План конспект урока история возникновения кукол. Конспект урока по ручному труду «Народная кукла

  • 25.09.2019

Пестрых Лидия
Конспект занятия «Тряпичная кукла Закрутка»

Конспект занятия

«Тряпичная кукла Закрутка »

Воспитатель Лидия Александровна Пестрых

Тема : Тряпичная кукла Закрутка

Цель. Извлечение красоты из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.

1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом , проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла .

3. Закрепление удетей трудовых навыков : складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Пополнить словарный запас детей : ремесло, технология.

Материалы.

Коляска с куклой . Набор тряпичных кукол , презентация «Тряпичная кукла »

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Вата для объема;

Тесьма для пояса.

Аудиозапись спокойной музыки

Предварительная работа :

Беседа с детьми о русских народных игрушках.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Проходите, присаживайтесь.

Дети : Здравствуйте.

Дети садятся на стулья в игровой зоне.

Сюрпризный момент : Воспитатель приходит с коляской,успокаивая сидящую в ней куклу Машу , и говорит ей : «Все дорогая скоро будем дома, успокойся, не плач. Вот посмотри сколько здесь деток»

Но моя куколка грустит : не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей, кукле будет веселей .

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Воспитатель, обращаясь, детям говорит : Ребята вот к нам в гости пришла куколка и ей очень хочется поиграть с подружками. Давайте ей поможем.

Дети : да

Воспитатель : Сейчас Вам расскажу о куколке. Посмотрите на экран (на экране презентация «История тряпичной куклы » .

Это рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы , и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы , заключается в том, что сделана она без иголки и безлика–без лица. Для ребенка кукла была игрушкой-подружкой и оберегом одновременно. Сделанная с любовью своими руками куколка, была предметом гордости ее мастерицы.

Воспитатель : Кто играл с тряпичной куклой ?

Дети : Наши бабушки.

Воспитатель : Кто мастерил эти куклы ?

Дети : Их бабушки.

Воспитатель : Бабушки наших бабушек занимались изготовлением кукол, это занятие называлось - ремеслом. Но им нужны помощники, которые назывались «подмастерья» . Я приглашаю вас с страну ремесла, где я мастер, а вы подмастерье. Вы согласны?

Дети : Да мы согласны.

Дети садятся за столы.

Воспитатель : Тогда мы приступаем к изготовлению тряпичной куклы «Закрутка » . Но обязательно будем соблюдать «технологию» . Сейчас я вам буду показывать.

Воспитатель показывает и комментирует.

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива .

В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.

Выполняем тугое закручивание . Получилась скрутка - ролик. Это «туловище» нашей куколки. На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.

Воспитатель : А, сейчас давайте все отложим в сторонку.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель : Дети, возьмите в руки остаток ваты и покатайте его в ладонях, а глазками посмотрим в потолок, в пол, на окно, на дверь. Повторяем два раза.

Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой. Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы .

Формируем руки : определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину. Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно. Основа нашей куклы готова .

Физминутка : «Матрешки»

Хлопают в ладошки

(хлопать в ладоши перед собой)

Дружные матрешки.

(повторить хлопки еще раз)

На ногах сапожки,

(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись,

(наклоны вправо – влево)

Всем знакомым поклонись.

(наклон головы вперед с поворотом туловища)

Девчонки озорные,

(наклоны головы вправо-влево)

Матрешки расписные.

(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)

В сарафанах наших пестрых

(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

(хлопок в ладоши перед собой)

Веселые матрешки.

(хлопок по парте, повторить еще раз)

А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Сделаем кукле сарафан . Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе. Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри. Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем. Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Кукла просто загляденье ,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Воспитатель : Давайте подарим одну куколку нашей гостье. Чтобы она с ними играла.

Воспитатель : (подкатывает Машу, они поочередно показывают ей свою куклу ) Как тебе, подружки? Как тебе игрушки?

Воспитатель от имени Маши : Хороши то как, милы то как. Добренькие!

Воспитатель : Они всегда будут добрыми? Почему?

Дети : Да. Всегда. Они сделаны с любовью.

Воспитатель : Наши куклы и Маша еще маленькие?

Дети : Маленькие.

Воспитатель : А, маленькие детки много спят?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда и нашим куклам- Закруткам и Маши нужно немного отдохнуть, поспать. Они на славу потрудились. (Все встают в кружок)

Споем им колыбельную песенку :

Баю-баю-баю-баю

Не ложись, дитя, на краю,

С краю свалишься,

Мамы схватишься.

