Конспект занятия для развития связной речи. Конспект занятия по связной речи в подготовительной группе

  • 19.09.2019

I период обучения

Занятие 13

Тема: Пересказ рассказа, составленного

По демонстрируемому действию.

Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышле­ние детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть только тому, кто повторит названия трех-четырех игрушек: машинка, кубик, мяч (ро­бот, кукла, пирамидка; луноход, кон­структор, коляска и т. п.).

1. Дети сидят полукругом около игрового уголка. Логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произой­дет. В помещение входят мальчик и девочка из той же группы, с которыми логопед оговорил заранее, какие действия необходи­мо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре. Девочка кормит куклу Барби, сидящую на стульчике.

2. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девоч­кой действия, логопед задает вопросы, на которые просит отве­чать полно и точно:

Кто вошел в группу?

Что взял Алеша?

Что взяла Катя?

Что строил Алеша?

Кого кормила Катя?

(Вопрос что делал? в начале обучения вызывает сложности у детей данной категории.)



3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далее говорит: «Алеша выстроил баш­
ню, а что еще можно строить?»

Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.).

Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?»

(Логопед помогает детям жестами, подсказывающими словами и т. п.)

4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчи­ков. Логопед читает стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают соответствующие действия.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ножками топают, ручками хлопают,

Головкой кивают, все вместе отдыхают.

5. На ковер выставляются три красные и одна желтая игрушки. Логопед просит детей убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую по цвету остальным) и подталкивает ход рассуждений
детей наводящими вопросами: «Какого цвета игрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотреть три большие игрушки и одну совсем маленькую («лишнюю» по раз­
меру) и т.д.

6. Логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Алеша и Катя, затем объясняет, что сейчас ребята услы­шат рассказ. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает:

Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби. Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.

Логопед просит детей самих рассказать о том, что они виде­ли. Начинается опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашива­ются трое-пятеро ребят. .... .

7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность
детей.

Занятие № 15

Тема: Составление рассказа по демонстрируемому действию.

Цели : Учить детей отвечать на вопрос 3-6-словной фразой, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе; объе­динять фразы в рассказ из четырех-пяти предложений с наглядной опорой в виде предметов и объектов с их свой­ствами и качествами, действий с ними. Развивать внима­ние и словесно-логическое мышление детей.

Ход занятия

Организационный момент . Логопед предлагает детям взять свои

стульчики и пройти в умывальную комнату. Здесь дети ставят стульчи­ки перед умывальниками и встают; рядом. Логопед просит детей повто­рить за ним по три-четыре определе­ния. Признаки называются к предме­там, которые логопед берет в руки: (мыло) гладкое, розовое, тяжелое; (полотенце) белое, чистое, легкое; (зубная щетка) красная, длинная, лег­кая. (При затруднениях подбираются более простые определения и ко­личество их уменьшается.)

1. Логопед объясняет, что сегодня дети опять увидят выступ­ление трех «артистов».

Два мальчика и девочка, действия которых логопед оговорил с ними заранее, подходят к умывальникам. Один мальчик берет щетку, пасту и начинает чистить зубы; другой - моет руки с мылом. Девочка причесывается перед зеркалом.

Когда «спектакль» окончен, логопед задает всем вопросы, на­поминая, что отвечать надо полным предложением, громко и четко:

Что взял Петя?

Что взял Витя?

Что взяла Лена?

На что Петя выдавил пасту?
- Что намылил Витя?

Что расчесывала Лена?

Чем Лена расчесывала волосы?

(Разные вопросы к одному и тому же действию полезны для отработки падежных форм и для работы над фразой.)

2. После детальных и последовательных вопросов логопед просит одного из детей сильной подгруппы рассказать о том, что делали Петя, Витя и Лена. В качестве опорных сигналов можно
использовать предметы, с которыми действовали «артисты». После рассказываний двух-трех ребят можно переходить к физ­культурной паузе.

3. Динамическая пауза. Логопед командует: «Правую руку на пояс, левую - вперед, затем правую руку к плечу, левую - вверх» и т. п. (Такие упражнения не только позволяют детям подвигаться,
но и положительно влияют на развитие их внимания.)

4. С целью развития словесно-логического мышления можно предложить игру «К какому предмету подходит действие?» Логопед называет действие, а дети - соответствующий предмет: вытирать... (лицо) полоскать... (рот) чистить... (зубы) вытираться... (полотенцем)

причесываться... (расческой) и т.п.

Можно усложнить игру, предложив найти ошибку в сочета­ниях слов: «Расческой чистят зубы», «Полотенцем намыливают руки», «Пастой вытирают лицо» и т. п.

5. Словарная работа. В занятии, где отсутствует образец рассказа, его составление должно следовать сразу же после разбора темы. Словарную работу можно провести после демонстра­ции объекта.

В качестве объекта, к которому нужно подобрать определе­ния, на этом занятии можно взять мыло или полотенце. С помо­щью подсказок логопеда (жестов, опорных слов, слов-антонимов) дети называют 5-6 определений. (Мыло - гладкое, скользкое, тяжелое, белое, ароматное, липкое и т. п.)

Для подбора действий логопед предлагает детям сказать, что можно делать с полотенцем (стирать, гладить, вытираться, ве­шать, сушить и т. п.). Здесь также логопед помогает детям жес­тами, словами.

6. Логопед вновь предлагает ребятам вспомнить рассказ о том, что делали Петя, Витя, Леня, и двум-трем детям воспроизвести его целиком. После чего дает, при необходимости, свой вариант
связного, полного рассказа.

