Как воспитывать детей мнение подростка. Воспитание подростка: рекомендации

  • 03.05.2020

Особенности подросткового возраста

1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».

4. Подростки настолько поглощены своим половым созревание, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.

5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.

6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.

7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).

9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».

10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.

11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Как помочь подростку?

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

  1. Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками
  2. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять
  3. Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки · Попытаться превратить свои требования в его желания
  4. Культивировать значимость образования
  5. Стараться вкладывать в его сознание приоритеты · Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
  6. Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была
  7. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства · Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых
  1. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения
  2. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
  3. Живите во имя своего ребенка
  4. Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
  5. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей
  6. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают

Успехов Вам!

Каждый возрастной период важен для человека. Но психологи единодушны в том, что подростковый возраст является особым для становления личности. От того, как подросток преодолеет этот период, какие психические новообразования приобретет, во многом будет зависеть дальнейшая судьба человека. И поэтому очень ответственная задача ложиться на взрослых, которые окружают подростка: на родителей и педагогов. Они должны помочь ребенку благополучно преодолеть «трудный возраст», дать возможность развернуться в его личности необходимым потенциям, помешать возникновению деструктивных приобретений и внутренних барьеров. Для подростков характерны такие проявления, как агрессивность, конфликтность, негативизм, раздражительность, замкнутость, отстраненность от взрослых. Но все это временно, если мы – взрослые будем правильно себя вести, правильно строить общение с подростком. Буду рада, если мои рекомендации помогут Вам.

Агрессивный подросток.

Как часто мы слышим это словосочетание. К нему можно относиться по-разному, но, к сожалению, такая проблема имеет место быть. Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.

Как вести себя с агрессивным подростком?

  1. Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
  2. Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.
  3. Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нем вспышек гнева и не стройте планы мести.
  4. Сделайте все, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.

Успехов Вам!

Если Ваш ребенок конфликтный

Прежде всего, необходимо выявить причину конфликтности ребенка. Возможно, у Вас в семье Ваш ребенок – центр Вселенной. И поэтому требует и от посторонних взрослых и своих сверстников такого же отношения к своей персоне. А не получив этого, начинает конфликтовать. Или напротив, ему не хватает внимания в семье. Он не окружен должной заботой по ряду разных причин и обстоятельств. Он живет с постоянным чувством обиды и накопившейся злости. И его конфликтность – это один из способов привлечения внимания к себе. А возможно он живет в семье, где является наблюдателем конфликтов. Конфликтное поведение ребенка – это повод задуматься Вам и над своим поведением.

Как вести себя с конфликтным ребенком?

  1. Контролируйте приступы гнева у ребенка. Пытайтесь сдерживать его желание вступить в конфликт.
  2. По возможности старайтесь уйти от конфликта, тем самым Вы покажете пример ребенку.
  3. Если конфликт уже произошел, постарайтесь разобраться в его причинах. Не оправдывайте поведение своего ребенка, если на это нет повода.
  4. Обязательно обсудите с ребенком причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее.
  5. Собственным примером учите ребенка не провоцировать конфликты.
  6. Не обсуждайте поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии. Успехов Вам!

Как распознать, что ребенок лжет?

Можно определить, что ребенок лжет по следующим признакам:

  1. Нервозность. Ребенок совершает лишние движения, суетится без причины
  2. . · Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.
  3. Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий Вашу реакцию на его слова. · Жест, прикрывающий рот рукой, как будто не хочет, чтобы лживые слова вылетели из его рта.
  4. Неточность, путаность речи.
  5. Многословие, отсутствие четких формулировок.
  6. Говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно.
  7. Многократное повторение одной и той же мысли.
  8. Излишняя эмоциональность, когда ребенок кричит, нервничает.

Причины лживого поведения

Лжет: · для того, чтобы избежать наказания;

  1. потому что у ребенка такая вредная привычка;
  2. потому что родился лгуном;
  3. потому что хочет получить какую-то выгоду;
  4. потому что считает других глупее себя;
  5. хочет сэкономить время на ненужных объяснениях;
  6. потому что боится, что о нем плохо подумают;
  7. потому что говорит не то, что думает, а то, что от него хотят услышать;
  8. потому что хочет казаться лучше, чем на самом деле;
  9. от бессилия изменить что-то в своей жизни.

Памятка «Как воспитать правдивого ребенка»

Родителям нужно знать, что детская ложь не проявляется неожиданно и сама по себе. Ребенок учится лгать так же, как всему остальному. То есть у нас, взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не только слова, сколько модели поведения, демонстрируемые взрослыми. Задуматься о том, как воспитать ребенка правдивым, лучше до того, как появились первые проявления лжи. Предотвратить и искоренить – задачи разные. Воспитать правдивого ребенка помогут следующие рекомендации.

1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы.

2. Сдерживайте свои обещания. Как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. Чтобы выполнить этот пункт, нужно быть внимательными к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать только, то, что, Вы действительно сможете выполнить.

3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует Вас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения – это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.

4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал. В 10% случаев Вы обнаружите, что это не ложь, а недоразумение. В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие. В 30% - это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно лгать. В оставшихся 40% случаях лежат причины, описанные в памятке «Причины лживого поведения».

5. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимания на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». От Вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.

6. Пересмотрите систему запретов в семье или в школе. Может быть, в жизни ребенка слишком много «нельзя». И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя».

7. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать. Каким бы ни был проступок, или Вы рискуете больше никогда не услышать правды.

8. Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе столько лет, а ты врешь… Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?» - деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду? Или «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты будешь всегда честным».

9. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что Вы поняли, что за этим стоит.

10. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает взятую без спроса вещь, просит прощения, извиняется перед учителем за то, что списал и пр. Если Вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие – съесть сладкое, получить пятерку, нагуляться и пр., Вы закрепили привычку. Задача взрослых – не позволить ребенку получить психологическое и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят ему поступать так в следующий раз

11. Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б.Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на рубль. Но если он провинился на пять копеек, и наказание должно быть соответствующим.

