Проект "маленькие волонтеры или добрые дела дошколят". Проект (старшая группа) на тему: Проект "Волонтёрское движение в детском саду"

  • 23.07.2019

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает организацию образовательного процесса с учетом интересов детей.

Современные программы предлагают различные приемы и формы поддержки детских интересов. Так, авторы программы «Мозаика» предлагают форму «Клуб по интересам». Одной из форм клуба по интересам может быть детский волонтерский клуб, обеспечивающий разновозрастное общение детей.

Детский сад №130 «Родничок» являясь участником федеральной экспериментальной площадки «Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК», стал активно использовать такую форму работы с детьми.

Основной целью волонтерского клуба «Добротоп» является создание условий для позитивной социализации детей на основе сотрудничества.

Перед тем как создать волонтерский клуб дети и воспитатели долго готовились. Они познакомились с понятиями «волонтер», «волонтерский отряд». С детьми были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерская деятельность. В беседе «Наши добрые дела и поступки» детям предлагалось ответить на вопросы: Что значит «добрые слова», «добрые пожелания», «добрые поступки», «добрые дела», «добрые люди»? В какой помощи могут нуждаться взрослые, дети? Как может быть оказана помощь другому человеку: по собственному желанию, по просьбе, по предложению. Чему старшие дети могут научить малышей? Вместе с детьми были разработаны правила волонтера,разработаны атрибуты волонтёрского движения — шарф и значок с эмблемой волонтерского движения «Добротоп». Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, была сформирована команда.

В основу работы детского волонтерского клуба «Добротоп» заложена идея «Семи добрых дел». 1-2 раза в неделю дети старших групп приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело. Расскажем об этих делах подробнее:


Итоги участия в волонтерской деятельности подводятся в форме заполнения «Личной книжки волонтера», в которую после участия волонтера в добром деле вклеивается цветной значок - символ. «Личная книжка волонтера» позволяет вести учёт добровольческой деятельности, видеть предпочитаемые направления работы ребенка-волонтёра и его активность.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач, при этом ребята выступают инициаторами деятельности. Это дает возможность им раскрепоститься, пойти на активное разновозрастное общение в детской среде — сверстника со сверстником, старшего с младшим, получить эмоциональную радость и внутреннее удовлетворение от своей деятельности. Миссия волонтера — всегда быть готовым прийти на помощь. Дети - волонтёры знают, что в детском саду они главные помощники, и готовы прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым дети - волонтёры получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Подготовила: Богачева А.С. Шарыпово 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Красноярского края г. Шарыпово

Добрый день, уважаемые коллеги! Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей

Вы хотите поиграть?
Мастер-класс пообсуждать?
Вы сегодня ночью спали?
Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?
Ручки и блокноты взяли?
Сколько вас всего, узнали?
На вопросы отвечали?

И сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс.

Тема мастер-класса: «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Дети волонтёры» .

Задачи:

  • Расширить знания участников мастер-класса о педагогической технологии «Дети волонтёры» и возможности вариативности её применения в работе с детьми
  • Cформировать у участников мастер – класса мотивацию к использованию педагогической технологии «Дети волонтёры» в работе с детьми.

Этапы мастер – класса:

  • Теоретическая часть
  • Практическая часть
  • Рефлексия (заключительная) .

Актуальность

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.

Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Волонтер– новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» .

Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Цель - раззвитие духовно - нравственных качеств личности дошкольников

мной были определены следующие задачи:

  1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет;
  2. Дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;
  3. Учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается;
  4. Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;

5)Способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка

6) Развивать навыки общения детей.

7) Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

8) отслеживать развитие духовно-нравственных качеств воспитанников.

Работа по данной технологии ведется не спонтанно. На месяц составляется план работы, иногда в течение месяца он корректируется. Но это, как правило, не влияет на конечный результат. Разрабатывая систему работы, я изучала и проанализировала методическую литературу.

Установила партнерские отношения с родителями, привлекла к совместному сотрудничеству.

