Что вы считаете важным в воспитании. Беседы с папами "Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?"

  • 30.10.2019

Система внешних связей города

Как отмечалось ранее, город характеризуется обширными и разнообразными внешними связями. Население, градообразующие предприятия и объекты городской инфраструктуры нуждаются в различных ресурсах из внешней среды. Однако встречное предложение товаров и услуг во внешнюю среду, за которые можно приобрести ресурсы для всех сфер города, обеспечивает в основном градообразующая сфера. Отсюда следует, что экономическое положение градообразующих предприятий оказывает решающее влияние на все аспекты жизни города.

Сумма поступающих извне ресурсов в денежном выражении может быть не равна (меньше либо больше) сумме продукции и услуг, отдаваемых во внешнюю среду. В зависимости от этого соотношения город может быть в финансовом плане либо "донором", либо "реципиентом".

Исследование экономических и социально-политических процессов во внешней среде и внешних связей города служит необходимым условием для анализа ситуации в муниципальном образовании.

Важнейшими элементами внешней среды являются государство, регион и окружающая территория (пригородная зона). Если рассматривать город как подсистему в системах государства или региона, то его внешние связи оказываются внутренними связями этих систем. Состояние и развитие внешней среды оказывает серьезное влияние на его функционирование. В свою очередь, развитие города может и положительно, и отрицательно сказаться на состоянии государства, региона и окружающих территорий. Наиболее сильно город влияет на пригородную зону.

Взаимосвязь города и пригородной зоны

Под пригородной зоной принято понимать территорию, прилегающую к городу. Современный город, особенно крупный, оказывает многостороннее влияние на пригородную зону. Например, быстрый рост вызывает миграцию населения из окружающих поселений, что может лишить предприятия, расположенные в них, трудовых ресурсов.

Без пригородной зоны город не может эффективно функционировать и развиваться. В то же время функционирование и развитие пригородной зоны невозможно без города.

Исторически пригородная зона располагалась в посадах. В Киевской Руси посадом называлась часть города вне городских стен. В посадах, как и в слободах, жили те, кто занимался торговлей, ремеслом и другими промыслами. Они размещались рядом с городом (кремлем).

Процесс урбанизации обострил проблемы городов. Возник особый образ жизни, характерными чертами которого являются скученность, автомобилизация, проблемы транспорта, экологии и т.п. Центры многих городов оказались неблагоприятны для проживания, и богатые люди начали селиться в пригородах. Постепенно последние превратились в неотъемлемый элемент пространственной структуры города. Предназначение пригорода состоит в концентрации пространственного, трудового и продовольственного ресурса для развития города. С формированием пригородной зоны связаны маятниковые миграции, сопровождающие привлечение трудовых ресурсов на предприятия города. В них сосредоточена значительная часть площадей сельскохозяйственного назначения, а также участки промышленных и санитарно-защитных зон. По объему пригородной зоны судят о перспективах градостроительства и размерах популяционной емкости самого города.

Согласно рекомендациям градостроителей, радиус пригородной зоны больших городов составляет в среднем: для города с населением свыше 1 миллиона человек 35 - 50 км; с населением 0,5 - 1,0 миллиона - 25 - 30 км; с населением 0,1 - 0,5 миллиона - 20 - 25 км. Такие пропорции в планировании пригородных зон необходимы для оптимизации пространственного, продовольственного и сырьевого ресурса развития города. Важное предназначение пригородной зоны состоит также в обеспечении экологического равновесия на территории, где размещается городское поселение, сохранении рекреационных зон и снижении антропогенной нагрузки на ландшафты.

В зарубежной литературе проблеме взаимодействия крупного города и пригородов уделяется большое внимание. Так, английские ученые Л. Классен и Г. Шимеми выделили 4 стадии в развитии городской территории с точки зрения соотношения численности населения в центральном городе и пригородах (табл. 2.6.1).

Таблица 2.6.1

Стадии изменения соотношений численности

населения города и пригородной зоны

При росте центральной части города за счет пригородов наблюдается начальная стадия рассматриваемого процесса - урбанизация. На второй стадии - дезурбанизации (субурбанизации) население центра сокращается быстрее, чем в пригороде, а рост наблюдается в пригороде. Если центр города снова растет либо его население сокращается медленнее, чем население пригорода, говорят о стадии реурбанизации. Через эти стадии прошло развитие значительного числа городов, что связано с тенденциями ветшания жилищного фонда в центральных районах крупных городов, развитием автомобильного сообщения, снизившего значение фактора транспортной доступности. К примеру, в 20-х годах прошлого века в США пригороды по темпам прироста населения начали существенно опережать крупные города, что объяснялось двумя причинами: развитием автомобильного транспорта и страхованием кредитов для частного строительства, которое приходилось на более дешевые пригородные земли. Среди жителей центральных районов стали преобладать люди со сравнительно низким достатком и невысоким социальным статусом, тогда как богатые высокостатусные группы предпочитают жить в пригородах.

В 70 - 80-е годы проявилась новая тенденция в развитии западных городов, названная джентрификацией. Она означает расширение строительства жилых домов улучшенного качества в центральной части крупных городов. Джентрификация привела к оттоку высокостатусного населения из пригородов в центральную зону. В связи с ростом спроса на жилье в центральной части города цены на городскую недвижимость начинают расти, что вынуждает бедных выезжать за пределы центральных районов.