Придет серенький волчок,

Схватит детку за бочок,

Схватит детку за бочок

И потащит во лесок.

И потащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется.

А теперь давайте их уложим в колыбель. Дети укладывают кукол в люльку. Коляска с Машей ставится рядом. Дети проходят на свои места.

Воспитатель : Пока наши куклы спят мы вспомним чему сегодня научились? В нашей мастерской?

Дети : Делать куклы .

Воспитатель : Вам понравилось заниматься этим ремеслом наших бабушек. Я советую вам сделать таких кукол дома с мамами и научить их.

Публикации по теме:

«Тряпичная кукла - народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации В семье и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у.

Чувашская тряпичная кукла История чувашской народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего.

Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла») Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ:.

По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Татьяна Коршева

Введение

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла ? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека , она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям. Каждая девочка любит играть в куклы , да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье : «Чем дольше девочка играет в куклы , тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы , в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек , так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы , тем спокойнее была атмосфера в семье.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла . В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети , пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном : у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро : туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова .

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов . Было большое многообразие кукол.

Цели :

Развивающая : воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре. Приобщение к традициям семейного уклада наших предков.

Дидактическая : Знакомство учащихся с многообразием традиционных русских кукол – оберегов.

Воспитывающая : Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.

Задачи урока :

Сформировать понятие о народной кукле , ее разновидностях и типах.

Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки.

Вид урока : комбинированный – Теоретическая часть и практическая работа.

Объект работы : Кукла – пеленашка , выполненная из натуральных тканей без использования иголки.

Материально-техническое оснащение :

Презентация, проектор, экран;

Куклы различных типов ;

Хлопчатобумажная ткань различных расцветок и белая, суровая нить, тесьма или ленточка.

Ход урока:

Теоретическая часть :

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению кукол – оберегов.

С самого раннего детства вас окружают игрушки, большинство из них изготовлены на заводе. Чаще всего такие игрушки изготовлены из синтетических материалов, они имеют стандартную форму и окраску. А вот игрушки, которые мы сейчас увидим, все разные, потому что они сделаны вручную . С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа . Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию : считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой . По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая. Большинство кукол на Руси были оберегами. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Сейчас мы с вами познакомимся с такими куклами .

Пеленашка - Когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала в люльку , что бы та согревала ее. А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку над люлькой, чтобы малыш смотрел на неё и не плакал, пока мама занята делами по хозяйству.

Неразлучники - Муж и жена - две половинки одного целого. Их дарили молодым на свадьбу. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

Крупеничка - эту куклу делали полной с большим животом. Она символизировала богатство - хороший урожай хлеба. Поэтому и набивалась кукла пшеницей или гречей .

Вепсская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла , символизирующая плодородие и достаток. Она охраняла ребёнка с колыбели. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней : смотрели, как парень берет эту куклу , на что обращает внимание, готов ли к женитьбе.

Закрутка-Кувадка (или Кувадка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая, позже – синяя и белая, подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.

Домашняя Масленица– её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. "Домашняя Масленица ’’символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей’’встречали жениха и невесту.

Мартинички- раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания"весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами : из белых ниток– символ уходящей зимы, из красных– символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

Некоторые обрядовые куклы были лечебные . Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав : тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по– своему . Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Десятиручка - кукла , предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж) . Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы , соломы, лыка и красиво оформляли.

Лихоманки- куклы особенные ,это своего рода приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Верили наши бабушки, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них. Поэтому кукол Лихоманок делают из ярких, очень бросающихся в глаза тканей.

Слайд № 9, 10, 11.

Практическая часть :

А теперь ребята я вам предлагаю самим сделать куклу пеленашку . Демонстрация схемы изготовления куклы и пошаговая инструкция.

Эта кукляшка - пеленашка делается быстро и очень просто. Отрываем полоску ткани шириной не более 5см. Цвет ткани : от белого, до бежевого,

Пелёночку делаем размером немногим больше самой скатки - лялечки. Подойдёт ситец с мелким рисунком или однотонный. Детали все отрываем, не режем

Укладываем лялюшечку прямо посередине пелёночки.

Верхним срезом пелёночки огибаем голову нашему младенчику. Край можно чуть-чуть подогнуть, чтобы не свисала бахрома. Все складочки на пелёнке формируем симметрично, равномерно.

