Основные направления туристско краеведческой деятельности заключаются. Воспитательный потенциал туристско - краеведческой деятельности учащихся

  • 28.11.2023

Формирование у обучающихся интереса к истории родного края

и культуре его народов через туристскую деятельность.

Введение.

Территория современного Ямала населена представителями более ста национальностей с их многогранной культурой и различными религиозными верованиями. С далеких времен продолжается экономическое освоение Севера, что приводит к большим социальным и культурным изменениям в жизни коренного населения и облика региона в целом.

Все народы ЯНАО принято делить на коренных и пришлых. К коренным относятся те, которые испокон веков жили на Севере - ненцы, ханты, манси, селькупы и другие. К пришлым народам относятся русские украинцы, белорусы, молдаване, башкиры, азербайджанцы, армяне, чеченцы и представители других национальностей Кавказа и Закавказья, европейской части России и бывшего Советского Союза, прибывшие в регион в результате его промышленного освоения. За длительный период взаимодействия многонационального населения Ямала произошел естественный процесс ассимиляции культур.

Освоение Севера отмечено трудовой доблестью, славой. Географические открытия, промысловые разработки имеют огромное значение для нашей страны и мира в целом. История округа имеет также и трагические страницы, отразившие негативные изменения в жизни коренных народов ЯНАО в результате действий сначала царского, затем советского правительства. Однако, народы, исконно проживающие на территории округа, смогли сохранить свою самобытную культуру, обычаи, языки.

Для многих из нас Ямал стал малой родиной, куда мы возвращаемся из отпуска. Сюда… Опять сюда, в край грибов, ягод, безбрежного синего неба, вьюг, метелей, самого прозрачного льда. Здесь, на Крайнем Севере подрастает второе поколение, для которого Новый Уренгой стал местом рождения, а округ по праву - родным краем.

Необходимо воспитывать в себе и детях бережное отношение к истории северного края, его природе, культивировать интерес к традициям, обычаям, жизни, быту народов, на землях которого многие из нас нашли свой дом, свою малую родину.

Формирование интереса к истории родного края, к его многонациональной семье, традициям и обычаям народов в системе дополнительного образования наиболее полно происходит через занятия туристической деятельностью. Любой вид туристического путешествия обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик обучающегося, его характер, жизненные ориентиры, отношения к другим людям, к родине, к природе.

Туризм - одно из самых эффективных средств воспитания, которое развивает и совершенствует необходимые человеку морально-волевые качества: смелость, решительность, дисциплинированность, активность, самостоятельность, волю, коллективизм. В туризме гармонично сочетаются все стороны человеческой деятельности: интеллектуальная, физическая и эмоциональная. Занятия туризмом позволяют рационально организовать досуг детей и подростков, помочь им сделать осознанный выбор дальнейшего вида профессиональной деятельности.

Туризм решает важнейшие педагогические задачи: обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация, воспитание обучающихся. Краеведение, как один из элементов занятия туристской деятельности, расширяет кругозор школьников, повышает научный уровень обучения.

Во всех образовательных программах дополнительного образования обучающихся туристско-краеведческой и эколого-биологической направленности обязательно присутствуют темы по изучению истории родного края, его природных, экономических особенностях, национальному и социальному составу населения, культуре народов, туристских и экскурсионных возможностях региона.

Виды туристско-краеведческой деятельности.

1. Экскурсионная деятельность.

Туристско-краеведческая деятельность может быть осуществлена в форме экскурсий, экспедиций. Для проведения того или иного вида краеведческого исследования имеются определенные требования и подходы.

При подготовке к экскурсии руководителю (педагогу) необходимо:

  • определение целей и темы экскурсии;
  • изучение и накопление материалов по теме;
  • выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов;
  • составление маршрута экскурсии;
  • составление текста экскурсии;
  • составление карточек экскурсионных объектов;
  • составление методической разработки.

Каждая экскурсия должна иметь целевую установку в тему.

Правильная формулировка целей экскурсии имеет большое значение. Она определяет идейную направленность экскурсии, помогает в отборе и освещении материала. Кроме того, следует определить конкретные задачи экскурсии.

Экскурсионными объектами могут быть экспозиции музеев и выставок, исторические и художественные памятники и памятные места, природные достопримечательности, а также произведения архитектуры и градостроительства (жилые и общественные здания, промышленные и транспортные сооружения, городская площадь, улица, памятник или монумент и т. д.).

В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует общей композиции экскурсии.

Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.

Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов. Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.

Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и «поворот» конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.

В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Экскурсовод (педагог) может рекомендовать школьникам домашнее задание - написать эссе, сделать зарисовки увиденного и услышанного на экскурсии.

При подготовке к экскурсии, по мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки.

1.Карточка экскурсионного объекта

2.Наименование экскурсионного объекта.

3.Местонахождение, адрес.

4.Время возникновения, открытия, сооружения.

6.Внешние признаки: стиль, характеристика.

7.Назначение и использование.

8.Краткая история объекта. Его современная характеристика.

9.Прогнозируемые изменения.

10.Литература, использованная при составлении карточки.

Главной составляющей частью экскурсии, которая обуславливает наглядность экскурсии, является показ. С его помощью экскурсовод руководит процессом восприятия экскурсантов, направляет их внимание на основные черты и стороны предметов, явлений, которые помогают осветить экскурсионную тему.

Экскурсия позволяет школьникам определить свое место и место своей семьи в истории родного города, края, воспитать бережное отношение к окружающему миру, развить интеллектуально, раскрыть творческий потенциал личности через закрепляющие задания. Экскурсионная деятельность носит интегрированный характер, т.к. информацию, полученную в ходе осмотра объектов, экспозиции школьного, краеведческого музея, представителей живой природы МБОУ ДОД ДЭС можно использовать на уроках литературы, ИЗО, природоведения, биологии и др., а также в исследовательской деятельности подростков.

В нашем учреждении накоплен опыт подготовки и проведения экскурсионной деятельности, разработаны экскурсионные маршруты по городу, методические рекомендации по проведению экскурсий. Эта работа ведется систематически, т.к. город растет, развивается, появляются новые объекты для исследования, на карте города - новые названия улиц с именами выдающихся земляков.

2. Экспедиция.

Одной из форм туристско-краеведческой работы школьников является экспедиция. Экспедиция - форма образовательной деятельности, связанная с выездом в другую местность и выполнением задач по исследованию какого-либо природного, культурного, исторического объекта под руководством специалиста. Исследования, в зависимости от их характера, могут проводиться в походе - как во время дневок, так и в ходовые дни, а также во время пребывания группы в стационарном лагере.

Исследовательские и поисковые экспедиции и походы с исследовательским уклоном являются наиболее привлекательными и перспективными в ряду форм туристско-краеведческой деятельности, поскольку наполнены практическим содержанием. В данных мероприятиях могут быть реализованы на практике знания, полученные школьниками в течение учебного года, возможны личные открытия.

В ходе исследовательских экспедиций подростков знакомятся с местным населением, с его этническим составом, культурой, традициями, образом жизни. Заинтересованность и уважительное отношение местного населения к целям и задачам участников экспедиции значительно повышает в глазах ребят социальную значимость поисково-исследовательской деятельности, формирует целевую установку, которая позволяет им не останавливаться в своем образовании и развитии.

Чтобы участники экспедиции получили удовлетворения от своего труда, в экспедиции должны быть поставлены, осознаны и реализованы конкретные исследовательские задачи в условиях конкретного региона. Необходимо внимательно отнестись к выбираемым темам исследования. Они должны быть понятны и доступны обучающимся. Разновозрастной состав группы обеспечивает квалифицированное осуществление намеченной программы и соблюдение преемственности исследований.

Перед организаторами полевой исследовательской деятельности ставятся задачи:

  • отдыха и оздоровления детей в природной среде;
  • формирование творческой активности и познавательного интереса обучающихся;
  • закрепление знаний по предметам базового школьного плана;
  • профессиональная ориентация подростков;
  • воспитание экологической культуры личности;
  • формирование навыков выживания в природной среде.

