Игрушки из валяной шерсти своими руками. Сухое валяние из шерсти игрушки: мастер-класс по валянию котика для начинающих

  • 30.10.2019

По валянию из шерсти.

Валяние или фелтинг -интересная техника рукоделия, набирающая обороты. Используя технику сухого валяния можно создавать необычные фигурки, сувениры, украшения, предметы декора и аксессуары. Валяние - это оригинальный смесь скульптуры и рукоделия, позволяющая максимально раскрыться творческой фантазии мастера.

(Мастер Кристина Майорова)

Инструменты для сухого валяния

Давайте разберем что нам необходимо для сухого валяния для начинающих.

  • Иглы


Для сухого валяния вам будут необходимы специальные иглы с засечками. Так как при втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон шерсти зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для различных видов сваливания и этапов работы есть несколько разных игл:

По форме сечения иглы бывают треугольные, трёхлучевые и четырёхлучевые (звёздочки)

Если вы заметили, то на каждой грани лезвия иглы для валяния есть специальные засечки, и тем самым, чем больше граней, тем больше засечек, и тем быстрее происходит процесс сваливания. Стоит дополнить, что от сечения иглы зависит аккуратность отверстий, оставляемых ею.

По направлению засечек бывают иглы для валяния прямые и обратные


Иглы для валяния прямого хода вталкивают волокно внутрь изделия, а иглы обратного хода выдёргивают волокно шерсти из изделия, это служит для изготовления изделия из валяния и коррекции его.

Также иглы для валяния различаются по номерам. Например, чем выше номер иглы, тем она тоньше. Так иглы для валяния под номерами 30,32,36 - грубые, эти иглы используют на начальном этапе валяния. Толстые иглы для валяния имеют более толстое лезвие, благодаря чему охватывают чуть большую площадь, и быстрее протаскивают волокна шерсти в глубь изделия, тем самым быстрее сваливают плотную основу валяния, однако они оставляют за собой отчётливые, крупные следы проколов, которые на готовом изделии недопустимы. Поэтому чтобы избежать следов проколов при валянии используют тонкие иглы под номерами 38 - 42. Также для финишной шлифовки изделия нужно использовать иглы сечения звёздочка, потому что проколы после них смотрятся аккуратнее и менее заметны.

  • Подложка для валяния

Иглы для сухого валяния очень острые и довольно длинные, во время валяния ими можно легко проткнуть войлочное изделие насквозь, соответственно поцарапается рабочая поверхность, например, стол. Поэтому для того, чтобы не травмировать себя и не сломать иглу об твердую поверхность мебели, применяется специальная подложка для валяния или мат для валяния.

Чаще всего в качестве мата для валяния используется обычная толстая поролоновая мочалка. Минус использования мочалки: в процессе валяния зазубрины на конце иглы для фильцевания выдергивают из мочалки куски поролона, которые в дальнейшем застревают между свалянными волокнами шерсти. Это, как вы понимаете, наносит существенный ущерб изделию из шерсти.

Часто в работе можно встретить подложки для валяния, или так называемые «коврики для валяния», которые сделаны из вспененного полиэтилена. Такие коврики-маты для валяния намного более долговечны и качественнее вышеописанных мочалок. Большой плюс: каждая из сторон такого коврика для валяния имеет поверхность, предназначенную для шерсти для валяния разного вида.

Для начинающих рукодельниц в технике фильцевания мы советуем использовать пленку из вспененного полиэтилена, в которую упаковывают обычную бытовую технику. Если ваше увлечение техникой сухого валяния перерастет нечто большее, поменяйте подложку для валяния на более профессиональную.


Еще вариант подложки для сухого валяния – щетка-мат. Она достаточно дорога, однако щетка-мат для валяния является наиболее удобной для использования в качестве подложки при сухом валянии., потому что специальные щетинки из синтетического волокна не препятствуют движениям иглы и в то же время не дают игле для валяния соприкаснуться с твердой поверхностью рабочего стола, тем самым предупреждая порчу иглы.


Недорогой альтернативой профессиональной щетке-мату является обычная щетка с щетиной. Такой вариант щетки вполне подойдет для опыта сухого валяния начинающим.

Правило: перед повторным использованием щетки-мата тщательно удалите волокна шерсти, которые остались между щетинками, иначе в следующем изделии будет смешение шерсти.

  • Наперстки для валяния

Для предостережения пальчиков от проколов во время валяния из шерсти используйте кожаные или резиновые напёрстки

  • Шерсть для валяния

Для сухого валяния используется натуральная шерсть для валяния. Шерсть для валяния отличается по толщине - чем меньше количество микрон, тем тоньше шерсть. Шерсть бываеттонкая, полутонкая и грубая. Лучше всего для валяния сухим способом подойдет полутонкая окрашенная шерсть, брать слишком тонкую шерсть мериноса не стоит, она будет быстро разрушаться иголкой, приводя к перекосу изделия, который практически невозможно исправить.

