Друг друга или себя упражнения. Тренинг

  • 20.10.2019

Разделы: Школьная психологическая служба

Весь мир подростка пронизан противоречиями, ему самому там бывает не очень комфортно, но в то же время это этап его жизни в котором он получает огромное развитие, приобретает личный опыт необходимые ему для дальнейшей, успешной жизни.

Ведущей деятельностью подростка является общение, оно формирует человеческую психику, разумное культурное поведение. Но подростку нахватает личных знаний и опыта в общении. Часто возникают конфликты, переживания из-за неудавшегося акта общения, подросток замыкается, уходит в себя, часто сам ставит барьер и лишает себя активного общения со сверстниками, испытывает дискомфорт, оказавшись в компании сверстников.

Интенсивность общения разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие. Три основных критерия психического развития человека: развитие интеллекта, развитие личности, развитие самосознания, могут получить развитие только в активном общении.

В последнее время невероятную популярность в сфере психологических и консалтинговых услуг завоевали различные формы активного обучения. Наряду с индивидуальным консультированием широко используются различные формы групповой работы. Зачастую всех их объединяют таким понятием как Тренинг (англ. Training - обучать, воспитывать, тренировать).

Таким образом, тренинг в психологическом контексте предполагает формирование и развитие определенных навыков, качеств, свойств личности или группы людей (команды), необходимых для эффективного функционирования в определенном виде жизнедеятельности. Существует множество видов тренингов: тренинги развития профессиональных навыков, тренинги формирования команды, телесноориентированные тренинги, тренинги личностного роста, и т.д.

Актуальность данного тренинга заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько ребята 14-17 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.

Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы. Как управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению. Как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, строить нужные отношения, в которых тепло и уютно. Вот основные темы, звучащие на тренинге коммуникативной компетентности. Часть из них были проработаны в представляемом тренинге.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

  • показать детям как можно научиться чувствовать друг друга и взаимодействовать друг с другом;
  • научить детей договариваться и работать в группе;
  • снятие напряжения;
  • дать возможность участникам тренинга почувствовать себя более уверенными.

Место проведения: 9-11 классы.

Количество участников: 8-10 человек.

Ход занятия

I. Знакомство.

“Здравствуйте, меня зовут...

Я рада видеть вас здесь. Я предлагаю начать нашу работу. Тема нашего занятия звучит так “Учимся общаться и взаимодействовать друг с другом”. Это значит, что сегодня мы с вами будем совершенствовать свои навыки общения, учиться договариваться друг с другом и находить выходы из конфликта, проявлять эмпатию к собеседнику, ну и конечно учиться работать в группе. Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Я предлагаю взять бейджики и написать на них крупно (чтобы было видно всем сидящим в кругу) свое имя. Напишите то имя, которым бы вы хотели, что бы вас называли, можно свое собственное, можно придуманное, но помните, что на протяжении всего тренинга вас будут называть именно этим именем.

НАПРИМЕР: Артем предпочитает, чтобы его называли “Тема”.

А сейчас я бы хотела узнать побольше о вас: как вас зовут, чем вы любите заниматься и что хотите получить от этого тренинга”.

Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли, не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я как ведущий предлагаю несколько правил.

  1. Право говорящего.
  2. Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы это не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.
  3. Правило поднятой руки.
  4. Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая - чтобы не перебивали говорящего, вторая - чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. “Осененный” участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.
  5. Конфиденциальность.
  6. Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему городу или поселку. Это правило не касается информации о проблеме, которой посвящен наш семинар. Информацию можно и нужно распространять и пропагандировать!
  7. “Не давать оценок”.
  8. Это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки (“Ты - дурак”, “Это идиотская мысль”, “Только такие, как ты, могут так делать”). Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.
  9. Право ведущего.
  10. Я как ведущий могу прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюдением принятых группой правил”

II. Введение понятий.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, давайте разберем несколько понятий, которые помогут нам преодолевать трудности в общении и помогут наиболее продуктивно взаимодействовать друг с другом.

  1. Знак внимания
  2. - высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.
  3. Комплимент
  4. - знак внимания, выраженный в вербальной форме, т.е. с помощью слов, без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент.
  5. Похвала
  6. - оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу.
  7. Поддержка
  8. - знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя.
  9. Эмпатия
  10. - способность переживать те же чувства, которые переживает партнер по общению в данный момент.

III. Разминка и психогимнастика.

Упражнение “Комплименты”.

Цель: дать участникам группы возможность пережить новый способ принятия знаков внимания от других.

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Один из членов пары (например, тот, кто стоит во внутреннем кругу) оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-то приятное (например: “Мне очень нравится, как ты улыбаешься”. Тот отвечает: “Спасибо, мне самому это нравится, но кроме того, я еще и...” - называет то, что он в себе ценит, что, по его мнению, заслуживает внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и т.п. Затем партнеры меняются ролями, после чего стоящие во внешнем кругу делают шаг влево и переходят к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг.

Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

  • Какие чувства вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?
  • Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали вам7
  • Легко ли вам, было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?

Упражнение “Общение без слов”.

Цель: дать возможность участникам группы получить новый опыт общения, обратить внимание на чувства, возникающие в результате прикосновений, физического контакта с партнером, дать возможность почувствовать большее доверие к людям, участвующим в группе тренинга.

Упражнение выполняется молча. Участники стоят, так же как и в предыдущем упражнении. Круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук. Затем можно открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: “Положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше”.

Следующие инструкции образующимся парам могут быть такими: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь, обопритесь спинами друг о друга и присядьте, стараясь не упасть, и т.п.

После упражнения участники обмениваются впечатлениями.

Упражнение “Собственное движение”.

Цель: улучшение навыков невербального общения и работы в группе.

Вся группа становится в круг.

Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди продемонстрирует его всем. При этом будем внимательны и постараемся запомнить движение каждого.

Группа выполняет эту часть задания.

Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и передать ход дальше.

Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т.е. тому, кто только что вам его передал.

Упражнение “ Круг уверенности”.

Цель: содействие чувству уверенности в себе.

Представьте себе невидимый круг диаметром около 60 см на полу примерно в полуметре от себя.

Зайдите в круг, закройте глаза и вспомните прекрасное время, когда вы были “на гребле успеха”.

В той ситуации максимально проявились все ваши способности. Все было хорошо, удача сопутствовала вам. Если трудно вспомнить свою историю, вы можете воспользоваться историей героя кинофильма или легенды, которым восхищаетесь. Удивительная способность нашего мозга - это то, что для него нет разницы между реальной историей и воображаемой. Фантазируйте смело - никто не будет знать об этом.

IV. Игровой блок.

Игра “Воздушный шар”.

Научиться чувствовать друг друга и взаимодействовать;

Взаимоотношения в группе;

Осмыслить опыт, полученный в игре, свое место в группе и свои стратегии поведения.

Все сидят в кругу.

Закроем глаза. Представим себе, что мы все летим на воздушном шаре. Под нами океан. Над нами голубое небо. Светит солнце. Рядом друзья. Легкий свежий ветерок. Но вот приближается туча. Начинает накрапывать дождик. Слышны раскаты грома. Страшные птицы летают над нами. Одна из них своим клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно начинаем падать.

Открыли глаза. Мы попали в экстремальную ситуацию. На шаре много груза. Впереди - остров. О нем мы ничего не знаем. Если мы выбросим все вещи сразу, то пролетим мимо острова и утонем. Если ничего не выбросим, то не долетим до острова и тоже утонем. Выход один - мы должны выбрасывать вещи постепенно, в течение 20 минут.

