Организация двигательного режима в доу в условиях реализации. Организация двигательного режима в разных возрастных группах доу Двигательный режим в средней группе детского сада

  • 28.10.2019

Сен 25

«Организация двигательной активности в режиме дня в условиях реализации ФГОС»

«Организация двигательной активности в режиме дня в условиях реализации ФГОС»

Настоящая консультация представлена в виде тренинга, предусматривающа я элементы обратной связи. Предназначена для заведующих, старших воспитателей и заместителей заведующих по воспитательной и методической работе ДОУ.

Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).

Содержание общеобразователь ной Программы должно охватывать:

  • социально-коммун икативное развитие;

  • познавательно развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эс тетическое развитие;

  • физическое развитие [ФГОС].

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой. В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игро вая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста [Трубайчук Л.В.]. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-озд оровительной работы, на взгляд разработчиков, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.

Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегаю щим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни [Журнал «Современное дошкольное образование].

Реализация процесса интеграции, невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому во всех дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие виды планирования воспитательно – образовательного процесса, которые помогли бы решить задачи интеграции образовательных областей [Сомкова О. Н.]. Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса должны взаимодействоват ь друг с другом.

В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательско й деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.

В практику работы детских садов, должна внедряться проектная деятельность по здоровью и физическому здоровью детей, а также рассматриваться вопросы по организации свободной двигательной деятельности детей во время прогулки.

Задачи, образовательной области «Физическое развитие»:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства …;

  • ​ обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

  • ​ формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических

Виды детской деятельности:

  • Игровая

  • Коммуникативная

  • ​ Трудовая

  • ​ Двигательная

  • ​ Познавательно-ис следовательская

  • Музыкально-худож ественная

  • ​ Воспроизведение художественной литературы

  • продуктивная

Виды деятельности – «Двигательная»:

  • развитие координации и гибкости

  • развитие равновесия, координации движения​ развитие крупной и мелкой моторики обеих рук

  • ​ формирование опорно-двигатель ной системы организма

  • выполнение основных движений

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и

работоспособност ь растущего организма, двигательная активность (ДА) –

это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является

важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.

Что такое двигательная активность?

Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной деятельности.

В теории и методике физического воспитания выделяют:

  • регламентированн ую ДА

  • частично – регламентированн ую ДА

  • нерегламентирова нную ДА

Регламентированн ая двигательная активность - суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий (НООД)

Частично-регламе нтированная двигательная активность - это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентирова нная двигательная активность - объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительност ь образовательных занятий с преобладанием статических поз.

Как влияет двигательная активность на здоровье дошкольников?*

Двигательная активность способствует:

  • повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

  • росту физической работоспособност и;

  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

  • появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит

  • физкультурно – оздоровительным занятиям:

  • утренняя гимнастика

  • гимнастика после дневного сна

  • подвижные игры и физические упражнения во время прогулок

  • физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Какие формы двигательной активности дошкольников вы можете назвать?*

Формы двигательной активности

Учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Продолжительност ь занятий в детском саду для детей 2-3 лет – 15мин., 3-4 лет – 15-20мин., 4-5 лет 20-25мин., 5-6 лет- 25-30мин., 6-7 лет – 30-35 мин. Основные типы физкультурных занятий:

  • традиционное

  • тренировочное

  • игровое

  • ​ сюжетное

  • ​ с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства

  • ​ по интересам

  • ​ тематическое

  • ​ комплексное

  • контрольно-прове рочное

Назовите структуру традиционного физкультурного занятия?

Организация, содержание и методика проведения традиционных занятий физкультурой подробно представлена в учебниках и пособиях (Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.). Традиционное классическое занятия состоит из трёх частей.

Вводная часть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствовани е навыков основных движений, развитие физических качеств.

В основную часть входят:

  • Общеразвивающие упражнения (принципы подбора, чередования и методика подобно освещена в пособии Г.П. Лескова и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду).
  • Основные движения (система работы над ними представлена в книге Е.Н. Вавилова.Учите бегать, прыгать, лазать, метать).
  • Подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.

Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.

Значительное место (60%) отводится игровым занятиям, так как они являются естественной формой передачи детям необходимого объема знаний и двигательных умений и навыков. Занятие состоит из 3–5 подвижных игр разной интенсивности, посредством которых воспитанники усваивают одно новое движение и повторяют 2–3 хорошо им знакомых. При построении занятий данного типа следует учитывать принципы дидактического подбора игр.

Структура игрового занятия:

Вводная часть включает игры низкой и средней интенсивности, которые постепенно увеличивают физическую нагрузку на организм ребенка. В основной части предлагается одна общая игра для обеих подгрупп и 1–2 игры, поддерживающие объем нагрузки на оптимальном уровне. В заключительной части занятия проводится игра низкой интенсивности (как правило, на ориентировку в пространстве).

Основу таких занятий составляет целостная игровая ситуация, объединяющая действия единым игровым сюжетом, отражающим окружающий мир ребенка, например, «Магазин игрушек», «Ежиха и ежата», «Птички в гнездышках» и др.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

Формы организации утренней гимнастики

  • Традиционный комплекс утренней гимнастики
  • Утренняя гимнастика в игровой форме
  • С использованием полосы препятствий
  • С включением оздоровительных пробежек
  • С использованием простейших тренажеров.

Назовите структуру утренней гимнастики?*

Структура утренней гимнастики.

Вступительная часть:

  • -построение;
  • два - три вида ходьбы;
  • один вид бега.

В заключение - обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.

Основная часть:

  • - дыхательные упражнения и упражнения мышц рук и плечевого пояса;
  • - мышц туловища;
  • - брюшного пресса и ног.
  • Заключительная часть:
  • - ходьба, хороводы и т. д.

Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

Варианты гимнастики после дневного сна

  • разминка в постели и самомассаж;
  • гимнастика игрового характера;
  • с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
  • пробежки по массажным дорожкам.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

  • дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • совершенствовани е, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
  • развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
  • воспитание самостоятельност и, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов.

Методика проведения подвижных игр.

Сбор детей на игру

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Сюрпризный момент;

Атрибуты к игре;

Художественное слово;

Переход от совместной ролевой игры;

Отгадывание загадок;

Сбор по условному сигналу;

Напоминание игры;

Сбор по предварительной договоренности;

Беседа;

Поручить сбор кому то из детей;

Объяснение правил

В ходе игры;

При помощи образного рассказа;

Слова заучивают в ходе игры;

Прием подговаривания;

Новая игра

Знакомая

игра

Новая игра

Знакомая

игра

Объяснение правил до начала игры;

Вопросы на закрепление правил;

Слова заучивают заранее;

Напомнить правил игры вопросами;

Объяснение правил до начала прогулки;

Зрительная ориентация;

Пробный ход, схемы;

Дети рассказывают правила;

Самостоятельно придумывают, новы ход игры;

Выбор водящего

По желанию детей;

По выбору воспитателя в новой игре;

Главную роль берет воспитатель;

По желанию детей;

По выбору воспитателя;

По считалке;

По желанию детей;

По выбору воспитателя;

По жребию;

В качестве поощрения;

На роль ведущего выбирают проигравшего

Руководство ходом игры

Сигнал к началу игры;

Подсказывание правил в ходе игры;

Показ движений;

Совет, напоминание;

Сигнал к началу игры;

При нарушении правил, остановить игру и напомнить правила игры;

Совет;

Напоминание;

Сигнал к началу игры;

Подсказать, как выиграть;

Помощь в решении конфликта;

Итог игры

Положительная оценка после каждого тура игры.

Положительная оценка в конце игры и похвала по ходу;

Выделить, кто играл лучше всего;

Анализ игры по вопросам воспитателя;

Объяснить, как можно поменять правила в следующий раз.

На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствовани я детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр («Запуск ракеты», «Пожарные на учении», «Спортивные состязания» и т.д.).

При правильной организации и содержании п./и у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Физкультминутка.

Физкультминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.

Цель:

  • повысить или удержать умственную работоспособност ь детей на занятия
  • обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища.