Для основы игрушек чтобы сэкономить часто используют более дешёвую неокрашенную шерсть низкого качества, такая шерсть называется Сливер. Затем её обваливают основной шерстью.


  • Гребенная лента

Гребенная лента - это аккуратно уложенные в длинную ленту в одном направлении прямые вытянутые волокна шерсти для валяния.


Перед сваливанием шерсть нужно сильно перепутывать. Чем лучше волокна будут перепутаны, тем более эффективным и аккуратным будет процесс валяния, можно это делать с помощью щётки для расчесывания животных или же путём многократного вытягивания и перекладывания волокон «крест на крест».


  • Кардочёс (шерстяная вата)

Кардочес - это готоваямасса шерсти для валяния, состоящая из спутанных волокон, благодаря чему кардочес быстро сваливается и экономит время мастера из-за отсутствия необходимости предварительной подготовки шерсти для валяния. Отлично подходит для начинающих рукодельниц.


Приведем несколько полезных советов и правил от мастера по валянию Кристины Майоровой.

  • Использовать качественные иглы.
  • Вводим иглу перпендикулярно к валяемой поверхности
  • Не спешите при работе
  • Помним, что игла проходит гораздо глубже, чем вы думаете
  • Быстрые и резкие удары иглой не способствуют ускорению процесса. Это приводит к поломке иглы и повреждению шерстяных волокон.
  • Вводите иглу глубоко к центру, старайтесь протянуть шерстяные волокна внутрь, тогда сначала будет создавать плотность внутри поделки из шерсти, и постепенно станут уплотняться внешние слои изделия.
  • При вхождении иглы в изделие из шерсти, вы должны слышать звук, похожий на хруст
  • Достаточно уваляным изделие считается тогда, когда оно совершенно не меняет форму при нажатии. Для этого постучите об стол пальцами, а потом изделием, если звук стука одинаковый, то увалка удалась.
  • При шлифовке изделия используйте тонкую иглу сечения звёздочка, проколы должны быть близко друг к другу
  • Убирайте все неровности в местах, где не можете выронить пряди, приложите маленькие кусочки перепутанной шерсти и зашлифуйте изделие.
  • При обработке обратной иглой следует так же старательно делать проколы близко друг к другу
  • Соединение деталей изделия из шерсти происходит путём приваливания друг к другу, для этого необходимо оставлять место соединения распушенным, затем свободные волокна одной детали заправляем в другую деталь при помощи иглы. После этого место соединения деталей укрепляем - закладываем пучком шерсти, заваливаем и шлифуем
  • При работе учитываем,что шерсть уваливается примерно на треть
  • Для парных деталей сразу готовим одинаковое количество шерсти для валяния

Мастер-класс по валянию из шерсти для начинающих видео

Текст подготовила: Вероника

И попробовав на практике , можно переходить к более сложным формам. В этом мастер классе я предлагаю вам продвинуться дальше в изучении этого интересного вида рукоделия на примере забавного монстрика. По аналогичному принципу свалять можно, разумеется, любую другую зверушку или человечка, воспользовавшись собственными идеями и эскизами.

Материалы для сухого валяния игрушки

  • непряденая шерсть любого цвета (лучше использовать кардочес)
  • небольшое количество шерсти другого цвета для создания мордочки и декора
  • иглы для валяния: № 36, 38, 40 (по международной классификации)
  • подложка
  • цветные карандаши или пастельные мелки и кисточка для тонировки

Техника сухого валяния игрушки

Как и любая другая творческая работа, валяние фигурки начинается с идеи и ее эскиза. Простую форму можно начинать валять и без предварительного эскизирования, однако, когда разговор идет о фигурке, которая обладает более сложными пропорциями и собственным характером, без зарисовки не обойтись.

Когда задумка полностью сформирована, мысленно разделяем ее на простые части. В моем случае, голова и туловище фантастического монстрика представляют собой единое целое, а конечности и декор будут приваливаться отдельно. Обычно, голова и туловище фигурки валяются по-отдельности, если примерно равны по размерам или имеют очень сложную форму.

В этом мастер классе я не буду подробно останавливаться ни на выборе необходимых материалов, ни на этапах подготовки шерсти, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в предыдущих статьях.

Подготавливаем шерсть, разделяя ее в разных направлениях до образования полностью однородной массы. Если вы валяете из кардочеса, много усилий для этого не понадобится, однако, например, с гребной лентой придется повозиться больше. Количество необходимой шерсти зависит от желаемых вами размеров игрушки и в процессе работы уменьшится в несколько раз, о чем не стоит забывать.

Фигурка моего монстрика имеет грушевидную форму, сильно расширенную у основания, придающего устойчивость всей игрушки. Толстой иглой начинаем сваливать шерсть сначала в круглый комок, постепенно пальцами формируя нужные очертания и переходя на иглу средней толщины.





Помните, что на данном этапе ваша основная задача не идеально выровнять поверхность, а сделать игрушку максимально плотной без каких-либо внутренних пустот.