В России процесс урбанизации породил устойчивую тенденцию перетока сельского населения в города, пик которой пришелся на 60 - 80-е годы прошлого века. Однако тогда обозначилось стремление многих горожан приобрести дачные участки за городом.

Характерными особенностями пригородных зон многих российских городов является размещение не только сельских поселений, дачных участков и зон массового отдыха, но и рабочих поселков. Особенностью такого поселка является, как правило, наличие промышленного предприятия, в результате строительства которого сельскохозяйственные виды деятельности оказались вытеснены несельскохозяйственными. В пригородных поселках построены многоэтажные жилые дома, сформировалась самостоятельная инженерная и социальная инфраструктура.

В ходе реформы территориальной организации местного самоуправления многие пригородные поселки были включены в черту городов и вошли в состав соответствующего городского округа в качестве его микрорайонов. Недостатком такого подхода является то, что их жители оказались удаленными от органов местного самоуправления. Другие поселки, находящиеся в пригородной зоне, стали муниципальными образованиями и позиционировались как городские поселения в составе муниципального района, окружающего город.

Городские агломерации

По мере расширения территорий городов одни пригородные поселки трансформировались в районы, примыкающие к периферийной части городов, другие в процессе развития получили статус городов. Таким образом, вокруг крупного города возникло несколько других, менее крупных. Подобное "созвездие" из нескольких близлежащих или даже слившихся между собой городов и поселков получило название городской агломерации.

Городской агломерацией является компактная и многообразная система территориальных поселений, образующаяся в центре притяжения крупного города. Эта система объединена производственными, трудовыми, транспортными, рекреационными и многими другими связями. Используя эффект ближних связей, входящие в состав агломерации поселения минимизируют затраты на перемещение сырья, сбыт продукции, приобретение оборудования и т.д. Образование агломераций, т.е. агломеризация, возможно двумя способами: "от города" и "от района". Агломеризация "от города" предполагает формирование городов-спутников, выполняющих отдельные функции, переданные им центральным городом в рамках региональной системы разделения труда. Агломеризация "от района" осуществляется за счет усиления экономического развития пригородных поселков, в результате чего они начинают приближаться по экономическому потенциалу к центру. Городская агломерация обеспечивает устойчивый механизм взаимодействия города с пригородами, образуя единый хозяйственный комплекс.

В СССР основная часть городских агломераций сформировалась в 30 - 50-е годы прошлого века благодаря форсированной индустриализации. Однако уникальной особенностью российских агломераций оставалась их крайняя неравномерность в распределении на экономическом пространстве страны. Концентрация производственного и кадрового потенциала в крупных населенных пунктах не позволяла пропорционально распределять производительные силы страны между географически приближенными к ним поселениями. Вследствие этого в отдельных случаях численность населения крупных центральных городов превосходила численность жителей районных центров, входящих в состав того же региона, чуть ли не в 50 раз. К примеру, при численности населения областного центра Омской области (г. Омска) 1138 тысяч человек население второго по величине города области Исилькуля составляет всего 27 тысяч человек. Это усиливает центростремительные тенденции в структуре агломерации, вызывает миграционный отток населения районов в центральные города, сдерживая экономическое развитие пригородов.

Неотъемлемый атрибут городской агломерации - маятниковая миграция, охватывающая центральный город и пригородную зону, а также высокая степень концентрации в центральном городе промышленного, банковского и торгового капитала, обеспечивающего экономическое влияние на сопряженные территории. Первые городские агломерации выявились в СССР в ходе переписи 1926 года, когда были выделены 9 подобных образований: Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Харьков, Киев, Одесса, Баку, Тифлис и Ташкент. За 1959 - 1989 годы их число увеличилось с 26 до 49 и составило 332 города. Доля населения, приходящаяся на агломерации, в 1989 году достигла половины всего населения СССР. Центрами городских агломераций в современной России является большинство городов-миллионников, а также Новокузнецк, Иркутск, Сочи и некоторые другие.

Мегаполисы

Следующая стадия укрупнения и слияния городских поселений - создание мегаполисов. Схематически трансформация городского поселения из поселка в мегаполис выглядит следующим образом: Поселок -> Город -> Городская агломерация -> Мегаполис.

Мегаполис представляет собой взаимосвязанную систему агломераций. В 1990 году 33% городского населения мира было сосредоточено в городах с численностью населения более 8 миллионов человек. В США в 35 городах-миллионниках живут более 100 миллионов человек. Самый крупный американский мегаполис на Северо-Восточном побережье насчитывает 50 миллионов человек. В Бангкоке проживает 50% всего городского населения Таиланда, в Сеуле - не менее 30% населения Южной Кореи, в Стамбуле - 20% населения Турции. В России можно говорить о 2 крупных мегаполисах с центрами в Москве и Санкт-Петербурге. Особенности управления ими рассматриваются в главе 9.

Бесконтрольное расширение мегаполисов сопряжено с целым рядом серьезных социальных, экономических и экологических проблем. Так, исследования процессов урбанизации выявили, что по мере расширения границ городов растет отчужденность людей, снижается общественная активность, что компенсируется, однако, усилением процессов этнической и экономической сегрегации на городской территории, а также укреплением родственных и дружеских связей. Экологические последствия мегаполизации заключаются в обострении таких проблем, как загрязнение воздуха, антисанитария на улицах, автомобильные пробки и т.п.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое значение для города имеют внешние связи?

2. Что такое пригородная зона?

