Детские магнитные конструкторы опасны для здоровья. Польза магнитных конструкторов

  • 27.06.2020

Врачи бьют тревогу: в России в продаже появились магнитные игрушки, которые представляют опасность для маленьких детей. При этом зачастую никаких предупреждений на упаковке не найти.

Ваня сегодня в первый после операции может питаться нормально: три ложки супа или каши. Раньше он лежал под капельницей с питательным раствором. Ваню чуть не погубила игрушка: металлические шарики, магнитные.

Интересное и интеллектуальное занятие: шарики можно отсоединять один от другого, для этого, правда, надо приложить определённое усилие. Люди постарше собирают из таких шариков разные фигуры, можно сделать браслет. Но представьте, что станет с животом маленького ребёнка, если он проглотит кусок металла.

"Старшая дочь, 12 лет, выпросила в подарок на 8 марта себе такую забаву. И видно убрала туда, где он увидел. Залез, достал, и оказались они у него во рту, а потом в животе", - рассказывает Валентина Кожухарь.

Магнитный конструктор после сложнейшей операции извлекли хирурги из живота Вани. В хирургическом отделении Московской городской больницы имени Филатова только за последние 10 дней прооперировали троих детей с таким же диагнозом.

"Этот ребёнок проглотил 83 шарика. Если их вовремя не удалить, они могут сделать в желудке отверстие. Это приведёт к перитониту", - говорит главный детский хирург Москвы Александр Разумовский.

Если ребёнок проглатывает шарики один за одним сразу - в желудке у него оказывается целый ком из магнитиков. Если съел не сразу все, были перерывы, то шарики будут притягиваться друг к другу уже сквозь стенки кишечника, он может просто разорваться.

"Считается, что это игрушка. И очень часто её приобретают для того, чтобы развивать маленьких детей. Нельзя давать детям использовать это как игрушку в любом случае", - говорит Александр Разумовский.

Модные игрушки-конструкторы из шариков-магнитов производятся в Китае, купить можно где угодно. В интернет-магазинах, например, где написано, что это совершенно безвредный товар. Или в обычном магазине подарков, где покажут санитарно-эпидемиологическое заключение.

Иногда на коробке пишут о том, что маленьким детям не стоит давать эти магнитики, иногда не пишут, но потребителям явно не хватило информации.

Елена крутит в руках цепочку из магнитиков - когда привезла сына в больницу, захватила игрушку с собой. Несмотря на то, что у ее сына операция уже прошла успешно и всё позади, Елена не хочет показывать своё лицо. Она сама дала сыну опасную игрушку: ведь раньше он никогда ничего не тянул в рот.

Каждый месяц в операционных детских больниц спасают десятки любопытных детей, проглотивших детали опасного конструктора. А у маленького Вани теперь только такие игрушки: резиновая хрюшка, резиновый барашек. Их не сгрызёшь и не проглотишь, вроде бы безвредные.

Несмотря на постоянные предупреждения, опасность проглатывания неодимовых магнитов маленькими детьми – часто недооценивается как родителями, так и врачами. Эти невинные с виду магниты – являются весьма мощными, недаром их называют еще «супермагнитами».

За прошлый год зафиксировано огромное количество случаев обращения к педиатрам и в отделения неотложной помощи по поводу проглатывания таких магнитов, однако даже среди врачей первичного звена - настороженность в сторону этого вида травм крайне невелика.


Ребенок проглотил магнит, что делать?

Для детского гастроэнтеролога инородные тела ЖКТ – один из самых частых поводов к экстренному вызову. Когда врач слышит от родителей фразу «ребенок что-то проглотил», мы должны попытаться установить местоположение инородного тела (пищевод, желудок, кишечник) и его физические свойства (круглое, острое, металлическое, пластиковое и тд), а затем решить, требуется ли медицинское вмешательство, какое именно и как срочно.

Как правило, 80 - 90% проглоченных инородных тел (например, монеты) выходят самопроизвольно с калом, однако 10 - 20% требуют эндоскопического удаления, а около 1% - требуют даже хирургического вмешательства. Оценка польза/риск медицинского вмешательства в таких случаях - основывается на вероятности осложнений от инородного тела.

Все вышесказанное – относилось только к инородным телам, не имеющим магнитного притяжения. Когда речь идет о магнитах – правила меняются.

