Графические диктанты (Рисование по клеточкам). Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты Рисуем по клеточкам для детей

  • 22.10.2019

1.11. Методика «Графический диктант». Д.Б.Эльконин.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Область применения: определение готовности к обучению, сформированности пространственных представлений и уровня саморегуляции, разработка рекомендаций.

Описание методики. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям. Перед собой нужно иметь текст инструкции, чтобы она была воспроизведена дословно. После того, как детям розданы карандаши и листы бумаги, где подписаны фамилия, имя ребёнка и дата обследования, психолог даёт предварительные разъяснения, после предъявления которых, переходят к рисованию тренировочного узора. Во время рисования тренировочного узора нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора даётся полторы – две минуты. Во время рисования тренировочного узора психолог ходит по рядам и исправляет ошибки, помогая детям точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. В случае необходимости психолог одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не даёт.

Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.12. 1.13, 1.14, 1.16, 1.17. 1.20.

Предварительные разъяснения:

« Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведёте – ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (или другой реальный ориентир, находящийся в комнате). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы её проведёте к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки влево (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

Инструкция для рисования тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Инструкция для рисования проверочного узора.

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог говорит: «Всё, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Три клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево (слово влево выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево (слово влево опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Образцы диктуемых узоров.

Обработка и интерпретация данных.

Результаты рисования тренировочного узора не оцениваются. В каждом последующем узоре отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не снижают оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии – 3 балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребёнок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трёх соответствующих оценок за отдельные узоры путём суммирования максимальной из них с минимальной (то есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично из трёх оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

Для успешной подготовки к школьным занятиям родителям и воспитателям детского сада необходимо сформировать у дошкольников умения для таких важнейших навыков, как письмо и рисование. Интересной разновидностью методики является графический диктант, выполняемый по клеточкам , служащий для развития базовых школьных навыков у ребенка.

Графический диктант по клеточкам – это необычное дидактическое занятие, представляющее собой захватывающую игру , в которой по заданной инструкции дошкольник ручкой или карандашом проводит линии на клетчатом листе. Суть заключается в том, чтобы в соответствии с заданием пошагово построить из отрезков определенной длины схематичное изображение.

В результате правильного выполнения перед ребенком появляется созданный им образ. Нужно только внимательно слушать, правильно считать и выполнять задание педагога.

Для многих ребятишек такие задания являются веселым развлечением, но для некоторых представляют трудности, преодолевая которые ребенок запоминает и закрепляет пространственные понятия, учится слышать и точно следовать инструкции, отрабатывает навыки для письма.

Если ребенок отвлекается или ошибается, то картинка не складывается, что огорчает ребенка. Зато правильно выполненное задание, кроме радости от успеха награждает и интересной картинкой. Без какой-либо дополнительной мотивации дети быстро осознают всю важность правильного следования указаниям взрослых.

Плюсы методики развития для дошкольников

Минимум правил и умений является важным положительным моментом в освоении и проведении данных дидактических занятий с дошкольниками. Начинать обучение рисованию по клеточкам можно детей с четырехлетнего возраста. Если малыш уже умеет пользоваться карандашом, то уже можно начинать выполнять простейшие графические диктанты по клеточкам, постепенно усложняя задания.

Невозможно переоценить пользу данных увлекательных игровых заданий и для подготовки детей к школе:

  • развитие мелкой моторики способствует подготовке и тренировке руки к письму;
  • совершенствование навыка в счете;
  • изучение написания и запоминание цифр;
  • развитие внимания, памяти и усидчивости;
  • ориентирование в тетради и координация движения;
  • развитие воображения и графической зоркости;
  • улучшение абстрактного и логического мышления.

Рисуя неизвестное изображение по клеточкам под диктовку взрослых, ребенок приучается сосредотачиваться, внимательно слушать, обдумывать и выполнять сказанное.

Достаточно двух заданий в неделю, чтобы увидеть положительный результат у дошкольника: уменьшается рассеянность, улучшается память и концентрация внимания, повышается уровень обучаемости. И уже через несколько месяцев регулярных занятий у детей развивается воображение, расширяется словарный запас и кругозор.

В увлекательной игровой форме малыши незаметно овладевают очень сложными и нужными для успешного обучения умениями и навыками.

Польза графического диктанта для школьников младших классов

Главным преимуществом графических диктантов является их огромный интерес для ребенка. Причем интригу сохранить довольно просто, не называя цель рисования заранее: пусть сам догадывается о загаданном предмете в процессе создания изображения.

Это стимулирует детей к доведению начатого дела до конца, мотивирует к узнаванию нового, поддерживает интерес к учебному процессу. Еще один плюс - простота использования графических диктантов в работе с детьми. Не требуется никакого специального материала, только простая тетрадка в клеточку и ручка или карандаш.

Это значительно облегчает проведение занятия. Происходит ненавязчивое знакомство и отработка таких непростых для ребенка понятий, как вертикаль и горизонталь, параллельность. Что является подготовкой к успешному освоению в будущем геометрии, алгебры, черчения.

Графические диктанты по клеточкам можно использовать для развлечения детей в поездке, скрасить долгое и скучное пребывание в очереди или просто весело провести время и организовать досуг. Они одинаково хорошо подходят как для индивидуальных занятий, так и групповой формы, используя соревновательные элементы.

Виды диктантов

Графический диктант по клеточкам можно проводить в разных вариантах:

  1. Предложить ребенку образец геометрического орнамента или рисунка с просьбой самостоятельно повторить его в своей тетрадке.
  2. Взрослый поэтапно озвучивает инструкцию: громко и четко произнося количество клеточек и направление движения, а ребенок выполняет указания на слух.
  3. Самостоятельное выполнение задания по предложенному обозначению цифрами со стрелками.
  4. По начатой части симметрично дорисовать изображение по предложенной форме.

По уровню сложности такие задания подразделяются на следующие уровни:

  • Начальный — для начинающих (простая геометрическая фигура или повторяющийся орнамент).
  • Средний — с легкими небольшими картинками (фрукт, растение, небольшое животное).
  • Сложный уровень с объемными и трудными заданиями, требующими сложных подсчетов, длинных линий и движения по диагонали (транспортное средство, музыкальный инструмент, сказочный персонаж).

Кроме этого можно подобрать разные виды тематических картинок для диктантов:


Графический диктант по клеточкам различается по степени сложности в зависимости от возраста ребенка

Вариантов классификации может быть множество. Главное использовать все это разнообразие на пользу детям и взрослым.

Математические диктанты

Данная методика с успехом используется в современной начальной школе. Она совмещает в себе игровую, развивающую и образовательную функции. Графический диктант по клеточкам нацелен в большей степени на отработку математических навыков счета, состава числа, запоминание написания и обозначения цифр.

