Нод рисование в старшей. Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Разрисуем белый город

  • 19.09.2019

Тема: Рисуем дерево

Цели: учить детей воспринимать содержание художественных произведений,пониматькрасоту природы; познакомить с творчеством И.И. Левитана; совершенствовать умение изображать предметы по памяти; технику рисования и закрашивания карандашами; развивать умение замечать изменения цвета в природе; воспитывать бережное отношение к деревьям.

Оборудование: репродукция картины «Березовая роща» И.И. Левитана, мольберт, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (изображения березы, дуба, ивы); карандаши простые и цветные; бумага.

Предварительная подготовка: во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, чтодеревья разных видов имеют существенные отличия: цвет коры, форму кроны, форму ствола и другие признаки.

Ход занятия

  • I. Беседа по картине.
  • Воспитатель: Многие известные художники любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые места, любовались ими, а потом делились своей радостью с нами, нарисовав прекрасные картины. Вот одна из них перед вами.
  • Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину И.И. Л евитана « Березовая роща»
  • - Посмотрите, насколько красива природа, запечатленная художником. Что же нарисовал художник? Какие деревья нарисовал художник? Какое время года и какое время суток изображено на картине? Как выоб этом догадались? Какими красками нарисована эта картина? Нравится ли вам эта картина?(Ответы детей)
  • - Да, эта картина Исаака Левитана называется «Березовая роща». В нейстолько света, радости. Именно поэтому она уже долгие годы радует многих людей, любующихся ею в музее.
  • II . Актуализация знаний.
  • Воспитатель. Нарисовать так, как это сделал художник, непросто. Всем известным художникам пришлось долго учиться и много рисовать, изображая предметы так, чтобы они выглядели, как настоящие. Вот и мы с вами будем учиться рисовать разные деревья так, чтобы все могли сразу их узнать. Но сначала посмотрим, чем они отличаются. Послушайте загадку:
  • Кудри в речку опустила
  • И о чем-то загрустила,
  • А о чем она грустит,
  • Никому не говорит.
  • - О каком дереве загадка?(Ответы детей) Правильно, это ива.
  • Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение ивы
  • -Какие кудри ива опустила?
  • -Какие листочки у ивы?(Ответы детей)
  • -Вот еще загадки о дереве, хорошо вам известном.
  • Стоят столбы белые,
  • На них шапки зеленые,
  • Летом мохнатые,
  • Зимой сучковатые.
  • Где они стоят, там и шумят.
  • Стоят в поле сестрицы,
  • Платья белены,
  • Шапочки зелены.
  • - О каком дереве говорится в этих загадках?(Ответы детей) Конечно о березах.
  • Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение березы.
  • - Почему про эти деревья говорят «белоствольные» или «столбы белые»?
  • -А по каким еще признакаммы можем узнать березку?Как расположены веточки у березы? Какие у березы листочки?(Ответы детей)
  • А эта загадкапро любимое многими дерево.
  • Я из крошки-бочки вылез,
  • Корешки пустил и вырос,
  • Стал высок я и могуч,
  • Не боюсь ни гроз, ни туч.
  • Я кормлю свиней и белок-
  • Ничего, что плод мой мелок.
  • -Какое дерево вырастает из такого семени?(Воспитатель показывает детям желудь.) (Ответы детей) Конечно, это дуб.
  • Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение дуба
  • - Почему про дуб говорят «могучее дерево»? Какие у него листья? Какой ствол?(Ответы детей)
  • - Как видите, каждое дерево имеет свои особенности.У одноговетви опущены вниз, у другого – смотрят вверх. У березы кора белая, гладкая, а у дуба - толстая, морщинистая. Все эти отличия должны быть отображеныврисунке, чтобы нарисованное дерево было узнаваемым.
  • III. Показ приемов работы.
  • Воспитатель. Начнем наш рисунок с того, что определим,как нам нужно расположить лист бумаги: горизонтально или вертикально. Я расположу лист горизонтально, поскольку хочу нарисовать на нем тридерева. Затем я простым карандашом тонкимилиниями нарисую контуры деревьев. После этого подберу карандаши нужного цвета и раскрашу стволы деревьев, нарисую листья, а также не забуду нарисовать землю, иначе деревья у нас будут без корней «висеть в воздухе».
  • Во время рассказавоспитатель показывает детям приемы рисования разных деревьев.
  • IV. Практическая работа
  • Дети рисуют иву, березу, дуб.
  • V. Итог занятия.
  • Рисунки детей выставляются на стенде.
  • Воспитатель. Вот какой чудо – лес вырос у нас в группе. Могучие дубы, веселые березки, грустные ивы – все они разные, но так нужны нам. Деревья украшают нашу землю. Из них делают много полезных вещей: мебель, лодки, бумагу, карандаши и т.д. Деревья очень важны для нас. Поэтому надо беречь каждую веточку, каждый росточек. Без леса жизньна Земле будет просто невозможна.
  • И в дождь, и в зной
  • Поможет этот друг,
  • Такойзеленый и хороший-
  • Протянет нам десятки рук
  • И тысячи ладошек.

