Методическое пособие «Правила этикета» для детей старшего дошкольного возраста. Беседа с детьми старшей группы на тему «Культура поведения

  • 25.07.2019

История

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается « домострой » (XVI в.) .

Давным-давно люди поняли, как важно поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения. Это трудно, потому что каждый человек думает и поступает по-своему, у людей разные взгляды на жизнь и разные интересы. Чтобы никого не обижать напрасно, чтобы быть приятными и привлекательными, люди придумали и установили особый порядок поведения, удобный для всех, и назвали его этикетом. ...

Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. «Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» [Словарь по этике 1981: 412]. Исходя из этого определения, этикет можно рассматривать как социальное понятие, т.е. говорить об этикете как исторически сложившейся системе правил социального поведения, принятых в традиционных для данного этнос ситуациях общения. Соблюдать определённый порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов – это значит принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества.

Этикет как условный ритуал представляет собой общепринятую систему определённых правил учтивости , которые регламентируют особенности взаимоотношений между представителями различных слоёв населения и социальных групп в соответствии с их общественным статусом.

ЭТИКЕТ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Положение воспитателя требует особого уважения со стороны родителей, что играет не последнюю роль в воспитании детей. Взаимоуважение взрослых друг к другу помогает развивать в ребенке чувствительную натуру.

Знание правил этикета необходимо работникам всех учреждений, в том числе детских садов.

Кодекс поведения в детском учреждении

1. При входе воспитателя в помещение - взаимное приветствие воспитателя, детей, родителей.

2. Обмениваться добрыми словами друг с другом.

3. «Спасибо», «пожалуйста», «благодарю» - вежливые слова должны быть на слуху у ребенка.

4. Когда родители приходят за детьми, поведение взрослых должно соответствовать этическим нормам взаимоуважения.

1. Внешний облик;

2. Манеру говорить;

4. Уважительное отношение к окружающим;

5. Никаких посторонних разговоров при детях;

6. Не забывать говорить вежливые слова не только детям, но и сослуживцам;

7. Уметь сердечно отзываться и не говорить односложно: «Да», «Нет»...;

8. Перед сном каждому ребенку поправить одеяло и погладить по головке;

10. Всегда держать себя ровно, сдержанно;

11. Выслушивать жалобы возмущенных родителей, не перебивая и не оправдываясь, а когда всплеск эмоций спадет, спокойно и кратко высказать свое мнение;

12. Каждый ребенок должен слышать в конфликтной ситуации спокойный, уверенный голос воспитателя.

При таком поведении взрослых ребенок ежедневно незаметно начинает познавать этикетные нормы поведения, основа которых - доброжелательное общение.

Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является – народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…Всё чем жив человек. (Михаил Юхма)

Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка?

А всё ли мы сделали для того, чтобы вырастить нравственно здоровых детей? Задали мы себе этот вопрос и задумались над этой проблемой.

Этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения, и в жизни общества этикет играет весьма важную роль.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.

Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что “ речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры”.

Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

  1. Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
  2. Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
  3. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
  4. Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
  5. Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие - основа вашего здоровья.
  6. Cоздать оазис доброты, любви и красоты - в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  7. Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
  1. Терпение -" дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
  2. Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
  3. Великая миссия женщины - нести в мир любовь, красоту и гармонию. Коллектив - это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
  4. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
  5. Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
  6. Не скупитесь на похвалу.
  7. Следите за внешностью и поведением.
  8. Ваше отношение к работе, людям, предметам - образец для подражания.
  1. Любить ребенка таким, каков он есть.
  2. Уважать в каждом ребенке личность.
  3. Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
  4. Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  5. Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
  6. Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  7. Поощрять стремление ребенка, задавать вопросы.
  1. Кричать и наказывать детей.
  2. Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
  3. Приходить к детям с плохим настроением.
  4. Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
  5. Оставлять детей одних.
  6. Унижать ребенка.
  7. Угрожать ребенку

1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

2. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

3. Педагоги избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

4. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика должна быть между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.

5. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют.

6. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

7. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки

друг друга.

1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

2. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

4. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

5. При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.

6. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

7. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

8. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.


Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Задачи:

— уточнять представления об исторической сущности норм и правил поведения;

— способствовать проявлению потребности в получении информации об истории этикета;

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: письмо; диктофон; настольно-печатная игра «История этикета»; иллюстрации с изображением различных способов приветственной жестикуляции.

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились наши друзья — первоклассники. Сейчас я прочитаю их письмо: «Дорогие ребята! Скоро в нашей школе состоится необычный праздник, он будет посвящен доброте и вежливости. К предстоящему празднику готовятся все ученики первых классов: разучивают стихи, песни, танцы, готовят выставку рисунков о добрых и вежливых поступках. Ребятам нашего класса дали задание: интересно рассказать о правилах приветствий, об истории этих правил. Когда мы стали все вместе думать о том, как можно интересно рассказать об истории правил, выяснилось, что мы мало знаем об этом. И вдруг кто-то вспомнил, что вам, ребята, много рассказывали об истории правил поведения, в вашей группе есть много книг, картинок, игр. Очень просим вас помочь в подготовке к этому празднику». Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям?

Дети . Да.

Воспитатель . Как им можно помочь?

Дети . Мы можем записать наши рассказы, стихи на диктофон, подобрать картинки, наши рисунки, книги, игры об истории правил поведения и отправить их им.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все хорошо придумали. А чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о правилах приветствия, об истории этих правил. Ребята, для чего люди придумали разные правила?

Дети. Чтобы всем было хорошо, приятно, радостно.

Воспитатель. Для лучшего понимания друг друга люди придумали разные правила.

Послушайте стихотворение об этом.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

— Доброе утро

Солнцу и птицам!

— Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Н. Красильников

Первые слова, которыми мы начинаем день, — «здравствуйте» и «доброе утро»! Что означает слово «здравствуйте»?

Дети. Пожелание здоровья, радости.

Воспитатель. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Давайте послушаем стихотворение А. Кондратьева об этих волшебных словах.

1-й ребенок

— Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

— Здравствуй! — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

2-й ребенок

— Добрый день! — тебе сказали.

— Добрый день! — ответил ты.

Вас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Воспитатель . Почему от вежливых слов становится теплее и радостнее?

Дети. Такие слова приятно слышать, настроение становится хорошим.

Воспитатель . Действительно, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Когда услышишь добрые слова да еще сказанные от души, с улыбкой на лице, сразу становится теплее. Надо больше говорить друг другу добрых слов и дарить улыбки. Предлагаю всем вместе спеть песню «Улыбка».

Дети поют песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

А еще какие слова приветствия вы знаете?

Дети. «Добрый день», «привет», «добрый вечер», «очень рад вас видеть», «приветствую вас».

Воспитатель . Молодцы! Вы много волшебных слов знаете! Послушайте о них стихотворение И. Курочкиной «Что стряслось?».

Ребенок читает стихотворение.

Ребята, мы с вами много рассказали о том, как люди приветствуют друг друга с помощью слов. А можно ли поприветствовать друг друга без слов? Предлагаю вам поиграть в игру, во время которой вы вспомните, как это можно сделать.

Игра «Приветствие»

Воспитатель предлагает детям встать в пары и поприветствовать друг друга с помощью жестов, а затем рассказать, каким образом они это сделали (пожали друг другу руки, обнялись, приветливо помахали друг другу рукой, кивнули головой друг другу).

Воспитатель . Каким образом взрослые люди могут поприветствовать друг друга без слов, кроме тех способов, которые вы назвали?

Дети . Мужчины приподнимают шляпы, мужчина женщине может поцеловать руку.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением вышеназванных способов приветственной жестикуляции.

Воспитатель. Каждое правило поведения имеет свою историю, проверенную многими годами общения людей друг с другом. Ребята, а вы хотите узнать, каким образом возник обычай приветствовать друг друга, приподнимая шляпу?

