Венчание у мусульман как проходит. Обряд бракосочетания — никах, или Отношение ислама к гражданскому браку

  • 23.09.2019

Помолвка – это предварительный устный договор о бракосочетании. После того, как стороны жениха и невесты встретились и договорились о предстоящем бракосочетании, другой мужчина не может уже свататься к этой девушке. Практика помолвки имеет место в Исламе. Например, сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) женился на Аише (радыйаллаху анха) через три года после помолвки (Муслим, Никах, 69).

Помолвка является всего лишь выражением намерения о бракосочетании. Однако беспричинный отказ от этого обещания противоречит адабам Ислама.

Мужчина и женщина, решившие пожениться, могут видеть друг друга только во время помолвки. За исключением этого, помолвленные не должны оставаться наедине, или вместе гулять, до тех пор, пока не будет осуществлен акт никяха. Так как они ничем не отличаются от посторонних людей. Если же у них возникнет необходимость встретиться, то эта встреча должна происходить в присутствии махрама женщины. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу: «Тот из вас, кто верует в Аллаха и в Cудный день, пусть не остается наедине с женщиной, рядом с которой нет махрама. Так как в этом случае третьим с ними будет шайтан» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, III/339).

Помимо свиданий наедине, помолвленные должны так же избегать и рукопожатий. Даже во время свадебной церемонии до тех пор, пока не будет прочитан никях, молодожены должны соблюдать правила махрамийата. И только после никяха они становятся халялем друг для друга.

Иногда во время помолвки сразу же осуществляется и акт никяха. Таким образом, не остается никаких препятствий для общения мужчины и женщины. Так как с точки зрения Ислама после никяха мужчина и женщина становятся мужем и женой, и могут встречаться наедине и вместе гулять.

Необходимо отметить, что если во время помолвки был заключен никях, и если после этого женщина захочет расторгнуть помолвку и выйти замуж за другого человека, то это запрещено с точки зрения религии. И этот новый никях будет недостоверным. Для того, чтобы новый никях стал достоверным, сначала необходимо развестись с прежним мужем. Если муж даст ей развод, то она сможет выйти замуж за другого мужчину. В этом случае не нужно выжидать период идда. Если же женщина, не разведясь с женихом, выйдет замуж за другого мужчину, этот акт будет считаться ложным, и это не будет считаться бракосочетанием.

Все это указывает на то, что в период помолвки необходимо быть очень внимательным к вопросам никяха, и не забывать о том, что в сторона девушки может подвергнуться несправедливости.

Исходя из норм шариатского права и исламской традиции, юноша, имеющий намерение жениться, должен соблюсти следующие требования, предваряющие заключение брака:

Приглядеться к девушке, не привлекая ее внимания;

Если она произвела внешне благоприятное впечатление, то пообщаться с ней в людном месте;

Предварительно удостовериться в том, что к заключению данного брака нет никаких препятствий, предусмотренных исламским законодательством (например, кровное или молочное родство);

Если она подходит по мировоззренческим принципам и ценностным ориентирам, то намекнуть ей о своем намерении жениться на ней;

Если девушка согласна на брак, переговорить с ее родителями (или опекуном) для получения их согласия;

При получении полного согласия на бракосочетание со стороны девушки и ее родителей (или опекуна) организовать сватовство и помолвку;

Оговорить определенный срок церемонии бракосочетания.

Помолвка есть акт публичного обещания сторон сочетаться супружескими узами, но она не дает жениху и невесте, будущим супругам, большего права, чем право общения в обществе родственников или людном месте. По мнению большинства богословов, во время и после помолвки юноше можно смотреть лишь на те части тела девушки, которые не являются ‘ауратом (лицо и кисти рук). Обниматься или целоваться категорически запрещено, так как до женитьбы молодые люди остаются еще чужими друг для друга.

Исламские богословы едины во мнении о том, что если на предложение юноши имеется явное согласие со стороны девушки, то в этом случае сватовство другого человека к этой девушке канонически запретно. При отсутствии явного согласия сватовство со стороны другого мужчины допустимо. Согласно хадису, «мужчина [юноша] не имеет права помолвки против [уже имеющейся] помолвки другого мужчины [юноши], кроме как в случае его отказа или с его разрешения» .

Если к девушке посваталось несколько юношей, не знающих о намерениях друг друга, то ничего предосудительного в этом нет.