Заключение :

С обрядовыми куклами никогда не разрешалось играть. В крестьянской семье скапливалось до 500 обрядовых кукол. Хранились они в ларце или туеске подальше от чужих глаз. И если в дом приходила беда, доставали определенную куклу и просили у нее благополучия, а потом снова убирали на место.

Литература

1. Берстенева Е. В, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок» , Белый город, 2010 г.

2. Дайн Г. Л., М. Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла » , Культура и традиции, 2007 г.

3. Даль В. И Толковый словарь живого великорусского языка. - М, 2009.

4. Забылин М. «Русский народ » , М, 1992;

5. Котова И. Н., Котова А. С. "Русские обряды и традиции. Народная кукла " - СПб. ,2006;

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М, 1996.

7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь. - М, 1998.

8. И. Н. Котова, А. С. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная кукла » . Санкт-Петербург. «Паритет» . 2003г




Описание материала : предлагаю вам конспект занятия для детей 10-13 лет. Данный материал будет полезен для проведения тематических занятий, направленных на воспитание народной культуры, развитие интереса к народному творчеству.

Цель: развитие интереса к истокам народного творчества.

Задачи:

Образовательные : сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.

Развивающие : развивать творческое мышление, память, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к памяти предков, своей истории.

Демонстрационный материал: тряпичные куклы, материалы для их изготовления.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Лекция педагога.

Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её "крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.

Крестовушку делали на Троицу. Она символизировала Троицкий Семик - единство девушки, креста и березы. Как на березу, на куклу повязывали ленточки, крест делали из березовых веточек. Такую куклу ставили в доме на Троицу на видное место.

Здравницу (травницу ) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.

Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.

Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

Покосницу "крутили" к сенокосу. Кукла была нарядной, яркой. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.

Были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка - первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.

Чтобы успеть выполнить всю домашнюю работу, придумали женщины себе помощниц - многоручек. Таких кукол делали в день Покрова, когда заканчивались работы в поле и женщины садились за рукоделие. Каждой руке наказывали, в каком деле она должна быть помощницей. Кукла - шестиручка оберегала мастерицу в работе, помогала ей по хозяйству.

Делали в Сильвестров день рано утром всей семьей. Куклы сворачивались из лоскутков ткани разного цвета и перевязывались красной нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя: Ленея, Авея, Агнея, Ледея, Желтея, Немея, Ветрея, Трясея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея - всего 12 штук. Подвешивались куклы на нитке над печной трубой или дверью. По поверью, в этот день из преисподни вылетали злые лихорадки. Они влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь.

О куклах - оберегах слагали сказки, в которых они охраняли, спасали, давали мудрые советы, выполняли работу за своих хозяек. В русской народной сказке "Василиса Прекрасная" тряпичная кукла во всем помогает Василисе: "Василиса сама, бывало, не поест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, когда все улягутся спать, она запрется в своём чуланчике и потчует её, приговаривая: "На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и утешит её в горе и даст ей советы, а наутро всякую работу за Василису справит…"

Конспект

совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы из цикла занятий проекта «Мир кукол»:

по теме «Путешествие в мир кукол»

(воспитатель ИЗО Анисимова Марина Александровна)

Цель:

Воспитание любви к народной культуре через знакомство дошкольников с образом народной куклы. Задачи:

Обучающие

Научить основным технологическим приемам изготовления народной куклы;

Закрепить полученные знания и умения на практике.

Развивающие

Формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол;

Развивать креативное мышление

Совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)

Расширять словарный запас: коллекционная, театральная куклы, «зернушка», «травница», «пеленашка».

Воспитательные

Развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать бережное отношение к народной культуре, интерес к народному творчеству, через изготовление кукол из ткани;

Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

Методы и приемы

информационно – рецептивный

словесный

наглядный

рассматривание, образец воспитателя

беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово.

сотворчество педагога с детьми, выполнение работы детьми.

Материалы : ноутбук, видео «сказочной бабушки», магнитофон, схемы –слайды последовательность изготовления куклы, разнообразные современные куклы (коллекционная, интерактивная, сенсорная, образцы тряпичных кукол (зернушка, травница, пеленашка).

Раздаточный материал

Ткань х/б белого цвета 20 x 20 (для туловища)

Ткань х/б разноцветная с крупным рисунком (для грудок)

Ткань треугольной формы цветная для косынки

Ножницы, вата, розовые шерстяные нитки, ножницы.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Мне подсказали, что здесь дружные добрые и отзывчивые дети. И мне захотелось познакомиться с вами. А этот чудесный мешочек поможет нам.