Планирование экспедиции начинается с выбора района. Желательно организовывать походы и экспедиции на наиболее интересных природных территориях, отличающихся от места постоянного проживания школьников, например, оленеводческое стойбище. Новые впечатления, новая культура, новые традиции и обычаи усиливают эмоциональное воздействие на участников, увеличивают интеллектуальный и культурный потенциал подростка.

Необходимо учитывать допустимый уровень объективной опасности, природно-климатические особенности региона, где запланирована работа экспедиции, т.к. школьникам приходится находиться в экстремальных условиях. Руководитель экспедиции должен максимально снизить вероятность несчастных ситуаций путем правильного планирования маршрута, предполагаемой деятельности, подбором квалифицированного педагогического персонала, подготовки снаряжения, проведения инструктажа по технике безопасности в природной среде. Также необходимо зарегистрировать группу в соответствующих органах МЧС, наладить контакт с местными органами власти. Участники экспедиции должны быть обучены приемам оказания первой доврачебной помощи, иметь турнавыки.

Продолжительность школьной экспедиции не должна превышать более 30 дней. Оптимальный срок - три недели. При большой продолжительности экспедиции у подростков накапливается физическая и эмоциональная усталость, снижается продуктивность, при длительном общении в небольшой группе и экстремальной ситуации возможно появление конфликтов.

Условия экспедиции имеют много общего с условиями туристского похода в вопросах педагогики, жизнеобеспечения, безопасности. Но, исходя из исследовательской специфики экспедиционной деятельности, существуют определенные отличия. Важно также уметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех процессах и явлениях, которые являются темой поисково-исследовательской работы, о выявленых и собранных материалах, обладать навыками учета и описания объектов в полевых условиях, умение правильно хранить и транспортировать собранные краеведческие материалы.

Для учета и научного описания собранных памятников истории и культуры, другой разносторонней информации о них, служат полевые документы учета и описания. К ним относятся «Полевой дневник», «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов», «Тетрадь фотофиксации» и др.

Краеведческие материалы, накопленные в результате поисково-исследовательской работы, могут быть использованы для тематических выставок, как экспозиции школьных и краеведческих музеев, исследовательских работ школьников.

Педагоги нашего учреждения неоднократно совершали экспедиции с исследовательской целью: «Археологические раскопки на территории ЯНАО», «Аркаим», водным путем по рекам Пур, Таз «Археологическая экспедиция «Мангазея». Материалы экспедиций использовались для оформления выставок, передвижных экспозиций, как информационный и учебный материал на занятиях объединений туристско-краеведческой направленности, фотоматериал - для оформления фойе.

В помощь педагогам разработан методический материал по методике полевых этнографических исследований, с которым были ознакомлены также участники краеведческой секции при краеведческом музее МБОУ ДОД ДДТ.

3. Мероприятия туристско-краеведческой и биолого-экологической направленности.

В нашем учреждении в течение учебного года проводятся мероприятия туристско-краеведческой и биолого-экологической направленности - «Посвящение в туристы», соревнования «Игры народов Севера», месячник по краеведению «Я - Уренгоец! Я - житель ЯНАО!», «Папа, мама, я - туристская семья», экологический проект «Природная фантазия», конкурс фотографий «Удивительное в природе», городские игры по краеведению «Я - Уренгоец! Я - житель ЯНАО!», городская олимпиада по краеведению «Север без границ», целью которых является активизация исследовательской и краеведческой деятельности обучающихся общеобразовательных организаций города Новый Уренгой, обмен опытом по изучению и сохранению историко-культурного наследия города и округа, выявление и поддержка творчески одарённых детей, повышение качества образовательной деятельности педагогов, воспитание чувства любви к малой Родине, её культурному наследию.

Заключение.

Туризм по своей сути всегда содержит элемент познания края. В любом туристском походе проводятся краеведческие наблюдения, исследования. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие, природные особенности и география края, города. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса.

Туристическая деятельность как форма активного отдыха и дополнительного образования детей полезна каждому ребенку. Обучающиеся не только развиваются физически, приобретают навыки здорового образа жизни, что в условиях проживания в районах Крайнего Севера является приоритетным направлением дополнительного образования, учатся приемам жизнеобеспечения и выживания в экстремальных ситуациях, в природных условиях. Занимаясь туристской деятельностью, дети и подростки обогащают себя духовно, интеллектуально, развивают свою познавательную активность, приобщаются к истории малой родины, страны в целом. Немаловажную роль туристско-краеведческая играет в укреплении семейных ценностей, т.к. побуждает изучать историю своей семьи, ее генеалогию, карту расселения родственников, традиции и обычаи семьи. Любовь к своей стране, начинается с любви к своей семье, с любви к своей малой родине. Познание родного края, его природы, народов, населяющих его территорию, их культурные особенности воспитывают бережное отношение к наследию прошлого, формируют гражданскую позицию, толерантность, эстетические чувства.

Литература

  1. Галиченко И.М., Криворучко М.Г. Методика подготовки и проведения экскурсий по городу. В кн.: «Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев». М., 1961 (Министерство культуры РСФСР, НИИ музееведения).
  2. Егоров С.Б. Методика полевых этнографических исследований. СПб, 2006.
  3. Каплан М.А., Максимов П.П. Принципы и методы экспедиционно-собирательской работы. М., 1978.
  4. Константинов Ю.С. Детстко-юношеский туризм. М., ФЦДЮТиК, 2006.
  5. Некоторые советы экскурсоводам. Методика подготовки и проведения экскурсий на архитектурно-градостроительные темы. М., ЦРИБ "Турист", 1971.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Дорофеева Лада Васильевна

методист высшей квалификационной категории

муниципального образовательного казённого учреждения дополнительного образования детей

Оричевский районный Дом детского творчества п. Оричи Кировской области

Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. В современных условиях, когда рушатся старые стереотипы патриотизма, именно туризм и краеведение, объединяющие в себе многие предметы и науки, могут стать эффективным средством обучения и воспитания школьников.

Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углублённого изучения во время походов, экспедиций, экскурсий истории и природы родного края – своей малой родины, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве воспитания.

Организация туристско-краеведческой деятельности даёт возможность решать ряд задач, стоящих перед системой дополнительного образования в настоящее время:

    Осуществление более глубокого и прочного освоения учебного материала, значительное расширение кругозора учащихся;

    Развитие способности аналитически мыслить, концентрировать внимание, наблюдать, сопоставлять.

Особое значение в туристско-краеведческой совместной деятельности детей и взрослых имеет социально-профессиональная роль педагога. Педагогические ценности служат определяющим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога и детей. Подходы к образованию с гуманистических позиций в целом, воспитанию и развитию личности ребёнка можно выделить несколько видов ценностей. В первую очередь к таким ценностям относятся личностно-позиционные, характеризуются отношением к людям, к себе, и людей к себе, основанные на восприятии другого человека как личности уникальной (индивидуальности), свободной, творческой и неповторимой. Ценность личности ребёнка, безопасность его развития, забота о беззащитном маленьком человеке, который подвержен огромной опасности без помощи умного и понимающего взрослого - вот позиция (на основе ценностей), которая характеризует хорошего учителя.

Одной из сторон личностно-позиционных ценностей является стремление общаться и расширять круг общения. Всё это позволит самореализоваться, самоутвердиться каждому воспитаннику в социально полезной деятельности, а также изменить жизнь в социальной среде, сделав её интересной и полезной.

Работы Оричевского Дома детского творчества в туристско - краеведческом направлении показала, что эффективны в плане личностного развития и приобретения социально-ценностного опыта практические занятия сквозных воспитательных и социально адаптированных программ:

    «Школа выживания»;

    Научно исследовательская лаборатория «Кедр»;

    «К сокровищам Вятской природы»;

    «Наследие».

Педагогическими идеями и принципами данных программ являются:

    гуманизация образования;

    осуществление целостного подхода к воспитанию;

    соответствие содержания программ возрастным особенностям учащихся;

    деятельностный подход в обучении;

    формирование социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.

Цель педагогической деятельности при реализации данных программ – формирование личности ребёнка как социально-ценностного субъекта общества и обеспечение безопасности его развития в социуме.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:

В области образования:

    расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по, географии, биологии, ОБЖ, физической подготовке;

    приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;

    приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

    обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны окружающей среды.