Успехов Вам в воспитании правдивого ребенка

Памятка о воспитании подростков

1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».

2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.

4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя

на его место.

5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников). 8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.

Станьте ему «добрым другом и советником».

Причины детской неуправляемости.

1. Борьба за внимание родителей. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.

2. Борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.

3. Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребёнок мстит за: - неверие в его способности и возможности. - сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; - за унижение друг друга в кругу семьи; - за потерю одного из родителей в результате развода; - за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок; - за несправедливость по отношению к себе и невыполнение взрослыми обещания; - за родительскую ложь и хамелеонство; - за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

4. Неверие в свой успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая родителями, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Консультация для родителей

«Переходный возраст:

особенности контакта с подростками»

Как и когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша- взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило. Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе. Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным? Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто в этом возрасте дети жалуются на головные боли, головокружения, на быструю утомляемость. Это, как правило, не симуляция, а проявления особенностей развития. В этот период организм особенно раним и чувствителен к внешним воздействиям. Поэтому очень важно создавать для подростков щадящий режим, следить, чтобы они достаточно спали, отдыхали, гуляли. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто нам приходится слышать от наших детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к нам, сколько ситуативным эмоциональным состоянием. Нам, взрослым, важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать. Несмотря на все свое стремление к взрослости, они еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны взрослых. В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но отрочество – это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Кстати, сами дети, что бы они ни заявляли в момент конфликта, тоже активно нуждаются в помощи взрослых. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Поэтому очень важно, чтоб мы, взрослые, помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от нас требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка. Каким образом можно искать баланс контроля и самостоятельности? Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы. К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (возвращаться домой к определенному времени, звонить, когда задерживаешься). Ко второй группе относятся требования, варианты, выполнения которых мы как родители готовы обсуждать с подростком (сколько времени проводить за компьютером, как планировать свободное время). К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется (с кем дружить, какие кружки посещать). Эти группы требований необходимо обсудить с ребенком. Сделать это можно примерно в такой форме: «Теперь ты уже взрослый и многие вещи можешь решать сам. Например, мне кажется, что ты способен сам решать, какие кружки посещать. В некоторых случаях я готова обсуждать с тобой вариант. Например, как ты считаешь, сколько времени ты можешь проводить за компьютером? Но есть некоторые правила жизни в доме, которые тебе придется соблюдать, пока ты живешь с нами. Например, это касается времени возвращения домой». Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда Вы уверены в том, что Ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему. Немалую трудность доставляют нам частые перепады настроения и эмоциональные срывы у подростков. Вспомним то время, когда дети были совсем маленькими, когда они только научились ходить. Нам приходилось прятать от них острые предметы, запирать ящики и т.п. Мы относились к этому с пониманием, осознавая, что эти трудности временные. А когда дети достигают подросткового возраста, нам все труднее снисходительно относиться к тем или иным капризам и выпадам. Нам кажется, что они уже достаточно взрослые, а их поступки – вполне осмысленные. На самом деле очень часто подростки, подобно маленьким детям, поступают под влиянием не осмысленных мотивов, а сиюминутных эмоциональных состояний. Поэтому очень важно не обсуждать с ними их поведение или их высказывания в тех ситуациях, когда подростки возбуждены, расстроены, раздражены. Лучше перенести разговор на то время, когда дети успокоятся. Кроме того, в некоторых ситуациях необходимо учитывать их нестабильное состояние и делать на это скидку, реагируя на те или иные слова и поступки. Возникающее у подростков чувство взрослости тоже требует к себе особого отношения. С одной стороны, очень важно поддерживать у них ощущение компетентности, независимости, значимости. Это можно сделать различными способами. Например, спрашивать их мнение или совет по тому или иному вопросу жизни семьи. Если решение было принято на основании мнения подростка и оказалось удачным, необходимо во всеуслышание подчеркнуть этот факт. Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним. Вот те некоторые пути установления контакта с подростками. Буду рада, если моя консультация поможет Вам в ваших отношениях с подростком. Успехов Вам в воспитании ваших детей.

На чтение 10 мин.

Кризис подросткового возраста – это не только важный этап взросления ребёнка, но и период, когда родители сами переосмысливают многое в своём поведении и общении с ним, развиваются вместе с ним и пробуют новые модели взаимодействия. Во всяком случае это обязательно нужно делать. Уметь анализировать эффективность тех или иных действий и при необходимости корректировать их, чтобы сгладить острые углы этого непростого возраста. Иначе не избежать типичных ошибок, которые родители допускают в воспитании подростков.

Особенности подросткового возраста

  • У детей примерно с 12-13 лет (иногда чуть позже) начинаются серьёзные физиологические изменения, которыми руководят гормоны. Наступает период полового созревания.
  • Гормональные изменения часто приводят к перепадам в настроении: подросток может проявлять то бурную активность, то агрессию, то вдруг погрузиться в апатию.
  • Изменения во внешности могут отражаться на самооценке подростков: нередко они начинают хуже к себе относиться, испытывают неуверенность, которую стараются спрятать под маской грубости, протеста и смелости. При этом внутренне они становятся очень ранимыми и боятся критики.
  • В силу бурного желания стать взрослым ребёнок часто раздражительно реагирует на советы родителей, их попытки опекать и защищать его.
  • Подросток стремится к общению со сверстниками, их мнение становится для него очень значимым. Ребёнку в этот период важно чувствовать свою принадлежность к группе таких же, как он (или к нескольким группам).
  • В этом возрасте у детей могут сильно меняться вкусы, стиль в одежде, увлечения. Но обычно это временное явление. Через несколько лет всё снова может вернуться на круги своя.
  • В подростковом возрасте импульсивность поведения. Механизм контроля действий не всегда успевает срабатывать, чтобы унять бурную энергию.

Почему возникают сложности в воспитании подростка?