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект НОД

по рисованию

в старшей группе

на тему «Кошечка»

Разработал: Т.М. Жукова

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста».

Проверил: Т.А. Колесникова

руководитель практики

Красноярск, 2018г.

Тема занятия : «Кошечка»

Дата проведения : 19.01.2018г.

Тип занятия: комплексное занятие

Технология занятия: технология интегрированного обучения

Цель занятия: учить детей передавать в рисунке образ котенка (на основе геометрических фигур, круг-голова, овал-туловище).

З адачи:

Образовательные задачи:
- с о
- у

Развивающие задачи:

Р

Воспитательные задачи:

Планируемые образовательные результаты:

В процессе собственной деятельности (в рисовании) стремятся создавать выразительные и интересные образы. - Проявляют умения выражать замысел, имеют представления о форме предмета. - Демонстрируют умение доводить дело до конца, проявляют самостоятельность. - Демонстрируют умение рисовать кошечку гуашевыми красками, умение закрашивать методом тычка. - Демонстрирует знания о сером цвете, о способе его получения.

Основные термины, понятия: котенок, серый, круглый, овальный, разные.

Материалы к занятию : презентация «Такие разные кошки», оборудование к занятию (гуашь, палитра, кисти, простой карандаш, бумага для рисования), загадка.

Техническое оборудование: ноутбук, видеопроектор.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Участники: воспитатель,обучающиеся.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Предварительная работа: беседа о кошках, чтение художественной литературы о кошках, наблюдение за поведением кошки (на прогулке, дома), смешивание красок.

Методы работы с детьми: беседа, демонстрация, показ, стимулирование занимательным содержанием.

Структура занятия:

Этап занятия

Время

    Вводная часть

Мотивационно-побудительный этап. Просмотр презентации

5 минуты

    Основная часть

Рисование.

18 минут

    Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия.

2 минуты

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть. Воспитатель: Здравствуйте, ребята. К нам в группу сегодня пришла замечательная гостья. Давайте отгадаем загадку и узнаем кто это. Лапки - мягкие подушки, Кверху поднятые ушки. Ну, подумайте немножко. Догадались? Это... (кошка). Г. Утробин

- Ребята, о ком эта загадка? (ответы детей)

Правильно, это кошка. Давайте посмотрим с вами какие разные бывают кошки.

Просмотр презентации «Такие разные кошки». Во время просмотра воспитатель рассказывает о кошках: - Кошка в мире животных занимает особое, почетное место. Это удивительное существо: гордое и независимое, нежное и ласковое, добродушное и умное. Нет одинаковых кошек. Они отличаются друг от друга цветом шерсти и глаз, у них разные характеры. Туловище у кошек гибкое. Усы и брови помогают им улавливать запах, определять расстояние в прыжках, даже определять скорость ветра. А кошачий хвост всегда показывает, в каком настроении кошка: спокойном, игривом или раздраженном. Бегать, прыгать - их любимое занятие. Кошка - отличный охотник. - Ребята, а вы знаете, что любит делать кошка? (ответы детей)
-
Если вы захотите полюбоваться кошками разных пород, вы можете сходить на выставку кошек.
-
Вы были на выставке кошек? (ответы детей)
- А д
авайте мы с вами нарисуем кошек и организуем собственную выставку? (ответы детей)

Воспитатель приглашает детей за организованные рабочие места.

Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, какую кошечку хотим нарисовать? Каким она будет окрасом? Что она у нас будет делать (бегать, играть, сидеть и т.д)?
-
Скажите, пожалуйста, с чего нужно начинать рисовать кошку? (Побуждает детей к обсуждению приемов рисования).
-
Да, с начала ближе к верхнему левому углу мы будем рисовать голову. Какой формы голова? (круг). -Теперь рисуем туловище, какой формы туловище? (овал).
- Ребята, мы с вами нарисовали голову и туловище, скажите, что ещё нам нужно нарисовать? (лапы, ушки, глазки, усы, хвост)
-
Ребята, возможно у кого-то кошечка серого цвета, а у нас серой гуаши нет, как быть? (ответы детей) (получение серого путем смешивания белого и черного).

У нашей кошечки шерсть пушистая, как мы это можем показать в рисунке? (Будем рисовать методом тычка).
-
Начинаю закрашивать кошечку тычками по линии всего контура, а потом внутри.

Практическая деятельность с детьми. -Вот такая красивая получилась кошечка!

3. Заключительная часть

Выставка детских работ.

Рефлексия

Ребята, кого мы сегодня с вами рисовали?

Какие цвета вы использовали во время рисования? Каким способом вы получали новые цвета?

Вам понравилось рисовать кошечку?

Какие вы молодцы! Дома вы можете нарисовать кошечек другого окраса и дополнить нашу выставку.

Список использованной литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 год.
2.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Москва – Синтез, 2014 год.
3
. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Москва, 2007 год.

Самоанализ занятия

Мною было проведена непосредственно образовательная деятельность по рисованию «Кошечка» в старшей группе. НОД была проведена по плану.

1. Внешние связи НОД. НОД имеет связь с предыдущими занятиями по теме «Домашние животные».

2. Характеристика триединой цели НОД.

Образовательные задачи:
- с о вершенствовать умение смешивать два цвета, чтобы получился новый цвет (белый+черный=серый) , побуждать детей к выбору цвета.
- у чить располагать рисунок в соответствии с формой предмета (положением котенка, вертикально или горизонтально).

Развивающие задачи:

Р азвивать умения принимать замысел, умение соотносить объект с действительностью.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.

Начало НОД было максимально доброжелательным, искренним и открытым. Поставленные задачи соответствовали программным требованиям, содержанию материала. Дети во время НОД были заинтересованы, активны.

Содержание НОД соответствовало требованиям стандарта. Структура НОД предложена выше. На мой взгляд, целям и типу она соответствует. Этапы НОД были логически связаны, плавно переходили один в другой. На каждом из этапов подводились итоги. Время распределялось на отдельные этапы по-разному в зависимости от того, какой из них являлся основным. Начало и конец НОД были организованными. Темп ведения НОД был оптимальным. Группа к НОД была подготовлена. На мой взгляд, в ходе НОД цель была достигнута.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 64»

Конспект НОД

по рисованию в старшей группе,

с использованием нетрадиционных техник

(Свеча и гуашь, Пластилинография,Рисование-оттиск ватной палочкой, катушкой, восковыми карандашами.)

Воспитатель: Воронкова И.В.

2018год.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Рисунки-подарки для наших друзей.» (Инновационные педтехнологии в ИЗОдеятельности.)

Цель: Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путём проведения занимательных занятий.

Задачи: Обучающие: Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Развивающие: Развивать творчество, фантазию . Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.

Воспитательные: Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

Предварительная работа: рисование разными способами, свечой, восковыми карандашами, пластилином, печатаньем с помощью различных предметов.