3. С какими преимуществами и проблемами связано существование пригородной зоны?

4. Что такое городская агломерация?

5. Что такое мегаполисы и как они возникают?

В развитых странах многие крупнейшие города, прежде всего города-миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды и города-спутники. Непланируемый и практически неуправляемый процесс роста пригородов называется субурбанизацией (от лат. sub – под, около и urbs – город). К примеру, пригороды Парижа начали быстро и хаотично, без какого-либо плана, развиваться в конце XIX – начале XX в. В 1921 г. город насчитывал 2926 тыс. жителей, а городская периферия 1505 тыс. Спустя 10 лет численность населения Парижа сократилась до 2900 тыс. жителей, а пригороды увеличились до 8016 тыс.

Наиболее субурбанизированной страной мира считаются США: здесь в пригородной зоне проживает 60% населения. Многие никогда не покидают их. Сегодня в пригородах живет больше американцев, чем в городах или в метропольных районах. В начале 1980-х гг. офисов банков, промышленной администрации, торговых компаний в пригородах стало больше, чем в деловых центрах американских городов. Пригороды стали более привлекательными для бизнеса, чем города. Именно в пригородах росли новые рабочие места для сферы обслуживания, здравоохранения, информатики, банков, торговли. Правительство вкладывало средства в строительство международных трасс, пролегающих через пригороды, приняло для них льготное налогообложение, сделало дешевой и доступной землю. Рента для офисов в пригороде на одну треть дешевле. Многие компании в пригородах нанимают женщин, согласных работать за меньшую плату. В результате в пригородах самый низкий уровень безработицы.

Пригороды населенные пункты в непосредственной близости от города, имеющие тесные связи с ним. Нередко это периферийные части города, официально не включаемые в его границы. Они существовали еще при средневековых и античных городах, где жили бедные слои, выгнанные из города. Сегодня – это место жительства богатых людей.

Пригородные зоны – это территории, прилегающие к городам и находящиеся с ними в тесной функциональной, экономической, культурно-бытовой связи. Экономические связи обеспечиваются торговлей, поставками и переработкой ресурсов, трудовой маятниковой миграцией, т.е. поездками в 50-километровой зоне.

К примеру, пригородная зона Санкт-Петербурга включает две части: внутреннюю – с городскими поселениями, подчиненными Петербургу, и внешнюю – территории, примыкающие к городу в радиусе 50 км (четыре административных района Ленинградской области).

К причинам, вызвавшим перемещение населения из центральных городов в пригороды, помимо строительства или переноса сюда промышленных предприятий, следует отнести большую разницу в цене земельных участков в центре города и в еще незаселенных окрестностях; высокие налоги; загрязненность атмосферы большого города отходами промышленного производства и выхлопными газами сотен тысяч автомашин; шум; растущую скученность; трудности передвижения и др. (рис. 9.4)

Рис. 9.4.

Субурбанизация привела к маятниковым миграциям и стихийному расползанию города. Выезду среднего класса на природу поспособствовала не только экология, но и высокие цены на жилье в исторической черте крупного города. Оно стадо не по карману врачам, преподавателям, офисным служащим. Потоки беженцев потянулись за город – туда, где жилье дешевле. За ними последовали капиталы. Цены на жилье в центре поползли вниз. Домовладельцы резко сбавили арендную плату на быстро ветшающее историческое жилье, его теперь снимали только эмигранты, свободные художники, лица неопределенных занятий. Суточная миграция жителей пригородов в города со временем привела к заторам на дорогах, загрязнению атмосферы и окружающей среды, ненужной потере времени и т.д.

Решить проблему загородных пробок и потери времени в пути отчасти помогают, во-первых, перенос офисов, банков, торговых центров и предприятий в пригороды; во- вторых, надомный труд. Компьютеризация позволяет приблизить место работы и место жительства, выполнять трудовые задания, не выходя из дома и пересылая результаты по электронной почте. Человек за компьютером может выполнять работу для фирмы, расположенной на другом конце земного шара. Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, ослабляется, развивается феномен "всемирной деревни".

Отъезд обеспеченных людей за город привел к частичной депопуляции и социальной деградации, например, американских городов: у городских властей сократились средства на содержание полиции, учителей, врачей; возросла преступность, снизилось качество образования в школе (школы не могли готовить высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников для сферы обслуживания). Увеличилась преступность, распадались семьи, пустели дома, разрушались соседства. Бедняки не могли платить за жилье, росло число бездомных. Депопуляция американских городов увеличила расовое неравенство. В стареющих городах живут старики, бедняки и национальные меньшинства. Бизнесмены и политики принимают социальные программы в пользу пригородов, где они живут, а не городов, которые населяют чуждые им социальные слои . Тенденция последнего времени – обеднение пригородов .

В США количество бедных жителей пригородов в 2006 г. составило 12 млн человек и впервые за все время наблюдения превысило количество бедных в самих городах. Данные исследования, охватывавшего 100 крупнейших американских мегаполисов, показали следующее.

  • 1. Население пригородов растет быстрее, чем население городов, что приводит к естественному росту процента живущих за чертой бедности.
  • 2. В американских предместьях растет экономическое и расовое расслоение общества.
  • 3. Иммигранты предпочитают селиться в пригородах, а не в городах, и доход у них меньше, чем у коренных жителей страны.

В крупнейших городах США процент бедного населения пока остается выше аналогичного показателя для пригородов, но тенденция к изменению соотношения очевидна .