Занятие № 17

Тема: Пересказ короткого рассказа с использованием

Фланелеграфа.

Цели: Продолжать учить детей точно и полно отвечать на воп-* рос, строя фразу из четырех-шести слов; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.

Ход занятия

Организационный момент . Логопед просит сесть только тех детей, которым он скажет слово «пожалуй­ста». Задания звучат примерно так: «Леня, сядь, пожалуйста», «Ваня, са­дись», «Катя, пожалуйста, сядь», «Петя, садись на место» и т. п.

/. Логопед показывает детям большой фланелеграф и объяс­няет, что сегодня они будут смотреть «телевизор», где появится разные картинка. Затем читает рассказ, поочередно выставляя на фланелеграф те персонажи, о которых говорит:

Наступил вечер. Вся семья дома. Мама в кресле вяжет шапку. Папа на диване читает газету. Наташа делает гимнасти­ку в своей комнате. А собака Тишка играет с мячиком.

2. Разбор рассказа по вопросам. Логопед просит отвечать детей не только полно и точно, но и обязательно громко, внятно.
Вопросы:

Наступило утро или вечер? (Понятие «время суток» на
этом этапе не дается.)

1где сидит мама?

Что мама делает?

Где сидит папа?

Что читает папа?

Что делает папа?

Где папа читает газету?

Где мама вяжет шапку? и т. п. (Вопросы предусматривают наращивание фразы.)

3. Словарная работа. Логопед просит детей придумать на следующие вопросы различные варианты ответов и дать их пол­ным предложением: «Что может делать мама? Что может делать
Наташа? Что может делать Тишка?»

За каждый правильный ответ логопед дает ребенку звездоч­ку или фишку.

4. Для уточнения родственных отношений и развития мыш­ления проводится игра «Кто - кому». Логопед задает вопросы:
«Кто Наташа маме? А бабушке?», «Кто папа для мамы? А мама для папы?», «Кто мама для бабушки?», «А кто Наташа для бра­та Алеши? и т.п.

5. Динамическая пауза. Логопед просит детей представить
действия, которые герои рассказа могут совершать дома и изобразить; как мама подметает кухню, пылесосит комнату, стирает белье; как папа забивает гвозди; как Наташа делает гимнастику; как Тишка спит.

6. Логопед, показывая на картинки, расположенные на фланелеграфе, повторно рассказывает (а не читает!) текст. Трое-четверо ребят выходят к доске и повторяют услышанное.

После каждого рассказа логопед поощряет отвечающих за до­бавления в нем, выразительность, отсутствие пауз, громкость и четкость ответа и т. п.

7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

II период обучения

Занятие №8

Тема: Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.

Цели: Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, отображающих после­довательность событий, и, следовательно, являющихся зрительным планом изложения.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед просит сесть тех детей, ко­торые вспомнят, какие животные и птицы могут жить в наших кварти­рах. Дети называют собаку, кошку, попугая, рыбок, хомяка, канарейку и т. п.

1. Логопед выставляет перед детьми серию сюжетных карти­нок о девочке, у которой в доме жили кошка и попугай.

Объяснение содержания картинок дается в такой последова­тельности: вот что случилось вначале, вот что потом и вот что в самом конце. Так как, возможно, это первая серия картинок, увиденная некоторыми детьми, логопед дает им время рассмот­реть изображение и предлагает послушать рассказ о девочке Маше, ее кошке и попугайчике:

- Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла в ком­нату - и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу лежит
несколько перышек. Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша - хороший, Петруша - хороший!» Подняла Маша
голову, а это ее любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!»

2. После эмоциональной паузы, завершающей чтение расска­за, логопед проводит традиционный разбор по вопросам:

Кто жил у Маши в доме?

Как звали кота?

Как звали попугая?

Почему попугай вылетел из клетки? (На этом этапе уже можно задавать несложные вопросы, начинающиеся со слова «почему».)

Что увидела Маша, когда вошла в комнату?

Почему Маша решила, что кот съел попугая?

Что лежало рядом с котом?

Откуда взялись перышки? и т. п. (Отрабатываются вари­анты ответов.)

3. С целью развития словесно-логического мышления можно провести игру «Кто лишний?» Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображениями кота, собаки, хомяка, попу­
гая. Просит найти «лишнее» живое существо и объяснить ход своих мыслей. Когда сообща выясняется, что «лишний» - попугай, логопед убирает картинку с его изображением и вновь
предлагает найти «лишнего». При затруднениях детей логопед объясняет, что хомячок очень маленький и поэтому отличается от кошки и собаки.

4. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям изобразить: как попугай взлетел на лампу, как кот прыгнул на попу­гая, как кот умывается лапкой, спит на диване, как попугай
клюет зернышки и т. п.

5. Логопед возвращает внимание детей к картинкам, вновь выразительно, немного другими словами, рассказывает историю о Маше и попугае, просит детей пересказать услышанное.

(Количество детей, занятых в пересказе, определяется време­нем, оставшимся до конца занятия.)

III период обучения

Занятие № 11

Тема: Пересказ рассказа, составленного по сюжетной

Картинке.

Цели: Учить детей пересказывать текст, составленный по сю­жетной картинке. Уточнить и активизировать словарь де­тей. Развивать внимание и словесно-логическое мышление.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому, кто назовет, что можно собирать в лесу.

Дети отвечают: «В лесу можно собирать ягоды (грибы, шиш­ки, цветы, веточки, листья, орехи й т.п.)».