Методы и приемы: беседа, использование нетрадиционной техники рисования, музыкальное сопровождение.

Материалы: л ист плотной бумаги белого и разного цветов, свеча, трафарет - звёзды, деревьев, ёлочек, гуашь, кусочек поролона (на каждого ребёнка) кисточки, ватные палочки, катушки, пластилин, доска для лепки, салфетки, аудиозапись.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кого сегодня нет и почему?

Ответы детей: Андрюши, Венеры, Маши, они болеют.

Воспитатель: Когда вы болеете, какое у вас настроение и как вы себя чувствуете?

Ответы детей: Плохо и скучно.

Воспитатель: А как мы можем помочь нашим друзьям?

Ответы детей: Нарисовать для них весёлые и красивые картинки и передать им.

Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня мы нарисуем необычные картинки, разные с помощью необычных предметов, а каких?

Ответы детей: Можно нарисовать свечкой, восковыми карандашами , печатать, пластилином.

Воспитатель: да этим можно рисовать , а давайте вспомним как можно этим рисовать? Ответы детей. А теперь я предлагаю придумать вам картинки и чем вы будете рисовать, присесть за столы и начинать работать.

Практическая часть

Звучит тихая музыка. Дети рассаживаются и выполняют работу. Прохожу между столами и спрашиваю для кого он выполняет работу. (Во время работы детей, оказывается помощь).

Заключительная часть

По завершении работ, рисунки развешиваются на специально приготовленный стенд (доску).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, спасибо! Мы обязательно передадим нашим друзьям работы и пожелаем им скорее выздороветь и прийти к нам.

Доклад Воспитателя: Воронковой И.В.

от 10.01.2018г.

ТЕМА:« Одна из форм работы с детьми с ОВЗ.»

Тема работы: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата посредством декоративного рисования.»

Я, Воронкова И.В. работаю в детском саду г. Таганрога №64 для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости адаптации ребенка с недостаточным развитием мелкой моторики рук к будущей жизни, в том числе и для подготовки руки к письму.

Овладение разнообразными движениями рук способами действия различными инструментами имеет важное значение для психического развития. Развитие моторики начинается очень рано и постепенно усложняется с включением всё более сложных орудивных действий и среди них рисование имеет огромное значение для развития мышления и разнообразных способностей. (образно сказ. Сухомлинский « Способности у детей на кончиках пальцев.») Декоративное рисование может помочь развитию мелкой моторики и одновременно решить вопросы эстетического, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка. Так технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать, различные элементы росписи: Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что будет необходимо ребенку в дальнейшем при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв К тому же, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.. При рисовании - возникновение изображения доставляет детям удовольствие. А также ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Народная игрушка и предметы быта украшенные народными мастерами, ярки и красочны вызывают познавательный интерес и эмоциональный отклик у детей. Роспись игрушек и предметов быта способствует развитию пространственной ориентировки и развитию мелкой моторики.Обыгрывание игрушек даёт возможность общаться, взаимодействовать друг с другом развивать речь, мышление фантазию.Воспитывает и патриотические чувства узнавая историю игрушки и народным мастеров. разнообразие и богатство культуры народа, традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.

Значимость формирования здорового образа жизни у детей и сохранности здоровья, осуществление необходимой коррек- ции недостатков в их развитии подчеркивается во всех государственных стратегических документах: новом Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и других.

Цель моей работы:

Развитие мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями путем ознакомления с предметами народного декоративно - прикладного искусства и декоративного рисования.

Для реализации этой цели я определила следующие

задачи:

1. Определить уровень знаний детей о народном декоративно - прикладном искусстве и технические навыки детей в декоративном рисовании.

2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству.

3. Познакомить детей с предметами декоративно - прикладного искусства.

4. Развивать мелкую моторику рук формируя навыки технического исполнения разных видов росписи.

5. Формировать любовь к народному декоративно - прикладному искусству вызывать эмоциональный отклик, обогащать духовный мир детей.

Работа велась в несколько этапов .