Дети . Да.

Воспитатель. Когда-то воины носили шлемы. Чтобы показать свое доверие другому человеку, они снимали их, как бы говоря, что не ожидают от них нападения. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, мужчины тоже снимали или приподнимали шляпу. Для чего они это делали?

Дети . Это означало, что человеку нравятся эти люди, что ему приятно всех видеть.

Воспитатель. Да, ребята, если мужчины снимали или приподнимали шляпы — это обозначало, что он находится в кругу друзей. Позже шляпу стали снимать перед важными людьми, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин же всегда приветствовали, снимая головной убор. Чтобы вспомнить историю такого правила приветствия, как рукопожатие, предлагаю поиграть в игру.

Игра «История этикета» (рукопожатие)

Нужно разложить по порядку картинки, на которых нарисован один из этапов истории обычая рукопожатия. На первой картинке изображена протянутая невооруженная ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. На второй нарисован средневековый ритуал, включавший в себя вкладывание своих рук в руки другого человека, что обозначало покорность и повиновение. На третьей картинке изображена древняя традиция целовать руку вышестоящему лицу или даме, а равному ее пожимать в знак приветствия. На четвертой — общепринятый приветственный жест рукопожатия. Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая- то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровной).

В ходе выполнения задания воспитатель уточняет знания о трансформации такого приветственного жеста, как рукопожатие.

Воспитатель . Ребята, а почему важно знать историю правил поведения?

Дети отвечают.

Да, ребята, многие правила поведения берут начало в далеком прошлом, и знание истории помогает лучше их понять и запомнить. У каждого народа есть свои правила приветствия. Послушайте стихотворение Е. Хоринской «Хороший обычай» о прекрасном обычае русского народа встречать или приветствовать гостей.

Воспитатель читает стихотворение.

Ребята, а вы хотите узнать, каким образом возник прекрасный обычай приветствовать или встречать гостей хлебом-солью?

Дети . Да.

Воспитатель . Давайте обратимся к истории. Ненастной ночью в избу попросился незнакомец. Он был озябшим, вымокшим. Его впустили, дали обсушиться, радушно усадили за стол. Утром оказалось, что это был... леший. «Пусть коровы ходят в мой лес без пастуха, — прощаясь, сказал он хозяину, — ни один зверь не обидит». А что было бы, если бы хозяева не проявили должного гостеприимства?

Это только легенда, но так было в далеком прошлом. Люди боялись нечистой силы, старались задобрить, накормить любого, кто входил в их дом. Ту легенду мало кто знает, но обычай радушно встречать гостей, остался. Почему же дорогих гостей встречают хлебом?

Дети. Тот, кто угощает хлебом, и тот, кто его пробует, считались друзьями.

Воспитатель . Этот обычай пришел к нам из далекого прошлого. Наши предки считали, что если кто-то в их доме испробует хлеба, он станет настоящим другом, и можно рассчитывать на помощь и поддержку. Значит, хозяин, угощавший гостя, не мог причинить ему зла, и гость, испробовавший хлеба, не мог причинить зла хозяевам. Хлеб-соль — мирный договор между гостем и хозяином.

«Водить хлеб-соль» означало дружить. Угощая хлебом-со- лью, хозяин показывал, что готов отдать гостю самое дорогое, без чего прожить невозможно. Вот какие интересные истории мы с вами вспомнили.

Как вы думаете, помогут наши рассказы первоклассникам подготовиться к школьному празднику доброты и вежливости? Что еще можно им отправить?

Дети. Игру «Приветствие», альбом «История правил», картинки, книги о правилах поведения.

Воспитатель . Молодцы, ребята, я думаю, что с вашей помощью наши друзья смогут интересно рассказать на празднике другим детям о правилах приветствий, об их истории. А почему нужно знать и выполнять эти правила?

Дети . Чтобы быть приятным другим.

Воспитатель. Совершенно верно!