Это служит отличной подготовкой для проводимых в старших классах арифметических диктантов, когда школьники быстро решают задания на слух. Поэтому, чем раньше ребенок научается воспринимать и выполнять вербальные задания взрослого, тем лучше.

Кроме этого идет увлекательное знакомство с геометрическими элементами:

  • точка;
  • угол;
  • отрезок;
  • линия;
  • диагональ.

Школьники между делом могут изучить и закрепить знания о следующих понятиях:

  • длинный, короткий;
  • вертикальный, горизонтальный;
  • параллельный, перпендикуляр.

В ненавязчивой игровой форме тренируются пространственные ориентирования на листе:

  • верх, низ;
  • вправо, влево;
  • край, центр.

Математический диктант с заданиями на проведение длинных отрезков и линий в разных направлениях отлично готовит руку к письму и даже черчению.

Дидактические диктанты

Графический диктант по клеточкам хорошо использовать для поддержания интереса первоклассника к учебе, чему способствует интрига в процессе выполнения задания. Ребенок не догадывается о предмете изображения, что стимулирует его правильно без ошибок исполнить словесную инструкцию взрослого и получить интересующий результат.

Можно сочетать дидактические занятия по обучению графическим навыкам с упражнениями по развитию речи, использовать:

  • загадки;
  • скороговорки;
  • короткие запоминающиеся стихотворения;
  • считалки.

Такие задания улучшают речь и память ребенка, способствуют расширению словарного запаса , развитию логического мышления. Дети учатся умению читать и понимать схемы, мыслить абстрактно, акцентируя внимание на главных отличительных чертах.

Необходимо следить за временем выполнения задания. Для дошкольников продолжительность занятия не должна превышать 10 – 20 мин. Первоклассникам рекомендуется заниматься до 30 минут, иначе внимание будет рассеиваться, и ребенок начнет отвлекаться и ошибаться.

Нельзя допускать переутомления и излишнего напряжения, как глаз, так и мышц кисти руки. Хорошо использовать физическую разминку или пальчиковую гимнастику.

Готовую картинку можно предложить детям раскрасить или дорисовать по своему вкусу. После рисования обсудить полученное изображение с ребенком, поговорить об отличительных чертах и особенностях схематично нарисованного предмета.

Попросить вспомнить знакомые сказки и песенки по соответствующей тематике, предложить составить историю самому.

Можно использовать изображения незнакомых животных или предметов, сопровождая задание интересным рассказом о них, вводя новые понятия и слова. Этот прием сделает занятие более разнообразным, расширит кругозор и словарь ребенка. Все это будет способствовать всестороннему развитию и интересному обучению детей.

Правила рисования по клеточкам

На подготовленном для выполнения задания листе клетчатой бумаги нужно обозначить начало движения в виде точки. На ознакомительном или начальном этапе она может быть поставлена воспитателем. Позднее можно просить ребенка сделать это самостоятельно, отступив от края листа заданное количество клеточек в ту или иную сторону.

Нужно объяснить малышу, что один шаг – это движение карандашом по листу на одну клеточку в указанном направлении. За два шага карандаш проходит две клеточки. Необходимо ознакомить детей с основными условными обозначениями в задании.

Это означает последовательное движение карандаша от начальной точки на одну клеточку вправо, далее продолжение вертикальной линии вверх на три клеточки, затем поворот влево на два шага, после чего двигаться вниз на четыре клеточки, а затем вправо на один шаг и закончить отрезок.

Диктовать задание нужно медленно и внятно.

Желательно убедиться, что ребенок успевает рисовать, следить за правильностью выполнения в детской тетрадке, вовремя дать подсказку или поправить неверные действия. Нельзя ругать ребенка. Нужно спокойно помочь и объяснить, где допущена ошибка, исправляя ее вместе с малышом при помощи ластика.

Стараться хвалить малыша за успехи и всячески поддерживать благоприятную доброжелательную обстановку.

Необходимо наблюдать за правильностью посадки и захвата пальцами карандаша. Смотреть, чтоб ребенок не затенял рабочую поверхность тетради, следить за освещенностью. Важно делать перерывы в работе. Можно использовать пальчиковую гимнастику для снятия напряжения с кисти руки.

Полезно сделать и зарядку для глаз. Признаком хорошо проведенного занятия должно быть не только правильное выполнение инструкций и полученное изображение заданной в графическом диктанте картинки, но и хорошее настроение у ребенка и взрослого.

Что нужно для графического диктанта?

Важно правильно в соответствии с возрастом подобрать графический диктант по клеточкам: для малышей это должны быть крупные простые рисунки без угловых диагональных линий. Приобрести варианты диктантов можно в виде готовых подобранных по возрасту сборников в книжном магазине или найти подходящий вариант изображения в интернете.

Также можно придумывать картинки самостоятельно. Для первых занятий потребуется тетрадка в крупную клетку или отдельный листок клетчатой бумаги, простой карандаш и стирательная резинка для исправления ошибочно проведенной линии.

  1. Для начала нужно выучить или повторить с ребенком понятия: правый и левый, вверх и вниз.
  2. Также потребуется навык счета, на первых занятиях, в пределах трех, а лучше десяти единиц.
  3. Ну и, конечно, просто необходимо умение держать ручку или карандаш, уверенно проводить линию. Без этого научить малыша рисовать по клеточкам не получится.

Когда элементарные навыки ребенком получены и отработаны, можно приступать к освоению правил.

Необходимо усадить ребенка за рабочий стол с ровной твердой поверхностью. На правильно подобранный в соответствии с ростом стул. Правильная посадка очень важна при проведении занятия, необходимо обращать на это внимание ребенка. Также важно следить за освещением: свет должен падать на рабочую поверхность сверху или слева.

Нужно научить, как правильно держать карандаш, обратить внимание малыша на положение пальцев, наклон. Объяснить малышу, где верх и низ листа, научить отсчитывать заданное количество клеточек, продемонстрировать, что значит двигаться в указанном направлении.

Сюжет о том, как научить ребенка правильно держать карандаш:

Также на начальном этапе обучения, взрослому хорошо было бы показать и разъяснить на отдельном образце все этапы выполнения задание, проходя их одновременно с детьми на доске или на своем увеличенном листочке. Проследить, чтобы во время выполнения задания рука ребенка излишне не напрягалась.

В качестве отдыха и перерыва выполнять пальчиковую гимнастику.

Учитывая возраст и подготовленность ребенка, необходимо правильно подбирать изображения для заданий: от простых рисунков домика и геометрических фигурок к несложным элементам с фруктами и овощами. После освоения данного вида, можно переходить к более сложным и интересным рисункам животных, растений, техники.

Примеры и схемы диктантов

Пример графического диктанта по клеточкам «Бабочка» подойдет для малышей на начальном этапе обучения. Рисунок не требует больших подсчетов и длинных перемещений по листу. Хорошо подойдет для отработки понимания словесной инструкции.

Первую точку ставит взрослый, отступив от края листа 4 клеточки вниз и 8 клеточек вправо.

  1. Сделать первый шаг на одну клетку вправо.
  2. Провести линию вниз на 3 клеточки.
  3. Следующий шаг вправо на одну клетку.
  4. Подняться вверх на 2 клеточки.
  5. 1 шаг вправо.
  6. 2 – вверх.
  7. 2 клетки вправо.
  8. 1 – вверх.
  9. 2 клеточки вправо.
  10. 3 – вниз.
  11. 1 клеточка влево.
  12. 3 – вниз.
  13. 1 – влево.
  14. 1 – вниз.
  15. 1 клетка вправо.
  16. 2 – вниз.
  17. 1 – вправо.
  18. 3 клетки вниз.
  19. 2 клеточки влево.
  20. 1 – вверх.
  21. 2 – влево.
  22. 2 – вверх.
  23. 1 клетка влево.
  24. 1 – вверх.
  25. 2 – вниз.
  26. 1 – влево.
  27. 2 клеточки вверх.
  28. 1 влево.
  29. 1 вниз.
  30. 1 влево.
  31. 2 вниз.
  32. 2 влево.
  33. 1 клеточка вниз.
  34. 2 – влево.
  35. 3 клеточки вверх.
  36. 1 клетка вправо.
  37. 2 клетки вверх.
  38. 1 вправо.
  39. 1 – вверх.
  40. 1 клеточка влево.
  41. 3 – вверх.
  42. 1 – влево.
  43. 3 – вверх.
  44. 2 клетки вправо.
  45. 1 – вниз.
  46. 2 – вправо.
  47. 2 – вниз.
  48. 1 клетка вправо.
  49. 2 – вниз.
  50. 1 клетка вправо.
  51. 3 клеточки вверх.

Изображение должно замкнуться в исходной точке.

Графический диктант по клеточкам «Верблюд»

Перед началом рисования необходимо отступить две клетки слева и восемь сверху от края листа – поставить отправную точку. Далее продолжить процесс под диктовку взрослого.

Начало движения: 2 клеточки вверх, 1 шаг вправо, 1 – вверх, 2 клетки вправо, 1 шаг вверх, 2 клеточки вправо, 1 клетка вверх, 1 шаг вправо, 1 клеточка вниз, 1 – вправо, линия из 5 клеточек вниз, 1 шаг вправо, 1 клетка вверх, 1 – вправо, 2 клеточки вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 1 – вправо, 2 клетки вниз, 1 шаг вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 клеточка вверх, 1 – вправо, 2 клетки вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 клеточка вниз, 1 – вправо, 2 клетки вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 4 клеточки вниз, 1 – влево, 2 клетки вниз, 1 – влево, вниз на 7 клеточек, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – влево, 1 клетка вверх, 1 – вправо, линия из 5 клеточек вверх, 1 – влево, 2 – вверх, линия влево из 6 клеточек, 2 клетки вниз, 1 – влево, вниз на 5 клеточек, 1 – влево, 1 – вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 – вправо, на 5 клеточек вверх, 1 – влево, 2 – вверх, 2 клетки влево, 2 – вверх, 1 клеточка влево, вверх на 6 клеток, 2 – влево, 1 – вниз, 2 клеточки влево.

Произвольно дорисовать глаз и хвост. Можно раскрасить готовое изображение цветными карандашами.

Пример варианта графического диктанта по клеточкам «Паровоз»

Этот вид диктанта является более длинным и сложным, требует высокой концентрации внимания, поэтому подходит для первоклассников или хорошо подготовленных дошкольников.

Поставить начальную точку, отступив от верха листа – четыре клеточки вниз и пять клеток вправо, затем:

Сделать от первой точки шаг по диагонали вправо вверх, далее провести линию на 2 клеточки влево, затем снова движение по диагонали на 1 клетку вправо вниз, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 1 клетка влево вниз по диагонали, 2 клеточки вниз, 1 – вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 1 клеточка вправо, линия из 6 клеток вверх, 4 клеточки влево, 1 клеточка влево вниз по диагонали, 4 клеточки вправо, 2 – вниз, 2 клетки влево, 1 – вверх, 1 клеточка влево вверх по диагонали, 2 клетки вниз, линией из 3 клеточек влево закончить изображение.

При индивидуальных занятиях важен правильный подбор задания по уровню сложности и интересам ребенка. Для мальчиков можно подобрать роботов, различные модели транспорта. Девочек заинтересуют цветы и орнаменты. Различные животные и растения подойдут для всех детей, поэтому годятся для групповых занятий.

Вариантов готовых диктантов существует великое множество. Найти их несложно, как в магазине, так и в интернете. Можно скачать и распечатать понравившийся рисунок любого уровня сложности. А можно придумать и составить схему изображения самостоятельно, или даже подключить к этому детей.

Графические диктанты по клеточкам для школьников можно дополнить соревновательными элементами: проводить в группе на скорость или ограничить время выполнения задания.

Ребенок должен остаться доволен результатом своей работы, чтобы ему снова захотелось позаниматься полезным рисованием. Важно суметь сохранить и не сломать атмосферу игры, не испортить положительных впечатлений от занятия и от общения ребенка с взрослым.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о графическом диктанте

Видеосоветы родителям, как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги:

Оборудование: альбом, трафареты, фломастеры на водной основе.

Ход занятия

Пальчиковая гимнастика.

«Пальчики просыпаются»
«Пальчики засыпают
«Пальчики здороваются» Выполнение упражнения сопровождается чтением стишка.
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.

Поочередное выполнение «козочка» и «зайчик» правой рукой.
«Пчелка» Указательным пальцем правой руки, остальные находятся в кулачке, проводим вращательные движения по кругу (вначале по часовой стрелке, затем против) с проговариванием чистоговорки:
Пчелка села на цветок,
Пьет она душистый сок.

«Крыша»
Построили пчелки крышу. Подушечки пальцев сомкнуты, пальцы разведены друг от друга.
Проверим, как построили «крышу». Большие пальцы раздвигаем в сторону, затем смыкаем. Затем указательные и т.д.

«Замок» См. рисунок. Дети сплетают пальцы обеих рук.
«Стук в замок». Пальцы находятся в «замке». Ладони раздвигаем в стороны, затем резко сближаем, получается приглушенный стук.
«Кто стучался?» Пальцы находятся в «замке». Поочередно поднимаем пальцы, начиная с больших, и удерживаем вверху.

«Паутинка». Это паучок плел паутинку. Большой палец правой руки соединяем с указательным пальцем левой руки. А указательный палец правой руки соединяем с большим пальцем левой руки. Плетем «паутинку». Размыкаем указательный палец правой руки и поднимаем вверх на 180 градусов оба пальчика. Размыкаем большой палец правой руки и также поднимем вверх на 180 градусов. Таким образом плетем «паутинку». Выполнение упражнения сопровождается чтением стишка.

Пау-пау-паутинку, паутинку плел.
Вдруг закапал дождик, паутинку смыл.
Пау-пау-паутинку, начали плести.
Пау-пау-паучиха трудится опять.

Работа с трафаретами.

Трафарет № 7

  1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.
  2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.
  3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).
  4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.
  5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

Загадка:
Пашет землю
Трактор без колес.
Для него горючее –
Овес. (Лошадь.)


Диктант : от начальной точки 2 клетки вверх на уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх, 3 вниз на уголок вправо, 1 вниз, 5 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вниз на уголок вправо. 1 вниз, 1 вниз на уголок вправо, 3 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок влево, 5 вниз, 1 вниз на уголок влево, 1 влево, 1 вверх на уголок вправо, 2 вверх, 2 вверх на уголок влево, 3 влево, 1 вниз на уголок влево, 4 вниз, 1 влево, 5 вверх, 1 вниз на уголок влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 2 вверх на уголок вправо, 3 вверх, 1 вверх на уголок влево, 1 вниз на уголок влево, 1 влево, 1 вниз на уголок влево, 1 вверх, соединяем в начальной точке.

Ответ: см. рисунок.


Графический диктант "Лошадь"

Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки.

Графические диктанты
(Рисование по клеточкам)

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помагают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях - графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Как работать с данными графическими диктантами:

В каждом диктанте даны задания для детей 5-ти – 7-ми лет.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:

следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.
А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.

Математические диктанты

1-й класс

Польза устных вычислений огромна. Выполняя устно арифметические действия, дети не только повторяют правила арифметики, закрепляют их, но и, что самое главное, усваивают не механически, а осмысленно. При устных вычислениях развиваются такие ценные качества, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность.

Эффективность устного счета зависит не только от правильного определения объема и содержания этих занятий, но и от их организации: правильной постановки заданий и опроса, рационального проведения учета знаний и навыков учащихся, правильного чередования устных и письменных вычислений. Чаще всего задания предлагаются устно. Такая форма организации занятий является наиболее ценной, так как развиваются внимание и память учащихся, а главное, они подготавливаются к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта форма требует большого умственного напряжения, а поэтому сравнительно быстро утомляет детей, особенно тех, у кого преобладает зрительная память.

Наблюдающееся в школьной практике применение только этой формы занятий ведет к тому, что в устном счете участвуют не все дети. Особенно много бывает пассивных учащихся, когда диктуемые упражнения содержат большие числа или когда подряд дается много заданий на слух. Во избежание этого необходимо чисто слуховые упражнения перемежать с упражнениями на зрительное восприятие.

Основное назначение математических диктантов, представленных в данной работе, – помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться. Исходя из этих целейв диктантах даны следующие группы заданий:

· операционные , в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования и т.п., получив информацию на слух;

· логические, в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь слушать, слышать и анализировать данные;

· направленные на усвоение математической терминологии.

Предложенные задания обеспечивают содержательным учебным материалом этап устной работы в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока. Развитию грамотной математической речи способствует наличие в каждом диктанте образцов чтения математических выражений.

Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных заданий помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, – понять и полюбить ее.

Проведение диктанта можно организовать так:

1. Учитель читает вслух задания диктанта из одного варианта. Учащиеся на листочках или в тетрадях записывают ответы. Сразу же (либо в конце урока) следует показать верные ответы, обсудить решения отдельных заданий.

2. Прочитывать вслух задания диктантов могут отдельные учащиеся по указанию учителя. Это особенно полезно детям с недостаточной техникой чтения, а также тем, у кого преобладает зрительное восприятие.

3. Полезно время от времени в классе давать всем ученикам тексты диктантов для самостоятельной работы с ними (записав текст диктанта и на доске). Это важно для запоминания правописания математических терминов.

4. Математические диктанты можно давать и для домашней работы под руководством родителей. Это позволит каждому ученику дополнительно спокойно потренироваться в чтении математических текстов, не спеша разобраться в отдельных задачах, проверить свои знания.

Оценки за работу выставляются с учетом числа верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8) заданий, оценки могут быть такими:

Число менее верных ответов

6 (8)

5 (7)

4 (5–6)

4 (5)

Оценка

Тема. «Сравнение предметов и групп предметов»

Цели. Проверить умение выполнять счет предметов; сравнивать предметы по различным признакам: цвету, форме, размеру; ориентироваться в пространстве (справа, слева, вверху, внизу); сравнивать группы предметов (меньше, больше, столько же).

Диктант 1

1. В верхней строке нарисуйте столько кружков, сколько помидоров нарисовано на доске (на доске нарисовано 6 помидоров). Раскрасьте третий кружок.

2. Слева нарисуйте 3 красных квадрата, а справа 1 зеленый треугольник.

3. Нарисуйте квадрат, а под ним круг. Раскрасьте ту фигуру, которая нарисована ниже.

4. Нарисуйте квадрат, треугольник и кружок так, чтобы треугольник был между кружком и квадратом.

5. Сколько орехов в пустом стакане?

Диктант 2

1. Нарисуйте столько палочек, сколько на доске треугольников.

2. В квартире две комнаты. Из одной комнаты сделали две. Нарисуйте столько кругов, сколько стало комнат.

3. Продолжите закономерность по цвету:

к – красный, ж – желтый, с – синий

4. У Иры орехов больше 3 и меньше 5. Сколько орехов у Иры? Нарисуйте эти орехи.

5. Раскрасьте прямоугольники карандашами двух цветов так, чтобы 2 прямоугольника были одинаковыми, а 2 – разными.

6. У кошки было 3 черных и 2 серых котенка. Каких котят больше: серых или черных?

Диктант 3

1. Нарисуйте в строке через клеточку 6 треугольников. Ниже начертите 8 палочек.

2. На наборном полотне выставлено 5 домиков. Обведите в тетради на 1 клеточку больше, чем домиков.

3. Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше?

4. Назовите соседей числа 4.

5. Обведите в строке столько клеток, сколько кругов выставлено на наборном полотне (9). Раскрасьте их так: третий – красным карандашом, а седьмой и девятый – синим.

6. Графический диктант.

7. Заштрихуйте квадрат горизонтальными линиями слева направо (квадрат дан на листочке).

Тема. «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

Цели. Проверить умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 и соотносить их с соответствующей группой предметов; сравнивать числа в пределах 10, читать простейшие математические записи вида 1 + 1 = 2 и др.; соотносить эти записи с конкретной иллюстрацией (рисунком); выполнять табличное сложение в пределах 10; представлять числа первого десятка в виде суммы двух слагаемых; решать логические и текстовые задачи в одно действие.

Диктант 1

1. Запишите цифрами числа: 1, 5, 7.

2. Мальчик поймал 2 рыбок и выпустил их в ведро. Потом он поймал еще 3 рыбок. Нарисуйте столько рыбок, сколько всего рыбок стало в ведре.

3. В семье 4 детей: сестер столько же, сколько братьев. Сколько в семье сестер?

4. Запишите числа от 1 до 6.

5. Запишите числа от 9 до 4.

6. Заштрихуйте прямоугольник снизу вверх вертикальными линиями (прямоугольник дан на листочке).

Диктант 2

1. Назовите число, которое следует за числом 9; за числом 5.

2. К задуманному числу прибавили 1 и получили 7. Какое число задумали?

3. Какие числа пропущены, если сумма в каждом столбце равна 8?

4. Дорисуйте фигуры, чтобы количество элементов во множествах было равно.

5. У старика Хоттабыча борода длиннее, чем у доктора Айболита, но короче, чем у Карабаса Барабаса. Чья борода самая длинная?

6. Увеличьте: 9 на 1; 4 на 2; 7 на 1; 6 на 2.

Диктант 3

1. Первое слагаемое равно 4, а второе слагаемое равно 2. Найдите значение суммы.

2. Уменьшаемое равно 5, вычитаемое равно 3. Найдите значение разности.

3. Увеличьте 7 на 2.

4. Уменьшите 8 на 3.

5. Среди чисел каждой пары найдите то число, которое больше, и обведите его в ряду чисел красным карандашом: 9 и 8; 5 и 3; 1 и 4.

6. Найдите лишнюю по форме фигуру.

7. Соломинка выше Пузыря, а Лапоть ниже Пузыря. Кто выше: Лапоть или Соломинка?

8. Графический диктант.

Тема. «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание»

Цели. Проверить умение читать и записывать числа от 0 до 20; выполнять табличное сложение и вычитание в пределах 20; представлять все числа от 2 до 20 в виде суммы двух слагаемых; решать текстовые и логические задачи в одно действие.

Диктант 1

1. Запишите число, которое предшествует числу 12, 13...

2. Увеличьте 10 на 1.

3. Уменьшите 19 на 1.

4. Какое число меньше 15 на 1?

5. На сколько 12 больше 7?

6. Первое слагаемое 7, второе 4. Найдите сумму.

7. Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 12?

8. Чему равна сумма, если первое слагаемое 6, а второе 7?

9. В гараже было 5 машин, приехало еще 3 машины. Сколько машин стало в гараже?

Диктант 2

1. 10 – это 7 и еще сколько?

2. От какого числа надо отнять 5, чтобы получилось 7?

3. Найдите значение разности чисел 15 и 9.

4. Увеличьте 7 на 5.

5. Уменьшаемое 12, вычитаемое 8. Найдите разность.

6. У брата 5 тетрадей, у сестры столько же. Сколько тетрадей у брата и сестры вместе?

7. Гребенчатый тритон линяет каждые 7 дней. Сколько раз пройдет линька у тритона за 14 дней?

Диктант 3

1. Даны числа: 10, 3, 7. Запишите то число, которое является значением суммы двух других.

2. Даны числа: 15, 9, 6. Запишите то число, которое является значением разности двух других.

3. Запишите число, в котором 1 десяток и 3 единицы.

4. Разность чисел 5 и 3 увеличьте на 10.

5. Запишите число, которое меньше 12 на 1.

6. Когда из бидона взяли 3 литра молока, то в нем осталось на 7 литров больше, чем взяли. Сколько литров молока было в бидоне?

7. Бутылка с соком стоит 9 рублей. Пустая бутылка стоит 3 рубля. Сколько стоит сок? Слон, слониха, два слоненка
Шли толпой на водопой,
А навстречу три тигренка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей?

3.

Дядя Ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же – зайчатам.

Сколько груш дядя Ежик
дал зайчатам?

4.

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.

Сколько вещей, включая собачонку,
сдавала дама в багаж?

5.

Белка с рынка возвращалась
И с Лисою повстречалась.
– Что ты, Белочка, несешь? –
Задала Лиса вопрос.
– Я несу своим детишкам
Два ореха и три шишки.
Ты, Лиса, мне подскажи:
Сколько будет два плюс три?

6.

Пять щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет?

7.

Вот восемь зайчат
По дорожке идут,
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится очень
Зайчишек домой?

8.

Как-то раз в лесу густом
Еж себе построил дом,
Пригласил лесных зверей.
Сосчитайте их скорей:
Два зайчонка, два лисенка,
Два веселых медвежонка,
Два бельчонка, два бобра.
Называть ответ пора!

Графические диктанты - рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, произвольного внимания, усидчивости.

Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Как работать с данными графическими диктантами:

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз) , ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм) , чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся) .

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:

Обратите внимание на то, как ребенок держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно вспомните с ребенком где право, где лево, где верх, где низ. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже может понадобится карандаш для того, чтобы отмечать прочитанные строчки и чтобы не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности.

Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет.

Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:

1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит медленно скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку) , перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался.

Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому не ругайте ребенка и если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами:

для детей 5-ти лет не должна превышать 10 – 15 минут,

для детей 5 – 6-ти лет - 15 – 20 минут

для детей 6 – 7-ми лет - 20 – 25-ти минут.

Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Графический диктант для дошкольников . Рисуем по клеточкам:: Подготовка к школе

Кто сказал что у дошкольников не бывает диктантов? Настоящий графический диктант по клеточкам понравится не только дошкольникам, но и учащимся начальных классов. Это интересное задание на внимательность и умение различать направления: вправо-влево, вниз-вверх.

Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. Малыш учится ровно рисовать линию, писать под диктовку взрослого и немножко считать.

После окончания диктанта на листочке появляется фигурка. Это может быть птичка, животное или какой-либо другой объект. Фигурка появится только если диктант был выполнен правильно, если ребенок нигде не ошибся.

Детям очень нравятся такие упражнения. Они с удовольствием рисуют и просят повторить занятие еще и еще.

Что нужно для графического диктанта

Если вы хотите провести графический диктант с группой деток, нужно подготовить всё заранее. Посадите детей за столы, вручите им карандаши (так легче исправить ошибку в диктанте) , листочки в клеточку (можно использовать тетради с крупной клеткой) и ластик.

Затем следует объяснить деткам как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми что мы будем делать:

Сейчас мы с вами будем рисовать интересные фигурки. Какие, я вам не скажу. Это вы увидите, если правильно выполните работу, будете внимательно меня слушать и не путать право-лево. Я буду вам диктовать на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении.

Вы будете проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получилось. Старайтесь, чтобы линии были у вас ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный.

В первый раз можно рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели как им нужно работать, а второй и последующие диктанты ученики смогут выполнять уже без вашей подсказки. С малышами перед диктантом нелишне будет повторить где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево.

После выполнения диктанта обязательно похвалите детей, исправьте вместе ошибки, если они есть. Если дошкольнику понравятся такие упражнения, можно попросить их придумать и самим нарисовать по клеточкам фигурки, а потом вместе составить интересный графический диктант.

Варианты графических диктантов по клеточкам

Диктант «Слон»

Поставьте в верхнем левом углу точку. Это будет начало нашей картинки. Начиная от точки, проведи линии по клеточкам:

4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 6 вверх.

Диктант «Золотой ключик»

Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2верх, 3 вправо, 5вниз, 3 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

Диктант «Зайчик»

Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку. Будем рисовать от этой точки. Нарисуй 1 клеточку вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.

Вместе с детьми разберите какие получились фигурки. К каждой фигурке можно придумать небольшие стишки или присказки. Надеюсь вашим деткам понравится выполнять графические диктанты по клеточкам.

Подробней на сайте gamejulia.ru

Готовим деток к школе

Готовим детей к школе Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.Тетради по развитию. Серии: "Умный малыш" для 4-6 лет помогут в самостоятельно подготовке к школе

Логика. Классификация. Серия "Умный малыш" скачать http://yadi.sk/d/mUo5ABUO99XpB

Логика. Найди, что не подходит. Серия "Умный малыш" скачать http://yadi.sk/d/GygZnUcq9ALF3

Логика. Составь числа. Серия "Умный малыш" скачать http://yadi.sk/d/IVgmUDSL9ALdu

Логика. Последовательность событий. Серия "Умный малыш" скачать http://yadi.sk/d/PqaL0CvX9ALkL

Логика. Цифры. Серия "Умный малыш" скачать http://yadi.sk/d/pN4SGLIp9CY3Z

Логика. Счет. Серия "Умный малыш" скачать http://yadi.sk/d/ZDALbZao9CYFy

30 занятий для успешной подготовки к школе. 6 лет. Часть 1 и 2

30 занятий для успешной подготовки к школе. 6 лет. Часть 1 и 2 скачать http://yadi.sk/d/W_gCcJ-f9FF7e

Графические диктанты

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении , как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя задания в виде графических диктантов, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов. Такие диктанты проводят в садах и начальной школе, Даниил на занятия к психологу и на подготовку к школе не попал,потому что группы сформированы уже в апреле, АПРЕЛЕ!! Сын в сад ходит с середины июля. В общем я сама решила заняться его подготовкой) Делюсь подборкой графических диктантов с Вами

Рисуем по точкам

Специалисты отмечают, что рисование по точкам помогает развивать мелкую моторику рук ребенка, вырабатывает навыки ориентировки на листе, способствует развитию глазомера. Ко всему прочему, рисование по точкам для детей будет прекрасным способом развития образного и пространственного мышления, воображения и фантазии. А еще рисование по точкам способствует развитию речи: нарисованную картинку ребенок обязательно покажет родителям, объяснит, что у него получилось нарисовать – такое общение идет ребенку исключительно на пользу.

Теги: Готовим деток к школе, готовимся к школе, Серия "Умный малыш" скачать,30 занятий для успешной подготовки к школе. 6 лет. Часть 1 и 2

Отредактировано Orca (2013-09-16 09:09:36)

графический диктант

Графические диктанты для дошкольников

Дорогие педагоги, любят ли ваши ученики писать диктанты? Сколько видов диктантов может насчитать учитель? Обучающий, объяснительный, зрительный, слуховой, контрольный, выборочный, картинный и так далее.

Так, одним видом диктантов, применяемых на уроках математики и информатики, являются графические диктанты для дошкольников, которые успешно применяются в детских садах для развития внимания, памяти, логического мышления, моторики.

При подготовке ребёнка к школе надо учитывать, что для письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга, ибо развитие речи и мышление у ребёнка тесно связано с развитием мелкой моторики. Обычно, ребёнок, свободно владеющий рукой, понятлив, внимателен, способен логически рассуждать и мыслить.

Нужно работать над моторикой у ребёнка задолго до его поступления в школу. Поэтому, целесообразно включать в занятия в детском саду простейшие графические диктанты для дошкольников и творческие задания.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Психологи и врачи- невропатологи используют графические диктанты для дошкольников при индивидуальной работе с детьми для развития мышления, памяти, моторики. Такие упражнения помогают стать детям более самостоятельными и уверенными в себе и позволяют определить, насколько точно ребёнок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять задания по образцу.

Графические диктанты для дошкольников - основные упражнения

Обычно, первые занятия в детском саду я начинаю с того, что предлагаю ребятам набор заданий и упражнений, которые научат их ориентироваться в клеточке. Учу пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, находить её стороны и углы.

К. Шевелёв советует на первом занятии использовать демонстрационный плакат, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз. Дети должны правильно назвать и показать стороны клеточки. Далее выполняются упражнения в тетрадях в клеточку или на компьютере.

Упражнение 1

Обведите ручкой четыре отдельные клеточки. В первой клеточке проведите линию жёлтого цвета по верхней стороне клетки, во второй проведите красную линию по нижней стороне, в третьей – синюю линию по левой стороне, в четвёртой – зелёную линию по правой стороне.

Упражнение 2

Обведите синим карандашом одну клеточку. Поставьте точку на правой стороне клеточки. Отметьте крестиком нижнюю сторону. Поставьте две точки на левой стороне.

Отметьте двумя крестиками верхнюю сторону.

На следующем уроке дети знакомятся с основными точками клеточки. Для этого вывешивается плакат с изображением увеличенной клетки, на которой отмечены её опорные точки.

Называю и показываю точки клеточки, дети повторяют.

Упражнение 3

Обведите девять отдельных клеточек. Поставьте точку в первой клеточке в верхнем правом углу, во второй - в нижнем правом углу, в третьей - в верхнем левом углу и т.д.

Упражнение 4

Обведите 5 отдельных клеточек. В первой клеточке поставьте точки в верхнем левом и в нижнем правом углах. Проведите линию от верхнего левого к нижнему правому углу.

Во второй клетке поставьте точки в верхнем правом и нижнем левом углах. Проведите линию от верхнего правого к нижнему левому углу и т.д.

Графические диктанты начинаю проводить с очень простых фигур. После освоения написания простейших диктантов добавляю понятия вверх-вправо, вверх-влево, вниз-вправо, вниз-влево наискосок, то есть закрепляю понятия: правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол. Потом перехожу к более сложным фигурам..

Графические диктанты на развитие логического мышления и памяти

Для старших дошкольников для развития логического мышления и памяти, даю диктанты, где заменяю направления: вместо стрелок записываю слова при помощи букв (п – вправо, л – влево, в – вверх, н – вниз, вп – вверх – вправо, вл – вверх– влево, нп – вниз – вправо, нл – вниз – влево) . Можно работать по тетрадям на печатной основе В. Александровой «Развивающие прописи», где есть очень хорошие упражнения такого характера. А также составляю сама такие диктанты, которые дети выполняют в своих рабочих тетрадях на уроке.

Например:1) Придумайте своё название к такой записи:3Н +3П+2В+2П+1Н+1П+1В

2) Из данных узоров найдите тот, к которому подходит запись:1П, 2В, 3П, 2Н и обведите его цветным карандашом.

Графические диктанты при изучении алфавита

Так, при изучении букв алфавита в детском саду, можно давать графические диктанты на написание печатных букв и составлять из них слова, или писать недлинные слова. В своей практике мы используем такие диктанты для написания букв.

Например:

  1. Дана буква - напишите к ней диктант.
  2. Учитель диктует направления – ученики рисуют в тетрадях букву.
  3. Даны и буква и направления, надо написать другой путь построения.

Задание. Написать диктант и из полученных букв составить слово (сначала написать букву М, потом букву Д, затем О. Составить слово ДОМ)

Подробней на сайте sadmishutka.edusite.ru

Графические диктанты для дошкольников. Темы графических диктантов:: SYL.ru

Подготовка ребёнка к школе - мероприятие, ответственное не только для самого малыша, но и для родителей. Мамам и папам рекомендуется избегать двух крайностей: пускать воспитание на самотёк или, наоборот, чрезмерно загружать своё чадо развивающими занятиями.

Оптимальное взаимодействие с дошкольником - игровое. Детям интересно играть. В играх они с удовольствием делают то, чем не стали бы заниматься в иных ситуациях.

Одна из составляющих подготовки к школе - развитие мелкой моторики ребёнка. В детском саду и дома дети рисуют, лепят, выполняют упражнения пальчиковой гимнастики. Чтобы подобные занятия не были скучными, взрослые придумали графические диктанты для дошкольников.

Что такое графический диктант?

Отличие графического от других видов диктантов состоит в том, что на листе бумаги в клеточку рисуются линии. В результате получается схематическое изображение предмета или живого существа.

Дошкольникам предлагается крупная клетка. Разработаны следующие варианты заданий:

  • скопировать рисунок по образцу;
  • рисовать по указаниям взрослого;
  • создавать изображение самостоятельно, ориентируясь на условные обозначения «3^», «4v» и т. д. (цифра показывает количество клеток, стрелка - направление) .

Темы графических диктантов различны: «Заяц», «Слон», «Змея», «Кораблик» и т. д.

Чем полезны подобные упражнения?

Благодаря графическим диктантам у ребёнка развивается внимание, память, пространственное мышление, воображение. Малыш учится считать, ориентироваться на листе бумаги, доводить дело до конца.

Графические диктанты для дошкольников способствуют формированию орфографической зоркости, преодолению неусидчивости, рассеянности ребёнка. Увлекаясь рисованием по клеточкам, будущий первоклассник сам не замечает, как его внимание становится произвольным, мысли - логичнее, как формируется интерес к выполнению заданий в тетради. Беседы с ребёнком об изображённом предмете, животном, человеке расширяют кругозор малыша, способствуют речевому развитию крохи.

Что нужно для графического диктанта?

Прежде всего - тетрадь в крупную клетку. Если ребёнок научится хорошо рисовать по крупным клеткам, то можно предложить графический диктант по клеточкам в стандартной тетради. Листы, на которых выполняются упражнения, не должны быть слишком яркими и гладкими.

Блики отвлекают от задания и вредят глазам.

Помимо тетради, понадобится остро отточенный простой карандаш и ластик. Если писать графический диктант ручкой, то исправить ошибки будет практически невозможно.

Гигиенические условия

Поскольку занятия проходят за столом, нужно подобрать подходящую ребёнку мебель. В дошкольном учреждении это обычная практика, а дома о комфорте малыша должны позаботиться родители. Лучше приобрести детские стол и стул.

Но если такой возможности нет, то можно выполнять задания и за письменным столом, но подставить под ноги ребёнка опору. Угол между голенью и бедром должен быть 90°. Взрослый следит за тем, чтобы малыш не сутулился, не наклонялся низко над тетрадью, не свешивал локти со стола.

Методика

Графические диктанты для дошкольников проводятся в несколько этапов. Первый этап - подготовительный. Взрослый вызывает у ребёнка интерес к предстоящей работе, настраивает на выполнение задания.

Привлечь внимание малыша помогают стихи, загадки, скороговорки, рассказы об изображаемом объекте. Можно выполнить пальчиковую гимнастику, спеть песенку, изобразить животное или неодушевлённый предмет при помощи мимики и жестов.

Взрослый показывает ребёнку, как правильно держать карандаш (зажать между фалангами указательного и среднего пальцев, придерживать большим) , уточняет, где на листе бумаги верх, низ, право, лево.

Второй этап методики - непосредственно выполнение работы. В зависимости от варианта задания, малыш копирует рисунок по образцу, слушает указания взрослого или ориентируется на условные знаки. Во время копирования педагог или родитель предлагает ребёнку сначала посчитать количество клеток и определить направление отрезка на образце, затем нарисовать то же самое в тетради.

Если планируется диктант на слух, то, прежде чем выполнять упражнение, нужно помочь ребёнку отсчитать правильное количество клеток перед постановкой первой точки и попросить поместить грифель карандаша именно в эту точку. Дальнейшие указания должны быть предельно чёткими. Например, графический диктант «Ракета»:

  • три клетки сверху, семь слева, точка;
  • четыре клетки вниз, точка;
  • одна клетка вправо, одна вниз, точка;
  • одна клетка вниз, точка;
  • одна клетка влево, одна вниз, точка;
  • одна клетка влево, одна вверх, точка;
  • две клетки влево, точка;
  • одна клетка вниз, одна влево, точка;
  • одна клетка вверх, точка;
  • одна клетка вверх, одна вправо, точка;
  • четыре клетки вверх, точка;
  • нарисуй ракету по точкам и раскрась её.

После выполнения работы можно предложить ребёнку раскрасить полученную картинку.

Наиболее сложный вариант - графический диктант по символам. Будущий школьник изучает условные знаки и выполняет задание сам. Взрослый помогает лишь с постановкой первой точки.

Независимо от варианта задания, графический диктант по клеточкам выполняется без отрыва карандаша от бумаги.

Во время диктанта необходимо контролировать ребёнка, помогать малышу. На первых порах рекомендуется следить за выполнением каждого шага.

Участие в занятиях должно быть добровольным. Детям нравится писать графические диктанты для дошкольников, так что, если ребёнок не хочет заниматься, тому есть объективные причины. Может быть, малыш устал, или его интересует что-то другое.

Дайте ребёнку отдохнуть и не отвлекайте от занятий. Спустя какое-то время он будет готов к переключению внимания.

В детском саду воспитатели пытаются заинтересовать детей при помощи сюрпризных моментов (картинку с диктантом приносит в мешке лисичка) , игры (зайчик просит детей нарисовать его портрет) , проблемной ситуации (кукла Катя хочет заказать картину, а художник уехал в командировку) и т. д.

Как реагировать на ошибки?

Методика «Графический диктант» - одна из наиболее сложных, поэтому ошибки неизбежны. Исправить досадные оплошности помогает ластик. Если не заметили промах, и в результате получилась белиберда, расстраиваться не стоит.

Поддержите малыша и похвалите его за старание.

Возможно, предложенный диктант оказался слишком трудным, в следующий раз остановитесь на более лёгком варианте. Перед началом занятия посчитайте однородные предметы и ещё раз уточните направления на листе бумаги.

Дошкольники очень чувствительны к отрицательной оценке, поэтому следует избегать негативных высказываний и тем более огульной критики. На недостатки в работе указывайте корректно. Говорите малышу о том, что в следующий раз он справится с заданием лучше.

Время занятий

Поскольку малыши не могут долго заниматься одним делом, время занятий ограничено. Графические диктанты для детей 5-6 лет рассчитаны на пятнадцать-двадцать минут. С шестилетками занимаются до двадцати пяти минут.

Время может быть увеличено, если ребёнку интересно. Старайтесь доводить выполнение задания до конца.

Графические диктанты в начальной школе

С первоклассниками подобные упражнения используют на уроках русского языка, природоведения, занятиях с логопедом, в группе продлённого дня. Методика «Графический диктант» здесь несколько иная. Используются тетради в стандартную клетку, темы и содержание рисунков усложняются.

Помимо собственно рисования, учителя проводят беседы по содержанию диктанта. Педагоги расширяют математические знания школьников (часть, целое, площади фигур) , формируют природоведческие представления (о повадках, образе жизни нарисованного зверька) . У детей продолжают развиваться внимание, мышление, воображение, связная речь (видение в схематическом изображении предмета, составление сказки, рассказа по рисунку, рассуждения на заданные темы и т. д.) . Перечисленные знания, умения и способности помогают успешно учиться по всем предметам школьной программы.

Добавить комментарий

Подробней на сайте www.syl.ru

Графические диктанты для дошкольников

Дошкольник готовится стать учеником. Для успешного обучения ему понадобится немало знаний, развитых навыков общения в социуме, способностей воспринимать и запоминать новую информацию и многое другое.

Педагоги детского сада выделяют целый комплекс мероприятий, с помощью которых осуществляется полноценная и качественная подготовка к обучению в школе. Одним из компонентов этого комплекса является проведение с детьми графических диктантов – игровых упражнений с карандашом на листе в клетку.

Как заниматься

Игровые задания – рисование карандашом по клеточкам в заданном направлении на определенное расстояние – проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, уже владеющими навыком начертания ровных линий, ориентирующимися на листе бумаги («вправо-влево», «вверх-вниз», левый нижний угол, правый верхний угол и т.п.) .

Занятия графическими диктантами требуют от дошкольника сосредоточенности, внимания, усидчивости. Но, в отличие от привычных школьных диктантов, упражнения проводятся в игровой форме: с предварительным описанием изображаемого объекта, загадками, стихотворениями, потешками, чистоговорками, пальчиковой гимнастикой. Поэтому графические диктанты из сложного занятия превращаются в увлекательную игру.

Шести-семилетки должны оперировать понятиями «точка», «клетка», различать углы и стороны клетки и называть их, иначе рисовать под диктовку определенный образ будет сложно . Перед воспитателем стоит задача: не только научить детей выполнять задание аккуратно и внимательно, но и стремиться изобразить схематический предмет или объект правильно, чтобы он был похож на образец или картинку.

Важно, чтобы взрослый сначала четко объяснил ребенку задание и последовательность его выполнения, а затем так же четко и неторопливо надиктовал порядок проведения линий по клеткам. Обязательно постоянно следить за правильностью начертания изображения, если необходимо – останавливать и поправлять малыша, обращая внимание на ошибки и неточности.

Игры с пользой для ума

Проведение занятий с графическими диктантами помогают:

  • приучить руку дошкольника к письму;
  • закрепить умение ориентироваться на тетрадном листе;
  • развить образное и логическое мышление, память, внимание;
  • воспитать усидчивость, целеустремленность, аккуратность.

Задания на рисование по клеточкам используют в своей работе и воспитатели, и логопеды, и психологи. Воспитателям графические диктанты помогают совершенствовать у детей знания основ математики (счет, ориентировка, величина) . Логопеды с помощью подобных заданий развивают графомоторные и речевые навыки, слуховую и зрительную память. Психологам результаты графических диктантов ребят дают более полную характеристику уровня готовности к школе.

Виды графических диктантов

Главный принцип обучения выполнению графических диктантов: от простого к сложному. После того как ребенок научится различать стороны и углы клетки, ему даются простейшие задания (обвести одну, две клетки по схеме со стрелками или под диктовку «1В-1П-1Н-1Л» или «1В-2П-1Н-2Л», нарисовать лесенку «1П-1В-1П-1В-1П-1В») . Затем можно переходить к более сложным упражнениям (изобразить геометрические фигуры, схематичные фигурки животных, человека, пользуясь как наглядной схемой, так и выполняя работу под диктовку) .

Чем совершеннее становятся навыки рисования по клеткам, тем более серьезные задачи взрослые ставят перед дошкольником. Так, можно поручить не просто изобразить по образцу или словесному указанию рисунок, но и отметить в нем разными цветами определенные области и точки – глаза, пятна на шерсти собачки, полоски на туловище рыбки, окна в доме на первом и третьем этажах.

Хорошо помогают развить логику задания на дорисовку недостающих элементов рисунка : от ребенка требуется понять, что изображено на листе, а потом, повторяя узор или продолжая систему линий, закончить картинку.

7 графических диктантов

Ниже приведены диктанты разного уровня сложности (по нарастающей) . Можно распечатать их и заниматься с ребенком, а можно взять за образец и на их основе придумать собственные варианты.

Стрелки на схемах обозначают направление: вверх, вниз, влево, вправо.

  1. Графический диктант «Зигзаг».

Источник www.kinderok.ru