Ответы на вопросы по теме

Если человек дал обещание родителям девушки жениться и не выполнил его, то что в этом случае делать? Как он будет отвечать за это пред Богом?

С одной стороны, мусульманин должен выполнять свои обещания и исполнять те обязательства, которые он взял на себя. Об этом многократно говорится в Священном Коране и хадисах. Что касается вопроса помолвки, то женитьба или замужество после нее не являются категорически обязательными. Стороны могут передумать. Именно поэтому после помолвки и до женитьбы предполагаемые муж и жена не имеют права ходить под ручку, даже в общественных местах, обниматься, целоваться, не говоря уже о чем-то большем. Все это допускается только после бракосочетания, когда утвердилось намерение быть мужем и женой на протяжении оставшейся жизни, когда произнесены перед людьми слова обоюдного согласия сторон, когда имеется благословение родителей и присутствуют свидетели.

А потому, если не срослось на этапе помолвки, поймите для себя и примите, что так оно лучше, то есть ведет к лучшему. Жизнь продолжается (без обид и претензий), и в ней нас ждет еще много интересного и неожиданного, главное - не стоять на месте.

Три года назад я встретил девушку, которую полюбил. Однако на тот момент я получал высшее образование и не мог содержать семью, поэтому ни о каких отношениях не могло быть и речи. По ряду причин я практически не видел ее два года. Все это время я думал о ней. Теперь у меня есть возможность создать семью. Но когда я созвонился с ней после разлуки, то выяснилось, что у нее уже есть жених. Допустимо ли мусульманину ухаживать, оказывать девушке, у которой есть жених, знаки внимания с намерением создать семью? Или следует дождаться разрыва их отношений (если таковой будет) и уже потом начать ухаживания? Эмин, 23 года.

С точки зрения мусульманских канонов категорически не допускается ухаживание за чужой невестой. Вам не следует беспокоить ее до тех пор, пока не определятся отношения с нынешним женихом. Если у них не сложится, тогда посватайтесь к ней.

Хадисы от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1656, хадисы № 5142 и 5144; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 173, хадис № 2901, «сахих».

В наши дни в России и по всему миру между мужчиной и женщиной все чаще практикуется так называемый «гражданский брак», иначе говоря, сожительство. Раньше, чтобы создать семью, молодые люди заручались благословением родителей и совершали таинство венчания. В связи с тем что в мире существует несколько вероисповеданий и множество их ответвлений, не все пары венчались в церкви. Такой брак без венчания был назван гражданским. Закрепилось это название еще в XVI веке в Нидерландах. Сегодня под этим словом понимают сосем другое. Такое словоупотребление получило широкое распространение в речи к концу XX века и означает совместное проживание мужчины и женщины без регистрации брака.

В то время как все больше и больше молодых пар предпочитают не обременять себя узами брака, общество разделилось на два лагеря. У гражданского брака есть множество ярых сторонников и не меньше принципиальных противников. Бывает, что различие мнений по этому важному вопросу провоцирует даже разрыв отношений: например, он мечтает дать ей свою фамилию и надеть кольцо на палец, а она прямо говорит, что не готова, не хочет и не будет регистрировать отношения. Хотя чаще бывает наоборот: ей «уж замуж невтерпеж», а он «искренне недоумевает», зачем вообще нужен этот штамп в паспорте, ведь мы же и так любим друг друга!

Один из главных доводов, который обычно приводят сторонники «гражданского брака», - это хороший способ проверить свои отношения совместным ведением хозяйства. Но не является ли это признаком сомнений в том, что выбранный вами человек действительно вам подходит и вы готовы провести с ним всю свою жизнь? Иначе говоря, многие просто боятся ответственности и не уверены в своем выборе, ведь ответственность в гражданском браке намного ниже. Супруги могут изменять друг другу без чувства вины. Также один из них может просто-напросто однажды уйти, забрав свои вещи, без объяснения каких-либо причин.

Кроме того, по статистике женщины, которые состоят в гражданском браке, хуже переносят беременность и роды, что впоследствии сказывается на здоровье ребенка. У женщины нет уверенности в том, что она уже завтра не останется одна с ребенком на руках, что, как показывает все та же статистика, случается довольно часто.

Можно перечислить множество отрицательных сторон гражданского брака с точки зрения светского общества и можно придумать множество причин в его оправдание. А каково отношение религии к такого рода бракам? Что означает брак с точки зрения ислама и как он относится к сожительству мужчины и женщины? Дать ответы на эти вопросы мы постараемся в настоящей статье.