Меня зовут Марина Александровна (передаем мешочек по кругу, дети по очереди называют с в ои имена )

– (нажимаю на мешочек раздается смех ) Сколько наших добрых улыбок собралось в этом мешочке.

- (раздается аудиозапись ). Дорогие дети и уважаемые взрослые приглашаем Вас посетить необычную выставку кукол.

Давайте посетим и полюбуемся разнообразием кукол.

А у кукол этих чудных не бывает выходных

Ведь они все ждут на полках посетителей своих.

Как много разных кукол и у каждой своя история.

Эти куклы коллекционные, у них добрые выразительные глаза, милые улыбки – этими куклами любуются и украшают свои дома.

(фарфоровая кукла)

Эта кукла не просто игрушка

Это и дочка для вас и подружка

Даже вопрос ей можно задать

Песенку спеть и стихи рассказать.

(интерактивная кукла )

Кукла клоун с работой справляется

Согласно сценарию роль исполняется.

Она умеет двигаться… (кукла-клоун-марионетка)

– С этим персонажем сказки вы наверно все знакомы, кто это? Это тоже кукла, только она необычная. Давайте хлопнем в ладоши. ( кукла электронная –Баба Яга - смеётся )

Оглянитесь все вокруг вот компьютер – верный друг

Он наверно нам поможет, окунуться в сказку сможем.

(нажимаю на мышку появляется фрагмент к сказке )

(Говорит бабушка с экрана компьютера )

Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Приготовила я для вас сундучок не простой, а живут в нем необычные куклы В старину на Руси кукол делали для разных случаев. таких кукол не купишь в магазинах, сделаны они своими руками откройте и посмотрите.

- Спасибо тебе бабушка. (открываю сунду чо к).

Как много кукол Я расскажу о некоторых из них. Названия кукол были очень просты и наивны.

Вот Кукла – зернушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Её обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным.

А маленькому малышке мама делала куклу – пеленашку. Куколка вкладывалась в ладошку, чтоб малыш мог ей играть.

А вот эта кукла «Кубышка – травница» её изготавливали для лечения людей, у неё в юбочке лекарственные травы.

Давным – давно таких кукол делали не для продажи, а для себя. Их мастерили, сматывали, скручивали, сворачивали, неспешно, обстоятельно. С надеждой, а главное с большой любовью.

А сейчас поиграем : (физ.минутка )

Бабушка Танюшке куклу подарила

Глазки голубые и румянец милый

Светлая головка, маленькие ножки

Платье кружевное, красные сапожки

Жил с Танюшкою вместе котик полосатый

Он качал ей люльку лапочкой мохнатой.

Хотите попробовать сами смастерить вот такую куклу?(показываю образец куклы ). Эта кукла – подружка. С ней можно поиграть, её можно подарить, её можно рассказывать свои секреты, а когда укладывались детки с ней спать мама пела песенку: «Сонница – бессонница не играй с моим деткой, а играй с этой куколкой».

Садитесь за столы, открывайте свои сундучки, а поможет нам в этом компьютер. (включаю презентацию, дети самостоятельно выполняют работу)

Давайте полюбуемся на ваших куколок. В старину никогда куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по дому их берегли. Кукол разрешалось брать в гости.

Сегодня Вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда.

Какой прямо сейчас хочется поиграть? Какую куклу хочется подарить лучшему другу? А какую, хочется взять с собой в кроватку?

Какие куклы Вам запомнились?

На память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие буклеты с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол.

План – конспект урока технологии 6 класс
Тема: Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»
Класс: шестой
Тип урока: освоения новых знаний.
Цель урока: Развитие художественной творческой активности обучающихся посредством
освоения технологии изготовления куклы Колокольчик.
Задачи:
­ познакомить с историей и изготовлением русской тряпичной куклы Колокольчик;
­ расширять знания о видах декоративно­прикладного творчества, по истории народной
художественной культуры;
­способствовать развитию эстетического и художественного вкуса,
­развитию индивидуальных и творческих способностей детей, посредством освоения технологии
изготовления куклы Колокольчик;
­способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение
народного творчества, сохранение, возрождение и уважение к традициям духовной культуры
русского народа;
Планируемые образовательные результаты:
­ учащиеся создадут куколку – оберег из ткани;
­ научатся планировать работу, совместно оценивать результат работы;
Формирование УУД:
Личностные
­ мотивация учебной деятельности (социальная, учебно­познавательная и внешняя).
­ умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
­ умение устанавливать связи между целью и результатом своей деятельности;
­ умение применять полученные знания и умения в практической деятельности
Метапредметные:
Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем (изготовить куколку­оберег из
ткани), используя технологическую карту в работе; выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач; в сотрудничестве с
учителем формулировать тему урока и цель своей деятельности;
Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и
сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности).
Оборудование:
 ПК;

мультимедийная презентация к уроку;
интерактивная доска;
Структура урока:
1. Организационный этап. Актуализация знаний.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока. Целеполагание.
3. Мотивация. Этап усвоения новых знаний и способов действий
4. Изучение нового материала
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа
7. Этап закрепления знаний.
8. Этап рефлексии.
9. Этап подведения итогов урока.
Ход занятия.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!хотелось бы урок начать со стихотворения Л. Рубальской
1.Организационный этап
Фея знала свое дело
И летая в небесах
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушных
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям Фея.
Потому что это­средство
Чтобы вечно помнить детство.
2. Актуализация знаний
(В руках учителя появляется народная кукла колокольчик)
Учитель: Девочки, что у меня в руках? (Ответы детей)
(Появляется современная кукла.) А сейчас?
Учитель: Что вы можете сказать об этих куклах?
Учитель. Вам интересно узнать, как появилась кукла?
Слайд 3. (Учебный видеоролик Кукла, кто она? Откуда родом? Время ­ 4:09 мин. Скачать
видеоролик можно здесь ­> http://www.youtube.com/watch?v=H2MaAXBBfAg)
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Трудно сказать точно, но кукла
как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад – это подтверждают раскопки под
Новгородом. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежит маленькому
римлянину, жившему за 3000 лет до нашей эры.
Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю
культуры, страны и традиции своего народа, отражая их движение и развитие. Условная
человекоподобная фигурка когда­то выполняла магическую роль, служила оберегом; являлась
символом счастья, добра, благополучия и продолжения рода. Она участвовала в обрядах и
праздниках, в ритуальных событиях круга жизни, сопровождая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут,
украшение – все эти её значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную
функцию общения. В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах,
запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в
приданое.
Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с
использованием старинных техник и технологий. С давних времён кукол делали из травы, веточек и
лоскутиков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
Матерчатая кукла ­ простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку",
тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков,
волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось
белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него
злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для нас.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору. «Белолика, грудаста, и коса
есть непременно, и упряжена хоть куда» ­ образный перепев, «потешный» эталон «Бабьей красы»,
близкий по сути своей фольклорному образу «девицы – красавицы». Так что литературный образ
становится почти иллюстративным:
Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами – великолепный образец
для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно – прикладному и
текстильному дизайну.
Учитель: Какую роль выполняет кукла в вашей жизни?
(Идёт диалог, сравнение современной куклы и народной)
В наш век куклы ­ это, чаще всего, детские игрушки.
С куклами играли все, как девочки, так и мальчики.
Считалось, чем дольше играет ребёнок в куклы, тем богаче будет его семья.
В кукле отразились народные представления о жизни предков, о мире, добре,
красоте.
Условная человекоподобная фигурка когда­то выполняла магическую роль, служила
оберегом для дома и семьи, являлась символом счастья, добра, благополучия и
продолжения рода, защитой от бед, несчастий, сглаза.
Учитель: В каждой семье находилось около 100 видов кукол – оберегов.
Учитель: Девочки, что значит слово ОБЕРЕГ?
Где мы можем найти значение этого слова?
(Выслушиваются ответы детей)
(На доске слова ОБЕРЕГ – ТАЛИСМАН)
Значение слова зачитывают дети.
(Приложение)
Дети: Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее, человека от
различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и
который носят на теле в качестве талисмана.
Учитель: В оберегах – целая философия, мудрость, веками накопленная нашим
народом.
Учитель: Куклу давали сыну, который отправлялся на службу в армию,
мужу - в дорогу, на войну.
Учитель: Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает ему о доме, очаге.
Учитель: Чем же являлась кукла для наших предков?
От чего мог защитить семью оберег?
Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг.
Менялись быт, утварь, жильё и другие аспекты жизни.
Но неизменённым осталось свойственное людям стремление уберечь свой дом и
свою семью от невзгод.
3. Мотивация учащихся. Целеполагание.
Учитель: Девочки, зачем мы говорим о куклах­оберегах,
Девочки, попробуйте сформулировать тему урока,