Если в процессе работы вы поняли, что получающаяся форма вас не совсем устраивает, отчаиваться не стоит, так как эти недостатки достаточно легко поправить. Например, я решила сделать своему монстрику небольшое пузико. Для это мне понадобится сделать отдельное «облачко» из шерсти, предварительно совсем немного сваляв его на подложке. Аккуратно приваливаем получившуюся накладку на нужное место, приходясь иголкой для валяния по кругу.

Если получившаяся форма вас устраивает, шлифуем поверхность тонкой иглой. Она должна получиться однородной и гладкой, не смотря на то, что до финального выравнивания еще далеко, ведь нашей фигурке еще предстоит обзавестись конечностями.

Если тело и голова готовы, приступаем к созданию лапок-ручек, на примере которых постараемся освоить проработку мелких деталей в технике фелтинга.

Очень важно запомнить, что при создании симметричных деталей (рук, ног, глаз, ушей, рогов и т.п.), равное количество шерсти надо заготавливать одновременно! Если полностью свалять одну руку, а только потом пытаться на глаз отменить нужное количество материала для второй, шансы получить две идентичные конечности невелики. В идеале, валять обе руки надо параллельно, постоянно поворачивая и сравнивая между собой детали.

Делаем отдельные заготовки шерсти для верхних и нижних конечностей монстрика и приступаем к валянию, не забывая оставить свободные перышки шерсти на концах. Именно с их помощью детали в последствие и будут крепиться к туловищу.





Обратите внимание, что лапки по форме могут быть более сложными, чем просто два цилиндра, тут все зависит исключительно от вашей изначальной задумки. Например я сделала монстрику нарочито большие ладони, для чего максимально плотно сваляла саму руку, а в районе лодошек добавила больше шерсти.

Когда заготовка уже приобрела среднюю плотность, можно приступать к проработке мелких деталей. Для этого нам понадобится тонкая игла и предельное внимание.

Совет: намечать контуры мелких деталей мордочки или лапок лучше тонкой иглой, а затем прорабатывать все изгибы и выпуклости тонкой иглой с крестообразным сечением, не только придающей им нужную твердость, но и выравнивающей неровности поверхности.

Закончив проработку верхних лап, мне захотелось придать им плавный изгиб, ведь монстрику еще предстоит держать в руках гриб. Сделать это достаточно легко: достаточно немного изогнуть заготовку между пальцами и проработать ее средней иглой в таком положении.

Нижние конечности моего монстрика меньше по размеру, так как они не должны мешать фигурки сохранять устойчивое, «сидящее» положение. Изготавливаются они совершенно аналогично верхним лапкам.





Итого, у нас полный комплект конечностей, который следует надежно соединить с туловищем. Прикладываем их к основной детали, находя наиболее удачное положение симметрично друг другу. Лапы можно закрепить на своих местах обычными булавками. Приваливать начинаем по одной, идя иголкой по кругу и старательно расправляя волокна.

Если при соединении деталей получилась неаккуратная кромка, этот недостаток можно будет скрыть, приваляв потом сверху немного шерсти и обработав стык тонкой иглой.

Если все основные детали прочно заняли свои места, а поверхность приобрела ровный и однородный вид, можно переходить к наиболее интересной и творческой части работы - оформлению мордочки. Я предлагаю лишь один из возможных вариантов такого декора и предлагаю, освоив технику, поэкспериментировать с декором самостоятельно.

Глаза игрушке можно сделать разными способами, самый простой из них - приклеить бусины или готовые пластиковые глаза, которые легко приобрести в магазине. Можно, как в моем случае, свалять глаза из разноцветной шерсти. Для этого надо свалять по два не слишком плотных одинаковых шарика и, используя тонкую иглу, привалять их к мордочке.

Вариантов оформления головы также великое множество. Можно сделать монстрику гребень вдоль всей спины, большие уши, рожки или пышную шевелюру из конусообразных заготовок из шерсти. Я выбрала достаточно простой вариант, приваляв к голове цветные шарики на манер маленьких рожек. Не слишком плотные заготовки отдельно валяются на подложке, а затем закрепляются на своих местах.

Совет: мелкие детали можно приваливать или приклеивать с помощью прозрачного клея типа «Момент-Кристалл». В последнем случае следует учесть, что склеившиеся волокна шерсти уже нельзя будет проткнуть иголкой для валяния.

Кроме этого, вы всегда можете нарисовать некоторые детали на поверхности гелевой ручкой или фломастером, однако при этом следует быть предельно аккуратным. Можно комбинировать сразу несколько вариантов, например, я приваляля монстрику выпуклый язык, тонкой иглой наметила линию улыбки, а потом подчеркнула получившийся рельеф черной ручкой.

Еще один интересный и важный прием декора фигурок из шерсти - тонировка, придающая формам большую выразительность. Так, с помощью крошки от пастельных мелков и сухой кисти или мягких акварельных карандашей можно подчеркнуть мордочку, наложить тени между пальчиками или оформить прическу. Пастель и карандаш легко въедается в волокна шерсти и не будет стираться от прикосновений.