Особенно спины находятся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей руки.

Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающе й эмоционально-пол ожительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, непродолжительно й ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.

Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.

Самостоятельная двигательная активность

Самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка

Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительност ь ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

Дополнительные виды занятий двигательного характера

  • ​ оздоровительный бег на воздухе;
  • пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
  • ​ двигательная разминка во время перерыва между занятиями;
  • ​ индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;
  • прогулки-походы в парк;
  • ​ корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;
  • ​ использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Создание условий для организации двигательной активности дошкольников в ДОУ.

Требования к организации развивающей предметно-простр анственной среде по ФГОС

  1. Среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
  2. Развивающая предметно-простр анственная среда должна обеспечивать возможность двигательной активности детей.
  3. Развивающая предметно-простр анственная среда должна быть содержательно-на сыщенной, трансформируемой, полифункциональн ой, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное пространство должно быть оснащено игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием (в соответствии со спецификой основной образовательной программы ДОУ)

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении

Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от правильно составленного рационального двигательного режима, подбора физических упражнений и закаливающих мероприятий. Между тем с учетом физиологических особенностей, возрастных возможностей детей дошкольного возраста не все упражнения допустимы к использованию в ДОУ. Запрещенными и ограниченными к применению в ДОУ являются следующие упражнения:

Упражнение

Причины ограничения

Круговые вращения головой

Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков

Наклоны вперед, в стороны, повороты

Наклоны головы назад

Замена отсутствует

Стойка на голове

Выполнять упражнения с опусканием плеч назад-вниз

Чрезмерное вытягивание шеи

Тренировка верхнего отдела брюшного пресса: поднимать туловище из положения лежа на спине, руки согнуты под голову

Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможно чересчур сильное надавливание руками на шейный отдел позвоночника

Изменить положение рук

Тренировка нижнего отдела брюшного пресса: поднимать ноги вместе из положения лежа на спине

Фаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы, возможно увеличение поясничного лордоза

Поднимать и опускать ноги попеременно

Кувырок вперед

Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи

Замена отсутствует

Перекат на спине, удерживая руками колени

Отсутствует фиксация шейного отдела позвоночника

Выполнять упражнение только со страховкой педагога

Прогиб в поясничном отделе из положения лежа на животе с упором на выпрямленные руки

Возможно увеличение поясничного лордоза, защемление поясничных дисков

Выполнять упражнение на согнутых руках, опираясь на локти

Сидение на пятках

Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава

Сидение по-турецки

Выполнение дыхательных упражнений с одновременным поднятием рук вверх

Уменьшение поступления кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса

Изменить положение рук: в стороны или на поясе

Висы более 5 сек

Слабость и перерастяжение связочно-мышечно го аппарата

Замена отсутствует

Прыжки босиком по жесткому покрытию

Слабый связочно-мышечны й аппарат стопы, несформированнос ть костей плюсны

Прыжки только на гимнастических матах

Бег босиком с опорой на переднюю часть стопы

Несформированнос ть костей плюсны

Бег в спортивной обуви

Метание тяжелого набивного мяча из-за головы двумя руками

Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча

Уменьшить вес мяча (с 5 лет по 0,5 кг)

По выбранным в произвольной форме карточкам, рассказать по алгоритму о форме двигательной активности. *

  • подвижная игра,
  • ​ прогулка (1 младшая, старшая группы)
  • утренняя гимнастика,
  • традиционное физкультурное занятие,
  • г имнастика после сна.

Алгоритм задания:

  • Вид двигательной активности
  • Место в режиме дня
  • Длительность
  • Методика проведения

Литература

  1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992;
  2. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Просвещение, 1983;
  3. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38)/201
  4. Научно-практичес кие конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: http://sibac.inf o/
  5. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.
  6. Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 1997;
  7. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1983; .
  8. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.
  9. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986;
  10. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: http://standart. edu.ru/].
  11. Хухлаева В.Д. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» М. 1984.

