Оформление предметно развивающей среды в сред группе. Оформление уголков и игровых зон в детском саду

  • 08.03.2020

Анастасия Метелькова/Грязнова

развивающая среда в группе

ПРИЕМНАЯ КОМНАТА :

1. Информационные стенды для родителей :

Поговорим о здоровье всерьез;

Образовательный процесс в нашей группе ;

Дети – цветы жизни;

Будем знакомы;

2. Папки- раскладушки по темам

3. Индивидуальные шкафчики для раздевания (23шт) ;

4. Шкаф взрослый для раздевания (1шт) ;

5. Банкетки(4шт) .



ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ И ЗДОРОВЬЯ :

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

1. Спортивное оборудование : кегли, мячи, коврики массажные, обручи, скакалки, бубен, ленточки.

2. Альбомы : «Зимние виды спорта» , «Мужские и женские виды спорта» .

3. Картотеки : Комплексы утренней гимнастики, комплексы гимнастики после дневного сна, «Релаксационные упражнения» , «Народные, хороводные, подвижные игры» .

5. Оборудование для закаливания : дорожки для массажа стоп ног (из пуговиц) .

УГОЛОК ПРИРОДЫ :

1. Комнатные растения;

2. Природный материал;

3. Календарь природы;

4. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;

5. Ящики для рассады, вазы для цветов;

6. Дневник наблюдений за растениями;

7. Дневники наблюдений за погодой;

8. Картотека дидактических игр по экологии;

9. Разные виды энциклопедий;

10. Пособия :

Насекомые;

Грибы и ягоды;

Деревья и листья и т. д.

Альбом : Времена года : природные явления и времена суток



УГОЛОК ДЕЖУРНЫХ :

1. Инвентарь для дежурства по столовой : фартуки, шапочки.

2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями : тряпочки, палочки для рыхления, лейки, салфетки для протирания пыли, кисточки, пулевизаторы, клеёнки большие и маленькие;

3. Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды : тазики,

бельевая верёвка, прищепки, мыло, фартуки клеёнчатые.

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИЙ

«Наша дом - Россия»

1. Стенд с портретом президента В. В. Путина и символами государства;

2. Фотоальбом «Город, в котором я живу» ;

3. Альбом «Наша родина - Россия» ;

4. Информационно-деловое оснащение : «Москва - столица России» ;

«Наша родина - Россия» ;

5. Карточки : Расскажите детям о Московском Кремле;

6. Глобус;

7. Кукла в русском национальном сарафане.

8. Фотоальбомы : «Моя семья» ; «Я в детском саду» и т. д.

УГОЛОК ПДД

1. Макет перекрёстка и улицы;

2. Дорожные знаки;

3. Демонстрационные картинки;

4. Различные виды транспорта;

5. Настольные и дидактические игры по ПДД;

6. Полицейская форма инспектора ГИБДД, фуражки;

7. Многоэтажный гараж;

8. Железная дорога;

10. Плакат : «Правила дорожного движения» ;

11. Дидактическая игра «Светофор» .


УГОЛОК «БИБЛИОТЕКА»

1. Тематическая подборка детской художественной литературы;

2. Портреты писателей и поэтов;

3. Формуляры читателей;

4. Книжкина Аптечка


УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ :

«Давай посчитаем»

1. Наборы геометрических фигур, цифр для магнитной доски;

2. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски;

4. Карточки : «Цифры и фигуры»

5. Касса цифр.

6. Настольно-дидактические игры : «Время» ; «Цифры» ; «Фигуры» ; «Веселая логика» и домино : «Изучаем счет» .

9. Вкладыши геометрических фигур.


УГОЛОК «ДАВАЙ ПОГОВОРИМ»

1. Касса букв6 согласные и гласные;

2. Гимнастика для язычка;

3. Картотека пальчиковых игр;

4. Логопедическая азбука;

5. Папка «Мнемотаблицы» ;

6. Разрезная азбука

7. Обучающие карточки : «Алфавит» ;

8. Дидактическая игра : «Расскажи сказку» ;

9. Последовательные картинки по сказкам : «Теремок» , «Курочка ряба» , «Репка» ,

10. Шнеровка для мелкой моторики рук;

11. Настольный театр по сказкам : «Теремок» , «Колобок» , «Маша и медведь» , «Курочка Ряба» .