Смело комбинируйте различные формы и варианты декор, экспериментируйте, придавая своим работам разное настроение, не бойтесь украшать фигурку рисунками, нашивать на нее бисер, ленты или пуговицы, ведь чем более индивидуальной и оригинальной получится ваше творения, тем лучше!

Мастер-класс. Сухое валяние из шерсти «Кот Рыжик»


Недопекина Антонина Викторовна, воспитатель ГБОУ Детский сад №1524г. Москва.

Описание материала: Мастер– класс рассчитан для детей старшего школьного возраста, их родителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, для всех творческих людей, готовых создавать подарки и украшения интерьера своими руками.
Назначение: Может служить подарком.
Цель: Изготовление игрушки из шерсти в технике сухого валяния.
Задачи:
-познакомить с историей возникновения сухого валяния.
-научить пользоваться инструментом для сухого валяния;
- развивать пространственное воображение, умение сочетать цвета и формы;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса;
- закреплять умение доводить начатое дело до конца.
Техника безопасности:
Иголки для валяния очень острые. Защитить пальцы от уколов помогут резиновые наперстки. Также следует пользоваться специальными подложками для валяния, подойдет обычная поролоновая губка. Все это поможет защитить пальцы от уколов иглы, а также сохранить стол от царапин, если вы кладете работу на стол.
История возникновения сухого валяния.
Валяние из шерсти (фильцевание) - это особый процесс, в результате которого из шерсти создаются объемные игрушки, одежда, аксессуары, и прочие полезные и красивые вещи. История валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками, которые одомашнили овец. У натуральной шерсти есть способность сваливаться, то есть образовывать войлок. Это процесс изготовления при помощи специальных игл, которые многократно протыкают шерсть, перемешивают и спутывают волокна до состояния сваливания. Что ведет к образованию плотного и однородного материала. В результате сухое валяние подходит для создания: игрушек, авторских кукол, бижутерии.
Материалы и инструменты:
Непряденая шерсть: оранжевого цвета, белого цвета, черного цвета.
Иголки для валяния №36,38.
Готовые глаза, купленные в магазине (или бусинки).
Поролоновая губка.
Клей « Момент»


Проволока тонкая, белого цвета (для усов).


Ход работы:
Начнем работу с валяния туловища котика. Возьмем достаточно большой пучок оранжевой шерсти. Слегка сваливаем пучок в руках, спутываем волокна.


Берем иголку№36 и начинаем валяние туловища котика.


Втыкаем иголку глубоко в шерсть до тех пор, пока заготовка туловища не станет плотной.


Работу стараемся делать аккуратно, валять деталь качественно, чтобы она была плотной и держала форму. Заготовка туловища немножко похожа на грушу сверху меньше к низу больше. В низу нужно сформировать плоскость, чтобы котик мог сидеть.


Туловище готово, переходим к валянию головы.
Для этого берем кусочек шерсти поменьше, чем брали для туловища.


Так же сваливаем пучок в руках, спутываем волокна шерсти.


Берем иголку, валяем голову котика в форме шара. Втыкаем ее максимально глубоко, чтобы шерсть свалялась. Иголкой работаем аккуратно, соблюдаем технику безопасности.


Получилась голова котика.


Берем заготовки туловища и головы соединяем их. Начинаем приваливать по кругу.


Сваляли голову и туловище вместе. Но место их соединения очень заметно. Отрываем кусочек оранжевой шерсти.


Приваливаем кусочек шерсти по месту соединения головы и туловища. Чтобы скрыть недостатки и сгладить переходы заготовки.



Начинаем валять мордочку котика, для начала формируем глазницы. Многократно прорабатываем иголкой и создаем впадинки для желаемого размера глаз.


Многократно, точечно и глубоко прорабатываем иголкой нос и впадинку для рта.


Возьмем клей и капнем в глазные впадины. Секундочку подождем, чтобы он впитался.


Намажем краешки глазок клеем.


С нажимом приклеим глазки котику на их место.


Котику не хватает ушек. Отрываем два одинаковых кусочка шерсти для ушек. Так как ушки, это маленькие детали, их будем валять на губке.


Шерсть кладем на губку и валяем ушки в виде треугольников




Берем ушки и приваливаем к голове котика. Сначала одно ушко, потом другое.



Чтобы не было видно место стыка ушек с головой. Возьмем кусочек шерсти, приваливаем его и сгладим переходы.


У нашего котика появились ушки.


Украшаем ушки нашего котика. Берем немного белой шерсти. Приваливаем ее внутри ушек. Из белой шерсти делаем два маленьких шарика и приваливаем сверху глазок, это бровки кота. Так же из белой шерсти сваляем грудку котику.


Чтобы выделить носик котику. Возьмем совсем немного белой шерсти и красной.


Смешаем их. Сделаем руками шарик.


И приваливаем полученный шарик на место носа котику.


Выделяем ротик котика. Берем совсем немного черной шерсти. Руками формируем жгутик.