В своей дальнейшей работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, я выделила 4 этапа:

Этапы:

1этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров

2 этап. Формирование волонтёрского движения.

3 этап. Путешествие в мир добрых дел и поступков

4этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.

1этап. .

Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия.

Создание волонтёрского отряда начиналось с разработки визуального ряда, а именно эмблемы, много детских ладошек сложены в виде сердца, а так же галстук всё это мотивировало к призыву «Хочу помочь!» , символизировало суть волонтёрского движения.

Мои воспитанники волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 6-7 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес.

3 этап. «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

На языке детей «дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания. Любимой волонтёрами движением является поиграть с младшими дошкольниками. Ведь старшие дошкольники, как и все дети, любят игры: подвижные, сюжетно-ролевые и игры по правилам, где они понимают свою значимость в качестве наставника научить партнёра игре.

По возможности, мы стараемся заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр. Днем - оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах умение хождения по закаливающим дорожкам, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно - ролевые игры.

Наши дети волонтёры изготовили подарки для малышей, которые первый раз пришли в детский сад и поздравили их, рассказали им как здорово в детском саду

Это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

4этап. «Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий»

С «Детьми волонтёрами» мы проводим ряд акций. Акция «Сохрани жизнь! Сбавь скорость!» призвали водителей выбирать разумную скорость. Наши дети волонтёры решили напомнить водителям, что от них зависит жизнь детей и взрослых. Водители были тронуты обращением к ним детей, каждый из них задумался о безопасности на дорогах, ребятам они обещали, что станут более дисциплинированными и законопослушными участниками дорожного движения.

А так же провели акцию «Пристегни самое дорогое»

С детьми волонтёрами в честь праздника пожилого человека приготовили подарки и вышли на улицы города с поздравлением. Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

В рамках празднования Дня Победы наши дети волонтёры приняли участие в проведении акции " Георгиевская ленточка". Дети дарили георгиевскую ленточку пожилым людям и поздравляли с наступающим праздником. Дети были довольны, что внесли частичку своего труда в празднование Великой Победы.

У детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Ведём работу по активному включению родителей в жизнь ДОУ, поэтому стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал как традиционных форм взаимодействия с семьей, так и актуальную форму сотрудничества - волонтёрство. Волонтёрский отряд оказал помощь в изготовлении кормушек на участках детского сада совместно с родителями - волонтёрами. Это способствовало воспитанию любви к птицам и заботливого отношения к ним.

Участвовали в акции «Помоги пойти учиться»

С детьми волонтёрами проводим рефлексию. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.

Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние полтора года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается развитие духовно- нравственных качеств детей. У детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, ответственность, дисциплинированность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям) .

Может говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей, мудрого, доброго и вечного. Моя работа с детьми и родителями будет продолжена по совершенствованию духовно- нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Практическая часть

Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер. И в подтверждение этому я вам предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт.

(Упражнение на установление контакта с участниками мастер-класса) :

Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.

Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.

Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.

Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по свое инициативе то похлопайте в ладоши.

Считаете ли вы что волонтёр имеетвозможность испытать чувство того, что он кому-то нуженто помашите рукой

Если вы полагаете, что волонтёрпроявлять толерантность к мнению других людей то похлопайте в ладоши.

Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными то потопайте ногами.

Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!

Спасибо, вы все с честью выдержали это испытание. Этот тест – экспромт способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой стороны – высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие.

Уважаемые коллеги, прошу вас помочь мне. Мне нужно 5 участников.

Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите нитки и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.

Ваша задача, сделав куклу из ниток, увидеть ее характер, рассказать о нем, представить добрые или злые поступки, основываясь на цвете ниток. В помощь вам моя схема. Приступайте.

…Уважаемые педагоги, пока здесь изготавливают куклы, мы с вами поговорим о правилах деятельности волонтера. Приглашаю по одному педагогу, лопаете шарик и зачитываете правила и объясните, как вы понимаете…

Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.

(8 участников выходят каждому надувной шарик, в которых спрятаны бумажки с правилами, они лопают шары, затем зачитывают правила, и объясняют эти правила как они их понимают)

  1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
  2. Будь генератором идей!
  3. Уважай мнение других!
  4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
  5. Обещаешь – сделай!
  6. Не умеешь – научись!
  7. Будь настойчив в достижении целей!
  8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Эта Игра необходима для понимания собеседника и передачи информации, а также для сформированности правил деятельности в рамках волонтёрского движения.

Итак, куклы готовы первой о своей кукле расскажу я, разрешаете?

Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.

  • Познакомимся с вашим героем.
  • Теперь вы расскажите о своем герое.
  • Узнаем о следующем герое.
  • Что вы можете рассказать о своем герое.

Мой человечек появился на свет из ниток черного цвета, он зол, проявляет агрессию к другим, ему трудно среди других. У него нет друзей, ему одиноко.

Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?

Конечно, да. Что мы можем для него сделать?

Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой.

Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце. Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая друг друга.

Это упражнение помогает формировать такие качества как доброта, сострадание, сочувствие, чувствительность.

Данные игры используются на 1 этапе «Социально-психологическая подготовка волонтёров» .

Я поделилась с вами частичной своего опыта. А теперь предлагаю вам помочь нам. Я прошу вас протянуть нам руку помощи. Сейчас я вам раздам листы цветной бумаги, ручки и ножницы. Все мы в детстве любили обводить свои ладошки, сейчас нарисуйте свои на бумаге и напишите на них какими же качествами должен обладать волонтёр, про которого можно сказать, что он добрый?

Потом мы все ваши ладошки прикрепим к веселому, теплому солнышку.

Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души волонтёра согревают нас своим теплом? Это - любовь, милосердие,

бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность,

скромность, уважение, сочувствие. (Лучики прикрепляются к солнышку)

На этом наш мастер-класс подошел к концу. Давайте вспомним, что нового мы узнали на этом мастер-классе. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд.

По горизонтали: 1) люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. (волонтёры)

По вертикали: 1) 8 пунктов, которые мы рассмотрели в начале нашего мастер-класса: …… деятельности волонтёров. (правила) . 2) Каким качеством должен обладать волонтёр? 3). Мотивы человека, вступающего в ряды волонтёрского движения:

Сейчас я вам предлагаю оценить мой мастер класс, перед вами острова

остров-ГРУСТИ, остров- НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ, остров- УДОВЛЕТВОРЕНИЯ,

остров-НАСЛАЖДЕНИЯ, остров-РАДОСТИ как вы думаете на каком острове вы побывали сегодня… (клеят наклейки на острова)

Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал «Чтобы поверить в добро, надо его делать» . И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку.

Пробуйте. И у вас все получится!

Я вам сказку рассказала
Мастер класс свой показала.
Тут истории конец
А кто слушал – молодец!

Спасибо за внимание

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.

2. Название проекта: «Волонтерами не рождаются ими становятся»

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

3. Срок реализации проекта: 2016-2019 год

4. Участники проекта: воспитанники 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители.

5. Основная идея проекта:

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Волонтерская деятельность это:

Посадка цветов, кустов и деревьев;

Благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

Помощь животным;

Просветительские беседы;

Благотворительные концерты и театральные выступления;

Экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

Пропаганда здорового образа жизни; и др.

Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды, . Немаловажное значение имеют исследования, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.

Исследованием и изучением здоровья дошкольников занимался. Он писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах, . изучала бережное отношения дошкольников к природе.

Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 5-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.

6. Актуальность проблемы:

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие,

доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой

деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.

Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдем время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.

Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

7. Новизна проекта:

Новизна данной темы состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада и вовлечение в данный процесс всех участников образовательного процесса.

8. Цель проекта:

Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.

9 .Ключевые задачи проекта:

1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.

2. Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.

3. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;

4. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

5. Овладеть практическими навыками волонтерского движения всеми участниками образовательного процесса;

6. Создать систему работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении.

Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях »;

Изготовить с детьми поделки к различным праздникам для пожилых людей;

Организовать и провести концерты для пожилых людей в детском саду;

Привлечь детей старшего возраста помогать малышам одеваться на прогулку и убирать игрушки на место.

С педагогами:

Организация и проведения благотворительных акций « Каждый может стать дедом Морозом».

Благоустройство и обустройство участков.

Пропаганда здорового образа жизни через организацию социальных акций: «Неделя здоровья», «На зарядку становись!».

С семьями:

Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;

Участие в акциях «Добрая покупка», «День Победы», «День защиты детей» и других благотворительных акциях.

Приложение

к проекту

План работы волонтерского движения с детьми

на 2016-2017 учебный год:

Сентябрь:

«Что в тебе и во мне общего» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия;

«Будь здоров!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Совершай добро» - учить детей бережно относиться к природе.

«Мы - веселые ребята», «Дружба» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Я умею делать сам» - воспитание трудолюбия;

«Веселый старт» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Братья наши меньшие» - учить детей бережно относиться к природе.

«Веселый - грустный» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Добрые дела» - воспитание трудолюбия;

«Здоровье – наша сила!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Твори добро» - учить детей бережно относиться к природе.

«Собери цветы благодарности» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Умеешь сам – научи другого» - воспитание трудолюбия;

«Прокачусь я с горки ледяной» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Польза домашних растений» - учить детей бережно относиться к природе.

«Ах, снег, снежок!» - воспитание трудолюбия;

«Путешествие к медвежонку» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Дом для птиц» - учить детей бережно относиться к природе.

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Своими руками» - воспитание трудолюбия;

«Не хворай, дружок!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Проводы зимы» - учить детей бережно относиться к природе.

«Добрые эльфы» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Посажу цветочек маме» - воспитание трудолюбия;

«Весенний марафон» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Зайку бросила хозяйка» - учить детей бережно относиться к природе.

«Путешествие в волшебную страну» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Разукрасим наш участок» - воспитание трудолюбия;

«Заботимся о здоровье» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Красота природы» - учить детей бережно относиться к природе.

«Ты, да я, да мы с тобой» - доброжелательное отношение к окружающим;

«С добротой по жизни» - воспитание трудолюбия;

«Закаляйся вместе с нами» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Лесная сказка» - учить детей бережно относиться к природе.

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №21 «Золотой ключик»

Муниципальный сетевой проект "Культурные и образовательные практики в дошкольном образовании"

по теме:

"Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности"

Воспитатель: Подлесных Татьяна Анатольевна

Канск 2018 год

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

* Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

* Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

* Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

* Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

Актуальность: Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.

Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющая родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

К более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

К оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде;;

Целью технологии «Дети волонтёры»:

является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии "Дети - волонтеры" следующие:

Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе:

Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей:

Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Организация практики волонтерства в нашем детском саду осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста "Дети - волорнтеры" педагоги дошкольного учреждения прослушали авторский вебинар Н.П. Гришаевой "Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе", был проведен в ДОУ семинар по технологиям социализации дошкольников. Два педагога подготовительной группы выразили желание участвовать организации детского волонтерства. Был составлен проект организации культурной практики в детском саду, обсудили вопросы курирования практики, время в распорядке дня, наиболее удобное для посещения для старших и младших дошкольников, организация запуска, содержание и формы детской волонтерской деятельности. Составили план деятельности будущей команды, определили ответственность каждого педагога в организации данной культурной практики.

Предпосылкой для возникновения детского волонтерства в нашей группе стало проведение традиционной акции "Помоги пойти учиться", когда дети и родители подготовительной группы оказали помощь семьям находящимся в трудной жизненной ситуации, для подготовки детей в школу. В ноябре мы провели акцию "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам.

Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Воспитателями проводились беседы "Кто такие волонтеры?", "О возможности стать волонтерами для малышей". Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план с детьми волонтерами по провидению волонтерских акций. Совместно с воспитателем дети волонтеры разработали правила команды:

Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.

Доведи дело до конца.

Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться

В группе.

Так же было разработано примерное планирование волонтерского движения по месяцам:

Сентябрь.