Перед вами - карточки с названиями вещей. Каждая карточка - это коробка. Поэтому, если названия написаны на одной карточке, нельзя выбросить одну вещь, а другую оставить - их можно выбрасывать только вместе. В первую очередь надо избавляться от самых ненужных для выживания на острове вещей, в последнюю очередь - от самых нужных. Но ориентируйтесь на вес вещей. Главное - в итоге надо выбросить все. Чем позже вы выбросите вещь, тем выше вероятность, что сможете поймать ее потом. Последнюю вещь поймаете наверняка, а вот первую точно не поймаете. Поэтому порядок выбрасывания вещей очень важен, от этого зависит, с чем вы останетесь на острове.

При выборе вещей, которые вы будите выбрасывать, у вас могут возникнуть разные мнения. В нашей игре есть важное условие: вещь считается выброшенной только в том случае, когда все участники согласны с этим решением. Если хотя бы один не согласен, вещь остается на шаре. Если согласны все, карточка сдается ведущему. Помните, что сейчас главное - выжить, но потом вам с этими вещами жить на острове, и жить, возможно, долго. Поэтому не пренебрегайте своим мнением, если считаете не так как вся группа. Постарайтесь доказать свою правоту, но не упирайтесь, если не можете доказать, а то протяните время и упадете. Короче говоря, действуйте, думайте, 20 минут - ваши. Время пошло.

Подведение итогов игры.

Сначала каждый по команде ведущего должен показать на человека, который был самым мудрым при выборе вещей. Можно показывать и на себя. Затем каждый показывает на того, кто помогал обсуждать и принимать решение, обеспечивая доброжелательную атмосферу. Затем проводится обсуждение в кругу. Сначала каждый говорит о том, сто дала ему игра, потом о том, что он сам дал группе во время обсуждения. Высказываются мнения и по другим вопросам. Кто был лидером? За счет чего ему удавалось убеждать других? Может быть, он просто хорошо организовывал обсуждение? Была ли группа враждебна к кому-то? Кто шел против всех? На кого группа оказывала давление? А кто считает, что он сам оказывал давление на группу?

V. Релаксация. Выполняется под релаксационную музыку.

Цель: снять напряжение участников группы.

Сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы, положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать. Отдохните на стуле. Вам удобно, глаза закрыты. Расслабьтесь. Я подойду к некоторым из вас, положу руку на плечо, о чем-то спрошу, отвечайте с закрытыми глазами так, чтобы было слышно всей группе. Вопросы: Где ты? Это место тебе знакомо? Что ты делаешь? Ты один? Кто рядом с тобой? Тебе хорошо? Побудь там еще.

Упражнение длится 3-5 минут. Выходит группа из упражнения сама или по команде тренера, типа “Возвращайтесь оттуда, где вы только что отдыхали, возвращайтесь медленно, прощайтесь с теми, кто был рядом с вами. Не спеша открывайте глаза, потянитесь, выпрямитесь, посмотрите друг на друга”.

VI. Прощание.

Рефлексия.

Что понравилось, что не понравилось? Что нового узнали и получили от этого тренинга?

Ритуал прощания.

Каждый подросток придумывает подарок, который хотелось бы подарить человеку, сидящему рядом.

Главное условие заключается в том, что подарок должен как можно лучше подходить данному человеку, доставлять ему радость. Рассказывая о предполагаемом подарке, каждый объясняет, почему именно этот подарок был выбран. Участник, которому “подарили” подарок, высказывает свое мнение, действительно ли он рад этому.

В завершение нашего занятия я хочу раздать вам памятки, где есть очень хороший текст, который поможет в трудной ситуации, поможет стать увереннее в себе, поможет почувствовать свою индивидуальность, узнать себя лучше.

Список использованной литературы.

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб: Питер, 2005. - 271 с.; ил. - (Серия “Эффективный тренинг”).
  2. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. - 4-е изд., испр. и доп. - (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2004. - 183 с.
  3. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр “академия”, 2004. - 256 с
  4. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие психолога и педагога. - М.: Генезис, 2003. - 138 с.: с илл. (Психологическая работа с детьми)

Данные упражнения, могут войти в практическое содержание тренинга по развитию и формированию педагогических способностей.

  1. Знакомство.

Формулировка и принятие правил работы группы.

Примерные правила.

    «Здесь и теперь». Все участники говорят только то, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. Предметом их анализа являются мысли, появляющиеся в данный момент, чувства, переживания. Акцентирование на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, сосредоточению внимания на себе, своих мыслях и чувствах, развитию самоанализа.

    Дозированная искренность. Дозированная искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, т.е. той информации, которая так важна каждому участнику тренинга и которая запускает не только механизм самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия членов группы.

    Конфиденциальность. Все, что происходит и говорится в группе во время занятий, должно оставаться внутри группы и ни под каким предлогом не разглашается.

    Продуктивность и активность:

Активно решать свои задачи и проблемы;

Помогать работе группы, учитывать интересы других участников группы;

Участие во всех упражнениях;

Занимать активную позицию;

Продуктивно строить общение.

    Корректное и уважительное отношение ко всем членам группы.

    Последнее слово остается за тренером.

Упражнения традиционно используются каждый раз перед началом работы тренинговой группы.

Упражнение «Снежный ком»

Участники тренинга поочередно по кругу представляются, называя имена предыдущих.

Упражнение «Представление себя»

Назовите наиболее яркие характеристики вашей личности.

Каждый называет свои характеристики, при этом кратко повторяя характеристики других.

Упражнение «Знаки внимания». Найти положительное в другом и искренне это подчеркнуть.

  1. Разогрев.

Упражнение «Танец». Все двигаются с закрытыми глазами. По сигналу ведущего открывают глаза и находят себе пару. Танец в паре – один делает движения, другой повторяет.

Снова танцуют с закрытыми глазами и вновь выбирают пару и садятся рядом.

Встреча взглядами

Вариант I. Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг. Вариант II. Отличается противоположной постановкой задачи – ни с кем не встретиться взглядом. Помимо цели разминки, эта игра развивает навыки социальной перцепции.

ИГРА «ИМЯ»

Назначение:

узнать и запомнить имена всех участни­ков;

снять возможные затруднения при обра­щении друг к другу.

Каждый участник по кругу называет после­довательно имена всех, кто уже представился до него, последним называя свое имя. Если в группе все знакомы, то называются имена родителей (отца или матери).

1-й участник произносит свое имя (или имя одного из родите­лей); 2-й участник называет услышанное имя и свое (или одного из родителей); 3-й участник называет все услышанные имена, затем свое. И так, пока все не произнесут своего имени (или имени одного из своих родителей).

ЗНАКОМСТВО

Назначение:

формирование первого впечатления друг о друге;

определение особенностей общения каждого участника,

создание климата психологической безопасности;

формирования установки на взаимопо­нимание.

Интервью

У каждого члена группы по очереди все же­лающие берут интервью. Задают вопросы такого характера: «Любишь ли ты стихи?», «Твой любимый цвет?», «Твое любимое изречение?», «Лю­бишь ли ты видеть сны?», «Если бы тебе предло­жили роль в фильме («Овод», «Три мушкетера» и т. д.), кого бы ты захотел сыграть? (артистические данные значения не имеют) «Есть ли у тебя хоб­би? Любимо имя?», «Чего ты больше всего боишься?», «Что больше всего ценишь в людях?».

Каждому следует задавать не более 5-7 воп­росов.