12. Шаг за шагом «Веселые истории» и т. д.


УГОЛОК СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР

1. Конструктор мелкий и крупный «Лего» ;

2. Пластмассовый напольный конструктор;

3. Мозаика;

5. Игрушки со шнуровками и застёжками;

6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек : фигурки людей и животных, макеты деревьев;

8. Транспорт мелкий, средний , крупный : машины легковые и грузовые.

9. Геометрическая мозайка.

10. Конструктор настольный деревянный

С/Р ИГРА «САЛОН КРАСОТЫ»

1. Пеньюар для посетителя;

2. Халат для парикмахера;

3. Набор парикмахера;

4. Шампуни, бальзамы, крема

5. Журналы причёсок.

С/Р ИГРА «МАГАЗИН»

1. Касса, весы, калькулятор;

2. Кондитерские изделия;

3. Хлебобулочные изделия;

4. Изделия бытовой химии;

5. Корзины, сумки;

6. Предметы-заместители ;

7. Овощи, фрукты.


С/Р ИГРА «БОЛЬНИЦА»

1. Медицинские халаты и шапочки;

3. Кушетка;

4. Набор доктора;

5. Таблица для проверки зрения;

6. Ростомер;

7. Кукла «Доктор» .

«АПТЕКА»

Вата, бинты, лекарства, градусники, мерные ложечки, пипетки, стаканчики, шпатели. Рецепты и касса.

С/Р ИГРА «СЕМЬЯ»

1. Комплект кукольной мебели;

2. Игрушечная посуда : кухонная, чайная, столовая;

3. Куклы, одежда для кукол;

4. Коляски;

5. Комплект пастельных принадлежностей для кукол;

6. Гладильная доска, утюги.



УГОЛОК «НАША ЛАБОРАТОРИЯ»

1. Демонстрационный материал разных видов : железо, дерево, пластмасс, стекло;

2. Резервуары с крупами;

3. Мерные стаканчики;

4. Воронки;

5. Термометр.



УГОЛОК ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«Многоцветик»

1. Материал для рисования : альбомы, акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты для рисования;

2. Образцы по аппликации и рисованию;

3. Материал для аппликации и ручного труда : клей ПВА, кисти для клея, емкость для клея, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон.

4. Материал для лепки : пластилин, стеки, доски для лепки;

5. Виды живописи : «Гжель» , Хохломская роспись», «Городецкая роспись» , «Жостовская роспись» , «Великие художники» ;

6. Нетрадиционная техника рисования : печатки, рисование воском, трафарет, набрызг


СПАЛЬНАЯ КОМНАТА

1. Кровать детская – 23 шт

2. Матрац – 23 шт

3. Простынь – 46 шт

4. Наволочка – 46 шт

5. Подушка – 23 шт

6. Одеяло - 23 шт

7. Пододеяльник - 46 шт.

8. Шкаф для методической литературы



КОМНАТА ДЛЯ УМЫВАНИЯ

1. Раковина - 3 шт.

2. Шкафчики для полотенец– 25 шт



Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС является одним из самых важных пунктов, потому что всё, что окружает человека, оказывает на него непосредственное влияние. Это особенно актуально на этапе развития и формирования личности, в дошкольном возрасте.

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

Компоненты развивающей среды

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.

  1. Социальный.

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
  1. Психодидактический.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.

Предметно-развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС

МДОБУ «Детский сад № 12 ЛГО»

воспитатель старшей группы

Банина Е.Р.


Предметно-развивающая среда в ДОУ

  • Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
  • Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Что такое предметно - развивающая среда? ( Терминология )

Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ .


Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.


Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.


Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая .


Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС

Социально-коммуника

тивное развитие:

Познаватель

ное развитие:

  • Центр ПДД
  • Центр пожарной безопасности
  • Центр труда, уголок дежурств
  • Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)
  • Центр «Уголок Природы»
  • Центр сенсорного развития
  • Центр конструктивной деятельности
  • Центр матема-тического развития

Речевое развитие:

Художествен-но-эстетическое развитие:

- Центр экспериментиро-вания

  • Центр речевого развития или уголок речи и грамотности

Физическое развитие:

  • Центр ИЗО или уголок творчества
  • Центр физического развития
  • Центр «Здравствуй, книжка!»

-Центр музыкально-театрализован-ной деятельности



Направление: Художественно - эстетическое развитие . В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.


Направление: Речевое развитие Центр «Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Что за чудо эти книжки!

Очень любят их детишки!

Регулярно все читают,

Много знаний получают!


Направление: Познавательное развитие. Центр опытно-экспериментальной деятельности. В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: микроскоп, мерные стаканчики, грунт, камни, семена, крупы и т.д. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.


Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены макеты (сельский дворик, аквариум, кормушка с птичками и т.д).

У нас почти, что зимний сад

В природном уголке.

Здесь потрудиться каждый рад,

Помочь рука к руке!


«Строительный» (конструктивный) центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.

Раз, два, три - сложу детали, Чтоб они машиной стали. Из конструктора такого Что ни сделай - все толково


Центр «Дидактических игр» (игротека) Центр решает следующие задачи : целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.


Направление: Социально-личностное развитие Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:

«Больница»

«Парикмахерская»


Хороши у нас игрушки-

Куклы, мишки, погремушки.

Поиграем и потом,

Все на место уберем.


«Магазин»


Уголок безопасности

О безопасности в пути,

На улице и дома

Мы будем, знаю, говорить

Сегодня в группе снова.


Спортивный уголок

Если день начать с зарядки, Значит, будет всё в порядке. Нам пилюли и микстуру Заменяют физкультура!


Музыкально-театральный центр

В нашей группе все актеры, Кукловоды и танцоры. Каждый день и каждый час Мы хотим играть для Вас!!!


Уголок дежурства

Все хотят дежурным быть

Чтобы всем руководить.

Ведь дежурить каждый день,

Малышам совсем не лень!


Учебная зона

Мы с фигурами знакомы,

Про цифры много узнаём.

И математики законы

Постигать не устаём!


А вот любимое местечко,

Здесь время мчится, словно речка,

Тут быстро взрослым можно стать,

И профессии менять!



Известно, что обстановка, в которой растёт ребёнок - оформление помещений, мебель, игрушки - оказывает влияние на воспитание и становление личности. Значительную часть времени дошкольники проводят в учреждениях образования. И нужно так организовать сферу пребывания ребёнка в детском саду, чтобы она способствовала физическому и психическому развитию маленького человека. Необходимо продумывать каждый элемент дизайна, рассматривая его с разных сторон: эстетической, обеспечение безопасности, удобства и полезности.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ

Задачей любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасных и комфортной обстановке. Важнейшая составляющая этой задачи - организация предметно-пространственной среды, соответствующей компонентам воспитательного и развивающего процесса, выполняемого педагогами. Давно доказано, что развитие ребёнка происходит при его активном участии в разнообразных видах деятельности. Для воспитанников старшей группы выделяются следующие направления:

  • обучающие и развивающие занятия;
  • выполнение практических и творческих работ;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • основы трудовой деятельности;
  • занятия физической культурой;
  • уроки музыки и хореографии.

Администрация детского учреждения образования, педагоги и воспитатели должны создать для дошкольника многокомпонентную образовательную среду, которая учитывает разные стороны организации процесса воспитания и развития ребёнка. Это:

  • развивающая предметно-пространственная среда;
  • организация взаимодействия с педагогами;
  • общение со сверстниками;
  • отношение дошкольника к окружающему миру и к самому себе.

Предметная среда в группе должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Принципы построения предметно-развивающей среды

Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры - ведущей деятельности дошкольников - развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет - формированию предпосылок учебной деятельности.

Той или иной деятельностью наполнено всё время пребывания ребёнка в учреждении образования, и необходимо, чтобы вся обстановка, окружающая дошкольника, способствовала его развитию. При этом должны выполняться условия безопасности, многофункциональности и вариативности оборудования.