Октябрь.

Изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование

организации культурной практики в ДОУ.

социализации дошкольников в образовательном комплексе»

Семинар по технологиям социализации дошкольников

Ноябрь

Беседа «Кто такие волонтеры?»

Беседа «Возможно ли стать волонтерами?»

Беседа «Чему мы можем научить малышей?»

-«День добрых дел». Поможем убрать игрушки малышам.

Неделя «Наши игры и игрушки» - акция «Игрушки для малышей»

Декабрь- Январь.

Оказание помощи в раздевании и одевании малышам

Помощь в умывании детям ясельной группы

Подарки для малышей (снежинки).

Чтение стихов к празднику

Неделя «Зимние забавы» – подвижные игры с детьми младших групп,

«Колядки»

Февраль – Март.

Неделя «В здоровом теле здоровый дух» – зарядка для детей средней

Группы

Провести пальчиковые игры

Рисуем вместе с малышами

Апрель - Май

Неделя «Сказка вы гости к нам пришла» – рассказать сказки для малышей

Неделя «Космос» – рассказать детям средней группы о космосе

Оказание помощи в организации игр с детьми младших групп

Следующий этап - практический. На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.

Волонтерские акции проходили в нашем образовательном учреждении регулярно, они связаны с комплексно - тематическим планированием. Первая акция "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам. Вторая акция прошла в неделю "Зимние забавы" и волонтеры подготовительной группы вместе с детьми второй младшей группы проводили подвижные игры на прогулках. На праздник "Коляда" одевшись в традиционные для ряженых костюмы, ходили колядовать по младшим группам детского сада. В неделю "В здоровом теле здоровый дух" Милана Железнова провела зарядку для детей средней группы. В неделю "Сказка в гости к нам пришла", дети волонтеры рассказали во второй младшей группе русскую народную сказку "Колобок". В неделю "Космос" Артем Романенко показал презентацию и рассказал о космосе для детей средней группы. Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними, рисовали.

Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей. Из всех детей подготовительной группы, в которой организована команда волонтеров, 50% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.

Получены положительные эффект от волонтерства:

Волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.

Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.

Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Где?".

Выходя из стен детского сада, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Анализируя опыт образовательной практики - волонтерское движение, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта. А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд более коммуникабельны, с хорошей познавательной базой и знакомыми с сущностью работы волонтера. Считаем, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движения - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.


Посвящение в волонтёры в детском саду. Сценарий

Словесная игра «Вежливые слова».
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(добрый день)
Друг другу на прощание
Мы скажем…(до свидания)
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(извинить).
До чего ж оно красиво
Слово доброе…(спасибо).
Когда виноваты, сказать спешите
«Прошу вас, пожалуйста –
(извините).
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …
(не перебивай).
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…
(до свидания).
Волонтёр 3: Оранжевый лепесточек, я отрываю, (звучит волшебная музыка) и на вопросы ответить предлагаю. Скажите, чтобы быть хорошим человеком, достаточно ли только знать вежливые слова? Кто из вас может объяснить, что значит быть хорошим?
ети отвечают. Волонтёр помогает. )
Это значит, быть внимательным к людям;
заботиться о близких тебе людях;
уступать дорогу, когда идешь на встречу;
уступать место девочкам и взрослым людям;
благодарить за помощь;
не грубить;
стараться сделать приятное,
а также говорить вежливые слова).
Волонтёр 3: Правильно, ребята. Быть хорошим человеком – это не только говорить вежливые слова, но и стараться делать приятное другим людям, помогать друзьям в трудную минуту, быть добрым и справедливым. Сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот».
Вы грустные ребята? (Мы весёлые ребята).
Вы плохие ребята? (Мы хорошие ребята).
Вы ленивые ребята? (Мы трудолюбивые ребята).
Вы недружные ребята? (Мы дружные ребята).
Вы грубые ребята? (Мы вежливые ребята).
Вы жадные ребята? (Мы щедрые ребята).
Вы злые ребята? (Мы добрые ребята).

Танец «Что такое доброта»

Волонтёр 4: Желтый лепесток я отрываю, (звучит волшебная музыка) и сейчас я задание вам прочитаю.

Игра «Хорошие манеры»
Я буду читать отрывки из стихов, а вы решайте, хорошо или плохо поступают дети. Если хорошо – хлопайте в ладоши, если плохо – топайте. Будьте внимательны. Готовы?
Любят детки утром рано
Глазки мыть водой из крана (Хлопают)
Моют детки носик чисто, (Хлопают)
Ну и зубки любят чистить (Хлопают)
Любят собирать игрушки, (Хлопают)
Прыгать на своей подушке, (Топают)
Сказки с мамою читать, (Хлопают)
Листики у книжки рвать(Топают
Капризничать, кричать, (Топают)
Лечь в ботинках на кровать(Топают)
Волонтёр 5: Зеленый лепесток я отрываю, (звучит волшебная музыка)
и сейчас я задание вам прочитаю: нужно вспомнить пословицы о добре и доброте предлагаю.
Волонтёр начинает пословицу, дети заканчивают ее.
Про доброе дело …..говори смело.
Жизнь дана …….на добрые дела.
Ссора до добра ……..не доведет.
Доброе слово лечит, а злое ………..калечит.
Не одежда красит человека, а его…… добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый ……от радости.
Добрые слова дороже …………богатства.
Не ищи красоты, ищи…….. доброты.
Сумел провиниться, сумей и……. повиниться.
Волонтёр 6: Голубой лепесточек я отрываю, (звучит волшебная музыка) и поиграть предлагаю.
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Передай доброту другу» .
Предлагаю вам встать своей группой в свой кружок. Каждый передаёт шар - доброты соседу и говорит ему что то доброе и ласковое своему соседу. Таким образом передавая «доброту по кругу».
«Доброта» должна вернуться обратно к воспитателю.
Волонтёр 7: Синий лепесточек отрываю, (звучит волшебная музыка)
и ответить предлагаю.
«Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?»
Волонтёр 8 переворачивает мольберт и показывает изображение мальчика
Волонтёр 8- Ребята, давайте мальчику расскажем мальчику, что же такое хорошо и что такое плохо (ответы детей).

Что такое Хорошо:
-это когда не ссорятся,
-когда здороваются,
-когда не ломают игрушки,
- когда не обижают маленьких,
-когда слушаются родителей,
-когда любят трудиться,
-когда помогают друг другу и т. д.

Что такое Плохо:
-это когда ленятся,
-когда ходят неопрятными и т. д.
Волонтёр 7: -Вы все правильно рассказали, а сейчас поможем мальчику разобраться, где хорошо и где плохо. Прошу мне помочь и приглашаю 2 девочек из старшей группы.
-Посмотрите, на мольберте есть мальчик, и он очень хочет разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Здесь есть и кружочки белого и чёрного цвета. Как вы думаете, кружок какого цвета будет означать ХОРОШО? (ответы детей). Правильно.. ведь хорошие поступки не бывают чёрного цвета.. Итак.. ответ ХОРОШО- это белый цвет и его мы будем крепить вверху мольберта, а ответ ПЛОХО- это чёрный цвет- и крепить его мы будем внизу мольберта. Готовы?
Я буду читать вам произведение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». А вы громко отвечайте! А девочки прикрепят кружочки на свой мольберт!
Волонтёр 7 : читает стихотворение (см. приложение 1)
Волонтёр 8: помогает девочкам крепить кружочки.
-Вы правильно оценили каждый поступок. А что же, вы решили для себя? (ответы детей, обобщаем «Буду делать хорошо и не буду плохо»)
Ведущий: Мне интересно, а какие ещё хорошие поступки могут совершать люди?
Волонтёр 9: Фиолетовый лепесточек отрываю, сейчас я задание вам прочитаю:
Необходимо сделать Доброе дело!!
Я прошу вас пройти на свои площадки вместе с волонтёрами и показать им, какие добрые дела вы готовы совершить.