1 . Логопед предлагает рассмотреть картинку, на которой изоб­ражена в лесу девочка, бинтующая лапу собаке.

После рассматривания картинки логопед рассказывает исто­рию о заботливой девочке, которая помогла собаке:

Оля со своей собакой Альмой пошла в лес. Оля собирала грибы, Альма бегала по траве. Вдруг Альма жалобно заскулила. Оля бросила корзинку и побежала к собаке. Альма сидела около
разбитой бутылки, а из ее лапы текла кровь. Оля расплела косу, вынула из нее ленточку и забинтовала лапку любимой собаке.

2. После небольшой эмоциональной паузы проводится разбор рассказа. Логопед задает примерно такие вопросы:

Когда это было?

С кем Оля пошла в лес?

Как звали Олину собаку? (Можно сравнить имя девочки и кличку собаки.)

Почему Альма заскулила? (Уточняется значение этого гла­гола») Обязательно дается нравственная оценка поступка тех, кто не убрал острые осколки.

3. Для развития логического мышления можно провести игру «Чей домик лишний!?»

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изобра­жениями муравейника, дупла, скворечника и норы. Предлагает­ся выбрать «лишний» домик и объяснить, почему он отличается от других. (Логопед помогает детям наводящими вопросами.)

4. Динамическая nayза. Проводится игра «Где растет?»

Логопед просит детей встать в линейку и отвечать на его воп­рос тому, кому он бросит мяч. Логопед спрашивает: «Где растут шишки (иголки, грибы, орехи, малина, трава, камыши и другие растения, которые можно встретить в лесу)?»

5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и повторяет историю о девочке и собаке, но с установкой на пересказ.

Историю пересказывают трое-четверо ребят. После каждого рас­сказа дается краткая установочная оценка. Например: «Мне очень понравилось, как точно Петя назвал все действия в рассказе и как выразительно он говорил».

6. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

Занятие № 13

Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке.

Цели: Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, изображенные события на которой - конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, правильно строить длинные фразы с включением: определения. Развивать внимание и словес­но-логическое мышление детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает подобрать слова с противоположным значением к на­зываемым им:


отнимать - давать;

опускать - поднимать;

падать - вставать;

ссориться - мириться;

смеяться - плакать;

кричать - молчать;

открывать - закрывать и т. п.

Те, кто правильно отвечают, садятся на свои места.

1. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой изображена девочка с полной корзиной грибов, дающая плачущему мальчику гриб.

Логопед задает ребятам вопросы до картинке:

Когда это было?

Куда пошли мальчик и девочка?

Что они собирали?

Почему мальчик заплакал?

Что сделала девочка?

Что сказал ей мальчик?

Как поступила девочка? (Отрабатываются варианты ответов.)
На этом этапе обучения желательно уделить внимание со­ставлению предложений с включением нескольких определений:

Какой был день? (Ясный, солнечный, жаркий, летний и т. п.)

Какие грибы собирала девочка? (Крепкие, большие, кра­сивые, белые и т. п.)

Какая девочка поделилась грибами? (Добрая, чуткая, внимательная, заботливая).

Новые, трудные слова проговариваются хором, их значение уточняется. При составлении предложений обращается внима­ние на то, что определяемое слово стоит в конце предложения.

2. Для развития внимания можно провести игру с мячом. Логопед бросает мяч и просит поймавшего его ребенка сказать два-три слова на заданную тему и называет обобщение: лесное животное (лесное растение, лесная птица, лесная ягода, лесной цветок и т. п.).

Для развития словесно-логического мышления проводит­ся игра «Лишний плод». Логопед произносит: «Шишка, земляника, орех, малина (или более трудный вариант: земляника, малина, орех, гриб)».

При затруднениях детей с ответом логопед задает наводящие вопросы: «Что из этих плодов едят? Что не едят? Что едят сы­рым и что только после варки и жаренья?» и т. п.

4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение, сопровождая его показом соответствующих действий, которые дети повторяют вслед за ним:

Лена с Витей в лес пошли,

Всю поляну обошли,

К старой елке подошли

И огромный гриб нашли.

После 2-го показа можно попросить детей назвать похожие действия.

5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и просит составить интересные, выразительные, точные и полные рассказы. Логопед опрашивает трех-четырех детей. К оценке их
рассказов привлекаются остальные ребята. При необходимости логопед дает короткий вопросный план: «Что дети делали в лесу? Почему заплакал мальчик? Что сделала девочка?»

6. Подводится итог занятия оценивается деятельность детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ

Задачи:

  1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».
  2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
  3. Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
  4. Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
  5. Развивать физиологическое дыхание.

Оборудование:

  • игра «Чего нет?»;
  • предметные картинки с изображением посуды;
  • телевизор, DVD-проигрыватель («видеосообщение от Федоры»);
  • мнемодорожки для составления предложений;
  • мнемотаблица на слово «чашка»;
  • игра «Собери разбитую посуду»;
  • опорные картинки к стихотворению «В руки мы картинки взяли» (посуда).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят в кабинет и останавливаются возле телевизора.

II. Введение в тему занятия.

1. «Видеосообщение от Федоры»: От нее убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь ей выполнить задания волшебника.

2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п.ед.ч.

Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет чашки.
  • У меня нет чайника. И т.д.

Картинки помещаются на фланелеграф.

Рисунок 1

3. Сообщение темы и задач занятия.

О чем мы будем сегодня говорить?

Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.

III. Упражнение на пространственное ориентирование.

Назовите предмет, который находится справа от чашки.

Назовите предмет, который находится под самоваром. И.т.д.

