Консультация для родителей детей с ДЦП «Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики. Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с дцп

  • 05.08.2019

У детей с ДЦП и нарушениями ОДА, страдает, прежде всего, развитие пальчиковой (или тонкой) моторики. Ребёнок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. У них вызывают огромные трудности застёгивание пуговиц, шнуровка ботинок и завязывание на бантик шнурков, засучивание рукавов рубашки, платья. Такие дети с трудом удерживают карандаш, кисточку в руках; переворачивают страницы книги; определяют предметы в мешке на ощупь. Они не могут создать устойчивые элементарные постройки (башенку, лесенку, заборчик и др.); не в состоянии правильно и умело работать ножницами; плохо лепят из пластилина и глины; с трудом открывают крышки разных бутылочек и баночек.

К детям дошкольного возраста, характеризующихся вышеизложенными фактами, необходимо систематически применять упражнения не только на развитие общей моторики, но что важнее всего - на развитие разнообразных движений пальцев и кисти рук, которые должны быть связаны с их игровой деятельностью, и с навыками повседневной жизни.

В ходе коррекционной работы, сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем - с более мелкими. Необходимо обучать ребёнка захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научать ребёнка перекладывать предметы с одного определённого места на другое. Для этого подготавливают контуры различных предметов на плотной бумаге, и ребёнок по заданию помещает соответствующий предмет на "своё" место. Можно попросить рассортировать игрушки, предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести.

Для развития более тонких движений пальцев очень полезно раскладывать мелкие предметы (пуговицы, бусины, палочки, зёрна и т. д.) по небольшим коробочкам, тарелочкам или мешочкам. Упражнения такого рода следует разнообразить, а успехи ребёнка всячески поощрять. И тогда он с удовольствием будет нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку; передвигать косточки на счётах: вырезать из бумаги картинки по контуру, а затем их раскрашивать; подбирать и завинчивать (или отвинчивать) крышки к разным флаконам и множество других "полезных" упражнений. Нужно использовать также лепку из глины, солёного теста и пластилина; работу с мозаикой различной величины (от крупной до мелкой). Игры со строительным материалом, начиная от самых простых соединений, постепенно усложнять по количеству используемых деталей и трудности исполнения. Хорошо укрепляет мышцы руки (и кисти, и пальцев) сжимание резиновой губки или небольшого резинового мячика - прыгуна.

Дефектолог, воспитатели и родители должны со всем вниманием отнестись даже, казалось бы, к самым незначительным улучшениям в точности и скорости выполнения перечисленных упражнений. Так же полезно отмечать время, затраченное на выполнение того или иного движения (упражнения), и положительно оценивать усидчивость ребёнка.

Дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, как уже отмечалось, могут испытывать трудности в самообслуживании. Нужно помочь им овладеть этими навыками, в особенности действиями, которые необходимы при использовании пуговиц, кнопок, пряжек, шнурков и т. д.

В коррекционной работе специалистами применяются такие упражнения как:

Захват сначала тремя, а позже двумя пальцами пуговиц разной величины, формы: пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или раме, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребёнок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает (так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц);

Застёгивание, расстёгивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями различной величины, который укреплён на рамке (затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом и на собственной одежде);

Шнурование: сначала ботинок укрепляют на доске или рамке (или используется плоскостное изображение ботинка, вырезанного из куска линолеума с проделанными в нём отверстиями от дырокола) и ребёнок учится на нём, а позднее тренируется на своей обуви (данная работа с ребёнком должна предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений).

Своевременно начатая и систематическая работа по развитию движений пальцев руки подготавливает успешное овладение ручной умелостью.

Кроме вышеперечисленных, проводятся упражнения на развитие кистевой моторики:

На плотном картоне рисуют контур кисти ребёнка с равномерно разведёнными пальцами (ребёнок фиксирует свою руку соответственно контуру);

Ребёнок кладёт кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочерёдно приподнимает пальцы. Если ребёнку не сразу удаётся выполнить это упражнение, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными;

Ребёнок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары (для увеличения мышечной нагрузки, на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра);

По заданию взрослого ребёнок показывает поочерёдно пальцы по одному, по два, по три; выдвигает вперёд второй и пятый палец ("коза"), остальные должны быть сжаты в кулак;

Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино;

- "отстреливание" ватного шарика, бусины, пуговицы, шашки и т. д. одним, двумя и четырьмя пальцами.

Развитию плавности и точности движений способствуют такие задания, как:

Раскрашивание картинок;

Точное обведение контуров предмета;

Рисование простых предметов по проставленным точкам;

Соединение данных точек линиями разного направления;

Штрихование (используются только цветные карандаши) и т.д. и т.п.

Очень важно суметь убедить ребёнка в полезности подобных упражнений и стимулировать его успехи, нужно отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, его точность. Бумагу можно прикрепить кнопками к столу, использовать на первых порах мягкие карандаши увеличенного диаметра.

Дети с ДЦП и нарушениями ОДА испытывают трудности и в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД) рисовании, лепке, аппликации. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того чтобы быстрее и лучше научить ребёнка пользоваться ножницами, педагогу (учителю-дефектологу, воспитателю) необходимо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребёнка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны также затруднения (а порой и невозможность) выполнения различных упражнений в процессе проведения НОД по музыке и физической культуре, что указывает на наличие нарушений общей моторики. Им нелегко научится соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту, вести в танце свою пару, синхронно выполнять танцевальные движения и т. д. Им трудно удерживать равновесие, стоя на месте на двух или на одной ноге; часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно педагог (воспитатель, инструктор по физической культуре, а дома - родитель) помогает ребёнку, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его сзади за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится делать это самостоятельно.