Сценарий развлечения в старшей группе "Этикет и вежливость"

До начала мероприятия звучит спокойная музыка

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здесь, в музыкальном зале вы учитесь играть на различных музыкальных инструментах, познаёте тайны нотной грамоты. Но сегодня мы с вами поговорим совсем о другом. Нашу встречу мы посвящаем этикету и вежливости. Начнём мы её с улыбки и песенки.

Песня «Улыбка»

Ребятам предлагается образовать 2 круга (внешний и внутренний) ,

рассчитавшись на первый и второй и встав напротив друг друга.

Игра «Приветствие» .

Звучит музыкальный фон

- (хором) Здравствуй, друг! - здороваются за руку.

Как ты тут? - хлопают по плечу.

Где ты был? - дёргают за ухо.

Я скучал! - руки к сердцу.

Ты пришёл? - развести руки.

Хорошо! – обнимаются.

Ведущий: Поприветствовав друг друга, мы отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»

звучит музыка.

I. Этикет и вежливость.

Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.

Дети отвечают. Педагог обобщает высказывания детей.

Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.

Что значит слово «вежливость» ?

Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести

Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям. Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра. Будьте внимательны.

Игра- кричалка-путаница

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только…

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?

Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе.

Мимо урны без труда бросим фантики мы?

Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? Будем старшим мы в ответ говорить неправду? … С нами рядом едет дед.

Мы уступим место?

Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Вежливые загадки

1Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.

Это слово «золотое» слышали мы с детских лет. Произносим это слово, если что-то попросить. Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)

2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена

Высока, и даже очень, слова этого всегда.

С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,

Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.

Это слово-благодарность за хорошие дела,

Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)

А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.

Игра «Вежливо-невежливо»

Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя.
Придти в гости без приглашения.
Уходя, попрощаться.

Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все вместе вновь произнесём волшебные слова «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!»

Сегодня мы поговорим об этикете на концерте, в театре и кинотеатре.

Этикет в театре и на концерте.

Обычно сразу возникает вопрос – что надеть в театр или на концерт. Не так давно при посещении театра была необходима сменная обувь. В наше время одежда не имеет большого значения. В то же время она должна быть нарядной, но не вызывающей. Не стоит надевать потёртые джинсы, растянутые свитера и футболки, топы, оголяющие живот, а также спортивную или молодёжную одежду с дырами и разрезами. Если вы идёте на концерт классической музыки, помните, что классическая музыка требует классического костюма. Конечно, никто вас не остановит, если вы придёте в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим. Избегайте крепких духов и одеколона.

Иллюстрация: рисунок с молодыми людьми в современной или пляжной одежде.

Входить в театральный или концертный зал лучше за 10-15 минут до начала. Тогда вы успеете купить программку и спокойно сесть на свои места. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, и вам не придется беспокоить сидящих с краю. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Заметив идущих по узкому проходу, вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.

Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла опускайте бесшумно. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Не следует разглядывать публику в бинокль, рассказывать им содержание пьесы.

К началу спектакля даётся 3 звонка. После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Не забудьте отключить звонок мобильного телефона.

Этикет в кинотеатре.

В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.

В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. Если вы сняли верхнюю одежду, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка, ее нужно снять.

На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим.

На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.

  • Ведущий: Наше путешествие завершит блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете правила этикета?» Разделимся на 2 команды. Для определения команды- победителя, нам необходимо жюри.

Блиц-турнир.

  1. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? Нет. Для этого существует буфет.
  2. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации.
  3. Что можно рассматривать в театре в бинокль? Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
  4. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
  5. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом и только лицом.
  6. Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?
  7. Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок – согласно этикету, надо ли его благодарить?
  8. Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?
  9. Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях – Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?
  10. Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:

– Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым – кто ВХОДит...

– Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! – кричит Буратино!

Прав ли он? И почему?

Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд. Вручаются медали «Знаток этикета в театре и на концерте» и «Самому активному участнику» .

Итак, сегодня мы узнали новое об этикете в театре, на концерте, в кинотеатре, во время выступлений. И я верю, что вы, ребята, будете самыми вежливыми, воспитанными, и тактичными на любом концерте.