Магнитное притяжение

В последние 10 лет наблюдается резкое возрастание количества случаев проглатывания магнитных инородных тел; по данным американской статистики – частота обращений в экстренные медицинские службы за этот период возросла в 8,5 раз, и продолжает увеличиваться в среднем на 75% ежегодно.

В большинстве случаев, проглатывают магниты - дети младше 5 лет. Тем не менее, в последние несколько лет наблюдается увеличение частоты проглатывания магнитных шариков у детей более старшего возраста. Эти неприятные изменения связаны с увеличением производства игрушек на основе магнитных шариков, таких как Неокуб или «игрушечный пирсинг», весьма популярных среди школьников. В таких ситуациях эндоскопическое удаление магнита требовалось у 10% -12% обратившихся детей, а у 4% -5% требовались полостные хирургические операции.

Это вовсе не обычные магниты

Современные неодимовые магнитные игрушки – обычно состоят из 100-200 мелких магнитных шариков, имеющих очень мощное магнитное поле. На первый взгляд неодимовые магниты совершенно безобидны: они гладкие, круглые – то есть не должны повреждать стенку желудочно-кишечного тракта при проглатывании, и могут без проблем выйти обратно с калом.

Однако следует учитывать, что неодимовые магниты намного сильнее, чем обычные, и способны вступать во взаимодействие с другими металлическими телами на весьма большом расстоянии. Поэтому если один проглоченный магнитный шарик действительно легко выйдет сам, то 2 или более шарика непременно вступят между собой во взаимодействие, притянув и сдавив между собой различные отделы ЖКТ, и вызвав катастрофические последствия. Чаще всего слипание магнитных шариков вызывает язву стенки ЖКТ с перфорацией.


Коварство ситуации в том, что ребенок, проглотивший магнитные шарики, не имеет никаких симптомов до момента перфорации и начала перитонита. Малейшее промедление в диагностике и медицинском вмешательстве – может привести к сепсису и смерти ребенка.

Клинический случай

Типичный пример описанной ситуации: здоровый мальчик трех лет был доставлен в отделение неотложной помощи, его мать обеспокоена тем что «он проглотил несколько круглых магнитов». Единственным симптомом, выявленном при осмотре ребенка – была гиперсаливация. На обзорной рентгенограмме брюшной полости врачи увидели, что магниты расположились в эпигастральной области и правом нижнем квадранте живота. Было выполнено эндоскопическое исследование проксимального отдела тощей кишки, в надежде найти там магнит, однако за время подготовки ребенка к процедуре – магнит сместился за пределы досягаемости эндоскопа. Ребенок отпущен домой, маме даны рекомендации осматривать каловые массы ребенка, искать и считать магниты, пока не выйдут все. Кроме того, ребенку был назначен курс слабительного.


За два дня, несмотря на диарею от слабительного, в стуле не было найдено ни одного магнита. Кроме того, у ребенка появилась лихорадка , тахикардия и боль в животе. Повторная рентгенограмма показала, что магниты соединились в правом нижнем квадранте брюшной полости. При лапароскопии выяснилось, что 3 неодимовых магнита, «приклеившись» друг к другу, вызвали перфорацию двух петель подвздошной кишки. Магниты были удалены, перфорации ушиты.


Пропаганда против магнитных игрушек

Одним из первых, кто громко заговорил об этой проблеме, был Dr. Adam Noel. Он описал случай двухгодовалого ребенка, который проглотил несколько неодимовых магнитных шариков. Эти шарики «спаяли» несколько петель кишечника, что привело к некрозу , перитониту и иссечению нескольких отделов кишечника, и закончилось формированием у ребенка «синдрома короткого кишечника».

Dr. Noel и его коллеги объединились, и занялись сбором информации по данной проблеме, опрашивая врачей, членов Североамериканского сообщества детских гастроэнтерологов, гепатологов и диетологов (North American Society for Pediatric Gastroenterology Hepatology and Nutrition , NASPGHAN). Респонденты сообщили им о 123 клинических случаях, произошедших в период между 2008 и 2012 гг. Почти у 80% описанных пациентов потребовалась эндоскопическое или полостное хирургическое вмешательство, или оба этих метода. Хирургическое удаление магнита потребовалось у 31% пациентов; у 43% пациентов потребовались дополнительные хирургические операции, в том числе ушивание перфораций кишечника - 60%, и резекция кишечника у 15%. Наконец, у 9% пациентов потребовалось длительное восстановительное лечение развившихся осложнений – например, реабилитация кишечника.