На 1 этапе я адаптировала и провела предварительную педагогическую диагностику освоения детьми программы «Детство» по разделу «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» авторы Л.М.Гурович, Н.А.Курочкина, А.И. Ходькова. Диагностика позволила выявить: детям нравятся предметы дек.прик.ис-ва но не всегда их различают,познавательный интерес выражен слабо, изготовление предметов и технические навыки находятся на низком уровне., затруднено из-за слабо развитой мелкой моторики.

На 2 -м этапе

Модернизировали развивающую среду для приобщения детей и родителей к народному творчеству.

Мы организовали постоянно сменяющуюся предметно - пространственную среду:

  • Организовывали выставки; детских рисунков и работ;
  • иллюстрации и алгоритмы рисования каждого вида росписи;
  • Приобрели и изготовили дидактические игры:

«Обведи элемент»«Узнай вид росписи по элементу»

«Какой элемент лишний» «Выбери цвета, присущие этому виду росписи» «О чем говорится»«Найди пару» «Собери целое»«Декоративное домино»«На что похоже» «Поможем художнику» «Придумай сказку, рассказ о народной игрушке»

  • Изготовили шаблоны народных игрушек и предметов. Постоянно изготавливали и меняли пособия с загадками, кроссвордами, ребусами.
  • Обновили материал для игр - инсценировок и игр - драматизаций для импровизации на основе литературного текста.
  • В уголке ИЗО «Кисточка и карандаш» создали «мастерскую», где дети совместно с педагогом изготавливали игрушки и предметы декоративно - прикладного искусства.

На 3 -м этапе

Была организована непосредственная работа с детьми по:

1. Развитию интереса к народной игрушке

Задачи работы с детьми:

Развивать интерес к народной игрушке, учить узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрёшка), видеть их яркость, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые элементы, их цвет.

геометрических, растительных узоров, стилизацию знакомых форм (трава, ягода, цветок, лист).

Мы планировали и проводили веселые ярмарки 2.Обучению декоративному рисованию на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомству с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании.

Задачи работы с детьми.

Учить украшать изображения предметов, элементов узора, располагать их на всём листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя их. Технические задачи ставились с учетом психофизических возможностей детей и направлялись на обязательное освоение и создание ситуации успеха.

3.Формированию детского декоративного творчества.

Задачи работы с детьми:

Выбирать вид народного искусства, его элементы, сочетания цветов, композиций, создавать творческие композиции, определив только назначение предмета (задачи дети решают по-своему).

Был адаптирован перспективный план по ознакомлению с разными видами народно - декоративно - прикладного искусства на все возрастные группы, опираясь на задачи программы «Детство», используя методическое пособие Т.Г. Казаковой «Развивайте у дошкольников творчество» и В.В.Гавриловой, Л.А. Артемьевой «Декоративное рисование с детьми», учитывая физические возможности детей. В план включили предварительную работу с детьми, технические минутки, разнообразные игры, упражнения для овладения детьми различными элементами росписи, художественные произведения.

Разработан алгоритм ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством:

v Знакомство детей с видом росписи (беседа, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание предметов).

v Дидактические игры Технические минутки

v Специально - организованное обучение в форме занятий.

v Закрепление рисования в совместной деятельности посредством алгоритмов.

v Работа с родителями (консультации, совместное посещение выставок)

В связи со слабо развитой мелкой моторикой рук определена последовательность обучения техническим навыкам от простого к сложному:

  • Нарисуй элемент в воздухе Обведи элемент Обведи и раскрась
  • Рисование пальчиком Рисование тычком Рисование кисточкой

Пальчиковая гимнастика.

Особенностью нашей работы было увеличение времени освоения каждого этапа, технического приема - исходя из возможностей детей и для создания ситуации успеха каждому ребенку.

Развлечения, объединяющие разные виды искусства - музыку, живопись, литературу, с последующей «продажей» предметов, изготовленных руками детей. «Народные игрушки», «Золотая Хохлома», «Голубая Гжель».

Интеллектуально - речевые игры: викторины, конкурсы по форме организации как телеигры «Умники и умницы», «Звездный час», «Поле чудес», «Самый умный». Сотрудничали с музеем градостроительства и быта - посещали тематические выставки по ознакомлению с предметами декоративно - прикладного искусства. Проводили родительские собрания, консультации, совместные досуги с родителями.

Вопросы рассматриваемой нами проблемы постоянно находятся в процессе изучения и адаптации в дошкольном образовательном учреждении. Проводились:

v - консультация « Народное декоративно - прикладное искусство как возможность патриотического воспитания детей»;

v семинар «Особенности ознакомления с декоративно - прикладным искусством в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте»;

v семинар «Нетрадиционные изобразительные техники в декоративном рисовании для развития мелкой моторики рук»;

v педсовет « Развитие творческого потенциала детей средствами декоративного рисования»;

v мастер - класс «Декоративное рисование как средство развития мелкой моторики рук».

А также данная тема поднималась на курсах ИПК и ПРО.

Результат:

По итогам работы я провела итоговую педагогическую диагностику

освоения детьми программы «Детство» по разделу «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» авторы Л.М.Гурович, Н.А.Курочкина, А.И. Ходькова.

Проанализировав ее результаты, отметила положительную динамику, которая проявилась в следующем:

У детей проявился устойчивый интерес к предметам декоративно - прикладного искусства;

Уверенные знания о декоративно - прикладном искусстве;

Улучшилась мелкая моторика рук, рука стала более «твердой», проявилось качество работы с кистью - 15% с высоким, 50 % со средним, 35 % детей с низким уровнем технических навыков;

Обогатился словарный запас детей;

Почти у всех детей возникло стремление к преодолению трудностей;

Дети научились использовать изобразительный опыт в творческой деятельности, при создании собственных рисунков и поделок.

Нами систематизирован методический материал и создан перспективно - тематический план на все возрастные группы; модернизирована постоянно меняющаяся предметно - пространственная среда; разработаны материалы для консультаций родителей по приобщению детей к народному декоративно - прикладному искусству.

Опыт моей работы используется педагогами нашего ДОУ.

Перспективы работы: В старших группах предполагаю продолжить начатую работу и уделить внимание ручному труду по изготовлению предметов народного декоративно - прикладного искусства для формирования у детей чувства принадлежности к своему народу, его культуре, развития моторики рук.

Консультация для родителей на тему: «Роль искусства в развитии ребенка»

Подготовила воспитатель Воронкова И.В.

2018 год
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство - это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества - рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.
Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.
Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.
В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.
Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.
Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения.
Но одно не вызывает сомнений - первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

Лашманкина Екатерина Анатольевна
МАДОУ "Детский сад №104" комбинированного вида
Республика Мордовия г. Саранск
воспитатель

Конспект НОД по рисованию «Дымковская лошадка» в старшей группе

СКАЧАТЬ (с фото)

Мария Курилова
Конспект занятия по рисованию «Дымковская лошадка» в старшей группе

Цель : учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи , подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию .

Задачи :

Образовательные : продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки ) . Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии) . Подбирать краски (сочетание цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная) . Упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и чёрточек концом кисти.

Развивающие : развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

Воспитательные : воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Материал и оборудование : дымковские игрушки (для демонстрации, бумажные силуэты лошадки , таблицы с изображением элементов дымковской росписи , рисунки - варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа : беседы о дымковской игрушке , об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи . Разучивание стихов по теме.

Индивидуальная работа : учить Диму Ф. рисовать волнистые линии , продолжать учить Рому Р. рисовать концом кисти .

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек, а каких отгадайте :

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Посмотри, как хороша, эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет.

Песню тихую поет.

О каких игрушках идет речь в этих стихах?

Дети : - О дымковских игрушках .

Воспитатель : - Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках . Назовите их.

Дети перечисляют : - Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…

Воспитатель : - Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.

Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек?

Дети перечисляют цвета : - Синий, красный, оранжевый…

Воспитатель : - Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи?

Дети : - Белый цвет.

Воспитатель : - Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.

