Проект по трудовому воспитанию в доу. Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

  • 04.03.2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Дюймовочка» города Сафоново Смоленской области.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

в подготовительной группе

«Учимся трудиться»

Подготовила: Базылева И.А.

2016 год

г. Сафоново

Тема проекта: «Учимся трудиться».

Пояснительная записка.

Главная цель трудового воспитания детей – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда. Проект ориентирован в конечном итоге на решение главной проблемы – формированию у дошкольников представлений о труде, его значении в жизни человека, накопления практического опыта, формированию навыков и умений.

Актуальность проекта.

В дошкольном возрасте ребёнок активно осваивает азы трудовой деятельности. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям.

Своевременное освоение трудовой деятельности дает возможность ребенку самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным, умелым. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутых результатов, стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость.

Основная задача взрослых – помочь ребенку в расширении круга общения с другими людьми, освоении способов поведения, осознании значимости трудовой деятельности взрослых.

Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого – непременное условие всестороннего развития психических процессов ребенка.

Именно поэтому становится актуальной разработка проекта «Учимся трудиться».

Цель проекта: Создание условий для формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Формирование знаний о труде и его значении.

Задачи: 1. Сформировать у детей ценностное отношение к труду, труду других людей и его результатам.

2. Формирование у детей умения работать в коллективе, прийти на помощь.

3. Формирование умения планировать последовательность своей работы.

4. Учить самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия.

5. воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла.

Тип проекта: краткосрочный, коллективный, практический.

Целевая аудитория проекта:

Администрация ДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, научно-методическое оснащение;

Педагоги группы – взаимодействуют с родителями и детьми;

Родители – оказывают помощь в реализации проекта, получают консультативную помощь от педагогов по трудовому воспитанию детей;

Дети – выполняют трудовые поручения, участвуют в коллективном труде, общаются с взрослыми и детьми.

Срок реализации проекта: 2 недели

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

II этап – практический.

III этап – заключительный (обобщающе-результативный).

Ожидаемые результаты проекта:

    У детей сформировано ценностное отношение к труду.

    У детей сформировано умение работать в коллективе.

    У детей сформировано умение планировать последовательность своей работы.

    Овладение умением самостоятельно выполнять трудовые действия.

    У детей выработаны аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. Дети чувствуют удовлетворение от реализации трудового замысла.

Пути реализации проекта.

I этап. Подготовительный.

1. Постановка целей, задач, прогнозирование результатов.

2. Составление плана реализации проекта.

3. Изучение проблемы по данному вопросу через методическую литературу. Подготовка консультаций, рекомендаций для родителей.

4. Изготовление картотеки игр, подбор художественной литературы по данной теме, дидактических и сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом детей.

II этап. Практический.

План-график мероприятий.

    Беседы: «Трудиться – всегда пригодится», «Машины – помощники», «Каждой вещи – свое место».

    Чтение художественной литературы:

Н.Смирнова «Как ткани ткут и нити прядут»;

Е.Пермяк «Мамина работа», «Торопливый ножик»;

В.Катаев «Девочка и кувшинчик»;

Л.Слуцкая «Трудится Земля»;

Я. Дялутите «Руки человека»;

Л.Воронкова «Солнечный денёк».

3. Сюжетно-ролевые игры:

«Детский сад», «Делаем уборку», «Мы ждем гостей», «Магазин», «Кафе».

4.Продуктивная деятельность:

Рисование «Профессия моей мамы», «Говорящие инструменты».

    Ручной труд : «Починим одежду для кукол».

    Оформление наглядного материала для детей: схемы «Мытье рук», «Дежурство по столовой», «Как правильно одеваться».

    Трудовая деятельность:

- «Трудовой десант» - помощь в уборке участка;

Мытье игрушек в группе;

Дежурство по столовой, занятиям и в уголке природы.

III этап. Заключительный.

    Открытый показ «Приготовим печенье».

    Изготовление альбома с пословицами и поговорками о труде и трудолюбии.

    Выставка детских рисунков «Кем я хочу стать, когда вырасту».

« Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием »;

«Трудовое воспитание дошкольников в семье»;

«Труд – естественная форма активности ребёнка».

Литература:

«Беседы с дошкольниками о профессиях», Т.В.Потакова, М.: «Творческий центр»,2003г.

«Дошкольное воспитание» №1,2006г.

Проектная деятельность по трудовому воспитанию

в старшей группе

Тема: «Кто любит труд, того люди чтут»

Подготовила:

Воспитатель 11гр

Андреева К.С.

Омск -2017

Тема проекта : «Кто любит труд, того люди чтут».

Вид проекта : исследовательский, личностно-ориентированный.