Можно проводить усложненный вариант ин­тервьюирования. Участники игры задают вопро­сы «в ролях»: от имени директора школы, родителей интервьюируемого, старосты класса, марсиан. Красной Шапочки и т. д.

Проективный рисунок

Каждый член группы на листе бумаги симво­лически изображает себя реального и идеального (каким бы ему хотелось быть). Для рисования можно предоставить набор цветных карандашей или фломастеров (в этом случае необходимо обратить внимание на преобладающие цвета). Обсуж­дая рисунок, сначала предоставьте слово другим членам группы для того, чтобы выяснить, как они видят этого человека, какое настроение он пере­дает своим рисунком, чем отличается изображе­ние «реального Я» от «идеального Я», что, по мнению группы, данный участник хочет изменить в себе, чего добиться. Затем слово предоставляется самому автору рисунка. Он рассказывает о себе (через рисунок) в свободной форме. По окончании рассказа группа задает вопросы на понимание, уточнение.

игра «Мнений» - после представления кого-либо из участников все остальные по очереди называют одно привлекательное, по его мнению, качество этого человека;

игра «Метафоры» - характеризуя одного из участников. Остальные члены группы пытаются подобрать метафору (например, «колючий ежи», «вечный двигатель», «головоломка» в т. п.); предложить участникам назвать те качества одного из членов группы, которые могут спо­собствовать, и наоборот, мешать общению в группе.

РАЗМИНКА

Назначение:

снятие напряжения, усталости;

сплочение группы;

создание доброжелательной атмосферы.

Игра «Молекулы». Все игроки - «атомы», которые беспорядочно движутся, а по сигналу ведущего объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины (по 2,3,4,5 атомов). «Моле­кулы» большей или меньшей, по сравнению с за­данной, величины должны в течение 10 секунд перестроиться. «Атомы», не вошедшие в состав «молекул», выбывают из игры.

Игра «Заросли». Один из членов группы пы­тается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу остальными участниками - «густыми зарослями».

Игра „Самокритика". У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. В упражнении выясняется этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подписывают их, разделяют на три полосы по вертикали.

1-я графа. „Кто я?". 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в какой они приходят в голову.

2-я графа. „Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые?" (можно выбрать одного из них).

3-я графа. На этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам.

Затем каждый забирает свой листок, сравнивает ответы. Вы­деляет, в чем сходство характеристик. Можно выделить доминирую­щую линию поведения - она повторяется во всех трех харак­теристиках. Подсчитывается количество совпадений. По количеству совпадений можно предполагать степень открытости человека.

При обсуждении следует обратить внимание на то, что не всегда открытость человека в общении говорит о его личностной Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить то, что является или может явиться точкой опоры в различные моменты жизни. Не умаляйте своих достоинств, го­ворите прямо, без обиняков, без всяких „но", „если" и т. д. Упражнение выполняется всеми по очереди.

Упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.

игра „Пустое место ", используется в качестве „ледокола".

Самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе - свободно смотреть в глаза и прика­саться друг к другу. Правила игры позволяют снять это напряжение. К концу игры осваиваются самые нерешительные. Необходимо чутко следить за тем, чтобы члены группы не торопили друг друга.

Правила игры. Одна половина участников садится по кругу на стулья, другая - встает к ним за спину и кладет руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед одним участником (или перед учителем) никто на стуле не сидит - „пустое место". Его задача переманить кого-нибудь из сидящих на „пустое место". Это нужно сделать без слов, внима­тельно посмотрев на того, кого к себе зовешь.

Если кто-то из участников увидел внимательный, приглаша­ющий взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если партнер задержал убегающего, то участник с „пус­тым местом" переманивает другого, если нет, то теперь у него задача - переманить к себе какого-нибудь участника (так же - глазами), т. е. снова приобрести партнера, и т. д. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто стоял, садится.

Игра продолжается столько, сколько необходимо для создания свободного, раскрепощенного настроения в группе. Обычно это занимает 10 минут.

Участникам предлагается упражнение, которое поможет вы­явить личные и общие проблемы в общении.

Броуновское движение".

Все участники стоят в кругу. Закрыв глаза, все начинают двигаться произвольно в разных направлениях; разговаривать нель­зя; по хлопку ведущего группы все останавливаются и открывают глаза.

Снова закрывают глаза и проделывают ту же процедуру, но при этом еще издают жужжание; по хлопку останавливаются и открывают глаза.

Анализ упражнения - ответы на ряд вопросов. Какие чувства возникают в первом и втором случае? Что мешало движению? Что помогало не сталкиваться?

Какие каналы восприятия наиболее привычны, какие ока­зались „новыми"? Наиболее частыми бывают такие ответы: а) „преобладает чув­ство тревоги, страха"; б) „возникают ощущения неловкости".

Педагогу-психологу следует предложить сравнить ощущения в ходе упражнения с ощущениями, когда участники попадают в новые компании, непривычные ситуации и ситуации, когда необ­ходимо проявить инициативу в общении. Такое сравнение помогает детям понять и сформулировать причину тревожности и страха в общении. Эта формулировка звучит так: „Часто общение похоже на движение с закрытыми глазами". Дальнейшее обсуждение воп­росов, „что мешало и помогало", позволяет понять, что очень часто мы недостаточно используем свои каналы восприятия - слух, прикосновение, ощущение партнера.

Цель: заострить внимание на восприятии собеседника; совмест­но сформулировать правила „хорошего слушания".

Упражнение 1.

Ведущий произносит любую фразу (о погоде, школе, политике, самочувствии и др.) и каждому участнику предлагается рассказать, что он услышал и что воспринял. В результате высказываний становятся очевидными некоторые расхождения в понимании этой фразы.

Предлагается проанализировать этот феномен посредством про­стых упражнений.

Упражнение 2. „Испорченный телефон".

Все (или несколько человек) выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий говорит ему небольшую фразу (можно прочитать любое предложение из книги, газеты, учебника). Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый, входя, выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участ­ник сообщает всем услышанную фразу. Те, кто находятся в ком­нате, не должны помогать или выражать свои эмоции по поводу услышанного.

Упражнение 3.

Та же процедура, но вместо фразы первому вошедшему пока­зывается картинка, рассмотрев которую, он словесно описывает ее следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший пере­дает (не видя картинки) следующему услышанное описание.

Обсуждение.

Почему искажен смысл? Как это происходило?

Цель: Вывести закономерности, повышающие вероятность того, что тебя услышат и поймут правильно.

Для того чтобы актуализировать знания участников группы, ведущий предлагает всем по очереди высказать предположения - „что именно требуется от говорящего". Затем заключается „дого­вор" на проведение тренировочных упражнений.

Упражнение 1 .

Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому - как черепаха; второму - как маленький ребенок; третьему - как робот; четвертому - как пулеметная очередь; и т. д.

Обсуждение.

Какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

Упражнение 2.

а) Произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.

б) Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим» - с разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости).

Цель: Тренировка способов улучшения взаимопонимания.

Упражнение 1 . „Место встречи".

Ведущий предлагает участникам договориться о встрече.

а) Один участник описывает место в помещении, куда нужно прийти. У второго участника глаза закрыты. Затем второй участник должен найти то место, где назначена встреча.

б) Один участник описывает место в городе, а второй - должен догадаться, где оно находится.

Обсуждение.

Что мешало и что помогало понять собеседника?

Что помогало „встать" на позицию говорящего?