Дети перечисляют : - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка).

Воспитатель : - Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг , прямую и волнистую линию…

Дети выполняют задание.

Воспитатель : - А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня . Сначала мы нарисуем мелкие детали - это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза , и какой краской?

Дети. - Глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём "тычка".

Воспитатель. Что ещё мы нарисуем чёрной краской?

Дети. - Ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.

Воспитатель. - А ещё, какой краской можно нарисовать хвост и гриву ?

Дети. - Можно использовать коричневую краску.

Воспитатель. - А чем вы украсите своего коня?

Дети. - Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца .

Воспитатель :- Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой силуэт лошадки и раскрасить его , как мастера. Приступайте к работе.

Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.

Физкультминутка :

Я прошу подняться вас - это раз.

Повернулась голова - это два.

Руки вверх, вперед смотри - это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать - это пять.

Всем ребятам тихо сесть - это шесть!

Дети заканчивают работу, моют руки.

Из раскрашенных силуэтов составляю панораму « Дымковская лошадка » .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка !

Дети : - Да! Игрушки яркие, праздничные.

Воспитатель : - Раз у нас получился настоящий праздник, расскажите стихи о дымковских игрушках .

1 ребенок :

Чем знаменито Дымково ?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

2 ребенок :

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

3 ребенок :

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

5 ребенок :

Что за конь!

Только тронь -

Со всадником вместе

Ускачем верст за двести!

Подведение итогов :

В конце занятия выставляются все расписанные силуэты лошадок . Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

Воспитатель : - Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

На этом занятие окончено .

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике
«Осенние звёздочки».
Группа: подготовительная
Техника: рисование восковыми мелками и акварелью
Цель: Выполнить рисунок осенних цветов, передав их фактуру и характерные особенности.
Задачи:
­ образовательная. Закреплять знания детей о цветах, продолжить знакомство детей
с нетрадиционным видом изобразительной деятельности – рисование восковыми мелками и
акварелью.
­ развивающая.. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, фантазию,
умение ориентироваться на плоскости, развивать художественные навыки и умения,
художественный вкус.
­ воспитательная. Воспитывать положительное отношение к природе.
Материал и оборудование: схема поэтапного рисования данного рисунка, лист бумаги А4,
простой карандаш, восковые мелки, акварель, кисточка №6, стаканчик­непроливайка,
салфетки.
Подготовительная работа: рассматривание осенних цветов.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята послушайте внимательно загадку. О каком времени года в ней
говорится.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится,
Если дождик льётся.
Это время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. Это осень. Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Какой праздник отмечает вся страна в сентябре?
Дети. День знаний или 1 сентября.
Воспитатель. Почему его так называют?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. 1 сентября – день непростой, это праздник начала нового учебного года. Это
самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Поэтому этот
день называют «День знаний».
Воспитатель. Посмотрите! Посмотрите! –
Удивляется народ, –
По дорожке сам собою,
Сам собой букет идёт.
Удивительный букет
В форму школьную одет,
Ранец новый за спиной,
Белый бант над головой…
Воспитатель: В этот день все дети нарядные с большими букетами цветов идут в школу.
А какие осенние цветы вы знаете?
Дети: Астры, георгины, гладиолусы, циннии, хризантемы….
Воспитатель: Давайте рассмотрим этот осенний букет (образец). Какой он?

Воспитатель: Есть цветок такой в саду,
А похож он на звезду.
Может быть любого цвета.
Для осеннего букета
Соберём цветок прекрасный,
Называется он –
Дети: Астра!
Воспитатель: Правильно, это астра. На что похож цветок астры?/ответы детей/
Воспитатель: Существует одно предание, что астра выросла из пылинки, упавшей со
звезды. Астра в переводе с греческого языка означает звезда. Игольчатая астра особенно
похожа на звезду, упавшую с неба: серединка крупная тепло ­ желтая, а от нее отходят
лучики ­ лепестки. Вот почему в тихую звездную ночь у клумб с астрами слышится
слабый шёпот: это астры беседуют с родными звездами.
Астры, как бы любуются собой: «Посмотрите на нас, какие мы красивые, разноцветные,
яркие. Полюбуйтесь нами!»
Воспитатель: Вот, оказывается, какой волшебный цветок астра.
Невозможно представить нашу жизнь без цветов. Они украшают парки, улицы, поля.
Цветы полевые, садовые, дарят людям красоту. Совсем не обязательно
срывать цветы. Можно любоваться ими на клумбах в цветочных горшках, на даче, в лесу. А
можно нарисовать цветы и любоваться ими.
Сорванные цветы завянут, а вот нарисованные долго будут радовать нас.
Физкульминутка.
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (качание руками влево­вправо)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (присели, спрятались)
Головой качают, (движения головой влево­вправо)
Тихо засыпают.
Дети повторяют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня нарисовать астру. Но рисовать мы будем
необычным способом, восковыми мелками и акварелью.
Поэтапный показ рисования рисунка.
Сначала карандашом на листе рисуем овалы ­ намечаем размер и местоположение цветов
астр. Рисуем, не сильно нажимая на карандаш, чтобы линии были еле видимыми. Астры
должны быть примерно одинакового размера. Чтобы композиция была гармоничной, не
следует два цветка располагать на одной линии. Внутри больших овалов рисуем маленькие
овалы – серединки цветов.
Затем желтым восковым мелком закрашиваем серединки астр. Для этого рисуем в
маленьком овале спиральку. Полностью закрашивать овал не нужно, необходимо
оставить место для акварели.
Далее восковыми мелками рисуем лепестки астр. Для этого проводим линии от серединки
цветка к краю, как лучи солнышка. Мелком рисуем с нажимом, чтобы линия была яркая и
жирная. Астры можно рисовать любым понравившимся цветом. Для данного рисунка
лучше выбрать 2­3 цвета. Зеленым восковым мелком нарисуем стебли и листья.
Чтобы композиция была завершенной, в наш букет добавляем мелких цветочков. На
свободном пространстве листа рисуем желтым восковым мелком мелкие снежинки. Рисуем
их, объединяя в соцветия по несколько штук. Мелком работаем так же, с нажимом.

Теперь приступаем к работе акварелью. Охрой закрашиваем фон рисунка. Краску наносим
на лист полностью, исключая только места, где нарисованы астры. Между астрами
добавляем зеленые пятна. Там, где на листе элементы рисунка нарисованы мелком, краска
ложиться не будет, так как мелок восковой, жирный, то есть закрасить линию акварелью
просто невозможно.
После высыхания фона рисуем астры. Берем краску такого же цвета, каким нарисованы
астры, но более насыщенного оттенка, чтобы краска не сливалась с восковым мелком, и
накладываем мазки от серединки к краю поверх лепестков, нарисованных мелком. Желтой
краской раскрашиваем серединку цветка. Зеленой краской рисуем листья.
Оранжевой краской рисуем мелкие цветочки. Поверх желтых снежинок накладываем
мазки акварелью в том же направлении, в каком рисовали снежинку мелком. Так же
накладываем оранжевый мазок снизу на серединку, чтобы придать ей объем. Наш рисунок
готов.
Воспитатель: Ребята расположите лист вертикально и приступайте к работе.
Далее дети работают самостоятельно, в случае необходимости
педагог консультирует детей или использует показ.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые работы у нас получились.
О красоте цветка поэт В. Рождественский написал стихотворение:
Астра.
Осень над парком тенистым…
Ложится золото кленов на воды пруда.
Кружатся листья…Умолкнули птицы…
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра – звезда.
Астру с прямыми ее лепестками
С древних времен называли «звездой».
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой.
Близятся сумерки. Тонкий и острый
В небе созвездий колышется свет.
Астра, на клумбе душистой и пестрой,
Смотрит, как светят далекие сестры,
И посылает с земли им привет.
Воспитатель: Вот, какой небесной красоты цветок астра.
А теперь давайте устроим выставку наших картин и порадуем всех яркими необычными
астрами.