Итак, нарушения пальчиковой и общей моторики вызывают у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата затруднения в овладении программным материалом, требуют индивидуальной дополнительной работы в дошкольном учреждении и дома.

Коррекционную работу с ребёнком следует проводить по разным направлениям развития моторики - общей и мелкой. Чтобы у него вырабатывались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм, методов и приёмов обучения. Для лучшего и более быстрого достижения результатов работа должна проводиться учителем-дефектологом совместно с воспитателями, музыкальным руководителем, инструкторами по физической культуре и плаванию, родителями, врачами (ортопедом, физиотерапевтом, педиатром, психоневрологом), специалистом по лечебной физкультуре и массажистом.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить регулярно, выделяя на это 3-5 минут на каждом уроке. Упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений пальцами - вот что нужно ребенку с ДЦП для повышения внимания и работоспособности.

с самомассажа :

  • Большой палец дети втягивают вверх, а все остальные сжаты в кулак - «флажок»;
  • В этом упражнении одну руку следует согнуть в кулак, а второй рукой накрыть этот кулак горизонтально - «стол»;
  • Также, согнуть одну руку в кулак, а вторую прислонить ладошкой горизонтально - «стул»;
  • Предложите детям сильно прижать ладонь к столу или к другой ладони, и по очереди отнимать каждый пальчик - «пальчики приклеились»;
  • В этом упражнении нужно соединить большой, указательный, средний и безымянный пальцы, а мизинец вытянуть вверх - «собака».

Дом и ворота

На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").

"Сидит белка."

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

"Дружба"


(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).

Игра №1"Солнышко"

Игра №2 "Елочка"

Игра №3"Травушка-муравушка"

И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик. Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.

Любят играть в игры из бумаги. Обычную бумагу мы с ребятами превращаем в снежки, скатываем рулончики из бумажных полосок. Еще одним полезным занятием является отщипывание - отрывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.

Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами - японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему " Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП" »

Особенности развития мелкой моторики у детей с ДЦП

Алиева Г.М. КГУ « Карагандинская областная школа- интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» управления образования карагандинской области г. Караганда

В последнее время очень часто говорят о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Речь ребёнка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребёнок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются чаще (например, ручка чашки в сравнении с её дном). Слово – название предмета становится словом – понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей.

Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одни из этих детей с раннего возраста обучают общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребёнок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом – оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко овладевают звуковой речью.

Сопоставляя эти факты, можно прийти к заключению: говоря о периоде подготовки ребёнка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук.

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

    Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)

    Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)

    Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Остановимся подробнее на последнем типе нарушений.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь.

Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Поэтому важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Но не всегда родители уделяют этому внимание. Поэтому работа по развитию мелкой моторики я провожу почти на каждом уроке.

Работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить регулярно, выделяя на это 3-5 минут на каждом уроке. Упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений пальцами – вот что нужно ребенку с ДЦП для повышения внимания и работоспособности.

Для легкости запоминания упражнения можно придумать каждому из них своей название, понятное детям. Начинать урок письма можно с самомассажа :

    Упражнение, в котором детки сами себе будут разминать кисти рук. «Руки замерзли»;

    Упражнение «одеваем перчатки» - натягиваем на каждый палец перчатку;

    Каждый палец перетираем от основания к ногтю;

    Сгибать каждый палец по очереди;

    Большой палец дети втягивают вверх, а все остальные сжаты в кулак – «флажок»;

    В этом упражнении одну руку следует согнуть в кулак, а второй рукой накрыть этот кулак горизонтально – «стол»;

    Также, согнуть одну руку в кулак, а вторую прислонить ладошкой горизонтально – «стул»;

    Предложите детям сильно прижать ладонь к столу или к другой ладони, и по очереди отнимать каждый пальчик – «пальчики приклеились»;

    В этом упражнении нужно соединить большой, указательный, средний и безымянный пальцы, а мизинец вытянуть вверх – «собака».

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Их можно использовать на уроке в качестве физминуток.

Дом и ворота

На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).

Игра №1"Солнышко"

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик. но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. Стех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики.

Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

Игра №2 "Елочка"

Вырежьте из зелоного картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

Игра №3"Травушка-муравушка"

Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.

И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.

Первые помощники на любом занятии - счетные палочки. Из них мы выкладываем буквы, ответы на загадки, решаем головоломки.

Очень разнообразная работа проводится с нитками, веревкой. С их помощью мы рисуем картины по силуэту.

Очень любят дети играть в игры по методике Марии Монтенссори, особенно различные шнуровки.

На уроке трудового обучения дети очень любят играть в игру « Лепим колобки, колбаски, блинчики». Из пластилина дети лепят праздничный обед для куклы. Делают «колобки», «колбаски», « блинчики». Потом из этих заготовок можно собрать фигуры людей и животных. Развивается фантазия ребенка.

Любят играть в игры из бумаги. Обычную бумагу мы с ребятами превращаем в снежки, скатываем рулончики из бумажных полосок. Еще одним полезным занятием является отщипывание – отрывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.

Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Все дети моего класса охотно посещают кружок оригами во вторник и четверг.

Очень любят дети разнообразные интересные раскраски. Особенно нравятся детям игры с пальчиковым кукольным театром.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Все эти упражнения, игры по мелкой моторике на начальном этапе даются детям с ДЦП, достаточно тяжело. Через некоторое время занятия становятся автоматизированными, а движения ускоряются. Очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей мелкую моторику, т.е. гибкость и точность движений пальцами рук. Именно она является мощным стимулом развития у ребенка восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, что так важно для детей, страдающих детским церебральным параличом.