Приваливаем на место формирования рта.


Нашему котику нужно сделать лапки. Начнем делать передние лапки.
Оторвем два одинаковых по длине куска шерсти.Положим на губку и сваляем.


Их надо свалять примерно такой длины, когда ставишь заготовку на стол они доставали до стола, чтобы кот сидел и опирался на передние лапки.



Приваливаем их иглой к телу кота.


Берем кусочки шерсти для задних лапок. Два кусочка шерсти побольше, два кусочка шерсти поменьше.


Из тех кусочков шерсти, которые побольше. На губке иголкой валяем приплюснутые шарики. Из маленьких кусочков шерсти валяем овалы.


Приваливаем к внизу туловища кота. Приплюснутые шарики, а к ним снизу приваливаем заготовленные из шерсти овалы.


Начинаем валять котику хвостик. Берем длинный кусок шерсти.


Валяем на губке хвостик.


Кончик хвостика украшаем белой шерстью. Берем белую шерсть и приваливаем на кончик хвоста.


Хвостик котика готов.

Сухое валяние шерсти, фелтинг, фильцевание – это техника создания из непряденой шерсти игрушек, обуви, одежды и различных декоративных предметов. Это искусство позволяет отображать все фантазии рукодельниц.

Для начинающих важно знать, какие именно инструменты нужны, какие виды шерсти использовать в технике валяния игрушек, какие сорта ангоры и мериноса используются для валяния картины.

Виды шерсти

Для фелтинга используется только натуральное руно, без синтетики.

Кардочёс, или шерстяная вата, очень быстро сваливается, не требует дополнительного измельчения, потому что ворсинки короткие и перемешаны между собой.Гребенная лента, или топс, качественно вычесаная, поэтому длинные волокна лежат в одном направлении, без примесей.

Сливер – это необработанное шерстяное волокно, используется для основы изделия. Ангора или меринос применяется для декора и мелких деталей в изделии.

Иглы для фелтинга

В фильцевании используются 4 вида иголок. Каждая имеет зазбурины, благодаря зазубринам и происходит сваливание шерсти.

Продаются иглы набором, под определенной маркировкой:

  • № 36 треугольная (основная), сваливает сливер;
  • № 38 имеет форму звезды, создаёт рельеф на изделии;
  • № 40 треугольная, для работы с тонкими и мелкими деталями;
  • № 38 корона (имеет 4 грани), для декорирования изделия.

При работе с иглами соблюдайте правила безопасности, не работайте на весу. Используйте подложку (поролоновую губку, щетку с жестким ворсом). Щетка (губка) защитит пальцы и рабочую поверхность от проколов.

Попробуйте технику сухого валяния для начинающих

Чтобы начать использовать разноцветное непряденое руно, запомните 11 уроков сухого валяния для начинающих:

  • возникшую идею надо зарисовать, рисунок будет вашим ориентиром;
  • работайте только на подложке;
  • количество шерсти взять в 3 раза больше, при сваливании объём уменьшится;
  • материал разделить на мелкие волокна и перемешать между собой;
  • фильцевание начинается с самой толстой иглы, поэтапно меняя ее на меньший диаметр;
  • проколы в детали надо делать со всех сторон, только вертикально, глубоко и быстро;
  • готовые детали внешне выглядят гладко, без торчащих ворсинок, при нажатии не деформируются;
  • пока в элементах поверхность ещё рыхлая, можно изменить форму и габариты изделия;
  • для соединения готовой поделки следует в мелких деталях оставлять пряди несваляной шерсти, благодаря им происходит соединение;
  • при шлифовании поделки используется самая токая игла;
  • парные детали (крылья, лапки), желательно делать одновременно.

Для тренировки можно взять синтепон, порвать его руками и 38-й иглой, на подложке свалять, например, шарик. Перпендикулярно рабочей поверхности прокалывать синтепоновый комок, максимально глубоко.

Медленно, но верно синтепон будет превращаться в тугой шар. Когда уже невозможно будет сделать прокол, изделие готово. Также можно проверить по звуку, свалялся шарик или нет. Должен исходить глухой звук, как при ударе по дереву.

Опираясь на технику фелтинга, научиться валять маленькие и большие изделия может любой желающий.

Это кропотливое, но очень увлекательное творчество!

Все изделия, созданные вами, будут уникальными и наверняка приведут в восторг ваших близких и друзей!

Сухое валяние маленькой игрушки из шерсти для начинающих

Цыпленок

Вам потребуется универсальная игла под номером 38, которая не требует замены. Ангора красная и желтая, фетр, клей прозрачный, черные бусины или крупный бисер и все необходимые для фильцевания инструменты. Эта поделка делается в течение 4 часов.

Распределить материал на мелкие волокна, чем мельче, тем лучше. Сформировав овал, вертикальными проколами свалять туловище. Таким же образом сделать голову и крылышки. Прикрепить голову и крылья к туловищу, с помощью маленьких кусочков шерсти. На голове сделать углубления для глаз и приклеить бусины.

