Кто такой логопед в детском саду. Образовательный портал

  • 22.10.2019

Методическое объединение учителей-логопедов и дефектологов дошкольных образовательных учреждений

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ

учителя-логопеда ДОУ

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативно-правовых документов .

    «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.

      Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда ) с. 137 – 140.

      Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях, с. 220-221.

    Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1.

Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» от 13.01.96г. №12 – ФЗ.

    Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий.

ж/л «Вестник образования » № 10 – 1996 г.

    Конвенция о правах ребенка. ж/л «Вестник образования » №10 – 1991г.

    Российский федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Ж/л «Вестник образования » 1999 г.

«Права ребенка в РФ относительно конвенции ООН о правах ребенка». Ж/л "Вестник образования " №16 – 2000 г.

    Должностные обязанности учителя-логопеда.

Программно -методическое обеспечение деятельности учителя логопеда ДОУ.

    Акт заседания ПМПК.

    Список детей группы.

    Циклограмма деятельности учителя-логопеда.

    Регламентированная деятельность.

    Списки детей по подгруппам.

    Годовой план организационно-методической работы.

    Перспективный план коррекционной работы.

    Календарные планы с указанием источника конспекта и пояснительной запиской, если уменьшено количество занятий.

    Отчет о проделанной работе (цифровой и текстовой).

    Речевые карты детей.

    Индивидуальные тетради детей.

Приоритетное направление деятельности учителя-логопеда ДОУ.

1 страница : Визитная карточка:

    Образование

    Стаж работы

2 страница : Выбранная тема.

3 страница: Актуальность выбранной темы.

4 - Перспективные и индивидуальные планы по направлению; несколько конспектов занятий по выбранной теме; консультации.

Диагностическое обследование.

    Перечень речевых методик (картинный материал).

    Тетрадь диагностики.

Примерный план написания отчета учителя-логопеда

    Список детей с указанием логопедического заключения на моменты поступления в группу и выпуска из нее;

    Количественно-качественный анализ и оценка результативности реализованных индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ;

    Сведения о пополнении оборудования логопедического кабинета;

    Сведения о повышении квалификации логопеда в течение учебного года.

Примерная схема проведения индивидуального логопедического занятия:

    Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики:

    упражнения для челюстей;

    упражнения для губ;

    упражнения для языка;

    мимические упражнения.

    Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук:

    пальчиковая гимнастика;

    массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

    Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения;

    Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

    Коррекционная работа по звукопроизношению:

    постановка звука;

    автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях);

    дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого);

    автоматизация звуков в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений;

    упражнения на развитие связной речи (диалоги, игры, пересказы…)

Перечень необходимой документации учителя-логопеда, работающего на дошкольном логопункте:

    Журнал первичного обследования речи и консультаций детей.

    Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия.

    Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия.

    Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения.

    Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий.

    Журнал динамического наблюдения.

    Перспективные и календарные планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми.

    Годовой план консультативно-методической работы с педколлективом ДОУ и родителями.

    Отчет о проделанной работе за прошедший учебный год.

    Речевая карта на каждого зачисленного ребенка.

Журнал первичного обследования речи и консультаций детей

п / п

Дата обследо-вания

Фамилия, имя ребенка

Состояние артикуляционного аппарата

Состояние речи

Строение

Подвижность

Звукопроизно- шение

Фоне-

матичекое

восприятие

Словарный

запас

Грамматический

строй речи

Просодика

Первичное логопедическое заключение. рекомендации

Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия

на _________ учебный год

Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия

на_________ учебный год

Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения

Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий

_________ учебный год

Журнал динамического наблюдения

Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ.

Основные направления

Сроки

I Работа

с детьми

диагностическое направление

Коррекционно-развивающее

направление

    Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии (выявления уровня актуального речевого развития – для детей подготовительных групп/ранее занимавшихся на логопункте), комплектация подгрупп

    Объективное логопедическое заключение и составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности.

    Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование

    Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников логогруппы/занимающихся на логопункте); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

    Обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии (комплектация логопедических групп/зачисление на логопункт).

    Проведение фронтальных (подгрупповых) логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения, по коррекции заикания, подготовка к обучению грамоте.

III неделя

сентября

В течение года по запросам педагогов, специалистов родителей

январь-февраль, май-

для детей средней, старшей групп.

февраль- март

II Работа

с педагогами

    Критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия.(ПМПк)

плановые

ПМПк ДОУ

    Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования.

консультативное

направление

    Консультация для воспитателей:

    Семинары:

    Практикумы

    Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группах с их последующим анализом.