    В области воспитания:

    содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

    формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;

    гуманное отношение к окружающей среде;

    выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.

    В области физической подготовки:

    физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

    выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в соревнованиях и походах (в том числе и многодневных).

Дополнительное образование по отношению к базовому, указывает на многие преимущества перед последним в создании условий для формирования у каждого ребёнка общественных представлений о самом себе и окружающем мире. Для этого мы используюем следующие методы и формы проведения практических занятий туристско – краеведческой направленности:

    Метод самореализации и самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.

    Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов, проектов и т.д.).

    Метод подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

    Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения комплексной программы, роста динамики психологических показателей.

Формы проведения занятий:

    Экскурсия – эта одна из форм активной переработки знаний наряду с практическими и лабораторными занятиями, содействует изучению окружающего мира, является более доступной формой для широких масс учащихся при получении знаний в широком спектре наук: географии, биологии, ботаники, зоологии, истории, экологии и так далее.

Так же необходимо указать ещё на воспитательное значение экскурсии в смысле общественном. Экскурсанты должны приспособиться друг к другу, руководитель должен стремиться показать всё, что охватывается понятием «окружающая среда».

    Поход – более сложная форма практических занятий. Кроме темы и заданий, поход должен быть тщательно разработан, особенно в плане безопасности детей. Все участники похода получают определённые обязанности, которые начинают выполнять ещё при подготовке похода.

Очень важна психологическая совместимость участников похода. При её отсутствии походный процесс сильно осложняется и может поставить под сомнение достижение целей и задач похода. Психологическая совместимость выявляется при проведении занятий с психологом и небольших пробных выходах.

Хорошо сложенная и психологически совместимая группа является оптимальной средой для воспитания характера, отработки прикладных умений и получения новых знаний.

    Экспедиция - наиболее сложная форма практического изучения окружающей среды посредством туристско-краеведческой деятельности. Воспитательные задачи остаются такими же, как и в походе, усложнение идёт в плане получения знаний. Первоочередной задачей здесь является – поиск. Поисковая деятельность – самая сложная, но и самая интересная сфера в туристско-краеведческой работе, первооткрывателями в которой являются сами участники экспедиции.

Для проведения поиска ребята должны иметь высокий уровень: туристической подготовки; теоретических знаний по поисковой проблеме; владеть методикой сбора фактов и экспонатов.

    Исследовательская работа. Для проведения исследовательской работы учащиеся должны иметь аналитический уровень мышления, способствующий собрать воедино разрозненные факты, добытые в экспедиции и на основе гипотезы составить логическую цепочку, способную на фактологическом материале обосновать или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Работа над этим требует терпения, усидчивости и высокой работоспособности.

В работе туристско-краеведческих объединений Оричевского районного Дома детского творчества ежегодно проводится более 18 экскурсий, 10 походов, и 4 экспедиций. Итоги исследовательской работы в Доме творчества подводятся на районных краеведческих конференциях, где в среднем представляется 15 учебных исследовательских работ ежегодно.

Деятельность туристско-краеведческого направления основывается на интеграции воспитательных сил социума, взаимодействие с широким спектром социальных институтов. Интеграция воспитательных сил социума предоставляет реальные возможности реализовать следующие функции среды в приобретении социально-ценностного опыта учащихся:

    Познавательная – является источником знаний во всех сферах жизнедеятельности и культуры.

    Эмоционально - ценностная – позволяет учащимся выбрать и закрепить основные ценности и смыслы жизни, выступают как источник эмоциональных переживаний;

    Самореализации и самоутверждения – представляет возможность реализовать свои знания, опыт, способности в различных сферах актуальной жизнедеятельности, создаёт условия для личностного роста и саморазвития;

    Действенно - практическая – способствует овладению широким разнообразным опытом практической деятельности и социально - приемлемого поведения;

    Коммуникативная – способствует отработке навыков общения и построения отношений с людьми различных возрастных групп;

    Самостроительство - способствует формированию образа «Я» и корректирование Я – концепции;

    Социализации – расширяет социальное пространство личности посредством включения в разнообразные виды деятельности и системы отношений.

В образовательном туристско-краеведческом процессе Дома детского творчества представлено разнообразие направлений деятельности – краеведческое, эколого-краеведческое, патриотическое, эколого-биологическое, туристическое, физкультурно-спортивное направления и социальная практика, что позволяет учитывать особенности детей по возрасту, уровню развития, интересам, способностям, возможностям ресурсного обеспечения разнообразных направлений совместной творческой деятельности детей и взрослых.

Воспитательный процесс при реализации программ туристско – краеведческой направленности включает:

    развитие межпоколенческих связей;

    формирование активной жизненной позиции и развитие социально-активной личности;

    создание условий для самореализации в творческой деятельности;

    профилактика асоциального поведения детей и подростков, детской безнадзорности, правонарушений и других социально негативных явлений.

    Формирование у воспитанников гражданской нравственной позиции;

    Формирование героико-патриотических позиций;

    Развитие социальных инициатив;

    Формирование духовно и физически здорового человека, способного встать на защиту государственных интересов России.

    Овладение культурой своего народа, в том числе Вятского края;

    Формирование установок на здоровый образ жизни;

Прямыми критериями оценки результатов обучения и воспитания служит успешное усвоение программ по годам обучения; разработка продукта туристско-краеведческой деятельности (исследовательская работа, отчет о походе, экспонаты, гербарии, разработка маршрута и т.д.); участие в конференциях, походах, соревнованиях.

Учащиеся Оричевского Дома творчества занимаются исследовательской работой с 1997 года. В 2000 году данные исследования впервые оформились в исследовательскую работу. Тематика первых работ отражала изучение памятников природы Оричевского района, Лопатинского и Савиновского озер. Основной целью этих работ было комплексное описание данных объектов, так как в периодической печати о памятниках природы Оричевского района в то время данных было очень мало.

Ежегодно проводится не менее 4 экологических экспедиций и 2-х категорийных походов не только по Оричевскому району, но и по другим районам Кировской области. За 15 лет работы объединения было написано 36 учебно - исследовательских работ. Из них : 34 работ принимали участие в районных, и 16 в областных конкурсах юных исследователей родного края. 9 кружковцев за истекший период поступили в высшие учебные заведения по естественнонаучному профилю, 7 в средние учебные заведения по профилю.

С 2004 года проводятся научно-исследовательские лагеря «Кедр». За десять лет 250 детей из 6 школ района исследовали природу и историю родного края.

Косвенными критериями являются создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности. Развитие чувства ответственности товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.

Туризм и краеведение носят общественный характер, поэтому учащиеся получают навыки самоорганизации, самоуправления, самообслуживания. Занятия на свежем воздухе, физические нагрузки во время походов и соревнований способствуют физическому развитию личности. Помимо этого, в процессе туристско-краеведческой работы школьники включаются в диалог с окружающим миром, знакомятся с людьми различных профессий.

Таким образом, туризм и краеведение обладают серьёзным воспитательным потенциалом, выступая связующим звеном между государственной политикой в области науки, культуры, образования, природопользования, экологии и многообразной познавательной деятельности школьников в этих сферах.


Разделы: Работа с дошкольниками

“А воля, а простор, природа, прекрасные
окрестности городка, а эти душистые
овраги и колыхающиеся поля, а розовая
весна и золотистая осень разве не были
нашими воспитателями? Зовите меня
варваром в педагогике, но я вынес из
впечатлений моей жизни глубокое
убеждение, что прекрасный ландшафт
имеет такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать влиянию
педагога…”
К.Д. Ушинский

Это, так сказать, малая Родина. А если говорить о большой… В нашем представлении Древняя Русь ассоциируется с бескрайними просторами полей, вольным полетом птицы, стремительным бегом коня.

Впечатляющий образ Руси нарисовал поэт Алексей Константинович Толстой.

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле.
Гой, ты родина моя!
Гой, ты лес дремучий!
Крик полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране, реформы российского образования, “информационный бум”, меняют базовые образовательные ориентиры – от “образования на всю жизнь” – “к образованию через всю жизнь”. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

Следует подчеркнуть, что реализация современных ориентиров образования возможна только на прочном духовно-нравственном фундаменте, в котором чувство любви к Родине, чувство патриотизма играет ключевую роль. Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям. Существенный вклад в развитие краеведения внес К.Д. Ушинский, теоретически обосновавший “родиноведческий принцип” в обучении и воспитании.

Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: Л.А. Гольденберг, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, Н.А. Соболева, М.В. Соловьев, В.Н. Татищев, В.Г. Чекан и др.

Но основа краеведения включает не только историю и природу родного края, но и искусство.

По мнению Б.М. Неменского, искусство родного края – тот дои, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано.

В отечественной педагогике с давних времен (К.Д.Ушинским, Е.А.Флериной, А.П.Усовой, Н.Т. Сакулиной, Б.М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.

Направлением нашей работы мы избрали “Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения”, что и позволяет нам решению задач оздоровления наших детей. На совещании педагогов дошкольного учреждения средством решения этой проблемы мы избрали туристско-краеведческую деятельность с детьми старшего возраста. Так как наш поселок находится в окружении полей и лесов, целью нашей работы является: научить детей замечать и любить красоту родного края.

Что помогает дошкольнику полюбить свою малую Родину, а в дальнейшем и большую Родину – свою Россию.

А что еще, как не прогулки и экскурсии в природу, туристические походы к природным объектам родного края поможет нам в решении стоящей перед нами задачи. Что в целом составляет туристско-краеведческую деятельность детей дошкольного возраста.

2. Туристско-краеведческая деятельность и ее роль в формировании личности ребенка.

Детей дошкольного возраста часто называют “почемучками”. У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на все окружающее, новое в жизни.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В процессе ознакомления дошкольников с родной природой воспитывается бережное отношение к ней. С самого раннего детства ребенок приучается беречь зеленые насаждения на своем участке, на улице, в парке, заботиться о животных, особенно о птицах, которые помогают охранять урожай полей, садов и огородов от вредителей.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, собирание грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой он бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма.

Туристические походы, путешествия, экспедиции являются самой доступной и эффективной формой краеведческой работы.

И именно туристско-краеведческая деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины.

Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит.

Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной наглядной и полезной для ребенка. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны.

Мы стараемся в своей работе не упустить возможность обратить внимание наших детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений в природе.

Целенаправленная систематическая работа по охране природы позволяет подключить детей к улучшению экологической проблемы родного поселка и его окрестностей.

С помощью наших воспитателей и родителей, дети узнают о лечебных свойствах растений родного края, участвуют в сборе лекарственных трав, принимают активное участие в изготовлении гербариев, поделок из природного материала.

Наш детский сад в своей работе придерживается принципов парциальной программы на идеях народной педагогики Е.С. Бабуновой “Наш Дом – Южный Урал”.

Работа по ознакомлению детей с историей родного края, является обязательной составной частью наших туристических прогулок, учитывая региональный компонент этой программы. Ребенок получает жизненный опыт в процессе восприятия различных предметов и явлений общественной жизни.

У ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, закладываются основы национального самопознания, формируются первичные представления о традициях и культуре народа.

Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Растения, накапливая лучистую энергию солнца, обогащают воздух необходимым для дыхания кислородом. Большинство из них выделяют летучие сильно пахнущие вещества, которые убивают микробов – возбудителей различных болезней. На прогулках и экскурсиях дети вдыхают чистый воздух, наполненный смолистым ароматом деревьев, запахами цветов и трав, что оздоравливает их организм.

Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными.

Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

Туристско-краеведческая деятельность в нашем дошкольном учреждении имеют тесную связь с другими продуктивными видами деятельности детей: аппликацией, рисованием, трудом. Организуя данные виды деятельности с детьми мы решили приобщить дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала.

В своих работах, при изображении природных объектов, дети используют собственные впечатления от прогулок, экскурсий, наблюдений. Это делает работы детей выразительными, эмоциональными, помогает точнее изобразить их.

Также туристско-краеведческая деятельность в нашем детском саду является средством повышения задач оздоровления детей, способствует их физическому развитию, используя и дополняя навыки и умения, полученные на занятиях по физической культуре, проводимые физ.инструктором.

Наш поселок расположен в окружении реки, лесов, полей, а дошкольное учреждение расположено рядом с искусственно созданным водоемом.

Исходя из этого:
цель нашей туристско-краеведческой работы:
научить ребенка жить в согласии с природой, замечать и любить красоту родного края.

Коллектив нашего дошкольного учреждения поставил перед собой следующие задачи:

  1. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы;
  2. Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  3. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему поселку, стране;
  4. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Туризм в детском саду – это большая серьезная игра, внутри которой присутствуют другие игры.

Приобщать детей дошкольного возраста к туризму и краеведению мы начинаем со старшей группы. Программный материал подбираем в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами.

То, насколько успешным будет результат нашей туристско-краеведческой деятельности, во многом зависит от регулирования нагрузки во время туристических прогулок.

Длительность туристической прогулки в оба конца без учета двигательной активности на привале должна соответствовать возрастным особенностям детей.

По дороге дети рассматривают цветы, деревья, прислушиваются к пению птиц, стараются уловить запахи природы.

Наша туристско-краеведческая работа предполагает три этапа:

  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности в повседневной жизни;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
  • Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием ребенка;

Работа первого этапа осуществлялась в основном в игровой форме.

Задачи первого этапа мы решаем через ряд мероприятий, которые проводятся через различные формы:

– проведение тематических физкультурных занятий;
– проведение гимнастики;
– досугов и развлечений.

Предполагаемый результат I этапа:

  • дети подготовлены к участию в походах на 2–3 км.
  • Изучение азбуки туристов и законов леса;
  • Формирование навыков экологического труда.

Работа второго этапа осуществлялась с помощью трудовой деятельности детей.

Задачи второго этапа мы решается следующим образом:

  • Дети изучают туристическое снаряжение, правила укладывания рюкзака;
  • Во время путешествий дети учатся разжигать костер по всем правилам, ставить палатку;
  • Постоянно оказывают помощь в наведении порядка у озера, убирают в специальные мешки, оставленные банки, бумагу, стекло;
  • Учатся лечить растения на поврежденных местах ствола, ветки;
  • Знакомятся с легендами и историей родного края (наведением реки, улиц, памятных мест).

Учитывая особенности детей дошкольного возраста, мы всю работу строим в игровой форме.

В этом помогают праздники: “День Нептуна”, “В гостях у старичка Лесовичка”, “Лесная аптека”, “Зеленая аптека”, с участием любимых сказочных героев детей – лесных обитателей, Водяного, Лешего, Лесовичка, Хозяйки медной горы и др.

Предполагаемые результаты второго этапа:

1. Дети освоили азбуку туриста и законы леса;

2. Дети с большим энтузиазмом очищают экологическую тропу, полянку, сквер, расположенный рядом с детским садом, от посторонних предметов, проявляют заботу о родной природе;

3. У детей бережное и заботливое отношение к природе, дети не пройдут мимо надломленной ветки, обязательно проявят желание “полечить”;

4. Дети рассказывают о своей улице, об истоках названия родного поселка.


  • Освоение маршрута по усложненной местности, с подъемом на гору (находящуюся вблизи плотины).

На третьем этапе ведется работа по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

На этом этапе дети должны успешно справиться с таким путешествием, как подъем на гору и подойти к следующему результату:

1. Сформирован стойкий познавательный интерес. Задают много вопросов, пытаются сами найти ответы;

2. Гуманное отношение к окружающей природе. Дети соблюдают заповеди леса:

  • Не поднимай шума в лесу;
  • Уходя, оставляй место чистым;
  • Не рви растений и т.д.

3. Физическая выносливость. Дети без трудностей преодолевают маршрут длиной 5–6 км.

4. Достаточный объем знаний о растительном и животном мире. Это конкретные представления о системе биологических потребностей человека, животного, растений; знания основных правил поведения человека в экосистеме, обеспечивающих сохранение их целостности.

5. Сформированно эмоциональное восприятие природы.

Тематический план туристско-краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. (Приложение 1)

Список используемой литературы. (Приложение 3)

Конспект занятия по краеведению “Путешествие по родному поселку”.