(Ученики высказывают свои предположения. Пытаются определить тему
урока.)
Учитель: Ваши предположения подтвердились,
тема занятия Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»
иначе её называют кукла Добрых вестей.
Учитель. Какова цель урока? (Ответы учащихся)
Учитель: научиться изготавливать куклу «Колокольчик»
Учитель: Откройте тетради. Запишите дату ­ сегодня 21апреля и тему урока
Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик».
4. Изучение нового материала
Слайд 4. Виды традиционных тряпичных кукол по назначению:
Слайд 4. Игровые: Малышок – голышок, кукла с косой.
Слайд 5. Обрядовые: Масленица, Свадебная.
Слайд 6. Обереговые: Вепсская (Кормилка), Колокольчик.
Колокольчик
С давних времён люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий сглаза.
Они умели делать обереги.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных
опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на
теле в качестве талисмана.
Колокольчик – куколка добрых вестей. Её родина – Валдай. Оттуда и пошли
валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных
болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик
имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и
золотое. И счастье складывается тоже из трёх частей. Если телу хорошо, душе
радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка весёлая, задорная,
приносит в дом радость и веселье – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик,
человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в
нём радостное и весёлое настроение.
5. Физминутка
(Любопытная Варвара):
Любопытная Варвара
(поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево,
(Поворачивают корпус влево)
Смотрит вправо,
(Поворачивают корпус вправо)
Смотрит вверх,
(Поднимают голову вверх)
Смотрит вниз,
(Опускают голову вниз)
Чуть присела на карниз,
(Выполняют легкие полуприседания)
А с него свалилась вниз!
(Резко приседают)

6. Практическая работа
Цель этапа: изготовить куклу своими руками. Учиться работать с инструкционной
картой. Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Текущий инструктаж:
Проверка организации рабочих мест учащихся; проверка соблюдения правил техники
безопасности при выполнении задания; инструктирование по выполнению задания в
соответствии с инструкционной картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
Раздать дидактический материал: инструкционные карты, лекала 3­х кругов (~ 25х25 см;
20х20 см; 15х15 см), прямоугольника (~20х7 см).
Технологическая карта изготовления куклы колокольчика.
1.
Слайд 7. Для изготовления куклы вам понадобится: лекало, кусочек ваты,
карандаш, ножницы, нитки, цветные лоскутики.
Слайд 8. Вырезать из разноцветных кусочков ткани три круга разных диаметров.
Слайд 9. В центр самого большого круга вложить вату или синтепон, привязать
Слайд 10. Получившийся свёрток обернуть лоскутком меньшего диаметра и также
2.
3.
4.
колокольчик, и туго обмотать ниточкой.
плотно перевязать ниточкой.
Слайд 11. Вырезать из белой ткани небольшой прямоугольник для лица и ручек.
Таким же образом обернуть куколку самым маленьким лоскутком.
5.
Туго перевязать шейку.
Края белого лоскута завернуть на 1 см внутрь и перетянуть ниточкой, как манжеты.
6.
Слайд 12. Вырезать и повязать нарядный платочек и куколка – Колокольчик
готова.
7. Закрепление знаний
Что вы сегодня узнали нового?
Какое предназначение имели куклы в жизни человека?
Почему обереговые куклы были безликими?
1.
2.
3.

Откуда родом и какую функцию выполняет кукла – оберег Колокольчик?
Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, цель урока
4.
5.
достигнута?
8. Рефлексия
Учитель: на столах лежат наборы бусин, украсьте свою куклу зелеными
бусинкой, если у вас все получилось, желтой – вы испытывали небольшие
трудности, красной – урок не понравился.
Выставление оценок
Домашнее задание: Пофантазируйте и напишите рассказ «Жизнь оберега»
Любого, какой вам больше нравится, и на следующем уроке мы вас
послушаем.
Учитель: девочки, спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы.
Используемые ресурсы:
пособие) 2011г. – 176с.
1.
2.
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла (учебное методическое
http://clubs.ya.ru/4611686018427417901/replies.xml?item_no=17 История
тряпичной куклы
3.
Видеоролик (слайд – шоу) «Кукла, кто она? Откуда родом?» автор:
Ишина Н.Н. http://www.youtube.com/watch?v=H2MaAXBBfAg
4.
Школа физминуток. /Авт.­сост. В.И. Ковалько. – 2­е изд., перераб. –
М.:ВАКО, 2013. – 234 с. – (Мастерская учителя)