Свалять красный клюв и привалять к голове. Лапки цыпленка сделать из проволоки. Каркасы лапок обклеить ангорой красного цвета, и воткнуть в туловище. Красный фетр использовать для гребешка цыпленка, его приклеить, либо прикрепить иголкой. Отшлифовать готовую поделку, тонкой иглой. Поделка готова!

Если к занятию привлечь ребенка, валяние игрушек станет вашим общим любимым занятием!

Уроки валяния картин

Рисование или накладывание шерсти, осуществляется с минимальным применением иголок, меринос или ангора накладывается друг на друга и при легком нажатии ладонями соединяется.

Обязательно к картине нужно прикладывать стекло, под ним будут видны все нюансы. Также через стекло будет видно всю цветовую гамму рисунка четче. Работать удобнее всего с тонкой и супертонкой шерстью.

Чем богаче палитра, тем живописней картина. При нехватке оттенков можно смешивать разные цвета шерсти, добиваясь желаемого результата.

Если в картине используется вискоза, то ее лучше смешивать с шерстью 1:2, чтобы избежать лишнего блеска.

В процессе работы, картину лучше всего проглаживать утюгом, для фиксации шерсти и выравнивания деталей. Если вы хотите настригать шерстяные волокна крупными и плотными кусками – держите ножницы близко к картине, а если рассыпчато, то наоборот.

Для того чтобы легче было щипать ангору или меринос маленькими прозрачными «паутинками» , гребенную ленту надо немного свалять.

Пользуйтесь только самыми острыми ножницами, с острыми концами. Лучше всего парикмахерскими. Помимо ножниц вам пригодится пинцет. Он нужен для декорирования картин (убрать ворсинку, крошку или для выкладки мелких деталей).

Приведем пример сухого валяния картины для начинающих.

Для картины потребуется флизелин (основа), или льняная ткань. Кардочес, иглы и ножницы. Картон, рамка и стекло. Ангора голубая, синяя, белая, зелёная, темно-зелёная и светло-зелёная.

Валяние из шерсти, или фелтинг — очень интересный, увлекательный вид рукоделия, пользующийся сегодня популярностью. Современные мастерицы изготавливают в этой технике одежду, обувь, всевозможные аксессуары и украшения. В их руках “оживают” уникальные игрушки. С помощью валяния выполняется рисунок на ткани и войлоке, создаются картины и даже целые панно.

Картина в технике фелтинг

Итак, что же представляет собой этот вид рукоделия? Давайте разбираться.

Валяние из шерсти (от англ. felt — войлок, фильц, набивание) — техника, при которой из пышной, воздушной шерсти получают плотный войлок. Способностью сваливаться обладает только натуральная шерсть: волокна сцепляются между собой благодаря чешуйчатой структуре.

Думаете фелтинг — увлечение современных рукодельниц, появившееся относительно недавно? Глубоко ошибаетесь. Валяние из шерсти — один из древнейших видов рукоделия: люди изготавливали вещи из войлока уже порядка 8 тыс. лет назад. В настоящее время техника приобретает все более художественные черты, с помощью нее можно создавать поистине потрясающие вещи.


Шерстяные бусы и браслет. Фото: inhomes.ru


Белочка из войлока. Фото: madeheart.com


Палантин с тюльпанами. Фото: livemaster.ru


Валяная детская жилетка. Фото: mbuzgorpolbk.ru


Валяная сумочка с котом. Фото: livemaster.ru


Тапочки из шерсти. Фото: livemaster.ru

Виды валяния

Различают два основных вида валяния — сухое и мокрое. С помощью техники сухого валяния, осуществляемой путем протыкания шерсти специальными иглами, чаще всего создаются объемные изделия: игрушки, сувенирные фигурки, украшения. Техника мокрого валяния, осуществляемая при помощи мыльной воды и трения волокон, подходит для изготовления одежды, панно, полотен, сумок — иными словами, плоских изделий.

Нередко в изготовлении одного изделия применяется сухое и мокрое валяние. Например, при изготовлении игрушек, с помощью техники мокрого валяния делаются какие-то плоские элементы: ушки, лапки.

Остановимся подробнее на наиболее вошедшем сегодня в моду сухом валянии.

Человеку, ранее не сталкивающемуся с фелтингом, рекомендуем начать знакомство с этой техникой с набора для валяния : благо, современными производителями предоставлен достаточно широкий выбор. В дальнейшем можно перейти к воплощению в жизнь своих задумок.


Анна Рыбальченко

мастер по изготовлению игрушек из войлока

Материалы и инструменты

Какие бы вещи вы ни решили изготовлять из шерсти путем сухого валяния, материалы и инструменты понадобятся одни и те же.

Непряденая шерсть

Для валяния сухим способом используют грубую или полутонкую окрашенную непряденую шерсть. Слишком тонкую (мериносовую) шерсть выбирать нежелательно, так как она быстро разрушается иглой — а это может привести к перевалу изделия, который практически невозможно исправить.