Результатом этой работы было издание клинического руководства NASPGHAN, которое акцентировало внимание на необходимости агрессивных мер запретов этих игрушек у детей, а также образовательных и пропагандистских программ. Совместно с другими медицинскими сообществами, такими как Американская академия педиатрии и Американская ассоциация детских хирургов, они разработали комплексный алгоритм диагностики и лечения детей с неодимовыми магнитными инородными телами ЖКТ, регламентирующий сроки, вид и объем медицинских вмешательств в зависимости от количества проглоченных магнитов, их расположения и давности проглатывания.

Они также приступили к широкому обучению детских гастроэнтерологов и врачей других специальностей, работающих с детьми, подходам к лечению этой новой опасности.

NASPGHAN стремится просвещать и немедицинскую общественность, публикуя материалы на своем сайте, а также сотрудничая со средствами массовой информации. Они продолжают собирать дополнительную информацию о клинических случаях, распространенности и частоте осложнений от проглатывания магнитов и обращаются к Правительству с просьбой о полном запрете продажи таких игрушек в США.

Ответная реакция

Комиссия США по безопасности потребительских продуктов (CPSC, Consumer Product Safety Commission) с конца 2012 года ввела запрет на продажу некоторых видов детских игрушек, в основе которых лежат супермагниты. Большинство магнитных игрушек были запрещены к использованию детьми до 14 лет. В 2013 году CPSC объявила, что несколько крупных предприятий розничной торговли приняли участие в акции сбора у населения наборов неодимовых магнитов.

Заключение

Проглатывание неодимовых магнитов – является предотвратимой причиной заболеваний наших детей, требующих дорогостоящих медицинских вмешательств. Клиницисты должны хорошо разбираться в симптомах и осложнениях, возникающих вследствие проглатывания магнитов. Главной целью лечения таких случаев – является максимальное сокращение времени между проглатыванием, постановкой диагноза и медицинским вмешательством. Главной целью профилактики данной проблемы – является информирование родителей, воспитателей и даже врачей об этой опасности, чтобы магниты находились как можно дальше от детей.

Профилактика проглатывания магнитных шариков – куда проще, чем диагностика и лечение, именно поэтому основные усилия должны быть направлены на повышение уровня информированности родителей и медицинских работников об этой грозной и быстро растущей проблеме.

Какими принципами мы руководствуемся, покупая игрушки своему ребенку? Очевидно, нам важно, чтобы они были не только красивыми и интересными, но также полезными и безопасными. Ведь наша задача не просто занять ребенка, а помочь ему приобрести необходимые навыки и умения, развить определенные качества и способности.

Стоит отметить, что развивать детей сейчас стремятся как можно раньше и максимально многосторонне, поэтому недостатка в развивающих играх и игрушках вроде бы нет. Но зачастую весь процесс развития ограничивается обучением, т.е. ребенка учат делать что-либо по образцу или определенному алгоритму.

Между тем, развивающий эффект игрушки заключается в первую очередь в активизации самостоятельной творческой деятельности . И в этом отношении особое место занимают всевозможные конструкторы. Ведь ребенок познает окружающий мир наглядно-действенным способом. Соединяя детали конструктора, он открывает для себя качества предметов, учится находить соответствия, воплощает в материале образы, рожденные его фантазией. При этом активно развивается мелкая моторика, координация движений и творческое мышление.

Магнитные конструкторы

Не так давно на отечественном рынке детских игрушек появились магнитные конструкторы. Они очень быстро стали невероятно популярными, что вполне объяснимо, т.к. среди традиционных моделей и разновидностей конструкторов не так много по-настоящему оригинальных, с интересным соединением деталей.

В магнитных конструкторах детали сами притягиваются друг к другу, и ребенок может закреплять их практически под любым углом. Создание сложных магнитных конструкций не только развивает абстрактное и пространственное мышление, но и вызывает массу положительных эмоций и неизменный интерес у детей.

К сожалению, в последнее время появилось много информации о том, что магнитные конструкторы могут представлять опасность для здоровья и даже жизни ребенка. В первую очередь это касается малышей до трех лет, хотя и более взрослые дети умудряются причинить себе вред.