Урок 2

Тема: Какими мы видим друг друга

Цели урока:

Ознакомление учащихся с тем, что все люди на Земле разные – разные по цвету глаз, по цвету кожи, по языку общения и культуре, по вероисповеданию . Однако у разных людей на Планете Земля есть много общего, что объединяет их – это духовные ценности человечества и всего народа;

Формирование у ребенка понимания, что разные люди по-разному видят и воспринимают окружающий мир, природу и общество;

Обогащение знаний и представлений детей о таких понятиях, как долг, совесть, любовь, уважение, мир, ненасилие и т. д.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа , игра.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», разноцветные листы бумаги, макет «говорящих очков».

Ход урока

1. Круг радости

Ø Здравствуйте, дети! Давайте поприветствуем друг друга. А сделаем мы это так: я хлопаю в ладоши и говорю: «Хлоп!». А теперь касаюсь своими ладонями ладоней соседей справа и слева и говорю: «Привет!».

2. Творим в тетради

Ø А сейчас, ребята, пришло время творить в тетради «Моя помощница». В ней вас ждёт важное и интересное задание. Ознакомьтесь, пожалуйста, с заданием (Задание 1).

Ø А теперь ответим на вопросы:

-«Когда я радуюсь, я похож/-а на…».

-«Если бы я был/а волшебником/-цей, то превратился/ась бы…».

-«Когда я вырасту, то стану…».

-«Я бы хотел/-а жить в…».

-«Когда я грущу, то похож/-а на…».

-«Мое ласковое имя…».

-«Я горжусь собой, потому что…».

Ø Ребята! Обратите внимание на ответы друг друга.


¨ Что вы заметили?

¨ Как вы думаете, какие у вас получились ответы?

¨ Они были одинаковыми или разными?

¨ Как вы думаете, почему они разные? (Ответы детей).

3. Обратимся к учебнику

Ø Наша «помощница» помогла нам понять и узнать самое главное, самое интересное – какие мы все в классе разные ребята. А ещё мы узнали и то, какие мы и на кого похожи. Кроме того, мы узнали, что у каждого из учеников есть своя особая, необыкновенная мечта. И это здорово! Ведь говорят же в народе, что мечта человека всегда сбывается, материализуется. А это значит, что желания человека – это его крылья. Благодаря мечтам и желаниям, человек «окрыляется», стремится познать себя – через других и себя; познать, принять и полюбить окружающий его мир. Обратимся к нашей «Азбуке». Откройте, пожалуйста, ее страничку (Задание 1).

¨ Что мы видим? (Ответы детей).

Ø Давайте рассмотрим ее внимательно. Видите, вот в центре - «Я», а от него идут лучики:

«Я – сын». Хлопните в ладоши, кто сын?

«Я – дочь». Хлопните в ладоши, кто дочь?

«Я – девочка». Кто девочка, подпрыгните два раза!

«Я – мальчик».

«Я – нежная», «Я – ласковая», «Я – красивая», «Я – умная».

«Я – сильный», «Я – смелый», «Я – добрый», «Я – внимательный».

¨ Итак, что же хочет «Азбука Самопознания» подсказать нам?

¨ Кто догадался? (Ответы детей).

Ø Верно, дети. Выполняя это задание, мы вновь пришли к выводу, что мы все очень разные: синеглазые и кареглазые, веселые и задумчивые, обаятельные и очаровательные, спортивные и нежные, высокие и маленькие. Но, вместе с тем, у нас есть и нечто общее – это то, что мы все мальчики и девочки, ученики и ученицы, – маленькие граждане нашей большой Родины – Республики Казахстан. Есть у нас общее и с другими народами мира – мы все люди, мы все чувствуем боль и радость, мы все хотим быть счастливы. И все мы живем дружно на нашей общей и любимой планете – Земля.

4. Игра «Мой любимый цвет»

Процедура игры: Учитель готовит несколько листов бумаги разного цвета и раскладывает их на партах в разных частях учебной комнаты.

Ø Сейчас я попрошу вас по моей команде пройти в ту часть класса, где лежит лист с вашим любимым цветом. Понаблюдайте, что произойдет?!

¨ Что вы заметили? (Ответы детей).

Ø Действительно, благодаря выполнению этого задания, вы все объединились в определенные группы.

¨ А почему получилось так, что все вы, такие разные, и вдруг объединились в группы уже по цвету бумаги? (Ответы детей).

Ø Правильно. Вас объединило что-то большее – это ваша точка зрения на обсуждаемый предмет, ваши вкусы, потребности и интересы. Давайте запомним: люди на свете очень разные, но их объединяет самое главное – общая идея, общая забота, общее дело.

5. Обратимся к учебнику

Ø Наша «Азбука» рассказывает нам о том, какими мы видим друг друга. Давайте вместе прочитаем этот небольшой рассказ. Итак.

Мой юный друг! Давай представим себе тихий вечер, луну, освещающую всё вокруг, тёмное небо с бесконечным множеством звёзд и твоих друзей по школе, которые, запрокинув головы, смотрят вверх.

Если спросить их, что они видят, то в ответ услышишь, что они любуются красотой вечернего неба, луной, звёздочками. А теперь посмотри на своих друзей, которые стоят рядом с тобой. И ты обязательно увидишь, что все они – разные. Они разные по внешнему облику, по характеру, по проявлениям своих мыслей, чувств и эмоций. У них разный цвет кожи. Волосы у кого-то рыжие, у кого-то черные, у кого-то светлые. Кто-то из друзей любит читать книги, а кто-то – играть, ходить в кино, гулять в парке. И люди на улице тоже разные: кто-то стар, а кто-то молод, кто-то грустен, а кто-то весел.


В мире, который окружает тебя, нет однообразия: небо голубое, а трава – зелёная; деревья растут вверх, а дождик падает вниз. Но, тем не менее, всё это: и люди, и деревья, и травинка, и дождик, и ветер, и снег – часть единого целого – Матушки-Природы. Разноцветные кусочки мозаики: природы, материков, народов, человека – слагаются в единое, прекрасное целое – Человечество, Мир, Вселенную. И ты тоже, как и всё, что окружает тебя – часть огромного мироздания. Ты – личность по имени Человек.

Какими мы видим друг друга? Конечно же, разными. Несмотря на это, многое объединяет нас: Любовь и Мир, живущие в наших сердцах, стремление к Правде и Правильному поведению, Отказ от насилия. Вот то, о чем мечтают все люди Земли. Это странно, но мы – разные и одновременно похожие. Мы – личности по имени Люди.

¨ О чем рассказала «Азбука Самопознания»? (Задание 2, 3).

¨ Как вы думаете, чем каждый из вас отличается друг от друга? (Ответы детей).

6. Разминочка «Домино»

Процедура игры:

Ø Ребята! Я предлагаю вам поиграть в «Домино». А секрет этой игры кроется в том, что я называю своё одно значимое качество, например: я доброжелательная. Кто похож на меня в этом? С этим человеком мы беремся за руки. Но у меня есть еще одна рука, которой я тоже хочу придать значение. Поэтому я проговорю следующие слова: «У меня карие глаза». Затем кто-то один, у кого тоже карие глаза, берет меня за правую руку. Дальше ученик, стоящий слева, говорит: «Я люблю играть в футбол…», к нему присоединяется кто-либо из вас, кто тоже любит играть в футбол и т. д. (В ходе этой игры учащиеся образуют круг).

Ø Ребята! А теперь посмотрите на то, какие мы «похожие» и вместе с тем «разные» люди, личности. Запомните, что люди на Земле всегда связаны друг с другом. Зная и помня об этом, они всегда могут и должны найти общий язык между собой, договориться друг с другом по различным вопросам и обстоятельствам, чтобы не было ссор и конфликтов, печали, грусти и войн на нашей солнечной и прекрасной Планете Земля.

7. Обратимся к учебнику

Ø Дети, приглашаю вас к новому творчеству на уроке. А для этого откройте, пожалуйста, учебник «Азбука Самопознания»: «Волшебный мир открытий» (Задание 4). В ней вы найдете интересный рассказ. Прочтите его. Итак:

Две девочки шли по аллее парка. На дороге одиноко сидел маленький котенок.

Посмотри, какой хорошенький! – воскликнула одна из них.

Фу, какая гадость. Он, наверняка, грязный! – фыркнула другая.

¨ О ком говорится в этом рассказе?

¨ А каким показался котенок девочкам?

¨ Как вы думаете, почему девочки так по-разному отнеслись к нему?

¨ Порассуждайте, чьи слова вам больше всего понравились? (Ответы детей).

Ø Дети! Вот вы сейчас еще раз убедились в том, что все мы видим окружающий нас мир по-разному. Мы размышляем, анализируем, философствуем и действуем тоже по-разному. Это обстоятельство еще раз показывает и доказывает, что мы, люди Земли, такие разные и так непохожие друг на друга.

8. Творим в тетради

Ø Ребята! А сейчас мы выполним еще одно очень серьезное задание. Прежде чем его выполнить, мне бы хотелось, чтобы вы ответили на один вопрос:

¨ Вам хотелось бы узнать, каким/-ой вас видят друзья? (Ответы детей).

Ø Нарисуйте в своей тетрадочке-«помощнице» картинку о том, какими вы видите своих друзей (Задание 2).

10. Круг «От сердца к сердцу»

Ø Ребята! Сегодня я принесла на урок необычные очки. Необычными очками я их называю потому, что они говорящие. (Учитель надевает их). Но важно всем вам знать и помнить о том, что эти очки могут заговорить в том случае, если к ним обратиться, как обращаются только в сказке, например, со следующими словами: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Но поскольку у говорящих очков нет языка, то они, конечно же, передают свои мысли мне. А, услышав их, я передам эту мысль вам. Например, стоящий рядом со мной, спрашивает: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Учитель отвечает ему. Рекомендуется, чтобы все дети по очереди подходили к учителю и задавали вопрос говорящим очкам. Можно поменяться ролями для того, чтобы «очки» по кругу переходили непосредственно к детям. Дети сами спрашивали бы друг у друга о себе и отвечали согласно правилу этого круга.

10. Потенциал. Игра «Расскажи мне обо мне»

¨ Дети! Хотите узнать один секрет? А секрет кроется в том, что благодаря ему мы можем узнать, какими вас видят ваши друзья-одноклассники? (Ответы детей).

Ø Тогда сядем ровненько, возьмем лист бумаги. А теперь подпишем этот лист, укажем свое имя. Теперь прикрепляем эти листы себе на спину. (Ученики помогают друг другу скотчем/скрепкой прикрепить листы к спине своих друзей). Теперь я попрошу вас написать несколько слов на спине своему/ей другу/подруге. Например: «Ты мой лучший друг», «Мне нравится в тебе твоя доброта» и т. д.

Ø А теперь вы можете узнать то, что написано вашими друзьями лично для вас. Помогите друг другу снять листы. Пусть каждый из вас прочтет, что написали вам ваши друзья. Подумайте, какими они вас видят. Конечно же, эти краткие письма кого-то обрадуют, а кого-то – заставят призадуматься, поразмышлять. Это тоже очень важно. Потому что мы станем задумываться о том, как стать лучше и нужнее другому человеку.

Ø А теперь попробуем поразмышлять вслух о том, какие, на ваш взгляд, хорошие и приятные для вас слова были записаны другом/подругой? (Ответы детей)

¨ Есть ли в них слова: доброта, уважение, понимание, хороший/-ая, умный/-ая и т. д.

¨ Что нового вы узнали о себе от друга?

Урок 3

Тема: Оптимист… Хорошо ли им быть?

Цели урока:

Ознакомление учащихся с понятием «оптимизм»;

Формирование у детей понимания, что оптимизм – это ценное качество; основа дружелюбия, согласия, лада и мира в себе, в сфере ближайшего окружения, в человеческом обществе;

Привитие ребенку умения оптимистически воспринимать и оценивать окружающий его мир.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, игра, работа с книгой.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», мяч, книга (игрушка).

Ход урока

1. Круг радости

Ø Ребята! Я предлагаю вам наш «круг радости» провести необычно. А для этого давайте запомним и проговорим небольшое стихотворение, сопровождая его соответствующими движениями:

2. Поговорим

Ø Ребята! Сегодня на уроке самопознания мы будем изучать очень важную и интересную тему. Мы поговорим о том, кто такой «оптимист» и хорошо ли им быть? Я приглашаю вас посмотреть фрагмент из мультфильма «Ох и Ах». (Если нет этого мультфильма, то учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрации в учебнике).

Ø Что вы можете сказать о героях мультфильма? Какие они? (Ответы детей).

Ø Дети! Ваши ответы позволяют мне также высказать свое мнение. Мне очень нравится «Ах». И, конечно же, мне очень нравится в жизни человек, похожий на «Аха». А знаете почему? Потому что такой человек, как «Ах», старается во всем видеть хорошее, никогда не унывает, весел и жизнерадостен. В трудную минуту он сам не упадет духом и поддержит других людей. Хотите знать, как называют таких людей? Их называют удивительным словом - оптимист . Давайте, повторим все вместе это слово: оп-ти-мист . (Дети проговаривают новое понятие/ценность).

3. Обратимся к учебнику

Ø Откройте страничку своей «Азбуки». В ней вы найдете объяснение ценности «оптимизм». Прочитайте. Вдумайтесь в смысл этого понятия. (Дети работают по учебнику).

¨ Скажите, пожалуйста, кто такой оптимист? (Ответы детей).

Ø Вы правильно ответили, что оптимист – это человек, который во всем видит светлые стороны, никогда не унывает, весел и жизнерадостен.

¨ А теперь посмотрите на картинку (Задание 1) . Что вы можете сказать об этих героях? (Ответы детей).

Ø Подумайте и скажите, каких сказочных героев, известных вам, вы можете назвать оптимистами? (Дети рассматривают сказочных героев в «Азбуке». Выполняют Задание 2).

¨ Подумайте. Порассуждайте, как оптимизм помог им? Расскажите. (Ответы детей).

4. Игра «Рассмеши соседа»

Ø Дети! Сегодня мы узнали о том, что жизнерадостных, умелых и веселых людей называют по-особому.

¨ Вспомните и подскажите мне, как их называют?

¨ Правильно! Хотите ли вы стать оптимистами? (Ответы детей).

Ø Я приглашаю вас, дети, встать в круг. Сейчас мы поиграем в познавательную игру, которая поможет нам закрепить это новое слово – оптимист. Прежде всего, мы должны запомнить, что оптимизм – это качество человека. Человека, обладающего ценностью «оптимизм», любят близкие и знакомые. Итак, давайте разобьемся на пары. Каждой паре дается очень важное задание. Оно заключается в том, чтобы в течение одной минуты рассмешить своего рядом стоящего соседа. Прекращаем же игру только после моей команды: «Стоп!». (После команды учителя «Стоп!» дети в парах меняются ролями, и тот, кого смешили, смешит сам. Игру можно проиграть еще 1-2 раза, сменяя пары).

5. Чтение произведения. В Хмельницкий «Дождь в лесу». Беседа

Ø Ребята! А сейчас мы сядем за свои ученические парты (столы) так, чтобы вам было удобно и комфортно. Я хочу вам рассказать одну интересную историю, которая называется «Дождь в лесу». Внимательно послушайте мой рассказ. Итак

Все мокли под дождём. У сиреневой бабочки промокли крылья, зелёный кузнечик озяб и позеленел ещё боль­ше, а волк стал гораздо громче стучать зубами.

И только кроту всё было нипочём: он преду­смотрительно выкопал себе глубокую нору и теперь наслаждался уютом, прислушиваясь к стуку капель по крыше.

Вдруг в лесу появились лягушки!

Они прыгали из одной лужи в другую и радостно квакали.

«Как хорошо, ах! – квакали лягушки. – Как прекрасно, ох! Как интересно, ух! Как здорово, бух!»

Лягушачье веселье оказалось так заразительно, что вскоре все обитатели леса прыгали по лужам и смеялись.

А громче всех волк!

Всем было весело. И только крот грустно прислушивался к стуку капель по крыше... .

¨ Как вы думаете, кого из обитателей леса можно назвать оптимистами? А почему? (Задание 3. Ответы детей).

Ø Помните, дети, в рассказе поначалу говорится о том, что все жители леса грустили под дождем, а потом – вдруг стали радоваться, смеяться, бегать, прыгать, скакать.

¨ Почему обитатели леса, кроме крота, были оптимистами?

¨ А почему крот был грустным? Ведь он находился в теплой и сухой норке? (Ответы детей).

Учитель, обобщая размышления детей, подводит их к главному выводу урока.

Ø Дети! Давайте постараемся запомнить главную мысль урока: неважно, в каких условиях вы находитесь, важно, как вы относитесь к возникшим легким либо серьезным ситуациям, обстоятельствам жизни. Конечно же, для людей очень важно, чтобы они обладали ценными вещами, например, золотыми украшениями, компьютерами, машинами, дорогими игрушками и т. д. Но мы ведь с вами знаем, что в мире нас окружают и иные ценности, которые невидимы, которые невозможно взять в руки, потрогать, понюхать, отдать другому. Зато эти ценности никогда не ломаются, не портятся. Это – особые ценности. Такие ценности мы называем духовными. А знаете почему? Потому что они являются ценностями человеческой души, человеческого сердца.

¨ С какой духовной ценностью мы познакомились на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

Ø Конечно же, мы познакомились с важной духовной ценностью человека, которая называется очень красиво и необыкновенно – «оптимизм». Взращивайте в себе оптимизм! И он подарит вашей душе радость, счастье, удовольствие, свет и теплоту.

6. Творим в тетради

Ø А теперь на страничке тетради «Моя помощница» поделитесь своим мнением о том, что такое «оптимист» и «хорошо ли быть оптимистом?» (Задание 1).

7. Разминочка «Похвали себя»

Ø Сейчас мы, дети, сядем в тесный круг. Я предлагаю вам очень интересную разминку. Называется она необычно – «Похвали себя». Похвалить же себя нам поможет волшебный клубок (мяч, игрушки). При этом каждый ребенок, у кого будет находиться волшебный предмет, будет хвалить себя. Прошу вас не стесняться. Давайте игру начнем с меня. «Я, хочу похвалить себя и сказать, что я очень умная и добрая, всегда прихожу на помощь своим ученикам и их родителям, а также другим людям».

Учитель проговаривает свои слова доверительной интонацией. Затем передает эстафету. Умелое и корректное проведение такой разминки/игры позволит младшим школьникам чувствовать себя комфортно, самовыразиться, развить в себе смелость и храбрость при самохарактеристике своих самых лучших черт и качеств. Разминочка «Похвали себя» создает предпосылку для того, чтобы ребенок хотел и мог публично презентовать себя с лучшей стороны, развить уверенность, сформировать чувство самоуважения и собственного достоинства.

8. Домашнее задание

9. Круг «От сердца к сердцу»

Ø Итак, дорогие мои дети, нескучно ли вам было в процессе выполнения этой необычной разминки?! Мне, например, было очень интересно послушать вас. Я увидела каждого из вас через призму ваших слов, мыслей, суждений, отношений. Это было очень здорово и приятно. Потому что я узнала о каждом из вас что-то новое.

Ø Самое главное, ребята, при выполнении этого упражнения мы предстали друг перед другом такие, какие мы есть. А это очень важно. И знаете почему? Потому что каждый из нас: я – ваш учитель, вы – мои ученики, – все мы должны научиться уважать себя, быть оптимистами в оценке себя, своих возможностей и способностей.

Ø А теперь мы вновь вернемся к главной ценности нашего урока самопознания. Подумайте, пожалуйста, и ответьте, как вы понимаете слово «оптимист». А для этого продолжите предложение: «Оптимист – это…». (Ответы детей).

Ø Замечательно! Я уверена, что вы, дети, обязательно вырастете умными, жизнерадостными людьми. В этом вам поможет ваша душа, ваше сердечко, в котором поселился удивительный «гость» – оптимизм.

Урок 4

Тема: Мой лучший друг

Цели урока:

Ознакомление учащихся с ценностью «лучший друг»;

Акцентирование внимания детей на таких понятиях, как «друг истинный», «мнимый друг», «друг-книга», «друзья-родители», «друг-учитель» и т. д.;

Стимулирование потребности ребенка искать и находить лучшего друга, а также дружить с другими детьми класса, школы, дома, города/села, страны, планеты.

Методы: беседа, объяснение, рассказ, работа с книгой, практическая работа, игра.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», цветные карандаши, аудиокассета с песней «Настоящий друг».

Ход урока

1. Круг дружбы

Ø Добрый день, дорогие ребята! Вот мы вновь встретились на уроке «Азбуки Самопознания». Сегодня у нас состоится очень важный урок. А о чём мы будет говорить на этом уроке, конечно же, вам подскажет наш «Круг дружбы».

Настоящий друг

Пляцковского

Савельева

1. Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий, 2 раза

Верный друг.

2. Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой», - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь –

Верный друг.

3. Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту –

Вот что значит настоящий 2 раза

Верный друг.

(Текст песни «Настоящий друг» желательно пропеть полностью либо можно пропеть только куплет).

Ø Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим с вами о близких вам людях. И говорить мы будем о друзьях, о настоящих друзьях. А для этого я приглашаю вас послушать одну замечательную историю.

2. Чтение произведения. М. Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай». Беседа

Люблю папу и маму. Они меня, правда, иногда ругают, но и пальцем не тронули. Если сказать честно, то поколотить есть за что. Особенно за всякие разговоры. Но, с другой стороны, разве я виноват, что люблю поговорить? Просто я всё на свете хочу знать. Потому и не было ещё такого дня, чтобы я не обращался к ним с каким-нибудь вопросом. И папа никогда не отмахивался, как от надоедливой мухи, и не оставлял без ответа ни один вопрос.

Он спросил меня:

– У тебя много друзей, сынок. Кто они?

– Мало, – я вздохнул. – Один только Жакип… Но когда я вырасту и стану взрослым, как ты, у меня тоже будет много друзей.

С Жакипом мы учимся в одном классе, да и живём рядом, в соседних корпусах. Он часто приходит ко мне домой, мы играем, вместе готовим уроки.

– Папа, какими бывают настоящие друзья?

– Настоящие друзья?.. – отец задумался. – Как тебе объяснить? Вот ты любишь маму… так же надо любить и друга, ничего для него не жалеть. Помогать всегда и во всём, никогда не обманывать… Вот так, примерно.

Наверно, мы с Жакипом настоящие друзья. С тех пор, как познакомились и подружились, мы никогда не обижали друг друга и повсюду ходили вместе, как двойняшки.

Минувшей весной в доме Жакипа случилось большое несчастье – у него умерла мама. Жакип так плакал, что я и сам, когда обнял его, не смог удержаться от слез.

После смерти матери Жакип стал реже бывать у нас. Папа не раз спрашивал меня: «Почему не приходит Жакип? Ты его не обидел?» «Нет», – отвечал я. «Вот что, Анеш, другу надо помогать, когда ему трудно… Сходи-ка сам к Жакипу…»

Потом Жакип признался мне, что его к нам не пускал отец. Нечего, говорит бродить… У людей злые языки, скажут, бездомным стал, как мать умерла. Не знаю, но, по-моему, отец Жакипа не прав. Жакип не к кому-то там шёл, а ко мне, к своему другу.

Однажды после занятий, когда мы весёлой гурьбой высыпали во двор школы, Жакип вдруг споткнулся и кубарём полетел на землю, с силой ударившись об неё. Я заметил, что он упал неслучайно – ему подставил ножку Азим, задира, круглолицый смуглый крепыш. В классе его все побаивались. Я разозлился, бросил портфель и, подскочив к Азиму, схватил его за шиворот. Азим вывернулся, и не успел я ахнуть, как у меня из глаз искры посыпались. Я медленно осел на землю, а когда опомнился, Азима и ребят уже не было – все ушли. Жакип помог мне подняться, и мы молча побрели домой.

– Надо вдвоём побороться с ним, – сказал Жакип, – тогда у нас хватит сил.

– Ничего! – Я всё ещё кипел от злости. – Придёт и наш час… .

Под глазом у меня красовался огромный синяк. Стараясь, чтобы папа с мамой не заметили его, я ходил, как воробей перед дракой, боком. Но отец всё равно заметил моё боевое украшение.

– Анеш? – он взял меня за плечо, развернул к себе. – Кто это тебя так?

Я рассказал ему правду, всё как было. Папа не стал ругаться, только сказал:

– Драка, конечно, дело плохое… Но, что за друга вступился, молодец. Сам пропадай, а товарища выручай… .

«Атаманству» Азима вскоре после этого случая пришёл конец. Все ребята отступились от него, только отъявленные трусишки продолжали лебезить перед ним, да что с них, трусишек, взять?!

Учителю необходимо остановиться на ситуации, когда толкнули Жакипа. Затем спросить детей: «Как бы вы поступили на месте Анеша?» (Ответы детей). Затем следует дочитать произведение.

¨ Как реагировал Анеш на горе Жакипа?

¨ Как вы думаете, правильно ли поступил Анеш, когда полез драться?

¨ Порассуждайте, можно ли мальчиков назвать настоящими друзьями?

¨ Почему? (Ответы детей).

3. Поговорим

Ø Дети, а теперь подумайте над очень непростыми вопросами.

¨ Как вы считаете, дети, кто верен и предан нам в счастье и в беде?

¨ Как вы думаете, кто придет нам на помощь, когда мы будем в ней нуждаться? (Ответы детей).

Ø Конечно же, ребята, вы правы, это – друзья, близкие нам люди.

4. Творим в тетради

5. Презентация

Дети зачитывают свои размышления. Ключевые слова из высказываний детей учитель записывает на доске. Например: поддержит, поможет, выручит, весело вместе и т. д. После обсуждения мнений учащихся, учитель обобщает суждения детей.

Ø Посмотрите, какие чудесные слова, сказанные вами, я записала. Действительно, все мы представляем друга верным и надежным, готовым помочь в любую минуту.

6. Обратимся к учебнику

Ø Дети! Наша «Азбука» тоже задумывается над этим вопросом. Посмотрите, она на своей страничке рассказывает о том, кто такой лучший друг. Прочитайте ее размышления. (Дети читают вслух).

Учитель должен обратить внимание на то, чтобы мысли детей были созвучны с определением «Азбуки». Итогом всего сказанного может прозвучать стихотворение «Настоящий друг»:

Настоящий друг везде

Верен – в счастье и в беде.

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь - он спать не может.

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

¨ Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы у вас было много друзей? (Ответы детей).

Ø Наша мудрая Азбука как всегда спешит нам на помощь. Она приготовила для нас очень ценный совет. Прочитайте его. (Дети читают).

¨ Как вы его понимаете? (Ответы детей).

7. Чтение произведения. А. Барто «Друг напомнил мне вчера». Беседа

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счет.

И меня к нему, ребята

Что-то больше не влечет

¨ О чем говорится в произведении? (Задание 1).

¨ Подумайте и ответьте, герой стихотворения, по-вашему, настоящий друг? А почему? (Ответы детей).

8. Творим в тетради

¨ Ребята! А вы хотели бы, чтобы у вас было как можно больше друзей?

¨ А кто запомнил совет «Азбуки», что необходимо человеку для того, чтобы у него было много друзей?

¨ Ребята, а хотите ли вы оценить себя, какой вы друг? (Ответы детей).

Ø Наша «помощница» предлагает нам заглянуть в «волшебное зеркальце», благодаря которому мы сможем увидеть, насколько мы преданные друзья (Задание 2, 3). Для этого необходимо ответить на все вопросы, которые задает нам «Волшебное зеркальце». (Дети творят в тетради).

Ø А теперь, друзья мои, напротив того высказывания, которое вы выбрали поставьте цифру. а – 2 балла, б – 1 балл, в - 2 балла, г – 2 балла, д – 1 балл, е – 1 балл, ё – 1 балл. (Дети выставляют баллы).

Ø А сейчас мы наденем «Волшебный колпак» великих счетоводов (дети имитируют движение) и посчитаем, сколько всего баллов у нас получилось. (Дети считают).

Ø Теперь, друзья мои, перелистнув страницу тетради, каждый найдет свое отражение в зеркальце.

Ø Если вы набрали 8 баллов – вы очень хороший, верный друг; 4-6 баллов – вы хороший друг; 1-2 балла – вы стремитесь стать хорошим другом, вам очень поможет следующий совет: «Отдавай любовь и она к тебе вернется».

Ø Наше «Волшебное зеркало» помогло нам справиться с нелегкой задачей, взглянуть на себя со стороны, а ведь это не всем удается. Благодаря зеркальцу мы смогли лучше познать великую ценность дружбы. Я надеюсь, что мудрые советы зеркальца помогут нам в замечательном и удивительном процессе – в процессе совершенствования себя.

9. Разминочка. Игра «Сигналы»

Дети становятся в круг и берутся за руки. Рукопожатием передают друг другу «сигналы». Так «сигнал» должен пройти по кругу и вернуться к учителю. Учитель засекает время, за которое «сигнал» прошел по кругу. Затем предлагает детям повторить процесс за более короткое время. Данное упражнение можно повторить несколько раз, сокращая время выполнения до минимума.

В процессе этой игры возникает чувство сплоченности, единства. Игра несет положительный эмоциональный настрой.

10. Творим в тетради

Ø Ребята, посмотрите, наша «помощница» приготовила для нас еще одно удивительное задание, которое поможет нам в стремлении иметь много друзей. Откройте её страничку, где она предлагает вам сотворить «Мостик Дружбы». Это – не простой мостик. Это – волшебный мостик. А секрет его заключается в следующем. Вам нужно нарисовать себя только с одной стороны мостика (Задание 4). Пожалуйста, дети, нарисуйте себя. (Дети рисуют). С другой стороны волшебного мостика нарисуйте того человека, с кем хотели бы подружиться или помириться. (Дети рисуют друга). Подпишите под рисунком имя этого друга. А теперь, дети, вам необходимо мысленно каждому построить «Мостик Дружбы», который соединит вас с вашим другом. Представьте себе такой мостик. Пройдите по нему навстречу дорогому вам человеку. Этот прием вам и в жизни поможет реализовать ваши мечты и желания.

11. Презентация

При осуществлении этой деятельности учителю предлагается организовать её таким образом, чтобы каждый ребенок принял в ней активное участие и рассказал о своём «Мостике Дружбы». Необходимо также помнить и то, что в презентации ученик может принимать участие по желанию. Учителю рекомендуется проанализировать ответы детей, в которых изложены различные точки зрения о важности дружбы и о настоящем друге.

12. Круг «От сердца к сердцу»

¨ Дети! О какой важной духовной ценности мы говорили сегодня? (Ответы детей).

Затем, стоя в кругу, учитель поворачивается к рядом стоящему ученику и говорит: «Я бы хотел/-а, чтобы ты был/-а моим другом и мы бы вместе…». (Ученик может закончить данную фразу словами: «играли в компьютер», «играли в футбол» и т. д. Затем он поворачивается к следующему ученику и повторяет фразу: «Я бы хотел/-а, чтобы ты был/-а моим другом и мы бы вместе…». Желательно, чтобы все дети в этом кругу выразили свои мнения).

Урок 5

Тема: Мой лучший друг

(продолжение предыдущего урока)

Цели урока:

Обогащение понятий/представлений учащихся о качествах лучшего друга и о том, какого человека можно и нужно считать настоящим другом;

Формирование у детей умения анализировать, размышлять, сопоставлять и сравнивать себя с другими людьми в контексте темы урока.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, объяснение, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», цветные карандаши.

1. Круг дружбы

Ø Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло, любовь и поддержку друг друга. Сегодня мы начнем урок с замечательной игры, которая называется «Ассоциации». Сейчас я произнесу вам удивительное слово, которое вмещает в себя 1000 прекрасных образов и чувств. А вам надо подумать и назвать слова, которые описывают образы, чувства приходящие вам на ум, когда вы слышите это слово. Итак, будьте внимательны. Это слово – друг.

Дети называют ассоциации (например, свет, школа, игра, поддержка и т. д.)

Ø Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговор о дружбе и о настоящих друзьях.

2. Упражнение

Порядок работы:

1. Учитель делит детей на четыре группы.

2. Объясняет задание.

3. Раздает детям детали «цветка Дружбы», необходимые для выполнения задания.

Ø Ребята в ваших силах помочь расцвести «цветку Дружбы». Чтобы цветок расцвел необходимо собрать его чудесные лепестки, но будьте внимательны, секрет цветка в том, что его лепестки непростые, они обозначают качества, которыми должен обладать друг. Выберите только те лепестки-качества, которые, по вашему мнению, присущи настоящему верному другу.

Педагог – Психолог

ГБОУ СОШ №512 Невского района

г. Санкт Петербурга

Методическая разработка урока психологии

для учеников 1-3 класса

«Я глазами других»

Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о самих себе, повышение социально-психологической компетентности.

Задачи:

    Дать возможность услышать оценку себя другими детьми и сравнить ее со своей,

    Расширить представления детей о своих личностных качествах и качествах своих одноклассников.

    Сплотить коллектив детей с помощью общих игр.

Методическое оснащение: мяч, листы А4 по количеству участников, цветные карандаши, шариковые ручки, магниты.

Ход занятия:

Организация деятельности.

Дети садятся в круг.

«Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на уроке. Садитесь. Теперь посмотрите вокруг на своих одноклассников. Подумайте, какие они, какие у них есть черты характера. Похожи ли они на каждого из Вас?»

Перед тем как начать занятие я предлагаю поиграть в игру «Чем мы похожи?»

Разминка:

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: - Актуализация представлений о своих чертах характера, сплочение коллектива

Необходимое время : 5 минут

Процедура проведения: Ведущий находится внутри круга и приглашает в круг кого-то из детей, основываясь на сходстве по внешнему признаку. Например: "Полина, выходи ко мне в круг, так как у нас с тобой одинаковая длина волос (или мы одного роста, или у нас одинаковый цвет глаз т. д.)". Полина таким же образом приглашает в круг кого-то еще из одноклассников. Игра продолжается, пока все участники не окажутся вместе в кругу.

«Мы все с вами чем-то похожи, но все же мы разные. В каждом из нас есть что-то особенное. Все ли свои качества вы видите в себе? Случалось ли вам, слышать о себе то, о чем вы даже не догадывались? Сейчас мы посмотрим, как мы видим друг друга со стороны».

Основная часть занятия:

Упражнение «Ассоциации»

Цель : - получение обратной связи от участников группы

Формирование навыков точного межличностного восприятия.

Необходимое время : 10 минут

Материалы: мяч.

Процедура проведения : Ведущий говорит какому-либо ребенку, чтобы он выбрал одноклассника, который ассоциируется у него с каким-нибудь сказочным персонажем или героем из мультика, и бросил ему мяч. Когда ребенок кидает мяч, он должен назвать персонажа, который напоминает ему данный участник. Следующий участник бросает мяч другому ребенку.

Упражнение «Комплименты»

Цель: - развитие способности видеть положительные черты других людей.

Необходимое время : 10 минут

Материалы : мяч

Процедура проведения: «Ребята посмотрите друг на друга. Подумайте, какие хорошие качества есть у ваших одноклассников, кто умеет делать что-то очень хорошо, кто совершил хороший поступок, а вы это заметили. (пауза) Давайте расскажем друг другу, что же мы увидели. Когда вы отмечаете, что-то хорошее в человеке и говорите ему об этом, вы говорите комплимент. У меня есть специальный мяч – мяч комплиментов. Мы будем кидать его друг другу и говорить, комплименты. Необходимо назвать своего товарища по имени и сказать, что хорошего вы в нем увидели. Я начну, Кирилл ты очень веселый»

Упражнение «Ладошка»

Цель: - увеличение сплоченности коллектива

Получение обратной связи от участников группы

Необходимое время : 15 минут

Процедура проведения: Желательно проводить в группах по 6 человек. Участники должны на листе бумаги обрисовать свою ладонь и подписать её. Можно разукрасить и украсить свою ладонь. Затем рисунки передаются по кругу. При получении рисунка на одном из нарисованных пальчиков дети должны подписать какое-либо качество, черту характера ее владельца. Рисунки вывешиваются на доску.

«Ребята, посмотрите на доску. Мы все свами такие разные! Подойдите, посмотрите каждый на свою ладошку. Как вы считаете, все ли качества, которые видят в вас одноклассники, есть у вас? Какие черты, которые увидели в вас, вам нравятся больше всего? А меньше всего?

Заключение:

Необходимое время : 5 минут

Рефлексия занятия:

- Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?

- С каким настроение вы уходите с занятия?

Список литературы:

    Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" – Москва. 1999 год.

    Е.К. Лютова, Г.Б. Монина "Тренинг эффективного взаимодействия с детьми" – Санкт-Петербург, Речь, 2002 год