Одной из основных форм туристско-краеведческой работы школьников является экспедиция. Экспедиция - форма образовательной деятельности, связанная с выездом в другую местность и выполнением задач по исследованию какого-либо природного, культурного, исторического объекта под руководством специалистов. Исследования, в зависимости от их характера, могут проводиться в походе - как во время дневок, так и в ходовые дни, а также во время пребывания группы в стационарном лагере.

Непосредственное знакомство с красивейшими ландшафтами, замечательными природными объектами, романтика походной жизни вдали от цивилизации - все это привлекает молодежь к дальним походам и экспедициям, независимо от их профиля и тематики. Однако исследовательские и поисковые экспедиции и походы с исследовательским уклоном представляются наиболее привлекательными и перспективными в ряду других форм туристско-краеведческой деятельности, поскольку они наполнены глубоким и важным для учащихся практическим содержанием. Здесь они могут реализовать на практике знания, полученные в течение года, получить реальные общественно значимые результаты и, может быть, сделать личные открытия. Недопустима подмена поисково-исследовательского характера краеведческих работ, имеющего черты научного труда, простым физическим общественно полезным трудом - прополка, сбор трав, семян и т.п.

Заинтересованное и уважительное отношение местного населения к целям и задачам участников экспедиции значительно повышает в глазах ребят социальную значимость поисково-исследовательской деятельности, формирует целевую установку, которая позволяет им не останавливаться в своем образовании и развитии.

Чтобы участники экспедиции получили удовлетворение от своего труда, в экспедиции должны быть поставлены, осознаны и реализованы конкретные исследовательские задачи в условиях конкретного региона. Очень внимательно следует отнестись к выбираемым темам исследований. Они должны быть понятны и доступны учащимся. Более квалифицированно осуществить намеченную программу и соблюсти преемственность исследований в последующих походах позволяет разновозрастный состав группы.

Тематика экспедиционных исследований в настоящее время охватывает такие области, как экология, геология, история, этнография, фольклор, археология и другие. К сожалению, выбор направления исследований чаще всего определяется не конкретной педагогической или научной идеей, не заданием местной администрации или научного учреждения, а наличием профессиональных кадров. Удалось привлечь к проведению экспедиции геоботаника - развернулись геоботанические исследования, появился специалист-историк - сформировалась историко-археологическая исследовательская группа. Личность педагога, его талант, профессионализм, увлеченность и другие исключительно индивидуальные качества учителя в огромной степени способствуют проявлению интереса у учащихся к тем или иным научным направлениям. Именно через личностное общение с настоящими профессионалами в процессе экспедиций формируется ориентация у школьников на тот или иной вид деятельности.

Перед организаторами полевой исследовательской экспедиции ставятся задачи:

  • - рекреационная, т.е. отдых и оздоровление детей в природной среде;
  • - формирование творческой активности и познавательного интереса учащихся;
  • - закрепление знаний по предметам базового школьного учебного плана.
  • - профессиональная ориентация учащихся;
  • - воспитание экологической культуры личности;
  • - формирование навыков выживания в природной среде.

Планирование экспедиции начинается с выбора района. Если в экспедиции участвуют несколько секций разных направлений исследовательской деятельности, район должен содержать объекты исследований для всех секций. Хотя многие исследовательские задачи (например экологические) могут быть реализованы в окрестностях крупных городов, желательно организовать походы и экспедиции на наиболее интересных природных территориях, отличающихся по своим характеристикам от места постоянного проживания школьников. Это позволяет усилить эмоциональное воздействие экспедиционных мероприятий на участников. Новый регион, новая природа, новые ощущения, новые знания - это не только расширение кругозора и осведомленности о мире, это увеличение культурного потенциала подростка. Следует, однако, обратить внимание на то, что путешествие в регионе, сильно отличающимся по климатическим характеристикам или по часовому поясу становится для многих учащихся, особенно слабо подготовленных, весьма трудным, почти экстремальным. Поэтому в такие экспедиции следует подбирать хорошо подготовленных в туристском и физическом плане учащихся. Эти два аспекта выходят в данном случае на первый план по сравнению с учебно-исследовательской подготовкой.

Важным элементом характеристики района является допустимый уровень объективных опасностей. Очевидно, что детская экспедиция - это мероприятие с повышенной вероятностью несчастных случаев. Руководители экспедиции должны максимально снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, для чего необходимо правильное планирование; подбор педагогического персонала высокой квалификации; тщательная подготовка снаряжения; предварительное обучение учащихся поведению в экспедиции; контакт с местными органами власти, работниками лесхозов, рыбнадзора, егерями. В хорошо подготовленной экспедиции обеспечивается достаточная безопасность в условиях объективных опасностей, характерных для данного района (непогоды, низких или высоких температур, наличия опасных зверей, пресмыкающихся и насекомых, опасных участков рельефа, водоемов и пр.).

Все учащиеся должны иметь практику участия в туристских походах, организации быта, ночлега в полевых условиях. Участников экспедиции необходимо обучить приемам оказания первой доврачебной медицинской помощи. Желательно проработать с ними действия при возможных неординарных обстоятельствах.

Необходимо также в подготовительный период провести 4-5 занятий по полной программе предполагаемых исследований в однодвухдневных походах. Кроме обычного туристского снаряжения группе необходимо иметь специальное оборудование, необходимое для проведения намеченных исследований.

В связи с небольшой продолжительностью осенних, зимних и весенних каникул в это время могут проводиться походы, направленные на приобретение группой начального опыта проведения запланированных исследований, а также рекогносцировки объектов и местности. Основные же исследования проводятся в ходе экспедиции в период летних каникул. Продолжительность школьной экспедиции не должна быть более 30 дней. Оптимальный срок - три недели; за более короткий срок трудно выполнить значительный объем работы. При слишком большой продолжительности экспедиции накапливается усталость, как физическая, так и связанная с особенностями полевого быта и узким кругом общения, а продуктивность работы значительно снижается.

Вопросы педагогики, жизнеобеспечения, безопасности, в экспедиции практически ничем не отличаются от условий туристского похода. Однако, исходя из того, что экспедиция является исследовательской формой деятельности, существует и своя специфика. В экспедиции мало знать и уметь применять на практике основные научные принципы и методические приемы выявления и изучения природных, исторических и культурных объектов. Важно также уметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех процессах и явлениях, которые являются темой поисково-исследовательской работы, о выявленных и собранных матералах, обладать навыками учета и описания объектов в полевых условиях. Наконец, большое значение имеет умение правильно хранить и транспортировать собранные краеведческие материалы.

Для учета и научного описания собранных памятников истории и культуры, а также разносторонней информации о них, служат полевые документы учета и описания. К ним относятся «Полевой дневник», «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов», «Тетрадьфотофиксаций», «Полевая опись» и др.

Полевой дневник служит для описания всего хода экспедиции, ее маршрута, процесса выявления, изучения и сбора природных, исторических и культурных объектов, фиксации сведений об обстановке, в которой они находились, и обстоятельствах их выявления, об услышанной или прослеженной истории данных объектов, о фактах встреч с людьми, которые дали определенную информацию и т. д.

В заголовочных данных полевого дневника указываются: название полевого документа; название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретному образовательному учреждению; наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется; маршрут экспедиции и сроки ее работы; состав участников экспедиции и распределение обязанностей между ними; руководители экспедиции; ответственный за ведение полевого дневника; даты начала и окончания ведения дневника.

Записи в дневник целесообразно вносить не только по итогам дня, но и по отдельным «операциям» в течение дня. Каждая запись должна сопровождаться подписью лица, проводившего запись, и датой проведения записи.

Особое внимание при ведении дневника следует уделять степени достоверности заносимых в него сведений. Всякого рода предположения и советы о ходе дальнейших исследований необходимо фиксировать как гипотезы, требующие проверки («по мнению такого-то», «по совету такого-то» и т. п.).

Несколько страниц дневника выделяют для записи принятых на себя участниками экспедиции обязательств (возвратить оригиналы документов после копирования, выслать сделанные во время экспедиции фотографии, выполнить чью-либо просьбу и т. п.).

Полевой дневник помогает участникам экспедиции не только зафиксировать разностороннюю информацию о ходе поисково-исследовательской работы, но и служит в дальнейшем дополнительным источником для продолжения работы по данной теме. Кроме того, с помощью полевого дневника можно получить разнообразные географические, хронологические, исторические сведения при подведении итогов экспедиции и разработке новых тем поисково-исследовательской работы.