Этикет для старших дошкольников

Программные задачи:
1. Уточнить представление детей о понятии «культура поведения»
2. Формировать знания детей о правилах и нормах поведения в разных социальных ситуациях
3. Развивать навыки вежливого общения
4. Воспитывать потребность в доброжелательном общении с окружающими.

Материал: Мультимедийное оборудование, картинки по теме

Ход беседы:

Воспитатель: Доброе утро, ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения. Культура поведения – это правила поведения людей, которые всем необходимо соблюдать: и взрослым, и детям. Подумайте, где нужно соблюдать правила поведения?
Дети: в автобусе, в гостях, за столом, на улице, в детском саду
Воспитатель: Совершенно верно! Правила поведения необходимо соблюдать всем и везде. Какие правила поведения должны соблюдать в автобусе? Давайте рассмотрим картинку.

Воспитатель: Скажите, что можно делать, а чего делать нельзя?
Дети: Нельзя не кричать, баловаться. Нужно уступать место старшим
Воспитатель: Правильно. Теперь давайте посмотрим на следующую картинку о правилах поведения за столом


Воспитатель: Что здесь делают ребята правильно, а что – нет?
Дети: За столом нужно кушать аккуратно, не разбрасывать еду, не лезть за едой через весь стол, не разговаривать с полным ртом и т.д.
Воспитатель: Вы совершенно правы! А какие правила существуют при посещении театра, цирка или кино?


Дети: Не шуметь, не говорить по телефону. Нужно хлопать в ладоши по окончании спектакля
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие правила поведения нужно соблюдать?


Дети: Нельзя баловаться, ломать игрушки. Нужно всегда говорить спасибо за угощение
Воспитатель: Правильно, такие же правила поведения мы должны соблюдать не только в гостях, но и дома. Я уверена, что вашим родителям будет очень приятно, если вы будете культурными


Воспитатель: В детском саду тоже должны соблюдаться правила культуры поведения.

Например. Когда вы приходите в детский сад, обязательно нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Какие еще правила поведения есть в детском саду?
Дети: нельзя брать чужие игрушки, нельзя драться, ломать игрушки, если кого-то обидел, нужно попросить прощения. Дети должны слушаться взрослых
Воспитатель: Правильно. Когда вы поели, нужно говорить «спасибо!». Вежливость – это тоже культура поведения, поэтому мы должны знать вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: спасибо, пожалуйста, будьте так добры, извините, приятно познакомиться и т.д.
Воспитатель: Правильно. Запомните, соблюдать культуру поведения в общественных местах очень важно. Если вы будете культурными, воспитанными и вежливыми, то и к вам отношение других будет таким же. Посмотрите на картинку, и запомните эти правила. (Воспитатель показывает картинку и зачитывает правила поведения в общественных местах)


Воспитатель: А теперь посмотрите на другую картинку. Что вы видите? Правильно ли поступают дети?
Ситуации поведения

(Воспитатель предлагает детям картинки, дети рассуждают и объясняют поступки)








Воспитатель: Молодцы, ребята, мне бы очень хотелось, чтобы все мы были воспитанными и культурными, чего я вам и желаю.

Деловая игра для воспитателей «Эстетика и культура питания в детском саду»

Описание материала: предлагаю вам сценарию деловой игры для воспитателей "Эстетика и культура питания в детском саду". Данный материал будет полезен для воспитателей, педагогов дошкольных учреждений, для студентов. Материал направлен на повышение профессиональных знаний по этике и эстетике культуры питания в дошкольных учреждениях в работе с детьми.
Цель:
Систематизировать знания педагогов по вопросам эстетики и культуры питания в детском саду.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов по культуре питания.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Принципы деловой игры:
- практическая полезность;
- максимальная занятость;
- перспективы творческой деятельности каждого педагога.
Критерии оценки деятельности в деловой игре:
- уровень активности участников;
- педагогическое мастерство;
- умение находить оптимальные или наиболее простые и действенные решения;
- творческий подход к решению задач игры.

