Как одеваются люди XXI века.

  • 23.09.2019

Ни для кого не секрет, что мода крайне изменчива. Ведь даже сегодня постоянно появляются и исчезают те или иные модные тренды, и каждый дизайнер вносит свою лепту в развитие мировой моды. А какой была одежда 19 века? Во что одевались люди двести лет тому назад? Как развивалась мода в те времена? Этими вопросами интересуются многие.

Мода — зеркало истории

Безусловно, мода и одежда напрямую связаны с некоторыми историческими событиями. И одежда первой половины 19 века демонстрирует эту зависимость. Ведь 19 век — время постоянных революций, время свержения имперского режима, время создания республик и пролетариатов, время активности феминистских организаций. Вполне естественно, что мода менялась практически постоянно.

Например, мужская одежда 19 века претерпела значительные изменения по сравнению с традиционными нарядами 18 века. В это время законодателем моды в (да и в России) был Наполеон Бонапарт. Если еще за двадцать лет до революции мужской костюм пестрил украшениями и драгоценными камнями, то теперь наряд дворянина характеризовался строгим покроем и минимальным количеством декора. Ведь, как утверждал великий полководец, дело мужчины — война и освобождение. Простые, удобные костюмы из качественной ткани демонстрировали деловитость и энергичность своих обладателей.

В 19 веке на первый план вышла женская мода. Теперь женщина демонстрировала состоятельность своего мужа. Кстати, на протяжении ста лет претерпел массу изменений.

Одежда дворян и крестьян: в чем отличия?

Многие люди интересуются вопросом о том, отличалась ли одежда дворян 19 века от нарядов простых крестьян. Ведь это период революций, когда границы между простым населением и аристократией начинали постепенно стираться.

Тем не менее разница в одежде была. Простые женщины, разумеется, тщательно следили за модой, но в их распоряжении не было дорогих, роскошных тканей, из которых шили платья знатным дамам. Кроме того, простолюдинку всегда можно было узнать по чепцу и фартуку.

Мода начала 19 века: общая характеристика

Как уже упоминалось, на развитие мужской моды влияла философия и стиль жизни Наполеона. В то же время изменением женского платья прекрасная половина человечества была обязана очаровательной Жозефине. Именно она вместе со своим всемирно известным портным Леруаром создала так называемый стиль ампир.

Это было своего рода возвращение к античности: платья в греческом и римском стиле стали популярными сначала во Франции, затем в Европе, а потом уж появились и на территории России.

19 века

Одежда в античном стиле постепенно приобретала популярность. Многие модницы, стремящиеся уподобиться Жозефине, отказывались от корсетов в пользу удобства и естественности. Стиль ампир предусматривал ношение платьев с мягкими лифами и слегка завышенной талией. Кстати, ткань лифа богатые леди украшали изысканной вышивкой, а иногда бусинками и бисером.

Кстати, для платьев в те времена выбирали мягкие, гладкие и тонкие ткани, в частности, батист, кисею, муслин, перкаль. Юбка была не слишком длинной и оставляла открытой ступню. При движении одежда должна была подчеркивать контуры тела, демонстрировать мягкие линии и грациозность движений.

Что же касается верхней одежды, то женщины продолжали защищаться от холода с помощью пелерин и мантилий. Кстати, все более популярными становились большие платки, которые покрывали спину и затягивались узлами на плечах. Верхняя одежда 19 века в России представляла собой турецкие платки, без которых дамы просто не выходили из дома.

Естественно, одежда и ее оформление зависело от того, куда ее будут надевать. были более роскошными. В гардеробе модницы обязательно должны были присутствовать повседневные наряды, костюмы для верховой езды, прогулок на природе и т. д.

Мужская одежда 19 века

Девятнадцатого века нередко менялась. Например, в начале века считались модными сюртуки, кружевные жабо, туфли с большими пряжками и ботфорты. Но в связи с популярностью стиля ампир представители сильного пола начинают отдавать предпочтение другой одежде.

А вот женская мода менялась практически постоянно. В начале 19 века модными были высокие замысловатые прически. Женщины носили шляпки и капоры. В середине века женщины просто зачесывали волосы назад, завязывая узлом сзади, разрешалось выпускать лишь несколько завитков. Уже в 1870-х годах в моду снова вошли высокие прически, но теперь они были намного проще. В это же время появились маленькие шляпки, которые украшали искусственными цветами и перьями.

Реформа женской моды в США

Вряд ли одежда 19 века могла заслужить эпитет «удобная», особенно если речь идет о женских нарядах. Ведь в эти времена представительницам прекрасно пола приходилось постоянно носить платья с длинными подолами, которые буквально волочились по земле. Кроме того, наряды украшали многочисленными лентами, оборками и бусами. Среди американских женщин модными были кринолины, они также носили несколько нижних юбок. Таким образом, некоторые наряды могли весить более пятнадцати килограмм.