Полевая опись является основным документом учета и научного описания документальных и вещественных памятников, поступивших в фонд экспедиции.

В заголовочных данных кроме названия документа необходимо указать название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретному учреждению; наименование темы работы и по чьему заданию она выполняется; фамилию руководителя экспедиции; фамилию ответственного за ведение полевой описи; даты начала и окончания ведения полевой описи.

Учет и научное описание природных, культурных и исторических объектов в полевой описи-процесс ответственный, требующий применения специальных приемов учета и описания памятников. Поэтому его должны осуществлять специально подготовленные участники экспедиции.

Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов. В процессе краеведческих экспедиций их участники не только изучают и собирают природные, культурные и исторические материалы, но и записывают рассказы и воспоминания свидетелей тех или иных событий по изучаемой теме. Эти записи рекомендуется делать в «Тетради для записи воспоминаний и рассказов».

Записи воспоминаний должны осуществлять специально подготовленные участники экспедиции. До начала беседы с информатором целесообразно составить вопросник, по которому будет строиться беседа в рамках изучаемой темы.

Запись беседы необходимо вести подробно, стремясь зафиксировать все детали рассказа. Если запись беседы приходится вести с сокращениями, то сразу после беседы запись должна быть перечитана, а сокращения расшифрованы. Любые исправления и дополнения делаются только проводившим ее лицом и в соответствии с пожеланиями информатора. Всякие добавления и исправления, сделанные другим лицом или после окончания полевых работ, являются грубым нарушением правил ведения полевых документов. Допускается внесение ссылок на выявленные позднее сведения. В подобных случаях ссылки желательно дополнить датой записи.

В последние годы экспедиционные группы все шире применяют для записи воспоминаний и рассказов видео- и звукозаписывающую аппаратуру. Магнитные и цифровые носители с записью рассказа участника или очевидца событий, изучаемых экспедицией, является подлинным документом. Такой документальный памятник обладает более широким диапазоном использования. Живой голос рассказчика или его образ вызывает чувство сопричастности к описываемым событиям. Однако юным исследователям необходимо помнить, что такие записи требуют специального режима и условий хранения.

Тетрадь фотофиксаций. В краеведческих экспедициях фотосъемка применяется для фиксации обстановки, среды, в которой находились выявленные памятники природы, истории и культуры, фотографирования лиц, сообщивших сведения по изучаемой теме, съемки памятников истории и культуры, оставшихся в среде бытования, и т. п.

Краеведческие материалы, накопленные в результате поисково-исследовательской работы, как правило, ложатся в основу тематических выставок, краеведческих уголков и комнат, школьных музеев.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

В ХХI веке особую актуальность и значимость приобретает образование, воспитание нового здорового поколения, способного жить и работать в новом веке, веке образования, культуры, духовности, новых технологий для того, чтобы жить и работать достойно, добиться в жизни определенных высот, человек должен быть здоровым. Здоровье -- самая главная ценность человека. Эту истину знали уже древние греки. Отец медицины, Гиппократ одним из первых в истории провозгласил прямую связь физической культуры, образования и здоровья. Он подчеркивал, что тот, кто не закаливает свой организм, обречен на «изнеженность мышц и тупость ума». Сегодня как никогда остро стоит вопрос о «здоровье народа». В корне изменилось и само это понятие. Раньше, когда говорили о здоровье, оно ассоциировалось лишь с медицинской помощью, с охраной здоровья человека. В настоящее время понятия «здоровый человек», «здоровая нация» расширили свое значение, охватывают и духовное, и физическое развитие человека. Проблема воспитание здорового поколения объявлена у нас делом государственной важности. Президент нашей Республики Михаил Николаев провозгласил идею: «Через здоровье общества и каждого из нас -- к благополучию и процветанию республики» и подчеркнул, что «здоровье является бесценным национальным богатством и достоянием общества. Укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни становятся важнейшей задачей, решая которую, общество движется вперед к новым рубежам развития». В выполнении этой доктрины неоценима роль физической культуры. Сильнее, здоровее, умнее и совершеннее тот, кто охотно отдает себя во власть движения. Одним из самых массовых и доступных форм занятия физической культурой является туризм. По моему глубокому убеждению, туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, один из самых важных средств воспитания. Он характеризуется многими положительными свойствами. Во-первых, туристские маршруты выводят нас на свежий воздух. Ученые давно установили, что свежий воздух очень богат отрицательными нонами, которые обладают способностью быстро и эффективно снимать усталость. Туристический поход -- это движение, физическая нагрузка, самым благотворным образом воздействующая на организм человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная Во-вторых, тишина леса, простор полей, аромат и краски леса -- все многообразие красот родной природы, заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему.

Наконец, туризм является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.

О пользе туризма я знаю не понаслышке. Начал увлекаться туризмом еще, будучи студентом Смоленского педагогического института. В составе институтской команды, исколесил пешком леса Смоленщины, плавал на байдарках по речкам области. И закалка, полученная в туристических походах, помогает в моей профессии. В моей педагогической практике я широко применяю туризм и не просто туризм, а с элементами изучения родного края. Наш улус имеет красивую природу. Совершая пешие прогулки во время туристических походов по живописным местам своего улуса, дети изучают историю своего края, своей малой родины. Таким образом, сочетая в своей педагогической практике, занятия спортом и туристско-краеведческую деятельность, я преследую три цели: воспитательный, оздоровительный и познавательный. Естественно, что между ними нельзя провести какую-то четкую грань. Но все вместе они помогают учащимся расти физически и духовно, помогают познать окружающий мир, себя, во время туристских походах они учатся преодолевать различные трудности, закаливать себя физически, изучают родной край, ценить дружбу, заботу и помощь друга, с пользой проводить свое свободное время. Считаю, что очень многое потерял тот, кто не испытывал радости туристских походов: быть в постоянном движении, открывая для себя все новые красоты природы, спать в палатках, на открытом воздухе, петь песни у костра. Это гораздо полезнее, чем бесцельно бродить по улицам или собираться по вечерам по подъездам. Организация туристических походов, решая проблемы занятости детей, особенно в каникулярное время, выступает одним из самых доступных и массовых методов пропаганды здорового образа жизни: ребенок с самого детства, познавший красоту окружающего мира в коллективе друзей и единомышленников и укрепивший свое здоровье во время туристических походов, не будет вовлечен в сомнительные компании, будет уверенно смотреть в будущее.

Туристско-краеведческая деятельность

Туризм - это специфический вид спортивной деятельности, которая открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по туристской подготовке.

Туризм - важнейшее средство воспитания, которое благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни. Для детей - туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, на-полненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для педагогов он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. Туристско-краеведческая работа юных туристов многообразна по формам. Самой комплексной, эффективной формой туристско-краеведческой деятельности является туристский поход.

Поход - это замечательное средство непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта этих отношений, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений. Занятия туризмом и участие в походах способствуют усвоению подростками универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут им жить в мире и согласии с самими собой, природой и обществом.

В настоящее время качественно изменилось содержание и сложность походов, значительно снизилось количество походов, их постепенно заменяют походы выходного дня. Сегодня проведение многодневных походов стало недоступным по нескольким причинам. Это очень высокие цены на проезд к месту совершения путешествия, дороговизна продуктов питания, криминальная обстановка в стране. В школах города отсутствует туристское снаряжение, необходимое для жизни в полевых условиях - палатки, рюкзаки, спальники, походное костровое оборудование, не хватает опытных педагогов, умеющих правильно и безопасно провести туристский поход. Одной из форм туристско-краеведческой деятельности являются туристские соревнования, которые способствуют подготовке безаварийного содержательного туристского похода, проверке готовности туристских групп. Традиционно туристские соревнования проводятся в два этапа:

Школьный

Городской

На каждом этапе перед организаторами стоят определенные задачи: на школьном - это, в основном, задачи обучения и пропаганды туризма, на городском - выявление сильнейших команд и участников, обмен опытом работы. Ежегодно в городских туристских соревнования принимает участие около 150 учащихся. Эти показатели говорят о том, что туристские соревнования остаются одним из самых массовых мероприятий школьников. Туристские соревнования учащихся - это комплексное мероприятие, подготовка и проведение которого требует больших усилий от всех организаторов. Городские туристские соревнования имеют большое воспитательное значение, что отражается на программе соревнований, которая состоит из спортивной части и конкурсной программы. Спортивная часть включает традиционные виды соревнований: командная и личная техника пешеходного туризма, контрольно-туристский маршрут, спортивное ориентирование. Конкурсная программа, состоит из конкурса туристской песни, туристских газет, краеведческой викторины и позволяет раскрыть творческие способности участников соревнований. На городских туристских соревнованиях проводятся вечера отдыха, дискотеки, игротеки.