Ход деловой игры:

Формы этикета:
Речевой (словесное выражение уважения к людям)
Неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям)
Разновидности этикета:
Деловой
Служебный
Семейный
Столовый
Гостевой
Подарочный
Танцевальный
Этикет телефонного разговора
Этикет в общественных местах
Уроки этикета уже начинаются в раннем возрасте. Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду.
Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы.
Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.
Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети после окончания еды вытирают салфеткой рот, благодарят за еду и выходят из-за стола.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие эстетика питания.
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.
Наша сегодняшняя игра командная. Участвуют 2 команды.
(Команды должны придумать названия своей команды соотносительно по данной сегодняшней теме). Жюри состоит из 2 человек. Жюри будут оценивать содержательность, оригинальность, эмоциональность выступления.
Максимальная оценка всех конкурсов - 3 балла.

Станция 1 Разминочная
Вопросы первой команде:
1. Чем берут хлеб из хлебницы?
2. Чем едят макароны?
3. Куда нужно положить ложку, размешав сахар в чае?
4. Какие фрукты едят руками?
5. В какой руке держат нож?
6. Как нужно наклонять тарелку с супом?
7. Что нужно делать, если вилка упала?
8. Как нужно разговаривать за столом?

Вопросы второй команде:
1. Как едят хлеб?
2. Чем едят рыбу?
3. Чем размельчают мясные блюда (котлеты)?
4. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае?
5. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа?
6. В какой руке держать вилку?
7. С какой стороны убирают суповые тарелки?
8. Куда класть использованную бумажную салфетку?

Станция 2
Порядок сервировки стола на завтрак.

К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка
Станция 3:
Порядок сервировки стола на обед

К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны
Станция 4:
Порядок сервировки стола на уплотненный полдник

К полднику стол сервируется, как и на завтрак - с единственным отличием: не подается масло.
Станция 5: Вопрос 2 командам
С какого возраста вводится дежурство по столовой?
(Ответ: Дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфФормы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
Дежурить детки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.)

Станция 6: Стихотворная
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.

Станция 7
Найди продолжение пословицы о питании:

1 команде
1. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
2. Аппетит приходит во время еды.
3. Без соли, без хлеба худая беседа.
4. Хлеб да вода – богатырская еда
5. Едешь на день, хлеба бери на неделю
6. Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
7. Вашими бы устами мед пить.
8. Курочка по зернышку клюет да сыта бывает.
9. Будет день, будет пища.
2 команде
10. Все перемелется, мука будет.
11. Не единым хлебом жив человек.
12. В здоровом теле – здоровый дух.
13. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
14. Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
15. Хлеб всему голова.
16. Что есть в печи, все на стол мечи.
17.На вкус и на цвет товарищей нет.
18. Живем да хлеб жуем.

Станция 8:
Инсценировка «За столом»

ЦЕЛЬ: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по воспитанию культуры поведения за столом: актуализирование проблемы, обмен опытом.
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: хорошо подготовить все необходимое для обеда, можно использовать игрушечную посуду.
ХОД ИНСЦЕНИРОВКИ
I-я группа педагогов изображают обедающих детей, используя все приготовленное для этого. Их задача – совершить как можно больше ошибок: кушать неопрятно, громко разговаривать и т. д.
II-я группа педагогов изображает «воспитателя» и «помощника восп-ля», методически правильно работающих с детьми.
Задача противоположной команды отметить все нарушения со стороны «детей», а так же отметить и дополнить (по необходимости) методы и приемы применяемые «воспитателем».
Станция 9: «Сервировка стола» Вы должны правильно расположить приборы на столе?
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: посуда для сервировки стола
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
Поздравляем, каждая команда прибыла на пункт назначения. За окнами температура воздуха самая комфортная, небо безоблачное, давление в норме. Просьба при выходе не забывать хорошее настроение и прошу следовать к столу.
Чаепитие за красиво сервированным столом