Именно в это время знаменитая суфражистка Е. Уайт подняла вопрос о непрактичности женского костюма. Ведь девушке постоянно приходилось одной рукой удерживать подол во время ходьбы, танца или даже домашней работы. Еще до ее выступления в Вашингтоне некоторые участницы феминистского движения начали носить одежду, похожую на традиционный мужской костюм. Тем не менее подобные привычки резко осуждались общественностью.

Именно тогда Е. Уайт предложила отказаться от кринолинов и корсетов, которые сильно сдавливали грудную клетку, укоротить юбку (или платье) хотя бы на 20-25 сантиметров, а под нее надевать брюки нового образца. Такой костюм был удобен и не нес угрозы для здоровья. Тем не менее подобная реформа вызвала массу споров. С другой стороны, именно благодаря мисс Уайт женские платья начали постепенно меняться.


Какой была одежда первобытных людей? Носили ли они еще что-то помимо шкур мамонтов? Шили или нет одежду древние люди? Да и вообще, откуда нам известно, во что одевались люди в древние времена?

Если (а появилась одежда около 107 тысяч лет назад) более-менее точно помогли определиться биологи, которые исследовали ДНК и вшей, то с тем, как же выглядела одежда первобытных людей, не все так просто.

Как найти одежду древних людей?


И главная проблема в том, что ни ткани, ни шкуры, ни листья растений не хранятся долгое время, они очень быстро разлагаются. Таким образом, проводя раскопки, археологи могут обнаружить глиняную посуду, орудия труда из камня или же железа, кости самих первобытных людей, их украшения, но вот только не одежду.


Кадр из фильма про индейцев с югославским актером Гойко Митичем

В данном случае, есть несколько способов понять, как же одевались древние люди. Во-первых, это рисунки – рисунки на скалах, в пещерах. Рисунки, на которых изображались охотники, и, соответственно, их одежда. Но и тут есть одно затруднение, первобытные люди очень реалистично рисовали животных, в то время как людей на рисунках можно увидеть очень редко и чаще всего они будут нарисованы весьма схематично.


Кадр из фильма «Сыновья Большой Медведицы»

Еще один вариант – это аналогия. На Земле до сих пор есть люди, которые живут так, словно время для них застыло и у них все еще каменный, бронзовый или же железный век. К примеру, это племена Африки или же Австралии. До открытия европейцами Америки индейцы также жили как первобытные люди.

И, соответственно, изучая традиции и одежду племен Африки, Австралии, ряда островов в Тихом океане, индейцев Америки, народов Сибири можно предположить, что древние люди имели в чем-то сходные с ними традиции и одевались практически также.

Так что же за одежду носили первобытные люди?


Конечно же, шкуры мамонтов. Но не только мамонтов, они в целом носили шкуры животных. Такие шкуры служили своеобразными плащами, защищая от холода.

Чем севернее жили племена, тем более закрытой была их одежда.

Так, практически у всех народов Сибири, которые жили в приполярной полосе, традиционная одежда надевалась через голову и делалась исключительно из меха. А вот у народов, которые жили в таежной полосе, одежда уже была распашной, то есть с разрезом спереди. При этом помимо меха они могли использовать и дубленую кожу, а также ткани.



Например, замшу (тонкая и мягкая с бархатистой поверхностью лосиная или оленья выделанная кожа), как это было у некоторых племен индейцев Северной Америки. Индейцы лесной полосы Северной Америки шили длинные рубахи, которые носили как мужчины, так и женщины. Мужчины также носили ноговицы – что-то вроде обуви без ступни или же своеобразных чулок. Ноговицы закрывали часть ноги от колена до стопы, делались обычно из шерсти.

Первые ткани – шерсть, лен, хлопок

Первые ткани люди научились ткать в период неолита – нового каменного века. Время неолита в Европе – это приблизительно с 7 тысяч лет до н. э. до 18 века до н. э. Связано появление тканей было с переходом людей к оседлому образу жизни и земледелию.

Первые ткани были шерстяными и из волокон растений. Основой для шерстяных тканей была шерсть домашних животных, растительные ткани ткались из волокон таких растений, как лен, хлопок, конопля.

Если на Севере людям приходилось утепляться, то на Юге люди в древние времена, да и сегодня некоторые африканские племена, носили минимум одежды. Это чаще всего была набедренная повязка, она могла быть сплетена просто из листьев растений, и иногда покрывало на плечи.

Была известна первобытным людям и обувь. Это могла быть плетеная, из растений, обувь. Из соломы, например. Или же просто обувь в виде куска шкуры животного, обернутого вокруг ноги.

Головные уборы первобытные люди носили не только как защиту от холода, но и как символ социального положения. Самые замысловатые головные уборы носили вожди или же жрецы племени.

История Эци – человека, который замерз в Альпах 3 300 лет до н.э.