Принципы организации предметно-пространственной среды в старшей группе:

  • Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников.
  • Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
  • Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
  • Элементы декора должны быть легко сменяемыми, мобильными.
  • В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  • Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
  • Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от периода обучения детей.
  • Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям старшего дошкольного возраста.
  • Важной задачей является формирование у старших дошкольников умения взаимодействовать с представителями противоположного пола. Следует организовать среду так, чтобы девочки играли с мальчиками.

Созданная предметно-развивающая среда вызывает у воспитанников чувство радости, положительное отношение к детскому саду, желание посещать его и узнавать новое

Среда, окружающая дошкольников в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья, а также способствовать развитию познавательных и творческих способностей воспитанников. При этом учитываются склонности, интересы и уровень активности каждого ребёнка.

При оценке предметно-развивающей среды для воспитанников старшей группы обращают внимание на:

  • общий дизайн помещения, эстетику оформления, наличие разнообразного оборудования для занятий различными видами деятельности;
  • организацию пространства жизнедеятельности детей (наличие лёгких перегородок, ширм, модулей, пуфов).
  • игрушки и материалы, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность воспитанников.

Виды уголков и центров в старшей группе

При планировании размещения оборудования и мебели в помещениях детского сада необходимо учесть гибкое деление пространства на отдельные зоны с целью обеспечения разного вида деятельности дошкольников. В помещениях для детей старшей группы можно выделить несколько областей.

Помещение группы в детском саду, как правило, небольшое, поэтому следует рационально использовать каждый метр пространства.

Спортивный уголок

Здесь находится спортивный инвентарь как фабричного производства (скакалки, мячи, верёвки, клюшки, обручи), так и подготовленные воспитателями совместно с родителями (флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки). Необходимо предусмотреть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия (массажная дорожка), улучшению осанки, развитию глазомера.

Спортивный уголок в группе, помимо стандартного оборудования, может содержать картотеку подвижных игр, загадки, карточки и наглядные пособия по видам спорта

Уголок продуктивной деятельности

Этот уголок должен иметь хорошее освещение. На стеллажах или в шкафах находятся инструменты для детского творчества:

  • бумага разнообразного вида,
  • стаканчики с карандашами и фломастерами,
  • краски,
  • разноцветные восковые мелки,
  • пластичный материал для лепки,
  • кусочки разных тканей для аппликаций,
  • всевозможные материалы для выполнения поделок,
  • разные ножницы,
  • дыроколы,
  • степлеры.

Важно, чтобы все материалы были ярко и привлекательно оформлены, аккуратно разложены. Дети должны иметь возможность использовать любой материал в своём творчестве. Для старших дошкольников расстановку столов делают так, чтобы ребята могли при желании заниматься совместной работой. Здесь же должны находиться образцы для рисования, схемы изготовления поделок, образцы для лепки. Обязательно нужно предусмотреть стенд для демонстрации выполненных работ воспитанников.

В уголке продуктивной деятельности ребята могут рисовать, лепить, делать аппликации

Центр сюжетно-ролевых игр

Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Игра со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов меняется, чтобы поддерживать интерес ребят.

Таблица: виды и назначение игрушек для старших дошкольников

Виды игрушек Назначение
Сюжетно-образные Они соответствуют образу живого существа (куклы, зайки, мишки) и участвуют в постановке игрового сюжета во время детских игр.
Технические Эти игрушки соответствуют техническим устройствам: всем видам транспорта, средствам связи и коммуникации.
Игрушки для забавы Смешные человечки, фигурки животных. Могут содержать какое-то неожиданное движение, сюрприз.
Маскарадные Используются детьми для вхождения в какой-то образ: хвост зайчика или лисицы, усы кота Базилио.
Музыкальные Необходимы для удовлетворения интереса детей к звукам.
Настольные Предназначены для развития детей.
Театральные Такие игрушки развивают речь, воображение, смекалку.
Строительные материалы и конструкторы Развитие внимательности, сообразительности, пространственного воображения.