Краеведение

Термин «краеведение» появился на рубеже XX века. Первоначально же бытовало понятие «отечествоведение», на смену которому пришло «родиноведение», постепенно сменившееся «краеведением». Изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос, - задача краеведения.

Одним из основных направлений деятельности Станции является школьное краеведение. Широкое распространение в образовательных учреждениях получили различные формы общественно-краеведческой деятельности: объединения, поисковые отряды, клубы, научные общества учащихся и др. В краеведческих объединениях учащиеся овладевают основами исследовательской работы; знакомятся с научными дисциплинами вне рамок школьной программы: этнографией, экологией, фольклористикой, археологией и др. Давая возможность овладеть основами этих дисциплин, школьное краеведение воспитывает у обучающихся навыки профессионального самоопределения, самоорганизации и самоуправления. В то же время краеведческая и туристская деятельность прививает детям и молодежи основы коллективизма, взаимовыручки, умение ориентироваться в сложной обстановке и найти выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций. С 1993 года основной формой организации краеведения в системе дополнительного образования детей стала Программа туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество». Программа демократична, она открыта для любого поиска и эксперимента, свободна от идеологических рамок и ограничений, что способствует свободному проявлению творчества, как юных краеведов, так и их педагогов.

Ежегодно учреждение проводит:

Городские олимпиады по школьному краеведению;

Городские конкурсы исследовательских краеведческих работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество»;

Смотры музеев образовательных учреждений.

Все краеведческие мероприятия проходят в два этапа:

I этап - школьные олимпиады, конкурсы;

II этап - городские олимпиады, конкурсы;

В традиционно проводимых областных олимпиадах, конкурсах исследовательских краеведческих работ, слетах юных туристов обязательным этапом является проведение краеведческой викторины. Краеведение - это сфера активной практической деятельности, направленной на распространение знаний об истории своей малой Родины. Стало традицией проводить конкурсы-смотры музеев образовательных учреждений.

Смотры показали, что за многие годы работы музеев в школах сложилась система патриотического и нравственного воспитания учащихся, музеи являются хранилищами бесценного наследия исторического прошлого нашего Отечества.

Краеведческая деятельность - универсальный инструмент и испытанное средство в системе духовно-нравственного воспитания, является эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом.

Важнейшей стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения.

Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся -- идет интенсивное умственное развитие.

Несмотря на огромное воспитательное и образовательное значение, туристско-краеведческая деятельность все реже используется в школе. Несмотря на то, что отдельные ее компоненты в той или иной мере рассматриваются в содержании учебных курсов, этого явно не достаточно для формирования единой картины миры, включающей природный компонент. Возникает потребность в разработке целостной концепции туристско-краеведческой подготовки школьников, наполненной современным содержанием, отражающим новые научные подходы и требования жизни.

Для наилучшего понимания важности туристско-краеведческой деятельности и необходимости ее дальнейшего развития в современной школе нам представляется необходимым рассмотрение каждого компонента данного вида деятельности в отдельности. Школьное краеведение рассматривается нами не только как деятельность учащихся, направленная на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале.

Это деятельность, направленная на всестороннее познание локальной территории. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении. Он служит основой организации всех видов учебно-познавательной деятельности классов краеведения, а краеведческий подход является составной частью, способом его успешной реализации. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому».

В связи с учебной ценностью краеведения, выделяют учебное краеведение. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной экскурсии. В них обязательно участие школьников всего класса, его содержание и характер определяются учебной программой. Также выделяют непрограмное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Во внепрограмном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Формами его реализации становятся туристские походы по своему краю, школьные экспедиции и пр.

Следующий компонент ТКД - туризм, является отличной формой реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.

В школе фактически существует «два» туризма: один как обязательный для всех классов («классный туризм»), но минимальный по объему, другой - для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, - как занятия в кружках по интересам («кружковый туризм»). Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий, глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм.

В использовании форм ТКД отражается двойственность туризма в школе: отдельные формы (например, занятия в кружках, участие в категорийных походах и пр.) используются только для больших любителей туризма, а другие формы (с соблюдением определенных норм) пригодны для классного туризма (например, однодневные и двухдневные походы, простейшие соревнования, семинары, местные экскурсии и т.п.).

Понятие «школьный туризм» идентично получившему распространение выражению «туристско-краеведческая деятельность в школе» (ТКД).

Часто понятие «школьный туризм» ограничивают единственным смыслом - изучением края (краеведением), то есть познавательностью.

Когда краеведение ставится во главу угла туристского похода (становится его целью, заданием), тогда строгое прохождение заявленного маршрута с его собственным содержанием - протяженностью, набором естественных препятствий, автономностью жизнеобеспечения и т.п. - ставится в подчиненное положение, перестает быть обязательным, теряет приоритетность.

Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Справедлив афоризм: «Туризм - это краеведение, но краеведение - это не туризм».

Вполне правомерно говорить и о двойственности краеведения в школе: простые визуальные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет и серьезное, глубокое краеведение без связи с туризмом. Нет необходимости настоящее краеведение обязательно увязывать со спортивными нормами походов; трудно втиснуть серьезную поисковую, научно-исследовательскую работу в строгие рамки спортивного похода. Часто от этого проигрывают и познавательность и спортивность, а главное - страдают дети от перегрузок.

Для так называемой туристско-краеведческой деятельности характерен многоцелевой характер, разнообразие форм. И это необходимо сохранять как в работе в целом, так и в частных формах ее проявления. Не зря туристско-краеведческую форму работы с детьми называют самым комплексным видом внеклассной воспитательной работы.

Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм туристских занятий детей, так как только при этом можно полнее удовлетворить разнообразные интересы детей, вовлечь наибольшее их количество в туризм, построить в школе так называемую систему ТКД.

Важно не забывать, что участие в полевых исследованиях требует овладения туристской техникой и тактикой, поэтому туризм становится неразрывной составной частью краеведения. Таким образом, в этой связке краеведение обеспечивает познавательную деятельность и интеллектуальное развитие учащихся, а туризм - технико-тактическую подготовку, безопасность и комфорт в полевых условиях. В учебно-воспитательном процессе туризм и краеведение выступают как единое целое - туристско-краеведческая деятельность.

Туристско-краеведческая деятельность учащихся

Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся -- идет интенсивное умственное развитие.

Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А специфичность туристско-краеведческой деятельности (ТКД) как раз и заключается в непосредственном "столкновении" учащегося с окружающей его природной и социальной средой, с действительностью, с жизнью.

Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой сфере и самих детей, и их родителей, а широкие педагогические возможности содействуют как детского, так и взрослого коллектива (родители) сплочению класса вокруг классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, ведущих такую работу, вовлечению родительского контингента в педагогический процесс, облегчению управлением детским коллективом и каждым учащимся. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе позволяет создать единый коллектив: учитель, родители, ученики, что во многом содействует усилению воспитывающего воздействия на учащихся, улучшению целенаправленности педагогического воздействия.

Программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов разработана с учетом тесной связи ее с учебно-воспитательной работой школы, работой с объединениями учащихся. Она может быть использована как в классе (полным его коллективом), так и в группах продленного дня, и в кружках школы и внешкольных учреждений. Программа адресована классному руководителю, воспитателю группы продленного дня, кружководу, ведущему такую работу в школе и во внешкольном учреждении, а также родителям, участвующим вместе с учителем и воспитателем, кружководом в такой деятельности.