Археологам практически никогда не удается найти одежду первобытных людей, чаще всего они находят лишь украшения. К примеру, на территории Владимирской области Российской Федерации археологами были найдены погребения детей времен палеолита. Одежда детей, конечно же, не сохранилась, а вот бусы из кости мамонта, которыми данная одежда была обшита, были найдены в целости и сохранности.

Но иногда археологам везет. Так, в 1991 году в Альпах была найдена ледяная мумия человека, которому не повезло и он 3 300 лет до н.э. замерз в горах. Историки дали данному человеку имя Эци. Замерзшей была и его одежда. Таким образом, ученые смогли восстановить одежду, которую носили люди 3 300 лет до н.э.


Реконструкция одежды Эци. Музей естественной истории в Вене, Австрия

Эци был одет в плащ из соломы, жилет, набедренную повязку, ноговицы и . В качестве шнурков на ботинках использовалось лыко. А в качестве носков – мягкая трава, которой были обвязаны ступни ног. Также на нем была шапка из медвежьей шкуры, которая держалась на голове при помощи кожаного шнурка под подбородок.

Жилет, набедренная повязка, ноговицы, башмаки были сшиты из полосок кожи, а в качестве ниток использовались сухожилья.

Также на теле Эци было около 57 татуировок, нарисованных крестами, линиями и точками.


Кадр из фильма «Чингачгук – Большой Змей» 1967 г.


Инструкция

Крой одежды 17 века был таков, что практически не отличался у бедных и знатных людей. Однако отделка и качество ткани были различны. Тип ткани играл большую роль для . Он подчеркивал их достоинство и превозносил в глазах других людей: как бедных, так и знатных.

В Москве было немало модниц, предпочитающих наряжаться в богатые одеяния. Их одежду шили из кармазина, аксамита, тафты, атласа и парчи. Достать такие ткани было нелегко, поэтому они завозились купцами из заморских стран. Материю завозили из Англии, Персии, Италии, Китая. Такую ткань могли позволить себе только богатые женщины и мужчины. Зимой модницы носили шубы, сделанные из соболя. В качестве обуви для людей высокого сословия выступали сапоги.

Одежда несостоятельных горожан отличалась своей простотой. Они носили холщовые порты и рубахи, сотканные в . Эти люди не могли позволить себе шить одежду на заказ, поэтому трудились над ней сами. Обычно этим занимались женщины. Они вышивали рубаху вручную, делая косой вырез ворота. Такой наряд назывался косовороткой. Зипун, представляющий собой одежду до колен узкого покроя, носили поверх рубахи. Это была повседневная одежда, которую носили дома.

Праздничная одежда отличалась своей яркостью и богатством ткани. Она одевалась только в особые дни. Материалом для праздничного кафтана служил бархат или шелк. Таков был летний вариант наряда. Зимой носили кафтан, сделанный на ватной основе и отороченный мехом.

Интересным фактом является то, что и одежда по крою практически не отличалась. Представительницы прекрасного пола носили две сорочки: одна из них одевалась снизу, другая сверху. Сверху они носили расширенный книзу сарафан. Душегрея служила верхней одеждой. Она представляла собой своего рода жилет, и стеганый.

Праздничной одеждой служил летник, который отличался широкими и длинными рукавами. Опашень представлял собой верхнюю парадную одежду. Он был украшен множеством пуговиц, которые положено было застегивать сверху донизу. В холодное время года женщины носили широкие длинные шубы с большими воротниками. Это был тот же опашень, только сшитый на меху – овечьем, беличьем или собачьем. На пояс вешалась калита – специальная сумка, и в нее складывались все необходимые вещи, так как карманы еще не придумали. Обувью для городских жителей служили лапти и валенки.

Источники:

  • Об одежде горожан 17 века

Основа моды XVI-XVII веков – это сложность нарядов и аксессуаров, а также тщательная продуманность прически и других элементов образа. Однако это лишь общие черты, в то время как трендовые детали очень быстро менялись в эту эпоху.

Инструкция

Взгляните на костюмы аристократов XVI века, и вы непременно оцените их роскошь. Мужчины и женщины украшали свои наряды жемчугом, золотыми нитями, сложной вышивкой. Вещи шили из бархата, шелка, парчи и других дорогостоящих тканей. Богатство наряда вообще было в моде в то время, а чтобы еще сильнее подчеркнуть свое высокое положение, люди шили сразу несколько десятков костюмов, чтобы чаще появляться в обновках.

Обратите внимание на вещи XVI века. Некоторое время трендом были широкие штаны, стянутые шнурами в нижней части, расшитые белоснежные рубашки, длинные чулки, короткие плащи с отложным или стоячим воротником. Позднее модно стало носить плащи, подбитые мехом, широкие гофрированные воротники, полумаски.

