Значение праздников и традиций в жизни людей. Конспект урока по модулю «основы светской этики» курса орксэ на тему: "семейные праздники

  • 06.03.2020

Социокультурное значение праздников

В духовной жизни японцев, как и народов других стран, большое место занимают праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники сочетают в себе все, что накоплено в культуре народа, отражают историческую жизнь определенной общественно-экономической формации и в известной мере формируют духовный мир нации. Праздник - это не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танин, песни и повод повеселиться, а сама история и культура народа, с его богатыми традициями. Важную роль в праздниках играют социально-психологические факторы, религиозные обычаи и обряды, нормы взаимоотношений между людьми, фольклор. Отражая важнейшие социальные связи поколений, их представление о мире, праздник сохраняется как этнокультурная традиция. Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа.

Праздник - явление всеобщее и постоянное. "Праздник - первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но он не может исчезнуть вовсе", - писал автор классических трудов по теории культуры М. М. Бахтин .

Но, несмотря на общечеловеческий принцип, праздник носит, как уже говорилось, социально-классовый характер, обладает определенной идейной направленностью, отражая тенденции борьбы добра и зла, культурный антагонизм классового общества. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой. По образному выражению М. М. Бахтина, "это - временный выход в утопический мир" . В то же время праздник несет и большую идеологическую нагрузку, и многообразные социальные функции, которые тесно связаны друг с другом. Именно во время праздника особенно активно проявляется культурная инициация и социализация личности, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях.

Праздник выступает как средство объединения людей, возобновления определенных общественных связей, выполняя коммуникативно-интегративную функцию. Без праздника, очевидно, человек почувствовал бы себя отчужденным, одиноким, изолированным от общества. Праздник - явление коллективное, он организует большие массы людей самых различных возрастов, разных профессий и социальных слоев общества, создает "как бы единое народное целое" .

Во время праздника люди принимают участие в различных обрядах, шествиях, соревнованиях. В это время двери домов открыты для гостей - родственников, знакомых и даже незнакомых людей. В праздник люди позволяют себе определенные излишества в еде, одежде, украшении жилища и улиц. Более того, создать в праздничные дни небудничную атмосферу считается долгом каждого. Все поздравляют друг друга, желая всех благ, обмениваются подарками, шутят и веселятся. Праздник зачастую бывает лишен всякого практицизма и утилитарности. При этом во время праздника осуществляется связь не только живущих поколений, но и существовавших на протяжении всей истории народа.

В празднике отражается и ценностная ориентация человека в мире, в котором он живет. Эта ценностно-ориентационная функция праздника, несущая политико-идеологическую нагрузку, очень важна для социализации общества. Она отражает изменения социокультурных ценностей общества. Поэтому праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций. В антагонистическом обществе господствующие круги всегда стремятся использовать этническую общность народа, народно-праздничную систему образов, чтобы навязать ему свои узкоклассовые интересы, выдавая их за общенациональные. В частности, эти круги способствуют распространению и укоренению праздников, которые служат укреплению их позиций, и выступают против тех, которые могут поколебать существующий социальный порядок.

Праздники, обычаи и обряды, с ними связанные, выполняют также и большую познавательно-созидательную функцию. Праздник служит мощным импульсом для развития разного рода художественного творчества, поскольку он привлекает людей к активному участию в оформлении праздника, к изготовлению специальной утвари и костюмов, созданию музыки, песен и танцев, чтобы сделать его пышным и красочным. Праздник со-действует познанию истории и культуры страны, развивает художественный вкус, любовь к природе, способствует воспитанию подрастающего поколения в духе уважения истории страны и ее традиций, ведет к сплочению каждой семьи, отдельных коллективов, всей нации.

Эти факторы весьма умело используются правящими кругами Японии для пропаганды идей "японского духа", "исключительности японской нации", т. е. японского национализма. В настоящее время, как и в прошлом, проведение традиционных праздников поддерживается целенаправленной политикой правительства. Это осуществляется, в частности, через широкие пропагандистские кампании и непосредственное участие городских властей, представителей правительственных кругов в проведении различных фестивалей и праздников, что, по их мнению, демонстрирует единство власти и народа.

Официальная пропаганда, используя древние традиции, пытается возрождать и духовные "ценности" националистического прошлого, навязывать массам свое толкование древних преданий, отражающих дух народа и поэтому близких каждому японцу.