Названные предметы убираются. Остается чашка.

IV. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка».

1. Рассматривание таблицы.

Рисунок 2

5 – Чашка.
7 – Ч – первый звук в слове «чашка».
3 – Из чашки пьют чай.
2 – Чай в чашку наливают из чайника.
8 – Под чашкой блюдце.
1 – Чашку ставят на стол.
6 – Чашка бывает разного цвета.
4 – На чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов.
9 – На чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат.

2. Дети называют, что где находится на таблице, логопед зарисовывает на доске.

V. Упражнение «Подуем на чай».

Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

VI. Составление предложений по мнемодорожкам.

Рисунок 3

От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от Федоры.

От Федоры убежала голубая чашка.

От Федоры убежал красный чайник. И т.д.

VII. Игра «Склей разбитую посуду».

Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды.

Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.

Я склеила голубую чашку.

Я склеил зеленую кастрюлю.

VIII. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки взяли».

Рисунок 4

  1. Рассматривание картинок.
  2. Рассказывание стихотворения ребенком.
  3. Рассказывание стихотворения детьми и выполнение пальчиковой гимнастики.

В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.

IX. Отгадывание мнемозагадок.

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

Это кастрюля. Она бывает разного цвета. На похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.

Рисунок 5

Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.

Рисунок 6

Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она железная. В ней можно пожарить картофель.

Рисунок 7

X. Физкультурная минутка.

Посуда.

Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник.
Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик».
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Присели, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Руки сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
Ложатся на ковер, вытянулись.

XI. Составление рассказа-описания чайника.

1. Отгадывание загадки.

Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.

2. - Мы будем учиться составлять рассказ-описание чайника.

3. На фланелеграф выставляется карточка с вопросом.

О чем мы скажем сначала?

Это чайник. Чайник – это посуда.

Логопед заполняет мнемотаблицу на доске.

Рисунок 8

4. На фланелеграф выставляется карточка с цветовыми пятнами.

О чем мы скажем потом?

О цвете.

Какого цвета наш чайник?

Чайник красный.

5. На фланелеграф выставляется карточка с изображением геометрических фигур

О чем нужно сказать теперь?

О форме.

Какой формы чайник?

Чайник круглый.

Аналогично разбираются следующие пункты плана:

6. Величина.

7. Материал.

8. Из чего состоит.

9. Для чего служит.

10. Составление рассказа-описания стула логопедом.
Это чайник. Он красный с белыми точками. Чайник круглый, пузатый. Он большой. Сделан этот чайник из глины, он глиняный. У чайника есть носит, крышка, ручка, стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.

11. Составление рассказов-описаний детьми

XII. Подведение итогов занятия.

Что научились делать на занятии?

Что понравилось больше всего?

Федора приносит угощение для детей.

Предварительная работа.

С детьми проводилась экскурсия на радио, телевидение, в издательство газеты. Цель – познакомить детей со средствами массовой информации. Расширить представление детей о профессиях, техническом прогрессе, о развитии средств коммуникации (радио, телевидение).

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Тема. Составление объявлений по типу “Найдена собака”.

Цель. Обучение детей устному составлению деловых бумаг-объявлений, состоящих из рассказов разных типов. Продолжать учить составлять рассказы описания и из личного опыта. Воспитывать чувства сострадания, желание помочь потерявшемуся животному.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика

Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого сторожевого пса, охраняющего свой дом. Изобразите потерявшегося щенка. Изобразите веселого щенка, который нашел хозяина.

2. Игра “Отвечалка”.

Ребята, у кого из вас есть домашние животные, поднимите руку.

Предлагает 3-4 детям ответить на вопросы:

Кто это? Как зовут? Какой он (она)? (сразу на 3 вопроса полным ответом, например, у меня живет кошка Муся, она ласковая.)

3. Игра “Угадай по описанию”.

Я предлагаю вам, дети, поиграть в игру “Угадайку”

Кто ещё не успел рассказать, какое домашнее животное у него, выходите по одному, описываете нам своего домашнего друга, а остальные должны угадать, кто это?

Кто первый догадался, поднимает руку.

3 – 4 человека описывают. Ребята угадывают.

4. Сообщение темы занятия.

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Кажется, он потерялся. Давайте поможем щенку найти хозяина. Составим правильное объявление на телевидение и радио. И хозяин найдется.

Основная часть.

1. Просмотр видеоролика.

Ребята, нам нужно так описать щенка, чтобы хозяин сразу узнал его: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру. А чтобы вам было легче это сделать, посмотрите видеоролик о нем (3 мин).

2. Коллективное описание щенка.

  1. Какого размера щенок?
  2. Какая шерсть по цвету?
  3. Какая шерсть по длине?
  4. Как его можно назвать, лохматый или короткошерстый?
  5. Какие глаза? (большие, маленькие) Какой нос? (острый, тупой) Какие уши? (торчащие, висячие, маленькие, большие)
  6. Какой хвост?
  7. Особенности поведения.

3. Ситуация “Убеди маму”

Представьте, что вы нашли на улице щенка, принесли домой, объявляете маме, что вы нашли щенка и просите оставить его у нас дома. Попробуйте убедить маму, так описать щенка, чтобы он ей тоже понравился. Роль мамы берет на себя воспитатель. 2 – 3 ребенка описывают щенка, просят маму оставить его.

Хорошо, вы меня убедили. Мы оставим щенка себе, если не найдется настоящий хозяин, к которому щенок уже привык и очень по нему скучает.