Актуальность проекта :

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.

Цель проекта :

    показать участникам проекта значение труда в жизни человека;

    формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду.

Задачи проекта:

    сформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека;

    познакомить детей с разнообразием профессий;

    вызвать интерес к труду;

    воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к окружающим.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Практический реализация проекта.

Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.

Участники проекта :

    дети старшей группы «Умнички»

    БДОУ г. Омска «Детский сад № 112»;

    педагоги;

    родители воспитанников.

Срок реализации проекта : октябрь – март 2017-2018учебного года.

Предполагаемый результат:

    устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;

    осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.

Продукты проектной деятельности:

    фотогазета «Судят не по словам, а по делам!»;

    альбома с семейными рисунками на тему «Дело мастера боится»;

    материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.);

    презентация проекта «Кто любит труд, того люди чтут»

Презентация проекта:

    групповое родительское собрание «Трудовое воспитание старших дошкольников»;

    педсовет «Организация трудового воспитания в ДОУ».

Методическое обеспечение:

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М. Просвещение, 1983.

Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1989.

Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1991.

Приложение №1

План работы над проектом

опрос родителей

(фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания, место работы, профессия)

октябрь

    Беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду»

    Работа над лексической темой «Детский сад. Профессии».

    Экскурсия на тему «Наш детский сад» (знакомство с профессиями сотрудников ДОУ и местом их работы)

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности

ноябрь-декабрь

Выявление у детей знаний о членах своей семьи:

    Беседы с детьми на тему «Моя семья», «Где и кем работают наши родные»

    Музыкальное развлечение «Мамины помощники»

    Участие в смотре – конкурсе уголков ручного труда и конструирования

с воспитанниками и их родителями (по программе «Зеленый огонек здоровья» Картушиной Н.Ю.)

январь

    Беседа с детьми «Как я забочусь о членах моей семьи».

    Размещение информации для родителей на тему «Трудовое воспитание в семье»

    Анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье»

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

в родительском уголке;

индивидуальная работа с родителями

февраль

    Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в ДОУ».

организация процесса трудового воспитания на прогулке;

в родительском уголке;

март

    Показ детям презентации «Кто любит труд, того люди чтут»

    Оформление фотогазеты «Судят не по словам, а по делам!».

    Групповое родительское собрание «Трудовое воспитание старших дошкольников» с презентацией проекта «Кто любит труд, того люди чтут»

    Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Дело мастера боится»

    Презентация проекта «Кто любит труд, того люди чтут» на уровне ДОУ

в родительском уголке;

с использованием средств мульти-медиа;

индивидуальная работа с семьями воспитанников

оформление продуктов проектной деятельности

Примечание.

Педагоги систематически детей знакомят с пословицами и поговорками о труде; используют художественную литературу, соответствующую теме проекта, организуют участие детей в трудовой деятельности в группе. Регулярно на «Кругах общения» подводятся итоги участия детей в трудовой деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка.Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Труд - это могучий воспитатель,

в педагогической системе воспитания

Антон Семёнович Макаренко.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «КОЛОКЛЬЧИК» Подготовили и провели воспитатели МАДОУ №5 «Колокольчик» Знак Татьяна Валерьевна Андрусик Татьяна Александровна г. Советск 2016 г. «Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста»

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. А.С. Макаренко. Актуальность. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей. Почему этому вопросу мы уделяем столь пристальное внимание? Ведь современные родители не считают трудолюбие важным качеством личности. Более значимую роль для них играет развитие интеллектуальных способностей детей. Может нам стоит, в угоду родителям, работать именно в этом направлении? Не соглашусь с родителями. Ни одному великому открытию не стать достоянием общественности, если бы человек не приложил немало трудовых усилий для его материального воплощения.

Паспорт проекта. Тема проекта: «Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста» Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Продолжительность: долгосрочный 2016-2017 учебный год. Тип проекта: групповой, социально - педагогический, направленный на взаимодействие с семьёй, разработан с учетом современных требований инновационной деятельности в ДОУ.

Задачи: развивать у детей интерес и любовь к труду; поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых; воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности; формировать нравственно – трудовые качества, такие, как трудолюбие и целеустремлённость; привлекать родителей к совместной трудовой деятельности. Цель проекта: воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Этапы реализации проекта: Первый этап – Подготовительный (октябрь 2016 г.) Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта. Второй этап - Основной (октябрь-апрель 2016-2017г.) Распределение образовательной деятельности согласно сетке непрерывно образовательной деятельности для данного возраста. Анкетирование родителей детей. Третий этап - Заключительный (апрель - май 2017г.) Аналитический отчет о проделанной работе Участие в акции «Твори добро». Презентация проекта

Ожидаемый результаты: 1. Уважение к труду и желание помогать старшим; 2. Развитые трудовые способности; 3. Трудолюбие, ответственное отношение к труду; 4. Сформированные навыки организации совместного труда с взрослыми.

Работа с родителями: 1.Анкетирование « Трудовые обязанности дошкольников в семье » ; 2.Родительское собрание: «Вся семья вместе…»; 3. Консультации; 4.Домашние задания и организация коллективного труда в рамках акции «Твори добро». 5.Оформление центра сюжетно – ролевой игры «Салон красоты», через мастер класс. Работа с педагогами: 1. Консультация «Трудовое воспитание в ДОУ»; 2. Презентация проекта в ДОУ. Работа с детьми: 1. Беседы; 2.Игровая деятельность; 3.Просмотр мультфильмов, презентаций и иллюстраций; 4.Чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок о труде; 5.Художественное творчество; 6.Организация трудовой деятельности в группе, и в природе.

Каждый день мы беседовали и читали художественную литературу.

Мы играем.

Каждый день мы закрепляли трудовые навыки в группе. Хозяйственно – бытовой труд Труд в природе Самообслуживание

Мы закрепляли трудовые навыки во время прогулки.

Экскурсия в детско – юношескую библиотеку –знакомство с профессией «Библиотекарь»

Знакомство с профессией «Парикмахер», через сюжетно – ролевую игру «Салон красоты»

Художественно – эстетическое развитие - ручной труд. Изготовление подарков для членов семьи.

Родительское собрание на начало и конец проектной деятельности

В рамках Акции «Твори добро» совместными усилиями нашей дружной семьи был оформлен участок для прогулок

Домашнее задание «Помоги игрушке» Домашнее задание « Книжкина больничка»

Совместно – творческая работа детей и их родителей. Д/З « Я ПОМОЩНИК»

Основные результаты проекта: Подводя итог нашей работы, хотим сказать, что: Дети овладели умениями, позволяющими им выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, навыки использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы, с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.

Список литературы. 1.Агеева И.Д. 500 загадок-складок для детей. – М.: Сфера. – 2011. 2.Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с. 3.Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться.- М., 1983 4.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-64с. 5.Журнал «Дошкольное воспитание» / Гл. ред. М.А. Васильева. - № 12, 1988. 6.Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева. - № 5, 1994. 7.Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева.- № 13, 1997. 8.Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. - Минск.асвета,1987. 9.Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание.-1991 10.Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с. 11.Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с. 12.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-128с. 13.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 3 – е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.368с. 14. http://www.detzdrav.com/11048.html 15. http://ejka.ru/blog/schitalki/5.html

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


«Трудиться−всегда пригодится!»

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.»

В. А. Сухомлинский.

«Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.

В развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.»

Р. С. Буре.

Проект:

Краткосрочный;

Групповой;

Информационно – творческий;

Срок реализации проекта – 1.11.2016−30.11. 2016 уч.год.

Участники проекта:

Воспитатель группы: Штокалова И. В.

Дети средней группы

Родители воспитанников;

Сотрудники ДОУ.

Проблема: Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о значении труда в жизни человека. Основополагающий вопрос: как вызвать желание ребёнка трудиться.

Проблемные вопросы : Что такое труд? Какие виды труда бывают? Где трудятся наши родители? Какие трудовые поручения мы можем выполнять? Как мы трудимся в группе, на улице и дома?

Цель проекта :

Показать участникам проекта значение труда в жизни человека;

Формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду;

Формирование положительного отношения к труду у детей 4-5 летнего возраста

Задачи проекта:

Воспитывать желание трудиться;

Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания;

Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело;

Разъяснять детям значимость их труда;

Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым;

Учить доводить начатое дело до конца;

В данном проекте будут рассматриваться все виды труда дошкольника.

Виды труда дошкольнико в:

· Самообслуживание.

· Хозяйственно-бытовой труд.

· Труд в природе.

· Ручной труд.

Для работы применялись следующие формы организации труда.

Формы организации труда:

· Поручения.

· Дежурства.

· Коллективный труд (общий, совместный).

Актуальность проекта :

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а также целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.

Ресурсное обеспечение проекта:

Художественная литература;

Журналы, картинки на заданную тему;

Альбом «Профессии наших родителей»;

Фотографии для стенгазеты;

Необходимое оборудование для выполнения практических задан

Формы реализации проекта.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям:

Формы и методы реализации проекта:

Образовательная область

Виды детской деятельности.

«Познание»

1.Познавательные занятия:

«Из истории профессий»

«Все профессии важны – все профессии – нужны»

2.Беседы о труде взрослых в детском саду.

3.Творческие рассказы:

«Кем работают мои родители».

«Я горжусь своей мамой» «Я горжусь своим папой».

4. Чтение художественной литературы:

Рассказы о труде:

В. Маяковский «Кем быть?» ,

М. Познанская «Пойдем на работу» ,

Д. Родари «Чем пахнут ремесла» ,

С. Маршак «Откуда стол пришел» , «Мы военные» ,

С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Степа» , «Дядя Степа - милиционер» .

В Лифшиц «И мы трудиться будем » .

Б. Житков «Железная дорога» ,

М. Ильин «Машины на нашей улице»

Н. Найденова «Ольга Павловна» .

С. Баруздин «Кто построил новый дом» ,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» ,

С. Михалков «Бабушкины руки» ,

« Труд и лень » , С.Михалков «Моя улица», С. Баруздин «Страна, где мы живём», С.Я.Маршак «Почта», Е.Пермяк «Пропавшие нитки», Б.Житков «Впередсмотрящие».

5. Вечер загадок о профессиях.

6. Заучивание стихов о труде.

7. Изучение пословиц поговорок о профессиях и труде.

«Коммуникация»

Оформление игротеки дидактических игр:

«Кому что нужно?»

«Для чего нужен этот предмет?»

«Кем быть?»

«Кто чем занимается?»

«Кто больше знает профессий»

«Профессии»

«Произнеси правильно»

«Подскажи словечко»

«Умные машины»

«Хорошо - плохо»

«Дели-объединяй»

«Кем я хочу стать?»

«От слова к слову»

«Собираемся на работу»

«Едем на работу»

«Магазин»

«Знаю все профессии»,

«Что сначала, что потом»

«Ассоциации».

Проблемная ситуация «Возьмем куклу на прогулку».

Игровая ситуация «Мой внешний вид».

Просмотр мультфильма «Смешарики».

Изготовление фотоальбома «Профессии наших родителей»

Беседы о труде взрослых в детском саду.

«Художественное творчество»

Рисование.

Аппликация.

Конструирование.

Ручной труд.

«Социализация»

1. Сюжетно – ролевые игры

«Магазин»

«Столовая»

«Супермаркет»

«На ферме»

«Ветеринар»

«Парикмахерская»

«Ателье»

«Библиотека»

«Поликлиника»

«Моряки»

«Пожарные»

«Детский сад»

«Строители»

2.Беседа о назначении разных предметов

«Для чего нужна лопата, грабли, сапа?»

«Кто пользуется иглой, нитками, режет ткань и шьёт одежду?»

«Что в работе использует дворник?»

«Физическая культура»

«Здоровье»

Подвижные игры

«Король»

«Почтальон»

«Космонавты»

«Краски»

Взаимодействие с родителями.

Консультации о труде в уголке для родителей.

Участие в презентации своей профессии.

Совместное оформление альбома «Трудиться-всегда пригодиться!»

Проведение родительского собрания по теме «Трудовое воспитание в семье и саду»

Этапы работы над проектом.

1.Подготовительный этап.

*составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

*подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

*создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно -ролевых, настольно-печатных.

*сотрудничество с родителями.

Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы.

Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

2.Основной этап.

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций, беседы, экскурсии, наблюдения, рисование, аппликации, дидактические игры.

Мероприятия по работе с родителями:

Изготовление альбома на тему «Профессии», участие в оформлении стенгазеты «Трудиться-всегда пригодиться!»

Оформление мини-практикумов по изготовлению мнемотаблиц и дидактических игр о профессиях;

Организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций;

Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, кукол, детских костюмов, декораций, книжек-малышек;

3. Заключительный этап.

Изготовление цифрового фотоальбома «Профессии наших родителей»;

Подведение итогов конкурса среди семей книжки-малышки «Профессии»;

Вручение памятных дипломов, призов;

Оформление фото-выставки;

Проведение итогового занятия «Посадка лука в уголке природы»;

Оформление выставки коллективных работ,

Презентация проекта и проведение родительского собрания по теме «Трудовое воспитание в семье и дома».

Список используемой литературы.

1. Буре P.ж C. Я сам! // Дошкольная педагогика. – 2001. – №4.

2. Буре Р. С. Организация труда детей // Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1974.

З. Буре Р. С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Под ред. Р. С. Буре. – М., 1994.

4. Кулакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М., 1990.

5. Куцакова Л. В. Дошкольники трудятся. Комплект методических пособий. – М., 1996.

Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка "Я сам!". Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.

В развивающейся позиции ребенка "я сам", "я могу", "я научусь", "я умею" заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.

Так, уже двухлетний ребенок в первых трудовых действиях может проявить самостоятельность – например, овладеть процессами самообслуживания. Его "я сам" в конце третьего года жизни – результат сформировавшихся ранее умений. А потому трудовое воспитание дошкольника начинается именно в этом возрасте.

Несмотря на то что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

Участие в труде всегда обеспечено действием мотивов, побуждающих к активности: овладение новыми навыками, забота о сверстниках, проявление внимания к взрослым, забота о своем внешнем виде и т. д. – это очень ценные мотивы.

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность! Но, к сожалению, под нажимом взрослого, которому некогда ждать, а легче одеть ребенка самому, малыш может смириться с положением пассивного существа, опекаемого взрослыми (мамой, бабушкой, педагогом). И совершается грубая ошибка в воспитании: ребенок все сильнее начинает чувствовать свою беспомощность, и вместе с тем растет его неуверенность, пропадает стимул к самостоятельности. В дальнейшем у него вырабатывается привычка пользоваться услугами взрослых, появляется убежденность в том, что удовлетворение его потребностей – это обязанность взрослых.

Постепенно овладевая трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребенок все больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря чему достигает успеха. Он отказывается от помощи взрослых, которые спешат его одеть, и все чаще просит: "Я сам…"

Предположим, ребенок овладел навыками одевания. Более того, у него сформировалось понимание об опрятности, и он заботится о своем внешнем виде. А дальше? Постепенно все сопутствующие одеванию действия становятся повседневными делами: поставить обувь на место, аккуратно повесить в шкафчик одежду и т. д. Детское "я сам" наполняется новым содержанием: "Я умею сам и потому буду делать сам!", "Я всегда буду убирать игрушки после игры, ведь я это умею делать, я уже большой!" У ребенка формируется стремление к порядку, желание поддерживать чистоту.

Дети растут, и возможностей выполнять различные трудовые поручения у них становится больше. В детском саду они уже могут накрывать на стол, мыть игрушки, протирать влажной тряпкой полки и т. д.

Педагогу нужно оценить важность детского труда для группы и подчеркнуть, что все это дети уже могут выполнить сами, без помощи взрослых. Так постепенно появляется потребность делать полезное для других. Поручения становятся все более систематическими, разнообразными.

Особая специфика в трудовом воспитании детей появляется при переходе их в среднюю группу. Здесь они впервые встречаются с понятием "вместе", в связи с чем педагогу необходимо правильно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса, учитывая при этом интересы каждого. И именно в этот период детское заявление "Я сам" постепенно перерастает в "Я сам вместе с друзьями". Если в процессе такой деятельности развертывается деловое общение "в связи" и "по поводу" возникающих ситуаций, то нужно объяснить партнеру допущенную им ошибку и посоветовать, как ее исправить, предложить свой вариант распределения работы или поддержать предложение партнера, направленное на улучшение качества будущего результата и пр.

Так, на фоне делового общения развертывается сфера личностных взаимоотношений: симпатии детей друг к другу, доброжелательность, умение уступать и пр. А в заявлении ребенка "Я сам" появляются новые мотивы, понятия "я умею разъяснить сверстнику, в чем он не прав", "я могу научить другого".

В процессе коллективной деятельности возможно возникновение конфликтных ситуаций, если воспитатель не разъяснит детям нравственные нормы взаимоотношений. Позиция ребенка, ведущим мотивом которой станет осознание своих возможностей, будет побуждать его к активному усвоению этих норм, так как они становятся средствами налаживания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Появляется новая позиция ребенка – "я могу отвечать за результат общего дела". Дошкольник начинает осознавать свое место в обществе сверстников: "я вместе с друзьями", и позже – не "я", а "мы вместе". Ребенок начинает тянуться к обществу сверстников, а чувствуя поддержку с их стороны и испытывая удовлетворение от сделанного им, становится членом этого общества.

Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуравновешенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными, они потому и непослушны, что не умеют реализовать свою потребность в активной деятельности, а труд помогает им в этом. Труд увлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, объединяет общими эмоциональными переживаниями. И если педагог постоянно поддерживает трудовую активность каждого ребенка, его уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой личности дошкольника.

В своём проекте я постаралась охватить все виды труда, так как считаю, что все виды труда очень значимы в детсадовской жизни ребёнка, и невозможно какой-либо вид труда отстранить или не обратить на него внимания. Вот что у меня получилось.

Труд в природе

Ручной труд

Труд в природе

Мы дежурим

Навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовой труд

Наши работы

Мы посадили лук и овёс в уголке природы

Мы посадили меллису в уголке природы

Вот мы и собрали урожай