Ярким примером подобных манипуляций с народными верованиями может служить возрождение празднования Дня основания империи, а также шумные пропагандистские кампании в день рождения здравствующего императора. Все это направлено на то, чтобы использовать старое оружие националистической идеологии в новых условиях.

Против этого активно выступают демократические силы страны, одновременно добиваясь права проводить праздники, отмечаемые пролетариатом всего мира. Так, в результате упорной борьбы японские трудящиеся завоевали право открыто и широко отмечать, например, праздник 1 Мая, который занял достойное место среди японских праздников.

Праздник выполняет еще одну очень важную функцию, стимулируя в известной мере развитие производства. Непременное обновление жилья и одежды, предпраздничная уборка, избавление от старых вещей и покупка новых, заготовка специальных продуктов, а также приобретение подарков, что японцы делают в огромных количествах, - эти глубоко укоренившиеся в жизни народа обычаи, сопровождающие праздники, весь этот всплеск потребления являются мощным импульсом для расширения производства многих видов продукции. Кроме того, нужно специально подготовить праздничные декорации, атрибуты, украшения, художественно оформить место проведения торжеств и т. п. Для изготовления всего этого требуется занять много людей не только в кустарных и ремесленных производствах, но и в самых современных отраслях промышленности.

С проведением праздников связаны большие перемещения населения по стране, охватывающие миллионы людей. Это по-ездки на родину во время таких событий, как Новый год или День поминовения усопших (Бон, или Обон), встречи с родственниками, друзьями, посещение массой туристов наиболее популярных локальных праздников, например в городах Осака, Киото или Саппоро, поездки в наиболее живописные места, чтобы полюбоваться цветущей сакурой или багряными листьями клена, например в г. Никко или на о-ве Миядзима. Такие перемещения людей служат стимулом к развитию торговли, транспорта, гостиничного хозяйства, туризма, являясь таким образом важным источником дохода для большой армии работников сферы услуг.

Праздник в известной мере представляет собой связующее звено между духовной и материальной культурой общества. Многие праздничные атрибуты становятся со временем предметами повседневного обихода. Праздничные зрелища, представления, мероприятия часто переходят в будничную жизнь и художественную традицию народа. Например, классические японские театральные жанры Но и Кёгэн вышли из религиозных обрядов. Одновременно можно проследить и обратную связь. Так, ритуал высадки рисовой рассады - не что иное, как обычный трудовой процесс, но обрамленный торжественной обрядностью.

Праздник - одна из наиболее устойчивых форм духовной культуры, где, как правило, традиция превалирует над инновацией, поскольку в нем отражаются не только мифологическое сознание народа, древний культ и ритуал, но и характер общественного уклада, семейно-бытовых отношений, мораль, психология.

Для Японии вообще характерно сосуществование, взаимопроникновение традиционных устоев и новых обычаев и обрядов, т. е. устоев, опирающихся на многолетний (а иногда и вековой) опыт, и новых направлений, вызванных к жизни изменившимися условиями существования. Даже в наиболее подвижной сфере развития общества - экономике, показавшей "чудеса" модернизации и выведшей современную Японию на второе место в капиталистическом мире, иногда новое тесно переплетается со старым, подчас создавая прочный фундамент поступательного движения.

Особенно большую роль играют традиции в культурной жизни страны. Именно в этой области в наибольшей степени наблюдается бережное отношение к традиционным формам. Быстро воспринимая новые веяния культуры, в Японии в то же время не отказываются от прежних, часто веками проверенных традиций, а усваивают новое, опираясь на эти традиции. Наблюдается диалектическое взаимодействие старого и нового, традиций и инноваций, что ведет к созданию новой традиции, отражая саморазвитие культуры.

"Важная особенность японского художественного сознания - способность быстро усваивать новые идеи, приспосабливать их к своим условиям и конкретным нуждам, органически соединять с идеями традиционными. На протяжении всей истории японской культуры не было крутых переломов течения художественного процесса, и даже важные качественные изменения принимали форму постепенного преобразования традиционных представлений и художественных форм в новые. Это было связано с общим замедленным темпом исторического развития средневековой Японии и таким типом функционирования художественных идей, когда новое не опровергало и не отвергало уже существовавшее, но начинало жить одновременно с ним, постепенно "размывая" прежние представления, вытесняя их на периферию художественного сознания в виде омертвевших канонических схем" .

Традиция воплощает в себе историческую и этническую па-мять нации, и бережное отношение к этой памяти - путь к сохранению культурного наследия, что имеет немаловажное значение в современных условиях все более убыстряющегося развития инноваций. Более того, в период быстрого проникновения новых веяний наблюдается подъем национального самосознания, интереса к сохранению культурного наследия.

Одним из ярких проявлений бережного отношения японцев к традиционной культуре является повсеместное сохранение и культивирование национальных праздников, этого важного элемента этнического своеобразия нации. Праздник является живым механизмом передачи культурных традиций из поколения в поколение. Он обеспечивает необходимую адаптацию духовных ценностей, культурных традиций к современности. Изучая праздник, можно понять, что в данный момент преобладает в культуре - сохранение старых традиций или стремление к обновлению и как общество относится к своим основным ценностям.

На протяжении всей истории Японии праздники всегда опирались на традиции, но при этом они меняли свои формы, приспосабливаясь к условиям времени. Например, когда синтоистские верования подвергались буддийскому влиянию, возник синкретизм буддизма и синтоизма, что привело к изменению обрядовой стороны праздников. Синтез этих двух религий породил культурно-религиозную традицию страны, в соответствии с которой появляется на свет, живет и уходит из жизни каждый японец. И хотя большинство японцев считает в настоящее время себя атеистами, в своей повседневной жизни они соблюдают эти традиционные обычаи.

По мере социально-экономического развития общества в некоторых местных обычаях и обрядах кое-какие традиционные черты изменились или совсем исчезли. Особенно это касается городов; в глухих сельских районах, в частности на севере и северо-востоке Японии, старые традиции пока еще сильны. Но и здесь подчас меняется восприятие традиционных праздников, особенно молодым поколением. Они рассматриваются уже скорее как культурные, фольклорные и семейные мероприятия. Нередко культовый в своем происхождении праздник превращается в народное гулянье или фестиваль, в котором принимают участие специально приезжающие с этой целью туристы из разных концов страны и даже из-за границы. Примером может служить праздник Гион в г. Киото , который начал отмечаться в связи с прекращением эпидемии чумы, и праздник Танабата (Седьмой вечер, или Праздник звезд), который восходит к китайской сказке о звездах Альтаир и Вега (Волопас и Ткачиха) в г. Сэндае.

Таким образом, праздник всегда был готов измениться, чтобы идти в ногу со временем. В одних случаях возникал синтез традиций и инноваций, в других имело место их мирное сосуществование, в третьих - обряд терял свое исконное содержание, а на первый план выходила игра, развлечение, соревнование.

Устойчивость существования праздника, его постоянство "связаны прежде всего с тем, что, концентрируя из поколения в поколение культурную активность людей, обрастая обрядами, развлечениями, декорациями, создавая атмосферу радости и подъема, прерывая обыденный ритм труда и забот, праздник отвечает столь многим коллективным и индивидуальным запросам, что потребность в его проведении оказывается более устойчивой, чем первоначальная идея, ценность или совокупность ценностей, вызвавшие его к жизни" .

Любопытно, что и современность с ее урбанизацией, бешеным темпом жизни нисколько не потеснила празднества. В наши дни жители Токио, одного из современнейших городов мира, едут на метро или автомашинах в парки Уэно или Мэйдзи полюбоваться цветущей сакурой перед пагодой или храмом, как это делали паломники в предшествующие времена. Никого не удивляют удары барабана, возвещающие о какой-либо процессии в тот момент, когда люди едут на работу в набитой битком электричке через центр города.

Классный час: « ПРАЗДНИКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Цель: дать понятие слова «праздник»; показать роль праздника в жизни человека; обсудить правила поведения на празднике.

Оборудование: наглядность по праздникам (15 шт.), стрелки, тема и виды праздников., календарь, колпачки, шары, коробка для подарков., поздравительные открытки, музыка, рисунки детей.

    Вступительное слово:

Сегодня мы с вами поговорим о праздниках.

Что же такое праздник?

Праздник - день торжества, радости, единения людей, отмечая важные события в их жизни. Праздников очень много, и они разные.