Полутонкая шерсть для валяния. Фото: realtex-yug.ru

Шерсть для валяния продается в виде гребенной ленты и кардочеса. Гребенная лента — это аккуратно уложенные в длинную ленту шерстяные волокна. Чтобы процесс валяния был более эффективным, такую шерсть нужно тщательно перепутывать перед работой с ней. Кардочес выглядит как вата, только шерстяная. Такая масса, состоящая из спутанных волокон, не нуждается в предварительной подготовке и быстро сваливается.

Помните о том, что шерсть усаживается приблизительно на треть – так что запаситесь большим объемом.

«В качестве основы игрушек некоторые используют неокрашенную шерсть под названием «сливер» (она более дешевая), затем ее обваливают основной шерстью. Я бы не советовала использовать для основы сливер, так как он очень плохо уваливается, и игрушка внутри получится мягкой, из-за чего будет хуже держать форму. Если есть желание сэкономить, то для основы лучше взять полутонкую русскую шерсть в гребенной ленте.

В целом, чем грубее шерсть и больше тонина (толщина волокна), тем она быстрее сваливается, что очень ускоряет процесс создания изделия. Если вы планируете сделать игрушку с эффектом пушистой шерстки, то в основу закладывайте ту же шерсть, что и на поверхность, потому что при распушке изделия иглы будут вытягивать наверх шерстяные волокна, находящиеся в середине основы».

Анна Рыбальченко

Иглы для валяния

Иглы для валяния — это специальные иглы с маленькими зазубринками в нижней части. При втыкании игл в шерсть, волокна цепляются за насечки и спутываются друг с другом.


Иглы для валяния. Фото: saleslook.ru

Для работы используются иглы разной толщины: обычно процесс сваливания начинается с игл потолще, которые затем заменяют тонкими. Толстыми иглами производится непосредственно валяние, то есть уплотнение материала, средними придаются очертания изделию, тонкими формируются окончательные штрихи. Толстые иглы (№№ 30, 32, 36) способствуют быстрому сваливанию, однако после их использования на изделии остаются отчетливые следы проколов. Именно для того, чтобы их “заретушировать”, применяются более тонкие иглы (№№ 38-42).

Иглы бывают не только разной толщины, но и разных форм сечения: треугольные (трехлучевые) и звездчатые (четырехлучевые). Для начальных работ обычно используют треугольные иглы; для заключительных — в форме звездочки: проколы от них более аккуратны и незаметны.

Для того чтобы облегчить себе рабочий процесс, приобретайте качественные иглы, лучше импортные (производства Англии, Германии, США).

«Несмотря на многообразие видов и форм игл, для валяния чаще всего нужны иглы № 36 («треугольник» или «звездочка») для работы над основой и игла № 38 «звездочка» для более тонких работ, шлифовки и оформления мордочки игрушки. Я бы порекомендовала иметь в запасе хотя бы по пять штук игл обоих видов, потому что у новичков поначалу ломаются даже самые качественные иглы.

Кроме того, есть еще один вид игл, который помогает создавать эффект пушистой шерстки на войлочных игрушках, — это так называемые иглы обратного хода. Эти иглы легко входят в изделие и выдергивают из него шерстку на поверхность. Для создания эффекта шерстки советую использовать иглы № 40 обратные: они бережно выдергивают шерсть, не разрывая при этом игрушку».

Анна Рыбальченко

Щетка для фелтинга

Специальная щетка для фелтинга защитит рабочую поверхность и ваши руки от уколов иголки, которая, кстати, острее, чем обычная швейная. Щетку можно заменить губкой для мытья посуды.


Щетка для валяния.Фото: 9.paraalisveris.me

Кусочек шерсти кладется на щетку или губку и протыкается иглами до состояния сваливания.

«Если нет возможности использовать щетку или мат для валяния, то при выборе губки обратите внимание на то, чтобы она была твердой и не проминалась при давлении, иначе валять на ней вы не сможете.

В случае использования щетки для валяния, открою один секрет: чтобы изделие не травмировалось о щетину в том месте, где оно лежит, я подкладываю вискозную тряпочку, сложенную в два слоя (она продается в любом хозяйственном магазине как для вытирания пыли). Благодаря этому изделие не страдает от соприкосновения с щеткой, а иглы легко проходят сквозь тряпочку.

В любом случае, периодически отделяйте деталь от щетки или губки, чтобы она не привалялась к ним».

Анна Рыбальченко

Для того чтобы уберечь пальцы от уколов игл, начинающим валяльщикам рекомендуется использовать специальные резиновые или кожаные наперстки.

Декоративные элементы

В качестве декора изделия используются ленты, тесьма, кружево , бисер и бусины , глазки из стекла и другие элементы.

«Иногда при изготовлении объемного изделия используется синтепон: он служит основой, на которую накладывается шерсть. Я не рекомендую его применять, так как он практически не уваливается – игрушка внутри будет мягкой и легко проминаться».