Отношения между городом и его пригородами характеризуют два социальных процесса: субурбанизация – отъезд состоятельных горожан из центра в пригород и джентрификация – их возвращение из пригорода в центр.

Джентрификация – это процесс превращения прежде нефешенебельных индустриальных и иммигрантских районов в престижные кварталы с дорогой недвижимостью. В научный оборот термин "джентрификация" ввела в 1964 г. английский социолог Рут Гласс. Она писала о том, как постепенно рабочий класс вытесняется из мест своего традиционного обитания в Лондоне средним классом. Ветхие бараки, лишенные элементарных удобств, перестраиваются в двухуровневые квартиры (две комнаты наверху, две внизу), которые выглядят не только благопристойно, но даже роскошно.

По времени субурбанизация и джентрификация не совпадают: первая появилась в начале XX в., вторая – в конце того же столетия.

В Америке пригороды существуют более 100 лет, их развитие стало наиболее интенсивным после Второй мировой войны. Ф. Аллен определил пять основных этапов субурбанизации:

  • – первый этап (1900–1920) – жители пригорода ездили в город на трамвае;
  • – второй этап (1920–1930) – широкое распространение личных автомобилей;
  • – третий этап (1930 г. – конец Второй мировой войны) – неравномерное развитие пригородов;
  • – четвертый этап (1950–1960) – в пригородах стали строить дома из сборных конструкций;
  • – пятый этап (1960–1970) – сопровождался миграцией в пригороды коммерческих предприятий.

В 1970–1980-х гг. начался противоположный процесс: строительство в центре американских городов жилых домов улучшенного качества и переселение в них белых семей с высоким уровнем доходов. "Культурное опустошение" исторических центров приостановилось, и начался их ренессанс. Этот процесс распространился почти по всей стране: джентрификация происходит в Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии, Рочестере, Дейтоне и Миннеаполисе. Трехмильная зона вокруг делового центра Чикаго – мировой столицы городской социологии – сплошь заселена джентрифицированными районами .

Процесс джентрификации охватил ныне многие развитые страны: средний класс переселяется в бывшие заводские районы, расположенные недалеко от центра, перестраивает ветхий жилой фонд, реконструирует исторический центр, повышая тем самым арендную плату, которую уже не в силах оплачивать рабочий класс, перемещающийся в так называемое социальное жилье.

В нашей стране субурбанизация, переселение имущих слоев за город, началась с опозданием примерно на 100 лет. На первом этапе (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) горожане утепляли, расширяли и благоустраивали свои дачные домики, превращая их в подобие коттеджей. На втором этапе (начиная с середины 1990-х гг.) богатые горожане покупали участки земли и возводили загородные особняки на западный манер. Их называли коттеджами .

Французское слово "cottage" первоначально означало сельский, крестьянский домик. В современном западном понимании коттедж – это небольшой, но благоустроенный загородный дом, нечто вроде хорошей дачи. В Финляндии коттедж – загородное жилое строение, которое также используется для отдыха от работы, а в Гонконге – кирпичный трехэтажный дом с балконом на верхнем уровне. Если дачи – это дома для временного проживания в летний период, то коттеджи предназначены для постоянного проживания в любое время года. От дач они отличаются не столько размерами и архитектурой, сколько наличием инженерных коммуникаций, обеспечивающих уровень комфорта как минимум городской квартиры.

Если в Европе коттедж – небольшой дом с прилегающим к нему участком земли, то в России это чаще всего загородный особняк с прилегающим поместьем. В архитектурном отношении первые коттеджи поражали вопиющей безвкусицей, нелепостью дизайна, несоответствием ландшафту. С конца 1990-х гг. архитектурный облик российских коттеджей серьезно изменился, и ныне по дизайну и комфорту они мало уступают заморским дворцам и виллам (рис. 9.5). Сегодня загородный дом – это статусная вещь, своеобразный атрибут делового человека. Основная часть покупателей элитной загородной недвижимости – люди в возрасте старше 40 лет с семьей из четырех-пяти человек, успешные руководители крупнейших компаний с высоким уровнем дохода, люди с одним или несколькими высшими образованиями, с самым взыскательным вкусом.

Со временем портрет покупателя загородной элитной недвижимости молодеет и его доход значительно снижается. Связано это с тем, что появляется альтернатива дорогим поселкам и происходит перераспределение части спроса с городской недвижимости на загородную. Если раньше дача или загородный дом являлись вторым жильем, причем сезонного типа, то теперь учащаются случаи, когда человек приходит покупать дом, продавая квартиру в городе.

Рис. 9.5.

Люди стали понимать, что иметь загородный дом не только престижно. Жить за городом для многих становится нормой жизни. Здесь нет городского шума и городской толпы, больше пространства для досуга, меньше анонимности, чем в городах. Пригороды более гомогенны, ибо вместе селятся люди одинакового образования и социального происхождения. В пригородах появилось то, что раньше было атрибутом города, – театры, дорогие бутики, хорошие рестораны, школы, индустрия развлечений. В сравнении с городом образ жизни в пригородах более домашний, пассивный, замкнутый на семью. Переезд за город, как показывают опросы, для многих оборачивается сокращением, а не расширением контактов и с семьей, и с друзьями.

