Конспект занятия в 1 младшей группе посуда. Подборка игр и упражнений на тему «Посуда

  • 12.10.2019

Цель занятия:

Систематизация знаний детей по теме: «Посуда».

Формировать представление детей о посуде, её назначении;

Обогащать словарь по теме. (чашка, блюдце, чайник, конфетница, чайная посуда, кастрюля, ложка, нож, вилка, столовые приборы, сковородка, тарелка, посуда, есть, пить, варить, жарить и др.) .

Воспитывать инициативность в речевом общении с окружающими;

Развивать желание отгадывать загадки;

Развивать образные движения посредством игры.

Развивать логическое и мышление, творческое воображение.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование и материалы: Карточки с иллюстрацией посуды, кукла Незнайка, музыкальное сопровождение, детская посуда, стихи, загадки, муляжи угощений,.

Ход занятия- игры.

Воспитатель:

Есть одна игра для вас

Я прочту стихи сейчас.

Я, начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Где отгадка - там конец.

Кто подскажет - молодец.

Суп нам варит в ней бабуля,

На столе стоит (кастрюля) -

Карточка с рисунком (отгадка) - кастрюля

Для нас она необходима,

ведь пищу из нее едим мы.

Глубокая и мелкая зовут ее … (тарелкою).

Карточка с рисунком (отгадка)- тарелки

На кухне ей всегда почет,

она и жарит и печет.

Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды).

Карточка с рисунком (отгадка) - сковорода

На плите - кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый (чайник)

Карточка с рисунком (отгадка) - чайник

Воспитатель: Молодцы!

Как можно назвать все предметы которые мы отгадали? (Посуда)

Какие еще предметы посуды вы знаете?

Где можно чаще всего увидеть посуду? (На кухне)

А сейчас Незнайка приглашает нас на кухню. Он покажет и расскажет о посуде и как она нам необходима. Он будет рассказывать, а мы внимательно слушать и наблюдать, а если ему понадобится наша помощь, то мы обязательно поможем.

Незнайка (подходит к игровой зоне) - инсценировка стихотворения Е. Николаевой с показом.

Я сейчас готовить буду.

Соберу на стол посуду.

Вот, кастрюля, поварешка,

Сковородка, вилка, ложка.

Небольшой столовый ножик

Мне понадобиться тоже.

Вот,с узорами тарелки,

Чашка с блюдцем на салфетке.

И, конечно, неслучайно

На плите дымится чайник.

Воспитатель: Все правильно нам рассказал и показал Незнайка?

Но прежде, чем мы продолжим рассказ о посуде, мы немного подвигаемся и поиграем.

(Дети образуют круг. Педагог в центре круга, читает текст и показывает движения, которые повторяют дети)

Тук - тук - тук,тук - тук - тук.

(Стучат кулачками друг о друга).

Слышен звонкий перестук.

Слышен громкий перезвон.

(Топают ногами,руки на пояс).

Динь- динь - дон, динь - динь - дон.

Это в кухне пляшут ложки,

Вилки, чашки,поварешки.

(Накл. влево -вправо руки полочкой перед грудью).

Тра - та - та,тра - та - та

Вся посуда в пляс пошла!

(Выполняют «пружинку», руки на поясе).

Чайник крышкой тук,тук!

Ложки в чашке - стук, стук!

А кастрюли - бом - бом!

(«Танцуют», попеременно выставляя вперед на пятку

левую и правую ногу,руки за спину).

Сковородки - дон - дон!

Вот так пляска - красота!

Тра - та -та, тра -та - та!

(Хлопают в ладоши).

Воспитатель: А теперь занимаем свои места и продолжим нашу беседу.

Ребята, назовите посуду, из которой пьют чай? Как назвать чашку, чайник, блюдце, сахарницу одним словом? (чайная)

А назовите посуду, из которой едят суп, кашу… (тарелка, ложка). Как называется эта посуда одним словом? (столовая).

Назовите посуду, в которой готовят еду (кастрюля, сковородка, поварешка) Как называется эта посуда? (кухонная).

Воспитатель: Ребята, вот беда, гостил у нас недавно Незнайка, помог мне помыть посуду, и составил её на один стол. А ведь у каждой посуды должно быть свое место.

Помогите мне её разобрать. А сначала скажите, на какие группы можно разделить посуду?