Это связано с тем, что обычные магнитные конструкторы состоят из набора магнитных деталей (стержней и шариков) сравнительно небольшого размера.

Ребенок, играя, может нечаянно проглотить мелкий элемент или засунуть его в нос или ухо.

Но самым опасным является последовательное проглатывание нескольких даже небольших магнитов (например, шариков Neocube). Попадая в желудочно-кишечный тракт, магниты не выходят естественным образом, а, сцепляясь друг с другом, приводят к серьезным травмам внутренних органов и даже летальным исходам.

Магформерс: главное — безопасность!

Магформерс — принципиально новый магнитный конструктор. Его создатели учли все требования безопасности, предъявляемые сегодня к детским игрушкам.

  • Все магниты надежно скрыты внутри панелей из очень прочного пластика, что исключает возможность их извлечения и проглатывания.
  • Магнитные элементы содержатся только в крупных деталях, которые невозможно проглотить целиком.
  • Используемые в конструкторе магниты, признаны самыми безопасными на сегодняшний день. Это так называемые неодимовые магниты (NdFeB, неодим-железо-бор), безвредные для здоровья человека. Они давно успешно применяются при изготовлении наушников, жестких дисков и т.п.

По каждому из критериев проводилось множество испытаний. В результате получился уникальный развивающий конструктор, интересный практически для всех возрастов и сертифицированный по самым строгим стандартам качества.

В соответствии с этими стандартами производитель ставит на игрушке маркировку: «Предназначено для детей от трех лет». Однако тестирование безопасности, проведенное в Европе, позволило европейским экспертам сертифицировать «Магформерс» как развивающую игру, безопасную для детей младше трех лет.

Общеизвестно, что занятия с конструктором приносят большое удовольствие юному творцу, но не только в этом состоит польза конструкторов для развития ребенка.

При покупке игрушечного набора на сайте вы можете не сомневаться в пользе конструктора для детского развития.

Почему детям полезно играть в конструктор?

1. Взаимодействие с геометрическими фигурами конструктора улучшает моторику и координацию ребенка. Возводя мосты, строя дома из деревянных или пластмассовых деталей, малыш учится управлять своим телом, перемещать элементы таким образом, чтобы строение оставалось неподвижным и целостным.
2.Простейшие знания физики, например, представление о силе тяжести и равновесии, могут также закладываться во время игры с конструктором. Малыш учится думать логически, пытаясь построить прочную конструкцию.
3. Используя схему, ребенок постоянно переключает внимание с рисунка на детали, благодаря чему тренируется усидчивость, внимательность, самоконтроль, пространственное мышление.


4. Если малыш будет импровизировать и собирать конструктор по своему вкусу, у него будут развиваться фантазия и образное мышление. Подобно архитектору, ребенок сможет воплотить любой творческий проект.
5. Благодаря детскому конструктору ребенок знакомится с цветами, геометрическими фигурками, получает первое представление о разных видах зданий, техники.


6. Тренировка мелкой моторики ручек также происходит во время игры с деталями набора. Детская кисть разрабатывается каждый раз, когда малыш берет в руку металлический, пластмассовый или деревянный элемент.
7. Вне зависимости от того, насколько сложный конструктор, малыш проведет за игрой время увлекательно и интересно. Самое главное условие при выборе набора на сайтеhttp://kingdomtoys.com.ua/toys/ – чтобы игрушка подходила ребенку по возрасту и соответствовала увлечениям и вкусам крохи.
Собирать детали конструктора полезно как для физического, так и для умственного развития ребенка. Малышу предстоит знакомство с законами логики и физики в процессе создания игрушечной крепости, радиоуправляемой машинки или домика для куклы из маленьких блоков. В процессе конструирования малыш совершенствует игровые навыки, учится быть внимательным и усидчивым, делает первые шаги в творчестве и проектировании.
Катерина Василенкова

Я уже пятый год преподаю робототехнику во Дворце детско-юношеского творчества. Когда всё начиналось, у нас не было ничего от слова совсем. Был кабинет и это уже хорошо. Поэтому первый робот, которого собирали ребята, был придуман на ходу…

…из картона. Это макет небезызвестного робота из детского мультфильма.