    Участие в проведении городских методических объединений:

    Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия (проведение ПМПК), определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школьного обучения.

    Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на дошкольников в течение всего учебного года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов, работающих с детьми логопедической группы, подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми выпускных групп, нуждающихся в особых условиях обучения (итоговый педсовет).

III Работа

с родителями

    Консультирование родителей адаптационных групп

    Анкетирование родителей

    Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования)

    Проведение консультаций на родительских собраниях:

    Проведение индивидуальных занятий по звукопроизношению, фронтальных занятий: «День открытых дверей»

    «Логопедические уголки» на тему:

    Информационные стенды:

    Тематические выставки книг

    Папки-передвижки

В часы консультаций для родителей по циклограмме деятельности

в течение учебного года

в течение учебного года

IV Работа по

повышению квалификации

    Изучение новинок методической литературы.

    Участие в проведении методических объединений.

    Прохождение курсов повышения квалификации.

    Аттестация на квалификационную категорию.

    Разработка новых методических пособий.

    Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете/ группе.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, эта страничка для вас!

Развитие речи - очень важно, если ребенок хорошо говорит, то он лучше и больше общается с окружающими, развивается умственно, в последующем более легко и успешно осваивает школьную программу.

Я, как практикующий логопед, попытаюсь ответить на некоторые самые распространенные вопросы родителей.

Чем занимается логопед в детском саду?

Логопед занимается не только коррекцией звукопроизношения. Работа логопеда в логопедической группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

В каком возрасте следует показать ребёнка логопеду?

Главное в работе логопеда это не только преодоление речевых нарушений, но и профилактика возникновения речевых расстройств. Поэтому в нашем детском саду проводится обследование детей каждый год, начиная с ясельной группы. Это необходимо, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.

Могут ли родители сами определить, нужен ли ребенку логопед?

Речь ребенка формируется постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Для каждого возраста существует своя норма.

Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца - это гуление.

Начиная с 6 месяцев, ребенок уже довольно четко произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) и постепенно начинает перенимать от взрослых не только все элементы речи, но и интонации, ритм, темп речи.

Как правило, к году ребенок произносит простые слова: мама, папа, баба, дай.

К двум годам активный словарь значительно увеличивается. В этот период у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослых. Фразы становятся все более длинными и сложными, улучшается и произношение слов.

На 3 году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, также увеличивается словарный запас. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений. Детям становится доступным отгадывание простых загадок, заучивание стихов.

На 4 году жизни словарь детей составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к 5 годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе. У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение.

Уважаемые родители! К школьному возрасту ребенок должен правильно произносить все звуки, владеть звуковым анализом и синтезом, грамматически правильно строить связные высказывания.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

0-1 года 1 - 2 года 2 - 3 года
3 - 4 года
5 - 6 лет
А, У, И, П, Б М,

О, Н, Т", Д",Т,

Д, К, Г, Х, В, Ф

Й, Л", Э, С" Ы, С, З, Ц
Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р, Р"

Таковы этапы развития речи ребенка в норме.

В каких случаях следует обращаться к логопеду?

Если ребенок нечётко говорит и плохо ест твердую пищу: ребенку трудно жевать мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко. Это может быть одним из проявлений стертой формы дизартрии.

Трудно воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно.

Ребенок не любит и не хочет застёгивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также испытывает затруднения и на занятиях по изобразительной деятельности: не умеет правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку.

Затрудняется при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилось много книг, помогающих родителям развивать речь ребенка.

Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему - например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей - это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

Ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Как попасть на занятия к логопеду?

Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо придти на консультацию. Лучше всего подойти в среду с 14.00 до 18.00 в группу №7, №9 или №10. В нашем детском саду каждый год проводится обследование детей всех групп с целью своевременного выявления речевых нарушений. В случае выявления таких нарушений логопед направляет ребенка на территориальную-психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада. В дальнейшем с нового учебного года занятия с детьми проводятся либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с легкими нарушениями речи.

Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребенка соответствовал комплектуемой группе (5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, хирурга или ортопеда, невропатолога, отоларинголога) и направление от ПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 1 год.

Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в массовой группе детского сада?

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.

Не помешает ли обучение в логопедической группе поступить в престижную школу?

Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.

В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?

К плюсам можно отнести малую наполняемость группы. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.

К минусам можно отнести то, что родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда.

Что такое ЗРР, ОНР, ФФНР?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями.

Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.

Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка - стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР констатируется обычно у детей до 3-3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)— это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

You have no rights to post comments

Роль учителя - логопеда в детском саду

Детский сад - это первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада  формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Большинство родителей кто раньше, а кто позднее задумываются о том, насколько правильно лепечут их ребятишки, и нет ли отклонения в том, что их дитя немногословно, или неверно выговаривает звуки, а возможно и меняет буквы в словах. Впервые с ребенком нужно явиться в детскую поликлинику на прием к логопеду в возрасте 2-х лет. И, несмотря, на отсутствие каких-либо патологий в развитии речи, логопед в детском саду, куда вы будете водить своего ребёнка, будет помогать развитию грамотной и красивой речи.
У малышей годовалого возраста начинается развитие речевого аппарата, в тот момент он говорит первые связные слова, старается выговаривать предложения. Не всегда родителям легко понять, какие слова и звуки пытается выговаривать их ребенок, правильно ли он это делает, насколько верно формируется его речь. Специалисты советуют первый раз привести ребенка к логопеду в два года. Можно это сделать как в любой детской поликлинике, так и направиться к частному врачу, специализация которого основана на работе с детьми.
Далее могут проявиться нарушения речи, когда ребенку исполняется от четырех до пяти лет. В это время дети посещают садик, где они постоянно разговаривают друг с другом, перенимая манеры разговора старших. Подействовать на погрешности в произношении смогут всевозможные факторы, начиная от образования неверного прикуса у ребенка и оканчивая его внутренним состоянием и его элементарным «не хочу и не буду» разборчиво говорить звуки. Собственно потому и должен работать логопед в детском саду.
Логопед в детском саду должен вести наблюдение за ребятами и раскрывать дефекты речи у них. Логопеду в дошкольном учреждении сделать это достаточно просто. Логопед в детском саду следит за детьми, за их повадками, изучает их манеры поведения, проводит персональные беседы, после этого подводит итог о правильном развитии речи малыша.
Но везде ли есть логопед в детском саду и входят ли в его обязанности занятия с детьми, у которых не выявлено отклонений?
Ответ однозначный. Логопед в детском саду должен быть обязательно в каждом. Во-первых, он проводит отдельные занятия с детьми, у которых выявлена патология с речью (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия), а в планах по работе этого специалиста должны быть групповые уроки развивающие:
лексическую и грамматическую стороны речи,
фонематическое представление,
мелкую и артикуляционную моторику,
координацию движения,
внимание и память.
Перечисляя задачи, которые должен выполнять логопед в детском саду, можно отметить главные: это выявить детей, у которых нарушено развитие речи, корректировать эти нарушения и делать профилактику появления таких нарушений.

Светлана Гогорева
Логопед в детском саду

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен логопед в детском саду . А родителям детей, имеющих речевые нарушения, пришлось тесно соприкоснуться с наукой логопедией и познакомиться со специалистами этой области.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания, которая является одним из разделов специальной педагогики – дефектологии, подразделяется на дошкольную, школьную и взрослую. Эта статья своей большей частью будет посвящена дошкольной логопедии . Логопедия совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику, и без знания основ этих специальностей, может быть бесполезной, а иногда и «опасной» .Учитель-логопед детского сада - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений речи детей дошкольного возраста.

Какие же функции выполняет логопед в детском саду ? Логопед в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого развития. Чаще всего это происходит в начале учебного года, используются специальные протоколы обследования, изучается медицинская карта ребенка, проводится опрос родителей, при необходимости логопед может направить ребенка на консультацию к лор – врачу, окулисту, неврологу, сурдологу, дефектологу. В идеальном варианте заключение о речевом развитии ребенка ставится коллегиально : логопедом , психологом и неврологом . А после этого логопед , учитывая особенности психики ребенка, тяжесть речевого деффекта, подбирает программу коррекции речи.

Программа коррекции речи осуществляется поэтапно, и в большинстве случаев, включает в себя :

Формирование правильного речевого дыхания,

Развитие фонетического восприятия,

Нормализация речевой моторики,

Коррекция нарушения звукопроизношения,

Преодоление нарушения и развитие лексико-грамматической стороны речи,

Развитие связанной речи.

Если ребенок успешно усваивает и выполняет программу коррекции речи, то в дальнейшем логопед обучает его элементам грамоты, подготавливает к обучению в общеобразовательной школе. Длительность коррекционной программы зависит от тяжести речевого нарушения, психологического и неврологического статуса ребенка, от профессионализма логопеда . Каждое занятие, которое проводит логопед в детском саду , представляет собой целый комплекс игр и упражнений, а также различных видов гимнастик и массажей для язычка детей. На занятиях логопед использует игрушки , картинки, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала. А самый главный атрибут занятий – это зеркало, перед которым выполняются большинство заданий. Есть у логопеда и логопедические инструменты – зонды для массажа и постановки звуков. Логопед в детском саду регулярно проводит не только фронтальные (занятия со всей группой, но и подгрупповые и индивидуальные занятия.