Какие праздники вы знаете? Давайте выделим их в группы:

Семейные (день рождения, новоселье, свадьба, юбилеи, день покупки)

Профессиональные (дни учителя, врача……)

Религиозные (Пасха, Рождество, Курбан байрам…..)

Школьные(праздник букваря, осени, …)

Международные(праздники всех народов или стран)

Национальные( праздники конкретной страны)

Государственные

Какие праздники отмечает ваша семья?

Какой ваш любимый праздник? Почему?

У каждого праздника есть свои особенности в проведении, но есть для праздников и общие правила.

ПРАВИЛА:

Идя на праздник, надень самую нарядную одежду. Она должна быть чистой и аккуратной.

Если ты пришел на праздник - веселись.

Старайся принимать участие в играх и развлечениях.

2. Танец: « Если весело тебе, то делай так!» (3 раза, 4 раз всё вмес.)

Я думаю, вы со мной согласитесь, что ни один праздник не обходится без танцев.

Вот и мы с вами сейчас немного потанцуем.

    Правила подношения и получения подарков.

У каждого народа свои традиции поздравлений, но правила подношения и получения подарков едины для всех воспитанных людей. Получить подарок всегда приятно, важно при этом не огорчить дарящего. Вспомним, как себя вести.

Когда принимаешь подарок правильно . …

Приветливо улыбаться, поблагодарить; распаковать, посмотреть подарок; при повторном подарке не показывать виду; сладости предложить окружающим; цветы поставить в воду.

Когда даришь подарок правильно….

Учитывай вкус и желания адресата; дари то, чему обрадовался бы сам; покупай подарок соответствующий по цене твоим возможностям; убери ценник; вложи открытку с поздравлением и своим именем.

    Послушайте стихотворение Игоря Шевчука «Подарок»

На день рожденья Кактусу

Подарок подарили

И поздравленья Кактусу

Любезно говорили:

Примите, милый Кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный - распрекрасный

Большой воздушный…..

Удачный ли подарок подарили Кактусу? Почему?

Можно ли подарить то, что тебе самому не нужно?

Как принято вручать подарок?

Если вы пришли в гости, нельзя вручать подарок в прихожей. Необходимо снять верхнюю одежду, привести себя в порядок и в праздничной комнате, где накрыт стол и собираются гости, вручить подарок, обязательно в оригинальной упаковке, с улыбкой и самыми теплыми словами.

    Игра «Посылки»

Заранее заготавливаются бумажки с названиями предметов. Они кладутся в коробку. Водящий обращается к участникам игры: «Тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?»

После ответа водящий достает одну из бумажек и зачитывает, что было в посылке.

    Творческое задание.

Нарисовать « подарок моей мечты»

Давайте посмотрим на ваши рисунки и подумаем, на какие группы можно разделить все подарки.

ПОДАРКИ БЫВАЮТ:

Литературные (стихи, газеты, открытки, плакаты)

Музыкальные (песни, танцы)

Сладкие (торты, шоколадки, конфеты)

Вещественные (игрушка, книга, блокнот)

Символические (в честь какого-то события)

Сувенирные (вещь, которой любуются, но не употребляют её)

Цветы

Живые (собака, кошка)

Членам семьи и всем друзьям дарят подарки, сделанные своими руками. Друзьям, близким дарят сувенир, рисунок ….

7. Вывод : Всем людям приятно получать подарки от друзей и близких, но важно при этом помнить, как правильно следует принимать подарки, чтобы не обидеть дарящего. А ещё лучше самим, почаще дарить подарки любимым и получать от этого радость и удовольствие.

Что такое праздники?

Музыкальный подарок песня « Неприятность эту мы переживём»

Роль праздников в нашей жизни - страница №1/1

РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ

В НАШЕЙ ЖИЗНИ.
В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Будничный день – это обычный день, наполненный повседневными домашними и производственными делами. Эти дни часто похожи один на другой и могут быть унылыми и тяжёлыми, радостными и лёгкими, удачными и неудачными. Будням всегда противопоставляется праздник - это день, наполненный радостью, весельем. Слово праздник заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Взрослые и дети чувствуют в такой день эмоциональный подъём, радость, хорошее настроение.

Особое значение праздник имеет для ребёнка. Знаменитый русский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что для детей праздник означает совсем не то, что для взрослых – ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Тусклым и серым было бы детство, если бы исчезли из него праздники. И здесь нельзя не привести слова академика Ю.Г. Круглова о том, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традициями, обычаями, обрядами. Можно сказать, что ритма нет без повтора, а повтор – это уже традиция или обычай, средством выражения которого является обряд, обрядовые действия. С другой стороны, праздник – это далеко не безделье. Безделье не противопоставляется делу! Праздник – не только радость, но и деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований.

Праздничных дней в России всегда было много. Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарём. Их называли календарными или годовыми, потому что начинались они с момента, когда «солнце поворачивало на лето», т. е. В декабре, и продолжались практически весь год, заканчиваясь поздней осенью завершением сбора урожая. В основе этих праздников лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой, божествами. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего Солнцеворота – макушки лета.

На Руси в первые годы принятия христианства православные праздники совпадали с языческими, и отделить один праздник от другого было довольно сложно. Так, например, празднование Рождества Христова объединялось с языческим праздником в честь «не умирающего солнца»; Пасха приходилась на время весенних языческих славянских празднеств; Рождество Иоанна Крестителя совпадало с древним праздником Ивана Купалы, а Троица - с праздником Семика.

В период царствования Петра Первого в России были введены гражданские праздники: празднование Нового года, дни рождения членов царской семьи, праздники в честь победы русского оружия и т.д. Они воспитывали чувство патриотизма, любви к родине у детей и взрослых

Каждый праздник имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий».

Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города. Праздники способствуют сближению родственников. Одновременно праздники носят образовательную функцию, праздник является первичной формой культуры.
ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное - это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъём, сформировать праздничную культуру: рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество.

В основу классификации праздников, которые отмечаются в детском саду, положена общепринятая праздничная культура, которая выработалась в нашей стране, и выделены следующие виды праздников:


  • народные и фольклорные праздники (праздники народного календаря): Святки, Коляда, Масленица, Сороки, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;

  • государственно-гражданские: новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний;

  • международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

  • православные: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Троица;

  • бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу и др.

Подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребёнка: он получает знания; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья.

Обращаем внимание родителей на то, что не все дети на праздничном утреннике читают стихи: существует очерёдность, и в течение года каждый ребёнок обязательно выступит персонально. Кроме того, часто родители приходят на праздник с видеокамерой и фотоаппаратами и иногда мешают общему веселью своим некорректным поведением. Родители могут помогать в пошиве костюмов для детей, в приобретении подарков, оформлении зала и т.д.

Хороший праздник – это праздник весёлый, интересный, надолго оставляющий у детей положительные впечатления.

(1)0тбряцал доспехами День защитника Отечества, отбабахало пробочными салютами шампанско-цветочное 8 марта. (2)Отговорили мы тосты, отдарили подарки, отсмеялись, отрадовались. (3)Всё. (4)Праздники кончились. (5)Теперь до мая будет тянуться слякотное и серое окончание зимы. (6)По её кончине робкой девушкой войдёт в промозглую, талую нашу горницу весна; холодным ещё, стылым покрывалом накроет чёрные голые ветви деревьев, пепельную прошлогоднюю траву, сор и грязь раскисших парков и скверов. (7)Грустно и уныло будет кругом.
(8)Не очень весёлые недели предстоят нам. (9)Тем более, по прогнозам синоптиков, весна в этом году будет поздняя и не тёплая. (10)Можно смириться и принять - так, дескать, было всегда: делу время, потехе - час, на то они и праздники, чтобы быстро заканчиваться.
(11)А смирившись и приняв невесёлую эту реальность, опять нырнуть в повседневность, отложить радость и ощущение полноты жизни до следующих официальных праздников.
(12)На этот раз - майских. (13) Многие так живут. (14)Да почти все. (15)Особенно сейчас, когда не то что жить, просто выживать становится всё труднее. (16)А многие и этих, официальных, уже не замечают - не до них, не до веселья. (17)«Хлеб наш насущный даждь нам днесь...»
(18)Впрочем, всё это о празднествах календарных, заявленных. (19)И, повторюсь, с внутренними, в душе располагающимися, они не всегда совпадают. (20)Хемингуэй писал о Париже: «Праздник, который всегда с тобой». (21)Носимый в сердце, дарящий радость, счастье, довольство. (22)Но разве обязателен для таких ощущений Париж?
(23)Был у меня приятель. (24)Он свой праздник носил в душе постоянно. (25)Всегда приветлив, улыбчив, доброжелателен, радостен. (26)Даже, бывало, когда белый свет не мил. (27) Даже после сумасшедшего редакционного дня, когда еле ноги домой волочишь.(28)Светлый был парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца. (29)3анимала меня в нём эта черта, необъяснимой казалась. (30)Однажды не выдержал, спросил.
(31)- А у меня, - говорит, - напротив балкона три сосны растут. (32)Утром их жёлтые стволы заря розовым светом пропитывает, насыщает так, что они прозрачными кажутся. (33)Ну будто спелый ананас - вот-вот сок брызнет. (34)И тёмная зелень кроны, и небо, уже не окрашенное зарёй, а чистое, голубое, высокое... (35)Красотища - дух захватывает, плакать хочется, как красиво. (36)Вот я с утра пару минут полюбуюсь и на целый день заряд оптимизма получаю...
(37) - А если пасмурно или в темноте встать придётся? - спрашиваю.
(38) -Глаза закрою и увижу. (З9)Главное - захотеть. (40)Когда в командировке окажусь или на отдыхе, обязательно ищу, на что с утра полюбоваться. (41)Красота повсюду вокруг нас разлита. (42)Захочешь - увидишь. (43)Захотеть главное.
(44)С тех пор мне часто доводилось прибегать к этому совету. (45)И каждый раз получалось. (46)Начинался праздник и в душе, и в сердце. (47)И жизнь светлей и радостней казалась, несмотря на слякоть и серость в природе. (48)Попробуйте и вы, читатель, вдруг и вам совет этот поможет дожить с хорошим настроением до следующих официальных праздников. (49)Всего-то и нужно, не забыть посмотреть вокруг. (По М. Беляту)
Сочинение.
Что такое «внутренние праздники» и какова их роль? Что помогает человеку не утратить радость к жизни? Что нужно сделать для того, чтобы жизнь была не в тягость? Эти вопросы заставили М.Белята задуматься над проблемой роли «внутренних праздников» в жизни человека.
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, автор сопоставляет два вида праздников – календарные и «внутренние, в душе располагающиеся». Используя цитирование, он приводит слова Хемингуэя о праздниках, которые «всегда с тобой», которые « дарят радость, счастье, довольство». Это «внутренние праздники», роль которых автор раскрывает на примере из собственной жизни, подробно описывая их воздействие на его приятеля. Тот всегда приветлив, улыбчив, доброжелателен, потому что умеет в обыденной жизни находить прекрасное, получать «заряд оптимизма» у природы. М.Белят тоже научился начинать день с «праздника и в душе, и в сердце».
Авторская позиция прямо выражена в конце текста: чтобы полюбить жизнь и научиться ей радоваться, надо просто оглянуться вокруг, научиться любоваться природой и мечтать.
Я согласна с мнением Белята и считаю, что человек должен научиться бороться с унылой повседневностью и радоваться красоте жизни и природы, тогда и будет праздник в душе у каждого из нас.
Русская литература на примере своих героев учит нас этому умению. Вспомним эпизод, когда Наташа и Николай Ростовы возвращаются из дома дядюшки после охоты, танца Наташи. Наташа говорит Николаю, что уже никогда не будет так счастлива, как теперь. В ней возникает отвращение к обыденной, серой жизни, ей нужен праздник души. Стремление к яркой жизни, к празднику находит удовлетворение в сценах святок. Святки - время всяческих чудес, необыкновенных происшествий, время преображения мира, смещения привычных ценностей. Здесь и обряд переодевания, здесь и веселье, музыка. Мир становится сказочным, фантастичным. Всё здесь в движении, нет мёртвой неподвижности, обыденности.
Карельский писатель Л. Вертель все свои произведения посвятил красоте родного края. Природа для автора становится местом своеобразного ухода от суетливого мира; местом обретения себя, праздника для души. Например, в рассказе «Глоток воли» он пишет о том, как на природе испытывает чувство свободы, счастливое состояние покоя и мира в душе.
Итак, мы видим, что «внутренние праздники» играют большую роль в жизни человека: они делают его счастливым, помогают преодолевать трудности и уравновешивают внутреннее состояние. (343 слова)
Хватова Александра.


Приложенные файлы