Проблемы в воспитании и общении с современными подростками могут быть связаны со следующими факторами:

  1. Различие в темпах развития детей и родителей.
  2. Трудности, которые возникали в воспитании и развитии на предыдущих возрастных этапах, особенно если со стороны взрослых не было проявлено должной любви и заботы к ребёнку.
  3. Во многих семьях уже задолго до подросткового возраста ослабляется контакт между поколениями, родители уделяют детям меньше внимания, а дети всё больше тянутся к компаниям сверстников.
  4. Стремление всё запрещать ребёнку, жёстко ограничивать его свободу, подавлять его чувства.
  5. Вспыльчивость подростков, желание показать своё «Я», протестовать против запретов и ограничений. Это характерно для развития подростков в этот период, поскольку есть сильное стремление показать свою самостоятельность и взрослость.
  6. Ослабление доверия между детьми и родителями. Оба поколения закрываются друг от друга, снижается взаимопонимание и искренность в общении.

Влияние социального окружения на подростка

В подростковом возрасте ребёнок становится очень открытым к восприятию информации из разных источников. Влияние на него оказывают следующие социальные группы:

  • Семья (родители, братья и сёстры и другие родственники): несмотря на то что в этот период дети психологически отдаляются от взрослых, родители остаются для него самым близким окружением. Для подростка важны принятие себя и доверие с их стороны. Наиболее значимо то, какие отношения сложились между родителями и детьми на предыдущих стадиях развития. На поведение, мышление и самосознание подростков влияют ценности и установки, привитые им ранее взрослыми; чувства, которые родители проявляли к детям. Оказывали ли взрослые должное внимание ребёнку? Не расходились ли их действия со словами? Стремились ли всегда услышать его, принять и поддержать?
  • Сверстники : друзья и просто знакомые, в чьих компаниях оказывается подросток. В этот период начинает казаться, что по-настоящему понять его смогут только такие же, как он (по возрасту, вкусам и взглядам). Появляются молодёжные субкультуры, принадлежностью к которым подросток обычно насыщается к юношескому возрасту и впоследствии выбирает себе более «взрослый» образ.
  • Средства массовой информации (интернет, телевидение, радио, журналы, кино): становятся мощным каналом воздействия, задавая подростку различные ориентиры. Желание следовать моде, выделяться, менять свою внешность, посвящать время развлечениям, быть всегда «в тренде» всего и т. д. – те струны, на которых играет этот социальный институт.
  • На стыке двух последних факторов возник мощный канал воздействия на подростков – социальные сети . Они позволяют реализовывать им множество мотивов: знакомства, общение, принадлежность к различным группам, стремление получить признание и одобрение, возможность выделиться и быть на виду и др. К сожалению, этот канал в наше время часто используется злоумышленниками с целью втянуть подростков в неблагоприятные занятия и сообщества.
  • Школа: влияние оказывают сам процесс обучения, педагоги и класс. Наиболее благоприятная ситуация складывается, когда у подростка сохраняется хорошая успеваемость и интерес к познанию, ему комфортно в школьном коллективе и в общении с учителями. Эти характеристики обычно неразрывно связаны. На желание ребёнка учиться влияет не только интерес к конкретным предметам, но и ощущение того, что в классе к нему хорошо относятся, принимают и уважают.

Воспитание подростков в школе

Школа является важным источником воспитания, поскольку в ней продолжают формироваться нормы и правила поведения, социальные установки личностные качества подростка. Притом на уроках он проводит около половины своего времени бодрствования. Помимо основных учебных занятий, в школе проводятся важные воспитательные мероприятия:

  1. Классные часы на острые и социально значимые темы для подростков: о вреде курения, алкоголизма и приёма наркотиков, о ценностях, личностном развитии и др.
  2. Уроки на тему полового воспитания : помогают родителям в вопросах сексуального просвещения детей, но, как правило, проводятся они с некоторым отставанием от реальной осведомлённости подростков в этом вопросе.
  3. Занятия по профориентации и самоопределению школьников : на них детей подробно знакомят с разными направлениями трудовой деятельности и проводят соответствующее тестирование на склонность к той или иной профессии.
  4. Культурно-массовая деятельность . Это все направления общественной жизни школы: проведение конкурсов, праздников, социальных акций, выходы на различные мероприятия в другие учреждения. Для детей это возможность проявить себя, развить ценные навыки и качества.

Воспитание подростков по половому признаку

На этом возрастном этапе различия между мальчиками и девочками усиливаются. Соответственно, и в воспитании их есть свои особенности.

Воспитание дочери

  • Помните, что девочка в подростковом возрасте особо восприимчива к мнениям о своей внешности. Не высказывайте никаких негативных суждений в её адрес, не позволяйте себе насмешек. Поддерживайте дочь и аккуратно давайте советы о том, как ей лучше выглядеть. Комплименты должны быть искренними, фальшь будет вредна, поскольку девочка её сразу же почувствует.
  • Если замечаете, что дочь выглядит вызывающе, не обрушивайте сразу же свою критику на неё и не тащите в ванную умываться. Спокойно объясните юной леди, что окружающие (в том числе сверстники) не будут воспринимать её всерьёз, открыто или втайне «наградят» насмешками. Кроме того, такое поведение и внешность привлекают тех, кто может сделать больно и причинить вред.
  • Маме необходимо быть для дочери примером успешной женщины: иметь ухоженный внешний вид, проявлять заботу о семье, следить за уютом в доме, демонстрировать позитивный настрой.
  • Приобщайте девочку к домашним делам, прививайте любовь к чистоте, красоте и порядку.
  • Создавайте условия для того, чтобы дочь сама хотела с вами общаться и делиться мыслями и чувствами. Будьте понимающими, терпеливыми и поддерживающими родителями.


Воспитание сына

  • Особо опасно в этом возрасте оказывать на мальчика чрезмерное давление и ломать его. Протест в таком случае неизбежен. Общение в спокойной строгой манере будет более эффективным, чем крик, подавление воли и физические наказания. Давайте сыну понять, что общаетесь с ним как со взрослым человеком.
  • Чаще возлагайте на него ответственность за выполнение определённых дел (по учёбе, по дому и др.)
  • Хвалите сына за любые успехи и достижения, за старания и за попытки чего-то добиться. Это повышает его самооценку.
  • Не игнорируйте попытки подростка блеснуть интеллектом: слушайте внимательно то, о чём он вам рассказывает и о чём размышляет (факты из интернета, случаи из жизни), сами задавайте вопросы, побуждайте к дискуссиям. Всячески подчёркивайте то, что воспринимаете его всерьёз.
  • Если хотите призвать сына к дисциплине, разработайте свод правил, которые на 100% необходимо соблюдать. Их нарушение должно повлечь определённые санкции (физические наказания не применяются).
  • Отец – пример для мальчика в том, как должен вести себя мужчина, что ему нужно уметь и как относиться к женщинам.

Не бойтесь разговоров о сексуальном развитии (и с девочками, и с мальчиками). В интимных вопросах важно дружеское общение. Посмотрите на эту тему глазами подростка, выразите понимание его желаний и уже с учётом собственного опыта расскажите ему о возможных последствиях и о том, как лучше себя вести.

Трудный подросток – какой он?

Как правило, кризис подросткового возраста воспринимается большинством родителей как один из самых сложных в развитии ребёнка, поэтому автоматически каждый, кто в него вступает, становится «трудным». И всё же если на более ранних стадиях взрослым и детям удалось наладить тесный психологический контакт, установить здоровую привязанность и доверительные отношения, то этот период в жизни подростка и старшего поколения будет более спокойным и гармоничным.

Наиболее трудными выступают две категории подростков. К первой относятся те, кто выбирает путь бунтарства, противостояния взрослым, использует в качестве защиты агрессию и недоверие. Вторая категория состоит из тех, кто замыкается в себе, впадает в апатию, отгораживается от внешнего мира собственными фантазиями.

В том и в другом случае воспитание трудных подростков требует приложения особых усилий со стороны взрослых, готовности понять, принять и поддержать своё чадо, каким бы ни было его поведение. В особо сложных ситуациях имеет смысл обратиться к психологу, чтобы получить квалифицированную помощь и наладить общение с ребёнком.


Как правильно воспитывать подростка

  1. Ребёнок нуждается в поддержке. Но именно во взрослой поддержке. Важно продемонстрировать, что вы видите в нём личность.
  2. Будьте максимально открыты в общении с подростком. Для него это сигнал вашего доверия к нему. Давайте понять своему ребёнку, что вы для него друг.
  3. Не бойтесь спрашивать у ребёнка-подростка совета. Например: «Как я выгляжу?» (когда готовитесь к важному мероприятию) или «Как думаешь, что подарить подруге или бабушке?» Дети идут в ногу со временем и могут подать нам много свежих идей. Притом обращение к ним как к экспертам будет очень приятно подросткам.
  4. Если чувствуете, что неправы или перегнули палку в ссоре с ребёнком, не бойтесь извиниться перед ним. Это не уронит ваш авторитет в его глазах, наоборот, создаст условия для сближения.
  5. Контроль поведения подростка со стороны родителей, безусловно, необходим, ведь в этот кризисный период ребёнок падок на различные соблазны и может подвергнуться отрицательному влиянию со стороны.

    Но нельзя устраивать за ним тотальную слежку, пытаться жёстко подчинить собственной воле и навязывать своё мнение.

    Просто будьте внимательны к действиям, словам и внешнему виду своего чада, больше общайтесь с ним, искренне интересуйтесь его делами в школе, увлечениями, друзьями.

  6. При общении с ребёнком поддерживайте контакт глаз, не разговаривайте «через плечо», всегда внимательно его слушайте.
  7. Не навешивайте ярлыков, не давайте обидных характеристик личности. Это лишь усилит проблемы воспитания подростков. Называя ребёнка кем-либо (лентяем, хулиганом, грубиянкой и т. д.), вы способствуете тому, чтобы он именно так себя и вёл. В отношении положительных характеристик действует такой же эффект. Поэтому верьте в своё чадо и на словах наделяйте его хорошими качествами – увидите, на деле тоже будет результат.
  8. Почаще вспоминайте себя в подростковом возрасте: свои эмоции, желания, страхи. Часто это даёт возможность посмотреть на ребёнка другим взглядом и лучше понять его внутренний мир.
  9. Поделитесь со своим чадом какими-нибудь «сокровенными» мыслями или чувствами из своего подросткового возраста. Рассказывайте, как справлялись со своими страхами, переживаниями, как преодолевали трудности. Ваш пример по-прежнему значим для ребёнка.

Да, подростковый возраст – нелёгкое испытание как для родителей, так и для самих детей. Но трудными их часто делаем мы сами. Со стороны родителей подчас требуется лишь проявлять побольше искренней любви, желания выслушать и понять, верить в ребёнка и помочь ему вовремя повзрослеть. Тогда с большой долей вероятности количество проблем в воспитании уменьшится.

Почему воспитывать современных подростков так тяжело? Ведь мы и сами когда-то были таковыми и уже имеем представление о периоде, в котором они находятся. Даже, если со стороны родителей достаточно усилий и понимания, то сами дети-подростки воспринимают все в штыки и спешат ликвидироваться к своим друзьям. Если вы устали бороться с непослушанием и неуважением вашего ребенка, то эта статья поможет вам наладить контакт и даст общие рекомендации по поводу воспитания подростков.

Когда-то мы тоже были подростками и прекрасно помним, как порой теряли контроль, чтобы не вставить свои «5 копеек» против родительского слова. Но время неумолимо и когда пришла наша пора «нянчиться» со взрослыми детьми многие методы воспитания подростков уже оказываются недейственными. В этом разделе есть ценные советы, которые помогут возобновить доверительные отношения между вами и вашими детьми.

Скажем прямо, что нам приходится пожинать плоды посеянного. Если бы мы построили доверительные отношения между нами и нашими детьми еще в раннем детстве и не дали бы этим отношениям разрушиться, то возможно и в подростковом возрасте наши дети относились бы к нашим советам с благодарностью. Но, учитывая нежный возраст, этого нельзя сказать наверняка. Именно поэтому практически у каждого родителя возникает блиц-раунд из колких вопросов и ответов.