Дети идут на площадки вместе с волонтёрами. Выполняют доброе дело!
Гр. 1- поливают цветы на клумбе
Гр.2.- садят клематис
Гр.3- садят цветы
Гр.5- «лечат»книжки
Гр.6- садят дерево
На площадках волонтёры проводят - экологические загадки и КЛЯТВУ ЭКОЛЯТ (приложение 2 ).
После выполнения добрых дел, по СИГНАЛУ!, дети вместе с волонтёрами возвращаются на центральную площадку.

Волонтёр 1: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Мы посовещались и решили, что вы готовы вступить в ряды волонтёрского движения. Для торжественной церемонии посвящения в волонтёры просим сделать шаг вперёд девчонок и мальчишек 5 и 6 групп и достать свои ленты.
Дети строятся.
Волонтёр 1: А теперь дружно произнесём клятву волонтёра. Я задаю вопрос, а вы дружно отвечаете «Клянёмся!»
Клятва волонтёра:
Волонтёр 1: Ребята, клянётесь ли вы:
– принимать участие в волонтёрском движении?
- Клянёмся
– быть примером и образцом, поддержкой и опорой своим старшим и младшим товарищам, своим друзьям?
- Клянёмся
- Заботиться о природе и её обитателях?
- Клянёмся
- Помогать одиноким и нуждающимся?
- Клянёмся
Волонтёры повязывают детям галстуки.
Звучат стихи:
Ребёнок 1. Труд добровольцев важен, нужен,
Они меняют мир порой
Тем, что в дожди, жару и стужу
Поддержат дружеской рукой.
Ребёнок 2. Не ждут оплаты, поощрения,
Спокойно отдают свой труд.
У них такая точка зрения,
Они так чувствуют, живут.
Ребёнок 3. Спасибо тем, кто помогает
Всем, кто слабей. Извечно так:
Кто чувствует и понимает,
В тех доброта – отличья знак.
Слово заведующей.
Волонтёр: А сейчас предлагаем потанцевать! ФЛЕШМОБ
1. «Колёсики»
2. «Пирог»
3. «Фиксики»- Помогатор
4. «Если хочешь быть здоровым»
5. «Музыкальные хлопки»
6. Флешмоб волонтёров
Ведущий 1: Только тот, кто добрым будет,
Тот, кто помогает людям,
Руку помощи протянет,
На защиту слабых встанет,
Тот, кто выручит всегда,
И, когда придет беда,
Он, поверьте, будет, дети,
Лучшим другом всем на свете!

Приложение 1

«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?
У меня секретов нет, -
слушайте, детишки, -
папы этого ответ
помещаю в книжке.
- Если ветер крыши рвет,
если град загрохал, -
каждый знает - это вот
для прогулок плохо.
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это - очень хорошо
и большим и детям.
Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице, -
ясно, это плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого не хочу
даже вставить в книжку. плохо
Этот вот кричит: - Не трожь
тех, кто меньше ростом! -
Этот мальчик так хорош,
загляденье просто! хорошо
Если ты порвал подряд
книжицу и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик. плохо
Если мальчик любит труд,
тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он хороший мальчик. хорошо
От вороны карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это очень плохо.
Этот, хоть и сам с вершок,
спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
в жизни пригодится.
Этот в грязь полез и рад.
что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он плохой, неряха.
Этот чистит валенки,
моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни это каждый сын.
Знай любой ребенок:
вырастет из сына cвин,
если сын - свиненок,
Мальчик радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду делать хорошо,
и не буду - плохо».

Приложение 2.

Клятва «Эколят – молодых защитников природы»
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Игра «Назови одним словом»
1) Волк, лиса, медведь, заяц – это (животные)
2) Клубника, черника, малина, калина – это… (ягоды)
3) Ель, сосна, берёза, ива – это… (деревья)
4) Воробей, соловей, дятел, синичка – это… (птицы)
5) Дождь, снег, град, иней – это… (явления природы)
6) Тарань, щука, сом, акула, лещ – это… (рыбы)

Игра «Если я приду в лесок».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)