Я работаю учителем-дефектологом с детьми, имеющими детский церебральный паралич (ДЦП) и нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА).
С каждым годом количество дошкольников, имеющих недостаточно развитую тонкую моторику, увеличивается. И, можно сказать, что одну из групп этих детей, составляют дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
У многих детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:
· скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
· недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения.
Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.
Под термином тонкая моторика понимаются высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной чёткости и скоординированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка; работа с мелкими предметами и деталями (мозаикой, конструктором, пазлами); при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др.
Для развития мелкой моторики у детей в процессе совместной с ними деятельности я использую следующие упражнения:
· выкладывание контура предмета из разноцветных шнурков, мягкой проволоки;
· нанизывание сначала крупных пуговиц, бусин на шнурок, а затем мелких – на толстую леску;
· сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (гречки, риса) одной, а затем двумя руками одновременно;
· застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
· завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
· подбор, открывание и закрывание ключами замков, различных по величине;
· наматывание длинного шнура на катушку или сматывание его (шнура) в клубок;
· собирание платка в ладонь пальцами одной руки или двух рук одновременно (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя только работу пальцев этой руки);
· нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с песком, горохом и фасолью (в пластиковых вёдрах или тазиках);
· игры с различными мелкими конструкторами, мозаикой, лего и т.д., и т.п.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира (предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы). В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику кистей и пальцев рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Поначалу я знакомлю детей с несложными статическими позами кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляю упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых этапах все упражнения младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе. По мере необходимости в процессе выполнения упражнений помогаю ребёнку воспроизвести правильную позу кисти руки или пальцев.
Упражнения проводятся на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остаётся только словесная инструкция.
Своевременно начатая и систематическая работа по развитию движений пальцев руки подготавливает успешное овладение ручной умелостью.
Кроме вышеперечисленных, я предлагаю ребятам упражнения, направленные на развитие кистевой моторики. Вот только некоторые из них:
· на плотном картоне рисуют контур кисти ребёнка с равномерно разведёнными пальцами (ребёнок фиксирует свою руку соответственно контуру);
· ребёнок кладёт кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочерёдно приподнимает пальцы. Если ребёнку не сразу удаётся выполнить это упражнение, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными;
· ребёнок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары (для увеличения мышечной нагрузки, на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра);
· по заданию взрослого ребёнок показывает поочерёдно пальцы по одному, по два, по три; выдвигает вперёд второй и пятый палец («коза»), остальные должны быть сжаты в кулак;
· отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино;
· «отстреливание» ватного шарика, бусины, пуговицы, шашки и т. д. одним, двумя и четырьмя пальцами правой и левой руки поочерёдно.
В работе по развитию мелкой моторики хорошо зарекомендовали себя специальные игры, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
· работа со счётными палочками;
· нанизывание колец на тесьму, бусин на мягкую проволоку;
· работа с вкладышами;
· собирание пирамидок, матрёшек;
· работа с бумагой (сминание, обрывание, разглаживание);
· лепка из глины, пластилина, теста;
· работа с различными видами шнуровок;
· рисование в воздухе;
· работа c мозаикой различной величины;
· игры с песком, с водой;
· рисование двумя руками одновременно (обводка по пунктирным линиям и
раскрашивание полученных контурных изображений двух одинаковых предметов/фигур).
Развитию плавности и точности движений способствуют такие задания, как:
· раскрашивание картинок;
· точное обведение контуров предмета;
· рисование простых предметов по проставленным точкам;
· штрихование (используются только цветные карандаши) и т.д. и т.п.
Очень важно суметь убедить ребёнка в полезности подобных упражнений и стимулировать его успехи, нужно отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, его точность.
Родителям в летний период я рекомендую использовать для тренировки мышц кистей и пальцев рук детей сбор ягод, шишек, мелких камушков, постройки песочных замков, прополку сорняков и т.д. во время прогулок к водоёму, в лес, отдыха на даче или в деревне.
Систематическая работа по формированию мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП способствует развитию у них двигательных умений и навыков, тактильного восприятия; активизируются возможности осязания, узнавания предметов на ощупь, улучшается качество целенаправленных практических действий.
Дудорова Ирина Владимировна
учитель-дефектолог I категории
МУ ПСЦ «Надежда»
г. Заречного Пензенской области

методическая разработка

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Одной из приоритетных задач нашего государства является обеспечение каждому ребенку, в том числе ребенку-инвалиду, гарантированного права на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья от легкой степени до тяжелой патологии. Воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день – актуальная общечеловеческая проблема. Педагоги дошкольных учреждений для детей с ДЦП столкнулись с существенными трудностями в воспитании и обучении этой категории детей, т.к. программы обучения и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы с ними отсутствуют. Работая в группе для детей с ДЦП, я отметила, что независимо от степени двигательных дефектов у них встречается нарушения психического развития, эмоционально-волевой сферы, поведения. Нередко отмечается задержка речевого развития, не развиты функциональные возможности кистей рук, нарушена координация движений, не развита мелкая моторика пальцев. Это тормозит общее развитие ребенка, особенно развитие речи, формирование навыков самообслуживания, препятствует успешному развитию, обучению и дальнейшей социальной адаптации детей с церебральной патологией. И причина не только в заболевании этих детей.
Особенности психофизиологического развития детей

с ДЦП.

Детский церебральный паралич (ДЦП)
– тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте, выражающемся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц. Ведущим в картине заболевания является нарушение мышечного тонуса. В зависимости от повреждения определенных систем головного мозга возникают различные двигательные нарушения. Данными современной медицины доказана необходимость как можно более раннего начала лечебно-воспитательных мероприятий для детей с детским церебральным параличом (ДЦП), потому что
1

Именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития детей образуются различные привычки за счет автоматизации двигательных и речевых функций (формируются двигательные и речевые стереотипы). Если они изначально формируются неправильно, а затем закрепляются, то устранить их в последствии крайне сложно. Изучение психофизических особенностей детей с церебральным параличом выявило у них множественные нарушения, характеризующиеся сочетанием недостатков, двигательного, речевого, интеллектуального и личностного развития. Выраженность этих нарушений существенно затрудняют социальную адаптацию дошкольников и обуславливают необходимость комплексной психолого-педагогической работы. Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально- волевой сферы, поведения, интеллекта, речи, зрения и слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, У других, напротив, - вялость, пассивность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают. Для большинства детей с церебральным параличом характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. В процессе целенаправленной деятельности они быстро становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредотачиваются на задании. У детей с ДЦП нередко отмечается задержка речевого развития. Это связано как с характером самого заболевания, так и с неправильными условиями воспитания ребенка в семье, когда родители умышленно ограничивают общение ребенка с окружающими и контакта со сверстниками. Известно, что речь развивается только в процессе общения. И к тому же родители дошкольника основное внимание уделяют развитию движений. Проявляя чрезмерную заботу о больном ребенке и стремясь, все сделать за него, тем самым не формируют у него потребности в деятельности и в речевом общении. Выраженные нарушения движений и речи у детей с ДЦП отражаются на уровне их психического развития. В силу двигательной недостаточности нарушается формирование восприятия предметов окружающего мира, а восприятие является базой для развития
2

Мышления. У детей с ДЦП осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого- либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений. Стереогноз (восприятие предметов на ощупь) у здорового ребенка формируется в процессе манипулятивной деятельности на основе тактильного восприятия. У детей с церебральным параличом ограничение предметно-практической деятельности, а также тактильного восприятия препятствуют развитию стереогноза. Для развития этой функции используются игры по типу «чудесный мешочек». Эта функция совершенствуется и закрепляется в процессе повседневной предметно-практической деятельности. Нарушение стереогноза приводит к тому, что у ребенка задерживается формирование целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре, что в свою очередь задерживает овладение мыслительными операциями. Для развития познавательной деятельности имеет большое значение согласованность движений руки и глаза. Дети с ДЦП часто не следят глазами за движением и действием своих рук, что препятствует формированию предметно-практической деятельности, пространственных представлений и предметно-действенного мышления, выработке навыков самообслуживания, а в дальнейшем чтения и письма. Нарушение зрительного восприятия объясняется недостаточной зрительной фиксацией, сужением поля зрения и снижением остроты зрения. Кроме того, у детей с ДЦП часто отмечаются косоглазие, двоение в глазах, непроизвольное движение глазных яблок. Такие особенности зрительного анализатора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности, что обуславливает задержку психического развития. Повышенная утомляемость характерна для детей с церебральным параличом. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании, При воспитании такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение. Необходимо знать особенности развития и интересы здорового ребенка, потому что ребенок с церебральным параличом – это, прежде всего ребенок.
3

Необходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное церебральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Поэтому родители, педагоги должны относиться к больному ребенку с бесконечным терпением, с большим оптимизмом и любовью.
Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека». И.Кант « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». В.А.Сухомлинский Ребенок только родился – и уже сразу осуществляет хватательные движения, т. е сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. Развитию движений руки нужно уделять особое внимание, только при этом у него правильно сформируются ее функции: опорная, указывающая, отталкивающая, хватательная, составляющие основу манипулятивной деятельности. Тренировки движений пальцев рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Работы В.М.Бехтерева (1928г.), А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН РФ (М.М. Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, представляет исключительный интерес в педагогическом отношении.
4

Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. В системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ДЦП, необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев рук. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. У большинства детей с ДЦП не развиты движения пальцев, нарушена и координация движений. Поэтому слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать, используя при этом различные игры и упражнения. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удается. В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. Необходимо начинать с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливается рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Существуют следующие приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Детям с ДЦП целесообразно делать пассивный массаж (руками педагога, родителя). По мере развития средней и тонкой моторики можно обучить дошкольников самомассажу. Хорошую результативность показывает использование массажеров для рук. Авторы Лосев П, Плутаева Е., Гаврина С.Е. и др. предлагают следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: - игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками («Сорока-Ворона», «Ладушки-ладушки»); - пальчиковая гимнастика: выполнение упражнений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах
5

Головного мозга и резко усиливает согласованную деятельность речевых зон, что стимулирует развитие речи, кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость. Корригируется движение каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, а это в дальнейшем облегчит овладение навыками письма. - игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку; игры с бумагой (нужно учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, разрывать, мять и разглаживать). Важно сформировать различные способы удержания предметов /в соответствии с их размером, формой, качеством/. - изобразительная деятельность: лепка из пластилина, теста и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование красками, карандашами различными способами /кистью, тампоном, свечой, пальцем и т.д./, разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.; - графические упражнения по подготовке руки к письму со специально подобранными заданиями (Чудакова А., Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.). Для стимуляции интеллектуального развития и тонкой моторики Сиротюк А.Л. предлагает кинезиологические тренировки. Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга) были предложены И.Деннисоном и Г.Деннисоном. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, гармонизируется работа головного мозга /развиваются межполушарные взаимодействия, синхронизируется работа полушарий, развивается мелкая моторика, мышление, память, внимание, речь/. Часто у детей с ДЦП наблюдается вялость пальцев при удержании карандаша или, наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Многие дети с церебральным параличом с трудом противопоставляют большой, указательный и средний пальцы Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Задания должны выполняться в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце – двумя руками
6

(пальчиковая гимнастика). Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с церебральным параличом, его возраст, настроение, желание и возможности. Целесообразно применение «метода однородной группы», когда дети подбираются в относительно сходные подгруппы по форме ДЦП, степени тяжести двигательных нарушений, развития, возрасту и т.д. На начальных этапах коррекционной работы, а также в случаях тяжелой степени двигательных нарушений наиболее эффективной следует признать индивидуальную форму взаимодействия с ребенком, поскольку именно в этих ситуациях он наиболее беспомощен. Основным методом проведения занятий является игровой метод, посредством которого реализуется такое основополагающее направление, как «коррекция движением через игру». Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. воспитатель сам сгибает, разгибает пальчики ребенка и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции. Нужно заботиться, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к занятиям и играм. Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание, или не может вообще с ним справиться, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, в этом случае нужно повторить еще несколько раз данное движение. Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успеха.
Система работы по развитию мелкой моторики у детей

с детским церебральным параличом.
при проведении диагностики детей с ДЦП было выявлено: - мелкая мускулатура пальцев не развита, плохо удерживают предметы, не сохраняют положение пальцев некоторое время - чрезмерное напряжение и малая подвижность пальцев рук - вялость пальцев - плохая зрительно-моторная координация, стереогноз - - пальцы малоподвижны, плохо сгибаются и разгибаются, не противопоставляют большой палец остальным (ладонный захват ложки, карандаша
7

Практически полная зависимость от взрослого при самообслуживании (не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, расшнуровать обувь, открыть кран с водой и т.д.)
Причины:
- органические поражения головного мозга; - педагогическая запущенность Именно поэтому в своей практической работе я поставила
цель
– развитие мелкой моторики у детей с ДЦП. Так как, тренировка тонких движений пальцев рук, является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Решая эту проблему, я поставила перед собой следующие
задачи
:
1.

Развитие

тактильной чувствительности пальцев

рук и зрительно-моторной координации.

Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук,

подвижности и гибкости пальцев, формирование

целенаправленных движение пальцами;

3.Развитие предметно-практической деятельности,

формирование навыков самообслуживания;

4. Формирование противопоставления большого

пальца остальным, подготовка руки к письму;
Эти задачи наиболее эффективно разрешают такие
средства
:  массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, восстанавливает работоспособность мышц, способствует развитию тактильной чувствительности пальцев рук;
8

 пальчиковые упражнения и игры развивают подвижность и гибкость пальцев рук, развивают мелкую мускулатуру пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развивают точность движений пальцев, стимулируют развитие речи;  кинезиологическая гимнастика (гимнастика мозга) гармонизирует работу головного мозга, развивает мелкую моторику.  предметно-практическая деятельность (в том числе и изодеятельность) развивают тактильную чувствительность, способствуют познанию свойств материалов, укрепляет и развивает мелкую мускулатуру пальцев, развивает координацию движений, вырабатывает тонкие движения руки, подготавливает руку к письму.  графические упражнения развивают мелкую моторику, координацию движений, подготавливают руку к письму. Разрабатывая систему работы с детьми по развитию мелкой моторики, я опиралась на следующие принципы: 1.
Педагогический оптимизм.
Опирается на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» и основывается на имеющимся актуальном уровне ребенка, его потенциальных возможностях. 2.
Системность.
Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа. 3.
Соответствие возрастным и индивидуальным

возможностям.
Работа должна строиться с учетом психофизиологического развития, индивидуальных и специфических особенностей детей. 4.
Постепенность.
Следование от простых заданий к более сложным, комплексным.
9

По результатам диагностики я разделила детей на две подгруппы, учитывая тяжесть двигательных нарушений и уровня развития мелкой моторики, продумала систему работы с каждой из подгрупп. 1-ая подгруппа: более тяжелая степень двигательных нарушений; неумение выполнить целенаправленные практические действия (низкий уровень развития зрительно-моторной координации: не могут проследить за движением своих рук); высокий мышечный тонус, чрезмерное напряжение и малая подвижность пальцев рук, неумение противопоставлять большой палец остальным и выполнять изолированные движения пальцами (ладонный захват карандаша). Предметная деятельность этих детей очень ограничена. Помимо церебральной патологии в более тяжелой форме, чем у остальных детей, еще отмечается косоглазие, что приводит к дефектному восприятию предметов, Для них характерна быстрая утомляемость и максимальная зависимость от взрослых. 2-ая подгруппа: .: более легкая степень двигательных нарушений; плохое умение выполнять целенаправленные движения пальцев рук (уровень развития зрительно-моторной координации немного выше, чем в 1-ой подгруппе, но тоже низкий); низкий мышечный тонус, вялость пальцев, несформированность умения противопоставлять большой палец остальным и плохое выполнение изолированных движений. У детей этой подгруппы меньшая зависимость от взрослых. Исходя из этого, создала систему работы: 1-ая подгруппа 2 –ая подгруппа
1

Развитие тактильной чувствительности пальцев рук,

зрительно-моторной координации.
Развитие тактильной чувствительности ладоней, обучение приемам осязательного обследования формы предмета, включение мускульно- двигательного компонента в процесс обследования, развитие зрительно- моторной координации.  пассивный массаж на расслабление рук; / Воспитатель плавными движениями потряхивает руку ребенка, начиная от плеча. Дети могут сами выполнять Развитие осязательного восприятия формы предметов, зрительно-моторной координации, обучение самомассажу.  пассивный массаж ладоней (приложение№)  самомассаж ладоней  самомассаж ручными массажерами;
10

Имитационные движения: «стряхивать с кисти воду», «полоскать белье», «погладить кошку» и т.п./  использование ручных массажеров; / вначале пассивное, затем самомассаж/ Учим обследовать предмет вначале двумя руками. 1-ый этап - ознакомительное, беглое обследование. 2-ой этап - выделение существенных главных признаков объекта, используя ощупывание, нажатие  д/и «Чудо – муфточка», «Найди такое же (мелкое, мягкое, ребристое, гладкое…), «Найди все предметы круглой (квадратной, овальной) формы; «Найди пару»  игры типа «Лабиринт», в которых нужно глазами и пальцами проследить путь персонажа; «Покажи цыпленку путь к маме», «Кто кому звонит» и др.  подтягивание игрушек д/и «Чудесная муфточка», «Чудесный мешочек» /вначале двумя руками, затем одной рукой/; «Найди пару»: 5 - 6 прозрачных баночек и мешочков из плотной ткани с одинаковым содержанием попарно – горох, пшено, рис и др.  д/и типа «Лабиринт» с более сложной конфигурацией; с использованием карандаша /вначале необходимо провести подготовительные упражнения с карандашом/.(приложение№)  «Провези машину по дороге», проведи линию карандашом, чтобы она не пересекала стенки коридора  задания: - бусинки; - удержи шарик; - попади в точку; - коридоры; - вниз по реке - узнай кто я - подтягивание игрушек Показ, объяснение, пассивное выполнение, пассивно-активное выполнение с проговариванием Показ, объяснение, пассивное выполнение, активное, активное выполнение по словесной инструкции
3

Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, подвижности и

гибкости пальцев, формирование целенаправленных движений

пальцев рук.
Учить напрягать и расслаблять мышцы, развивать подвижность и гибкость пальцев, Развивать умение сохранять положение пальцев некоторое время, противопоставлять большой палец всем остальным. Развивать умение напрягать и расслаблять мышцы. Совершенствовать тонкие дифференцированные движения, развивать точную координацию движений, развивать умение противопоставлять большой палец всем остальным.  Массаж рук на расслабление;  Самомассаж ладоней и пальцев рук;
11

 Кинезиологические упражнения: - кулак-ребро-ладонь - колечки. - Катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера; - Работа с бумагой (мять, рвать) - Работа с пластилином (раскатывать пластилин, отщипывать кусочки и т.д.); - перекладывать мелкие предметы  игры-манипуляции: - «Сорока-белобока», «Ладушки- ладушки»;  упражнения для пальцев условно статические: - зайчик - ножницы - колечко и др.  упражнения для пальцев динамические: - «Семья», - «Дружные ребята» - «В гости» и др.  упражнения на противопоставление большого пальца всем остальным.  Кинезиологические упражнения: / комплекс упражнений см. приложение № /;  раскатывать на весу кусочек пластилина;  упражнения для пальцев условно статические аналогичные упражнениям 1-0й подгруппы, затем с усложнением  - фонарик -флажки -птичка летит и др.  упражнения для пальцев динамические: - «Домик» - «Пальчик-мальчик» - «Цепочка» и др.  запомнить и повторить серию движений: например: «Вилка» - «Кольцо» - «Заяц»;  Рассказывание руками маленьких историй, сказок. Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»). Он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла.  катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики  запускать пальцами мелкие волчки Показ, объяснение, пассивное выполнение с проговариванием, коррекция расположения пальцев и их движений (обязательное сопровождение задания яркой картинкой для создания зрительного Показ, коррекция расположения пальцев и их движений, комментирующая инструкция, выполнение упражнений по образцу, по картинке, по памяти.
12

Образа.)
2.

Развитие предметно-практической деятельности. Формирование

навыков самообслуживания.
Развивать ручные навыки, учить соизмерять свои двигательные усилия с характеристиками предмета. Добиваться от ребенка четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного действия на другое и целенаправленного увеличения или уменьшения амплитуды движений, формировать навыки самообслуживания. Развитие практической деятельности, формирование навыков самообслуживания. Развитие «орудийной логики» (ознакомление с назначением предметов, способами их действия) и др.  захватывать и манипулировать различными по форме, объему и весу предметами.  перекладывание предметов из од коробочки в другую;  открывать и закрывать краны, крутить телефонный диск.  открывать и закрывать различные виды замков  игры с конструкторами  игры с мозаикой  игры с разборными игрушками  Выкладывание спичек  переборка фасоли  удерживать ножницы, резать по прямой  выкладывание по контуру семенами, крупой  перемотка из клубка в клубок веревочки, шнура  растегивание и застегивание крупных пуговиц,  растегивание и застегивание кнопок, липучек  раздеть и одеть куклу  перекладывание предметов из одной коробочки в другую;  открывать и закрывать краны, крутить телефонный диск.  открывать и закрывать различные виды замков  игры с конструкторами  игры с разборными игрушками  переборка крупы  выкладывание спичек  удерживать ножницы  работа с бумагой и ножницами лепка из пластилина  рисование карандашами, красками  обведение по контуру  застегивать пуговицы, крючки, молнии и замочки  нанизывать крупные пуговицы, бусинки на леску  завязывать узлы на шнуре  игры с мозаикой  шнурование 4.
Формировать умение противопоставлять большой палец всем

остальным. Подготовка руки к письму.