  • Воспитание детей-подростков не должно быть вынужденное. Если вы чувствуете необходимость в его воспитании, но у вас катастрофически не хватает времени, то лучше отложите этот разговор до какой-нибудь семейной поездки, где будете расположены говорить спокойно, не обвиняя ребенка в том, что он забирает у вас кучу времени.
  • Говорите спокойно и не отвечайте на выпады подростка тем же. Вы должны понимать его состояние и не можете требовать от него беспрекословного послушания. Перед вами сидит практически взрослый человек, и говорить с ним нужно соответственно, делая скидку на сложный период.
  • Ни в коем случае не обвиняйте подростка, в чем бы-то ни было. Дети очень ранимы в таком возрасте, поэтому все ваши упреки могут стать поводом для его комплексов, которые ему ни к чему.
  • Не воюйте со своим ребенком. Ваш диалог не должен напоминать минное поле, где либо он вас послушается, либо иначе никак. Дайте ему право выбора, и если он захочет ослушаться, примите это.
  • Не подключайте в ваш диалог с ребенком родственников, иначе ваш ребенок и вовсе прекратит вам доверять. Говорите с ним на равных. Запретите лезть в воспитание двоюродных прабабушек. Не жалуйтесь о своем ребенке, такой метод только уничтожит тот контакт, который у вас уже имеется.

Проблемы воспитания подростков

Почему воспитывать детей-подростков так тяжело? При общении с ними нужно учитывать некоторые данности, не зная их или сознательно не обращая на них внимание, вы только усугубите ситуацию. В этой статье приведены самые популярные причины, которые провоцируют вашего ребенка на такое поведение:

  • Подростковый возраст – это стадия формирования ребенка, как личности. В это время происходит становление его внутренних качеств, принципов, преобладающих черт характера, а также происходит осознание своей чести и достоинства в полной мере.
  • В этом возрасте подростку кажется, что мир к нему несправедлив, поэтому любые претензии, обвинения или незаслуженная предвзятость способна вызвать у подростка внутренний конфликт между теми качествами, которым он предан, и тем, что вы от него требуете.
  • У ребенка в этот период происходит не только моральное формирование личности, но и гормональное физиологическое развитие, поэтому излишняя эмоциональность имеет весомую причину.

Гормоны имеют свойство накапливаться заблаговременно, другое дело — в подростковом возрасте, когда ребенку просто необходимо большое количество гормона для физиологического развития. Когда организм понимает, что нужен выброс того или иного гормона (долгое время его нельзя копить в организме), он провоцирует искусственный стресс для его выброса. Тем самым любая малость может вывести подростка из эмоционально-стабильного равновесия.

  • Причиной тех же гормонов, и наоборот, может послужить влюбленность, ведь все мы прекрасно знаем, как крепко могут переживать это светлое чувство подростки. Первая любовь никогда не забывается, ведь она самая сильная – твердят подростковые книги и сериалы. И это понятно, с такой концентрацией гормона в крови можно потягаться даже с героями фильма «Титаник».
  • Наконец подростковый возраст – это период бунтарства. Внутренний протест жаждет своего революционного проявления. Они нуждаются в отстаивании своих внутренних принципов. Им нужен конфликт, чтобы показать всем и себе самому, что его собственные нормы незыблемы и его нельзя сломать, как личность.

Воспитание подростков по половому признаку

Воспитание подростков родителями должно в первую очередь исходить из полового признака ребенка. В этом методе воспитания нет ничего общего с двойными стандартами и, ни в коем случае, шовинизмом. Нужно понимать, что разный пол имеет свои особенности и их нельзя спускать на тормозах. В этом разделе вы можете ознакомиться с советами по воспитанию подростков — как мальчиков, так и девочек:

  • Начнем с воспитания девочки-подростка. Тонкости прекрасной натуры итак известны всем. Они очень ранимые, мнительные и переживают все во сто раз сильнее. На фоне внутренних переживаний у них также формируется тело, и с ними происходят типичные для их возраста гормональные и физические изменения.

  • К этому периоду девочки-подростка нужно отнестись с необходимым пониманием, быть максимально внимательным и уступчивым к некоторым новым особенностям ее характера и порывам, которые, возможно, ранее были ей не свойственны.
  • В такие периоды лучшим советчиком для девочки станет никто иной, как мама. Говорите спокойно, без обвинений и нравоучений. Если девочка не идет на контакт, то постарайтесь выстроить фундамент для этого разговора: в течение некоторого времени ежедневно интересуйтесь ее делами и достижениями, хвалите ее, аккуратно поинтересуйтесь, как она проводит время со своими друзьями.
  • Помните, что перед вами лежит задача расположить ее к разговору, а не выяснить в лучшей манере следователя. Потихоньку налаживая разрушенный мост, вы сами однажды удивитесь, когда она возьмет инициативу рассказывать вам все самостоятельно, а если вы будете достаточно мудры, чтобы не обвинять, а направлять свою дочь, то и к вашим советам она сменит отношение на положительное.
  • Тонкости воспитания подростка-мальчика лежат в его революционной и бунтарской натуре. Однажды обвинив его в чем-либо, вы рискуете попасть в черный список, куда он записывает всех обидчиков, которые, по его мнению, поступили с ним несправедливо.
  • Сложность воспитания мальчиков состоит в том, что они достаточно упрямы и самостоятельны, чтобы слушать нравоучения взрослых. Будьте готовы к тому, что у них есть занятия, которые вы не слишком приемлите, но вы должны предоставить им собственный выбор, который может прийти только в случае самостоятельного осознания ошибки.
  • Вы должны быть рядом и поддерживать сына — это все, что вы можете сделать, как родитель. Если насильно будете выводить его на диалог или выяснение обстоятельств его вчерашних развлечений, нарветесь на очередной конфликт и утратите связь с сыном окончательно.
  • Говорите с ним спокойно и мягко. Не ломайте его волю. Если он хочет убежать от разговора и закрыться у себя в комнате, то предоставьте ему такую возможность. Не стоит выламывать дверь и с пеной во рту кричать что-то типа «Мы еще не договорили!».
  • Не ройтесь в вещах сына. Это только породит недоверие к вам. Будьте уверены, что если ваш ребенок захочет что-то спрятать, то он сделает это качественно. Живите с этим, как хотите. Ваш дедуктивный метод никак не повлияет на тайные пристрастия вашего ребенка.

  • У вас в доме должна присутствовать дисциплина. Лучше, если она была изначально. Если нет, то ознакомьте вашего ребенка с новыми правилами вашего дома. Вы должны и сами беспрекословно следовать им. Поэтому подумайте, как следует, перед тем, как записывать 101 пункт.
  • Этот метод действен не только для мальчиков-подростков, но в особенности для них. В списке правил может быть пункт, допустим: «Быть дома не позже 23.00». Вы можете вносить поправки, например, он может отпроситься. Но! Если ваш ребенок пришел на полчаса позже и не посчитал нужным вас предупредить об этом, вы должны вынести ему меру наказания.

Воспитание подростков в школе

Не стоит забывать, что вашего ребенка, помимо вас, еще и воспитывает социум. К примеру, школа. Это место, где ребенок проводит значительную часть своей жизни, поэтому многое он черпает оттуда. В школе можно себя проявить, выбрать занятие по душе, а также вынести весьма ценные советы.

  • Не стоит сильно надеяться на школу в воспитании вашего ребенка. Устоявшиеся понятия о школе, как о колыбели достойных и честных людей, давно устарели и уже не действенны.
  • Теперь у школы достаточно коммерческие отношения к выполнимой работе. И это нормально! Было бы странно обвинять кухарку школьной столовой в ожирении ребенка, также как и учителя в плохом поведении ученика. Вы — его родитель, и только вам за него отвечать.
  • Когда проклятия под названием «школа должна» или «школа виновата» спало, можно поговорить о преимуществах школьного воспитания детей-подростков. Например, огромным плюсом есть то, что в учебном заведении есть школьный психолог, который всегда готов принять ребенка в своем кабинете.
  • Школьные психологи также проводят опросы, как анонимные, так и публичные, что позволяет им обратить свое внимание на того или иного ученика или взять под контроль ту или иную проблему. Вас обязательно уведомят, если ваш ребенок станет на учет к школьному психологу.
  • В школе также проводятся воспитательные часы до/после или вместо какого-нибудь урока. Часто такие мероприятия есть в расписании или их могут проводить вместо классного часа. На них детям показывают фильмы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, ранних половых связей; приглашают медработников и врачей для консультаций тех или иных заболеваний, инфекций, которыми они могут заразиться при определенном образе жизни.

  • Школьники часто напуганы такими откровениями реальности, поэтому быстро делают правильные выводы. Как показывает практика, современное поколение более раскрепощенное. Все дети, не стесняясь, оживленно задают вопросы специалистам и даже конспектируют некоторую информацию. Развитие и воспитание подростков не вынужденное, поэтому они легко отдаются новым полезным знаниям, не протестуя.
  • В школе также проводится сексуальное воспитание подростков, что сильно облегчает вам задачу, как родителя. Правда, такие уроки начинают преподавать детям с 9 класса, когда им уже практически все известно, у значительного процента уже были интимные прелюдии, а некоторые сверстники даже успели стать малолетними родителями. Поэтому рекомендуется проводить нравственное воспитание подростка немного раньше, чем это делает школа.

Воспитание трудных подростков

Если контакт между родителем и ребенком был утерян еще задолго до наступления подросткового периода, то общие рекомендации и советы становятся бесполезными в борьбе за светлое будущее ребенка, но это далеко не повод складывать руки на колени и наблюдать, как ребенок самостоятельно ломает себе жизнь. Речь пойдет о воспитании трудных подростков, когда родителям нужно решиться на радикальные меры:

  • Иногда наступает период, когда книги о воспитании подростков становятся не к месту. Ребенок становится агрессивен, колкий к замечаниям, вспыльчив, а иногда в таком юном и перспективном возрасте уже имеет проблемы с правоохранительными органами. Тут нужно принимать срочные меры, на которые многим родителям очень тяжело решиться.
  • Первое, что нужно сделать – это отвести ребенка к психологу. Именно так. Согласитесь с тем, что вы уже не в состоянии что-то изменить и дайте дорогу дипломированным специалистам. Вам тоже будет не лишним проконсультироваться с ассом своего дела в воспитании вашего ребенка.
  • Помните, что лучше единожды сходить к психологу, чем всю жизнь посещать ваше чадо в местах лишения свободы. Это обязательные меры, ведь ребенок в будущем может представлять опасность, как для окружающих, так и для самого себя.
  • К трудным подросткам зачастую относятся мальчики, поэтому еще одним отличным решением будет отправить вашего ребенка в места повышенной дисциплины, например, в суворовское училище.
  • Такие заведения есть и для девочек по типу советской школы благородных девиц. Они платные и дорогостоящие, но порой это единственный действенный выход из сложившейся ситуации. Для девочек существуют уроки женственности, манер, воспитания нравственности и этикета. Это весьма полезный опыт, который, безусловно, им пригодится в будущем.
  • Не стоит жалеть ребенка, там ему предоставят выбор быть достойным человеком или прожить жизнь, бесцельно скитаясь.

Подростковый возраст – это очень сложный период для воспитания ребенка. Особенно, если стараться выстроить с ним отношения, которых никогда не было. Тогда ваш метод воспитания обречен топиться ко дну. Если ваш ребенок не идет на контакт – это повод задуматься. Разграничьте свою роль в этом. Вы — родитель и всегда сможете поддержать и дать ценный совет своему ребенку, но не стоит забывать о том, что в доме должна быть дисциплина, за непослушание которой грозит наказание. И ваше чадо должно это знать.

Видео: «Как уберечь ребенка от влияния чужих детей? Дурное влияние на подростка. Советы Дмитрия Карпачева»

В так называемом переходном возрасте, когда подростка «накрывает» гормонами, родители пугаются, что их милое чадо будто подменили. Особенности сложного подросткового этапа не стоит игнорировать для получения верного результата в развитии личности.

Особенности воспитания и развития подростков

Процесс формирования подрастающей личности сопряжён с учётом специальных факторов, которые имеют вес для становления ребёнка. Не стоит игнорировать современные проблемы воспитания молодежи и подростков, которые сводятся к:

  • проблемам с восприятием самооценки (кто-то занижает, а некоторые задирают до небес);
  • эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся во вспыльчивости;
  • замкнутость и необщительность в школе;
  • следование требованиям и ценностям группы близких друзей и сверстников;
  • употребление алкоголя и наркотических опьяняющих веществ.

Основной сложностью является нежелание родителей признавать в своём ребёнке законное право на самоопределение как состоявшегося человека.

Популярные статьи:

Как воспитывать подростка правильно

Главной особенной чертой переходного возраста становится переход с детского способа взаимодействия к осознанному взрослому.

При этом особенности духовно-нравственного воспитания у подростков становятся в двусмысленное положение противостояния с негативными общественными проявлениями морали, разлагающем влиянии СМИ с пропагандой не всегда добрых и человечных ценностей и установок, невнимание к проявлениям даже минимального гражданского воспитания, а также стремительный рост и укрепление фактора криминализации.

Исходя из совокупности этих тенденций, следует обратить особое внимание на психологические аспекты воспитания в семье и школе.

Воспитание подростка мальчика — как воспитывать советы

Переходный возраст становится определяющим в формировании качеств будущего мужчины, чтобы максимально упростить свою жизнь, стоит прислушаться к советам педагогам и практических психологов относительно мальчиков.

1. «Включите» взаимопонимание даже в сложных ситуациях, старясь принимать ребёнка таким, как он есть, поощряйте искренность, будьте открытыми к диалогу, избегая чрезмерных нотаций и нудных нравоучений.

2. Обеспечьте максимально полезный для физической формы и здоровья качественный досуг, так сократится риск алкоголизации, плохих компаний и сформируется ответственное отношение к своему здоровью.

3. Не ограничивайте самостоятельность, чаще ставьте себя на место сына.

4. Будьте советником, а не примеряйте маску взрослого – всегда правого и знающего единственно верный ответ.

5. Не вступайте в противоборство с его возрастными ценностями, не высмеивайте их.

Воспитание девочки

Подрастающая девочка в сложный период может создать немало проблем родителям, но при верно расставленных акцентах в семейном направлении развития, можно избежать приличного числа ошибок .

  • Особое внимание нужно направить на эстетическое и духовное воспитание девочки-подростка, которое не сводится к простому «вбиванию» и запоминанию несложных истин.
  • С начала отрочества родителям нужно посвятить время формированию навыков гигиены и ухода за собой в связи с меняющимися особенностями организма.
  • Правильное отношение к женским семейным обязанностям поможет в будущем девочке справляться с принятием половых ролей.
  • Осведомлённость о вопросах взрослых отношений, любви и секса, полное доверие создаст доброжелательную атмосферу, способную предотвратить нежелательные последствия.
  • Не будет лишним дать дочери возможность прочесть хорошую книгу, направленную на просвещение тинейджеров о взрослении.

Периоды подросткового возраста и их особенности

Говоря о возрастных стадиях этого этапа принято подразделять периоды :

  • ранний;
  • средний;
  • поздний.

На первом из названных воспитание подростка должно осветить вопросы, касающиеся изменений взрослеющего организма (это начинающиеся иногда в 12 лет первые менструации у девочек, поллюции и эрекция у мальчиков). Чадо переступает рубеж детства и может демонстрировать не лучшие черты формирующегося характера.

В среднем периоде воспитание подростка лучше сосредоточить вокруг эмоциональной сферы, поскольку именно она в 14 -15 лет претерпевает ряд сильных трансформаций.

В позднем периоде отрочества ребёнок сталкивается с острой потребностью в профессиональном будущем самоопределении, именно поэтому в 16-17 лет важны профориентационные мероприятия.

Чтобы найти общий язык с взрослеющим подростком, не нужно бежать получать педагогический диплом и перелопачивать горы книг в поисках мудрых советов в литературе.

Следуйте простым советам и поймёте, что главным принципом хорошего воспитания является правильное общение со своим ребенком.

  1. Избегайте долгих воспитательных «лекций» на заевшую тему.
  2. Заменяйте обвинения высказываниями своих эмоций и переживаний.
  3. Старайтесь воспитывать в ходе совместной трудовой активности, так своих целей добьётесь.
  4. Окунитесь в жизнь подростка, проникнитесь его знаниями.
  5. Хвалите и поощряйте за достижения.
  6. Выводите на открытое общение по любому поводу, избегайте односложности в обе стороны.
  7. Не спешите с формулировкой скорых выводов.

Половое воспитание

Дети взрослеют незаметно, и вот уже вместо пухлого малыша перед вами почти взрослый, с которым необходимо решать вопрос про сексуальное воспитание подростков. Начинать в этом возрасте непростительно поздно, ещё с раннего детства в норме говорить о половых различиях и моделях.

Но в эпоху отрочества первые представления о сексуальности должны получить логическое развитие. При этом важно не запугивать ранним началом половой жизни, а стараться делать упор на осознанность выбора и сведение к минимуму нежелательных отрицательных последствий.

Трудности воспитания подростка

Как сделать так, чтобы поддержать на нормальном уровне близкие отношения с собственным сыном или дочерью? Отслеживать типичные ошибки чересчур ответственно настроенных родителей при заботе об их чадах – любимых подростков и избегать их .

  • Прекратите критиковать на основе того, что старше, старайтесь быть товарищами.
  • В спорах и дискуссиях займите позицию уверенного взрослого и не раздражайтесь по досадным мелочам.
  • Давайте высказать обиды, не копите гнев друг на друга.
  • Предлагайте искать выход вместе.

Воспитание личности подростка – сложная задача, но результат в виде добрых и открытых отношений обеих сторон – лучшая награда за неё.

Безопасность превыше всего. Вы не хотите контролировать все, но, в то же время, вы хотите, чтобы ваша дочь была в безопасности. Не пожалейте денег, купите ей сотовый телефон, либо попросите ее помочь вам сэкономить. Если у нее есть телефон, попросите ее все время носить его с собой, чтобы вы могли с ней связаться. Поговорите с ней о возможных экстренных ситуациях. Например, скажите ей: «Если ты не можешь найти трезвого водителя, чтобы привезти тебя домой с вечеринки, позвони мне, я заберу тебя. Неважно, что это будет 4 утра, лучше я заберу тебя, чем позволю тебе ехать в машине с нетрезвым водителем.»

  • Конечно, она немного поворчит по поводу ваших беспокойств, но лучше это, чем не беспокоиться и позволить ей попасть в опасную ситуацию.
  • Тинейджеры в наши дни проводят очень много времени в интернете, поэтому очень важно поддерживать кибербезопасность. Попросите ее не разговаривать в сети с теми, кого она не знает и уж конечно, не встречаться с теми, с кем познакомилась онлайн, если только у нее нет безоговорочных причин доверять этому человеку.

Позволяйте ей встречаться с парнями. Когда-то наступит момент, когда у нее будет парень (а может и девушка). Вы должны принять это, неважно, что вы на самом деле об этом думаете. Но не забудьте о правилах и строгости. Вы должны следить за тем, как развиваются ее отношения. Конечно, не нужно подсматривать и задавать слишком много вопросов, но вы должны быть в курсе того, что она делает и куда направляется.

  • Конечно, если вы увидите, как кто-то плохо относится к вашей дочери или пытается воспользоваться ею, это может убить вас, но вы должны помочь ей понять, кто есть кто самой, вместо того, чтобы говорить, что ее парень никудышный человек или что-то в этом роде. Если вы попытаетесь убедить ее не встречаться больше с этим человеком, это только подхлестнет ее желание к обратному.
  • Поймите, наконец: нереально запретить ей встречаться с тем, кто ей нравится. Это не каменный век, поймите, вы ничего не можете сделать, чтобы запретить ее свидания. Вы не можете запереть ее в комнате, как принцессу в башне. Однажды она поступит в колледж или просто съедет, и тогда она будет свободна встречаться с тем, с кем пожелает.
  • К тому же, вы не хотите, чтобы она на вас обижалась за то, что вы запрещаете ей ходить на свидания. Если вы не разрешите ей делать то, что делают все ее друзья (и это абсолютно нормально для их возраста), она станет вести себя с вами очень резко.
  • Поговорите о сексе. Будьте спокойны, разговаривая об этом, даже если она будет чувствовать себя неловко и смущенно (даже если неловко будет вам)! Не паникуйте и расскажите ей о безопасном сексе и нежелательной беременности в ее возрасте; просто донесите до нее информацию. Никогда не говорите об этом в присутствии ее друзей. И не будьте слишком старомодны в этом вопросе, это только увеличит риск того, что она взбунтуется.

    • Гораздо разумнее поговорить с ней о безопасном сексе, чем позволить ей попасть в опасную ситуацию. Расскажите, почему важно заниматься сексом, только если она этого действительно хочет, а не потому, что ее парень уговаривает ее зайти дальше, чем ей этого хотелось бы.
    • Конечно, всем родителям было бы гораздо спокойнее, если бы их дочки подростки были девственницами. Но, на сегодняшний день, средний возраст начала половых отношений это около 16 лет, поэтому лучше все-таки обсудить безопасный секс и даже прием контрацептивов, чем проповедовать полное воздержание.
  • Будьте готовы к ее первой менструации. Рано или поздно у нее начнутся месячные, у вас должны быть готовы тампоны и прокладки к этому времени. Также как и о сексе, не бойтесь поговорить с ней о менструациях заранее. Вы не хотите, чтобы она перепугалась в случае неосведомленности. Поговорите с ней о менструальной боли, покажите ей книги и веб-сайты, на которых она может найти больше информации. У многих девочек месячные начинаются еще до наступления подросткового возраста, поэтому будьте готовы к этому заранее, так как многие девочки сейчас очень быстро развиваются.

    Научитесь справляться с перепадами настроения. Кричать на нее, когда она очень взволнована, не поможет. Пусть ее эмоции утрясутся сами, потому что она ничего не может с этим поделать. Так же как и женщине в менопаузу, вашей дочери придется пройти через многие эмоциональные изменения; очень важно быть терпеливым и понять, что она не может всегда оставаться маленькой хорошенькой девочкой. Этот период пройдет и будет лучше, ваша дочка не всегда будет такой.

  • Поговорите о наркотиках, курении и алкоголе. У вас может быть свое отношение к этим вещам, но, устанавливая правила по поводу этих привычек в первую очередь руководствуйтесь ее здоровьем. Объясните в чем опасность курения и наркотиков, также объясните, как важно воздерживаться от употребления алкоголя в раннем возрасте, так как подростки под действием алкоголя могут совершать очень безответственные поступки. Тем не менее, очень многие употребляют алкоголь до достижения 18 или 21 года, поэтому лучше обсудить то, как выпить безопасно, чем категорически запрещать это.

    • Удостоверьтесь, что она знает когда остановиться, когда дело касается алкоголя. Расскажите, что не стоит пить больше, чем одна порция алкоголя в час, что не нужно мешать напитки на вечеринках и пить крепкие напитки, так как от этого ей может стать плохо.
    • Вам не нужно, чтобы она не пробовала алкоголь совсем, а потом, при попадании в колледж, напивалась до потери памяти. Она должна твердо знать свою норму перед тем, как пить с незнакомцами.
    • Также, поговорите о выпивании в компании с парнями; объясните, что ни под каким предлогом нельзя оставлять свой напиток без присмотра.
    • Не нужно вести себя так, как будто вы были святошей в подростковом возрасте. Если у вас были неудачные истории (которые естественно чему-то вас научили) об употреблении алкоголя и наркотиков, можете поделиться с ней ими (с осторожностью).