Платье-хамелеон – оптическая иллюзия или неправильно откалиброванный экран? Бело-золотое или сине-черное? Мировой Интернет поругался из-за цвета платья Почему видим по разному.

  • 19.11.2023

сайт - В конце прошлой недели в интернете появилось фото, которое разделило мир на два лагеря. Как вы уже догадались речь о волшебном платье. В глазах одних людей оно черно-синее, в других бело-золотистое.. Редакция собрала факты, о которых рассказали ученые.

25 февраля девушка под ником Swiked опубликовала на Tumblr фотографию платья и задала своим друзьям простой вопрос о том, какого оно цвета. Спустя считанные часы миллионы людей разделились на два лагеря: одни утверждали, что наряд сине-черный, а другие - что бело-золотистый. Но даже после того, как автор фото подтвердила, что оно действительно синее с черными полосками, дебаты в сети не прекратились и продолжаются до сих пор. В спор вступили даже ученые. Они решили, наконец, объяснить, какого же цвета платье на самом деле. Так нейробиолог из Университета штата Вашингтон Джейн Найтц говорит, что человеческие глаза и мозг эволюционировали, чтобы различать цвета в мире, освещаемом солнцем. Свет входит в глаз через хрусталик — волны разной длины сообщают о разных цветах. Свет попадает на сетчатку в задней части глаза, где пигменты активизируют нейронные связи в зрительной коре, части мозга, которая переводит сигналы в изображения. Эту теорию выдвигает популярный американский сайт.

«Мозг выясняет, свет какого цвета отражается от объекта, который видят глаза, и отделяет этот цвет от цвета, который считает «реальным». «Таким образом, люди не учитывают синий цвет, и тогда видят белый и золотой»- добавил другой невролог из колледжа Уэлсли Бевил Конвей.
К примеру, даже то, на что человек посмотрел перед тем, как взглянуть на платье, может оказать прямое влияние на то, какие цвета он увидит. Также значение имеет уровень освещения в комнате, в которой находится человек.

Для распознавания цвета очень важно освещение , которое является комбинацией того, сколько света падает на предмет и сколько света от него отражается. В случае с платьем некоторые люди воспринимают изображение сине-черным, так как их глазу кажется, что освещение достаточно сильное, и отраженного света мало, другие воспринимают больше отраженного цвета, поэтому видят платье бело-золотым.
После того, как эта тема стала столь популярной в интернете, Кейтлин Макнил, опубликовавшая фото, рассказала, что на самом деле платье сине-черное.

«Помимо плохого качества снимка, спор объясняется еще и тем, как мы воспринимаем свет. Наш мозг обрабатывает световые волны разной длины, каждая из которых соответствует отдельному цвету. Как объяснил Wired Бевил Конуэй, ученый, занимающийся исследованием цвета и зрения, дневной свет влияет на то, как мы воспринимаем цвета предметов, и изменяет их. Поэтому при взгляде на платье наш мозг делает поправку на дневной свет и «отсекает» один из подтонов — синеватый или желтоватый. Из-за индивидуальности восприятия одним кажется, что платье бело-золотое, а другим — что оно сине-черное. Кроме того, подобный эффект может объясняться еще и оптической иллюзией: на то, как мы воспринимаем цвет предмета, влияют фон, на котором он расположен, и освещение. Снимок мог быть сделан при голубоватом свете, в котором многим может казаться, что оно белое».

Самый развернутый ответ дал профессор из Вашингтона Джей Нейтз : «Платье видится сине- черным или бело-золотым в зависимости от того, имеет ли ваш глаз больше «палочек» или «колбочек», а также условий освещенности в помещении. (Это стало возможным благодаря различным цветам, которые смешиваются вокруг вас.) Разные люди имеют разные остатки «палочек» и «колбочек» - в первую очередь страдают те, у кого дальтонизм.
Но «стержни» также очень чувствительны к свету. Палочки обнаруживают цвет с помощью пигмента под названием родопсин, который очень чувствителен к низкой освещенности, но высвечивается и уничтожается при более высоких уровнях освещенности. И должно пройти около 45 минут, чтобы перестроиться (ну как вашим глазам потребуется время, чтобы адаптироваться к ночи, другими словами). В принципе, если вы посмотрите на платье в условиях яркого освещения и увидите один цвет, то, если уйти на полчаса в темную комнату и вернуться, платье вполне возможно изменит цвет.
Также разный цвет платья у разных людей связан с индивидуальными различиями в восприятии цвета. Если вы когда-либо пробовали работать с фотографией, вы, вероятно, сталкивались с балансом белого - камера пытается выравнить его в неподходящих условиях освещения. Ваш мозг делает свой собственный баланс белого, что автоматически означает, что вы, либо не обращая внимания на синий оттенок, видите бело-золотое изображение, или, игнорируя желтый оттенок, видите сине -черную фотографию.


Офтальмологи говорят, что разное восприятие цвета платья не значит, что у вас проблемы с глазами или с психикой . У каждого человека есть индивидуальные особенности зрения. Мозг обрабатывает световые волны, попадающие на сетчатку уникальным образом, поэтому кто-то видит одни цвета, кто-то другие.
Есть научное объяснение тому, почему люди видят разные цвета на одной картинке. Это оптическая иллюзия. Объекты отражают свет на разных волнах или в разных цветах и человеческий мозг определяет цвет по отраженному свету. Предметы вокруг также могут отражать цвет и влиять на восприятие. На этом фото много других цветов вокруг и они смешиваются, и мозг не может сразу определить цвет платья. Итак, люди, которым окружающий свет кажется темным, видят белый вместо синего. Это зависит от процесса восприятия мозгом. Профессор вашингтонского Университета Джей Нейтз говорит, что изучает разницу цветов 30 лет и этот случай - один из наиболее явных различий, которые он когда-либо видел. Ему, кстати, платье показалось белым.

Сегодня чуть ли не весь мир задается вопросом: какого же цвета это платье? Часть видит его бело-золотым, а часть черно-синим. И нет, это никакая не фишка на сайтах, это одна и та же фотка (мой коллега и я посмотрели на монитор и увидели разные цвета).

Попробуем объяснить, почему же мы все видим платье разного цвета.

Нет, это не связано с какими-то клетками в ваших глазах.

Речь идет о том, как ваш мозг интерпретирует свет, проникающий в глаза.

"Мы всегда принимаем решение о количестве света, которое проникает в сетчатку наших глаз. Этот свет, называемый яркостью, всегда является сочетанием того, как много света попадает на объект и как свет отражается на поверхности объекта", - говорит профессор психологии Кедар Ринер .


В случае с платьем некоторые люди считают, что на платье попадает большое количество света и поэтому оно видится им черно-синим (если и не в таких резких тонах, то значительно темным). А другие люди, решив, что на платье попадает немного света, видят его бело-золотым, сообщает Day.Az со ссылкой на BuzzFeed .

Такой же трюк происходит в случае со знаменитой иллюзией тени Адельсона с шахматной доской.


Проверим. Смотрите, на рисунок ниже, квадрат А точно такого же цвета, как и квадрат
B , но выглядят они совершенно разными.

Хорошо, но почему же мозг разных людей интерпретирует свет по-разному?

Наше видение во многом зависит от так называемой обработки "сверху-вниз" - последовательный переход от общего восприятия (распознавания) целого к выделению в восприятии отдельных его деталей. Обработка "сверху-вниз" начинается от нашего мозга и "течет" вниз, идет фильтрация информации через наш опыт и ожидания. Поэтому мы все видим платье разного цвета.

Также, на восприятие может влиять то, на что вы смотрели до того, как взглянули на платье.

Еще одно предположение: поскольку люди активны в дневное время, они чаще всего воспринимают дневной свет. Он может варьироваться от розовато-красного до сине-белого и красноватого. "Это будет происходить, если зрительная система видит предмет и пытается игнорировать хроматическое смещение дневного света, - говорит Бевил Конвей, невролог Колледжа Уэлсли. - Таким образом, люди будут игнорировать либо синеватый и видеть бело-золотое платье, либо желтоватый и видеть черно-синее платье". Вероятно, он имеет в виду текущее освещение вокруг человека.

Которое одним казалось бело-золотым, а другим - сине-черным, как в соцсетях начался новый спор. Британка Николь Култхард выложила в Facebook фотографию кроссовок Vans и рассказала , что они с подругой по-разному видят цвет обуви: у одной кроссовки были серые с бирюзовыми шнурками, а у другой - розовые с белыми.

В редакции The Village десять человек отдали голоса за серый цвет, и только трое увидели розовый. У некоторых к концу дня цвет обуви изменился. На самом деле кроссовки оказались розовыми.

Чтобы прекратить споры, мы поговорили с офтальмологом, психологом и художником и разобрались, почему люди видят цвета по-разному и что на это влияет.

Светлана Снытко

гендиректор Центра терапевтической офтальмологии, офтальмолог

Причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения. Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина. Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный - после травмы или невритов.

Полихроматические таблицы Рабкина используют для выявления дальтонизма. По степени цветовосприятия различают: трихромантов (норма), протоанопов (люди с нарушением восприятия в красном спектре) и дейтеранопов (людей с нарушением цветовосприятия зеленого цвета).

Сергей Ключников

психолог, директор центра практической психологии

На восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения. К физиологическим причинам относятся дефект зрения, например дальтонизм, а также ситуативное настроение. В мрачном расположении духа человек реагирует на темные оттенки, а при позитивном настроении картинка для него становится солнечной и более чистой.

Также играет роль изощренность в определении цветов. Этот аспект может быть связан с природными условиями или специальной подготовкой. Северные народы, которые живут на Чукотке или Аляске, различают намного больше цветов снега, так как от этого зависит успешность охоты и выживание. Роль играет и профессиональное образование: у художников палитра восприятия острее.

Обычному человеку достаточно увидеть примерно, и он уже делает вывод о картинке. Из-за визуальной культуры, которая сейчас обрушилась на нас, массива цветовой информации люди перестают узнавать оттенки, они определяют их скорее по форме. Цвет перестал быть индикатором в наших условиях.

Михаил Левин

художник, куратор программ Pre-foundation Art & Design и «Современное искусство» в Британской высшей школе дизайна

С точки зрения эмоционального восприятия цвета на него влияют и культурный бэкграунд, и социальное положение, и воспитанность видения цвета. Людей, связанных с творческой деятельностью, отличает насмотренность цветов. Когда человек постоянно соприкасается с этим, то он чутче и глубже видит цвет, сильнее расставляет акценты.

Чтобы цвет воспринимался спокойнее или, наоборот, вызывал эмоциональный всплеск, создается определенная гармония цветов. И эта комбинация как раз может влиять на восприятие. Один и тот же красный может восприниматься по-разному в зависимости от цвета вокруг него. Есть научные труды Джозефа Альберта об инструментах влияния на восприятие цветов.

Восприятие различается и от условий, места. Потому и художники всегда работают при дневном свете - в естественной среде цвета воспринимаются лучше.

Эти эксперименты с платьем, кроссовками похожи на некий иллюзорный трюк. Я думаю, так получается, потому что изображение показано на цифровом носителе. Человеческий глаз по-разному реагирует на картинку на экране. Есть настройки, которыми можно настроить цветопередачу. Кому-то больше подходит, когда цвет более насыщенный, а кому-то высокий контраст начинает резать глаз.

Опять же, о культурном восприятии: можно провести параллель с . Для человека, воспитанного в японской культуре, типично буйство цвета, а для европейца - нет. Многие мои студенты жалуются на эту выставку как на болезненный опыт: у некоторых даже начинает болеть голова. Просто мы не привыкли воспринимать такую интенсивность красок.

Человеческие глаза и мозг эволюционировали, чтобы различать цвета в мире, освещаемом солнцем. Свет входит в глаз через хрусталик — волны разной длины сообщают о разных цветах. Свет попадает на сетчатку в задней части глаза, где пигменты активизируют нейронные связи в зрительной коре, части мозга, которая переводит сигналы в изображения.

Мозг выясняет, свет какого цвета отражается от объекта, который видят глаза, и отделяет этот цвет от цвета, который считает «реальным». «Предполагается, что наша зрительная система выбрасывает информацию об освещении и извлекает информацию о цвете, который отражается в действительности», — сказала Найтц. «Но я изучала индивидуальные различия в цветовом восприятии на протяжение 30 лет, и эти различия в восприятии цвета платья — самые заметные из тех, что я когда-либо встречала», — добавила нейробиолог (сама Найтц видит белый с золотым цвета на фотографии).

Обычно система цветовосприятия работает без сбоев. Человечество эволюционировало, чтобы видеть в дневном свете, однако свет может менять цвета. Цвет солнечного света меняется от розовато-красного на рассвете и сине-белого в полдень до красного в сумерках. «Ваша зрительная система обращает внимание на эти цветовые изменения и пытается не учитывать некоторые смещения цвета за день», — сказал невролог колледжа Уэлсли Бевил Конвей. «Таким образом, люди либо не воспринимают синий цвет, и тогда видят белый и золотой, или, наоборот, золотой — и тогда смотрят на синее с черным платье», —заключил ученый (он видит на фотографии синий и оранжевый).

Иначе говоря, объясняет TJournal, в случае с фотографией люди принимают свет на фоне за солнечный и делают вывод, что платье находится в тени, а значит, его светлые участки должны становиться голубоватыми. Так, не существует чисто белого цвета, однако наш мозг додумывает за нас белизну снега или платья.

Другие не учитывают свет на фоне и видят синее платье. Золотые фрагменты они называют черными, поскольку помнят, что если посмотреть на предмет черного цвета на ярком солнце, то можно увидеть золотой. Кроме того, вероятно, что часть видящих синий людей заранее знали о настоящем цвете платья, и из-за этого мозг давал верный ответ. Если взять пробу цветов с платья в Photoshop, то обнаруживается, что цвета платья — голубоватый и зеленовато-коричневый.

Swiked опубликовала фотографию платья 25 февраля с вопросом, какого оно цвета. По ее словам, она поспорила об этом с друзьями. Она добавила, что в действительности платье синее. Пользователи интернета быстро начали спорить на эту тему, а хэштег #thedress возглавил топ трендов твиттера в США. К обсуждению присоединились Ким Кардашьян (белый и золотой), певец Канье Вест (синий и черный), певица Тейлор Свифт (синий с черным) и Дэвид Духовны (зеленовато-голубое). Аккаунт приставки Sony Play Station в Австралии также успел пошутить на эту тему: «Представляем новый бело-золотой контролер Dualshok 4». Производитель платья уже заявил, что пока продается только синий вариант, но скоро в продаже появится и белый с золотым.

Вопрос, волнующий ученых и философов: действительно ли мы видим мир по-разному? К примеру, совпадает ли у двух здоровых людей восприятие цвета, или красный будет неодинаково красным для каждого, и синий будет иметь разную насыщенность для разных зрителей? Международная группа исследователей изучила особенности цветовосприятия людей из разных стран.

Международная группа исследователей изучила особенности цветовосприятия людей из разных стран. Оказывается, независимо от происхождения и культурных особенностей мы видим цвета примерно одинаковыми. Более того, названия цветов в человеческих языках появлялись в соответствии с их интенсивностью — то есть с тем, в каком порядке их воспринимают зрительные рецепторы.

Эксперимент, проведенный итальянскими и индийскими исследователями, напоминал игру в "угадайку". Два добровольца общались виртуально. Одному из них показывали несколько предметов одного цвета, и он должен был объяснить второму, какой оттенок видит — разумеется, не называя его. Для описания цвета участник эксперимента выбирал какое-нибудь слово-заменитель. По свидетельству ученых, несмотря на культурные различия, второй участник в большинстве случаев быстро догадывался, какой цвет имеется в виду. Эксперимент длился до тех пор, пока оба участника не приходили к "консенсусу" по поводу названия конкретного цвета.