Дети: столовая, кухонная, чайная.

Воспитатель: молодцы, знаете. А сейчас приступайте к работе: на первый стол поставьте столовую посуду, на второй - кухонную. на третий - чайную. Да смотрите, не ошибитесь!

(дети выполняют задание)

Незнайка: а сейчас проверим, правильно ли вы расставили посуду?

Какие предметы кухонной посуды вы принесли на этот стол? Для чего нужна сковорода? Чайник?

Какие предметы столовой посуды стоят на столе? Для чего нужен нож?

Назовите предметы чайной посуды. Для чего нужна чайная посуда?

Незнайка: молодцы, все знаете.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас наши пальчики устали, давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика: «Посуда» .

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Воспитатель: А ещё, ребята, в посуде живут геометрические фигуры.

Незнайка: Это как так? Что ещё за фигуры?

Воспитатель: А вот послушай, ребята, скажите Незнайке, какая геометрическая фигура живёт в сковороде? (Круг) А в ложке, какая геометрическая фигура? (Овал) В кастрюле и поварёшке? (Круг)А в доске разделочной какая фигура живёт? (Прямоугольник) Правильно, ребята, какие вы молодцы!

Воспитатель: Вот и закончилось наше очередное путешествие в мир посуды, давайте вспомним что мы сегодня узнали нового и интересного. (Ответы детей, прощание с Незнайкой.)

Программное содержание:

1) Обучающие задачи: 1. Закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях устного народного творчества. 2. Продолжать формировать обобщающее понятие – посуда, различать и называть отдельные части предметов посуды. 3. Расширять словарь, побуждать детей при сравнении пользоваться антонимами. 4. Активизировать в речи прилагательные, согласуя их в роде, числе, падеже. 5. Продолжать формировать связную речь детей, побуждать составлять описательный рассказ о посуде вместе с воспитателем.
2) Развивающие задачи: 1. Развивать слуховое восприятие, внимание, произвольность, интонационную выразительность. 2. Продолжать формировать правильную артикуляцию, умение четко произносить гласный звук [-о-] и согласный звук [-с-].
3) Воспитательные задачи: 1. Продолжать воспитывать любовь к устному народному творчеству. 2. Воспитывать умение играть в коллективе сверстников.
Словарь.
Существительные: посуда, кастрюля, тарелка, сковорода, чайник, чашка, стакан, кувшин, блюдце, банка, крышка, ручка, стенка, дно.
Глаголы: склеить, помыть, варить, кипятить, наливать, пить, готовить.
Прилагательные: разбитая, чистая, грязная, стеклянная, деревянная, пластмассовая, металлическая, глиняная, фарфоровая, склеенная.
Материал: аудиозапись сказки «Маша и медведь», кукла, макет домика, медведи по количеству детей, набор посуды, разрезные картинки, «зашумленная картинка», дидактическая игра «Чего не стало? », мячик, мольберт, скамейка для медведей, накидка для медведей, столик для посуды.
Ход:
1. Сюрпризный момент:
- Прослушивание отрывка из сказки «Маша и медведь».
- Дети, вы узнали, как называется сказка? («Маша и медведь») .
- А вот и Маша. (Воспитатель показывает куклу) .