Согласно исламу, обязательным условием совместного проживания мужчины и женщины является никах - бракосочетание. Одно из других названий никаха - арабское слово завадж, то есть «соединение, объединение». Условиями действительности бракосочетания являются: 1) согласие (ризалык) жениха и невесты; 2) наличие как минимум двух свидетелей; 3) отсутствие запретов для заключения брака, то есть ни женщина, ни мужчина не являются теми, с которыми, согласно шариату, нельзя заключать брак, например, из-за близости родства или по вероисповеданию (женщинам нельзя выходить замуж за немусульман, а мужчинам запрещено жениться на неверующих или многобожницах); 4) предоставление невесте брачного дара (махр), который в отличие от калыма является обязательным и форму которого выбирает сама невеста, - в качестве махра могут выступать как материальные средства, например деньги или украшения, так и нематериальные, например обещание жениха отвезти свою будущую супругу в хадж или что-либо другое на выбор невесты. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Делайте друг другу подарки, ибо, поистине, подарок удаляет из сердца ненависть».

В исламе сочетание браком (никах) является причиной возникновения самого сообщества людей, сближает их друг с другом и способствует установлению между ними отношений любви и сотрудничества. Благодаря бракосочетанию посторонний человек становится близким и любимым, о чем говорится и в Коране: «Он - Тот, Кто создал человека из воды, а потом установил для него родство по крови и по браку, ведь Господь твой - Всемогущий» (сура «аль-Фуркан», 25:54). В хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Пусть те, кто не имеет возможности заключить брак, хранят целомудрие, пока Аллах не обогатит их по милости Своей».

Главной целью бракосочетания является создание семьи - того Божьего дара, той ценности, которую надо не только уметь создать, но и беречь. Крепкая семья - это залог процветания общества, и жизнь без семьи подобна дереву без листьев и плодов. Всевышний Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) побуждают людей к бракосочетанию. Так, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Тот, кто женился, обрел половину веры, пусть же он убоится Аллаха в том, что касается оставшейся (ее) половины». Из Корана нам известно, что в Последней обители Аллах соединит верующих со своими супругами и потомством, если они окажутся из числа благочестивых, чтобы радость их была полной. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) побуждал людей вступать в брак и запрещал отрешаться от мира и отказываться от создания семьи, даже ради полного посвящения себя делам поклонения Аллаху.

Никах, как известно, соблюдался мусульманами нашей страны всегда, даже в самые сложные коммунистические времена. Даже тогда, хотя многие не знали других важных правил ислама, но никах старались совершать. Сейчас так же многие мусульмане очень слабо знакомы со своей религией, но о никахе всё же знают и стараются соблюсти этот обряд перед вступлением в семейную жизнь. Это говорит прежде всего о важности и значении обряда бракосочетания у мусульман и неприемлемости так называемого гражданского брака в понятии сожительства мужчины и женщины без бракосочетания (никаха). Что касается регистрации брака в загсе, это не является обязательным условием, но крайне желательно во избежание возможных проблем и юридических трудностей.

Согласно исламу, существуют условия правильного выбора своего спутника жизни, основными из которых являются его добрый нрав и религиозность. Посланник Аллаха завещал мусульманам: «...непременно добивайся той, которая привержена религии» . Похожий завет он давал и мусульманкам: «Если к вам станут приходить свататься люди, религиозностью и нравом которых вы останетесь довольны, то выдавайте за них замуж, если же вы не будете делать это, то на земле появится искушение и получит широкое распространение безнравственность» . Естественно, что в данном случае подразумевается согласие на брак самой невесты, поскольку это является одним из необходимых условий бракосочетания. Что касается любви, то ее наличие является одним из требований шариата (исламского законодательства), а это значит, что каждый из супругов должен стараться укреплять эту любовь. Когда один из сподвижников начал свататься к одной женщине, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему: «Посмотри на нее, ибо это в наибольшей степени будет способствовать возникновению любви между вами».

Никах не может быть прочитан между кровными родственниками, например родным братом и сестрой. Также нельзя читать никах мусульманке, выходящей замуж за представителя иной, нежели ислам, религии, так как это связано с воспитанием детей и зависимостью ее религиозных убеждений от вероубеждений мужа. Что касается положения, когда мусульманин женится на представительницах другой религии, то здесь также существуют ограничения - например, можно создавать семью с христианками и иудейками, но нельзя жениться на многобожницах или атеистках. Кроме того, иудейка или христианка должна быть благочестивой, соблюдающей свою религию. Обязательное условие такого брака - дети-мусульмане. Также родителям следует обращать внимание на религиозные убеждения своего сына, поскольку в случае, если он в этом отношении достаточно слаб и есть опасность, что он или его дети выйдут из лона ислама, то такой брак допускать нельзя.

Следует также отметить, что мужчина может жениться на четырех женщинах одновременно, однако при этом он должен соблюсти несколько условий, самым главным из которых является справедливое отношение ко всем женам, о чем непосредственно говорится в Священном Коране: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то только одна» (сура «Женщины», 4:3). Это условие включает в себя как морально-духовные, так и материальные обязательства супруга. Так, в хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Наиболее совершенной верой обладает такой верующий, который отличается наилучшим нравом, а лучшим из вас является тот, кто лучше всех относится к своей жене». Однако, к сожалению, некоторые мужчины не обращают на это достойного внимания. В связи с этим у многих возникает искаженное восприятие этого разрешения, но предписания ислама в данном случае весьма категоричны. Нельзя не отметить также и то, что количество таких браков даже в мусульманских государствах крайне низкое, и это лишний раз свидетельствует о том, что многоженство является не правилом, а исключением. В частности, при количественном превосходстве женщин над мужчинами (например, после военных конфликтов) возможность жениться на двух женщинах представляется наиболее грамотным выходом из сложного демографического положения, которое может сложиться в той или иной местности. Так же и в ситуации с вдовами или женщинами, оказавшимися в разводе, официальный статус супруги более рационален, нежели пребывание в положении любовниц.

Никаху обычно предшествует сватовство (хитба), во время которого происходит знакомство между стороной жениха и стороной невесты, а также оговариваются различные детали и условия. В тюрко-татарской традиции во время такой встречи сторона жениха выплачивает стороне невесты определенную сумму, называемую калымом. Следует отметить, что выплата калыма является народным обычаем и, согласно шариату, не обязательна.

Таким образом, обряд бракосочетания совершается следующим образом: в присутствии свидетелей (как минимум двух), имам (или любой обладающий соответствующими знаниями мусульманин) спрашивает у жениха и невесты их согласие на заключение брака между ними. После чего спрашивает о наличии брачного дара, и в случае подтверждения невесты, что все ее условия выполнены, читаются определенные аяты из Корана (обычно читаются первые четыре аята из суры «Женщины») и дуа, в котором у Всевышнего испрашивается милость и благословение (баракят) на вновь создавшуюся семью.

Мусульманская свадьба справляется по определенным обычаям, одним из которых является свадебное угощение. Его организация входит в обязанности мужа, которому помогают члены его семьи и друзья. Однако при этом не следует излишне обременять себя расходами, в результате чего зачастую люди вынуждены занимать деньги в долг, а то и вовсе отказываться от женитьбы или замужества по причине невозможности покрыть все свадебные расходы. Таким образом, мусульмане, удаляясь от правил своей религии, сами себе наносят вред и ущерб, затрудняя жизнь себе и окружающим.

В тюрко-татарской среде сложилась определенная традиция, согласно которой в первый день проводится непосредственно обряд бракосочетания (причем, как правило, в доме невесты), на следующий день - сама свадьба как торжественное мероприятие, а на третий день - заключительный меджлис в доме мужа, символизирующий введение жены в дом мужа, во время которого происходит обряд повязывания молодой хозяйке специального фартука. Смысл данного обычая в том, что на вопрос «Кто этот фартук завязал?» молодая супруга отвечает: «Мама», подчеркивая тем самым свое близкое родство к родителям мужа. С этих пор и он, и она стараются называть родителей со стороны супруга мамой и папой.

Что касается поездки в загс, то по сложившейся традиции она совершается в день проведения никаха, однако с точки зрения шариата регистрация брака может быть проведена в любой день. И все же следует отметить, что в целях поддержания морали и нравственности в обществе регистрацию следует совершать параллельно с религиозным обрядом.

Те, кто, несмотря на осуждение общества и запрет с точки зрения религии, стоят перед выбором, жить ли «пробным браком» или заводить полноценную мусульманскую семью, пусть вспомнят статистику: абсолютное большинство мужчин (около 90%), живущих в гражданском браке, считают себя холостяками, а вот женщины все считают себя замужними.

Эльвира Алеева

, назначается день официальной помолвки жениха и невесты.
В доме девушки готовятся к событию, запасаются кофе, и сладостями, готовят сувенирные пакетики с конфетами для гостей, приглашают родственников-мужчин присутствовать во время сватовства, а женщин на вечеринку по поводу помолвки. Все женщины в обеих семьях наряжаются и прихорашиваются, особенно красивой старается быть невеста, в вечернем платье, с укладкой и макияжем, после помолвки жених впервые увидит ее без платка.

Жених покупает кольца, себе серебряное, невесте два золотых - одно обручальное и еще одно в подарок по случаю помолвки, и в компании мужчин своих родственников, приходит в дом невесты. Такая же солидная компания мужчин ждет их там. Гостей рассаживают, угощают кофе.

Отец жениха просит руки девушки у ее отца, и заявляет о сумме свадебного подарка, который обычно составляют золотые украшения и деньги в подарок для «подготовки» девушки к замужеству. Это и есть то, что известно в России под названием «махр». Обсуждается так же размер отступных, которые выплачиваются в случае развода.

Обычно сумму подарка родители девушки никогда не выставляют в требованиях прямо, чаще всего они заявляют, что хотят хорошего мужа своей дочери и ничего больше, а причина отказа жениху всегда одна - девушке не приглянулся, но на самом деле под отказом девушки очень удобно прятать все остальные причины отказа. Кроме слабой материальной базы причиной может быть и недостаток образования, и плохая репутация семьи, и найденный компромат. Женихи же всегда стараются предложить махр как можно больше.

При всех присутствующих в качестве свидетелей отец девушки заявляет о своем согласии отдать дочь замуж.

Читают суру из Корана, скрепляя этим договор. Выполнив свою миссию, мужчины уходят. Им дарят сувениры, специально приготовленные для них в память о событии.

Только что помолвленные одевают друг другу обручальные кольца на безымянный палец правой руки в присутствии членов их семей.

Отныне они жених и невеста. Их усаживают на почетное место в гостиной, постепенно собираются приглашенные женщины, каждая вновь прибывшая приводит с собой кучу детей приносит с собой упаковку конфет и раскидывает их на молодую пару и на всех гостей (дети шустро собирают все это удовольствие), подходит к молодым людям поздравить их с помолвкой.

Приносят кофе и сладости, угощают всех, включают музыку, начинается веселье, танцуют в основном молодые сестры жениха, все по очереди, ведь единственный мужчина в зале - их брат, остальные женщины танцуют не все, или очень скромно, покачивая руками и плечами, скромничая из-за присутствия постороннего для них мужчины, девчушки поменьше веселятся от души, все они очень нарядные и делают праздник красивым и веселым, даже 3-4 летние малышки уже умеют двигаться под ритмичную музыку арабских барабанов. Танцуют традиционный арабский женский танец, (который известен у нас, как танец живота, наверное, из-за одежды танцовщиц), арабки умеют его танцевать по разному, изящно и красиво, и даже строго, иногда даже мать жениха может пройтись по кругу в танце, выражая этим свою радость по поводу женитьбы сына. Вечерника продолжается не долго, 2-3 часа, гости постепенно расходятся, получив в подарок сувениры.

Но это еще не все..

Чтобы отец девушки согласился отпускать дочку на свидания со своим женихом, ему придется выполнить еще одно, последнее условие - всего то, какая мелочь... зарегистрировать брак в загсе.

По законам шариата брак должен быть записан(скреплен письменным договором), раньше такую запись делали у шейха, а сейчас регистрируют в светском суде (загсе), обязательно составляется брачный контракт с указанием той суммы, которую получит жена в случае развода. Регистрация брака в загсе проходит обыденно, без торжеств по этому поводу.

Фактически жених и невеста после такой регистрации являются законными мужем и женой, но девушка остается жить в доме родителей до того времени, пока она и ее жених не решат, что они подходят друг другу, что все для начала совместной жизни у них готово, и пора им вступить в "действительный" брак.

Вот наконец то последнее условие выполнено. Теперь молодые люди начинают встречаться, и у них начинается тот самый романтичный цветочно-конфетный период. Каждый день жених приходит к невесте, уводит ее на свидание, они могут гулять вдвоем, их приглашают в гости родственники и друзья.

Если все получается, и любовь случается, очень скоро будет назначена свадьба после которой муж заберет свою жену в свой дом. А если после нескольких свиданий молодые люди понимают, что они не пара - помолвку расторгнут, и после этого им придется еще и развестись в суде.

После помолвки девушка получает ту сумму денег, которая ей обещана в качестве свадебного подарка (он же махр) , чтобы «подготовиться к замужеству».

Невеста со своими сестрами и мамой занимаются этой самой подготовкой тщательно и старательно, а именно в течении нескольких недель отрываются по полной ходят по магазинам, и даже едут для этого в другие города, скупая в пределах выделенной суммы все самое необходимое для начала семейной жизни, а именно: много вечерних платьев и туфлей, косметики, повседневных и домашних нарядов, одежды для сна, красивое белье и пеньюары, нарядное постельное белье, и все остальное, что может пожелать девушка, чтобы переход ее девичьей жизни в новое качество - жизни замужней женщины, сделать красивым и приятным.

Самым важным моментом этого шопинго марафона «процесса подготовки» является покупка самого необходимого в жизни арабской замужней женщины (нет, не набора кастрюлек) золотых украшений, их обычно выбирает сама невеста в компании жениха и своей мамы в качества эксперта.
В общем, очень - очень красивый и приятный «конфетно-букетный» период у арабских девушек.

Молодые люди могут уже вместе решить, устроить свадьбу попышнее, и провести медовый месяц в их доме, или обойтись скромной вечеринкой и провести медовый месяц за границей, или выбрать средний вариант - обычная свадьба и медовый месяц в одном из Сирийских городов (именно этот вариант большинство молодоженов-сирийцев и выбирают). Жених занимается подготовкой к торжеству, заказывает билеты для свадебного путешествия и номера в гостинице, выполняет последние приготовления в доме, советуясь со своей невестой, вместе выбирают какие то необходимые в быту вещи, в общем, готовят свое будущее гнездышко к началу совместной жизни.

Как видите, молодые люди после помолвки активно общаются, узнают друг друга, тщательно готовятся к совместной жизни и с волнением ждут своей свадьбы в назначенный ими самими день.


Продолжение следует...

Мусульманская свадьба или Никах (в переводе с арабского - бракосочетание‎) - в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для того, чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд важных условий...

Никах что это такое. Что такое никах у мусульман. Проведение никах


Свадьба у мусульман

Прежде чем рассказать о структуре проведения бракосочетания у мусульман, хочу сказать о том, что статья написана мной, основываясь на моем личном опыте. Всегда есть процесс, отличающийся от других, традиции проведения дома, в провинциальных городах и в мечетях отличаются чем-то. Чаще всего, процентов так 80%, я фотографирую в мечетях, исходя из этого сделал свои выводы, которыми делюсь с Вами, молодожены. Думаю, невестам будет более интересна статья, ну так начнем...

По Закону Ислама, Никах – это очень ответственный шаг и важное мероприятие в жизни молодых и их родителей, которые переживают за них с самого рождения. В то же время такой обряд не имеет юридической силы перед государством. Поэтому после чтения никаха супругам необходимо зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе. Мусульманская свадьба по шариату – брак между женщиной и мужчиной, который основан, в первую очередь, на принципах гласности. Ислам не одобряет, когда девушка и парень живут вместе и при этом скрывают свои отношения, что является грехом. Необходимо, чтобы родные люди и общество обязательно признали и приняли новую семью.

Никах. Условия

Никях или Никах (в переводе с арабского - бракосочетание‎) - в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для того, чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд условий, о которых я вот-вот расскажу, а расскажу я про 5 основных условий, но по словам хазрата, условий побольше.

1. Произношение молитвы.
Никах читается только мусульманам, т.е. мужчина обязательно должен быть совершеннолетним мусульманином и не попадать под категорию махрам (близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства), невеста может принять ислам - это на её усмотрение. Мужчинам разрешено жениться только на мусульманках, христианках и иудейках. Обычно хазрат (уважительное обращение к человеку с высоким религиозным статусом) просит их при свидетелях и гостях произнести молитву "Ля Иляха Илля-Ллах, Мухаммад Расулю-Ллах" (смысл: Нет Божества кроме Единого Бога Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха). Если по какй либо причине произнести на память тяжело, хазрат просит повторить за ним эту молитву.

2. Согласие родителей.
Со стороны девушки должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола (может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат). В лучшем случае, должны присутствовать родители с обеих сторон, так как без их обоюдного согласия никах не может быть, если же они не могут присутствовать по уважительным причинам, хазрат должен быть уведомлен их согласием (в письменном виде или должны подойти до того) заранее. Хазрат спрашивает у родителей, не против ли они брака молодоженов, на что родители всегда с улыбкой отвечают, что не против. Ведь для них это радость жизни.

3. Подарок невесте.
Необходимость выплаты махра - свадебного подарка со стороны жениха невесте (на выбор невесты). Жених заранее приобретает подарок невесте, и чаще всего, таким подарком бывает какое-то золотое украшение для девушки (серьги, кольцо, подвеска, браслет и т.п.). Хазрат просит жениха показать махр (подарок) свидетелям, гостям и подарить его невесте. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое пожелание невесты в будущем.

4. Свидетели на никахе.
Свидетелями (шахидами) на никахе могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две женщины (в исламе голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным. В свидетели берутся как минимум двое мужчин. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание. Они могут оказывать, при возможности, помощи молодой паре в конфликтных ситуациях, если молодые обратятся к ним с такой просьбой. Нельзя брать в свидетели своих родителей и “обмениваться” родителями тоже нельзя, потому что после никаха родители жениха для невесты становятся второй мамой и папой.

5. Согласие молодоженов.
Обоюдное согласие на женитьбу и право свободного выбора жениха и невесты.

Порядок проведения никаха

  • Многие ошибочно думают, что никах это такое мероприятие, на котором хазрат читает молитву перед молодоженами и те после этого считаются мужем и женой. Нет, никах это и есть заключение договора перед свидетелями и главным свидетелем Всевышним.
  • Предварительно нужно определиться с датой проведения торжества, это обязательно, так как можно попасть на время постов, когда будет проходить Ураза. Так же должно заранее оговориться время, чтоб не попасть на намаз. Заранее побеспокойтесь о бронировании , видеооператора и ведущего на Ваш праздник.
  • Жених и невеста и гости торжества должны быть одеты подобающе, то есть мужчины с головным убором – тюбетейкой; женщины должны быть одеты в длинное, просторное (не облегающее) платье для никах, с длинными рукавами и с закрытой горловиной. Открытыми могут оставаться только лицо, кисти рук и ступни. Голову покрыть платком (хиджаб), полностью скрыв волосы (челку тоже). Завязывание платков выполняют в самой мечети или мастерами на дому. Способы завязывания платков на данный момент очень различны, поэтому невесты не ограничивайте себя в стиле завязывания платка и в выборе цвета платья на никах. Разнообразие цветов платьев и платков, выбор диадем, и дополнительных украшений сейчас море. Про образ жениха и невесты напишу отдельную статью, надеюсь Вам понравится.
  • Никах можно прочитать в молитвенном зале мечети, а далее молодожены и все гости переходят в банкетный зал мечети или едут в кафе, ресторан, где продолжают праздновать никах. Чаще всего делают так, чтоб гостям было удобно, и ехать ни куда не приходилось. Есть варианты проведения никах в кафе, ресторанах или дома прямо за праздничным столом, где во главе стола всегда сидят хазрат, молодожены и родители. Чем больше гостей, тем лучше делать все же в ресторане или кафе, т.к. и фотографии и видеоролик будут красивее и диджею с ведущим удобнее работать в таких залах, певцам и танцорам еще удобнее. Вам самим будет удобнее, потому что в таких заведениях уже отточены мероприятия такие, как восточные свадьбы, и они с радостью предложат праздничный стол в восточном стиле. Ну и убирать потом не надо, только гостей проводить и все.

Никах в мечети

Никах читается около 30-40 минут в молитвенном зале. Все время молодые и гости молча сидят, слушают хазрата и лишь иногда участвуют в краткой молитве. Во время проповеди хазрат объясняет жениху и невесте обретаемые им права и обязанности, призывая при этом к богобоязненности в отношениях друг с другом. Спрашивает их согласия, убеждается, что они мусульмане, обычно он просит каждого из молодых прочесть молитву три раза. Завершается брачная церемониальная проповедью, поздравлением новобрачных и чтением о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи. По желанию молодоженов никах может читаться на их понятном языке (необходимо предупредить хазрата об этой просьбе), но молитвы все произносятся на арабском языке.