Ученым также удалось установить, какие цвета добровольцам было легче всего описывать. На первом месте стоял, как можно догадаться, красный. Далее шли пурпурно-красный, фиолетовый, зелено-желтый, синий, оранжевый и голубой. Любопытно, что эта последовательность примерно соответствует тому, в каком порядке появлялись названия цветов в той или иной культуре и, соответственно, языке. Наиболее "древними" цветами, обозначения которых появлялись в человеческой речи, считаются белый, черный и красный.

"К примеру, если в популяции существовало общепринятое обозначение красного цвета, то наверняка имелось обозначение и для белого, и для черного", — рассказывает Франческа Триа, физиолог из Турина (Италия) и соавтор исследования. Если в языке уже было название для зеленого, то слово для красного в нем точно существовало, добавляет она.

В развитии человека момент, когда ребенок начинает воспринимать цвета, является важнейшим этапом формирования психики. Детские психологи и физиологи считают, что цвет — один из первых признаков, по которым ребенок узнает те или иные предметы. Маленьких детей обычно тянет к ярким краскам. Вначале они оперируют весьма ограниченной палитрой, которая расширяется по мере взросления. Цветовые пристрастия детей с возрастом меняются. До десяти лет большинство из них называют любимым цветом красный (или розовый) и желтый.

После десяти многие начинают предпочитать синий или зеленый. При нормальном развитии к четырем-пяти годам дети уже умеют различать и называть цвета, но лишь к пяти-шести годам у них формируется восприятие цвета как неизменного признака. Любопытно, что при этом до восьми-десяти лет у них сохраняется склонность рисовать предметы в тех цветах, которые им нравятся, независимо от реального оттенка изображенных объектов (разноцветные стебли цветов, розовое небо, синее солнце и т.п.).

Основной "цветовой ряд" (порядок появления названий цветов), замеченный в культурологических и лингвистических исследованиях, остается неизменным. Видимо, все дело в том, что он совпадает с физиологической чувствительностью человеческого глаза: наши рецепторы лучше видят красный, чем синий. А в процессе формирования языка человек в первую очередь давал названия жизненно важным явлениям. Поскольку красный — цвет крови и огня, неудивительно, что слово для него появилось раньше, чем для других.

Правда, некоторые межкультурные отличия все-таки имеются. К примеру, в языках "примитивных" сельскохозяйственных народов есть множество слов для обозначения оттенков зеленого — из-за необходимости контролировать рост и созревание растений и оценивать размер будущего урожая. Понятие о "базовых" цветах в разных культурах тоже было различным.

На Древнем Востоке их насчитывалось пять, в средневековой Европе — только три (сначала — красный, желтый и синий, позже — красный, зеленый и синий). Художники основными цветами признают красный, синий и желтый, а остальные считают продуктами их смешения. Ахроматические цвета (белый и черный) считают аналогами абсолютной освещенности (белый — не разделенный по спектру солнечный свет) и абсолютной темноты (черный).

Значение белого и черного цвета в культуре вообще различаются больше всего — видимо, потому, что в чистом виде эти цвета сложно найти в природе. У разных народов они имели скорее символическое значение. В европейской культуре черный символизировал негативные стороны жизни: это цвет траура, цвет темных сил, черной магии. Черную кошку (реже — собаку, но тоже непременно черную) в средние века считали атрибутом ведьмы.

В восточных культурах черный цвет получил совершенно иное значение. В Японии это символ благородства, возраста и опыта, недаром знак высшего мастерства в восточных единоборствах — черный пояс. В тюркской истории и топонимике "черный" (кара) означало также "большой", "великий": Империя Караханидов — "великие ханы", Кара-Кумы — "большие пески", то есть "Великая пустыня".