Проследите историю изменения женского модного костюма XVI века: сначала дамы носили конусообразные платья, тугие лифы, жесткие юбки с кольцами. Затем трендом стали роскошные панталоны из дорогой ткани и гофрированные воротники – «фрезы». Последние, впрочем, продержались в моде недолго, и их вскоре сменили очень высокие стоячие воротники. Также четко прослеживаются две любопытных тенденции: лифы становились все более узкими, а декольте – все более округлым и глубоким.

Одежда первобытного человека

С начала эпохи мезолита (десятое—восьмое тысячелетия до н.э.) на Земле начинают меняться климатические условия, и первобытные общины ущут новые источники пропитания и приспосабливаются к новым условиям. В эту эпоху происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству - «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира. В это время зарождается первая одежда.

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в некоторых труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Еще до одежды

Внешность человека всегда являлась одним из способов самовыражения и самосознания, определяющим место индивида в окружающем мире, объектом творчества, формой выражения представлений о прекрасном. Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды.

Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых и должна была наводить ужас на противника в бою. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите людям было известно около 17 красок. Самые основные: белила (мел, известь), черная (древесный уголь, марганцевая руда), охра, которая позволяла получать оттенки от светло-желтого до оранжевого и красного. Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени).

Раскраска несла и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя. Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор), в отличие от раскраски, была постоянным украшением и также обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуальных достижений в течение жизни.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы женщины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой). Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Таким же древнейшим видом одежды, как и грим, являются украшения, которые первоначально выполняли магическую функцию в виде амулетов и оберегов. Одновременно древние украшения выполняли функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Первобытные украшения изготавливались из самых разнообразных материалов: костей животных и птиц, костей человека (у тех племен, где существовал каннибализм), клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, птичьих клювов, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

Таким образом, вероятнее всего, символическая и эстетическая функции одежды предшествовали ее практическому назначению — предохранению тела от воздействий внешней среды. Украшения могли нести и информационную функцию, являясь у некоторых народов своеобразными письменами (например, у южноафриканского племени зулу были распространены «говорящие» ожерелья при отсутствии письменности).

Возникновение одежды и моды

Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, тапа - материя из обработанного луба у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур — древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Охотники последнего ледникового периода были, вероятно, первыми людьми, носившими одежду.Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали, затем мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивались при высыхании. Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду.

Одежду вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой. Доисторические люди делали булавки и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень. Выскобленные шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру - ткани, сухожилия - нитки и кости - иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали изготовлять ткань. В других частях света для этих целей использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань красили и декорировали растительными красителями.

Для получения красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Цветки дрока красильного и пупавки красильной давали целый спектр цветов - от ярко-желтого до коричневато-зеленого.

Растения вроде индигоноски и вайды давали насыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха обеспечивали красновато-коричневый цвет. Растения также использовались для выделки шкур: кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

И мужчины и женщины в каменном веке носили украшения. Ожерелья и подвески делались из всевозможных природных материалов - бивня слона или мамонта. Считалось, что ношение ожерелья из костей леопарда давало магическую силу. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья - использовалось все. О разнообразии материалов для украшений нам известно по наскальной росписи в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях.

Позже стали также делать бусы - из полудрагоценного янтаря и жадеита, гагата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечевки, сделанные из растительных волокон. Женщины заплетали волосы в косы и закалывали их гребнями и булавками, нитки ракушек и зубов превращали в красивые украшения для головы. Люди, вероятно, разукрашивали свои тела и подводили глаза красящими веществами, вроде красной охры, делали себе татуировки и пирсинг.

Шкуры, снятые с убитых животных, обрабатывали, как правило, женщины, с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, раковин. При обработке шкуры сперва соскребали остатки мяса и сухожилий с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами, в зависимости от региона. Например, первобытные народы Африки зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике — вымачивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности.

Вообще, способов дубления кожи известно немало: с помощью отваров коры дуба и ивы, в России, например, квасовали — вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы использовали для этой цели кисломолочные продукты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но, все-таки, великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние: древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.

Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земледельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами.

Возникновение ткачества

Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопровождалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла).

Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек первоначально использовал волокна дикорастущих растений, но происшедший переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка). Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.

В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено (принцип его действия — скручивание волокон — сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды, поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома.

Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:

1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).

2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян).

3. Станок с вращающимися валами-навоями.

Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций.

В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало строгое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией, рисунками, нанесенными с помощью штампов и т.д.

Виды одежды первобытного человека

Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь — сандалии, или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно была приспособлена к условиям географической среды и в разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества различия общественного и семейного положения усиливали влияние на одежду. Начали отличаться одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и другие одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды, уже на ранних этапах истории одежда отражает этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем - и общенациональные.

В статье использованы материалы сайта www.Costumehistory.ru

Оценить материал: