Пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах

  • 29.06.2020

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

ДРУЖБА

МЫ ПИСАЛИ

ЗАМОК

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

НА ПОСТОЙ

Русская игра

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом) . Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом) . Средние пальцы - папа (говорит низким голосом) . Указательные пальцы - солдаты (говорят басом) . Скрещенные большие пальцы - порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

Мама: Что дети? Постукивают безымянные

Дети:

Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

Дети: Папа! Постукивают мизинцы

Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

Дети: Входите! Постукивают мизинцы

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения

Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

Руки вытягиваются вперед.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

МАЛАНЬЯ

У Маланьи у старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой Избушке Сложить руки углом, показать избушку.
Семь сыновей, Показать семь пальцев.
Все без бровей, Очертить брови пальцами.
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам.
Вот с такими носами Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.
Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду
Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".
На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.
И все делали вот так. .. Дети показывают загаданные действия

ГОСТИ - Русская игра

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.

Гости едут! Постукивают мизинцы.

Ну и что? Постукивают указательные пальцы.

Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

БРАТЦЫ

Засиделись в избушке братцы. Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.
Захотел меньшой прогуляться Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.
Да скучно ему гулять одному. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.
Зовет он братца вдвоем прогуляться. Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.
Да скучно им гулять двоим. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.
Зовут братца втроем прогуляться. Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.
Грустно старшим сидеть в избе. Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

ЛАДУШКИ ЛАДОШКИ

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.

Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать ненужными лишними знаниями. Как быть? Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение. А поиграть и при этом в прямом и переносном смысле приложить руку к развитию речи не просто приятно, но и полезно. И сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие!

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

Почему же это так? Давайте разберемся.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

Это интересно!

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Для самых маленьких

У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Внимание, родители: чем чаще у ребенка «включается» хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие.

Тренировать пальцы у ребенка можно уже с шести-семи месяцев с помощью массажа кистей рук и каждого пальчика в отдельности, каждой его фаланги. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают по очереди. Такие незатейливые занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут.

С 10-месячного возраста надо начинать развитие тонких движений пальцев и всей кисти. Давайте малышу перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы. Ребенок может катать деревянные шарики различного диаметра, перебирать крупные бусы, нанизанные на резинку, собирать пирамидки, конструировать из кубиков, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы. Важно, чтобы в движение были вовлечены все пальчики. Помогайте карапузу координированно и ловко манипулировать пальцами в повседневной жизни. Обращайте внимание на овладение такими простыми, но в то же время важными умениями – держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Ну и, конечно, в этом возрасте уже вовсю играют с малышом в «Сороку-белобоку»:

Сорока, сорока,
Где была? – Далеко!
Кашку варила,
На стол становила.
На крыльцо скакала,
Гостей поджидала.
Этому кашки,
Этому бражки,
Этому малины,
Этому калины,
А этому шишок,
Шишок – под носок!
Он мальчик мал,
Крупку не драл,
По воду не ходил,
Кашки ему не дадим!
И маленькому Сашке
Не досталось кашки!
Шуг-шуг! Полетели,
На головку сели,
Песенки запели!

А вот другая концовка «Сороки-белобоки»:

Зачем дров не колол?
Знай наперед:
Воды не носил?
Здесь водичка холодненька (поглаживание ребенка по запястью).
Здесь – тепленька (поглаживание по сгибу локтя).
Здесь – горяченька (поглаживание по плечу).
А здесь – кипяток, кипяток! (Щекочем ребенка).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело – разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

С полутора лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках ткани, например с пришитыми пуговицами разных размеров и соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку, используя подручный материал или с помощью приобретенных в специализированных магазинах пособий. В этом же возрасте пора брать в руки карандаш и использовать его по назначению. В два годика подарите ребенку конструктор «Лего», хорошо, если он станет другом вашего малыша на долгие годы. С двух с половиной лет познакомьте малыша с мозаикой – это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста. В три годика пора «подружиться» с ножницами и пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам чадо должно уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки, развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальные способности ребенка призваны ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

«Каждому пальчику свой карманчик». (1,5-2,5 лет)

Возьмите перчатки и помогите чаду найти домик каждому пальчику.

«Моя семья» (1-3 года)
Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками самостоятельно.
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Ну, а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.

«Ласточка, ласточка, перепелочка» (3-4 года)
Правая ладонь карапуза ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно взрослый произносит: «Ласточка», одновременно пальцами правой руки проводя по большому пальцу малыша от основания до кончика; затем с тем же словом поглаживает другой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев малыша таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача малыша – быть бдительным и как можно быстрее одернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как перепелка «была поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой ребенка.
Освоив игру, малыш сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» – палец взрослого.

«Расскажи и покажи» (4-5 лет)
Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что все это значит?
Средний пальчик очень важный,
Hе желает слушать.
Указательный спросил:
– Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит:
– Hе надо плакать,
Hа, поешь немножко!
Пальчики ребенок показывает сам, по мере того как взрослый читает стихотворение, раскрывая их из кулачка.

«Пальчики здороваются» (2-3 года)
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек»
Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Корни деревьев»
Корни деревьев сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
«Слоненок»
Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Паучок»
Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой – с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.
«Моторчик»
Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
«Перетяжечки»
Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
«Колечки»
Сомкнутые большой и указательный палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой – большое.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Хотите пополнить свою пальчиковую игротеку? Тогда найдите в Интернете сайт, посвященный пальчиковым играм. В сотрудничестве с этнографами, историками, филологами СПбГУ, с Российским этнографическим музеем, Государственной академией культуры, Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН специалисты регулярно изучают и расширяют спектр пальчиковых игр. Они обращаются не только к народной культуре, а используют архивы, авторские методики, профессиональные пальцевые гимнастики пианистов и другие различные развивающие уЧ>


Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

Здравствуй, пальчик, выходи,
На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)
Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.

Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),
Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)
Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!
Тянем-потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),
Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),
Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?
Тянем-потянем, тянем-потянем!
Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!

Вытянули репку.

Простые правила игры
Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Как еще активизировать пальчики

Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).

Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Если вы интересуетесь тем, как заниматься с ребенком, как его развивать, как раскрыть все его способности, то советую вам обратить внимание на сборник развивающих игр «Развитие ребенка. Как и чем заниматься с ребенком». В нем вы найдете огромное множество игр и занятий с ребенком на каждый возрастной период от рождения до школы, которые будут способствовать его развитию.

Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

С помощью этой книги ваш ребенок многому научится, разовьет мышление, память, речь, логику, воображение, познакомится с азами географии, физики, химии. Ребенку понравится процесс такого обучения, и вы сделаете с ним первый шаг на пути к учению с увлечением.


Пальчиковая гимнастика для детей дошкольников


Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимания развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, неккординированные).

Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки.

Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1)

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе.)

2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»).

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка «ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 2)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка «БЕЛКА»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 3)

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни – руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка «ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка «БРАТЬЯ»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 5)

1. Замок (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).

2. Лиса и заяц (лиса «крадется» – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» – перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка «HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ»

Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить.
Печи все – тебе топить.
А тебе – воду носить.
А тебе – обед варить.
А малышке – песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

Родители маленьких детей должны твердо помнить, что развитие речи ребенка напрямую связано с движением, а именно мелкой моторикой. Существует множество пальчиковых игр для детей. Мамы, бабушки, дедушки играя с ребенком, читая потешки и напевая песенки, могут проводить с малышами гимнастику пальчиков.

Развитию мелких движений кисти ребенка, подвижности пальцев рук, точности движений пальчиков, помогут следующие игры и игровые задания.

Пальчиковая игра "СОРОКА"

Читая потешку, поочередно загибайте и разгибайте пальчики ребенка:

Сорока-воровка,
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала,
А этому, большому, - не дала.
Зачем дров не пилил,
Зачем воду не носил,
Зачем кашу не варил.

Есть еще одна похожая считалочка про сороку. Она из болгарских народных песенок и называется «Сорока и сороченок»

Длиннохвостая сорока прилетела издалёка,
Дров нарубила, печь растопила,
Кашу сварила очень сладкую.
Всех детей созвала, всем им каши дала,
Одного из-за стола только мама прогнала -
Малышоночка-сорочоночка.
Он всех больше шалил?
Он воды не носил, он и дров не колол,
Даже пол не подмёл!

Пальчиковая игра «МИЗИНЧИК»

При произнесении потешки, массируется каждый называемый пальчик ребенка. В такой пальчиковой игре выполняется не только массаж, но и активно идет запоминание названий пальцев на руках.

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным доел,
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход их всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал!

Пальчиковая гимнастика «ЧТО ПАЛЬЧИКУ ДЕЛАТЬ?»

Как и в предыдущей потешке-игре, при произношении потешки, массируют каждый пальчик ребенка.

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.

Пальчиковая гимнастика «ПАЛЬЧИКИ СПЯТ»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!

Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИК О ПАЛЬЧИК»

К пальчиковой гимнастике в этом упражнении добавляется серия движений. Ребенку во время игры нужно показать какие движения следует выполнять по ходу стишка.

Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай. (Хлопки ручками.)
Ножками топай, топай. (притопывание 2раза.)
Спрятались, спрятались. (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза.)

Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ»

Держите перед собой левую руку ребенка ладонью к себе.

Раз-два-три-четыре-пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел. (Загибаете мизинец.)
Этот пальчик чистит стол. (Загибаете безымянный.)
Этот - резал. (Загибаете средний палец.)
Этот - ел. (Загибаете указательный палец.)
Ну а этот лишь глядел! (Загибаете большой палец, щекочете ладони.)

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

Пальцы обеих рук складываем вместе.

Кто приехал? (Быстро хлопать конниками больших пальцев.)
- Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев быстро одновременно хлопают.)
- Мама, мама, это мы? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками указательных пальцев.)
- Папа, папа, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками средних пальцев.)
- Братец, братец, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками безымянных пальцев.)
- Ах, сестричка, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да?да, да! (Хлопать мизинцами.)
- Все мы вместе, да-да-да! (Хлопать всеми пальцами.)

Пальчиковая игра «ОБВЕДИ ЛАДОНЬ»

Приготовьте лист плотной белой бумаги и фломастер. Попросите малыша приложить ладошку к бумаге и обвести контур руки. Пусть ребенок по очереди чуть приподнимает пальчики над контуром, а затем поднимет всю ладошку. После этого не сдвигая руки, попросите малыша собрать пальцы в ладонь и опять расправить их по обведенному контуру.

Пальчиковая гимнастика «ПОДВИГАЙ КРУЖКИ»

Приготовьте 10 разноцветных кружков из цветного картона диаметром 1-2 см. Попросите малыша положить ладошку на стол чтобы кончики его пальцев лежали на кружках. Предложите подвигать кружочки по очереди каждым пальцем, затем всеми вместе. Потом малыш поднимает руку и снова опускает ее так, чтобы кончики пальцев попали на кружки.

Игра с пальчиками «КОЛЕЧКИ»

Попросите ребенка поочередно соединять все пальчики с большим в кольцо, делая это строго по порядку.

Такая пальчиковая гимнастика игра очень нравятся малышам. Пусть пальчики ребенка будут ловкими!

(12 голосов : 3,9 из 5 )

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, Сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.

Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.

Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из разных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу между мягким и твердым, жестким и нежным, гладким и шершавым. Но родители должны помнить о том, что даже самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда «глаза в глаза», одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими детьми! Посадите их к себе на руки и откройте для них волшебную страну пальчиковых игр.

Как надо играть с малышом?

— Перед игрой кратко в доступной форме объясните ребенку суть игры.

— Играйте сами с увлечением, погрузитесь в мир вашего малыша.

— Не давайте малышу сразу большой объем и много задач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день — достаточно.

— Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.

— Игра должна доставлять радость вам обоим.

— Бывает, что маылшу вдруг приходится не по душе какая-то из пальчиковых игр. Не заставляйте его играть в нее.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: «Вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь — а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).



(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Наша семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Качели

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).

Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).


(«Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

«Разминка»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,
… Плечиками мы покрутим,…

«Улитка»

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,
(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

«Зайцы »

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать «Бах»?»
«Бах» — выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Михаленок Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: НДОУ детский сад №68 ОАО «РЖД» г. Брянск
Описание материала: Представляю вашему вниманию подборку пальчиковых игр для детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен для воспитателей, логопедов а также родителей.
Цель: Развитие логоритмических способностей детей.

Для чего нужны пальчиковые игры?

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
Представляю вашему вниманию, пальчиковые игры, используемые мною на практике.

Осенние листья.
Тишина в лесу стоит,
Плавные движения руками.
Еле слышно лес шуршит
Поднести палец к губам.
Ш-Ш-Ш…
Тихо.
Ветер дунет посильней
Движения руками влев-вправо
Листик зашуршит смелей Ш-Ш-Ш… Громче.
Снова ветер налетит, Листик с веточки слетит:
Поднять руки над головой и плавно опускать вниз, вращая кисти
Потанцует,напопоет
И на землю упадет.
Опустить руки на стол.

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое!
Хлопки.
Здравствуй, небо голубое!
Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого.
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую.
Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы.

Умывалочка.

Кран открыли: чик-чик,
Вращательные движения кистью.
Руки мыли: шик-шик.
Потереть ладошки друг о друга.

Пусть бежит водичка,
Плавные движения ладонями.
Мы умоем личико.
,Умыться’’.
Мылом мы ладошки трем,
Имитировать мытье рук.
Полотенцем промокнем.

Легкие похлопывания ладоней друг друга.

Вот и чистые ладошки,
Показать ладони.
Мы похлопаем немножко!
Хлопки.

Мышки.

Вышли мышки как-то раз
,Ходьба’’ пальцами по столу.
Посмотреть, который час.
Постукивание указательным
пальцем правой руки по тыльной стороне ладони левой руки.
Раз, два, три, четыре
Загибать поочередно пальцы на правой руке.
Мышки дернули за гири.
Сжать обе руки в кулак, и опустить.
Тут раздался страшный звон -
Хлопки.

Разбегайтесь мышки вон!
Пальцы,убегают’’.

Мастера.

Если только захотим
Сжимать и разжимать кулачки.
Все из снега смастерим! Лепит Коля колобок, ,Лепить’’пирожки.
Лепит Таня теремок,
Сложить ладошки домиком.
Лепит Света разных рыб,
Прижать ладони друг к другу,
делать волнообразные движения.

Лепит Саша белый гриб.
Сжать одну руку в кулак, накрыть ее ладонью другой руки.

Гроза.

Капли первые упали,
Постукивать пальцами одной по ладони другой.
Пауков перепугали.
Пальцы,убегают’’.
Дождик застучал сильней,
Легкие хлопки.
Птички скрылись средь ветвей.
Взмахи руками.
Дождь полил, как из ведра,
Громкие хлопки.
Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает,
Показать рукой молнию.
Гром все небо разрывает,
Постучать кулаками по столу.
А потом из тучки солнце
Поднять руки вверх, опускать одновременно шевелить пальцами.
Вновь посмотрит к нам в оконце.

Волшебные ладошки.

Подними ладошки выше
Поднять руки вверх и сомкнуть
домиком над головой.

И сомкни над головой.
Что же вышло? Вышла крыша,
А под нею мы с тобой. Подними ладошки выше
Поставить руки перед грудью,
сжать пальчики.

И сомкни-ка их дугой.
Что же вышло? Вышли гуси:
Вот один, а вот другой.
Сжимать и разжимать пальцы.
Подними ладошки выше
Поставить руки перед грудью, Кончиками прямых пальцев коснуться друг друга.
И сомкни перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и большой.

Царапки.

Вот какой коташка
Поставить руки перед грудью,
опустив кисти вниз,качать головой.

Круглая мордашка.
И на каждой лапке
Обвести ладонью вокруг лица.
Коготки-царапки.
Сжимать и разжимать кулачки.
Котик точит коготки,
Скрести пальцами по столу.
Очень острые они.
А потом играет -
Пальцы,бегут’’ по столу.
Мячик догоняет.

Моя семья.

Знаю я, что у меня
Сжимать и разжимать кулачки.
Дома дружная семья:
Это – мама, это – я,
Поочередно загибать пальцы.
Это – бабушка моя,
Это – папа, это – дед,
И у нас разлада нет.
Сомкнуть руки в замок.

Гномик.

Под грибком шалашик-домик,
Сложить ладони домиком перед собой.
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
Постучать кулаком одной руки по ладони другой.
В колокольчик позвоним.
Потрясти сжатой в кулак рукой.
Двери нам откроет гномик,
Пригласит в шалашик домик.
Зазывающие движения руками.
В домике дощатый пол,
Прижать ладони друг к другу.
А на нем дубовый стол,
Одну руку сжать в кулак, накрыть ладонью другой руки.
Рядом стул с высокой спинкой,
Сжать другую руку в кулак,
приставить к нему ладонь.

На столе тарелка с вилкой
Показать ладонь одной руки,
на второй раздвинуть пальчики.

И блины горой стоят -
Показать гору.
Угощенья для ребят.
Руки поставить перед собой
ладонями вверх.

Иголка.

Иголка, иголка,
Дети поворачивают указатель- ный палец вправо-влево.
Ты остра и тонка.
Не коли мне пальчик,
Грозить пальчиком.
Шей сарафанчик.
Имитировать швейные движения
Иголочка, иголочка, Шей, не ленись! Машенька, Машенька,
Грозить пальчиком.
Смотри, не уколись!

Наряжаем елку.

Мы повесили игрушки
От подставки до макушки!
Поднять руки снизу вверх.
Шарики цветные,
Вращать кулачками.
Рыбки золотые,
Волнообразные движения руками.
Золотые петушки,
Приставить руки к голове, как гребешок.
Разноцветные флажки.
Сжать четыре пальца вместе, поставить большой палец перпендикулярно.
Громко хлопнула хлопушка -
Хлопнуть в ладоши. Бах! Зазвенели все игрушки:
Вращение кистей.
Ах-ах-ах!

Оладушки.

Топором дрова колю,
Движения ладоней сверху вниз.
А потом пилой пилю,
Движения ладоней вперед-назад.
Отнесу их бабушке,
Пальцы,бегут’’ по столу.
Чтоб испечь оладушки.
,Пекут’’ оладушки.

Кошка.

Мягко кошка посмотри
Сжимать и разжимать руки в кулачки.
Разжимает коготки,
И легонько их сжимает
Мышку так она пугает.
Пальцы,бегут’’по столу.

Пальчики.

Можешь пальцы сосчитать?
Поочередно загибать пальцы на правой руке.
На другой руке опять -

Раз, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев – пара рук,
Сжимать и разжимать руки в замок.
Вот твое богатство, друг!


Строим дом.

Целый день – тук-да-тук
Стучать кулачками друг о друга.
Раздается громкий стук.
Строим дом, дом большой
Сложить руки домиком, поднять над головой.
И с крылечком, и с трубой.
Поставить ладошки перед собой
горизонтально, сомкнуть, по- вернуть в вертикальное положение

Разукрасим мы дом,
Имитировать движения кистью.
Наверху флажок прибьем,
Стучать кулачком по ладошке.
Принесем мы цветов,
Развести руки в стороны.
Новый дом, встречай жильцов!
Приложить руки к груди, слегка
наклониться вперед.

Будут жить в доме том:
Зайка, с мишкой и слоном.
Поочередно: приложить руки к голове, развести в стороны, сделатьуши слона.

Помогаем маме.

Раз, два, три, четыре,
Поочередно загибать пальцы на
правой руке.

Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку
Поочередно загибать пальцы на левой руке.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Имитировать моющие движения.
Только чашку мы разбили.
Поочередно прикасаться кончиками пальцев друг к другу.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Ложку тоже мы сломали -
Так мы маме помогали.
Сжимать и разжимать кулачки.

Весна.

Стучат все громче дятлы,
Стучать кулачком одной руки по
ладошке другой.

Синички стали петь.
Сложить пальцы в щепотку, сжимать и разжимать.
Встает пораньше солнце,
Поднять руки вверх, опустить
через стороны.

Чтоб землю нашу греть,
Бегут ручьи под горку,
Выполнять волнообразные движения руками.
Растаял весь снежок
И из под старой травки
Сложить ладошки в форме чашечки
Уже глядит цветок. Раскрылся колокольчик
Медленно раскрывать,чашечку’’ .
В тени, там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
Шевелить пальцами.
Динь-динь, пришла весна.

Хозяйка.

Кукле кашу я сварю,
Имитировать движения помеши- вания каши.
В миску молока налью,
Положу туда крупу,
Тереть пальчики друг о друга.
И поставлю на плиту.
Развернуть руки ладонями вверх,
протянуть вперед.

Будет каша хороша,
Хлопать в ладоши.
Кушай, кукла, не спеша!
Грозить пальчиком.