С тех пор много воды утекло, нашему объединению даже досталось государственного финансирования, на которое были закуплены свеженькие конструкторы LEGO MindStorms и разнообразные настольные станки, однако воспитанники первого года обучения в начале года у меня до сих пор собирают макет робота Валли из картона. Потом добавляем к нему двигателей, собираем схему управления на двух транзисторах, ставим датчик освещённости и стильный робот готов ездить по белым полосам.
А конструкторы эти лежат до сих пор на дальней полке. Раньше не мог понять почему, как-то избегал их на подсознательном уровне, теперь удалось формализовать и упорядочить эти мысли.
Кратко опишу конструкторы: они просты, способны дать быстрый результат, дают иллюзию знаний и умений, не требуют каких-либо доработок (только докупания новых элементов) – это всё делает конструктор отличным интересным коммерческим продуктом, способным, однако же, сыграть злую шутку с его счастливым обладателем.
Итак, почему же не LEGO:
1. Ключевая особенность конструктора – Упрощение реального мира
Конструктор представляет собой набор различных элементов конструктивных, силовых, измерительных, логических. Комбинация этих элементов даёт быстрый интересный результат. Программирование конструкторов осуществляется размещением интуитивно понятных визуальных блоков в специальной программе. Чего же в этом плохого? А вот что: ребёнок видит результат, но за результатом не видит системы – блоки остаются для него «черными ящиками», которые функционируют волшебным образом. Подобные вещи при неправильном применении способны убить интерес ребёнка, что встречается очень часто, бывает, родители купят набор, отдадут ребёнку и пусть занимается сам – это вернейший способ отрезать своему чаду путь в технические науки в дальнейшем. Причин здесь несколько:
Во-первых, ребёнок, у которого уже получилось собрать что-то электрическое, действующее, почти живое, проникается гордыней и отказывается заниматься базовыми вещами – такими как работа с линейкой, циркулем, паяльником, ножовкой, молотком, отвёрткой…
Во-вторых, даже если гордыню удалось преодолеть или её не возникло, базовые вещи не могут в такой же степени, как и конструктор, удовлетворять интерес ребёнка – за неимением мгновенной отдачи от вложенных усилий интерес быстро пропадает.
2. Формирование иллюзии простоты
Ребёнку становится понятно, что робототехника – это просто: берёшь одно и присоединяешь другое… Зачем дальше учиться, если я уже о-го-го что могу? Надо ли говорить, что это влечёт за собой мифологизацию техники и отвращает ребёнка от системного освоения мира. Если вы купили такой конструктор своему ребёнку и закончились постоянные: «почему?» - это очень плохой знак.
3. Отчуждение и специализация
Конструктор предназначен для того, чтобы ребёнок ничего не понимающий в робототехнике мог собирать роботов. При этом в тени остаётся огромнейший труд инженеров, позаботившихся о простоте конструктора, у ребёнка создаётся заблуждение, что это он сам всего достиг. Это очень созвучно западной системе образования, когда специалист по правому уху ничего не знает про левое, и убивает русское природное стремление к системному познанию мира. Александр Богданов с его Тектологией задумывал прямо противоположное.
4. Отсутствие необходимости дополнительных знаний
Да, знания не нужны, в общем-то, ребёнок, освоивший такой конструктор, обзаведясь совсем небольшим дополнительным набором знаний, может работать сверхузким специалистом в ряде областей промышленности.
5. LEGO – идеальный продукт потребления, дающий быстрый результат в ходе несложных «вегетативных» манипуляций , в то время как изготовление своими руками – способ научится преодолевать вызовы, детально разобраться и глубже понять мир.
6. Использование программирования в Lego конструкторах - Дискредитация очарования программированием по сходным причинам.
В результате такой конструктор вписывается в чаяния наших чиновников из министерства образования, желающих воспитать качественных потребителей , т.е. никакого творчества и быть не должно.
Каков же выход? Ответ прост – реализация сложна : не стоит думать, что от ребёнка можно откупиться конструктором. Лучший вариант отдать ребёнка в кружок технического творчества, предварительно переговорив с руководителем, если такой возможности нет, то наряду с покупкой конструктора следует уделять достаточно времени, чтобы направить интерес ребёнка в нужное русло и нейтрализовать его негативное воздействие. Нейтрализовать воздействие можно, наполнив пустую форму конструктора