Туризм как внеклассная форма занятий. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, достигнуть более высокий уровень развития двигательных способностей, нравственных качеств, закрепить привычку регулярно тренироваться. Выделяю три основных блока: воспитательный, образовательный и оздоровительный. Рассмотрим каждый блок отдельно.

Воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности является самым важным и имеет несколько направлений.

В области общественно-политического воспитания это развитие активной жизненной позиции, выработка навыков и привычек общественного поведения. В области трудового воспитания -- это выработка навыков самообслуживания, уважения к физическому труду, воспитания непримиримости к лепи, умение выполнять порученное дело с наименьшими затратами. В области нравственного воспитания - это воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности, чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, коллективизма, культуры взаимоотношений между людьми, между коллективом и личностью, умение подчинять личные интересы общественным. В области физического воспитания -- это укрепление здоровья участников походов путем преодоления трудностей, формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье. Как видим, задачи, которые решает в области воспитания туризм, весьма широки и разнообразны. И, пожалуй, самое главное -- комплексность этих форм воспитания, их органическое единство и оптимальное сочетание в условиях путешествия, благодаря чему и достигается наивысший воспитательный и оздоровительный эффект. В туристской прогулке или экскурсии на природу, когда тишина леса, красота тропинки, поляны умиротворяют возбужденного школой, семьей, двором ребенка, значительно легче осуществлять любое воспитательное воздействие. Вопросы дисциплины и культуры поведения легко решаются у костра в туристском походе, а позже эти навыки развиваются и закрепляются в постоянном общении и вне туристских мероприятий. Но первый толчок по установлению особого стиля отношений легче принимать в условиях автономного существования коллектива, когда группа чувствует наибольшую сплоченность, взаимозависимость, когда каждый идет на взаимодействие, взаимопомощь более заинтересованно, легко без внешнего принуждения.

Оздоровительный блок туристской деятельности.

Оздоровительный блок включает в себя различные соревнования, спортивные игры, развивающие ловкость, быстроту, сноровку. В зависимости от способов передвижения содержание игр и соревнований меняется. Например, при лыжных походах во время игр и соревнований отрабатываем поведение в лавиноопасной зоне, подъемы, спуски, торможения, повороты, трапление лыжни, а при водных путешествиях учу технике работы веслами, плавания на байдарке, так как при путешествии на байдарке гребец должен соблюдать определенные правила. Во время привалов изучают азы туриста: правила страховки при переправах и правила завязывания узлов. За время туристского похода ребята уже самостоятельно учатся к начальным приемам всех туристских навыков.

Заключение

туристская краеведческая деятельность

В последнее время желающих заниматься в секции туризма становится все больше. От ребят поступает много предложений совершить лыжный поход за пределы улуса. Но из-за определенных трудностей пока такие походы не возможны. В разное время создавались постоянные группы из числа гимназистов, с которыми совершили лыжный поход по маршруту Нам - Искра - Тастах - Улуу-Сысыы: -- Салбан и комбинированный пеше - водный сплав по реке Кэнкэмэ до озера Хардан. Учащиеся, посещающие секцию «Туризм» не пропускают уроки, более выносливы, реже подвергаются различным заболеваниям. Родители довольны тем, что туризм решает проблему занятости детей, одобряют выбор своих детей, принимают участие в организации походов. Правильно организованное и проведенное туристское путешествие обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и спортивное совершенствование ребят, расширяет кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, самостоятельность и инициативу. Подводя итог, хочу отметить, что необходимо прийти к пониманию того, что жесткое следование классно-урочной системы значительно ссужает учебно-воспитательный процесс. Есть предметы, требующие выхода учащихся за пределы помещений в окружающий мир. Важную роль в этом деле могут сыграть многие виды внешкольной деятельности. Среди них особое комплексное решение многих учебно-воспитательных и оздоровительных проблем принадлежит туристско-краеведческой деятельности. Как уже отмечалось, туризм сегодня выступает как познавательный активный отдых, в оздоровлении организма. достижение науки, изменяя характер труда и учебы, действуют и на самого человека: на первое место выдвигаются его мыслительные, эмоционально-психические функции, на второй план отходят двигательные, физические. Происходит снижение двигательной активности при повышении уровня эмоционального напряжения. Гиподинамия, вызванная недостаточной двигательной активностью, вызывает быструю утомляемость, которую снять сложнее, чем усталость, вызванную физическими усилиями. Лучшим и наиболее эффективным способом восстановления физических и духовных сил является активный отдых, который должен рассматриваться как одна из основных потребностей человека. Наиболее доступным и полезным видом активного отдыха является туризм. Туризм и здоровье неотделим. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых. Еще раз отмечу: туризм -- мощное средство профилактики различных заболеваний, в особенности сердечно-сосудистых, болезней нервной системы, органов дыхания, пищеварения. В настоящее время надо шире использовать походы выходного дня для подготовки учащихся к более сложным путешествиям, отработки техники, проверки снаряжения. Таким образом, в походах -- высок не только оздоровительный и спортивный, но и воспитательный и образовательный эффект.

Список литературы

1. Абухов А.Х. Туризм на новом этапе. М., Профиздат, 1983.

2. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. М., Ф.и С., 1989.

3. Пасечный П.С. На туристкой тропе. М., Ф. и С., 1986.

4. Рогатин Б. В ногу со временем. М., Ф. и С., 1986.

5. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста М., Профиздат, 1985.

6. Кондаков В. А. Краеведческий принцип в преподавании географии. «Известия АПН РСФСР», вып. 24, 1950.

7. Махов С.И. Совершенствование туристско-краеведческой подготовки в школе и вузе //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «География населения и расселения: история и современность». - Нижний Новгород, 1999. С. 157-160.

8. Махов С.И., Махова И.П. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в туристско-краеведческой деятельности //Материалы научно-теоретической межвузовской конференции «Геоэкология. Краеведение. Туризм». - СПб, 2000. С. 83-86.

9. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.

10. Строев К. Ф. О краеведческом принципе в преподавании географии. «География в школе», 1963, № 3.

1. Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

    Туризм, туристские ресурсы и их виды. Туристско-рекреационный потенциал. Методики оценки туристско-рекреационного потенциала. Природные условия и ресурсы Харовского района. Инфраструктура туризма как основа социально-экономических ресурсов района.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2017

    Алтай - востребованная туристско-рекреационная территория. Обоснование формирования туристко-рекреационных зон в предгорных и горных районах края. Программа организации туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2008

    Рассмотрение теоретических основ туристско-рекреационного проектирования. Определение туристско-рекреационного потенциала исследуемого района. Обзор методов создания концепции реестра туристских ресурсов. Проектирование туристско-рекреационных зон.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Роль музеев в развитии туристско-экскурсионной деятельности. Использование современных музеев как объектов туристско-экскурсионной деятельности. Школьные музеи Косихинского района. Современное состояние экскурсионной деятельности в Косихинском районе.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2016

    История становления детского туризма в РФ, его социально-педагогические принципы. Инфраструктура детского туризма в Сочи. Организация регионального лагеря туристско-краеведческой и спортивной деятельности в рамках Федеральной программы "Отечество".

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Предпосылки для создания вида спорта "Туристско-прикладные многоборья". Содержание соревнований по туристско-прикладному многоборью и виды дистанций многоборья. Содержание соревнований по туристско-прикладному многоборью и виды дистанций многоборья.

    лекция , добавлен 25.11.2008

    Потенциал развития и законодательная база туристско-рекреационной деятельности на системном и институциональном уровне, ее планирование, регулирование и мониторинг. Туристская инфраструктура и туристско-рекреационная деятельность на проектной территории.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала. Характеристика экономики и оценка туристско-рекреационного потенциала Германии. Особенности развития, виды туризма, туристские маршруты. Современное состояние туризма и перспективы развития.

    дипломная работа , добавлен 15.03.2011

    Понятие особой экономической зоны - определяемой Правительством части территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Туристско-рекреационные особые экономические зоны и правовое регулирование их деятельности.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2010

    Понятие о туристско-рекреационных ресурсах. Социально-географическая характеристика Новокубанского района, особенности его туристско-рекреационного потенциала. Культурно-исторические рекреационные ресурсы. Туристические маршруты по Новокубанскому району.