Все игрушки размещаются таким образом, чтобы дошкольники могли свободно ими играть и убирать на место

Театральная зона

В старшей группе можно организовать разные виды театра:

  • пальчиковый,
  • настольный,
  • ладошковый,
  • театр на тарелках,
  • театр на ложках или на палочках,
  • театр варежек или перчаток,
  • театр на фланелеграфе,
  • театр шапочек,
  • теневой театр,
  • использование кукол Бибабо,
  • кукольный театр,
  • постановки сказок самими детьми.

Кроме кукол для постановок, в театральной зоне должны находиться 2 ширмы: маленькая и большая. В качестве декораций можно использовать ширму или большое зеркало. Для настольных спектаклей это могут быть панорамные книжки.

Дошкольники с удовольствием участвуют в инсценировке сказок или рассказов, могут импровизировать действия любимых персонажей, придумывать игру для повторения действий взрослых или обыгрывать прочитанные произведения о сказочных животных. Участие в театрализованных представлениях развивает речь, мелкую и крупную моторику, тренирует память, воображение. Опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует формированию коммуникативных навыков и социализации дошкольников.

Театральную зону удобно располагать рядом с музыкальной.

Театральная зона в старшей группе включает персонажей различных видов театра и разнообразные атрибуты

Музыкальный уголок

Для занятия музыкой иногда требуется уединение, сосредоточенность. Желательно, чтобы была возможность при необходимости изолировать эту часть группы лёгкой ширмой. Оформление этой зоны должно быть привлекательным для детей и доступным для рассмотрения. В то же время нужно приучать воспитанников к аккуратному и бережному отношению к оборудованию, так как оно может прийти в негодность.

Кроме непосредственно музыкальных инструментов, в этом уголке размещаются аудио- и видеосредства (слайды, диафильмы, аудиокассеты) и техническая аппаратура (магнитофон, телевизор, музыкальный центр). Здесь же находятся пособия для дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха. Можно положить альбом песен с иллюстрациями (изображения соответствуют тексту песни), разместить портреты известных композиторов. Так же, как и в других зонах, материал периодически меняется для сохранения детьми новизны восприятия.

В музыкальном уголке старшие дошкольники с удовольствием играют на инструментах и поют песенки

Зона речевого развития

Эта зона должна иметь подборку сюжетных и предметных иллюстраций для пересказов, дидактические игры на развитие звуковой культуры и грамматического строя речи, повышение словарного запаса, мнемотаблицы. Дидактический материал может быть как фабричного производства, так и подготовленный воспитателем. Для отработки правильного произношения приобретаются альбомы с артикуляционными упражнениями и скороговорками. Для индивидуальных занятий детей по артикуляции должны быть зеркала. В старшей группе в этой зоне располагается магнитная доска с азбукой.

Старшие дошкольники уже знают буквы и учатся писать слова на доске

Книжный уголок

Книжный уголок часто совмещается с зоной речевого развития. В нём одновременно размещают 10–12 книг, имеющих следующую тематику:

  • сказки,
  • стихи и рассказы на патриотическую тему,
  • рассказы о животных и растениях,
  • книги, изучаемые на занятиях,
  • юмористические книги,
  • книги, которые дети приносят из дома.

Книги должны иметь много иллюстраций, быть красочно оформленными, можно использовать книжки-игрушки. В среднем срок пребывания книги в уголке - 2 недели, но он может корректироваться в зависимости от интереса детей. Здесь же располагаются альбомы для рассматривания, детские журналы, портреты писателей. Можно организовать небольшую библиотеку из книжек-малышек. Для детей старшей группы можно оформлять выставки, рассказывающие о творчестве отдельного писателя, какого-то определённого жанра (сказка, юмористический рассказ, стихи) или даже одной книге.

Оформление книжного уголка в старшей группе должно быть ярким и привлекательным, чтобы стимулировать интерес дошкольников к чтению

Уголок патриотического воспитания может совмещаться с книжным уголком. Патриотическое воспитание в детском саду направлено на формирование любви к своей Родине, родному краю, семье. Пример оформления такого уголка представлен в статье Шаровой Е. В. «Патриотическое воспитание в ДОУ» .

