Пальчиковая гимнастика для средней группы сада. Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

  • 05.04.2020

Людмила Лепа
«С пальчиками играем - речь развиваем». Конспект НОД для детей средней группы

Цель: развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом (через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры).

Звуковая культура речи: закрепление у детей правильного произношения звука «З», «С»;

Учить понимать и активно использовать в речи радостную интонацию высказывания.

Словарь и грамматика: учить подбирать точные определения.

Учить употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (левая рука, правая рука, согласовывать с действиями.

Продолжать учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе.

Связная речь: учить выразительно передавать содержание текста.

Воспитательные задачи:

Продолжать развивать умение слушать и понимать объяснение (речь педагога, высказывания детей, действовать в соответствии с заданием.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, умение сопереживать, сочувствовать, радоваться.

Развивать навыки коммуникативного общения детей.

Дети входят в зал, встают полукругом, здороваются с гостями.

Воспитатель: Здравствуйте! Вот и детки наши пришли! Много у нас деток, и для каждого ласковое слово найдётся.

Наша Сонечка в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду!

НашаДашенька и Машенька

Сладки яблочки в саду!

У Ильюшки и Максима руки в бок, глазки в потолок.

Сеня и Илья пошли за порог

И упали поперёк!

Воспитатель: А теперь садитесь рядком, я на вас полюбуюсь. Ребята, а какое сейчас время суток? (утро) Скажите «Доброе утро», кому вы пожелали доброго утра? (ответы детей)

Игра «Доброе утро, солнышко встало»

Утро настало.

Солнышко встало. (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя «солнышко с лучиками».)

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей! (Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения).

Вставай, большак! (Большой и указательный пальцы правой руки щёлкают по большому пальцу) левой руки.

Вставай, указка! (Щелчок по указательному пальцу).

Вставай, серёдка! (Щелчок по среднему пальцу).

Вставай, сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу).

И крошка Митрошка! (Щелчок по мизинцу).

Привет, ладошка! (Щелчок в центр ладони).

Все потянулись и проснулись. (Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к доброму и весёлому коту Ваське. Ну что ребята в путь!

Пальчиковая игра «Смешные человечки»

Ходили мимо речки

Смешные человечки. (Дети парами становятся напротив друг друга, пальцами «бегут» по рукам).

Прыгали, скакали,

Котика искали. (Хлопают по плечам друг друга).

Гладят лицо друг друга.

Поднялись на мостик

И забили гвоздик. (Руки согнуты в локтях).

Стучат кулачками.

Потом - бултых в речку! («Ныряют»)

Где же человечки? (Показывают изумление).

Я хожу, хожу, хожу –

Друга нового ищу. (Находят новую пару).

(повторить 3 раза)

Кто нам встретился в пути?

(На дорожке сидят три мышки-игрушки)

Мышки вы не видели котёнка?

Пальчиковая игра «Котёнок»

Шёл один я по дорожке, (Показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (Показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (Показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка! (Хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (Показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (Царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (На каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (Двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И не слышно так идем,

Там смотрите впереди

Виден домик из дали.

Пальчиковая игра «Домик»

Я гуляю во дворе (Хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (Ритмичные хлопки ладошками.)

Я по лесенке взберусь (Раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев.)

И в окошко постучусь. (Поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ребята, помогите мне выйти из домика. Хитрая лиса меня на замок закрыла.

Воспитатель: Поможем котику?

Пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок (Руки в замке)

Кто его открыть бы смог?)Пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, потянули, (Потянули)

Покрутили, покрутили, (Вращаем руки)

Постучали, постучали (Стучим основанием ладоней)

И – открыли! (Руки разжимаются.)

Из домика выходит кот Васька. Здоровается с ребятами, благодарит их за спасение.

Воспитатель: Долго мы тебя искали. Ой, смотрите комар, летит, а там осиное гнездо.

Кот Васька: Где я не вижу.

Пальчиковая игра «Комар»

Летит муха вокруг уха, жжж (Водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (Водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (Пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (Ладошкой дотрагиваемся лба)

И к уху, зззз (Зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим! (Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Кот Васька: Я пришёл к вам не с пустыми руками, а с подарками. Но сначала отгадайте загадку.

Эти шарики на нитке

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке … (бусы)

Дети берут бусы и садятся на ковёр.

Жили-были бусы в шкатулочке. (Ладошки обеих рук складываются, а между ними помещаются бусы.) Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят… (Потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы).

Шкатулочка открывается, бусы появляются…)Одна ладошка убирается, как будто открывается крышка шкатулки.)

Бусы, бусы, покажитесь, Красотою похвалитесь! (Двумя пальцами медленно поднять бусы вверх.)

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь. (Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами руки) обратно в ладонь, а другой ладонью прикрываются сверху.)

Воспитатель: Жили – были бусы. Они лежали на полке. Лежали и скучали. … Но вот кто-то нечаянно уронил их. Бусы упали и совсем загрустили. Вдруг они услышали, что кто-то идет. Испугались бусы, что их сейчас раздавят. Нет, кто-то остановился и сказал ласковым голосом, глядя на бусы сверху: «Ах, какой прекрасный узор получился!» В это время подошел кто-то еще и сказал: «А, по-моему, узор похож на цветок или морское животное!» Бусы обрадовались, они стали такими необыкновенными.

Давайте и мы с вами посмотрим, в какие узоры можно превратить бусы. Каждый может как волшебник, сотворить чудо – из обычных бус создать свой узор. А самое главное не забудьте дать название своему узору.

(дети раскладывают на полу узоры из бус).

Кот Васька: Молодцы ребята красивые у вас узоры получились. У меня для вас есть в домике подарки. (Выносит пряники и угощает детей).

Вы тут веселитесь, играйте. А мне надо бежать мышек догонять, в кошки-мышки с ними поиграть.

Дети прощаются с котиком.

Занятие 1

Задачи: развивать интерес к общению со взрослыми; способствовать установлению эмоционального контакта; содействовать пониманию произведений малых фольклорных форм; ; побуждать к речевой и двигательной активности.

Воспитатель демонстрирует свои ладони и пальцы. Говорит, что они весёлые и хотят играть.

Пальчиковая игра «Прятки»

В прятки пальчики играли

(сжимают и разжимают кулачки обеих рук.)

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Пальчиковая игра «Сорока-ворона»

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты дров не таскал,

Воды не носил,

Тесто не месил -

Тебе каши нет.

Ритмодекламация

«Где же, где же наши ручки»

Где же, где же наши ручки,

Где же наши ручки?

Нету, нету наших ручек,

(Спрятать руки за спину.)

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

(Руки поднять вверх, вращать кистями.)

Пляшут наши ручки.

Где же, где же наши ножки,

(Разводят руки в стороны, пожимают плечами.)

Где же наши ножки?

Нету, нету наших ножек,

(Присесть, обхватить ноги.)

Нету наших ножек.

Вот, вот наши ножки,

(Встать, выставить ногу на пятку.)

Пляшут наши ножки.

Где же, где же наши детки,

Где же наши детки?

Нету, нету наших деток,

(Закрыть лицо руками.)

Нету наших деток.

Вот, вот наши детки,

(Выполнять пружинку.)

Пляшут наши детки.

Поплясали, а теперь пойдём гулять.

Игра «Наши ножки»

Большие ноги шли по дороге.

(Идут, высоко поднимая ноги.)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке.

(Совершают мелкие, быстрые шаги.)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Занятие 2

Задачи: учить детей рассматривать предмет, обращая внимание на его характерные детали и фактуру, добиваться при этом активизации речи; побуждать к проговариванию и запоминанию слов потешки и колыбельной; способствовать овладению элементарной игровой деятельностью; развивать интерес к движениям с пальчиками.

Воспитатель демонстрирует игрушку - кота. Малыши трогают игрушку, гладят, рассматривают, называют части тела животного и показывают их, подражают звукам. Затем воспитатель демонстрирует куклу Таню.

Наша Таня маленька,

На ней шубка аленька.

Опушка бобровая,

Таня чернобровая.

Наша Танюша вышла на прогулку и увидела киску:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша Танечка пойдёт,

Через киску упадёт!

Взрослый просит детей обратиться к киске со словами потешки. Дети грозят киске пальчиком, повторяя потешку несколько раз.

Устала Танюша и захотела спать.

Воспитатель берёт куклу на руки, качает её, приговаривая ритмично.

Баю, баюшки-баю.

Баю доченьку мою

А-а-а, а-а-а.

Просит детей сложить ладошку на ладошку и имитировать укачивание куклы, добиваясь проговаривания текста, затем передаёт куклу кому-нибудь из детей.

Поспала кукла, проснулась и села смотреть, как играют дети.

А ваши пальчики умеют играть в прятки?

Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки»

Ладушки-ладушки!

(Хлопают в ладоши.)

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Что пили?

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели!

На головку сели.

(Кладут руки на голову.)

Сели, посидели.

Шу, полетели!

(Машут руками.)

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

Игрушки

«Шарик»

Все пальчики обеих рук - «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

«Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

«Юла»

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Части тела

«Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

Одежда

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики.

Осень

«Листопад»

Листопад, листопад! Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,

медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна - кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба - дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины - осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!

«Осенью»

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Обувь

«Новые кроссовки»

Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка -

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

Упражнение с пробками

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы - словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик - будто ножка,

Только шаркает немножко.

Фрукты

«Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький - шалун.

Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

«Компот»

Будем мы варить компот, Левая рука - «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ. Развести руки в стороны.

«Сливы»

Кисти сжаты в кулак.

Большой пальчик сливы трясёт. Разгибаем большой палец.

Второй их собирает. Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец.

Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный.

Самый маленький - «шалун» Разгибаем мизинец.

Всё, всё съедает.

Овощи

Капустка

Мы капустку рубим-рубим, Движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы капустку солим-солим, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

Мы капустку трём-трём, потирать кулачок о кулачок

Мы капустку жмём-жмём. сжимать и разжимать кулачки

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка, Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка - крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

Зима

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки. Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят, Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук.

За метелью, за метелью!

« Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить

в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

Полетел снежинок рой. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел - Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх,

вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Может быть подружится.

Новый год

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка. Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки, Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики, Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки, Соединить оба кулачка вместе, указательные пальцы вверх ("Уши

зайчиков.

Звёзды, человечки. Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.

Домашние птицы

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки - индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши, Показать все пальчики, «играя» ими.

Все красивы хороши!

«Петушок»

Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки.

Кверху поднял гребешок. Разжать ладони.

Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения.

Домашние животные

«Повстречались»

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу - мяу».

Два щенка: «Ав - ав».

Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка:

«Му-у». Смотри, какие рога!

«Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл. «Горшок из ладошек».

На печи калачи, Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи. Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком.

«Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

Дикие животные

«Есть у каждого свой дом»

Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора - надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом, Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно .

Всем тепло уютно в нём.

«Белочка»

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Посуда

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка, Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Моет вилку, чашку, ложку, Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять

имитирующие движения .

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Весна

«Жаворонок»

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

«К нам весна пришла»

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла! Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели! Пальчики двигаются, будто плетут венок.

Семья

«Радуются взрослые и дети»

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка - сжимать и разжимать кулачок.

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке. Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается, Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается! Мимика, жесты.

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

«Семья»

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья!

Мебель

«Мебель»

Кресло стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал! Поднимать зажатые кулачки вверх.

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку, Загибать пальчики, начиная с больших,

на каждое название мебели.

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире! Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье - Левая ладонь - вертикально вверх. К её нижней части приставляется

кулачок (большим пальцем к себе)

Вот вам стул на удивленье.

Транспорт

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать- Сжимать и разжимать пальчики.

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт, Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали, Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Пять видов транспорта назвали.

«Пароходик»

Пароходик в море был. Ладони соединить в форме чаши.

Вот он к пристани приплыл. Сделать волнообразные движения в воздухе.

Загудел в свою трубу: «У - у - у!» Одновременно пошевелить большими пальцами.

Насекомые

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем- Сжимать и разжимать кулачки.

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.

Прячьтесь! Спрятать руки за спину.

«Бабочка»

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Лето

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают, Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются, Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой Круговые движения кистями.

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Колокольчики-цветы Повороты кистями вправо-влево,

Очень вежливы, а ты? Ладони сверху опустить на стол.

«Что делать после дождика?»

Что делать после дождика? Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать! Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Что делать после дождика? Соединяем все пальцы рук с большими.

Кораблики пускать! Рисуем обеими руками восьмёрку.

Что делать после дождика?

На радуге кататься! Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика? Соединяем все пальцы с большими.

Да просто улыбаться! Улыбаемся.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и .

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.

Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!

Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!

На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)

Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку 😉

P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку и .

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Тема «Зима. Зимующие птицы»

Подвижная игра

1)«Снегири»

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка по бокам)
В красных майках снегири. (4 поворота головы в сторону)
Распушили перышки – (частое потряхивание руками)
Греются на солнышке.
Головой вертят (по 2 поворота головой на каждую строчку)

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели! (разбегаются и машут «крыльями»)
За метелью полетели!

2)«Снежинки и ветер»

Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки! » - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок ». Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

1)« Мы погреемся немножко»

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)

Мы погреемся немножко,

Мы попрыгаем немножко,

Прыг-прыг, прыг-прыг (Выполняют прыжки на двух ногах.)

Мы погреемся немножко,

Мы потопаем немножко,

Топ-топ, топ-топ. (Шагают, высоко поднимая ноги.)

2) «Птички»

Птички прыгают, летают, (имитируют полёт)

Птички прыгают, поют. (прыжки)

Птички крошки собирают, (приседают, собирают)

Зернышки клюют. («клюют» — пальцы в щепотку и ударять по коленкам)

Перышки почистили, («чистят»– гладить себя)

Клювики почистили, (поворот головы влево-вправо )

И на место сели. (садятся)

Пальчиковая игра

1) «Снеговик»

2) «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают по

Шесть щеглов и голубей, одному пальчику

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек. Опять сжимают и разжимают кулачки

Дыхательное упражнение

«Согрей синичку»

Ребята, холодно птичкам в зимнем лесу. Давайте все вместе поможем синичкам согреться в сильный мороз. Повторяйте за мной слова и движения, а так же дуйте теплым ветерком на птичку, которую вы хотите согреть в своих ладонях

Вдох – носом, выдох – ртом на ладони

2 неделя

Тема «Пожарная безопасность»

Подвижная игра

«Огонь-вода»

На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой – мальчики (Огонь), ведущий между ними.

По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду противника.

Игра малой подвижности (физминутка)

Пламя высоко взлетает! –Дети поднимают руки вверх .

Дыма чёрного клубы! –Круги в воздухе руками.

Искры в воздухе сверкают! –Взмахи руками.

Все за дело! Шланг тяни! Дети имитируют как

Шланг мы дружно размотали. разматывают и тянут шланг.

Ну, огонь, теперь держись!

Бьет струи вода тугая.

Пламя, гаснет, потухает Дети приседают.

Без подмоги обошлись!

Даже детям стало ясно,

Что с огнём шутить опасно ! – Грозят пальчиком

Пальчиковая игра

На столе свеча большая

Стоит стройная, прямая.

(Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой.)

Загорелся огонек,

(Наклоняют ладони вправо-влево.)

Заметался как зверек.

(Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы.)

Дыхательное упражнение

«Задуй свечу»

У каждого ребенка в руке «свеча» (из бумаги, картона и т.п.).

В-ль предлагает детям задуть «огонек».

Вдох – носом, выдох – ртом, задуваем свечу

3 неделя

Тема «Зимние забавы»

Подвижная игра

«Снежная карусель»

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки,

После небольшого отдыха игра возобновляется.

Игра малой подвижности (физминутка)

«Снежок»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Раз, два, три, четыре.

Мы с тобой снежок лепили. (Имитируют лепку снежка.)

Круглый, крепкий, очень гладкий, (Рисуют в воздухе круг.)

Но совсем-совсем не сладкий. (Грозят указательным пальцем.)

Раз – подбросим, (Поднимают руки.)

Два – поймаем, (Опускают руки.)

Три – уроним, (Наклоняются, дотрагиваются до пола.)

И сломаем. (Подпрыгивают.)

Пальчиковая игра

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (сжимать-разжимать кулаки )

В снежки играть, (ладонь на ладонь – изобразить, как лепят снежок )

На лыжах бегать, (указательным и средним пальцами правой руки «шагать» по ладони левой руки )

На коньках по льду кататься, (наоборот)

Вниз с горы на санках мчаться. (сжатым кулаком провести по ладони другой руки )

Дыхательное упражнение

«Подуй на снежинку»

Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать.

4 неделя

Тема «Новый год шагает по планете»

Подвижная игра

«Лесник и ёлочки»

Дети замирают, изображая красивую ёлочку. По сигналу: «Ночь», дети разбегаются по залу, по сигналу: «Лесник»-замирают в форме елки. Лесник обходит елочки и выбирает самые ровные.

Игра малой подвижности (физминутка)

«Елочка»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.)

Стройная красавица, (Опять идут по кругу, взявшись за руки.)

Всем ребятам нравится. (Останавливаются.)

Пальчиковая игра

«Ёлочка,ёлочка»

Елочка, елочка! (Ладони установите под углом друг к другу)

Колкая иголочка, (пальцы переплетите и выпрямите)

Протянула ветки, (протянуть руки вперед)

А на них –конфетки, (хлопки в ладоши)

Звездочки, (растопырить пальцы рук)

Фонарики, («фонарики»)

Золотые шарики. (Изобразить шарик)

Дыхательное упражнение

«Подуй на ёлочку»

Дети стоят вокруг новогодней ёлки, делают спокойный вдох носом, выдох плавный на ёлочку, новогодний дождь начинает «шевелиться».