Специалистами разработаны рекомендации для педагогов и родителей, благодаря которым адаптация детей раннего возраста проходит легко и безболезненно.

  1. Вначале родители приводят ребенка только на дневную и вечернюю прогулку, чтобы познакомиться с воспитателем и детьми в непринужденной обстановке. Желательно, чтобы ребенок видел, как после вечерней прогулки родители приходят забирать детей из детского сада;
  2. Первое время родители приводят ребенка после завтрака. Во-первых, он не видит слез других детей при расставании с родителями, во-вторых, избегает приема пищи в непривычной обстановке, в-третьих, сразу включается в игру или развивающее занятие. После утренней прогулки родители забирают ребенка;
  3. В течение последующих нескольких недель ребенок может приходить к завтраку и оставаться на обед. Родители забирают ребенка до дневного сна;
  4. После этого можно оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Первые несколько дней родителям рекомендуется забирать ребенка сразу после пробуждения, чтобы он не успел испугаться непривычной обстановки.
  5. После завершения адаптационного периода ребенок остается в детском саду на протяжении целого дня.

Сколько длится адаптация детей дошкольного возраста? Некоторые дети привыкают к новым условиям быстро и легко – в течение 1-3 недель. У других детей адаптационный период затягивается на несколько месяцев. Если по прошествии 3 месяцев у ребенка сохранились симптомы стресса, адаптация к детскому саду считается тяжелой и требует участия специалиста - детского психолога.

Виды адаптации

Даже если адаптация к детскому саду проходит легко, это вовсе не значит, что в организме ребенка не происходит никаких изменений! Проявления адаптации могут быть видны невооруженным взглядом (капризность, потеря аппетита, нарушение сна) или оставаться скрытыми.

Эмоции

Как правило, в первые дни пребывания в детском саду у ребенка преобладают отрицательные эмоции – страх, огорчение, обида, гнев. Они могут проявляться в виде хныканья, плача, попыток убежать или спрятаться, ударить или укусить. Иногда ребенок не проявляет никаких эмоций – выглядит «заторможенным». Важно понимать, что отрицательные эмоции – нормальная реакция ребенка на непривычные условия. Со временем им на смену придут положительные эмоции, что будет свидетельствовать о завершении адаптации в детском саду.

Общение с детьми и взрослыми

Даже общительные дети в первые дни посещения детского сада становятся застенчивыми, напряженными, замкнутыми. Ведь раньше ребенку не приходилось общаться одновременно с двадцатью-тридцатью детьми. Кроме того, потребность в общении и совместных играх возникает у детей не раньше 3 лет. До этого ребенок нуждается в покровительстве взрослого человека. Поэтому показателем благополучной адаптации будет не дружба со сверстниками, а налаживание контакта с воспитателем или няней.

Навыки

Некоторые родители ждут, что в детском саду ребенок наконец научится самостоятельно кушать ложкой, пользоваться горшком, надевать колготки и завязывать шнурки. Однако в процессе адаптации бывает наоборот – ребенок становится совершенно беспомощным. Не стоит беспокоиться – вскоре он не только «вспомнит» забытые навыки, но и приобретет новые.

Речь

В начале адаптационного периода возможно ухудшение речи ребенка, что очень беспокоит родителей. В дальнейшем речь ребенка не только восстановится, но и улучшится – будет расширен словарный запас, устранены дефекты произношения.

Сон

Проблемы со сном возникают у детей, чей домашний режим существенно отличался от режима детского сада. Дневной сон может стать причиной нарушения ночного сна (трудности с засыпанием, беспокойство во сне). После завершения адаптационного периода режим сна и бодрствования нормализуется.

Аппетит

Новая еда с непривычным видом, запахом и вкусом вполне может не понравиться ребенку. К тому же причинами отсутствия аппетита может быть беспокойство, страх, обида. Если ребенок хотя бы пробует еду - это уже хорошо. Если он съедает порцию и даже просит добавки - адаптация к детскому саду проходит успешно.

Здоровье

Больше всего беспокойства родителям доставляют болезни, которые начинают буквально атаковать ребенка в период адаптации. К сожалению, периодические инфекционные заболевания на протяжении первых недель или месяцев посещения детского сада неизбежны. Это объясняется снижением иммунной защиты и восприимчивостью к инфекциям.

Распространенные ошибки родителей

Чего ни в коем случае нельзя делать родителям, чтобы не затруднять адаптацию в детском саду?

  • Ругать и наказывать ребенка за отрицательные эмоции, связанные с детским садом. Фраза «Ты обещал не плакать» не работает;
  • Пугать и угрожать детским садом. «Будешь непослушным – не буду забирать из детского сада»;
  • Обманывать, например, пообещать забрать ребенка пораньше и не выполнить обещание;
  • Плохо отзываться о детском саде, воспитателях, детях;
  • Проявлять непоследовательность. Например, водить в детский сад «по настроению».