Загороди ые особняки доставляют россиянам немало хлопот. Во-первых, они дороги при строительстве (от нескольких миллионов рублей до нескольких миллионов долларов), во-вторых, дороги в процессе эксплуатации (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в месяц). Здесь часто отсутствует или недостаточно развита инфраструктура, не хватает магазинов и школ, центров развлечений. Тем не менее сегодня в России желающих переехать за город на постоянное место жительства гораздо больше, чем имеющих для этого деньги. Следовательно, можно ожидать и в будущем продолжения загородного строительного бума. Те, кому не позволяют средства, перебираются в загородные таунхаусы – комплекс малоэтажных комфортабельных домов, совмещенных друг с другом боковыми стенами. Обычно на первом этаже такого дома размещаются технические помещения: гараж, сауна, котельная, подсобки, на втором этаже – кухня и гостиная, на третьем – спальни, детские комнаты и рабочий кабинет. Каждый из таких домов имеет свой вход, иногда небольшой палисадник. Жители большинства коттеджных поселков уже обеспечены магазинами, спортивными клубами и ресторанами, но инфраструктуры, в частности детских садов и школ, пока не хватает.

Джентрификацию в нашей стране нельзя считать новомодным явлением, поскольку селиться в престижных квартирах городского центра предпочитали еще в советские времена партийные руководители и чиновники. В 1990-е гг. переселяться в центр и благоустраивать квартиры начали "новые русские". За последние 20 лет не только в Москве, но и в других городах России местные власти разработали и внедряют широкие программы по реконструкции и обновлению строений в прежде нефешенебельных городских кварталах. Жилье сдается па коммерческой основе, а приобретать его могут только очень богатые люди.

К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация – урбанизация деревни и ее городское обустройство. Это не переезд людей, а "переезд" в село городской инфраструктуры: перенос в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов, в том числе промышленности, сферы обслуживания и др.

  • См.: Lees L. Gentrification in London and New York: an Atlantic gap? // Housing Studies. 1994. № 9 (2). P. 199–217.
  • Американские исследователи обнаружили, что загрязненный воздух такого крупного мегаполи­са, как Нью-Йорк, менее вреден для раститель­ности, чем считающийся более чистым воздух городских предместий. Джилиан Грегг (ЛШап Gregg) и ее коллеги из Корнеллского универси­тета в Итаке (штат Нью-Йорк) высадили клоны дельтовидного канадского тополя (Populus deltoides) в разных кварталах центральной час­ти Манхэттена, а также в двух пригородах - северном (Хадсон-Вэлли) и восточном (Лонг-Айленд). Через три года выяснилось, что дере­вья в центре Нью-Йорка растут вдвое быстрее, чем на окраинах. Исследователи установили, что этот эффект не может быть объяснен различи­ями в окружающей температуре, качестве грун­та, содержании питательных веществ в почве или концентрации углекислого газа. Главным фактором, судя по всему, является уровень со­держания озона в воздухе. Озон образуется из атмосферного кислорода прежде всего в горо­дах, под действием ультрафиолетового солнеч­ного излучения и при наличии оксидов азота и углеводородов, содержащихся в промышленных выбросах и выхлопных газах автомобилей. Тем не менее в сельской местности средняя концен-

    трация озона, как правило, значительно выше, чем в городах. По мнению Грегг, тому есть два объяснения. Во-первых, за время реакции обра­зования озона воздушные массы нередко успе­вают сместиться из города в предместья, так что озон именно там оказывает свое негативное воз­действие на растительность. А во-вторых, как

    это ни парадоксально, те же выхлопные газы в городах защищают деревья от вредоносного озона: в ночное время монооксид азота разла­гает озон, образуя при этом диоксид азота и кислород. Более низкое содержание выхлопных газов в сельской местности приводит к тому, что монооксида азота просто не хватает для сколь­ко-нибудь значительного снижения концентра­ции озона. Источник: www.dw-world.de/russian . 14.07.2003.

    садик может быть очень скромным: газон с небольшим цветником около дома. Но задний двор поражает разнообразием. Здесь может быть и неболь­шой прудик, и огород, и фруктовые деревья, и небольшие клумбы, оканто­ванные ярким белым кирпичом. Любовь к английскому ландшафту была у первых колонистов и сохранилась у американцев до сих пор. Особое внима­ние уделяется парадному газону. Летом газон подстригается регулярно, по крайней мере один раз в неделю. Стрижка газона для американской семьи - своего рода традиция выходного дня".



    Пригородные зоны - территории, прилегающие к городам и находящи­еся с ними в тесной функциональной, культурно-бытовой и другой связи. Экономические связи обеспечиваются торговлей, поставкой и переработкой ресурсов, трудовой маятниковой миграцией, т.е. трудовыми поездками в 50-километровой зоне. К примеру, пригородная зона Санкт-Петербурга включает две части: внутреннюю с городскими поселениями, подчиненны­ми Петербургу, и внешнюю (территории, примыкающие к городу в радиусе 50 км, четыре административных района Ленинградской области).

    В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пре­делами городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. Здесь выделяются территории сельскохозяйственного производ­ства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют са­нитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в грани­цах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду.

    В первое время пригородная зона понималась как территория, прилегающая к городу и тесно связанная с ним экономически как некий придаток города, «резервуар» пищевых продуктов, ибо ей изначально была свойственна прежде всего сельскохозяйственная функция. Но постепенно пригороды обретали иные функции - промышленную, научную, экологическую, транспортную, станови­лись важнейшими местами сосредоточения рекреационных объектов.