У данного сообщения нет этикеток

Анализ официальных документов, теоретических источников по данной теме показывает, что современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, потребностью регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе, стремлением совершенствовать свои достижения, проявляя выдержку, смелость и инициативу, высокой (соответственно возрасту) работоспособностью (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки его к школе. Воспитание здоровой личности в самом широком смысле - основное требование модернизации системы образования.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития для детей была обеспечена педагогически целесообразная среда. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

­ накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

­ формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

­ развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Двигательный режим - одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Двигательный режим - это как раз то, о чем точно сказал Семашко «Физкультура - 24 часа в сутки!»

Двигательный режим по ФГТ - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) движения детей. В литературе встречаются термины «достаточный двигательный режим», «нормальный», «повышенный». Все они ориентируют на обеспечение оптимальной двигательной активности детей. Однако это одностороннее освещение сущности двигательного режима. Назначение его не только в удовлетворении потребности детей в движении. Не менее важна содержательная сторона - разнообразие движений, видов и форм деятельности.

Продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования, что равняется 6-7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Двигательная активность здесь должна составлять 65-75% времени пребывания на воздухе. Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей - это время до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственное. Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам сразу после дневного сна. В это время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для этого .

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она наименее утомительна из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свое двигательное творчество, а также уровень владения двигательными умениями. Содержание этой деятельности определяется самими детьми, однако это не значит, что взрослые могут не обращать на нее внимания.

К организованным формам двигательной активности относятся:

физкультурные занятия;

физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);

активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы;

домашние задания по физкультуре;

индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);

секционно-кружковые занятия;

профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).

Главная цель двигательного режима - удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться улучшения их здоровья, всестороннего физического развития, обеспечить овладение двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности в систематических физических упражнениях .

Высокий интерес к какой-либо деятельности, проявление творчества в значительной степени свидетельствуют о психологическом комфорте ребенка, ибо интересы выражают его специфическое отношение к объекту, обусловленное жизненным значением и эмоциональной привлекательностью.

При внимательном наблюдении за детьми можно достаточно отчетливо по этим критериям оценить их психологическое благополучие в определенный период бодрствования. Если ребенок не хочет идти в детский сад, с трудом расстается с родителями, малоподвижен, часто грустит, капризничает, плачет, ссорится со сверстниками, не активен в период бодрствования, если он зажат, скован, значит, психологический дискомфорт налицо и надо срочно принимать меры!

Формы работы по физическому воспитанию для конкретной группы или детского сада в целом, как считает Шишкина В.А., отбираются по принципу системности. Учитываются состояние здоровья детей в группе, особенности их физического развития, возраст, общая физическая подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально-личностные интересы воспитателей, задачи дошкольного учреждения в области физической культуры на предстоящий период.

Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в физическом воспитании; педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по динамике здоровья и развития детей. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодичных физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач .

Маргарита Швец
Организация двигательной активности в ДОУ

На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также от характера педагогического воздействия. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структур ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитие организма ребёнка. Поэтому наш детский сад обеспечивает рациональный уровень двигательной активности, который достигается путём совершенствования двигательного режима, так как двигательная активность определяется не столь биологической потребностью ребёнка в движении, сколько факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условием внешней среды, воспитанием и обучением.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагоги ДОУ заботятся об организации двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Поэтому при распределении двигательного режима мы учитываем:

- особенность ДОУ (наличие специалистов, режим ДОУ).

Зависимость двигательной активности от времени года (наиболее высокие показатели у детей старшего дошкольного возраста выявлены в весенне-летний период: средний объём составил 16500 движений, продолжительность 315 минут, интенсивность – 70 дв. мин. В осенне – зимний период года показатели колебались в пределах 13200 – 15600 движений, 270 – 280 мин., 50 – 60 дв. мин.)

Индивидуальные особенности детей, их возраст

Состояние здоровья

Дифференцированный подход

Всё это способствует оптимизации двигательной активности детёй.

Двигательный режим нашего ДОУ включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

В санитарно – эпидемиологических правилах и нормативах от Минздрава России сказано, что следует предусмотреть объём двигательной активности воспитанников 5 – 7 лет в организованных формах оздоровительно – воспитательной деятельности до 6 – 8 часов в неделю с учётом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.

Наша модель двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких блоков.

1. Физкультурно-оздоровительные занятия.

2. Учебные занятия.

3. Самостоятельные занятия.

4. Физкультурно-массовые занятия.

5. Дополнительные занятия.

6. Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки – походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно – оздоровительные задачи.

Физминутки снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

На занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.

Неделя здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.

Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.

Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.

Корригирующая гимнастика предназначена для детей с ослабленным здоровьем.

В зависимости от назначения все выше перечисленные виды занятий, их характер меняются и повторяются с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя оздоровительный двигательный режим старших дошкольников.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, определяем приоритеты в режиме дня.

Первое место

в двигательном режиме дня принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя зарядка, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.

С цель оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику ДОУ внедряем дополнительные занятия двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносим нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке, прогулки – походы в лес, корригирующая гимнастика.

Второе место

в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня, два в зале и одно на улице.

В бассейне проводятся занятия по обучению детей плаванию один раз в неделю. Организация обучения плаванию осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно – оздоровительной работы. Сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности отдыха детей на протяжении всего учебного года способствует закаливанию и увеличению двигательной активности детей.

Третье место

отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью строится с учётом уровня ДА.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение в нашем ДОУ отводится активному отдыху, физкультурно – массовым мероприятиям, в которых принимают участие и дети из соседнего детского сада. К ним относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно – спортивные праздники на воздухе и воде, игры – соревнования, спартакиады.

В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (Группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно – оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).

Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, также, когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжения и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

Оксана Семашко
Двигательная активность детей в ДОУ

Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС

Доклад по презентации.

1 слайд в настоящее время, в период обновления системы дошкольного образования, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей , полноценного развития личности ребёнка уделяется особое внимание. Так ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей , в т. ч их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей , в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.

Для успешной организации работы по «физическому развитию» детей важно не только соблюдать требования ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации программы ДОУ и РППСреде, но и уровень профессиональных умений педагогов.

Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности .

2 слайд Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА) . Согласно данным, современные дети двигаются в два раза меньше , чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность - гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организация двигательного режима дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольного образования.

3 слайд Двигательная активность , физическая культура и спорт - эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний , обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность » включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности

Перед 4 слайдом Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, «ДА» положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.

4 слайд. ДА способствует

Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям

Росту физической работоспособности

Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем

Формированию личностных качеств

Улучшению психолого – эмоционального состояния

Укреплению психического здоровья

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными : они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

5 слайд Специалистами доказано, что основными причинами нервно – психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста, являются – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему , так и по интенсивности. Одна из важных проблемм современного общества - это малоподвижный образ жизни.

6 слайд : Двигательная активность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие» .

7 слайд ФГОС ДО определены целевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения ДО : у реб. Развита мелкая и общая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. ЦО являются ориентирами для : - построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Следовательно, задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для достижения ребенком дош. возраста ЦО

8 слайд. Двигательная активность дошкольника должна соответствовать :

его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности , ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

9 слайд. Двигательный режим в ДОУ состоит из трех блоков :

1. Специально организованное обучение.

2. Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах .

3. Свободная, самостоятельная деятельность детей

10 слайд. Формы организации двигательной ДА в ДОУ в том числе нашем

1. Физкультурно-оздоровительные занятия в ходе режимных моментов, это :

Утренняя гимнастика,

Прогулка

Физминутки

Динамические паузы м/у занятиями

П/и и физ. упражнения на прогулке

Гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Пальчиковая гимнастика

Индивидуальная работа по физ. воспитанию

2. Организованная двигательная деятельность , включает в себя :

Физ. занятия

Хореография

Логоритмика

3. Самостоятельная двигательная деятельность : организуется в зависимости от инд. особенностей детей , проводится ежедневно в помещении и на открытом воздухе.

4. Физкультурно – оздоровительная дея-ть : это

Неделя здоровья (2 раза в год)

Дни здоровья (раз в квартал)

Физкультурный досуг (раз в месяц)

Физкультурный спортивный праздник (2 раза в год)

5. Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ с семьями, подразумевает участие родителей (законных представителей) в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ

Первые три формы в нашем ДОУ организуются практически систематически , что не скажешь о последних двух формах.

11 слайд. Согласно - общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% -большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.

12 слайд Организовывая разные формы двигательной активности педагог обязан :

Наблюдать за состоянием детей

Регулировать нагрузку

Правильно подбирать место проведения

Подбирать оборудование

13 слад. В физическом развитии детей большую роль играет семья. В рамках подготовки к педагогическому совету проводилось анкетирование родителей (в анкетировании приняло участие 52 семьи) (дописать результаты)

14 слайд. В рамках подготовки к педсовету был проведен тематический контроль. «Анализ организации и эффективности работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ »

15 слайд. План тематического контроля

Цель : анализ организации и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме МБДОУ № 40 . Тематический контроль проводился : в период с ___ по ___2015.

1. Анализ планирования работы с детьми по физическому развитию

2. Анализ планирования и организации утренней гимнастики, прогулки, физкультурных занятий в каждой возрастной группе

3. Создание условий

4. Работа с родителями по данной теме.

Аналитическая справка

16 слайд. Данные аналитической справки.

17. слайд спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Самостоятельная двигательная активность детей во вторую половину дня в старшей группе Программное содержание: Продолжать работу по укреплению здоровья детей. Способствовать приобретению опыта в двигательной деятельности,.

Консультация «Двигательная активность детей с использованием разных видов мячей посредством знакомства с мини-музеем мяча» Музейная педагогика - достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании.

Консультация «Двигательная активность детей» Великая ценность каждого человека - здоровье, оно немыслимо без физической культуры. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.

Конспект занятия в первой младшей группе «Двигательная активность детей после сна» Конспект 1 младшей группы. Воспитатель: Федорова Т. А. МДОУ №8 г. Ржев Двигательная активность детей после сна. Цель: развивать внимание.

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей раннего возраста» В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирование организма, одного из способов познания.

Двигательная активность как средство укрепления организма дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14» г. Красноармейска Саратовской области Подготовила:.

Конспект образовательной деятельности по двигательной активности «Спортивные ребята» Цель: формировать умение выполнять упражнения с мячом. Задачи: 1. закрепить умение ходить по скамейке с перебрасыванием мяча из одной руки.

Конспект образовательной деятельности по двигательной активности «Прогулка в волшебный лес» для младших групп Задачи: 1. Развивать умение двигаться в колонне – шагать, бегать. 2. Формировать умение держать равновесие, 3. Формирование двигательной.

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей на прогулке» В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности,.

ФГОС ДО задачи, направленные на «Физическое развитие» — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства …; — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; — формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.

ФГОС ДО Образовательные области Социально-ком муникативное развитие Речевое развитие Художественн о-эстетическое развитие. Познавательно е развитие Физическое развитие

Содержание образовательной области «Физическое развитие» виды деятельности: двигательная развитие координации и гибкости формирование опорно-двигательно й системы организма развитие равновесия, координации движения развитие крупной и мелкой моторики обеих рук выполнение основных движений

Содержание образовательной области «Физическое развитие» формирование начальных представлений о некоторых видах спорта овладение подвижными играми с правилами становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Оптимальный двигательный режим 30% 70% Покой Двигательная деятельность

Оптимальный двигательный режим Определение адекватной деятельности, удовлетворяющей потребность в движении, способствующей моторному развитию Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей

Двигательная активность Приоритеты в режиме дня 1. Физкультурно-озд оровительная деятельность в течение дня 3. Самостоятельная двигательная активность 2. ННОД по ФВ Утренняя гимнастика Подвижные игры. Физические упражнения на прогулках физкультминут ки

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность двигательной активности детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Организация предметно-развивающей среды по «Физическому развитию» Образовательное пространство должно быть оснащено игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием (в соответствии со спецификой основной образовательной программы ДОУ)

Принцип содержательной насыщенности