Какие же речевые нарушения исправляет логопед в детском саду ?

1. Нарушение устной речи :

Дислалия (косноязычее) – нарушение звукопроизношения принормальном слухе и сохранненой иннервации речевого аппарата;

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;

Заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

Брадилалия – патологически замедленный темп речи;

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи;

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Кроме проблем с устной речью, дети страдают нарушением письменной речи, которое корректируется уже в школе.

2. Нарушение средств общения :

ФНР – фонетическое недоразвитие речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Такие расстройства могут проявляться :

В отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

В искажениях – горловое произнесение звука р, щечное - ш и т. д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т, чаще всего нарушаются :

Свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары, Ц;

Шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;

Сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары) ;

Заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары) .

Чаще всего детей с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

ФФНР - фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие) . Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов , ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па) . И, когда логопед в детском саду спрашивает , какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы) . А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.

Фонема - минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами) . Фонема имеет основной вариант - звук, находящийся в сильной позиции : для гласных - это позиция под ударением, для согласных - позиция перед гласным или сонорным.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний :

Трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

При сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

Невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР :

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т. е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с» , «ч» , «ш» ребенок произносит звук «сь» : «сюмка» вместо «сумка» , «сяська» вместо «чашка» , «сяпка» вместо «шапка» .

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.

3. Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р» , «л» и «с» изолированно (т. е. один звук, не в слоге или слове, но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова» .

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются : общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов , согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

ОНР – общее недоразвитие речи. Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно :

Более позднее начало речи : первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;

Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;

Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

Речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Формирование правильного речевого развития – это сложный процесс - необходима совместная работа врача - невролога, логопеда , психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.

И в завершении своей работы, хотелось бы сказать, что родители играют не менее важную роль в речевом развитии детей. Поэтому кроме занятий с ребенком логопед в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родителям объясняет дефект речи ребенка, обучает необходимым приемам и упражнениям для домашних занятий.

Спасибо за внимание!

Логопед, Краснодарский край, Тихорецк.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей в течении 5 лет, пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществлялось оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами. Внутри детского сада проводилась работа с родителями своих воспитанников.

Беседы и консультации мало чем отличались друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу.

Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходили от педагогов и велись в направлении, которое им казалось необходимым.

Общие и групповые родительские собрания также оставляли родителей в роли пассивных слушателей.

Наглядная пропаганда оформлялась педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. также по своему усмотрению. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
- работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
- родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

За пределами детского сада осуществлялась широкая педагогическая пропаганда. Ее цель - охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы c семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на практическую помощь семье в процессе обучения ребенка.

Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. (Рисунок 1.)

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач. (Рисунок 2.)

Как показал проведенный опрос родителей, они не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей.

Анкетирование и наблюдение за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляет интерес такие проблемы, как:
- речевые нарушения и причины их возникновения;
- плохая память у ребенка;
- когда начинать обучать ребенка чтению;
- как научить запоминанию стихов;
- как и что читать ребенку с нарушением речи.

Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. (Рисунок 3.)

Организация работы логопеда Синько А.А. с семьей в МДОУ 12 "Ладушка" г. Тихорецка ведётся по следующим направлениям:

Информационное просвещение:
- знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение:
- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Решение группы задач обучающего просвещения невозможна без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении логопеда к ребенку .

Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать "психологией доверия". Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение).

Организация взаимодействия педагога с родителями
(по В.А.Петровскому).

1-й этап - "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

2-й этап -"Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап - "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап - "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Разнообразные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)

Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).

Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).

Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)

Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).

Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).

Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)

Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).

Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).

Выпуск журнала для родителей "Солнышко" (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.

1.Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:
а) правильного звукопроизношения;
б) фонематического восприятия;
в) грамматического строя речи;
г) речевого общения и связной речи.
2.Совместная деятельность родителей с детьми:
а)чтение художественных произведений;
б) познавательный рассказ взрослого;
в) наблюдения в природе;
г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;
д)поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.
3.Самостоятельная деятельность:
а)игра;
б) рассказ из личного опыта;
в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;
г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т. д.) (Рисунок 4.)

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
- специальные "логопедические уголки";
- информационные стенды;
- тематические выставки книг;
- пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Желаем удачи!