4. Игра “Построй конуру”

Пока щенок остается у нас, мы построим ему конуру по точкам на листе бумаги… Надо не просто соединить точки, на каждое соединение необходимо назвать слово – действие, которое умеют делать собаки.

5. Знакомство с планом объявления (модели)

1) Заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление)

2) Объявить о том, что случилось (найден потерявшийся щенок)

3) Приметы. Описать его характерные особенности (веселый, игривый…)

4) Оставить свой адрес или телефон. Попросить детей объяснить, как они думают, почему необходимо оставить адрес или телефон.

6. Коллективное составление объявление по смоделированному плану.

Воспитатель просит нескольких детей ответить на вопросы по плану объявления, из лучших ответов озвучивает объявление образец: “Послушайте, какое объявление мы с вами составили”.

1 Внимание, внимание!

2 Найден потерявшийся щенок

3 Приметы щенка: размер, цвет, лохматость, глаза, уши, нос, хвост, поведение (игривость), составить описание по видеоролику.

4 Тех, кто узнал щенка, просим обратиться по адресу 12мкр., Д/С №96, гр№10

7. Рассказы детей.

Вызываются 1-3 ребенка.

Ребята, кто хочет сделать это сообщение по телевизору?

По радио, пересказать объявление из газеты?

Оценка детей после каждого рассказа взрослым или детьми.

Итог

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Он потерялся. Я даже не знала, что мне с ним делать. Но вы очень помогли и щенку. Составили правильное объявление на телевидение, газету и радио. И я уверена, что хозяин щенка обязательно найдется.

Неганова Светлана Фаритовна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ №3
Населённый пункт: р.п. Приютово Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Структура занятия по развитию связной речи"
Дата публикации: 22.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 "Алёнушка" р.п. Приютово

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

СООБЩЕНИЕ

на тему:

Структура занятия по развитию связной речи.

Выполнила:

учитель - логопед

Неганова С.Ф.

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности.

"Развитие

связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка" (Л.С.

Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)

Овладение связной устной речью –

важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Основной формой логопедических занятий по развитию связной речи являются

фронтальные, которые проводятся один раз в неделю. Фронтальное занятие по

развитию связной речи является своеобразным итогом проведенной совместно с

воспитателями группы работы за неделю по каждой заявленной лексической теме.

Логопед проводит фронтальное занятие в конце недели, оценивает речевую активность

детей, проверяет их ориентацию в лексическом материале и отмечает успехи и

трудности. На фронтальных занятиях широко используется демонстрационный

материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки,

опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки.

Виды занятий по развитию речи

1 – составление пересказа текста

2 – составление рассказа по сюжетной картине или картине известного

художника

составление рассказа по серии сюжетных картин

4 - составление описательного рассказа

5 – составление пересказа с элементами драматизации

6 – составление творческого рассказа

Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному

высказыванию.

Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных

или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах

деятельности.

Процесс планирования занятий начинается с определения цели и задач, которые

должны быть четко сформулированы.

Так же следует:

отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели

занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к

речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается

ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

Обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и

взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

Подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного

закрепления нового материала;

Включить в занятие разнообразные игровые и дидактические

упражнения;

Предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном

подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную

деятельность;

Включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Структура занятий по обучению связной речи детей с общим недоразвитием

речи строится на типичных методиках по дошкольному образованию Тихеевой

Е.И., Ушаковой О.С., Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В.

Структура фронтальных занятий включает три базовые части.

I. Оргмомент

Эта часть фронтального занятия помогает логопеду настроить детей на работу,

активизировать их словарный запас и внимание. Также в этой части можно

предложить детям вспомнить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях

речевой материал. Используется беседа с включением подготовительных

упражнений, методы и приемы, мобилизующие познавательный потенциал:

Ритуальные приветствия.

Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение

коллектива.

Эмоциональный настрой.

Речевые игры с мячом.

Психогимнастика.

II. Основная часть занятия

Эта часть занятия состоит из нескольких подчастей, среди которых можно

выделить следующие:

Введение в тему.

Педагог должен мотивировать детей на включение предстоящую деятельность

при помощи проблемной или игровой ситуации. Учитель-логопед подводит детей к

цели занятия: Например, дети находят письмо и узнают, что осень приглашает к себе

в гости. В этой части целесообразно использовать отгадывание и загадывание загадок

о персонажах. А также включить упражнения Например: При пересказа детьми

рассказа В. Бианки "Хвосты" можно провести игру "Угадай, чей хвост?, чья голова?".

Перед ребенком ставится задача: "Животные потеряли все свои хвосты. Что же

Знакомство с текстом рассказа или содержанием сюжетных картин.

Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию

текста . Моделирование связного рассказа.

Эта подчасть является самой информативной. Логопед знакомит детей с

небольшими текстами литературных произведений (различных русских

народных сказок или сказок и рассказов детских писателей), предлагает детям

рассмотреть сюжетные картины или серию сюжетных картин. А затем -

просит детей ответить на ряд вопросов по содержанию прочитанного текста

или картины. Логопед должен постепенно приучать детей давать полные

ответы на вопросы, используя прием повторения в начале ответа части вопроса.

На данном этапе можно применять методику моделирования сюжета с

помощью условно-наглядной схемы.

Глухов В.П. для ее составления использует размещенные на штативе блоки-

квадраты, обозначающие отдельные фрагменты рассказа.

Ткаченко Т.А. в своей методике использует опорные сигналы, это

схематические картинки.

Т. В. Большева предлагает в качестве наглядности использовать

мнемотаблицы и мнемодорожки.