- Хотите вместе с Машей зайти в домик, где жил большой медведь? (Да) .
2. Какой беспорядок у медведя в домике!
- О-о-о, удивилась Маша. (Повторим все вместе) .
- Что разбросано! (Воспитатель открывает «зашумленную картинку») .
- Посуда.
- Назовите посуду (чайник, кастрюля, тарелка, сковорода, стакан) .
3. Посмотрите дети, что на столе? (Посуда) .
- Какая посуда? (Разбитая) .
- Что нужно с ней сделать! (Склеить) .
- Давайте ее склеим. (Разрезные картинки: тарелка, стакан, чашка с блюдцем, кувшин, банка, миска, горшочек, кувшин) .
- Что у тебя получилось? (Стакан) и т. д.
4. Как вы думаете, из одинакового материала сделана посуда?
- Да, из разного. Давайте посмотрим.
- Что это? (Кастрюля). Из какого материала сделана кастрюля? (Из металла) .
- Значит кастрюля, какая? (Металлическая кастрюля) .
- Как вы думаете, что еще из металла? (Сковорода) .
- Что это? (Чайник). Из какого материала сделан чайник? (Из пластмассы) .
- Чайник, какой? (Пластмассовый чайник) .
- Что это? (Миска). Из какого материала сделана миска? (Из дерева) .
- Миска, какая? (Деревянная миска) .
- Что это? (Чашка с блюдцем). Из какого материала сделана чашка с блюдцем? (Из глины) .
- Какие они? (Глиняные) .
- Что это? (Тарелка). Из какого материала сделана тарелка? (Из фарфора) .
- Какая тарелка? (Фарфоровая тарелка) .
- Что это? (Стакан). Из какого материала сделан стакан? (Из стекла) .
- Какой стакан? (Стеклянный стакан) .
5. Дидактическая игра «Один – много».
- Дети хотите поиграть? (Да) .
- Вставайте в круг. (Воспитатель называет предмет в единственном числе, а дети – во множественном) .
- Одна тарелка - много тарелок.
- Одна банка – много банок.
- Один стакан – много стаканов.
- Один кувшин – много кувшинов.
- Одно блюдце – много блюдцев.
- Одна миска – много мисок.
- Один горшок – много горшков.
- Один чайник – много чайников.
- Дети, пока мы играли, Маша перемыла всю посуду. Какая была посуда? (Грязная). А сейчас какая? (Чистая) .
- Слышите, вода шумит (-с-с-с) .
- Повторим громко, а теперь – тихо.
6. Дидактическая игра «Чего не хватает? ».
- Дети посмотрите, какая чистая посуда, но чего не у чашки? (Стенок). Значит чашка без стенки.
- Чего не хватает у чайника? (Носика). Значит чайник без носика.
- Чего не хватает у стакана? (Дно). Значит стакан без дна.
- Чего не хватает у кастрюли? (Ручек). Значит кастрюля без ручек.
- Чего не хватает у тарелки? (Дна). Значит тарелка без дна.
7. Дети, Маша тоже хочет с вами поиграть.
- Давайте расскажем ей о понравившемся предмете посуды. (Описательный рассказ о посуде) .
- Мне понравился вот этот предмет.
- Это миска. Миска деревянная. У миски есть дно, стенки. В миску наливают суп.
- Кто хочет рассказать сам?
- Что это? (Кастрюля). Из чего сделана кастрюля? (Из металла). Что есть у кастрюли? (Крышка, ручки, дно, стенки). Для чего нужна кастрюля? (В кастрюле варят суп, компот, кашу) и т. д.
8. Дети слышите, кто там рычит?
- Пока мы играли, вернулся из леса мишка, да не один.
- Как вы думаете, кто с ним пришли? (Его друзья) .
- Хотите с ними поиграть? (Да) .