Патриотический уголок знакомит детей с символикой нашей страны, родного города, села, народными промыслами

Математический уголок

В этом уголке располагается дидактический материал для формирования математических знаний и развития логики. Он может содержать:

  • коврограф «Ларчик» по Воскобовичу,
  • логические блоки Дьенеша,
  • наборы цветных счётных палочек Кюизенера,
  • кубики Никитина,
  • различные конструкторы и настольные игры для решения логических задач и счёта.

В настоящее время есть выбор рабочих тетрадей на печатной основе, много развивающих пособий для дошкольников. Можно использовать материалы, сделанные своими руками.

В уголке математики располагаются различные пособия и игры по развитию навыков счёта у дошкольников

Центр экспериментальной деятельности

В центре экспериментирования дошкольники проводят простые опыты, что развивает логическое мышление ребят и стимулирует познавательную активность.

Фотогалерея: оснащение центра экспериментирования

Оснащение центра экспериментирования должно быть разнообразным, но главное - безопасным Все опыты дошкольники проводят под строгим контролем педагога Подготовленные инструменты всегда должны быть чистыми В центре экспериментирования у дошкольников развиваются первичные естественно-научные представления

Зона конструирования

В этой зоне представлено большое количество разнообразных конструкторов. Дошкольники могут самостоятельно создавать различные постройки согласно своим схемам и идеям. Эту зону можно совместить с уголком для изучения правил дорожного движения, для оформления которой необходимы макеты домов и улиц, светофоры, знаки дорожного движения. Для сюжетно-ролевых игр по правилам ПДД удобно, если разметка пешеходного перехода есть на специальном коврике или покрытии пола.

Зону конструирования можно совместить с уголком изучения правил дорожного движения

Уголок природы

Организация этой зоны предназначена для экологического воспитания дошкольников. Такой уголок пробуждает интерес детей к живой природе и её обитателям. Ежедневное наблюдение за растениями и животными, участие в уходе за ними развивает чувство эмпатии детей к живым существам, создаёт более благоприятную атмосферу в группе и повышает психологический комфорт воспитанников. Какие растения и животные рекомендуется размещать в уголке живой природы и какие условия необходимо соблюдать, рассказывается в статье Володкович Галины «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» .

В экологическом уголке ребята учатся ухаживать за растениями, что воспитывает бережное отношение к природе

Зона организации трудовой деятельности

Дети старшей группы имеют трудовые обязанности. Они сами себя обслуживают: одевание, раздевание, готовят рабочее место для занятий, помогают в столовой, могут выполнять какие-то поручения воспитателя. Кроме этого, организуется дежурство в группе. Дежурство не только формирует навыки практической работы, но и воспитывает ответственность, умение работать в команде и приучает детей к самостоятельности. Можно организовать дежурство по столовой, по уходу за растениями и животными, по организации занятий. В уголке по организации трудовой деятельности должен размещаться экран дежурств, защитная одежда (фартуки, нарукавники, платочки), приспособления для выполнения обязанностей дежурного (ёмкости для полива растений, губки для уборки).

В уголке трудовой деятельности размещают экран дежурств, защитную одежду и приспособления для выполнения обязанностей дежурного

При изменении рабочей обстановки в группе старших дошкольников необходимо привлекать к участию в преобразовании среды. С помощью ширм или экранов дети по своему плану могут менять пространственную организацию помещения, выделяя ту зону, в которой будет проходить занятие.

Примеры оформления развивающей среды в старшей группе

Создание предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС, - важная часть организации образовательно-воспитательного процесса в детском учреждении. В качестве примера решения этой задачи представлено три видеоролика. Интересные идеи педагоги могут реализовать в своей деятельности.

Видео: развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО

Видео: предметно-развивающая среда в старшей группе

Видео: преобразование развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Созданию предметно-пространственной среды в детском саду уделяется большое внимание. И в этом нет ничего удивительного: и для педагогов, и для детей он становится вторым домом, ведь в нём они проводят много времени. Свой дом всегда хочется сделать красивым, уютным, удобным для всех, а для малышей организовать всё так, чтобы они были здоровыми, умными и воспитанными, любили своих близких, берегли природу.

валентина Писарева

Презентация на тему : «Представление предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) в первой младшей группе »

Маленький ребенок по своей природе – исследователь. На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего мира. Предметная деятельность становится ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребенка. В процессе познания ближайшего окружения внимание ребенка привлекают самые разнообразные предметы окружающего мира . Задача взрослого- помочь ребенку разобраться в интересном мире познания, создать условия для развития ребенка . Одним из таких условий может стать предметно- развивающая среда вокруг ребенка .

Предметно- развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие ребенка , создать эмоционально- положительную атмосферу в группе . Она помогает воспитателю проводить ООД, игры- занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием, организуется с помощью разделения на центры в соответствии с возрастом детей.

Хочу представить вашему вниманию организацию ППРС в нашей первой младшей группе . Предметно- развивающая среда начинается уже с раздевальной комнаты, где мы встречаем наших малышей.

Наша группа называется «Акварельки» , и яркие краски, которыми она оформлена, поднимают настроение. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики с именами детей, скамейки, «алгоритм» процесса одевания, также нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей и доска- экспозиция для поделок и рисунков детей, которые постоянно обновляются.

1 Игровой центр.


Начнем нашу презентацию с игрового центра, который обеспечивает социально- коммуникативное развитие детей , помогает формировать у них основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. В нашем игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта . Оснащение : куклы, кроватки, коляски, кухонный гарнитур, стиральная машина, посуда, муляжи продуктов. Сундучок с предметами - заместителями пользуется у детей огромным успехом и развивает у них воображение . Есть полки, где расположены экспонаты для сюжетно- ролевых игр : «Больница» , «Супермаркет» .


Наш игровой центр пользуется популярностью как у девочек, так и у мальчиков. Для девочек большой интерес представляет кухня , где можно приготовить вкусный обед, мини- парикмахерская, где можно попробовать сделать кукле или подружке модную прическу. «Супермаркет» и «Медицинский кабинет» привлекают как девочек, так и мальчиков. Еще больший интерес у мальчиков вызывает наш уголок «Безопасное движение» , находящийся за ширмой, с помощью которой поделен наш игровой центр.


Он оснащен необходимыми атрибутами к дорожным сюжетно- ролевым играм, играм – занятиям для закрепления ПДД. Это транспортные средства разных размеров , светофор, макет улицы, дидактические игры.

2 Природный центр.


Находясь в уголке природы, создается ощущение, что мы очутились на лесной поляне. кроме цветов уголок заселяют лесные звери : зайцы, ежи и др. имеется необходимое оборудование для ухода за комнатными растениями : палочки для рыхления, ведерки, совочки, пульвезаторы. В центре расположен уголок «Мода и погода» , где ребенок может познакомится с сезонными изменениями в природе и одеждой людей, необходимой для текущего времени года.


3 Экспериментально-исследовательский центр.


Рядом расположен экспериментально- исследовательский центр, с помощью которого можно проводить несложные опыты. Сюда входит песок, вода, соль, сахар, различные емкости для наливания и переливания, зеркальца для игр солнечным зайчиком. Для игр с водой имеются резиновые игрушки. Дети любят играть с водой, это вызывает у них положительные эмоции.

4 Краеведческий центр.


В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Для детей этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства не только к своей семье, детскому саду, но и к своему родному городу. Детям младшей группы трудно еще представить себе , что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. В этом состоит цель краеведческого центра. Демонстрационный материал : фотографии и магниты с достопримечательностями нашего города, изображение герба города, макет дома, фигурки членов семьи, фигурки домашних животных.


5 Сенсорный центр.


Процесс ознакомления ребенка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями раннего детства. Важным условием, способствующим сенсорному развитию является специально организованная среда , которая включает в себя : дидактический стол, пирамидки различной цветовой гаммы и формы, разные мозаики, игрушки шнуровки, дидактические игры.

6 Центр изодеятельности.


Для центра творчества отведено такое место, чтобы свет падал слева. Рисование для ребенка, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение, потому что изобразительная деятельность- неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. В оснащение центра входят простые и цветные карандаши, восковые мелки, краски и кисточки, трафареты, листочки бумаги. Здесь же располагается материал для нетрадиционного рисования : зубные щетки, ватные палочки, губки, шприцы, колпачки.

7 Учебный центр.


Учебному центру в группе отводится особое место, так как именно здесь проходит ООД, проводятся игры- занятия. Из оборудования сюда входят коврограф, наборное полотно, напольная магнитная доска, столы и стулья для детей. Мебель соответствует росту детей, столы с закругленными краями, следовательно, безопасны для детей. Наборное полотно и коврограф, прикрепленные к стене, оснащены специальными учебными светильниками, что дает дополнительное освещение этого центра. Возможно изменение рабочего пространства за счет разного расположения столов : соединение в один общий рабочий стол (для групповой деятельности ) или компоновка для четырех детей (для парной или индивидуальной деятельности) .

8 Книжный центр.


Прочитать сказку или рассмотреть любимую иллюстрацию в книге нам поможет книжный центр. Дети могут полюбоваться изображением огромной раскрытой книги со сказочными героями, созданной руками мамы одного из воспитанников. В центре расположены сказки и рассказы для малышей, книжки- малышки, предметные и сюжетные картинки , герои сказок и мультфильмов- игрушки, с которыми дети разыгрывают сценки, альбомы для рассматривания по темам : «Профессии» , «Времена года» . Дети с удовольствием листают любимые книги, а также с воспитателем могут «полечить» свою любимую книжку, если та «заболела» . Для этой цели в уголке находится «аптечка» - ножницы, клей, бумага, скотч.

9 Речевая игротека


Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего развития детей . Мы заботимся о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждаем и исправляем различные нарушения. Речевой центр размещается рядом с книжным, его оборудование побуждает детей к речи, общению. Сюда входят картинки по лексическим темам, которые постоянно обновляются согласно теме недели, игры по звуковой культуре, пальчиковые игры, словесно- дидактические игры, потешки, скороговорки. Неотъемлимый атрибут центра игрушка- вызывает интерес, побуждает к речевой активности.

10 Театральный центр


Этот центр- важный объект ППРС, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу , объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Воспитание происходит не от лица взрослого, пока еще неизвестного человека, а от кукол. В театральном центре располагается ширма, маски сказочных персонажей и несколько видов театров : кукольный, плоскостной, настольный. Все персонажи сделаны руками воспитателей.

11 Центр ряжения.


В данном центре можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей . На плечиках расположились нарядные вещи, докторские халаты, костюмы героев сказок, мамины туфли, сундучок с юбками и платками. Все вещи активно используются детьми для игр- драмматизациий.

12 Мини-музей «Зонты и шляпы»


Оснащение мини- музея как бы дополняет центр ряжения. Здесь находится коллекция зонтов, шляп, вееров для сюжетно- ролевых игр детей.

13 Конструкторский центр.


В нашем конструкторском центре кроме традиционного материала для строительных игр (большой пластмассовый конструктор, пирамидки, деревянные и мягкие кубики) есть и нестандартный- это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они мягкие, устойчивые, имеют различную форму) . Также здесь на полочках размещены машины- самосвалы, грузовики, легковые автомобили (в них дети могут легко катать мягкие игрушки или просто перевозить конструктор).

14 Музыкальный центр.


Центр оснащен музыкальными инструментами, такими, как : барабан, гитара, колокольчик, пианино, бубен и др. Народные игрушки : шумелки, деревянные ложки. Также в центре присутствует магнитофон, диски с детскими песнями, дидактические игры с музыкальным содержанием.

15 Спортивный центр.


Этот центр пользуется особой популярностью у детей, так как реализует их потребности в движении. Здесь есть резиновый массажный коврик, мячики разных размеров, гантели, кегли, скакалки- все то,что необходимо для проведения подвижных игр.

16 Центр уединения.


Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в центр уединения и релаксации. Это маленький домик, внутри которого есть одеяла и подушки, на которых можно полежать и отдохнуть или тихо поиграть с мягкой игрушкой.