Жестокость и агрессия у подростков как социальное явление. Как появляется подростковая жестокость

  • 04.08.2019

Почему в последние годы так обострилась детская, подростковая жестокость. Откуда у детей и подростков такая нечеловечность (негуманность) и деструктивная агрессия по отношению к сверстникам во дворе, младшим детям и животным на улице, одноклассникам в школе? Как появляются жестокие дети-подростки в современном обществе?

Сегодня на сайте психологической помощи http://сайт вы, уважаемые посетители, узнаете все о подростковой, детской жестокости и осознанном агрессивном поведении в отношении других людей и животных, с точки зрения глубинной психологии.

Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления

На самом деле жестокие дети и подростки были и раньше, сегодняшнее «обострение» детской агрессии — это, скорее, обусловлено СМИ и Интернетом, а не реальным увеличением агрессивности, девиантного и делинквентного детского поведения.
Т.е. жестокое поведение подростков и детей стало достоянием общественности, поэтому и кажется, что ситуация сильно обострилась.

Хотя, в современном обществе, со слабым воспитанием подростков, профилактикой детской преступности, отсутствием многочисленных кружков и секций, занимающих свободное время, и малым влиянием школы на самосознание ребенка, а также, из-за влияния на неокрепшую детскую психику негативного, часто насильственного характера, контента из Интернета, телевидения и компьютерных игр, действительно наблюдается тенденция к росту детской и подростковой жестокости, особенно в отношениях со своими сверстниками, как правило изгоями в подростковой социальной группе.

Причины появления детской и подростковой жестокости

Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы.

Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия , однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…).

Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.
Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, может стать неосознанным программированием агрессивности у детей. Также и слишком большая забота и ласка по отношению к своему чаду, может дать толчок к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Часто бывает так, что родители (с виду вполне нормальная семья), узнав, что их ребенок (подросток) проявлял жестокость, например, в школе или во дворе, или был соучастником, хоть и пассивным, группового проявления агрессии, издевательства и насилия над сверстниками, вполне искренне недоумевают, испытывая некое замешательство и шок, от этого известия. Эти родители убеждены, искренне верят в то, что их мальчик или девочка не могли быть жестокими, т.к. ничего подобного за ними не замечали дома, мало того, они наоборот — добрые, ласковые и пушистые.

Однако факт остается фактом — ребенок-подросток почему-то проявил жестокость и агрессию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным или беспомощным взрослым (например, сильно пьяным)… А зачастую детскую жестокость и агрессивное поведение (чаще вербальное) можно наблюдать и в семье, по отношению к престарелым и беспомощным ее членам.

Заметьте — дети-подростки проявляют агрессию, основанную на эмоции гнева и жестокость только к тем, кто реально слабее…, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи…словом к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались. Например, подростки могут издеваться над кошкой, но пусть они попробуют попытать и побить тигра — тоже семейство кошачьих. Или, одно дело избить явно слабого и беззащитного сверстника, который особо то и ничего не сделал им плохого, а другое дело попробовать «наехать» на здорового взрослого мужика или полицейского… (если подросток может это сделать, то явно — он социопат…здесь уже нужен психиатр).

Плюс ко всему, большую роль в проявлении жестокого поведения подростков играет референтная группа, толпа с ее неформальным лидером, который уже может иметь проблемы с психикой, например являться социопатом или быть с реальными садистскими наклонностями.

Жестокие подростки по своей сути трусы и их «смелость» прямо пропорциональна количеству соучастников. Т.е., например, один — не нападет даже на слабого сверстника (один может помучить кошку); вдвоем — могут, но без серьезных издевательств; втроем-вчетвером — уже группа, уже могут быть вполне жестокими…, а если их 20, то могут напасть и на здорового мужика, особенно если в этой группе лидер социопат, который покажет пример и спровоцирует остальных (в референтной группе надо быть как все, как бы проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных.., иначе сам станешь изгоем и слабым звеном, к которому будут применены жестокие санкции — так работает подсознательное мышление жестоких подростков).


Скажете, причем здесь семья? Все очень просто. Очень часто ребенка воспитывают в дисгармонии, с недостатком любви и привития морально-нравственных качеств. Ребенок зачастую играет роль жертвы в детско-родительских отношениях — его либо ругают, в некоторых семьях серьезно наказывают, иногда с применением психологического и физического насилия, либо наоборот — ребенка слишком жалеют, ставят во главе угла, он растет по принципу «Кумира семьи» — в том и другом случае — это не проявление родительской любви и заботы, это делание из ребенка жертвы.

Сверхзабота и жалость — это не любовь, это родитель неосознанно показывает ребенку, что он беспомощный и сам ничего не может — жертва.
Насилие и жестокость в семье по отношению к ребенку — также, говорит ему, что он жертва.

И сверхзаботливый и жестокий родитель, на самом деле, только играет эту социальную роль, но не является настоящим любящим и заботливым родителем. Его подсознательная цель доказать себе и социуму, что он «хороший родитель» и выполняет свой долг по воспитанию, и он не виноват, что ребенок стал жестоким — он же «заботился» как мог, не жалея себя…

Жертвой подсознательно никто быть не хочет, и согласно правил психологической, социальной игры , ребенок должен защититься от этого (включается психологическая защита, например «Смещение»), обычно в подростковом возрасте, и ребенок может стать жестоким по отношению к другим (это как бы месть родителям, но смещенная на других).

Т.е. родители, сами того не понимая, по сути учат ребенка быть жестоким. А если к этому добавить фильмы со сценами насилия и подобные компьютерные игры — их дети и смотрят для того, чтобы проецировать себя и интроицировать на себя, идентифицироваться с жестокими героями, и хоть в фантазии или виртуально переключиться из жертвы в жестокого преследователя, тем самым как бы отработать негативы из головы — стать мачо, крутой девчонкой и т.п.

Если же ребенка реально любят в семье, а не «спасают» или «преследуют», делая из него жертву, плюс воспитание имеет не приказной и запретительный характер, а оно основано на авторитете родителя, особенно того же пола, то у подростка не будет потребности общаться в референтной группе с лидером социопатом, и не нужно будет кому-то доказывать, проявляя жестокость и насилие над слабыми, что он чего-то стоит в этой жизни, что он не жертва и не трус.

Тем же детям и подросткам, над кем совершают насилие и проявляют жестокость по отношению к ним, нужно также выйти из этой референтной группы и не играть по их правилам; нужно научиться стоять за себя, а для этого необходимо полюбить и зауважать себя, поднять самооценку и повысить жизненную Я-позицию . В это им могут помочь родители и авторитетные воспитатели, учителя, тренеры…

Методы избавления от жестокости у детей и подростков

Детская и подростковая жестокость уже стала неким социальным феноменом. Поэтому, чтобы избавиться от проявления жестокости у детей-подростков, нужно задействовать все общественные институты. Начать с семьи, как первичной ячейки общества, продолжить в детсаду и школе, привлечь кружки и секции, и закончить ВУЗами и коллективами на предприятиях.

Насилие с применением особой жестокости — понятие широко встречающееся в уголовном праве. И подростки, особенно те, кто достиг возраста уголовной ответственности, могут быть наказаны обществом за свою жестокость.

Однако, большинство жестоких детей-подростков, как отмечено выше, не являются садистами и социопатами, поэтому они могут исправиться и без исправительных и лечебных учреждений. Им нужна помощь и поддержка взрослых, в первую очередь родителей и учителей, тренеров и наставников, старших самосознательных товарищей.

Многие дети начинают проявлять агрессию еще в раннем возрасте, и обнаруживая попускательское отношение взрослых, продолжают развивать в себе эту черту. Из-за чего же в обществе появляются жестокие подростки, и можно ли как-то бороться с их агрессией?

Влияние семьи на зарождение подростковой жестокости

Жестокость подростков может зарождаться сразу по нескольким причинам, и негативное воздействие здесь оказывают как сами родители, так и окружение школьника.

Так, например, одной из основных причин подобной агрессии психологи называют равнодушие взрослых к проблемам ребенка. В подростковом возрасте школьник испытывает серьезное психологическое и эмоциональное давление, поэтому ему требуется поддержка близких людей. Однако, поглощенные карьерой и личными проблемами родители, порой игнорируют интересы своего чада. Не получив достойную поддержку и помощь, школьник замыкается в себе, выплескивая свои проблемы в реальную жизнь в виде вспышек необъяснимой агрессии. Причем жестокость ребенка порой проявляется не только по отношению к окружающим, но и по отношению к самому себе.

Еще одна причина жестокого поведения подростков по отношению к окружающим — негативное влияние среды, в которой ему приходится жить. Зачастую в семьях, где один из родителей страдает некой формой зависимости (алкогольной или наркотической), дети вырастают агрессивными и жестокими. Разумеется, это не касается каждого ребенка, вышедшего из неблагополучной среды, но негативный пример взрослых в любом случае оказывает то или иное негативное влияние на психику ребенка. Стараясь показать свое безразличие к сложившейся в семье ситуации, ребенок все чаще и чаще проявляет агрессивность к тем детям, которым больше повезло в плане семейного благополучия.

Агрессию ребенок может перенять и непосредственно от самих родителей. Если глава семьи часто занимается рукоприкладством, это становится серьезной причиной для зарождения жестокости в сердце подростка. В дальнейшем ситуация будет только ухудшаться, да и поведение школьника станет еще более вопиющим. Именно поэтому при наличии стимулов для развития жестокости, исходящих из семьи, ребенку стоит как можно быстрее обратиться к психологу. Профессиональная помощь поможет справиться с личностным кризисом, подавив чрезмерную агрессию.

Влияние круга общения на зарождение подростковой жестокости

Подростковая жестокость порой никак не связана с положением в семье. Часто случается так, что абсолютно благополучная ячейка общества выпускает в мир жестокого и крайне агрессивного подростка. Поведение школьника может измениться буквально за несколько недель: еще вчера ребенок казался послушным и ласковым, а сейчас никак не реагирует на ласку взрослых, проявляя невероятную агрессию.

В таких ситуациях проблема обычно кроется в изменении круга общения. Если школьник начал общаться не с самыми порядочными сверстниками, то он немедленно начнет перенимать их повадки. Иногда даже самые порядочные дети, попав в дурную компанию начинают проявлять жестокость по отношению к окружающим, учителям и родителям.

Еще одна причина зарождения подростковой жестокости — желание избавиться от прежнего имиджа. Иногда дети, которых обижают в классе и подвергают насмешкам, превращаются в настоящих агрессоров и диктаторов с глубокой внутренней травмой. Им необходима срочная помощь специалистов, а иначе модель поведения будет ухудшаться с каждым днем, что может в итоге привести к крайне негативным подростковым изменениям. Иногда такие забитые дети превращаются в беспощадных садистов по одной-единственной причине: они никогда не видели жалости со стороны окружающих.

Зачастую агрессия ребенка зарождается из-за конфликтов с преподавателями или первых неудач в любви. Детская психика, сформировавшаяся не до конца, оказывается неготовой к подобным ударам судьбы. В результате, агрессия оказывается лишь средством борьбы со своими комплексами. Если проблема продолжает развиваться, то общее поведение школьника ухудшается, а его агрессия по отношению к окружающим возрастает.

Прочие стимулы зарождения детской жестокости

Конечно,бывают случаи, когда детская жестокость начинает зарождаться в раннем возрасте, еще до поступления в школу, но такие случаи крайне редки и связаны с серьезными нарушениями психики. Чаще всего жестокость и агрессия, как черты детского характера, появляются именно в подростковом возрасте. Связано это с элементарными внутренними перестройками организма. Ребенок изменяется в психологическом и физиологическом смысле, что оборачивается комплексами и постоянными депрессиями. Дети внезапно сталкиваются со взрослым миром и приспосабливаются к нему при помощи повышенной и порой необоснованной жестокости.

Постоянные гормональные скачки приводят к тому, что дети буквально не способы контролировать приступы ярости, а это оборачивается проблемами в семье, недопониманием со стороны друзей.

Сейчас довольно часто психологи рассуждают на тему того, как современная культура влияет на увеличение уровня жестокости у подростков. Многие фильмы изобилуют откровенными и агрессивными сценами, а ролевыми моделями для детей становятся далеко не самые позитивные музыканты и актеры с порой неадекватным поведением. В результате, ровняясь на любимых персонажей из фильмов или на реальных актеров с неадекватным поведением, дети порой перенимают их привычки и нюансы поведения в обществе.

Сильно влияют на подростков и современные компьютерные игры. Их чрезмерная жестокость и гиперболизированная активность заставляет детей все время чувствовать напряжение и злость. Изучая этот вопрос, психологи неоднократно доказывали, что большая любовь к компьютерным играм и взрослым, агрессивным фильмам приводит к нарушениям в поведении ребенка. Подростки буквально не могут контролировать свою жестокость, что оборачивается плачевными результатами в плане их нормальной социализации.

Первые признаки зародившейся агрессивности заметить несложно: ребенок начинает хуже учиться, он уже не так охотно выполняет домашние задания и грубит родителям. Авторитет старших не кажется подростку непререкаемым, и это сказывается на общей модели поведения. Однако взрослые часто игнорируют эти первые признаки зарождающейся агрессии, списывая их на подростковый кризис. Именно поэтому жестокость, уже зародившаяся в сердце ребенка, продолжает развиваться беспрепятственно. Если сейчас взрослые не начнут заботиться о будущем психологическом состоянии младшего члена семьи, предотвратить его моральное разложение в будущем будет уже невозможно.

Намного проще бороться с детской жестокостью в том случае, если между ребенком и родителям воцарились доверительные, близкие отношения. В таком случае, маме и папе стоит поговорить с подростком, объяснить, что его поведение ранит окружающих и доставляет им много неудобств. На ранних этапах развития проблемы, подобная беседа еще может помочь.

Если же отношения между ребенком и взрослыми оставляют желать лучшего, придется обращаться к помощи профессионалов. Психологи знают, как аккуратно воздействовать на ролевые модели подростка, в корне изменяя его повседневное поведение. Постоянные беседы с подростком в итоге приведут к тому, что он откажется от беспочвенной жестокости и агрессии.

Зачастую зарождение данной проблемы связано с появлением чувств, которые раньше подростку были незнакомы. Так, например, если в семье появляется второй малыш, школьник может испытывать жгучую ревность, которая и выльется в повышенную жестокость. Выявив причину зародившейся проблемы, взрослым нужно постараться сделать старшего ребенка важной частью жизни младшего. Как только подросток осознает, что родители его все также любят и уважают, его чрезмерная агрессия сойдет на нет.

Зачастую из-за собственной занятости родители даже не стараются контролировать интересы своего чада не пытаются разговаривать с ним, вводя лишь беспочвенные ограничения. Не стоит забывать, что в подростковом возрасте дети стремятся к независимости, они всеми силами стараются доказать свою состоятельность, как личности. Вводя постоянные ограничения, взрослые добьются лишь того, что поведение ребенка продолжит ухудшаться. Чрезмерное давление со стороны окружающих выльется в настоящую волну ярости, справиться с которой порой бывает невозможно. Именно поэтому действовать нужно осторожно, день за днем доказывая ребенку свою любовь и стремление поддержать его.

Постепенно, по мере взросления, агрессия будет уходить на второй план, собственно, как и жестокость. Справиться самостоятельно с подобными внутренними демонами подростку бывает крайне сложно, поэтому замечательно, если рядом с ним окажутся понимающие родители, готовые поддержать в любой, даже самой спорной ситуации. Без соответствующего внимания к проблемами младшего члена семьи, его жестокость продолжит прогрессировать.

Детская агрессия — настоящий бич современного общества, и бороться с этой проблемой крайне сложно, особенно, если родители ребенка не заинтересованы в помощи ему. В возрасте 14-17 лет подростку требуется дополнительное внимание со стороны близких, и без него ребенок просто замкнется в себе, а уровень его жестокости будет расти день ото дня, ухудшая отношения и со взрослыми, и со сверстниками.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; осмысление и анализ психологических и социологических исследований.

Задачи: развитие нравственных личностных качеств: доброта, желание помогать, сочувствие, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным.

Подготовительная работа : анкетирование учащихся.

Оборудование : презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Классный час начинается с чтения фрагмента стихотворения, на слайдах в это время идет демонстрация фотографий, демонстрирующих сцены насилия.(Слайд 1)

В наш общий мир, в наш общий дом
Вошли жестокость и усталость.
И я жалею лишь о том,
Что к сущему исчезла жалость.
Мы разучились отличать
Добро от зла и тьму от света.
И, покорив себе людей,
Жестокость празднует смотрины,
Наотмашь бьет врагов, друзей,
Сердца, и лица, и витрины.
И нам как - будто не видна
Всей этой жизни однобокость,
Поскольку в душах лишь одна
Её величество – ЖЕСТОКОСТЬ.

Подростки избили мужчину, в ответ на его замечание; девочки издевались над одноклассницей только из-за того, что «не одевается» дорого и модно; 12 летний избил бабушку, требуя деньги. Перечислять примеры подростковой жестокости, которые в последнее время мы очень часто слышим в новостях или читаем о них в газетах можно очень долго.

Подростковая жестокость -эта тема становится актуальной в России. С каждым годом преступников, не достигших 18 лет, становится все больше. В чем причина «озверения» подростков?

По утверждениям социологов, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство - стало нормой, теперь маты от подростков слышны на каждом шагу, а «послать» могут любого, невзирая на возраст и положение.

О том, почему такое происходит с нами сегодня я и хотела поговорить. Итак, тема нашего классного часа «Подростковая жестокость». (Слайд 2)

Психологи и социологи, изучая данную проблему, выделяют следующие возможные причины агрессивного поведения подростков.(Вывести все причины на слайд). (Слайд 3).

  1. Семья.
  2. Окружение подростка вне дома.
  3. Современный кинопрокат.
  4. Отсутствие авторитетов (особенно положительных).
  5. Безнаказанность.
  6. Желание самому утвердиться за счет более слабого человека.
  7. Неумение поставить себя на место жертвы.
  8. Отсутствие толерантности (терпимости) в обществе, в том числе и среди молодежи.
  9. Популярность компьютерных игр - стрелялок.

Так ли это на самом деле, нам взрослым интересно ваше мнение. Поговорим об этом. Итак, семья. Если родители, старшие брат или сестра позволяют себе применение физической силы по отношению к ребенку, то в будущем сам ребенок, как правило, следует их «примеру». Для проверки этого мнения при подготовке классного часа я просила ответить вас на вопросы анкеты. Давайте посмотрим на результаты опроса, и при этом не будем забывать, что не всегда вы отвечаете честно, даже, если анкета анонимная.

Результаты анкетирования (Слайд 4).

  1. Часто ли ваши родители ссорятся друг с другом? Да – 1, нет – 19.
  2. Применяли ли родители по отношению к вам меры физического воздействия (шлепок, подзатыльник, ремень…)? Да – 0, нет – 20.
  3. Доставалось ли вам от старших братьев или сестер? Да – 8, нет – 2.
  4. Применяли вы физическую силу по отношению к младшим братьям и сестрам? Да – 8, нет – 12.
  5. Как вы думаете, могли ли вы в этих ситуациях обойтись без мер физического воздействия? Да – 10, нет – 10.
  6. Случалось ли такое что вам доставалось от родителей просто из-за их плохого настроения? Да – 5, нет – 15.

Анализируя результаты, мы видим, что отношения в семье действительно влияют на наше поведение и на наши поступки. Агрессия рождает ответную агрессию. Вы согласны с этим? (Обсудить с учащимися вопрос о физическом наказании детей в семье, о том будут ли они в будущем также наказывать своих детей).

Рассмотрим следующие причины: окружение подростка вне дома и отсутствие авторитетов (особенно положительных). Я думаю, что некоторым из вас уже приходилось быть в ситуации, когда необходимо сделать выбор, а вам не хватает простого жизненного опыта. К кому вы обращались в таких случаях за советом? (Обсудить). Не секрет, что есть люди, которые легко поддаются чужому влиянию. А значит, могут драться просто за компанию, не понимая, что ответственность за драку будет лежать на всех ее участниках. (Обсудить эту тему с учащимися примерно по следующим вопросам, их мнение узнать, попросив поднять руки).

Приходилось ли вам драться?

Можете ли вы, просто так проходя мимо ударить человека?

Получали вы от драки удовольствие?

Вам приходилось быть зачинщиком драки?

Можно ли было в тот момент обойтись без драки?

Применял ли кто-нибудь по отношению к вам физическую силу, то есть били ли вас?

Если подвергнетесь насилию, обратитесь ли вы за помощью к взрослым: родителям, знакомым, преподавателям?

А задумывались ли вы, зачем вы кого-то ударили? Зачем кому-то сказали «гадость»?

Я думаю, что не все могут ответить на эти вопросы. В большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой. Вот вам и следующая причины: желание утвердиться за счет более слабого человека и безнаказанность. Подростки не всегда понимают, какие последствия может за собой повлечь жестокость, не думают, что могут быть наказаны за это, поэтому с легкостью вершат «правосудие». А ведь это самообман. Обижая заведомо «слабого» мы не становимся сильнее, а наоборот показываем свою слабость, а часто и трусость. «Жестокость и страх пожимают друг другу руку» - так говорил О. Бальзак. А вот автор Дон Кихота Мигель Сааведра считал, что «жестокость не может быть спутницей доблести». (Слайды 5). Давайте посмотрим фрагмент передачи «пусть говорят» от 26 ноября 2012 года «Девочки из Владика» (слайд 6). (Обсудить с учащимися).

Еще одной из причин, перечисленных выше, является: неумение поставить себя на место жертвы. Психологи считают, что сегодня у большинства молодого поколения налицо эмоциональная некомпетентность – неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей. На занятиях вы сидите в основном с одним и тем же человеком. Обращаете ли вы внимание на его эмоциональное состояние, когда утром с ним здороваетесь? Ведь возможно он плохо себя чувствует или просто не выспался. (Обсудить с учащимися начало дня, их поведение или эмоции). Можно ли считать проявлением жестокости равнодушие? (Обсудить).

Посмотрите друг на друга. Все мы разные. Кому то мы нравимся, а кому то нет. Как вы к этому относитесь? Можно ли высмеивать человека, если он не такой как ты? (Обсудить). Отсутствие толерантности в обществе. Это следующая возможная причина проявления подростковой жестокости. Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. (Слайд 7) . При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобой не разделяются и не одобряются. Мы не будем сегодня выявлять, есть у вас это качество в характере или нет.

Я предлагаю немного отвлечься и поиграть. Первая игра «Большие и маленькие». (Слайд 8 ). Ее цель: помочь участникам осознать, что любое описание человека является относительным, развить навыки невербальной коммуникации, создать веселую атмосферу. Ход игры: проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь скажите «пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие - в левую». Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям разговаривать во время выполнения задания. При наличии времени можно попросить ребят разделиться на тех, кто хорошо учится и плохо. После выполнения задания, обсудить его. Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких и низких». Все зависит от ситуации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству. Вопросы для обсуждения:

  • было ли трудно выполнить первую часть упражнения?
  • почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?
  • что выяснилось, когда стали выполнять вторую часть упражнения?
  • бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной группе?
  • случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?

Вторая игра «Надо договориться». (Слайд 9 ). Ее цель: развлечь группу; сконцентрировать внимание участников; осознать ценность сотрудничества; показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия; сплотить группу. Ход игры: выбираются 10 человек, участникам предлагается сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Вопросы для обсуждения результатов игры:

  • как началась игра?
  • чего хотелось каждому сначала?
  • почему сначала ничего не получалось?
  • как удалось досчитать до десяти?
  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
  • чему нас учит эта игра?

Вернемся к теме классного часа. Современный кинопрокат, телевидение, компьютерные игры – это огромный поток негативной информации, в который ежедневно мы с вами окунаемся. По данным исследований, в среднем ребёнок может видеть на телеэкране сцены насилия – каждые 15 минут, вечером – каждые 10 минут. В процентном отношении от всего показа сцен насилия убийства составляют 30,3%, избиения – 20,8%, сексуальные насилия – 16,7 %, катастрофы – 11,3%, оскорбления – 9,5 %, групповая агрессия (войны, теракты). (Слайд 10 ).

Популярность жестоких игр, тоже является фактором усвоения агрессивных форм поведения. (Слайд 11) Игра в некотором смысле снимает ограничения и делает жестокое поведение безопасным, не без последствий. Однако опасный источник такого поведения в том, что люди переживают унижения и оскорбления в обычной жизни. Давайте посмотреть видео ролик выпуска передачи "Неделя с Марианной Максимовской" от 29 января 2011 года и фрагменты передачи «Профессия репортер» «Дети интернета – катастрофическая зависимость». (Слайды 12,13,14). Что вы об этом думаете?

Сегодня мы вели разговор о причинах проявления подростковой жестокости. Целью данного разговора было желание дать вам повод задуматься о себе и своих друзьях, о своих привычках и вытекающих из них поступках. Мною руководило желание попытаться еще раз сделать вас хотя бы немного добрее друг к другу. И закончить классный час я хочу словами:

Давайте жить без горя и печали,
Улыбкой, озаряя всех друзей!
Всем сердцем только нежность излучая,
Давайте жить и радовать людей!

Источники.

  1. Материалы сайтов:
    http://stihidl.ru/poem/1077/
    http://vginekolog.ru/debate/zhestokie-podrostki
    http://tipslife.ru/40290-podrostkovaya-zhestokost.html
  2. Материалы классного часа «Урок толерантности» Коноваловой Е.Н., МОУ СОШ № 5 п. Печенга.
  3. Материалы презентации методиста-психолога Луганского методического центра Таратыновой Т.В.
  4. Видео с You Tube: http://www.youtube.com/watch?v=Qr3vFQ3e06g
    http://www.youtube.com/watch?v=61RmTM2r6-c
    http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5685/fi19615

Почему подростковая жестокость стала таким распространенным явлением в последнее время? В чем истинная причина проявления злости и агрессии? Нет однозначного ответа на эти вопросы. Это может быть и негативное воздействие СМИ, попытка самоутвердиться или желание показаться «крутым». Любые родители обеспокоены тем, как вырастить ребенка достойным человеком, и как суметь его оградить от проявлений жестокости других.

Опасные источники

Семя зла может быть посеяно как дома, так и в семье подростка. Попав в благодатную почву сложившихся обстоятельств, нежная детская психика не всегда может самостоятельно справиться с негативным воздействием. К сожалению участились случаи, когда подростки снимают на телефон сцены избиения, и выкладывают видео в социальных сетях. Следует отметить, что девочки порой проявляют агрессию в более жесткой форме, чем мальчики. Известно немало подобных случаев с весьма печальными последствиями.

Из–за нехватки жизненного опыта и отсутствия ответственности за свои действия, подростки не понимают, что подобное поведение – путь в никуда. Сегодня компания наглых юнцов издеваются над животными, над теми, кто не может дать отпор, а завтра вполне могут попасть на скамью подсудимых.

Отсутствие страха плюс безнаказанность – опасное сочетание, которое рано или поздно может привести к совершению какого–либо преступления. Родителям не следует забывать о том, что нехватка общения с собственным ребенком является камнем преткновения.

Мать и отец вечно заняты, нет времени выслушать, помочь, посоветовать. Но случается и такое, что злобное поведение бывает присуще и «залюбленным» отпрыскам. Такие баловни судьбы просто реально не понимают, что могут понести наказание.

Привыкнув к тому, что родители их всегда прикроют, это лишь придает им силы. Дети ничего не забывают, выплескивая свою жестокость на других. Это следствие обиды и недополученного внимания от своих родителей. В неблагополучных семьях ребенок сам часто подвергается насилию в собственном доме. Таким образом он обретает заниженную самооценку и неуверенность в себе. Поэтому, на улице, будучи в окружении сверстников такой ребенок стремится к самовыражению через драки и издевательства. Так он компенсирует свое подавленное состояние в семье, завоевывая авторитет жестокими поступками и хамской манерой общения.

Почему процветает «культ злобы»

Есть огромное количество фактов, подтверждающих то, что и в абсолютно нормальных семьях вырастают озлобленные дети. Так что семейное благополучие не дает никакой гарантии того, что ребенок сможет протянуть руку помощи ближнему. К сожалению, в большей степени вина лежит на школьном воспитании. Далеко не каждый учитель пойдет на выяснение достоверной причины конфликта среди учеников своего класса. Характер ребенка начинает проявляться еще в раннем возрасте. Классному руководителю легко определить, кто из учеников является лидером, кто является «мальчиком для битья», а кто часто проявляет агрессию по отношению к другим людям. Ни в коем случае не стоит игнорировать накаленную атмосферу в классе.

Известны очень грустные последствия того, как может закончится травля ученика одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не случилось. Своевременным вмешательством можно спасти детскую жизнь. Многие подростки находятся на грани самоубийства, ощущая себя изгоями. Травля совершенно неприемлема, это из ряда вон выходящая ситуация. Нужно приложить все свое педагогическое мастерство, чтобы исправить положение. Когда дети видят, что никто не обращает внимания на жестокое обращение, издевательства становятся более изощренными. Необходимо как можно чаще собирать класс для разъяснительной беседы, постараться найти общие интересы и точки соприкосновения. Часто подобный контроль дает весь положительные результаты.

Самое важное – донести до сознания, что виноваты в данном конфликте и безучастные одноклассники. Они являются соучастниками, молча наблюдая и бездействуя. Важно быть для детей примером, а не читать долгие нравоучения. Подростки уважают взрослых, которые готовы прислушаться к их проблемам, не требуют ходить по струнке, не превышают полномочия при наказании. Активная работа гормональной системы в требует выхода энергии. Нужно направить ее переизбыток в правильное русло, например, на поход в спортивный зал. Считаться с мнением других подростку пока трудно, но возможно при умелом подходе.

Как определить, что ребенок – жертва

Стоит внимательно следить за поведением своего ребенка, когда он возвращается из школы. Обращать внимание на малейшие, незначительные детали и перемени в привычном поведении. Любая мать заметит, если вдруг у подростка пропало желание ходить в школу, иногда приходит в порванных вещах, резко пропал аппетит – явные признаки наличия проблемы. Необходимо поговорить по душам. Понятно, что вывести его на подобный разговор будет очень непросто. Не во всех семьях присутствуют доверительные отношения. Необходимо с малых лет показывать своему сыну или дочери, что родители – самые надежные и лучшие друзья.

В подобной ситуации конфликта ребенка с окружающими будет значительно легче вместе найти выход. Если подросток не хочет делиться, нужно постараться проявлять осторожность и доброжелательность. Не нужно выпытывать информацию под давлением. Покажите, что вы целиком и полностью на его стороне. Возможно, тогда он найдет нужным раскрыться, попросить помощи.

В данном случае ребенок опасается, что своими откровениями с близкими лишь усугубит свою тяжелую ситуацию. Ему кажется, что это признак слабого характера – рассказать обо всем родителям. Необходимо убедить, что это совсем не так.

Вместе вы сможете выбрать вполне адекватное решение, найти правильный выход из конфликта. Не насмехайтесь над детскими проблемами, говоря, что это ерунда. Таким отношением можно сильно обидеть ранимую юную душу. В последнее время новости буквально переполнены материалами о случаях проявления повышенной агрессии у . Обилие компьютерных игр с элементами расправы и насилия не лучшим образом отражаются на детской психике. Огромное количество подростков пытались покончить жизнь самоубийством после их избиения одноклассниками. Мало того, подобные сцены снимаются на видео, и выкладываются в Интернет на всеобщее обозрение.

Можно ли избежать проявления злости

Тема жестокости среди подростков приобретает печальную популярность во всем мире. Чтобы не дать своему ребенку стать злым, нужно просто разговаривать с ним, суметь рассмотреть в нем личность. Любые пробелы в воспитании несут свое начало из раннего детского возраста. Жестокость и агрессию у подростка можно предупредить. Необходимо научиться смотреть в одном направлении, рассмотреть разницу между словами «хочу» и «надо».

Ребенок не должен чувствовать себя одиноким. Покажите, что вы никому не дадите издеваться над ним и преследовать. Если конфликт зашел слишком далеко, обязательно стоит пообщаться с родителями главного обидчика и учителями. Если есть необходимость, нужно незамедлительно написать заявление в милицию. Иногда нанесенная психологическая травма настолько серьезная, что потребуется помощь профессионального психолога. Не оставайтесь в стороне, на войне все средства хороши.

Психолог поможет повысить самооценку, ведь обычно издеваются на теми, кто не уверен в себе. Главное – не оставлять подростка один на один со своими переживаниями. Он должен знать и быть уверен в том, что родители всегда придут на помощь, что бы не случилось.

Многие родители школьников не понаслышке знают, что детская жестокость — это факт, и защищать детей иногда нужно… от самих детей… но иногда защищать от детей нужно и взрослых.

Сегодня речь пойдет о жестокости и насилии, осуществляемыми подростками в отношении своих сверстников и даже взрослых людей. В частности мы поговорим об агрессивных и жестоких подростках в России. Что движет детьми, избивающими до полусмерти, а иногда до смерти себе подобных? Почему почти всегда не действуют никакие меры по пресечению противоправных действий маленьких нелюдей? Почему бездействуют родители жестоких школьников, подростков?

Случаев избиений, причинений вреда здоровью средней и тяжелой степени, даже убийств, совершенных несовершеннолетними детьми — сегодня гораздо больше, чем раньше, чем, например, 10-20 лет назад. Кто-то говорит о том, что просто раньше это все не выставлялось напоказ, что школьники были жестоки всегда, что раньше агрессия забивалась внутрь и выходила в иной форме и т. д.

Но это все неправда: сегодняшнее юное поколение очевидно более агрессивно, неуправляемо, зло, кровожадно.

«Дети (на вид им по 12-13 лет) избивают девочку.

На кадрах видно, что она сидит одна за последней партой, и в это время ее атакуют сразу несколько одноклассниц. Жертву нецензурно оскорбляют, бьют, таскают за волосы, ударяют головой о парту и рвут на ней одежду». 2013 год:

2014 год. Жестокое избиение девочки одноклассницами. Программа «Пусть говорят « :

А это 2016 год. Избиении 16-летней сироты ровесницами-однокурссницами в общежитии Карсунского технологического техникума:

Названия видео, выдаваемые Ютубом на запросы о жестоких школьниках поражают откровенностью ужаса и сухостью констатации фактов творимого (словно речь о сломанных игрушках, а не о жизнях), сводки боевых действий:

«В Караганде школьницы убийцы предстали перед судом

Подруги убили школьницу в Сибири из-за парня

Компания подростков избили и изнасиловали 13-летнюю девочку

Школьник зверски избивает и оскорбляет пенсионерку!!!

Дети надругались над девочкой в лагере «Прометей», мать жертвы в шоке

Школьницы избили девочку-инвалида

Родительское собрание закончилось избиением учительницы»

и т. д.

Многие помнят советский фильм «Чучело» 1983 года. И тогда была жестокость среди школьников, вообще детская жестокость — явление вечное… Конфликт между новой ученицей и агрессивной стаей класса основывался на том, что Лена («Чучело») была чудаковатой, вместо реакции на издевки улыбалась в ответ, что еще больше раздражало ее ровесников, девочка им казалась совсем непонятной.

Подростки — это максимализм, гормоны, агрессия, неумение управлять собой, эффект стаи в совокупности с отсутствием «тормозов», лояльности, трезвой разумности, терпения. Все это очень активно провоцирует юных людей с несозревшей психикой на противоправные и жестокие действия по отношению в себе подобным и к миру в целом, на самоубийства. Естественно, что дело не только в психологических и физиологических перестройках детей, но и во влиянии окружающей среды, в воспитании, поведении родителей, учителей, характере самих детей.

Есть же подростки, которые и в сегодняшнем бушующем мире остались добрыми, чуткими, несмотря ни на что, а есть и те, кто имея вроде бы нормальных родителей — становятся злыми и неуправляемыми. Но в большинстве случаев жестокие дети — продукт воспитания и отношения таких же родителей, либо бездействия родителей.

Издевающиеся над ровесниками школьники — это в основном не несчастные, забитые, непонятые, травмированные, это капризные, избалованные, распущенные дети. Их нельзя сравнить, например, с психически травмированными детдомовцами, отыгрывающимися от обиды на слабых. Те дети, которых мы видим на видео (избиение школьников — сторона проявления агрессии) — будто звери, проявляют жестокость неистово и одновременно осознано, волчья стая, догрызающая жертву.

Сложно представить этих подростков в обычной жизни адекватными, спокойными, психически нормальными, но парадокс в том, что таких детей среди школьников очень много, и часто все решает именно стадный рефлекс, когда все на одного — по одиночке из них редко кто решается бороться с жертвой. Действует цепная реакция и человек уже не принадлежит себе — он становится частью агрессивной банды, где задают тон лидеры, а те кто на вторых ролях разжигают зло.

Сегодня «Чучело» происходит уже в каждой школе, почти в каждом классе и в намного более жестоком формате. Все непонятное, чудаковатое является красной тряпкой для разъяренных подростков (и не только для подростков), оно ставит в положение зябкости бытия, ощущения, что дураки здесь не те, кто чудаковатые, а те, кто не могут их понять — это выводит из себя импульсивных несозревших людей.

Кроме выше обозначенных причин — самая страшная причина — просто так.. , это немотивированная агрессия, подростки сами не знают, почему поступили так или иначе.

Как сказала Ксения Стриж в одной из передач по теме:

«Подросток сам по себе он ничего из себя не представляет. Они и общаться-то не умеют, кроме «Ок», смайликов и т.д., а вместе они сила, стая. Будьте готовы к тому, что однажды в вашего милого зайчика, пупсика вселится бес и он станет неуправляемым».

Сложно поверить, глядя на первоклашек, что они в будущем будут способны на необузданную агрессию..

В детей действительно будто вселяется бес — после инцидента их спрашивают «Зачем вы это сделали?» — большинство как под копирку отвечают, что сами не знают, зачем, действовали по наитию, ничего внятного сказать не могут.

Причем, заметьте, случаев, когда один школьник нападает на кого-то даже беззащитного - единицы, и как правило если и нападает в одиночку, то на того, кто несравненно слабее - на ребенка, на старушку. Гораздо больше ситуаций, когда «банда» атакует и заклевывает жертву.

Что это: вымещение комплексов, самоутверждение или просто животный инстинкт, примитивное копирование поведения взрослых или все вместе - неясно, потому что и сами дети отмечают, как было сказано выше, что не контролируют себя в моменты нападений.

Чаще всего выбирают в качестве жертвы того, кто слабее, того, у кого нет союзников, того, кто не похож на других, инвалидов, пожилых, детей-сирот, из неблагополучных семей.

И еще одна самая неожиданная причина такого поведения школьников: Интернет и соцсети.

Во-первых, постоянно озвучиваемые в СМИ случаи избиения, убийств и преступного поведения детей рождает новые всплески подобного поведения среди увидевших это ровесников. Видео, выкладываемые в Ютуб и соцсети — провоцирует школьников на копирование всего этого, начинает работать цепная реакция, по сути — распространение вируса через сеть.

Поверьте, если бы не было Интернета (чего, конечно, невозможно в принципе на сегодняшний день) — жестокости, именно детской, было бы в разы меньше. Случаев самоубийств было бы в разы меньше. Есть такой эффект Вертера, когда самоубийство, освещенное в СМИ провоцирует новые случаи самоубийств по сценарию первого. Так же происходит и со случаями избиения, убийств, издевательств, снятых на видео.

И еще об одном моменте дурного влияния Интернета: вот эти заголовки «Девочка избила одноклассницу за удаление из друзей в соцсетях», «13-летнего мальчика зарезали за оскорбление в соцсетях» и еще много других конфликтов начинаются именно с соцсетей. До чего мы дожили: дети убивают друг друга из-за ерунды в виртуальной реальности, которая уже стала реальнее любой реальности..

По сути — нелепая и немотивированная агрессия, что еще больше ужасает: даже не взрослые, а дети как спички вспыхивают беспричинно злобой, желанием убить за глупость. То есть общество в секунду может стать толпой, которая способна растерзать любого, даже не понимая, за что — и вот это тренируется с детства.

Вот именно из-за такой нетерпимости и агрессии по отношению к чуть не таким как все и необходима инклюзия, необходимо воспитание родителей прежде всего. Инклюзия, конечно, не решит в мгновение проблем, и общество еще не готов к таким переменам, но начинать нужно, иначе жестокость будет только набирать обороты. Сложно представить, что сделают с ребенком, у которого физические или психические отклонения, подростки, находящиеся в взвинченном состоянии и не привыкшие к проявлению чуткости, к чужой боли, холодные, эгоистичные и равнодушные.

Как говорится — «безнаказанность рождает вседозволенность»: детская жестокость тем опасна, что почти никакого наказания для лиц, не достигших 16летия, иногда 18летия - не бывает.

««Почему дети жестоки?» - этот вопрос социологи задали школьникам г. Усинска. В анкетировании приняли участие 569 подростков. Возраст опрашиваемых - от 13 до 18 лет.

Выяснилось, что:

56 % ребят считают: жестокость их ровесников порождают низкий достаток в семье, недостаток контроля и внимания со стороны родителей, употребление алкоголя.

Вследствие этих причин, по мнению ребят, дети самоутверждаются и привлекают к себе внимание через унижение и избиение своих товарищей, завоевывают лидерство, издеваясь над существующими в каждом детском коллективе изгоями.

76 % детей признают существование рэкета со стороны ровесников.

Как защитить себя от издевательств?

45 % - только обратившись за помощью к взрослым; 40 % - с помощью драки или оружия; 4 % - откровенно поговорив с обидчиком; 11 % - считают, что защититься невозможно, кроме как уехать из города».

К сожалению, только меньше половины детей и только в одной школе обратились бы за помощью к родителям, учителям… О чем это говорит? О том, нет доверительных отношений у детей с педагогами, мамами, папами, что дети, становящиеся изгоями - часто из неблагополучных семей или просто не сильно нужны родителям.

А что бывает и что теоретически может быть за избиение детьми ровесников (не будем об убийствах)? Теоретически можно было бы привлечь по ст. УК РФ: 116 (Побои), 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 112 (Умышленное причинение вреда здоровью средней степени), 115 (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), 117 (Истязание - систематическое избиение, издевательство). Но почти всегда школьники освобождаются от ответственности по причине недостижения совершеннолетия и ненаступления возраста уголовной ответственности - в 90 % случаях отказ от возбуждения уголовного дела именно по этой причине.

Сделанные мед.экспертизы и прочие доказательства, потраченные силы на то, чтобы наказать обидчиков ребенка - очень часто остаются без плода. А что же можно сделать? Конечно, за ребенком нужно лучше смотреть - чтобы он не стал ни жертвой, ни участником стаи, ведь ни то, ни другое не бывает спонтанным - всегда есть предвестники, и то, что ребенок избивает или ребенка избивают - следствия равнодушия родителей в том числе.

Можно привлечь руководство школы за произошедший инцидент, можно требовать компенсацию за лечение и причиненный моральный вред - в большинстве именно этого и добиваются родители пострадавших детей. Крайне мало ситуаций, когда именно детям назначали хоть какое-то наказание, условный срок был за убийство…

Но главное все-таки - ведь чем чаще случаются подобные инциденты - тем больше всем наплевать на это, общество привыкает, привыкает школа, учителя, дети, родители. Выживать в современном мире по волчьим законам маленькие люди учатся с детства и часто самостоятельно. Это следствие и глобализации, урбанизации, роста городов, населения, и тому, что люди стремятся отчаяннее купить квартиры, приобрести материальные блага, заработать кучу денег, а не посвятить время детям, семье.