Программное содержание:

— Закрепить познания детей о посуде.

— Учить называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану.

— Правильно строить предложения, полно отвечать на вопросы.

— Развивать память, внимание, мелкую моторику.

— Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме.

— Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Коммуникация.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи.

Здоровье.

Первичные представления о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

Физкультминутка «Я чайник-ворчун», пальчиковая гимнастика «Посуда», зрительная гимнастика в стихах.

Социализация.

Дидактическая игра разрезные картинки «Собери посуду».

Познание.

Решение задач, развивающих речь:

Игра «Сравни»

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Из чего сделана посуда»

Игра «Каждый продукт в свою посуду»

Чтение художественной литературы.

Произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». Знакомство с автором (портрет). Отгадывание загадок по теме.

Художественно-эстетическое развитие.

Штриховка карандашом.

Оборудование:

Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Словарная работа: сахарница, конфетница, фарфоровая, кухонная, чайная.

Предварительная работа: рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства, чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин», отгадывание и разучивание загадок о посуде, игры: «Что в чём?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвёртый лишний» и др.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

Воспитатель: Ребята, а сейчас вам надо отгадать загадки.

1. Имеет хобот, а не слон, он чашкам отдает поклон. (чайник)

2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы, глубокая и мелкая, зовут ее …(тарелкою)

3. На кухоньке нашей мы варим в ней кашу, картошку, бульоны, супы, макароны… (кастрюля)

4. На кухне ей всегда почет она и жарит и печет, не приготовить нам еды на кухне без …(сковороды)

5. Лишь для хлеба создана, бережет его она… (хлебница)

6. Ее за ручку мы берем, чай, кофе из нее мы пьем… (чашка)

7. Сама не ем, а людей кормлю… (ложка)

8. Сделаны из стекла, предназначены для чая, сока, молока… (стаканы)

9. Имеет 4 зуба, каждый день появляется за столом, а ничего не ест (вилка)

10. Новая посуда, а вся в дырках… (дуршлаг)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Правильно, все загадки о посуде! Наше путешествие будет в страну «Посуда». Давайте вспомним, какая бывает посуда.

— Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная посуда).

— Из какой мы кушаем? (Столовая).

— Как называется посуда, в которой готовят? (Кухонная посуда).

Вот такая разная посуда бывает. А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей, превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке, или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду нам различная посуда:

На неё еду кладут, из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд- варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Воспитатель: Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

— Как она называется? (Федорино горе).

— Кто написал эту сказку? (К.И.Чуковский — показать портрет писателя).

— Почему вся посуда убежала? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажите.

Игра «Собери посуду»

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник…)

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни»

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (У ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Воспитатель: Молодцы. Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг. Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?»

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы – пластмассовая

Сковорода из чугуна – чугунная

Миска из глины – глинная

Нож из стали – стальной

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка: «Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд (шаги на месте)

Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопки в ладоши)

— Эй, люди, я с вами чай пить хочу. (прыжки на месте)

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду»

Масло сливочное положим…(в маслёнку) .

Сахар насыпаем…(в сахарницу).

Молоко нальем …(в молочник).

Соль у нас в …(в солонке).

Перец …(в перечнице).

Хлеб положили в …(в хлебницу).

Фрукты …(в вазе).

Сухари …(в сухарницу).

Сок налили …(в кувшин).

Селедку в …(в селёдочницу).

Конфеты к чаю у нас в …(в конфетнице).

Воспитатель: Молодцы. Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Воспитатель: Молодцы!

Зрительная гимнастика в стихах.

Раз –налево, два – направо, три — наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.

Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!

Воспитатель: Ребята, а Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нём, описывают. Игру начинает воспитатель (дает образец описания).

— название предмета посуды

— из чего сделана

— как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Воспитатель: Молодцы, вы правильно и подробно рассказали о посуде. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете? (ответы детей) . А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Давайте все сядем за столы. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.

Задачи :

1. Учить детей делить на группы посуду и игрушки ;

2. Уточнить представление детей о том, для чего нужна посуда и игрушки ;

3. Развивать речь , память, обогащать словарный запас детей.

Материал : Корзина, игрушки , посуда .

Ход занятия

Воспит.: Ребята, посмотрите какая у меня красивая корзинка!

А вы знаете, что там?

Дети : Нет.

Воспит.: А что нам сделать чтобы узнать?

Дети : Нужно посмотреть.

Воспит.: Давайте мы сейчас вместе с вами посмотрим.

Воспит.: Ребята, что здесь?

Дети : Игрушки и посуда .

Воспит.: Правильно, но здесь все перемешано.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть все предметы которые лежат в корзинке и разделить их на два стола, на один стол – игрушки , на второй стол – посудку .

Каждый ребёнок подходит к корзинке и выбирает любой предмет, называет его и с помощью воспитателя определяется к какой группе он принадлежит игрушкам или посуде ) .

Например : Валерия достаёт зайчика и говорит : это зайка.

Воспитатель спрашивает : зайка это игрушка или посуда ?

Валерия : игрушка .

Воспит.: Валерия на какой стол мы поставим зайчика?

Валерия : на вот этот стол (где будут лежать игрушки ) .

Таким образом все предметы разделяются на две группы .

Рефлексия :

Воспит.: Ребята, что мы сделали с вами?

Дети : Разложили на два стола игрушки и посуду .

Воспит.: А кто это сделал?

Дети : Мы!

Воспит.: Правильно мы! Какие вы молодцы! А теперь вы можете поиграть со своими любимыми игрушками .

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Балапан» Воспитатель: Оразалина Г. С. Тема: «В гостях у бабушки» Цель: Закреплять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Посуда». Программные задачи: Расширять и активировать предметный словарь и словарь.

Программное содержание: - закрепить название предметов посуды - употреблять названия предметов посуды во множественном числе, именительном.