Функции продуктивной деятельности. Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте

  • 21.10.2019

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д.Б.Эльконин).


Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности - продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения...

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
  • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
  • создание макетов;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
  • создание театральных материалов для своего спектакля - изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Особенности разных видов продуктивной деятельности

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

В дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере овладения пространством, ребёнок одновременно его п...

Изобразительное искусство

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Рисование

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Другие виды продуктивной деятельности

Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

Монотипия
Когда на толстой глянцевой бумаге, не пропускающей воду, или стекле гуашью или другими красками наносится рисунок. Сверху прикладывается лист бумаги и плотно прижимается, в результате чего на нём получается зеркальный оттиск.
Граттаж (часто называемый техникой царапанья или «цап-царапками»)
Рисунок процарапывается по картону или плотной бумаге пером или другим острым инструментом. При этом бумага залита тушью (чтобы та не расплывалась и лучше смачивала бумагу, в неё можно добавить пару капель жидкого мыла). Итак, плотную бумагу нужно «толсто» заштриховать восковыми цветными мелками. Если взять готовый картон, на котором нанесён пестрый рисунок, то достаточно будет использовать простую неокрашенную восковую свечу. После этого губкой или широкой кистью нанести слой туши на поверхность.
Можно использовать и гуашь, но та после высыхания продолжает пачкаться. Также можно воспользоваться чёрной акриловой краской. После высыхания краски рисунок нужно процарапать любым острым предметом (скребком, пером, зубочисткой), которым дети, тем не менее, не могут пораниться. На чёрном фоне тогда образуется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Аппликация и лепка
Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят - животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.

Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размеров (меньше или больше). Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
Можно познакомить малышей на занятиях по аппликации с техникой, получившей название «мозаика из бумажных комочков». Для этого можно использовать самую разнообразную бумагу:

Как люди определяют, где «лево», а где «право»? Учёные видят здесь самоощущение соответствующих сторон тела. Этим и следует ру...

  • обычную цветную;
  • бумажные салфетки;
  • гофрированную;
  • фольгу;
  • фантики;
  • сойдут даже старые журналы или газеты.

К бумаге есть лишь одно требование - быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка - манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании - так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу - оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:

  • из набора конструктора;
  • из бумаги;
  • из стройматериала;
  • из природных и прочих поделочных материалов.


Для дошкольников самым лёгким и доступным видом конструирования является работа с игровыми строительными материалами.
Работая с ними, дети познают геометрию объёмных форм, получают представления о понятиях равновесия, симметрии и пропорций.
К более сложным видам конструирования, доступным в детском саду, относится работа с картоном, бумагой, катушками и коробками. Конструируя из бумаги, дети уточняют свои знания о плоских геометрических фигурах, усваивают понятия «центр», «угол», «сторона». Они изучают приёмы трансформации плоских фигур в объёмные путём складывания, сгибания, склеивания и разрезания бумаги. В конструировании главным моментом является деятельность по исследованию предметов с помощью анализа и синтеза.

Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центро...

Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

  • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
  • специальные экскурсии в лес или парк;
  • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

Очевидно, что именно конструирование по сравнению с прочими видами продуктивной деятельности готовит благоприятную почву для развития у детей технических способностей, а это очень важно для того, чтобы личность получила всестороннее развитие.
Во время занятий лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией одновременно развивается и детская речь: они запоминают названия цветов и оттенков, форм и пространственных обозначений, обогащая свой словарный запас. Когда в конце занятий наступает время анализа работ, дети рассказывают не только о своих «шедеврах», но и делятся мнением относительно чужих работ. Через лепку, аппликацию или рисунок дети выражают своё впечатление о мире и выражают к нему своё отношение. Но изобразительная деятельность только тогда приобретёт творческий характер, когда у ребёнка будет достаточно развито воображение, образное мышление и эстетическое восприятие, когда он в достаточной мере овладеет умениями и навыками, необходимыми для создания изображений. Большое значение в творческом развитии дошкольников должно иметь и активное участие родителей в образовательном процессе.

Кроме перечисленных выше положительных факторов, у правильного развития дошкольников есть ещё много других показателей прогресса. Саму же продуктивную деятельность можно рассматривать как важный компонент всестороннего воспитания и обучения дошкольников. Простые на взгляд занятия по обучению лепке, рисованию, конструированию и созданию аппликаций достаточно полно и гармонично вырабатывают у детей положительные сдвиги в:

  • физическом укреплении организма;
  • умственном развитии;
  • эстетическом развитии;
  • духовно-нравственном становлении личности.
22 2

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ СПО «Бендерский педагогический колледж»

Контрольная работа

по дисциплине

«Психологии»

«Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте»

Преподаватель спец. Дисциплин:

Звягина И.С

Выполнила:

Студентка: Арбабаева О.В

Введение

1. Продуктивная деятельность

2. Развитие изобретательной деятельности в дошкольном возрасте

Список литературы

Введение

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 - 7 лет. Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л.С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями. Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

1. Продуктивная деятельность

конструирование аппликация бросовый продуктивный

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,

аккуратности,

умения работать в коллективе,

трудолюбия

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности - является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

2. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Сами они этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображения.

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предоставляет возможность ребенку отражать действительность. Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки. На данных занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности - умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка. В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.) Занятия изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Изобразительная деятельность способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

3. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Ручной труд ребёнка - один из компонентов его эстетической деятельности, развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Художественный ручной труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха). Работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты использования. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы.

Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить «настоящие» орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребёнок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль. Ведь недостаточно просто изобразить человека, нужно сделать так, чтобы он стоял на своих ногах.

Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, деревья в саду Кощея Бессмертного они всегда лепят из пластилина темных цветов. Для лепки кукол они выбирают приятные для глаза цвета и находят выразительные детали (яркий бантик, декоративные элементы). Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке. Если предоставляется выбор - лепить из однотонного пластилина или из цветного - ребенок всегда предпочтет цветной.

Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т. е. умения изобразить предмет той или иной формы. В ходе выполнения аппликаций также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Детей младшего возраста учат наклеивать готовые геометрические фигуры и изображения на бумагу. При этом показывают приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Конструируя из строительного материала, они знакомятся

с геометрическими объемными формами,

получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,

понятия о стороне, углах, центре.

Ребята знакомятся с приемами сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги. Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей. Дети должны заниматься любимым и интересным для них делом. Работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Литература

1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.

2. Люблинская А.А Детская психология

3. Доронова Т.Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника.

5. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта.

6. Интернет ресурсы

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте. Роль игры в психическом развитии ребенка. Современные дети и современные игры в зеркале психологии. Характеристика видов игр.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2010

    Исследование основных направлений развития воображения в дошкольном возрасте. Анализ предпосылок возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте. Показатели влияния особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2010

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Сущность памяти как отражения прошлого опыта человека, характеристика ее видов и психологических особенностей. Основные этапы овладения произвольными формами памяти. Исследование процесса опосредованного запоминания информации в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Психологический анализ игры как ведущей деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Исследование видов и структуры игр на разных уровнях развития дошкольников. Определение значения игры в освоении ребенком собственного психологического пространства.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2011

    Развитие эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте, ее особенности. Психологическая сущность эмоций. Психологическая природа игрушки, ее виды, функции и назначение. Гендерные характеристики детской игрушки, ее влияние на эмоциональное развитие.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2011

    Виды трудовой, игровой и музыкальной деятельности ребенка. Роль изобразительного искусства в развитии детской личности. Проведение занятий по аппликации и лепке. Изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов.

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Экспериментальное изучение влияния конфликтов на развитие ребенка. Методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок. Опростник "Родительское отношение к ребенку".

    дипломная работа , добавлен 07.11.2014

    Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка, закономерности усвоения речи, особенности процесса развития функций речи в дошкольном возрасте. Становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической и грамматической.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе.
Становление ребенка как личности — ответственная работа педагогов и психологов, работающих с детьми. Основная задача в этой области — использование различных форм, методов и стилей, включая продуктивную деятельность.

Немалые ресурсы заключены в деятельности изобразительного характера. Рисунок ребенка — продукт серьезной работы малыша, в которой показан полет фантазии. Здесь дети раскрывают уникальные способности и становятся самостоятельными.

Исследования доказали, что влияние продуктивных видов деятельности благоприятно сказывается на развитии ребенка, помогает социализации детей.

Типы развлечений

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительные и конструктивные методы:

  • различные способы составления конструкций;
  • изготовление изделий из глины или пластилина;
  • мозаика, аппликация;
  • поделки;
  • изготовление макетов.

Виды изобразительной деятельности дошкольников также включают лепку и рисование. Для детей это не просто развлечение. Все эти способы проведения досуга — важные этапы развития малышей. Гармонично формируют когнитивные способности и индивидуальные характеристики ребенка, оказывают благоприятное действие на психическое развитие, широко используются в ДОУ.

Развитию мелкой моторики способствуют рисование и лепка. Пальчики ребенка становятся ловкими, гибкими, малыш начинает различать предметы и их физические свойства. Помогает учиться различать оттенки и цвета развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Помогает понимать количество и размер, развивает память, усидчивость, внимание. Эти навыки пригодятся во взрослой жизни, а пока, еще не умея говорить, ребенок выплескивает эмоции на листок бумаги: здесь он показывает индивидуальность и самостоятельность.

Продуктивная деятельность отличается тем, что она не зависит от конкретных материалов, а представляет собой созидательную работу, итогом которой становится конкретный результат. Создавая что-то своими руками, ребенок показывает это окружающим, чувствует себя деятелем, испытывает гордость за свою работу.

Задачи продуктивной деятельности

Задачи и цели проведения занятий по продуктивной деятельности:

  • вызвать у ребенка эмоции на предметы;
  • познакомить с окружающим пространством;
  • сформировать навыки использования средств изобразительного искусства.

У детей начинает формироваться и развиваться воображение, желание и интерес к продуктивной деятельности. В творческой работе ребенок становится творческой личностью.

Благодаря освоению изобразительных видов деятельности виден уровень подготовки к обучению в школе. Художественный труд требует особенного руководства. Родители или педагоги обязаны направлять ребенка, делать подсказки, например, используя красочные иллюстрации, читая пособия и брошюры. Ведь детям так необходима помощь старших.

Классификация

Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте имеют классификацию:

  • ознакомление с изобразительными материалами;
  • развитие сенсорных способностей;
  • улучшение моторики и координации движений;
  • знакомство с окружающим пространством;
  • развлечения музыкального характера.

Способы выявления у дошкольников способностей к продуктивной деятельности:

  • Речевое упражнение — направленно на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве. Помогает закреплению словаря ребенка.
  • Двигательная игра — условия, в которых формируется двигательная активность малыша, координация движений и развитие общей моторики.
  • Пальчиковая игра — тренировка пальцев, ладошек. К этой тренировке добавляют разучивание текста.
  • Манипулятивная игра — здесь используются мелкие игрушки, крупы. Такой вид деятельности необходим для развития зрительно-двигательных координаций.
  • Музыкальная игра — выполнение упражнений, сопровождаемое музыкой, текстом песни.

Такими способами решаются основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. Методы раскрывают индивидуальность ребенка. Положительные эмоции, которые он испытывает в процессе творческого вдохновения, становятся движущей силой, благотворно влияющей на детскую психику. Эта сила помогает дошкольнику справиться с трудностями. Упражнения отвлекают детей от грустных мыслей, убирают напряжение, борются со страхом и тревогой.

Изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед детьми вопрос: «что из этого можно сделать?». Таким образом происходит стимуляция порождения замысла и его воплощения.

Особенности изобразительной деятельности дошкольников заключаются в подготовке и проведении. Здесь важно избегать однообразия и формализма. Важно, чтобы дети занимались творчеством под чутким руководством взрослых. Организация должна носить добровольный характер и строиться на партнерстве с взрослыми. Родители или педагоги должны подумать над тем, как привлечь и удержать внимание детей.

Задачи, которые стоят перед родителями или педагогами:

  • формирование у малышей зачатков представления о культуре, искусстве, художественном вкусе;
  • развитие творческих способностей;
  • обучение видам деятельности, через которые дети приобщаются к художественной культуре;
  • формирование уверенности в себе, становление индивидуальности у малышей;
  • укрепление физического и психического здоровья;
  • формирование уважения к чужому мнению;
  • обучение рациональному использованию материалов;
  • развитие интереса к своей стране, семье.
  • формирование эстетического восприятия мира.

При организации важно учитывать, чтобы деятельность проводилась в определенные дни и время. Для ребенка становится привычным такой распорядок жизни, вырабатывается привычка и настрой на предстоящую работу. Также не забывайте, что занятия проходят не как дополнение к традиционным, а взамен их. Такую деятельность можно назвать работой в мастерской. Мастерская — работа в группе, это организованное пространство, в котором создаются красивые, интересные и необходимые вещи для детей. Места детей не должны быть жестко закреплены за ними. Каждый раз можно заново самостоятельно выбирать себе соседей. Обеспечьте свободу перемещения для детей, чтобы каждый малыш мог в любое время пойти за инструментом или материалом, который ему понадобится. Воспитатель должен быть динамичен и занимать место с тем дошкольником, которому требуется больше внимания, который отстает в работе.

Заключение

Есть 2 важных фактора, на которые стоит обратить внимание, организуя детское изобразительное творчество.

  1. Каждая форма педагогического процесса, которая связана с изобразительным творчеством, должна содержать в себе смысл. То есть в процессе бесед, экскурсий ребенок должен иметь возможность пополнять, обогащать знания в области изобразительного творчества и культуры.
  2. Творческий процесс принесет лучшие результаты тогда, когда он будет интересен. Активизация интереса детей — вот к чему нужно стремиться педагогам и родителям.

Выполнить какую-либо задачу, узнать что-то новое, закрепить пройденный материал — без интереса это сделать крайне сложно. Интерес и умение удивлять — это две основополагающие силы творческого становления. Однако во всем нужно соблюдать меру: и в игре, и в содержательности.

Закономерность — еще один важный фактор при организации процесса изобразительного творчества детей. Если педагог сам заинтересован в процессе, то это отразится и на вовлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к организованной им деятельности, результаты будут намного ниже, чем реальные способности детей.

Каждое достижение дошкольника в изобразительном творчестве — маленькая победа, поэтому ваше равнодушие или пренебрежение к результатам замедляет творческий прогресс малыша в целом. Ребенок, как формирующаяся личность, зависим от мнения окружающих взрослых, которые имеют для него авторитет, поэтому оценка родителей и педагога так важны для него.

Отношение воспитателей и родителей к изобразительному искусству определяет педагогические условия развития детского изобразительного творчества. Если искусство воспринимается как средство самовыражения ребенка, то его работы приобретут индивидуальный характер. Если средства искусства воспринимаются и используются только ради самих средств, работы теряют индивидуальный почерк, а само творчество и процесс утрачивают сущность.

Развитие творческих способностей при помощи продуктивной деятельности играет большую роль для интеллектуального развития дошкольника. Они связаны между собой и активизируют работу друг друга. Чем больше ребенок умеет делать своими руками, тем он умнее. Создавая что-то руками, дошкольник развивает индивидуальные черты характера.

Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте считаются эффективным методом целостного развития детей. Это не просто игра, а целый комплекс работ, позволяющий подготовить ребенка к решению поставленных задач в максимально комфортной для него среде. Продуктивная деятельность помогает приобрести знания в процессе изобразительной деятельности и совместной игры с педагогами.

Дошкольники получают образец поведения в бытовой деятельности, развивают целеустремленность и способность взаимодействовать со сверстниками. В процессе освоения материала дети должны иметь перед глазами положительный пример, поэтому следует внимательно подходить к выбору предметов и материалов для занятий.

Что такое продуктивная деятельность

Для продуктивных видов деятельности целью является разноплановое развитие детей при помощи понятных и интересных способов. Привлечение ребенка к реальной бытовой действительности также происходит через игру и изучение предметов, с которыми придется столкнуться в будущем.

Виды деятельности для дошкольного возраста:

  • Конструирование;
  • Лепка из пластилина, глины, соленого теста;
  • Создание аппликаций, собирание пазлов и мозаики;
  • Склеивание макетов и поделок.

Развитие ребенка в данных направлениях является задачей всех дошкольных учреждений, а также родителей. В программы воспитания дошкольников всегда включена деятельность, способствующая созданию определенного продукта и получения конкретного результата.

Это помогает детям реализовать свой потенциал, попробовать себя в бытовой деятельности, получить новые эмоции и полезные навыки. Работа должна быть под контролем старших, которые также являются образцом поведения для детей в той или иной ситуации. Деятельность всегда направлена на взаимодействие с окружающими предметами, а итогом должен стать конкретный продукт. Игровая форма позволяет ребенку мгновенно включиться в процесс и выполнить все задачи особенно эффективно. Именно в этот момент у дошкольника формируется характер, развивается сила воли и ощущение своей индивидуальности.

В момент выполнения практических задач дети лучше усваивают информацию, учатся концентрироваться и доводить дело до конца. Детские игры позволяют получать сведения, но закрепить и можно только при помощи выполнения какого-либо задания, направленного на результат. Для этого предоставляются материалы и широкий выбор способов для усвоения навыка. В итоге у ребенка происходит развитие таких качеств, как активность, усидчивость, целеустремленность и внимательность. Он становится самостоятельнее, учится обрабатывать поступающую информацию и пользоваться ею, создавать конкретные продукты на основе полученных знаний.

Продуктивные виды деятельности могут быть построены на погружении в окружающий мир.

Дети легче запоминают информацию, когда знакомятся с конкретными примерами, иллюстрирующими полученные сведения.
Изобразительная деятельность особенно благоприятно сказывается на развитии и формировании необходимых качеств личности ребенка в дошкольном возрасте. Деятельность становится продуктивной, когда дошкольник проявляет интерес к цвету, форме и другим свойствам предмета или явления и старается использовать этот образ в своей работе.

Так развивается не только эстетическая сторона личности, но и физическая форма. В процессе продуктивной деятельности легче влиять на поведение ребенка. Он воспринимает информацию активно и стремится ее использовать. Часто деятельность требует активного поведения, постоянного взаимодействия со сверстниками и овладения новыми приемами. Педагог может и должен корректировать процесс, подсказывать наилучшие пути решения той или иной задачи, способствовать развитию на все планах, включая физический.

Изобразительная деятельность в раннем возрасте

Польза такой деятельности заключается в легкости восприятия и переработки сведений ребенком. Дошкольники проще понять и сделать что-либо, если есть наглядный образец. Когда дети знакомятся с новыми объектами или действиями, это сильно влияет на формирование их личности. Педагоги должны заранее позаботиться о теме продуктивных видов деятельности, чтобы дети получили от них пользу. Дети должны уметь изображать свои мысли и впечатления. Это умение подтверждает, что ребенок в достаточной мере впитал полученную информацию.

Чтобы погрузить дошкольников в нужную атмосферу, следует пользоваться всеми возможными способами, от изменений в интерьере, до применения наглядных пособий.
Педагог также должен принимать участие в процессе.

Деятельность должна иметь определенную последовательность, поэтому не стоит за один день освоить все аспекты изобразительной деятельности. Первое знакомство с темой можно начать с самого простого – рисования. Постепенно конечный продукт должен усложняться. Такой подход помогает детям изучить предмет с разных сторон, а затем успешно применить его в бытовой жизни.

Важно, чтобы ребенок не просто повторял то, что делает ведущий педагог, но и сам проявлял творческие наклонности, абстрактное мышление, предлагал свои пути решения задачи. Изобразительное искусство помогает ежедневно улучшать свои навыки, подробнее познавать предмет изучения и, что важно для любого ребенка, иметь перед глазами готовый продукт своего труда.

Как происходят занятия

Занятия продуктивными видами деятельности обязательно разделяют на пять этапов. Первым этапом является предварительная работа. Ее следует проводить до начала занятия, чтобы максимально включить в процесс детей дошкольного возраста.

На этом этапе происходит наблюдение за живыми объектами, изучение образцов, рассматривание иллюстраций и макетов.
Также ведущий педагог может прочитать книгу на подходящую тему или показать фильм. Для предварительной работы выбирают тематические игры, с которыми по смыслу связана будущая продуктивная деятельность.

Подготовка к занятию происходит плавно и вытекает из игры. На этом этапе нужно заинтересовать ребенка необходимой темой, вызвать его любопытство при помощи удивительных историй или объектов. Если дошкольник начнет задавать вопросы, это хороший знак. Значит, можно переходить к следующей части занятия.

Заинтересованность ребенка еще не означает, что он готов полностью включиться в деятельность, поэтому нужно показать ему все выгоды, которые он получит после завершения дела.

Обычно дети с удовольствием берутся за изображение объектов, используя предоставленный материал, необходимо лишь объяснить им, зачем это нужно. Предмет должен увлечь всех детей, поэтому педагог дожжен получить одобрение каждого ребенка.

Процесс работы – важный этап занятия. Именно в этот момент у детей могут появиться новые вопросы, ответы на которые воспитатель должен найти вместе с детьми. Нельзя игнорировать малышей, лучше обсудить предмет или объяснить, почему и что необходимо сделать для достижения результата. Дело будет более продуктивным, если все дети вовлечены в процесс с одинаковым интересом. Можно предложить им сравнить результаты в конце занятия, но не с целью выявить лучший и худший продукт, а для знакомства с разнообразием объектов и разными взглядами на один и тот же предмет деятельности.

Подведение итогов должно быть всегда, ведь именно это мотивировало детей на занятия. Дошкольники обязательно поделятся своими результатами, и очень важно, чтобы педагог правильно отреагировал на это. Не обесценивайте труд ребенка, обязательно поддержите каждого малыша, внимательно рассмотрите его творение и проявите участие в обсуждении. Даже если материал был усвоен не так, как предполагалось, не лишайте малыша одобрения.

Польза продуктивных видов деятельности

Продуктивная деятельность должна обязательно присутствовать в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С ее помощью можно познакомить ребенка с новыми явлениями, научить его пользоваться некоторыми предметами в бытовой деятельности, глубже понимать происходящее в окружающем мире.

Применяя различные виды изобразительной деятельности, можно добиться развития положительных качеств личности . Рисование, лепка, создание аппликаций и другие занятия воспитывают в малышах нравственность, тренируют ум, прививают чувство прекрасного, а также укрепляют мускулатуру, ведь большинство занятий предполагает физическую активность.

Воспитатель должен быть увлечен любым видом продуктивной деятельности сам, иначе дошкольники не воспримут всерьез попытки привлечь их к изобразительному искусству, не станут работать над поставленной задачей и не приобретут полезных навыков.

Постоянная поддержка со стороны воспитателя взращивает уверенность в себе и своих силах. Дети стремятся познавать больше, создают что-то новое, и в такие моменты можно обнаружить творческие наклонности к определенным видам деятельности.

К сожалению, безразличное отношение к успехам малыша может сильно повлиять на его развитие и поведение в бытовой деятельности. Также у него пропадет интерес не только к настоящему процессу, но и к любым другим занятиям, если педагог позволит себе критику или иронию в его адрес. Именно отношение воспитателя определяет пользу и продуктивность занятий.

Чтобы деятельность была не во вред, нельзя заставлять дошкольников выполнять какие-либо задачи. Занятия не должны быть похожи на урок или обязанность, ведь их суть заключается в том, чтобы, знакомя детей с темой, заинтересовать их. Только это умение принесет плоды, и дошкольники сами примутся за дело, будут задавать вопросы, размышлять и развивать свои навыки в бытовой деятельности.