Формировать умение противопоставлять большой палец всем остальным. Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Формировать умение противопоставлять большой палец всем остальным. Совершенствовать зрительно-моторную координацию. Учить ориентироваться в микропространстве.  массаж  кинезиологические упражнения  пальчиковая гимнастика  упражнения на противопоставление большого пальца  расстановка на бумаге на различном расстоянии точек  проведение вертикальных, горизонтальных, косых линий  учить проводить прямые линии («Нарисуй струйки дождя»)  кривые линии  обводить рисунок по линиям, рисование кругов, овалов различных размеров  рисовать «улитку»: начиная с объемного витка максимального размера, чертить все меньше и меньше и закончить точкой  раскрутить «улитку»: начать с точки и постепенно увеличить витки до максимального размаха.  Рисовать разноцветные круги один в другом до точки  штриховать.  раскрашивание  самомассаж рук;  кинезиологические упражнения  пальчиковая гимнастика  упражнения на противопоставление большого пальца / учить проводить прямые, кривые, ломаные линии.  Обводить рисунок по линиям, стараясь не отрывать карандаша от бумаги,  Рисовать разноцветные круги, квадраты один в другом до точки  Рисовать «улитку»  Раскручивать «улитку»  Штрихование  раскрашивание  Знакомство с тетрадью и рабочей строкой  Вертикальные и горизонтальные линии  Наклонные прямые линии    рассматривание образца  подробное объяснение способа выполнения  показ способа выполнения с одновременным пояснением  проговаривание детьми способа выполнения задания  пассивное выполнение задания  пассивно-активное выполнение задания  рассматривание образца  объяснение способа выполнения  показ способа выполнения с одновременным пояснением  проговаривание детьми способа выполнения задания  пассивно-активное выполнение задания  активное выполнение задания  контроль за точностью выполнения задания  привлечь ребенка к анализу качества выполнения задания
14

Работа по развитию мелкой моторики взаимосвязана со всеми видами детской деятельности и ведется в двух направлениях: 1) специальные (индивидуальные и подгрупповые) коррекционные занятия; 2) коррекционные упражнения на различных занятиях (по математике, ИЗО, развитию речи, физкультуре), в играх. Для эффективной реализации поставленных задач в группе создана сенсомоторная зона. Назначение: создание условий для развития сенсорно- перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действия с ними, развития мелкой моторики пальцев рук. .Важно помнить, что развитие всех движений начинается с развития головного контроля, т.е. после того, как ребенок хорошо удерживает голову по средней линии. Неправильное двигательное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при проведении всех видов занятий с ребенком с ДЦП необходимо, прежде всего, осуществлять контроль за положением этих частей тела. Ребенок с ДЦП во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Взрослые должны следить за тем, чтобы ребенок в течение длительного времени не сидел с опущенной вниз головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. Если ребенок сидит на чем-либо (на стуле, на диване и т.п.), то угол между бедром и голенью – т.е. в коленном суставе, должен быть близок к прямому, колени должны быть разведены и пятка должна стоять на опоре (на полу или подставке). Важная роль в коррекционной работе с детьми с ДЦП принадлежит родителям, семье. Важными задачами в работе с семьей являются: формирование у ее членов понимания особенностей психофизического развития ребенка; адекватная оценка возможностей ребенка и перспектив его развития при проведении коррекционных мероприятий, Необходимо сформировать у родителей оптимистические установки в отношении возможностей ребенка и обучить их доступным приемам коррекционной работы. В процесс организации и проведения коррекционной работы должны включаться родители с целью обеспечения непрерывности коррекционно-воспитательного процесса. С помощью родителей дети отрабатывают и закрепляют сформированные специалистами навыки и умения. Это обеспечит эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у детей.
15

Только тесный контакт родителей, воспитателей, других специалистов может обеспечить успех в развитии и коррекции нарушений мелкой моторики у детей с ДЦП, будет способствовать всестороннему развитию детей, создаст предпосылки для успешного обучения и дальнейшей социальной адаптации.
Упражнения на противопоставление большого пальца всем

остальным: на свободное сгибание и разгибание пальцев рук.
-сжать пальцы правой руки в кулак – выпрямить; -согнуть пальцы одновременно и поочерёдно; -противопоставить первому пальцу все остальные поочередно; -постучать каждым пальцем по столу под счёт «один, один-два, один-два-три»; -отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть с усилием («кошка выпустила коготки»); - многократно согнуть и разогнуть пальцы, легко касаясь концевым фалангом первого пальца остальных («сыпать зерно для птиц»). -руки лежат на столе, предплечье фиксирует взрослый. Ребёнок старается взять большим, указательным и средним пальцами палочку, мелок, карандаш, ручку, приподнять на 10-12 см над столом, а затем отпустить; -перед ребёнком на столе ставится открытая коробочка со счётными палочками (спичками и другими мелкими предметами). Ребёнок должен брать палочки из коробочки и складывать их под рукой (рука лежит близко к коробочке), стараясь не сдвигать руку с места, а только разгибать и сгибать большой, указательный и средний пальцы, а затем так же сложить всё обратно. - тремя пальцами слегка нажимать резиновую грушу игрушки «скачущая лягушка», вызывая ее передвижение. - такие же движения пальцами с маленьким детским пульверизатором: легко нажимая пальцами, посылать струю воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик, передвигая их, таким образом, по поверхности стола; - раскатывать на доске указательным и средним пальцами одновременно и по очереди комочки пластилина; раскатывать на весу комочек пластилина большим и указательным пальцами (большим и средним, указательным и средним); - крепко удерживать спичку в горизонтальном положении большим и указательным пальцами левой руки. Одновременно указательным и средним пальцами правой руки подтягивать ее к себе;
16

