Поступаем правильно. Можно и нужно ли наказывать ребенка физически? Стоит ли наказывать ребенка

  • 10.10.2019

В непростом деле воспитания ребенка рано или поздно встает вопрос о выборе методов наказания, которые родители применяют в случае детского непослушания. Не секрет, что малыши частенько своими проказами раздражают взрослых, хотя те в душе понимают, что через разрисованные обои, разбитые чашки и грязную одежду проходят все маленькие дети.

Давайте разберемся, нужно ли наказывать ребенка за случайный проступок, а какое поведение вообще стоит игнорировать?

Прежде всего, давайте разберемся, что же такое наказание? Это мера дисциплинарного воздействия на ребенка, который совершил какой-либо проступок. Иными словами, наказывая малыша, родители хотят добиться от него понимания недопустимости тех или иных действий.

Однако сначала необходимо определить, является ли детское поведение преднамеренным проступком и нужно ли за это наказывать.

Случайные или преднамеренные проступки?

Чаще всего дети ведут себя плохо (с родительской точки зрения) без злого умысла. Например, если двухлетний кроха снова и снова лезет в лужи, игнорируя ваши увещевания, он не хочет вам досадить. В этом случае срабатывает инстинкт маленького исследователя. Малышу интересно узнать глубину «водоема», понять, откуда в нем берется вода.

В подобных ситуациях уместнее переключить детское внимание, занять ребенка более приятной исследовательской деятельностью или же позволить побегать по лужам и увести домой просушиться.

Но если пятилетний дошкольник намеренно бросает камни в лужу, чтобы забрызгать прохожих, – это уже довольно серьезный проступок. И все равно, прежде чем наказать ребенка, следует ему объяснить, почему так поступать нельзя.

За что нельзя наказывать?

Психологи советуют мамам и папам выстроить своеобразную градацию детских провинностей, а, значит, и наказаний.

Лишь после этого вы поймете, за что детей не следует ни в коем случае наказывать, а когда нужно наказывать обязательно.

Безусловно, мы сейчас не говорим о физических мерах воздействия, так как они чаще всего неоправданны, однако определенные ограничения все-таки должны быть, поскольку организуют детскую жизнь.

К примеру, можно вывести малыша из игры за то, что он царапает и кусает других деток, лишить привилегии из-за обмана или воровства. Однако нельзя наказывать малышей:

  • за стремление познавать окружающий мир – разборка предметов на запчасти, проба на вкус, изучение своего тела, отклеивание склеенных частей;
  • за физиологические и возрастные особенности: гиперактивность, непоседливость, невнимательность, плохое произношение букв, нежелание читать книги, сложности с засыпанием, кормление или привыканием к горшку;
  • за проявление естественных в его возрасте чувств: ревность к младшей сестре или братику, зависть к игрушкам приятеля, гнев из-за неудовлетворения его потребностей;
  • за инстинктивное поведение, когда малыш боится темноты, опасается оставаться один в пустой квартире, пугается врача в белом халате, не желает расставаться с любимой мамой;
  • за желание помочь, когда кроха наносит определенный ущерб маме с папой (к примеру, разбивает кружку), но потом выясняется, что он так поступил, руководствуясь самыми лучшими мотивами – хотел налить родителям чай;
  • за обычную неосторожность – маленький непоседа испачкался во время прогулки, случайно пролил на себя или на ковер сок из бутылочки или кружки.

Таким образом, не стоит наказывать ребенка, если он исходил из добрых побуждений. Наоборот, его нужно поддержать, даже если за положительным поступком последовала какая-либо неприятность.

В этом случае малышу можно посочувствовать, а вместо дисциплинарных мер подсказать, как следует исправить досадную ошибку.

О чем следует помнить перед наказанием?

Ваш малыш опять шалит? Постарайтесь сделать глубокий вдох и переждать несколько секунд, перед тем как отреагировать на детскую проказу. Какую фразу вы произнесете – добрую или злую?

К сожалению, произнесенные слова взять обратно у вас уже не получится. О чем еще следует помнить взрослым?

  1. Детское непослушание не является личным выпадом в вашу сторону. Прежде чем наказать непослушного малыша, который разукрасил обои, поймите, что он не хотел этим поступком навредить любимой маме.
  2. Попробуйте сделать небольшой перерыв, когда вы чувствуете, что сейчас сорвете злость на своем провинившемся чаде. Вы можете выйти из комнаты, пролистать журнал, позвонить подруге, то есть сделать что-либо, что вас немного успокоит.
  3. Не требуйте невозможного от детей. Не следует ждать, что трехлетний карапуз станет вести себя столь же разумно, как семилетний ребенок. И наверняка первоклассник не сможет так же соответствовать вашим требованиям, как 14-летний подросток. Обязательно помните о возрастных нормах, тогда вам не придется расстраиваться по пустякам.
  4. Помните знаменитого проказника Эмиля из Леннеберги? Возможно, вам стоит порадоваться, что в вашей семье растет более послушный малыш. А еще лучше – научитесь смеяться над происходящим, в этом случае случайные детские проступки не будут казаться настоящей трагедией.
  5. Есть шуточное мнение, что седые волосы родителей – это проступки их детей. Поэтому постарайтесь вспомнить себя в детстве или попросите собственную маму или папу напомнить, какими были вы в возрасте своего чада. Возможно, проказы крохи померкнут перед вашими прежними проделками. А значит, разбитая тарелка уже не станет казаться столь сильным прегрешением.
  6. В любой ситуации руководствуйтесь любовью. Безусловно, довольно сложно любить маленького непоседу, который нарисовал сердечко фломастером на новом автомобиле или случайно разбил дорогую хрустальную вазу. Но именно в этот непростой момент крохе необходима ваша любовь и понимание.

Начнем с того, вообще стоит ли наказывать ребенка? Мой ответ – да. Здесь самый главный вопрос как? Очевидно, что когда речь заходит о наказании, у многих представляется ужасная картина «взрослый – ремень – ребенок» или стоящее плачущее маленькое существо в углу…

Давным-давно, когда у меня не было детей, но я о них мечтала, то жизнь с ними представлялась мне неким приятным содружеством, где все всё понимают только от того, что они счастливы самим существованием друг друга. К сожалению, а может быть и к счастью это не так. Не так все просто, и о-о-о-о-очень ответственно, правда?

Сначала мысли о раздражении, непонимании поведения ребенка, я пыталась отбросить, вследствие чего они просто накапливались, и выливались потом придирками, брюзжанием, ворчанием. И как-то само собой началось, то прикрикну, то пришлепну…

В конце концов, в отношениях «взрослый – ребенок», взрослый присутствует не как мифический персонаж, он живой человек, он устает, он хочет побыть один, не всегда, но хочет, не так ли? Этой мысли нельзя пугаться, и считать себя плохим родителем, это нормально и даже правильно, если хотите. Только на взаимном уважении мы можем построить добрые отношения с детьми. Ребенок учиться общаться с людьми так, как общаются его родители с ним и с окружающими, соответственно, уважать их он научается, когда видит, как уважают его. Поэтому, если мы отходим в сторону, когда малыш в состоянии «я сам!» полчаса надевает колготы, или рисует каляки-маляки, когда уже может изобразить круг, то и ему можно, нужно, полезно и приятно будет, почувствовав, себя взрослым, оставить нас наедине с собой и поиграть самостоятельно.

А если ему позволительно и обосновано выражать свое «фи» визжанием, топтанием, демонстрацией языка (этим наш младший сын приводит меня в восторг и возмущение одновременно), то и мы, думается, в праве выразить свое обоснованное, логичное недовольство поведением малыша путем наказания.

Самым страшным, кстати, для ребенка наказанием является временное отлучение его от общения со взрослым. Одна монахиня вспоминала, как наказывал ее отец: он садился напротив и со словами «ну и как мы дальше будем?» молча смотрел в ее глаза. Маленькая девочка так его любила, и ей казалось, что он может вдруг расстроится и исчезнуть, что она после этого долго старалась быть послушной. Отец при этом был серьезен, но скорее, мягок, чем суров.

Самым лучшим, как мне кажется, наказанием будет лишение его чего-то приятного и привычного, например, совместного чтения, игры, просмотра мультфильма, конфет и т.д.

Золотые правила наказания:

    Не наказывать за одно и то же несколько раз.

    Наказывать только тогда, когда иначе нельзя (таких случаев на самом деле гораздо меньше, чем кажется).

    Наказывать сразу за все, а не за каждый проступок в отдельности.

    Наказывать спокойно, не кричать (лицо не должно быть искареженным в гримасе, дети пугаются лица и не понимают сути), обязательно объяснив, почему приходиться это делать.

    Наказывать по любви, а не по злобе. (Нам приходиться пить горькие травы, но после этого мы выздоравливаем).

    Не злоупотреблять отлучением от общения со взрослым, если приходится прибегать к этому методу.

Про наказания телесные, я умолчу, надеюсь, что нам всем крайне редко приходится это делать и хорошо бы, чтобы совсем не пришлось вообще.

В заключении скажу, что мои дети знают слово «наказание». И мой вектор в отношении с ними направлен на взаимное уважение, дружбу, и еще на почитание родителей и бабушек-дедушек.

Posted in Каждый родитель считает, что его ребенок самый лучший. Но это чадо, так нами горячо любимое порой доставляет проблемы своим поведением, поступками. Воспитать ребенка только добротой и лаской невозможно. Его можно избаловать, сделать капризным, эгоистичным.
Поэтому рано или поздно любые родители сталкиваются с необходимостью наказания своего ребенка.
Как сделать это правильно? Попробуем в этом вопросе разобраться.
Прежде чем наказать сына или дочь, надо выяснить, в чем причина такого их поведения. Иногда ребенок своим баловством, шумом, а то и просто беготней по квартире старается привлечь ваше внимание, которого ему не хватает. Как быть в этой ситуации? Если вы начнете его ругать, кричать, то ситуация не улучшится, постарайтесь просто на эти шалости не обращать внимания. Ребенок поймет, что зрителей нет и «концерт» закончится.
Помните, что ребенок - это ваше зеркало. Ведь с первых дней его воспитывали вы, в нем ваши гены, да и просто дети нас копируют. Проанализируйте ситуацию, постарайтесь найти причину поведения или поступков ребенка, которые вам не нравятся. Допустим, у вас ребенок-спорщик (может прабабушка такая была), попробуйте в споре именно за ребенком оставить последнее слово, конфликтов в семье сразу уменьшится. Конечно, это сложно, но возможно. Воспитание ребенка порой начинается с воспитания нас самих.
Обычно в семье применяет наказание кто-то один из родителей. Обычно папа строгий, а у мамы чадо старается найти утешение и поддержку. Это вроде бы и не плохо, формируется гибкость характера, ребенок учится находить выход из щекотливых положений, но если папа запретил, а мама разрешила, ребенок постепенно потеряет уважение к отцу. Родители должны быть солидарны в вопросах наказания. Тем более нельзя разрешить сегодня то, что вчера вы делать запретили.
Наказание должно быть своевременным, а не спустя 2-3 часа, а тем более сутки. Если наказание «опоздало» ребенок просто может не понять, за что к нему проявлена такая немилость.
Наказывая, критикуйте и оценивайте поступок, а не ребенка как личность. Ваши сын или дочь должны быть уверены, что плох только поступок, а родители по-прежнему его любят. Следите за своей речью. Не навешивайте ярлыков своему сыну или дочери. Если вы ему будете с детства внушать, что он «болван», то он им и вырастет. Такие ярлыки снижают самооценку, ребенок вырастет неуверенным в себе, замкнутым, а причина этих комплексов, оказывается, заложена в детстве с помощью таких «афоризмов». Не скупитесь на похвалу. Умейте вовремя сказать доброе слово, оценить пусть даже незначительные достижения ребенка. Ведь если вы скажите: «Умница ты мой (моя)!», то умница у вас и вырастет.
Ребенок должен знать, что родители его очень любят, он дорог им. Чаще говорите им об этом, обнимайте сына или дочку и не только, когда они маленькие (даже будучи взрослыми, они для нас остаются детьми).
Никогда не говорите ребенку: «Будешь баловаться, я тебя отдам…». Ведь эту фразу маленький человечек может принять за чистую монету. Представьте его эмоции! Оказывается, он не нужен своим родителям! К чему могут привести такие переживания?
Бывает такая ситуация, что вы ни за что нашумели на малыша (просто попал под горячую руку), в этой ситуации всегда попросите прощения и объясните, почему так получилось.
Когда ребенок начинает ходить в детский сад, а потом школу в его поведении уже можно заметить подражание сверстникам. Ребенок начинает жить в обществе, впитывая в себя как хорошее, так и негативное. Первая сигарета, первое грубое слово – это все может быть подсмотрено у своих сверстников. Мы не в силах оградить ребенка от общества, ему в нем жить. Но на негативные поступки нельзя реагировать наказанием или криком, а то и запретом. Помните, что запретный плод всегда сладок. Если вы заметили, что ребенок нахватался дурных манер, просто поговорите с ним, дайте оценку поведению, укажите на последствия этих поступков. Спокойный разговор, лучше всякого наказания.
Многие родители считают, что от плохих поступков ребенка спасет страх перед наказанием. Это заблуждение. Он может просто научиться хитрить, а то и скрывать свои проступки. Ведь может сложиться такая ситуация, что какие – то свои поступки от родителей ребенок научиться скрывать длительное время? А спустя время исправить их сложно или невозможно? Подумайте, нужен ли страх перед наказанием?! Кроме того из-за боязни наказания ребенок может вырасти скованным, запуганным.
Какие бывают наказания? Да самые разные: запрет просмотра телевизора, компьютера, ограничение сладостей, походов к друзьям, отказ в подарке, изоляция в комнате (но не в ванной и туалете), если ребенок уже не мал, то стоит дать "наряд" на кухню, дополнительное задание по учебному предмету.
Не применяйте никогда физических наказаний. В результате у вас вырастет озлобленная, жестокая личность. Человек лучше реагирует на добро, а наказание, тем более физическое вызовет агрессию или научит действовать исподтишка. Угол, да еще и темный, это тоже не метод воспитания.
Стремитесь к взаимопониманию, а не читайте постоянно нотации, дайте понять ребенку, что его мнение для вас важно. Учитесь обсуждать (ребенок не только слушает, но и участвует в разговоре) вместе с ребенком, как его поступки, так и свои. Старайтесь, чтобы ваши отношения были доверительными.
Если вы все же решили наказать свое чадо, то прислушайтесь к таким советам:
1. Не рубите с плеча, сгоряча. Подумайте, взвесьте, оцените ситуацию. Соблюдайте самообладание. Ведь вы наказываете не для того, чтобы посчитаться с ребенком, а для того чтобы остановить его, когда он сам с этим справиться не может.
2. Прежде чем наказать объясните, что ребенок сделал не так. Постарайтесь, чтобы он понял, что наказание справедливо.
3. Дайте понять сыну или дочери, что наказание огорчает не только его, но и вас тоже, может быть даже больше чем его.
4. Никогда не критикуйте и не наказывайте ребенка в присутствии других людей, тем более детей.
5. Будьте ребенку другом, но научите его почитать (уважать) родителей. К сожалению, эта древняя заповедь стала забываться.
6. В наказании «не перегибайте палку». Не бойтесь сделать шаг к примирению первым.
7. Прежде, чем на что-то наложить запрет, подумайте, а так ли это важно, может стоит найти компромисс.
8. Наказание должно соответствовать возрасту ребенка.
9. Самый главный инструмент в воспитании, это ваша любовь к детям.

Афоризмы о воспитании:
Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство. В. А. Сухомлинский

Без криков и наказаний. Давайте попробуем разобраться, почему это не всегда у нас получается, и узнаем, что нужно сделать для того, чтобы в нашем доме царила мирная и спокойная обстановка.

По мнению психологов, зачастую родителям не удается ничего добиться словами, потому что они используют неправильную методику воспитания. Также специалисты отмечают, что большую роль в этом вопросе играет и темперамент малыша. Конечно, в воспитании ребенка советов, которые бы одинаково подходили каждой отдельной семье, быть не может. Однако основные правила, соблюдая которые можно построить правильные взаимоотношения, следует знать.

Кризисы возраста у детей

Иногда родители неправильно определяют причины своих детей. Мамы и папы думают, что они поступают не так, как следует, вопреки запретам и назло. Оказывается, что причиной капризов и истерик во многих случаях является кризис возраста, который знаменует основные этапы взросления ребенка.

Этапы взросления несовершеннолетних детей:

  1. С двух до четырех лет. Это тот возраст, когда ребенок впервые начинает проявлять свой характер. Ему хочется быть более самостоятельным, чем это позволяют родители. Избежать криков и наказаний в этом возрасте достаточно просто.
  2. Семь лет. В этом возрасте дети во многих вопросах становятся независимыми от своих мам и пап. Сложность состоит в том, что у ребенка в семь лет могут появляться авторитеты помимо родителей.
  3. Подростковый возраст. Этот период психологи считают одним из самых сложных в жизни каждого человека.

Главные правила педагогики

  • В первую очередь нужно отметить, что нельзя давить на своих маленьких детей авторитетом и всячески пытаться сдерживать их самостоятельность. Это палка о двух концах. С одной стороны, можно воспитать довольно послушного ребенка. Но с другой стороны, это также грозит тем, что во взрослом возрасте он не сможет брать ответственность за свои поступки. Отношения родителей и детей должны выстраиваться по принципу партнерства.
  • Не требуйте от ребенка послушания в форме ультиматумов и приказов. Намного правильнее свои просьбы преподносить в виде пожеланий.
  • Чаще хвалите своего ребенка за хорошие дела.
  • Никогда не повышайте в разговоре с малышом голос, не теряйте самообладания и будьте спокойны.
  • Помните, что вы авторитет для детей. Всегда будьте положительным примером для них. Малыши видят в родителях идеал и внимательно наблюдают за тем, как они ведут себя в кругу семьи и среди чужих людей. Прежде чем отчитать своего ребенка за нарушение каких-либо запретов, убедитесь, что вы также их не нарушаете.

Учимся наказывать детей правильно

Некоторые родители считают, что не может быть воспитан без наказаний и криков. Они уверены, что это является одной из составляющих педагогического процесса. В этом случае мамы и папы должны четко придерживаться граней наказания. Им следует понять, что целью воспитания ни в коем случае не должна становиться месть, и соблюдать некоторые правила:

  • В отношениях с ребенком не должно быть абсолютно никакого насилия. Избегать нужно даже легких шлепков якобы в шутку.
  • Требования родителей должны быть последовательны всегда. Нельзя в разное время по-разному относиться к одному и тому же проступку ребенка.
  • Малыш должен знать, что непослушание повлечет за собой плохие последствия.
  • Наказывать нужно сразу же после проступка. Меры, которые будут предприняты позже, не будут восприняты должным образом и потеряют свою эффективность.
  • Наказание детей в семье должно быть временным.
  • Плохой поступок нужно обсуждать наедине с ребенком.
  • Нельзя оскорблять или же приклеивать малышу ярлык. Осуждению подлежит конкретное действие, а не личность ребенка.
  • Не стоит вспоминать детям их прежние проступки. Обсуждая наказание ребенка, говорить с ним лишь о том, в чем он провинился сейчас.

Шлепать или нет ребенка в 2 года?

Особенно нужно разобраться с наказанием ребенка до трехлетнего возраста. Ругать малыша или нет, как поступать с непослушным крохой? Некоторые родители, не задумываясь, применяют физическую силу: ставят в угол или же шлепают по попе. Другие же взрослые предпочитают оказывать на ребенка моральное давление, к примеру отказываются почитать малышу перед сном или не дают посмотреть мультик.

  • справедливое,
  • несправедливое.

Справедливой считается мера воздействия, следующая за нарушение правил, которые ранее родители с ребенком обсудили. Если малыш наказан несправедливо, то в результате он получает очень сильную обиду, а его родители - глубокое чувство вины. Речь идет о ситуациях, в которых присутствует непонимание смысла наказания. Поэтому мамы и папы должны максимально конкретизировать свои требования к ребенку.

Также родители зачастую несправедливо наказывают своих детей из-за влияния каких-либо ситуаций, не связанных напрямую с поведением малышей. Взрослые должны научиться контролировать свое психоэмоциональное состояние. Это позволит детям не путаться из-за непоследовательного поведения родителей.

Самой трагической, по мнению психологов, является ситуация, когда ребенка наказывают, потому что он нелюбимый. Если родители нашли в себе силы признать это, то они могут попытаться исправить ситуацию. Отношения с детьми у таких родителей должны строиться на чувстве долга.

Педагоги не устают повторять, что главная задача мам и пап заключается в том, чтобы вырастить своих детей с минимальными психологическими травмами.

Методы поощрения ребенка

Метод поощрения ребенка за хорошее поведение выбирается исходя из его возраста. Так, чем младше малыш, тем ощутимее для него должно быть поощрение. Можно подарить ребенку новую игрушку, которую он давно хотел, или же подольше поиграть с ним. Старшим детям можно в качестве одобрения предложить сходить в ближайшие выходные в цирк или в развлекательный комплекс. У ребят повзрослее лучше развито чувство времени, поэтому они воспримут эту награду правильно.

Методы наказания

Выбирая методы наказания ребенка, нужно также исходить из его возраста:

  1. Изоляция. Если ребенок провинился, его либо ставят в угол, либо же оставляют в комнате. Поблизости не должно быть никаких развлечений, чтобы малыш смог спокойно обдумать свой проступок и осознать вину. Время этого наказания рассчитать очень просто: сколько ребенку лет, столько минут он должен быть изолирован.
  2. Лишение удовольствий. Если непослушный ребенок совершил нелицеприятный поступок, то в качестве наказания будет уместно лишить его на некоторое время сладостей или любимой игрушки.
  3. Наказание ребенка чужим человеком. Этот метод очень эффективен. Ребята близко к сердцу воспринимают критику посторонних, поэтому можно попросить чужого человека рассказать о вреде плохого поведения.
  4. Крик. Этот метод нужно использовать лишь в опасных для здоровья ребенка ситуациях. Накричать на малыша можно, чтобы он прекратил опасное действие. В остальных случаях этого делать не нужно. Малыш, скорее всего, не поймет, в чем суть родительских претензий, а вот стиль такого поведения усвоит на отлично и будет применять в ваш адрес.
  5. Строгость. Некоторым родителям достаточно лишь строго взглянуть на ребенка, как он уже начинает размышлять о своем поведении. Излишняя строгость приводит к тому, что малыш начинает врать, чтобы избежать наказания.

Каждый родитель на собственном опыте убеждается, что воспитание ребенка - это одна из самых сложных миссий в жизни человека. Если взрослые обладают знаниями, как это делать правильно, то растить малыша во взаимопонимании и любви им будет намного проще.

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье вы узнаете, как наказать ребенка за непослушание. Мы рассмотрим возможные причины плохого поведения детей. Вам станут известны способы мирного решения сложившихся ситуаций.

Стили воспитания

Возможно, вы и сами не знаете, какого метода придерживаетесь со своим ребенком. Давайте рассмотрим возможные варианты:

  • демократический стиль — родители дают ребенку право голоса, он является полноценным членом общества, к его мнению прислушиваются;
  • авторитарный — воля малыша постоянно подавляется, родители сами решают, как нужно действовать в той или иной ситуации, как лучше для малыша;
  • смешанный — родители умело комбинируют послабление со строгим режимом.

Я стараюсь быть демократичной к своему ребенку. С самого раннего детства я общаюсь с ним на равных, всегда выслушиваю его мнение, часто спрашиваю его совета.

Причины непослушания

  1. Ребенок не осознают, почему его ругают. Он не видит неправильности в своих поступках.
  2. Попытка быть самостоятельным и не поддаваться другому влиянию.
  3. Малыш плохо себя ведет, если его унижают и оскорбляют. Это является ответной реакцией на постоянное угнетение. Часто наблюдается, если его сравнивать с кем-то лучшим и успешным.
  4. Слабая нервная система. Ребенок может быть с заниженной самооценкой, легко поддается чужому влиянию, из-за чего часто попадает в неприятности.
  5. Малыш начинает идти наперекор, когда его заставляют делать то, что ему не нравится, особенно, если отвлекают от любимого занятия.
  6. Возрастной кризис . Изменения в характере и поведении, способы самореализоваться и показать свою самостоятельность чаще всего наблюдается у детей в годик, 3 года, 7 лет и в подростковый период.
  7. Непоследовательность. Мама может в один день что-то запрещать, а на следующий — уже разрешает. У карапуза не вырабатывается причинно-следственная связь из-за изменений в запретах.
  8. Пересечение разных способов наказания. Когда своими методами, а мама с папой другими.
  9. Способ привлечь внимание.
  10. При повышенном контроле, переизбытке запретов, карапуз рано или поздно начинает сопротивляться поставленному порядку.
  11. Недержание своих слов. Когда наказание озвучивается, но не приводится в исполнение.
  12. Отсутствие у родителей уважительного отношения к своему малышу.
  13. Способ определения границ дозволенности.

Возрастные особенности

  1. Родители должны понимать, что детки в самом раннем возрасте не понимают, за что их наказывают и могут просто решить, что мама или папа их вовсе не любит.
  2. Что касается деток от года до двух, то лучшим способом является отлучение ребенка от пакостного действия, переведение его внимания на другой процесс. Также нужно помнить о необходимости объяснить, что он не так сделал.
  3. В три годика наступает тяжелый период, малыш всеми силами пытается показать свою самостоятельность, противостоит просьбам родителей. В этот период лучшим способом наказания является отказ в покупке ожидаемой игрушки или прекращения игры.
  4. Деткам с трех до пятилетнего возраста уже начинают водить первые реальные наказания, это время для установления дисциплинированных мер. Малыша могут поставить в угол или оставить сидеть на стуле «для непослушных детей».
  5. Ребенку шести — семи лет необходимо объяснять неправильность его поведения, приводить примеры, активно развивать сочувствие.
  6. Стоит учитывать, что для детей в переходном возрасте необходимо применять такие меры наказания, чтоб их не ущемлять и не унижать. Помните, что они очень чувствительно реагируют. Лучше всего лишить, например, возможности играть на компьютере или не дать встретиться с другом.

Действенные методы

Давайте рассмотрим, как можно наказывать ребенка за его проступки.

  1. Работы по дому. Особенно эффективными являются, если наказывать малыша за то, что он намусорил или порисовал стены. Предложите ему подмести или вытереть рисунок.
  2. Малыша можно поставить в угол или вывести в комнату без игрушек, дайте ему несколько минут на анализ совершенных действий.
  3. Исключите приятности. Например, лишите ребенка сладостей из-за плохого поведения.
  4. Наказание со стороны. Дети очень остро реагируют, если прохожий начинает говорить о недопустимых действиях ребенка.
  5. Когда малыш пытается сделать что-то, что принесет ему тот или иной вред, иногда можно позволить это сделать. Он будет учиться на своих ошибках. Примером подобной ситуации является желание съесть горчицу и недоверие маминым словам, что она горькая.
  6. Предложите карапузу самому выбрать себе способ наказания.
  7. Крик. Такой способ является допустимым только в случае экстренного запрета какого-то действия. Но не стоит злоупотреблять этим методом, со временем малыш перестанет на него реагировать.
  8. Стульчик «для непослушных детей». Когда малыш плохо себя ведет, его сажают на такой предмет мебели, обязательно объяснив, что было сделано не так. Оставляют ребенка сидеть на стуле какое-то короткое время. Данный способ иногда практикуется в детских садах.
  9. Игнорирование детей. После плохого поступка, сделайте вид, что вы не замечаете ребенка, не разговаривайте с ним. Но не стоит слишком долго увлекаться таким способом.

Иногда я прибегаю к такому методу. Бывает достаточно нескольких минут, чтоб сын подошел ко мне, начал обнимать и просить прощения за свой проступок.

  1. Строгий взгляд. Если ваш малыш послушный и исполнительный, ему будет достаточно такого способа наказания для осознания своих ошибок.
  2. Объясняйте, в чем провинность малыша, разбирайте его проступок по деталям, совместно анализируйте его действия.

Как нельзя поступать

Важно, чтоб родители знали, как наказать ребенка, чтобы не нанести серьезный вред его психике.

Беда в том, что молодые и неопытные мамы и папы зачастую допускают ошибки, что приводит к обострению ситуации, иногда наносит серьезный вред психологическому здоровью малыша.

Вы должны учитывать, что неправильное наказание приводит к замкнутости ребенка, к частым протестам, нежеланию общаться с родителями, трудностями в учебе, в дальнейшем и в жизни.

  1. Не следует унижать малыша. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, тем более не обзывайте его.
  2. Нельзя наказывать карапуза такими мерами, как лишение еды, воды, обливание холодной водой, стояние коленями на крупе.
  3. Одновременно за ряд провинностей. Не нужно сразу принимать меры за несколько проступков, лучше выбрать самый серьёзный.
  4. Не применяйте публичное наказание. Такое действие приводит к серьезной психологической травме и боязни людей в будущем.
  5. Если уже высказались о наказании, не забирайте свои слова назад. Так вы только потеряете весь авторитет в глазах ребенка, и он перестанет серьезно относиться к вашим словам.
  6. Не стоит говорить малышу, что вы подумаете над способом наказания и озвучите его на следующий день. Карапуз будет сутки находиться в тяжелом нервном напряжении, а это ни к чему хорошему не приведет.
  7. Никогда , чтобы он не сделал.

Родители могут сталкиваться с ситуациями, в которых будет возникать вопрос, можно ли наказывать ребенка за совершение какого-то конкретного проступка? Малыша нужно пожурить, если он намеренно ведет себя так, как было запрещено.

В каких же случаях наказания недопустимо:

  • за проявление стандартных эмоций ревность к младшему братику, зависть чужим вещам;
  • если малыш познает окружающий мир: прыгает по лужам, разбирает предметы на детали;
  • не может сходить на горшок , за слабую память, за повышенную активность;
  • за проявления неврологических заболеваний;
  • за поступки по неосторожности, например, пролитый чай на ковер.

Родители должны учитывать некоторые особенности применяя наказание.

  1. Наказывайте моментально. Например, после совершенной провинности, сразу поставьте в угол, а не лишайте завтрашнего похода в кинотеатр.
  2. Наказание должно быть соизмеримым проступку.
  3. Ребенок должен чувствовать, что его ругают. Не делайте никаких поблажек, например, поставив малыша в угол, не разрешайте брать с собой плюшевого медведя или любимую машинку.
  4. Наказание не должно быть слишком длительным.
  5. Не угрожаете малышу тем, что не сможете осуществить.
  6. Всегда разъясняйте, что именно оказалось плохим поступком.
  7. Не наказывайте в присутствии чужих людей.
  8. Не угрожайте ребенку наказанием, не говорите, что за ним придет Бабайка или Серый Волк.
  9. Соблюдайте полное спокойствие, не жалейте малыша, не идите на уступки.
  10. Не забывайте лишний раз похвалить ребенка за совершение правильных действий.
  11. Рассказывайте малышу, какие поступки хорошие, какие плохие.
  12. Очень важно, чтобы ваше мнение полностью совпадало с мнением второго родителя.
  13. Сами станьте положительным примером для подражания.
  14. Всегда учитывайте темперамент и возрастные особенности малыша.
  15. Не срывайтесь на ребенке, если у вас плохое настроение.

Теперь вы знаете, какими способами и когда можно применять наказание. Помните, какие моменты нужно учитывать в этих ситуациях и как недопустимо себя вести. Выбирайте единую модель воспитания и следуйте ей совместно с другими членами вашей семьи. Желаю вашему малышу расти в здоровой атмосфере, быть послушным и жизнерадостным!