Анна Рыбальченко

Работы Анны









При работе иглу следует втыкать перпендикулярно изделию или под углом, в зависимости от цели. Анна Рыбальченко говорит о таком правиле: под каким углом втыкается игла, под таким и вытаскивается. Быстрые и резкие удары иглой будут способствовать ускорению процесса на начальном этапе – так изделие сваливается намного эффективнее. Однако скорость и силу нужно сочетать с внимательностью.

«Важно постоянно двигать и крутить изделие, чтобы оно равномерно уваливалось с разных сторон. Таким образом игла не будет долго воздействовать на шерсть в одном и том же месте, и шерстяные волокна не повредятся. В противном случае, вы рискуете получить вместо плотной основы шерстяную труху».

Анна Рыбальченко

При вхождении иглы в валяемую деталь должен быть слышен звук хруста. Если игрушка начала «хрустеть» — продолжайте, вы на верном пути!

При создании основы старайтесь хорошо увалять середину изделия. Для начала берите небольшое количество шерсти и постепенно наращивайте объем, добавляя шерсть понемногу.

«Не нужно брать сразу большое количество шерсти и придавать ей форму – у вас или не получится задуманное, или внутри игрушка будет недовалянной, что будет влиять потом на качество готового изделия. Если изделие внутри плотное, то будет намного легче его уваливать и шлифовать».

Анна Рыбальченко

При финишной отделке проколы нужно делать как можно ближе друг к другу. Работа на этом этапе идет на поверхности, игла вводится на пару зазубрин. Тщательнее убирайте с помощью иглы все неровности – в идеале, на готовом изделии не должно быть ни одной бугринки. Если в каких-то местах пряди не выравниваются, можно приложить маленькие кусочки перепутанных шерстяных волокон, и таким образом отшлифовать изделие ими.

«Помните: при шлифовке размер изделия еще уменьшится, поэтому к данному этапу нужно приступать, когда изделие уже твердое и не проминается пальцами».

Анна Рыбальченко

Если вы с усилием сжимаете готовое изделие, а оно совершенно не меняет форму, то увалка достаточная. Постучите о стол пальцем, а затем игрушкой – звук должен быть одинаковым.

Для соединения деталей, которое происходит путем приваливания их друг к другу, необходимо оставлять место соединения «распущенным». Свободные волокна одной детали заправляются в другую с помощью иглы. Место соединения укрепляется: закладывается кусочком шерсти, заваливается и шлифуется.

Для парных деталей (например, ушек, лапок) рекомендуется сразу приготавливать одинаковое количество шерсти. Сложно отмерить шерсть на вторую деталь, если первая уже сваляна.

Если изделие изготавливается по вашей задумке, перед началом валяния сделайте эскиз будущего изделия. Не забывайте, что предварительная подготовка лежит в основе всякой работы.

Анна Рыбальченко делится своим опытом в создании игрушек:

  • Валяние основы – процесс долгий и кропотливый. Поэтому чтобы хотя бы немного ускорить этот этап, я советую использовать в работе над основой одновременно не одну, а две или три иглы. Можно сочетать две иглы № 36 и одну № 38, к примеру. Это значительно ускорит процесс валяния. Также я распушаю игрушку сразу двумя или тремя иглами. Если делать это одной иглой, то шерстка у игрушки получается редкой, что выглядит некрасиво. На фото ниже видно, как примерно я держу иглы. Когда иглы находятся именно на таком расстоянии друг от друга, они лучше и быстрее всего уваливают шерсть. Также на фото видно, как и какую тряпочку я использую, чтобы закрыть щетину щетки.
    • Чтобы основа игрушки была плотной, я начинаю работу с небольшой пасмы (пряди) шерсти, скручиваю ее в валик (как на фото ниже) и тщательно уваливаю, и только потом, шаг за шагом, добавляю новую шерсть. Благодаря такому способу валяния, вы не переборщите с объемами основы. В работе с шерстью проще добавить объем, чем убрать.


    • Два и даже три разных цвета шерсти можно смешивать между собой при помощи двух щеток для вычесывания, и тогда может появиться совершенно новый интересный оттенок, который придаст изюминку вашему изделию.
    • Если вы увлечены идеей создания игрушек из шерсти, но не имеете художественных навыков и знаний, вам на помощь может прийти детальное изучение анатомии животных по фотографиям. Понимая основы строения тела животных, вы намного легче достигнете схожести с оригиналом.

    Фелтинг может стать отличным семейным досугом. Шерсть совершенно безопасна, если только на нее не имеется аллергических реакций. Это значит, что привлекать к такому занятию можно даже детей, прививая им трудолюбие, усидчивость и чувство прекрасного.

    «Детям будет легко работать с шерстью в технике мокрого валяния (валять бусинки, шарфики и другие простые вещи) – это действительно достаточно безопасный вид рукоделия. Пробовать сухое валяние я бы рекомендовала с ребенком старше 10 лет, потому что к этому времени уже хорошо развита мелкая моторика, и ребенок справится с острыми иглами. 54