Словарная работа.

Учитель-логопед обращает внимание детей на незнакомые слова в тексте,

объясняет их значение. Здесь можно использовать прием исследования

слова. (как добыть информацию: подумать самому, спросить у взрослого,

Физкультурная минутка.

Для большинства детей характерно снижение работоспособности. Под

влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных

психических процессов - памяти, внимания, восприятия, мышления. Дети с

удовольствием выполняют упражнения, имитируя перечисленные действия в

соответствии с текстом, который зачитывает педагог.

Актуализация знаний

Логопед читает текст с установкой детей на пересказ и на самостоятельное

составление наглядной схемы; Обращает внимание детей на последовательность

рассказа по картине, применяет прием "Вхождение в картину", схемы описательных

рассказов.

Составление устного связного монологического высказывания детьми.

Логопед предлагает детям самостоятельно составить пересказ, рассказ по серии

картин или рассказ по сюжетной картине, с обязательной наглядной опорой.

Также есть серия фронтальных занятий, на которых дети составляют пересказ

по следам прочитанной сказки, с элементами драматизации и использованием

различных предметов. Эти занятия очень нравятся детям. Они помогают каждому

ребенку по желанию принять участие в знакомой сказке и сыграть по-своему

выбранную роль сказочного персонажа. Очень важно, с каким настроением логопед

слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное настроение и

отношение взрослых удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему

воспитаннику. И наоборот - недовольное, напряженное выражение лица педагога

могут парализовать выступление самого способного ребенка.

III. Подведение итогов занятия

После выполнения всех заданий и упражнений основной части педагог вместе

с детьми анализирует рассказы детей, отмечает такие качества как полнота,

последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту,

картине и серии картин. Особенно обращает внимание детей на удачное

использование средств образной выразительности, проявление элементов

творчества.

В заключении дети обсуждают с педагогом результаты работы и те трудности,

которые возникли при выполнении заданий. Логопед может задавать вопросы:

интересного вы сегодня узнали?», «Что было для вас самым сложным?» Также

необходимо обязательно похвалить и поблагодарить всех детей за участие в работе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «РУЧЕЁК»

Муниципального образования город Новый Уренгой

Ямало-ненецкого автономного округа

Конспекты занятий

по развитию связной речи

у детей дошкольного возраста 6-7 лет

с ОНР (3-й уровень) второго года обучения

с использованием метода интервьюирования.

Подготовила:

Кротова Ирина Владимировна

учитель-логопед

МДОУ ДС КВ «Ручеёк»

Г. Новый Уренгой ЯНАО

Новый Уренгой

2010

Тема: Интервью детей на зимней городской площади.


Цель:

Задачи:

    Уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствование грамматического строя речи: подбор слов-признаков и синонимов к словам, употребление существительных в косвенных падежах, глаголов движения с приставками.

    Развитие умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельное проявление творчества, креативности, опыта. Развитие просодической стороны речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развитие коммуникативных способностей.

    Воспитание умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитание чувства эмпатии к родной природе.

    Вырабатывание и закрепление диафрагмального типа дыхания. Устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи. Устранение аграмматичного использования слов в структуре связной речи.

Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, снежные комки, указка.

Предварительная работа:

Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения». Чтение сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы».

Ход занятия:

    Организационный момент и объявление темы занятия.

Стук в дверь. Почтальон передает письмо.

Ребята посмотрите, какой красивый конвертик, со снежинками. А почему снежинки, а не листочки зеленые? (Потому что сейчас на улице, в природе зима)

Хорошо. Сейчас посмотрим, что там внутри: в конверте лежат картинки, где нарисованы дети в зимнем смешанном лесу; картинки зимних месяцев; картинки-эмоции.

Ребята, взгляните, эта картинка нам уже знакома. Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах. Вспомните, в прошлый раз мы отправлялись в зимний смешанный лес. А во что мы были одеты? (Мы были одеты в зимних теплых шапках, в шубах, в валенках, в варежках и т.д.)

Здесь еще есть картинки – эмоции, а вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к этому времени года.

Зима – это хорошо, почему? (Потому что можно кататься на лыжах, коньках и т.д.)

Зима – это плохо, почему? (Потому что дует сильный ветер, мороз, холодно, метет метель, животным и птицам холодно и голодно)

Молодцы. Но это еще не все, здесь еще лежит письмо. Сейчас я зачитаю:

«Здравствуйте мальчики и девочки. Пишут вам ваши друзья подготовительной группы детского сада «Ручеек». У нас здесь так весело, интересно, даже не хочется возвращаться в детский сад. Вы еще не догадались, о чем мы пишем вам и где мы находимся? Тогда мы вам отправляем загадки, и по ответам вы поймете, куда мы вас приглашаем. В этих загадках есть отгадка ».

    Два коня у меня, два коня, 3. Все лето стояли,

По воде они возят меня. Зимы ожидали

А вода-то тверда, Дождались поры-

Словно каменная. Помчались с горы.

(Коньки) (Санки)

2. По снегу покатите-

4. На городской площади на снегокате Я подрасту,

Ваня к горке (подъехал) На костре согреете-

на горку (въехал) Я пропаду.

С горки (съехал) (снежный ком)

За горку (заехал)

Вокруг горки (объехал)

Из городской площади (уехал).

Молодцы, отгадали загадки . Кто догадался, куда приглашают нас ребята?

(На городскую площадь)

- Сегодня мы с вами отправимся на городскую площадь. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью у детей, которые отдыхают на городской площади. Водитель, который нас повезет должен быть внимательным на дороге, и его глаза должны хорошо видеть. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.

2. Зрительная гимнастика

Наши глазки отдохнули, сняли напряжение. Все ли мы подготовили, чтобы поехать к ребятам на площадь и начать брать интервью? Мы должны подготовить наш план работы и дальнейшие наши действия.

Корреспонденту в построении диалога, помогут условные знаки. Посмотрите на первый условный знак. Что изображено? (Нарисованы волнистые линии, волны.)

Вы правильно сказали. Попробуйте сказать, что это будет обозначать?(…….)

Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.

Взгляните, что изображено на следующем условном знаке? (Нарисовано пожатие рук.)

С чего начинают корреспонденты свой диалог, т.е. что нужно сказать, когда подходишь к незнакомому человеку и хочешь чем-то поинтересоваться?

(Здравствуйте. Добрый день…)

Молодцы! О чем нам подскажет следующий условный знак? Что нарисовано? (Лицо ребенка.)

Эта схема будет обозначать «Позвольте представиться». Нужно ли представиться? И как вы это скажите? (Меня зовут Катя, Сабина..)

Микрофон будет обозначать «Объявление темы диалога». Как корреспондент объявит тему диалога? (Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Зимних развлечениях детей на городской площади».)

Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Изображены зимние развлечения на улице )

Правильно. Так мы и назовем следующий план «Зимние развлечения». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы знаете, предпочитаете зимние развлечения? - Нам нравиться кататься на коньках, на лыжах, на санках, лепим снежную бабу, играем в хоккей, играть в снежки…)

О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено?

Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы принимаете участие в зимних развлечениях? - Я выбираю радость, потому что мне весело скатываться с горки и т.д.)

Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает?

Этот знак обозначает безопасность . Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время зимних развлечений?)

О чем нам подскажет следующий условный знак. Что изображено, и что обозначает? (На седьмой схеме нарисована дверь.)

Этот условный знак обозначает «выход из диалога». Что говорит корреспондент, когда заканчивает интервью?

Смотрим на седьмую схему. Что нарисовано? (На восьмой схеме нарисовано сердце)

Эта схема будет обозначать «Благодарность». Как скажет корреспондент, выражая благодарность за полученное интервью? (Спасибо вам за рассказ.)

Молодцы! Вы знаете дети, которые ждут нас на площади, лепят снеговиков, катаются на лыжах и т.д. Нам тоже с вами нравиться играть в зимние развлечения, поиграем?

4. Динамическая пауза.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы.

5. Распределение ролей.

Дети остаются в кругу. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.

6. Зимнее интервью детей на городской площади .

Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться на городскую площадь (проводится упражнение на общую моторику).

Мы приехали на елку, вокруг много детей. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми. Фотограф фотографирует, видеооператор - снимает. (Дети не используют условные знаки).

7. Итог занятия.

Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о зимних развлечениях. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Ребята решили вам преподнести медали - снежные комки: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, - зимняя площадь с новогодней елкой. Вместе с Ольгой Николаевной, воспитателем по изобразительной деятельности, нарисуйте вокруг елки зимние развлечения, о которых мы сегодня с вами беседовали, и вы давали интервью. Пока-пока.

Схема составления связного высказывания по лексической теме

«Зимние развлечения»

Тема: Экскурсия детей к водителям автотранспортного предприятия.

Цель: Развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность.

Задачи:

    Уточнять и расширять словарь детей по теме «Транспорт» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствовать грамматический строй речи: подбор родственных слов, употребление существительных в косвенных падежах, активизация словаря по теме «профессия».

    Развивать умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельно проявлять творчество, креативность, опыт. Развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развивать коммуникативные способности.

    Воспитывать умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитывать чувства эмпатии к родной природе.

    Вырабатывать и закреплять диафрагмальный тип дыхания устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время речи. Устранять грамматичное использование слов в структуре связной речи.

Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, игрушки машин, письмо, посылка, карточки с буквами, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, мячик, указка.

Предварительная работа:

Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт».

Ход занятия:

1. Организационный момент и объявление темы занятия.

Стук в дверь. Принесли посылку.

Ребята, посмотрите, какая посылка: большая, красивая. Прислали ее вам водители с автотранспортного предприятия. Не хотите посмотреть, что там внутри? Мне тоже так интересно посмотреть, что они вам прислали.

Обращение водителей к ребятам:

«Здравствуйте, ребята. Пишут вам водители автотранспортного предприятия. Мы посылаем посылку с сюрпризами: чтобы отгадать, что внутри посылки, написали вам слова, по которым вы должны составить в кроссворде слово по первым буквам этих слов. Слова эти необычные, связанные одним из времен года, которое сейчас у нас за окном ».

(Логопед достает слова из посылки)

- Т еплая (карточка……………………………………………….)

- Р учьи (карточка …………………………………………………..)

- А прель (карточка …………………………………………………..)

- Н енастье (карточка …………………………………………………..)

- С осульки (карточка …………………………………………………..)

- П одснежник (карточка …………………………………………………..)

- О ттепель (карточка …………………………………………………..)

- Р анняя (карточка …………………………………………………..)

- Т рещит (карточка …………………………………………………..)

Молодцы. Какое слово получилось? (Транспорт ).

Итак, в посылке лежит транспорт. А какой транспорт, вы должны отгадать по загадкам, которые прислали водители:

Он в безбрежном океане Что за чудо – синий дом! Паровоз без колес!