    К примеру, пригороды Парижа начали быстро развиваться в конце XIX - начале XX в. хаотично, без какого-либо плана. В 1921 г. город насчитывал 2 926 тыс. жителей, а городская периферия 1 505 тыс. жителей. Через 10 лет численность населения Парижа несколько сократилась до 2 900 тыс. жите­лей, а пригородов увеличились до 8 016 тыс. жителей. Во многом периферия выросла в результате неконтролируемого увеличения протяженности приго­родов. В Париже ежегодно продолжают возникать многие сотни мелких пред­приятий, преимущественно сферы обслуживания. Число занятых в промыш­ленности и в строительстве ежегодно увеличивается на 30-40 тыс. человек. В 1960-х гг. проблема развития Парижа особенно обострилась: резко ухуд­шилась экологическая ситуация, возросли транспортные трудности, субур­банизация привела к маятниковым миграциям и стихийному расползанию города. Численность населения Парижской агломерации оказалась в 8- 10 раз выше, чем в других крупных агломерациях страны 2 .

    1 Игнатьева М. Дачные домики и загородные виллы. - www.landshaft.ru .

    2 Агапова А.Б. История развития и современное положение Парижа и его пригородов. - http://geopub.narod.ru/student/agapova/ 1/3. htm.

    Пригородные зоны особенно развиты вокруг крупных городов и являют­ся частью городских агломераций - нескольких городов, объединенных в одно целое общими транспортными, производственными, трудовыми, куль­турно-бытовыми связями и окруженных пригородными зонами.

    В пригородных зонах крупных городов размещаются пригороды, города-спутники, зоны отдыха, сельскохозяйственные угодья. Пригороды - насе­ленные пункты в непосредственной близости от города, имеющие тесные связи с ним, а нередко - периферийные части города, официально не вклю­чаемые в его границы.

    К причинам, вызвавшим перемещение населения из центральных горо­дов в пригороды, помимо строительства или переноса сюда промышленных предприятий, следует отнести большую разницу в цене земельных участков в центре города и в еще незаселенных окрестностях, высокие налоги, загряз­ненность атмосферы большого города отходами промышленного производ­ства и выхлопными газами сотен тысяч автомашин, шум, растущую скучен­ность, трудности передвижения 3 .

    Пригородные поезда, перевозящие рабочую силу из полуиндустриальной окрестности в супериндустриальные центры, - верный признак того, что процесс урбанизации зашел очень далеко, утомительные часы, проведенные в вагоне, транспортная усталость, присоединяющаяся к усталости трудовой.

    Рис. 36. Многие российские города обзаводятся городами-спутниками

    У многих крупных городов возникают города-спутники. Часто города и города-спутники объединяются, образуя городские агломерации, которые объединяются в мегаполисы. Пригородная зона образует вместе с городом

    3 North American Suburbs: Politics, Diversity and Change / Ed. by J. Kramer. Berkeley, 1972; Нитобург Э.Л. Субурбанизация и негритянские гетто в США// Советская этнография. 1968. № 5.

    более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская. Петербургская агломерации, Лондонский метрополи-тенский район. Парижская агломерация «в широких границах». Большой Нью-Йорк («урбанизованный ареал Нью-Йорк»).

    ПОСАА И СЛОБОДА

    Функцию городского пригорода в России исторически выполнял посад, занимавший промежуточное положение между селом и городом.

    Посады возникли после того, как в славянских городах четко обозначил­ся процесс отделения ремесла от сельского хозяйства и концентрации тор говцев и ремесленников в городах. Первоначальное название этих районов города - подол (от обычного расположения ниже воздвигавшегося на воз­вышенном месте города-крепости, где находились резиденция феодальной государственной власти и дворы феодалов), которое примерное конца XII- XIII вв. сменяется на посад. В XV-XVII вв. торгово-ремесленное населе­ние посадов именовалось посадскими людьми («посажанами»). Источни­ки XIV-XV вв. чаще всего посадских людей именуют «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «черных» людей. На современном социологическом языке их можно смело относить к средне­му классу. Это восходящая социальная страта, возникшая на пике эконо­мического роста русских городов в X-XVIII вв. В большинстве своем это был ремесленно-торговый люд среднего достатка, хотя по нормам феодаль­ного права они относились к тяглым сословиям Русского государства (земля на посаде считалась в собственности феодального государства). Посадских людей можно также называть прообразом или зародышем третьего сосло­вия на Руси. Ремесленно-торговое население городов создавало свои тер­риториальные и профессиональные объединения 4 (сотни, «концы» в Вели­ком Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Посады крупных городов делились на слободы, сотни и полусот­ни. По мере роста значения посада они окружались каменными и деревян­ными стенами.

    ПОСАД: !) в русских княжествах X-XVI вв. торгово-ремесленное по­селение вне юродских стен, ставшее позднее частью города; иногда посады делились на слободы и сотни; 2) предградье. предместье, тергово-ремесленная, первоначально неукрепленная часть русских городов эпохи феодализма; 8) в Российской империи небольшие поселки юродского типа

    Как и полагается третьему сословию, посадские люди несли в себе эле­менты социальных и политических новаций. В частности, они поддержива­ли политику великих князей, направленную на свержение монголо-татар­ского ига и объединение русских земель, вели борьбу против усиления фео­дального гнета (восстания в Москве в 1382 г., 1445 г., Новгороде 1418 г., 1446-1447 гг. и др.). Им были не чужды либеральные идеи, склонность к предпринимательству, экономической свободе и социальному благополучию.

    4 В городах Древней Руси имелись ремесленники более 60 различных специальностей.

    К сожалению, посадские люди иестали до конца третьим сословием, как мелкие торговцы и ремесленники в Западной Европе. Часто его состав оп­ределялся приписным порядком самим государством, а не формировался снизу, в условиях экономической конкуренции и развития ремесла. Так, в XV-XVI вв. московское правительство зачисляло в сословие посадских лю­дей частновладельческих крестьян. В городах, присоединенных к Москве. центральные власти конфисковали собственность удельных князей и мона­стырей, а зависимое от них городское население переводили в разряд «поса­жан». Искусственное расширение этого сословия происходило также входе образования новых центров городского типа (слободы, рядки), население которых правительство зачисляло в зависимое сословие. В пользу государ­ства оно несло немалые повинности - промысловые налоги, торговые по­шлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению ук­реплений, и в службах. «Люди горожане» объединялись в общину, возглав­ляемую земским старостой. Тот отвечал за уплату налогов и их раскладку между членами общины.

    Из-за принудительного характера посадской общины, равно как и крес­тьянской, посажане сбегали при первом удобном случае. Бегство из посад­ских общин приобрело массовый характер. Опустение посадов вызвало тре­вогу правительства. В 1600-1602 гг. оно начало возвращать беглецов, кото­рых именовали «закладчиками» 5 , в общину «по старине» и приписывать к ней различные группы городского населения «по торгам и по промыслам». По стране прокатилась волна царских сысков, ремесленников возвращали и приписывали к определенным посадам. В ответ на это в середине XVII в. произошли крупные городские восстания в Москве, Новгороде, Пскове и других городах. Государство пошло на уступки. Предоставление экономичес­ких свобод привело к тому, что численность посадского люда в 1649- 1652 гг. возросла с 311,5 тыс. до 41,6 тыс. дворов 6 .

    В конце XVI в. государство выделило из посадских людей немногочислен­ную группу купцов и, объединив их в привилегированные корпорации гос­тей, гостиную сотню и суконную сотню, использовало для выполнения фи­нансово-торговых поручений. Среди «посажан» преобладали купцы, средние и мелкие торговцы, товаропроизводители, ремесленники и люди, кормив­шиеся работой и подаяниями (нищенством). Они были прикреплены к «чер­ным» тяглым общинам. Среди них в XVI-XVII вв. существовала социальная дифференциация: все они делились на «лучших», «середних» и «молодших», а иногда и «самых молодших» посадских людей. Через 200 лет произошло еще одно расслоение в связи с наступлением капитализма: богатая верхушка по­сада инвестировала капиталы в промышленные предприятия, переходя в высший класс, а на социальное дно выпадала низкоквалифицированная масса пригородного люда, быстро превращавшаяся в наемных работников. Таким образом, социальное восхождение одних (превращение ремесленников в куп-

    1 Рост налогов и повинностей, а также экономические трудности, порожденные Ливонской войной 1558-1583 и опричниной, нанесли тяжелый удар посадам. «Посажане» покидали общину и записы­вались в служилые люди, т.е. «закладывались» (вступали под защиту и патронат) за крупных феода­лов или бежали из городов на окраины государства.

    6 См.: Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в X1V-XV вв. М, 1960; Города феодальной России: Сб. статей. М., 1966; Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. М.; Л., 1947-1948. Т. 1-2.

    цов и предпринимателей) и социальное падение других (превращение ремес­ленников в рабочих) окончательно подорвало социальную основу некогда прогрессивного и экономически активного третьего сословия.

    Приблизительно с XVII в. посады стали причислять к городам, самые крупные их них превратились в торгово-промышленные центры и были пе­реведены в статус городов. К середине XVIII в. категория посадских людей путем царских распоряжений была переведена в низший, шестой, разряд горожан и окончательно слилась с мещанами.

    МЕЩАНСТВО (польск., единственное число mieszczanin - горожа­нин) - сословие в дореволюционной России, включавшее различ­ные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовла­дельцев, торговцев и т.п.). По губернской реформе 1775 г. к меща­нам относили посадских людей с капиталом менее 500 руб. Они платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, были ог­раничены в свободе передвижения. Сословная принадлежность к мещанству была наследственной. Разбогатевшие мещане перехо­дили в купечество, разорившиеся купцы становились мещанами. Ими становилась также часть крестьян, освободившихся от крепост­ной зависимости. В переносном смысле мещанами называют лю­дей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индиви­дуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность.

    В связи с городскими реформами конца XVIII в. социально-экономичес­кая роль посадов сходит на нет, а название «посад» сохраняется лишь за не­которыми поселками городского типа в конце XVIII - начале XX в. Посады в старинном значении слова как своеобразные наукограды деградировали, превратились в захудалые уездные городишки с провинциальными нравами. Здесь труднее было найти работу, повышать квалификацию. В XVIII в. ре­месленники и посадский пролетариат составляют более половины всего по­садского населения. «Не отличаясь обильностью населения, -пишет А. К.и-зеветтер, -посадская община XVIII в. представляет картину довольно рез­кой общественной дифференциации. Многочисленная масса чернорабочего и ремесленного населения и над ней небольшая, сравнительно, группа тор­гующих купцов, выстроенная в три яруса - по трем гильдиям, причем, чем выше ярус, тем малочисленнее составляющий ее контингент - такова обыч­ная бытовая физиономия посадской общины изучаемой эпохи. Типичная посадская община этой эпохи - небольшая пирамида с широким основани­ем в виде «подлого» гражданства и с очень тонкой верхушкой в виде мало­численной группы первогильдийских купцов 7 .

    У отечественных исследователей, в частности Ж.А. Зайончковской, изуча­ющих советский тип пригородной зоны, появился особый термин - «слобод­ская культура», которым они обозначают промежуточное звено в системе адап­тации сельских мигрантов курбанизованной среде. Такой тип гибридной куль­туры возникает в результате неполной и искаженной адаптации традиционной сельской культуры к новым условиям урбанизации. Наиболее интересны в этом плане выводы В.Л. Глазычева о формировании в советских условиях осо­бого типа культуры, возникающей на базе промежуточных типов поселений, главным образом поселков городского типа и рабочих окраин больших горо-

    См.: Кизеветтер А.А. Посадская община в России XVIII в. М., 1903. С. 169.

    дов, которые автор характеризует термином «слобода». В культуре «слободы», по мнению Глазычева, были «представлены элементы патриархальной куль­туры, роднящие ее с деревней, и элементы «фабричной» культуры и мещан­ского фольклора, в которых чисто внешне присутствовали ценности культу­ры крупных городов и их центров в первую очередь» 8 .

    Жители ближнего пригорода, создавшие особую субкультуру - культуру го­родского посада - проявили себя достаточно рано как политическая сила. В 1917 г. именно этот слой сыграл решающую роль в победе большевиков. Отряды крас­ногвардейцев состояли вовсе не из кадровых рабочих, которые относились к революционным призывам достаточно прохладно, предпочитая политическим лозунгам чисто экономические (в силу своего более бедственного, чем у по­садского люда, положения): увеличение заработной платы и сокращение рабо­чего дня. В красногвардейцы шли мелкие лавочники, малоквалифицированные пролетарии, люмпены, босяки, уголовники и прочая подобная публика 9 .

    Рис. 37. Александровская слобода в XVI в.

    В старых словарях «слобода» определялось как большое село (рис. 28), где более одной церкви, торг или ярмарка, либо волостное правление, род сель­ской столицы; также промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут. Слободки есть при большей части городов: слободкой приселяют­ся и крестьяне, и мещане, также отставные, занимаясь частью хлебопаше­ством и пр. Современные справочники дают более обобщенную характери­стику: «слобода» - название различных поселений в Русском государстве XI- XVII вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, ино­земные, в городах - слободы ремесленников.

    * См.: Глазычсв В.Л. Or сельской культуры к урбанизации // Культура и советском обществе. М, 1988. С. 42. 9 Быстрицким A. URBS ET ORBIS. Городская цивилизация в России // Новый мир. 1994. № 12.

    Беседы с папами

    «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

    Цель : Повышение педагогической культуры родителей. Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы.

    Роль отца в воспитании детей.

    В настоящее время наибольшая нагрузка и ответственность за воспитание детей ложится на плечи женщины. Подумайте, они воспитывают нас в садах, учат в школах, и дома, нередко, папа занимает пассивную позицию в формировании характера ребенка, считая, что это женским делом. Однако отрицать необходимость мужского воспитания нельзя.

    Отцу в семье отводится особая роль. В первую очередь, отец воплощает для своего ребенка образец мужчины – защитника, добытчика, джентльмена. Роль отца в воспитании ребенка сводится к тому, что родитель является для малыша оплотом семейного очага, хранителем и заступником дома. Благодаря этому дети чувствуют себя уверенней, растут психологически более здоровыми, ведь у них имеется такой надежный тыл.

    Роль отца в воспитании сына

    Папа в жизни мальчика очень важен. Именно отец является для него примером правильного мужского поведения – в отношении своей семьи, любимой женщины, друзей, будущих детей. Ребенок подражает в большей степени именно своему отцу. Роль отца в семейном воспитании сводится и к тому, что мужчина, по большому счету, должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным. Папина поддержка и признание, развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – все это и есть главные задачи воспитания сына отцом.

    Роль отца в воспитании дочери

    Воспитание девочки – процесс тонкий и очень ответственный. Дело в том, что взрослея, дочь применяет образ папы при выборе спутника жизни, мужа, парня. Ребенок перенимает и модель построения взаимоотношений между женой и мужем у своих родителей. Кроме того, роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу, девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе, воспитывая тем самым в ней женское достоинство. Важно видеть в девочке личность, советоваться с ней, ценить ее мнение. Дочь, выросшая в атмосфере любви, скорее всего, станет человеком добрым, отзывчивым, построит крепкую и любящую семью.

    Воспитание ребенка без отца

    Существуют ситуации, когда дети растут без отцовской любви и внимания. Однако мужское воспитание сыну необходимо в любом случае. Чтобы вырастить достойного человека, маме следует относиться к мальчику как мужчине, несмотря на то, что он еще мал. Просите его о помощи по дому, подать вам пальто, понести сумку. Пусть кто-то из семьи (дедушка, дядя, старший брат), друзей будет для сына достойным образцом для подражания. При воспитании без отца дочери так же важен пример правильного мужского поведения. Это может быть член семьи, крестный, друг, любящий ее и заботящийся о ней. Чтобы избежать проблем с противоположным полом, маме следует рассказывать дочке о взаимоотношении между мужчиной и женщиной, давать читать книги об идеальной любви.