Прокатывать, вращать спичку (карандаш) между большим и указательным; большим и средним; большим, указательным и средним пальцами правой руки; - взрослый натягивает указательным и средним пальцами тонкую круглую резинку. Ребенок перебирает ее как струны гитары указательным и средним пальцами, подтягивая к себе, сгибая указательный и средний пальцы; захватывает тремя (указательным, средним и большим) пальцами.
Подготовительные упражнения с карандашом.
(вначале с неотточенным карандашом) - на столе, за которым сидит ребенок, лежит несколько карандашей с ребристой поверхностью. Воспитатель садится справа от ребенка, показывает, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его удержать). - ребенок выполняет тоже самостоятельно, воспитатель поправляет руку и пальцы; - затем заданная поза пальцев воспроизводится без карандаша. - ребенок берет карандаш и крепко удерживает его пальцами («Так крепко, чтобы я не мог его вытащить»), воспитатель тянет карандаш вверх, вниз, вправо, влево, с одного и другого конца. - движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого. Необходимо поддержать правую руку ребенка и просить поднять и опустить указательный палец. При этом палец взрослого препятствует движению пальца ребенка вверх и вниз, а ребенок должен преодолеть сопротивление. - ребенок держит карандаш, как при письме, тремя пальцами. Взрослый удерживает нижний конец карандаша, ребенок вырывает его, сгибая только пальцы.
17

На поверхности стола натягивается резинка; ребенок, сгибая пальцы, старается оттянуть ее карандашом (движения пальцев с карандашом).
18

Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте.

Любой доктор скажет, что для детей с ДЦП основным видом занятий является эмоционально окрашенная игра. Это самая ненавязчивая форма. Играя, малыш получает не только удовольствие, но и тренируется, и развивается в нескольких направлениях сразу.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рекомендуется начинать с самомассажа тыльной стороны кистей, ладоней и пальцев рук. Примерами самомассажа могут служить, например, имитирование «пилы». Ребром ладони ребенок пилит ее тыльную сторону по всем направлениям.

Можно совершать вращательные движения основанием кисти в сторону мизинца, массажировать ладонь костяшками сжатых пальцев. Стоит попробовать поочередное сгибание и разгибание пальцев, пощипывание их от ногтевого фаланга до основания. Самомассаж начинается и заканчивается расслаблением и поглаживанием ручек.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей являются пальчиковые игры. Они очень занимательные и оказывают положительное влияние на формирование речи и творческой деятельности, вырабатывают ловкость и концентрируют внимание. Такие игры представляют собой инсценирование разных сказок, историй, стихов при помощи пальцев. Наиболее популярными являются всем известные «Сорока – ворона», «Ладушки» и «Коза рогатая».

Ежедневно, в течение 5 – 10 минут желательно проводить занятия с игрушками на выполнение движений различной трудности. Это способствует развитию манипуляционной функции рук. Сюда можно отнести такие движения, как: покатать машинку, мяч, опустить игрушку в коробку и достать ее, покачать куклу, открыть – закрыть коробочку, крышку, собирать двумя пальчиками мелкие предметы, различные по величине, форме и весу.

Эффективными упражнениями для развития мелкой моторики у детей с ДЦП являются: шнуровка, собирание пирамидок, матрешек, мозаик, паззлов, рисование в воздухе, застегивание молний, пуговиц, крючков, сжимание поролоновых шариков и пищащих игрушек, перебор крупы, наматывание тонкой проволоки на катушку или собственный пальчик, лепка, работа со спичками, сортировка монет и другие упражнения.

Можно поработать с трафаретом или лекалом. Ребенок накладывает трафарет с различными геометрическими фигурами на бумагу и карандашом обрисовывает знакомые формы. Затем он снимает трафарет, и каждую фигуру делит на параллельные линии или штрихи. На последующих занятиях малыш может из геометрических фигур составлять смысловые композиции, предметы или просто заштриховывать их. Подобные упражнения способствуют не только укреплению мышц, но и глазомера, образного и логического мышления.

Необходимы занятия по развитию чувствительности кончиков пальцев. Они проводятся при помощи предметов и игрушек различной шероховатости. Также можно поглаживать кончики пальцев плотной щеточкой.

Очень важны упражнения на формирование хватательной функции рук. В течение 1 минуты следует чередовать потряхивание руки ребенка за середину предплечья и ее поглаживания. Далее необходимо вызвать у малыша внимание к собственным ручкам. Для этого рука захватывается в предплечье и плавно поднимается вверх. Ее немного потряхивают и опускают на губы ребенка. Затем вновь поднимают, и так 4 - 5 раз. Когда у ребенка появляются сосательные движения, ручки ненадолго следует удерживать около рта, чтобы малыш попытался захватить их губами.

Затем проводят массаж кистей рук при помощи ворсистой щетки. Ею водят по наружной стороне кулака от кончиков пальцев до запястья. Такие движения вызывают распрямление кулака и веерообразное разведение пальчиков. Проводится 4 – 6 раз с каждой рукой.

Для формирования тактильных ощущений кончики пальцев раздражают щеткой, а после в руку вкладывают разные по величине, форме, массе и температуре предметы, удобные для захвата. Затем после этих стимулирующих занятий к ребенку подносят игрушку, подвязанную на ленточке. Рукой малыша касаются игрушки, неоднократно покачивая ее. Когда он начнет живо реагировать на игру, взрослый расслабляет кисть, поглаживая щеткой, и вкладывает в нее игрушку.

Упражнения по мелкой моторике на начальном этапе даются детям с ДЦП, достаточно тяжело. Через некоторое время занятия становятся автоматизированными, а движения ускоряются. Очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей мелкую моторику, т.е. гибкость и точность движений пальцами рук. Именно она является мощным стимулом развития у ребенка восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, что так важно для детей, страдающих детским церебральным параличом.