Туч касается крылом. Ребятишек много в нем. Вот так чудо паровоз!

Развернется над лугами, Носит обувь из резины Не с ума ли он сошел-

Отливает серебром. И питается бензином. Прямо по морю пошел.

(Самолет)воздушный (Автобус)наземный (Пароход)водный

Молодцы. Назовите родственные слова к слову Транспорт.

(Транспортное депо, трансагенство, транспортировка, транспортник, транспортер, транспортный, транспортировать и т.д.)

Здесь еще есть картинки – эмоции. Вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к слову транспорт.

Транспорт – это хорошо, почему? (Потому что можно ……………..)

Транспорт – это плохо, почему? (Потому что если ездить неаккуратно, не соблюдать правила дорожного движения, то можно попасть в аварию и т.д.)

Молодцы. Водители не просто так прислали посылку вам, они вас приглашают в гости туда, откуда они начинают свой путь, работу. Хотите к ним съездить, ребята? (Да.)

Сегодня мы с вами отправимся в автотранспортное предприятие, где работают водители на различных машинах. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью по теме «Транспорт» у водителей, которые там работают. Водитель, который повезет нас, должен хорошо видеть и знать правила дорожного движения. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.

2. Зрительная гимнастика

Дети смотрят на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см., и на счет «1-4» приближаем его к кончику носа, затем переводят взор вдаль на счет «1-6». Повторить 4-5 раз.

Молодцы ребята. Глазки отдохнули. А что водители и пешеходы встречают на дороге? (На дороге водители и пешеходы могут увидеть светофор). Правильно. А сейчас я проверю, как вы знаете цвета светофора.

«Светофор» Динамическая пауза

Три цвета есть у светофора. Логопед показывает 3 круга

Они понятны для шофера:

Красный цвет – проезда нет. (Если я покажу красный – вы стоите на месте)

Желтый – будь готов к пути, (показав желтый цвет – нужно приготовиться)

а зеленый свет – кати, (показав зеленый – дети имитируют движения).

Дети садятся на свои места.

Молодцы, теперь я вижу, что вы готовы отправиться дальше в путь. А в этом нам помогут наши условные знаки.

3. Предварительная беседа по схеме ведения диалога в форме интервью.

Вам эти условные знаки уже знакомы. Поэтому мы только рассмотрим основную часть беседы по теме «транспорт».

Посмотрите на первый условный знак. Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.

Взгляните, что изображено и что должен говорить корреспондент, увидев следующий условный знак? (Нарисовано пожатие рук.)

Корреспондент говорит (Здравствуйте. Добрый день…)

Молодцы! Следующий условный знак нам подскажет о чем говорить: «Позвольте представиться». (Позвольте представиться. Меня зовут Катя, Сабина..)

Молодцы! А что изображено дальше? Какой следующий вопрос будет задавать корреспондент? (Объявление темы диалога. Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Транспорте» )

Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Транспорт )

Какие виды транспорта вам известны? (наземный, воздушный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, водный)

Какие автомобили ездят в Новом Уренгое? (Легковые, грузовые, специальные)

На каком виде транспорта вы сегодня приехали в садик?

Как называется транспорт, который перевозит людей?

Как называется транспорт, который перевозит грузы?

На каком виде транспорта, вы предпочитаете передвигаться?

О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено? (На пятой схеме нарисованы эмоции, настроения.)

Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы возите людей на автобусах, на самолетах, на корабле)

Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает? (Изображена скорая помощь. Здоровье человека….)

Этот знак обозначает безопасность. Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время передвижения на транспорте?)

Следующий условный знак обозначает выход из диалога.

(Вы очень интересно рассказывали…)

Седьмая схема обозначает «Благодарность». (Спасибо вам за рассказ.)

Молодцы! Водители, которые ждут нас в автотранспортном предприятии, знают, кто, чем управляет. А вы знаете? Я тоже хочу проверить, справитесь ли вы с этим заданием. А в этом нам поможет озорной мячик.

    Динамическая пауза.

Игра с мячом «Кто чем управляет?»

Нужно продолжить предложение.

Автобусом управляет ….водитель,

Грузовиком управляет ……шофер,

Поездом управляет …..машинист,

Вертолетом управляет …. Вертолетчик,

Самолетом управляет …….Летчик,

Мотоциклом управляет …мотоциклист,

Велосипедом управляет …велосипедист

5. Распределение ролей.

Дети остаются в кругу и тянут жребий или бумажку. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.

6. Экскурсия детей в автотранспортное предприятие.

Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться в автотранспортное предприятие. (Проводится упражнение на общую моторику).

Мы приехали в автотранспортное предприятие, фотограф не забывает фотографировать разнообразные машины. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми, видеооператор - снимает.

7. Итог занятия.

Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о транспорте. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Водители решили вам преподнести веселые машинки с надписями: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, собеседнику, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, где нарисовано, по центру, земля, вода, воздух. Все это говориться одним словыом – транспорт. Вместе с Ольгой Николаевной нарисуйте вокруг АТП разные виды транспорта, о которых мы сегодня с вами беседовали, и брали интервью. Пока-пока.


Схема составления связного высказывания

по лексической теме «Транспорт»


Список литературы.

    Ванюхина Г.А. Секреты-советы связной речи. Сборник – 3. Новоуральск, 2005 – 68 с.

    Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 256 с. – (Логопед в

    Покутнева С.А. Развитие связной речи у дошкольников с нарушением зрения. Киев, 1988.

    Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. М., 2003.

    Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ,2002. – 144 с.

    Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 176 с.

Список интернет-ресурсов: