Веселый сценарий Масленицы в школе «Масленичные забавы на улице. Сценарий праздника масленицы в школе широкая масленица Сценарий масленицы в школе зале

  • 21.10.2019

Зима стремится продлить свое время царствования в природе. Чтобы этого не случилось, ребята пускаются в долгий путь и с достоинством обходят все преграды.

Растопить ледяную гору детям помогает Масленица.

Для этого она проводит забавные конкурсы и угощает блинами. Праздник она покидает вместе тетушкой-Зимой.

Цель: знакомство с некоторыми традициями праздника, воспитание уважения к фольклору, создание теплой и дружественной атмосферы.

Оформление зала

В зимне-весенних расцветках: цветы, снежинки в пределах досягаемости (они нужны будут для конкурса), яркое солнышко.

Реквизит:

  • Веревка,
  • Снежинки и две тучки,
  • Изображение ледяных гор,
  • Мешки,
  • Шапки,
    Бумажные снежки и корзина,
  • Канат,
  • Ватман и желтая краска для рисования солнца,
  • Блины в качестве угощения.

Костюмы:

  • Ведущий
  • – русский народный костюм

Ход мероприятия

Дети сидят в зале. На сцене ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем провожать надоевшую зиму и встречать долгожданную весну. Кто знает, какой сегодня праздник? Что вы знаете о нем? (Рассказывают о Масленице).

Входит Зима под звуки метели.

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Ведущий: Здравствуй, Зимушка-Зима!

Решила встретиться сегодня с вами. Ребята, вам нравится зима? На лыжах, санках и коньках катаетесь? В снежки играете? Снеговиков лепите? А с горки нравится скатываться? Какие молодцы! Вижу, любите зимнее время.

Ведущий: А как его не любить? Ведь можно зимой и воздухом свежим подышать, и картинами морозными на окнах полюбоваться.

Пришла я сегодня к вам с радостной вестью: решилась я подольше побыть с вами – не хочется никуда уходить. Думаю, вы будете только рады – мы еще столько всего сможем сделать: ледяные замки построить, на лыжах покататься, в снежки поиграть, снежных баб вылепить!

Ведущий: А как же Весна? Как мы без нее будем?

Ну, подумаешь, попозже придет! Она и так постоянно опаздывает. Да и что от нее вы видите? Много грязи, да воды – больше ничего! То ли дело у меня – белоснежная чистота вокруг!

Ведущий: А еще жуткий холод и сильные ветры! Они нас заставляют дома у печки греться. В такую погоду носа на улицу нельзя высунуть, не то что погулять!

Потерпите, ничего страшного! Я так решила! И никуда вы от меня не денетесь! Я своих слуг расставила на всех постах до границы, поэтому даже не стоит и пытаться самостоятельно за Весной идти! Что-то вы меня уморили, пойду отдохну (уходит, позевывая).

Ведущий: Как нам быть, ребята? Еще Зиму терпеть? Может все-таки попробуем вырваться из ее цепких объятий? Пока она отдыхает, сбежим от нее? Ну, что ж, тогда в путь! Только тихонечко, на цыпочках, чтобы нас не услышала Зима.

Звучит музыка, дети имитируют движение на цыпочках, сидя на стульях.

Ведущий: Посмотрите, ребята, какая сильная метель поднялась. Как бы нам не затеряться. Что делают в таком случае путешественники? (Обматываются одной веревкой). Давайте тоже обмотаемся, чтобы не затеряться.

Формируется две команды по 10-15 человек. В каждой выбирается капитан, который под музыку должен «обмотать» всех членов команды одной веревкой. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Ведущий: Молодцы! Теперь мы точно не потеряемся. Не страшны нам метели зимние! Ребята, посмотрите, какой снегопад начался! Что же делать? Ничего вокруг не видно. Так и заблудиться можно. Давайте все снежинки в тучу соберем, чтобы они не мешали.

Проводится игра «Собери снежинки». Каждой команде нужно собрать как можно больше снежинок и приклеить их к тучке. Игра длится до того момента, когда будет приклеена последняя снежинка. Побеждает команда, у которой на тучке больше снежинок.

Поют песню. Появляются «горы».

Ведущий: Ребята, это что такое? Горы очень высокие, очень широкие. Что же делать, как же быть? Как нам горы обходить?

Под звуки бубенцов выходит Масленица.


Добрый день, ребята! Откуда путь держите, куда?

Ведущий: Здравствуйте! Мы убежали от Зимы, которая хочет дольше царствовать на земле. Ищем Весну, которая поможет прогнать ее.

Опять зима-проказница решила пошутить! Опять она грозится весну не пропустить! Не бойтесь, помогу я вам в нелегком вашем деле. Мне шуточки тети-Зимы порядком надоели!

Ведущий: Спасибо! Мы были бы очень благодарны за любую помощь! Как зовут тебя, красавица?

Простите, забыла представиться: Масленица – дочь Зимней Зари и Весеннего Солнца. От мамы у меня румянец, а от папы в награду я получила жизнерадостность – стараюсь помочь каждому человеку, попавшему в беду.

Ведущий: Масленица, помоги нам, пожалуйста, отыскать Весну, ведь без нее и Зима не уйдет!

Хорошо. Помогу вам, только не думайте, что тетушка злая. Ей просто веселья не хватает, вот и старается как можно дольше побыть с вами: нравится ей ваш смех!

Ведущий: На нашем пути встретились высокие горы, которые не обойти! Как справиться нам с этой преградой?

Да, справиться с ними сложно, но можно. Они сделаны изо льда, и чтобы их растопить, понадобится много смеха и тепла.

Ведущий: Мы так долго ждали Весну, что нам просто не терпится ее увидеть! А смеяться и веселиться мы любим, поэтому сможем справиться со всеми заданиями!

Замечательно! Можно и праздник тогда начинать, и гостей приглашать! Проверим ваши силовые способности и мыслительные особенности! А чтобы было интересней и завлекательнее, предлагаю разбиться на две команды – Смельчаки и Ловкачи.

Чтобы сильным быть и ловким, нужно… нет, не есть морковку, а очень быстро бегать! И первое испытание – бег в мешках!

Проводится эстафета «Бег в мешках».

Один из законов дружбы гласит: «Не бросай товарища в беде». А вы настоящие товарищи? Вот сейчас это и проверим: представьте, что вам нужно перейти ручей, а ваш друг подвернул ногу. Чтобы перебраться через препятствие, придется его нести на своей спине.

Проводится эстафета «Помоги товарищу».

Приглашаем всех гостей петушиный бой смотреть!

Два участника разных команд встают внутрь очерченного круга, на голове – шапка. Задача: снять с противника шапку, сохранив при этом свою.

Чтобы не замерзнуть нам сильнее, в снежки мы поиграем поскорее. Проверим меткость мы твою, дружок: закинешь ли в корзину ты снежок?

Проводится эстафета «Снежки в корзине».

Умение соображать нам также важно, чтобы шагать по жизни смело и отважно!

Проводится викторина:

Седая старушка, хранит метель в избушке, снегом землю укрывает, мусор часто выметает.
Нет рук, а рисует. Нет зубов, а кусает. (Мороз).
Веселая девица, землю красить мастерица: сначала красит черным по белому, потом зеленым по черному.
Светлое, яркое всем путь освещает, в холод согревает. (Солнце).
Белоснежная морковка растет вниз головою. (Сосулька).
Мы Весну-Красну встречаем, Зимушку мы провожаем, блинов объедаемся, как праздник называется?
Маленькие солнышки, вкусные, румяные, вкусом разные. Их на сковороде выпекают, а затем сгибают. (Блины).

А теперь исконно русское соревнование на силу, выносливость и старание!

Какие вы все смелые и ловкие, сообразительные, а главное – веселые! Однако вашего смеха не хватило совсем немножко, чтобы совсем растопить ледяные горы, отделяющие нас от Весны.

Ведущий: Что же делать? Неужели все наши усилия пропадут даром, и нам придется ждать, когда Зима смилостивится и разрешит Весне явиться?

Конечно, нет! Ведь не только смех способен растопить лед, здесь можно попросить о помощи солнышко. Но зимнее солнце не такое яркое и горячее, чтобы справиться с этим заданием. Придется вам, ребята, помочь ему – нужно дорисовать как можно больше лучиков, чтобы солнышко стало сильнее и ярче!

Дети рисуют солнышко под музыку. Для этого по очереди подходят к ватману с нарисованным кругом, окунают ладонь в емкость с краской и оставляют след на ватмане в виде луча. В итоге получается пышное ярко-желтое солнце.

Ведущий: Молодцы, ребята! Теперь горы окончательно растаяли, и Весна сможет пройти. Давайте, вместе позовем Весну!

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью,
С радостью великою, с милостью богатою.
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С корнем глубоким, с хлебом обильным!

Появляется Весна.

Здравствуй, Масленица! Здравствуйте, ребята! А я уж совсем отчаялась – думала, что придется прийти позже. Моя сестра не первый раз пытается остановить меня. Но всегда у меня появляются веселые и жизнерадостные помощники. Спасибо вам, что и в этот раз расстроили коварные планы Зимы.

Здравствуй, славная Весна! Мы так рады встретиться с тобой. Но тетушка-Зима может явиться и заморозить все вокруг. Чтобы этого не случилось, нам нужно много солнышек. А что похоже на солнце? Правильно, блины! Будем их печь!

Поют песню «Ой, блины, блины, блины», имитируя выпекание блинов. На последнем запеве Масленица выносит блины, угощает всех присутствующих.

Ведущий: Давно мы ждали весеннего солнышка, мечтали услышать звук капели и радостное пение птиц. А тут Зима придумала такое, что нам и не снилось!

Да не со зла она! Просто скучно ей будет в темной и холодной избушке ждать, пока вновь наступит ее пора. Захотелось подольше радоваться детским забавам, блестящей красоте зимней природы, наслаждаться чистотой и порядком.

Входит Зима.

(печально): Удалось вам обойти все препятствия и открыть путь Весне. Придется уступить ей место. Ну, что ж, пойду в свою избушку, буду грустить и ждать новой встречи с вами. До свидания, ребята! (Уходит) .

Ребята, а ведь ей и правда будет одиноко и тоскливо. Я, пожалуй, составлю ей компанию, чтобы в следующий раз она не пыталась продлить свой срок! А солнышко ваше мы возьмем на память, чтобы греться в морозные деньки (догоняет Зиму).

Мне тоже пора, ведь еще столько дел нужно сделать – разбудить веселые ручейки, настроить сосульки, чтобы не фальшивили, разбудить весь лес. До свидания, ребята! (Уходит).

Ведущий: В народе масленичные гулянья длятся целую неделю – с понедельника по воскресенье люди веселятся и объедаются блинами. Завершается празднование сжиганием чучела Масленицы, олицетворяющего все плохое, что происходило в течение года. Мы не будем сжигать чучело, но обязательно проводим Масленицу веселыми играми.

Проводится народная игра «Горелки».

Ведущий: Вот и встретили Весну, проводили Зиму! Отгуляли Масленицу! Пора и честь знать. До свидания, ребята!

Скоморохи знакомят участников с каждым масленичным днем, проводят конкурсы, игры. В конце мероприятия проводится традиционное сжигание чучела, распевание обрядовых песен, закличек.

Цель:

Познакомить детей с традициями празднования масленицы.

Необходимые атрибуты для конкурсов:

  • Чучело Масленицы;
  • Валенки для конкурса «Бросание валенка»;
  • Кастрюля, посаженная на врытый в землю столбик, и палка для конкурса «Разбивание горшка»;
  • Мишени для конкурса «Тир»;
  • Флажки для конкурса «Ледяная горка»;
  • Кастрюля с картофелем, тарелки, ложки для конкурса «Горячая картошка»;
  • Санки для конкурса «Катание на санях»;
  • Метлы и разноцветные кегли для игры «Веселая метла» (вместо кеглей можно использовать прозрачные пластиковые бутылки, в которые заливается подкрашенная вода);
  • Платочки для игры «Подари платочек»;
  • Костюмы медведей;
  • Мячи для гадания.

Предварительная подготовка:

  • Организовать конкурс на лучшую снежную скульптуру;
  • Сделать «снежный» лабиринт;
  • Сделать скользкую горку;

Роли:

  • Скоморохи

Ход мероприятия

Скоморох 1: Добрый день, красны девицы и добры молодцы!

Скоморох 2: Собрались мы сегодня зиму проводить да весну встретить!

Скоморох 1: Порезвиться да в силе и ловкости посостязаться!

Скоморох 2: Масленица – праздник старинный, испокон веков в народе празднуемый.

Скоморох 1: А длится он не день, не два, а целую неделю!

Скоморох 2: И каждый день имеет свой тайный смысл. А какой именно – в этом мы сейчас разберемся.

Скоморох 1: В первый день происходила встреча праздника. Именно в понедельник создавалось чучело главной героини – Масленицы.

Скоморох 2: Чучело Масленицы внести!

Вносится чучело, устанавливается в центре площади.

Скоморох 1: В этот же день строили горки, снежные крепости, возводили снежные скульптуры.

Скоморох 2: Вот и мы решили провести конкурс на лучшую скульптуру! Целую неделю наши мастера (ученики) готовились к конкурсу: лепили, вырезали, украшали. И, наконец, работы закончены.

Скоморох 1: Предлагаем посмотреть, что у них получилось, и определить победителей этого сложного конкурса.

Скоморох 2: Что ж, первый день мы благополучно миновали. Отправляемся на второй день праздника, который по праву называют «заигрышем».

Скоморох 1: Во вторник пели частушки и угощали гостей разными вкусностями.

Проводится конкурс на лучшую частушку. Если дети их не помнят, то можно заранее распечатать частушки и выявлять лучшего исполнителя.

Затем проводится игра «Угощение». Участники делятся на 2-3 команды, которые должны по очереди называть угощение. Причем каждой команде достается «свой вкус»: кислые, горькие, острые блюда. Если команда в течение 10 секунд не называет блюдо нужного вкуса, она выбывает из игры.

Скоморох 2: Повеселились, поиграли. Теперь отправляемся в третий день празднества – «Лакомку». Зятья приходили на тещины блины и угощались. Также в этот день проводились состязания в силе, смелости, ловкости.

Проводятся масленичные конкурсы:

  • «Бросание валенка» – очищение земли русской от нечистой силы. Желающие получают по валенку, выстраиваются вдоль линии. По сигналу ведущего они бросают валенок вперед, стараясь закинуть его как можно дальше. Вторым, неожиданным этапом этого состязания будет повторный бросок вторым валенком. При этом необходимо, чтобы второй валенок упал как можно ближе к первому.
  • «Разбивание горшка» – защита будущего урожая от злых духов. На площадке в землю вбивается столбик. На него надевается кастрюля – «горшок». Участникам завязывают глаза и дают в руки палку. Они по очереди стараются дойти до столба и «разбить» горшок – попасть по кастрюле палкой.
  • Игра «Петушиные бои». На площадке чертят окружность. Двум желающим связывают руки за спиной и отправляют в круг. Задача каждого игрока – вытолкнуть противника из круга. Для усложнения задания можно предложить участникам находиться в круге только на одной ноге, подняв вверх другую.

Скоморох 1: Заканчивается среда – начинается четверг. Именно в этот день пели много песен, танцевали до упаду, много-много играли и колядовали.

Скоморох 2: Неизменной традицией были снежные бои и штурм снежной крепости. Ну а мы с вами проведем снежные конкурсы!

Проводятся снежные конкурсы:

  • «Лабиринт». На заснеженной площадке заранее подготавливается лабиринт в форме прямоугольника, в котором лопатой выкапываются неглубокие дорожки. Он имеет только два входа. Задача участников – найти выход из лабиринта.
  • «Тир». На небольшом расстоянии от ребят устанавливается узкий столик, на котором выставляются разнокалиберные мишени. Желающие пытаются попасть во все предметы, сделав при этом наименьшее число бросков.
  • «Ледяная горка». Горка должна быть достаточно скользкой со стороны ската. На горке в разных местах прикреплены флажки. Задача участников – постараться достать все флажки. При этом подниматься на гору можно только со скользкой стороны.

Скоморох 1: В пятничный вечер зятья приглашали тещ на блины. А испечь-то блины им было ой как непросто!

Скоморох 2: Ведь нужно было у тещи с тестем сначала выпросить все продукты и посуды для выпекания главного угощения!

Скоморох 1: Чтобы это сделать, зятья засылали своих друзей с этой целью. Однако просто так зятю ничего не дадут.

Скоморох 2: Друзьям приходилось исполнять порой даже самые трудные желания родителей невесты!

Скоморох 1: Какие только испытания им не приходилось переносить в этот день, «благодаря» своему дружку: и снег кидали, и в доме прибирали, и бегали с пустяковыми поручениями до соседей!

Скоморох 2: А вы бы справились с такими заданиями? Сейчас проверим!

Проводятся масленичные эстафеты:

  • «Горячая картошка». Участники с помощью ложек переносят картофель из кастрюльки в тарелку.
  • «Катание на санях». Участники ложатся животом на санки. На расстоянии от них устанавливаются кегли. Задача игроков – доехать до кегли, обогнуть ее и вернуться назад, передвигая санки руками.
  • «Веселая метла». На площадке расставляют кегли двух цветов, например, для первой команды – синие, а для второй – красные. От каждой команды выходит по 2 участника, они получают по метле. Сев «верхом» на метлу, игроки начинают подметать поляну, стараясь сбить все кегли своего цвета и при этом не задеть кегли противника. Победит команда, которая справится с заданием быстрее.
  • «Метание метлы». По очереди игроки бросают метлу на дальность. Игрок, метла которого улетела дальше, приносит команде очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Скоморох 1: В субботу золовкам – сестрам мужа – вручались подарки от невесток, сжигалось чучело, и проводился старинный ритуал очищения огнем: юноши прыгали через костер, а пепел развевался по всей округе.

Скоморох 2: Ну а мы продолжаем веселиться и играть! Перед сжиганием чучела нужно как следует разогреться, чтобы суметь противостоять злым духам!

Проводится игра «Подари платочек». На отдельном участке устанавливаются две палки разной высоты. Между ними натягивается прочная веревка, которая располагается по наклонной. На платочках пишут женские имена и с помощью прищепок цепляют их к веревке. Участники-мальчики подпрыгивают, чтобы сорвать платок. Затем дарят его девочке с именем, которое записано на платке.

Скоморох 1: Еще очень любили на Руси смотреть медвежьи представления.

Скоморох 2: Специально для вас, впервые в нашем краю выступают медведи! Встречайте!

Проводится конкурс-игра «Медведи». Несколько желающих надевают костюмы и танцуют. Медведя, который больше всего понравился зрителям, определяют по аплодисментам. Ему вручают подарок – ложку меда.

Затем сжигают чучело Масленицы, вокруг костра водят хоровод, поют песни.

Скоморох 1: Всю неделю катались с горки так люди прощались с последним снегом.

Скоморох 2: А еще гадали, кого ожидает большой успех в ближайшем будущем: для этого скатывали с горки горящее колесо.

Скоморох 1: Мы попытаемся определить это, воспользовавшись обычными мячами.

Перед празднованием нужно подготовиться: сделать реквизиты, костюмы, приготовить угощение, подготовить музыкальное сопровождение и конечно выучить текст.

В центре или сбоку (где позволяет место) поставить стол (столы) с угощением (блины, сладости). Если позволяет помещение можно сделать куклу - тряпичную или соломенную (символизирует Масленицу), поставить её около столов или посредине помещения.

Ход мероприятия.

Муз. сопровождение (лучше балалайка)- пока говорит ведущий до выступления девочек (девушек).

Ведущий 1: Мы живем во времена интересных открытий и новых технологий и, к сожалению, забываем о нашем прошлом. Мы стали забывать традиции, обряды и праздники, без которых раньше люди не могли обходиться.

Ведущий 2: Сегодня мы хотим познакомить вас с зимним праздником, который на Руси считался самым веселым. Это Масленица.

Ведущий 1: Не было на Руси семьи, дома, двора, селения и города, где бы ни отмечали масленичную неделю.

Ведущий 2: Масленица была русским карнавалом, справлявшимся шумно, весело и разгульно. В народе называли её "весёлой", "широкой", "разорительницей".

Ведущий 1: С первых дней Масленицу старались отпраздновать как можно веселее, сытнее, богаче и радостнее.

Ведущий 2: По красоте, поэтичности, озорству - это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников.

Ученик 1:

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ученик 2:

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Ученик 3:

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем, есть их вместе.

Ученик 4:

Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней - Великий пост,

Время, чтоб молиться.

Ведущий 1: В народном календаре февраль называется "сечень", тo есть месяц отсекающий зиму. И хотя ещё поскрипывает снег под ногами, а мороз пощипывает щеки, это не пугает.

Ведущий 2: Не пришла ли пора передать власть от зимы весне - красне. Она уже не за горами. А поможет нам зиму проводить да весну встретить - Масленица.

НОМЕР: 2-4 девушки . Танец в русских народных костюмах .

(Муз сопровож.- Млада «Ой Весна, весна»)

Ведущий 1. Наша сценка расскажет вам о том, почему на Масленицу пекут и едят блины.

Сценка на масленицу «Как Блиночек помог Весне» ( Действующие лица: Ведущий, Весна, Баба Яга, Блиночек).

На сцену выходит Весна и плачет.

Весна: Вот и все ребятки, не будет в этом году весны (всхлипывает) , не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки (всхлипывает) , птички не прилетят, звери не проснутся от зимней спячки (закрывает лицо руками и плачет)

Девочка: Не плачь, Весна! Лучше расскажи, что случилось, почему в этом году ты не придешь к нам?

Весна: Украла баба Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля греться будет? Если солнышко в ближайшие дни не вернуть на небо, тогда зимушка-зима будет вечно на земле править, и холода останутся навсегда (плачет) .

Выходит Баба Яга. Идет и веером обмахивается, будто ей жарко.

Баба Яга: Фу-ух, хорошо-то как!

Девочка: А ну, Баба Яга! Куда спрятала солнце! Давай отдавай обратно!

Баба Яга: Чего раскричались-то! Не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!

Весна: Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?

Баба Яга: Я решила слетать отдохнуть в теплые края, да ступа моя сломалась, вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх, только моря не хватает!

Весна: А как же дети?

Баба Яга: А что дети? Детям вон и зимой нормально: они на снежной горке катаются, на санках. На лыжах, на коньках. Да в снежки играют. Чем это плохо-то?

Весна: Нужно детям и тепло и весна! Ведь если не будет весны, не будет и лета! Так же нельзя! Верни солнышко!

Баба Яга: Еще чего захотели. Не верну! (топает ногой и уходит)

Весна начинает еще сильнее плакать.
Тут выбегает Блиночек.

Весна и девочка вместе: А ты кто такой?

Блиночек: Привет всем! Я блин, Блиночек! Я пришел помочь вам!

Весна: Но как ты нам поможешь!

Блиночек: Посмотрите на меня!

На солнышко похож же я!
Такой же круглый и румяный,
Мешен на масле со сметаной!
Солнышко на время заменю,
Свет, тепло на мир пролью!
И будет вам весна, веселье,
И хорошее будет настроенье

Весна: Ура! Блиночек! Ты мой спаситель! Как же хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз, с моим приходом пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны пусть будет называться Масленицей!

Блиночек и весна берутся за руки и вместе уходят.

Ведущий 2: Вот так дорогие дети и гости! С тех самых пор на Масленицу все пекут и кушают блины, ведь блин – символизирует красное солнышко!

Ведущий 1: А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем, как называются каждый из дней масленицы.

Выходят 7 учеников.

1 уч-к: Понедельник первый вечно
И называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!

2 уч-к: Вторник – «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
С горок снежных все катаются,
И блинами наедаются.

3 уч-к: Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе все набивают,
Друг друга угощают!

4 уч-к: Ну, а что же с четвергом,

Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!

5 уч-к: «Тещины вечорки» пятница называется,

В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали настоящий зятю пир!

6 уч-к: А суббота – день семейный,

Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!

7 уч-к: У воскресенья званий много,

Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!

Ведущий 2: Вот и узнали мы названия дней недели Масленицы. В Масленицу проводят гулянья, веселые игры. И мы давайте немного поиграем. ( см. Приложение )

Ведущий 1: Вот и поиграли немного. Давайте теперь позовем к нам в гости весну! А для того что бы она нас услышала, давайте мы споем, а вы послушаете частушки про масленицу.

(Муз.сопровож - Народные частушки)

1. Приходите, заходите На румяные блины. Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

2. Я на Маслену готов Скушать 50 блинов. Закушу их сдобою, Похудеть попробую.

3. Напеки, кума, блинов, Да чтоб были пышные. Нынче Маслена неделя – Можно съесть и лишнего.

4. Прилетали марсиане, Остались довольные. Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

5. Пятый блин я слопала, На мне юбка лопнула. Пойду юбку зашивать, Чтобы есть блины опять.

6. Веселей играй, гармошка, Масленица, не грусти! Приходи, весна, скорее, Зиму прочь от нас гони!

7. Мы кончаем петь частушки До другого вечера. Вы сидите до утра, Коли делать нечего.

Ведущий 2: Что-то не хочет весна приходить. Давайте ей еще и стихи про масленицу расскажем, может она услышит и придет к нам.

1. Как на масленицу

Напеку печатных пряничков.
Заведу блиночки-солнышки,

Испеку на сковородушке.
И улыбками на личиках
Разрисую пару блинчиков.
Сто других полью вареньицем.
Есть блинки никто не ленится.

2. Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.

3. Кот ходил, сидел, лежал,
Долго масленицу ждал.
Песни пел, шипел, сопел:
« Не зима, а беспредел!»
Под окошком батарею
Он теплом кошачьим греет!
И надеется, что - Вот!
Побыстрей весна придёт

4. Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

5. Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

6. Масленицу встретим.
Чучело сожжём.
Праздник мы отметим.
Радость – в каждый дом!

Ведущий 1: Погляди-ка, друзья, Весна и Масленица!

Выходит Весна: Слышу, слышу, что зовете,
Вижу, вижу, что меня вы ждете.
Вот пришла я к вам друзья,
Наконец, я вас нашла!

Ведущий 2: Вот и Масленица пришла!
Пришла Масленица к нам,
Красна Масленица, нам всем улыбается!
Нам всем улыбается, да с зимой прощается!

Ведущий 1: До свидания Зима,
Да приди же к нам весна!
Будем угощать тебя блинами,
Да танцуй Весна ты вместе с нами!

Хоровод вокруг стола с Масленицей. (Муз. Сопровож.- Иван Купала «Ой Масленица»)

Все выходят на поклон.

Ведущий 2: Дорогие гости! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем.

Ведущий 1: Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам.

Ведущий 2: А теперь, по русскому обычаю, приглашаем Вас на чай!

Чаепитие.

Приложение

Можно устроить игры, конкурсы (выбор). (Муз. Сопровож. -Че те надо «Масленица»)

    Перетягивание каната.

    Игра летела корова

    Игра с Солнцем.

    Игра Матушка Весна.

    Игра Горячий блин

    Конкурс Напеки блины для гостей.

Игры нужно выбирать в соответствии с возрастной категорией участников и местом проведения.

Летела корова.

Для этой игры вам понадобится как минимум 5 участников. Все становятся в круг и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать горизонтально, сверху ладони игрока, стоящего справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок): «летела корова, ляпнула слово, какое слово сказала корова?» Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое слово – например, «солнце». Дальше «хлопанье» продолжается, но называются буквы – С-О-Л-Н-… и так далее, до последней -Е. Игрок, называющий последнюю букву, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа – отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится буква.

Игра с Солнцем.

Ход игры. В центре круга – «солнце» (на голову ребенка надевают шапочку с изображением солнца).

Дети хором произносят: Гори, солнце, ярче-

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей. «Слава солнцу».

Игра Матушка Весна.

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Остальные ребята, взявшись за руки, цепочкой проходят через «ворота» и напевают: Идет матушка весна, Отворяй ворота. Первый март прошел, всех детей провел. А за ним апрель. Отворил окно и дверь. А уж как прошел май – Сколь хоть теперь гуляй! Пропустив всех несколько раз, ребята, изображающие «ворота» спрашивают затем каждую, какую он выбирает сторону левую или правую. Разделившись на две группы, все составляют новые пары и, взявшись за руки, подняв вверх, становятся в ряд за «воротами». Один из играющих, не имеющий пары, входит в «ворота». Ему поют: Ходит матушка весна по полям, лесам одна. Первый раз прощается, Другой раз запрещается. Ан на третий раз. Не пропустим Вас! Ходит матушка весна, Ищет детушек одна. Первый раз прощается, Другой раз запрещается, На третий раз не найдете. Сами в клетку попадете! Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар. Образовавшиеся две команды меряются силой, перетягивая (жгут) канат.

Игра – Горячий блин.

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот мо-мент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

Конкурс «Напеки блины для гостей». (Надо: листы бумаги, карандаш, секундомер).

Выдать детям листы бумаги и карандаши (на каждого 1 лист и 1 карандаш). Им нужно за определенное время (за минуту) «напечь» (нарисовать) как можно больше блинов. Объявите конец игры, и подсчитайте нарисованные блины. Победил тот, кто нарисовал большее количество.

Ведущий проводит с залом игру «Эхо»

Собирайся, детвора! (ра-ра)

Начинается игра! (ра-ра)

Бей в ладоши веселей! (ей-ей)

Да ладошек не жалей! (ей-ей)

Сколько времени сейчас? (час-час)

Сколько будет через час? (час-час)

И неправда, будет два! (два-два)

Думай, думай голова! (ва-ва)

Как поет в селе петух? (ух-ух)

Да. не филин, а петух? (ух-ух)

Вы уверены, что так? (так-так)

А на самом деле как? (как-как)

Сколько будет дважды два? (два-два)

Ходит кругом голова! (ва-ва)

Это ухо или нос? (нос-нос)

А быть может, сена воз? (воз-воз)

Это локоть или глаз? (глаз-глаз)

А вот это что у нас? (нас-нас)

Вы хорошие всегда? (да-да)

Или только иногда? (да-да)

Не устали отвечать?

Кроме блинов готовили и другие угощения. И я тоже приготовила вам угощение.

Ням-ням”, “ням-ням-ням” говорите коль нравится, “Фу-фу”, “фу-фу-фу”– если вам не понравится.

Булочки хрустящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Тапки завалящие (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пирожки слоёные (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Валенки варёные (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шарики сырные (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Салфетки жирные (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пряники вкуснящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Яблоки хрустящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Селёдочка пряная (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Грибочки поганые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шишки еловые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Табуретки новые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Рваные карманы (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Воза три сметаны (“Ням-ням, ням-ням-ням”)

Цели: познакомить детей с традициями русского народа,

Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас,

обучать правилам гостеприимства, воспитывать уважение к старшим.

Выходят дети-ведущие.

1.Внимание! Внимание!

Весёлое гуляние!

Собирайся скорее, народ!

Видишь, Масленица к нам идёт!

Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.

2.Масленица, будь здоровенька,

Тебя встретим хорошенько!

С блинами,

С каравайцами,

С варениками!

3.Маслена неделя

В гости прилетела.

На пенёчек села,

Оладышек съела,

Другим закусила,

Домой потрусила.

4.Приходите к нам на праздник

И тихони, и проказник.

Будет чай у нас горяч…

Будет блин да калач,

Будут игры и смех,

Будет праздник для всех!

Поспешайте, наряжайтесь,

К нам на праздник собирайтесь!!!

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

Добро пожаловать к нам на широк двор

На Широкую Масленицу!

Мы добрым гостям завсегда рады!

Мы их привечаем, сладким чаем

Да блинами угощаем!

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, Широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей». С Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «баба – кривошейка», то «красная девица», то «Авдотья Ивановна».

Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей оказывались почести как редкой гостье.

Вот и у нас есть «Госпожа – Масленица» (кукла из соломы).

Дети-ведущие:

1.Дорогая наша Масленица, Авдотья Ивановна,

Масленица годовая.

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит,

Всё на конях приезжает,

У ней кони вороные,

Слуги молодые.

Ой, Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом

И печёным яйцом!

2. Внимание! Внимание!

Весёлое гуляние!

Масленица! Широкая Масленица!

Ну-ка все повеселимся,

В пляске быстрой закружимся!

Нужно в хоровод нам встать,

Масленицу прославлять!

Хоровод вокруг Масленицы (на мотив «У нас завтра субботея»)

А мы Маслену встречали,

На горушке побывали,

Побывали, душа, побывали.

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Выстилали, душа, выстилали.

Набивали, душа, набивали.

Маслом гору поливали,

А мы Маслену встречали,

Поливали, душа, поливали.

Повстречали, душа, повстречали.

Ведущая: Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.

Дети-ведущие:

Понедельник Масленицы назывался «Встреча».

В этот день всех гостей надо было встречать блинами. Блины – символ солнца (такой же круглый и золотистый), а солнце – символ возрождающейся жизни.

Ведущая: Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили.

А вы какие поговорки о блинах знаете?

  • Без блинов не Масленица,

Без пирогов - не именины.

  • Блин добр не один.
  • Блин не клин, брюха не расколет.
  • Первый блин - комом,

Второй – с маслом,

А третий – с квасом.

Вторник на Масленице был «Заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.

Ведущая: Что - то мы с вами засиделись. Не пора ли поиграть? Есть такая народная игра «Бояре».

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
Первая команда идет вперед со словами:
-Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
-Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:
-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает:
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков

Выбирают водящего с помощью считалочки. А он набирает себе команду:

игра «Кочерга»

Как зовут?

Кочерга (Если ребенок отвечает «кочерга», тогда он делает шаг вперед. Если же он называет свое настоящее имя – шаг назад)

Что ел на завтрак?

С кем ты любишь разговаривать по ночам?

Чем ты чистишь зубы?

А кто твои бабушка с дедушкой?

Чем ты ковыряешься в носу?

Как зовут твоего друга?

О чём напишешь доклад?

Твоя любимая игрушка?

Где ты живёшь?

Что ты ешь на обед?

Чем ты подметаешь пол?

За каждый «правильный» ответ на вопрос ребенок делает шаг вперед. Если он ошибся (ответил не тем словом или в неправильном числе/падеже/склонении) – шаг назад. Побеждает игрок, первым добравшийся до заранее обозначенной точки или черты. Чтобы не вызывать у детей обиду или насмешки некорректными вопросами, игру может вести взрослый. Но обычно, проведение этой игры вызывает у детей море смеха и веселья

Среда – «Лакомка». Это день семейный. Тёщи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных.

Ведущая: Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные? Загадки отгадывать умеете?

Загадки.

Стоит в углу Агрипина,

Большой рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит. (Печь)

Стоит толстячок,

Подбоченя бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины)

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят

Ребята съедят. (Каша) Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)

Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня...
(весна)

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
(Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня...
(весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Весна)

Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла...
(Весна)

Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Весной)

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)

Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
(Весна)

Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы...
(Скворечник)

Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут...
(Гнездо)

Мать толста, дочь красна, сын храбр – под небо ушёл. (Печь, огонь, дым)

Дам есть – плачет и ворчит, ничего не дам – молчит. (Сковорода)

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)

Возьму пыльно, сделаю жидко,

Брошу в пламень – будет как камень. (Мука, тесто, хлеб)

На горячем донце выпекают солнце. (Блин)

На сковороду ручейком, со сковороды – солнышком. (Блин)

Скороговорки(конкурс).

Каждую скороговорку нужно не просто произнести, а сделать это чисто и красиво. Недаром в народе скороговорки называют ещё и чистоговорки.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Щетина у свинки, чешуя у щучки.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха – ха – ха – ха – ха!

Четверг называли «Широким». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков(Бармины?) , катание на тройках(мальчики с колокольчиками), взятие снежной крепости(снежки из синтепона).

Ведущая: И мы не лыком шиты!

Выходи, честной народ. Нас частушка в пляс зовёт!

Частушки.

1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много –

Можем растеряться.

3. Вы послушайте, ребята,

Нескладеху будем петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

4. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

5. Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

6. Поглядите-ка, ребята,

Что на крыше деется:

Воробей в рожок играет,

За солому держится.

8. Я на Масленку катался,

Трое санок изломал.

Ворона коня замучил

И милашку покатал.

9. Купи, тётя, мне коня

Вороные ножки,

Буду девочек катать

По большой дорожке.

10. Как на масленой неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие!

11.Сшила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела.

Что же я наделала?

12.Говорили мне подружки:

Не пляши, а только пой!

Не могу стоять на месте

Темперамент не такой!

13.У меня четыре шали,

Пятая пуховая.

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые!

Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!

***
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.


***
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.

***
Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

***
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

***
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

***
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.

***
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

***
Весна – не весна,
А с зимой расстались
Блины напекла,
А вы отказались.

***
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

***
Мы с подружкою гуляли,
Сыром гору налепляли,
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!

***
Как на масленой недели
Со стола блины летели,
И сыр, и творог-
Все летели под порог!

***
Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.

***
Масленица – белоножка,
Задержись у нас немножко,
На недельку, на денёчек,
На единственный часочек!

***
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.

***
В испытаньях хлопцы стойки,
А в стряпне девчонки бойки –
Сладки блинчики пекут,
Угощенья подают.

***
По деревне в каждый двор
Забегает детский хор.
Из домов несут старье,
Всяко разное тряпье.

***
Все выносят за забор,
Разводя большой костер.
То ведь Масленица,
Славна Масленица!

***
Для любимой за платок
Парень лезет на шесток.
А шесток облит водой,
Оттого и ледяной.

***
Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!

***
Спозаранок бежит зять
Свою тещу ублажать,
Зазывает ее в дом,
Угощает там вином.

***
Мой зятек без приглашенья
Прибежал на угощенье,
Но и он ошибся в силе,
Всех блинов он не осилил.

***
Веселись, честной народ,
Набивая свой живот.
Это Масленица,
Праздна Масленица!

***
Уминая всласть ватрушки,
Поют девицы частушки.
Всякий люд кругом танцует,
И душа его ликует.

***
С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.

***
На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!

***
По двору возили диву,
Ой, да статну и красиву.
Жаль такую мне сжигать,
Да жена не даст мне спать.

***
Нарисовану личину
Блином мы прикроем чинно.
Пусть сгорит она совсем,
От зимы устали все.

***
Я на Масленицу катался,
Трое санок изломал.
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.

***
Девки, Масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петруни во дворе
Сивка пропадает.

***
Купи, тятя, мне коня –
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.

***
У меня четыре шали,
Пятая – пуховая,
Не одна я боевая –
Все мы здесь бедовые.

Ведущая: Во время народных праздников было принято рассказывать

«докучные сказки».

А таких сказок множество, собственно из каждой сказки можно сделать «докучную»:

«Жил – был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало.

Не начать ли сказку сначала?»

«Докучными» сказки называют от слова «докучать» (надоедать).

Рассказывают два ученика:

Сказка про ворону.

Шёл я как – то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её под мост –

Пусть ворона сохнет!

Шёл опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет,

Взял ворону я за хвост,

Положил её на мост –

Пусть ворона мокнет!

Снова шёл я через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её под мост –

Пусть ворона сохнет!

Я опять пришёл на мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её на мост –

Пусть ворона мокнет!

Я пришёл на тот же мост,

Глядь – ворона мокнет…

Ведущая: Полно вам нас докучать

Нужно Масленицу величать!

Пятница – «Тёщины вечёрки». Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.

Прибаутки – неотъемлемая часть народного праздника.

(дети разыгрываются сценки)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить .

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда!

Да он не идёт.

Так иди сам.

Да медведь не пускает!

Сынок, сходи за водицей на речку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Что ж, раз мамка велит, надо идти!

Ведущая: Продолжаем веселиться,

Ручеёк уже струится.

Русская народная игра «Ручеёк».

Под песню Н.Кадышевой «Течёт ручей, бежит ручей…»

Русская народная игра «Гори – гори ясно…»

Суббота – «Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.

Игра: «Заплети косу» (участвуют девочки).

Воскресенье – «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.

Ведущая: А пока пост ещё не наступил, приглашаем вас отведать блиночков румяных, чая ароматного. Всем желаем общения приятного!

Чаепитие.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Горячие и пышные,
С малиною и вишнею,
С малиною и вишнею.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Душистые и вкусные,
С грибами да с капустою,
С грибами да с капустою.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
С вареньем, со сметаною,
Как бабушка румяные,
Как бабушка румяные.

Пригласили нас с подружкой на веселый праздник
В викторинах и кроссвордах приняли участье.
А когда проголодались, что же мы увидели?
Как в продаже появились блинчики любимые.

Припев:
Блинчики, блинчики, блинчики хорошие
Блинчики, блинчики, блинчики пригожие
Блинчики, блинчики, блинчики румяные
С маслом, медом и клубникой, да еще с бананами.

Этот день запомнился мне с моей подружкой
Быстро время пролетело, не было нам скучно
И на этом празднике очень все понравилось
Потому что продавали блинчики да с маслицем.

Хороводы мы водили, в ручейки играли
Баянисты для людей весело играли
Все смотрели на столы и в ладоши хлопали,
А закончили играть, блинчики все слопали.

Школьные мероприятия и школьные праздники

Сценарий праздника масленицы в школе Широкая Масленица

Артишок

Мероприятие посвящено празднованию Масленицы, проводам русской зимы.

Проводится ведущей (классным руководителем или воспитателем) в форме тематического праздника с конкурсной программой.

Цель: ознакомление с русскими национальными традициями

Возраст участников: от 8 до 12 лет

Подготовительный этап: Украсить класс можно плакатами, на одной стене с зимними пейзажами, на другой - весенними, летними, на доске нарисовать солнце. Для проведения конкурсов учащихся нужно заранее разбить на две команды. Мамам учеников можно предложить испечь дома блины и устроить в конце праздника чаепитие. Можно провести конкурс «У кого блины вкуснее».

Оборудование: мяч, теннисный мячик, платок, веревка, блины.

Действующие лица: солнышко, петрушка.

Ведущая

Приглашаем всех на Масленицу русскую праздничную, вольную, вкусно-хлебосольную! Масленица - самый шумный русский народный праздник. Масленицей провожали всегда на Руси зиму и встречали весну. В своих старинных обычаях русский народ часто обращался к образу Солнца. Солнце всегда было желанным другом. А на Масленицу принято было призывать Солнце, приближая этим весну. Для того чтобы ускорить приход солнца, помочь ему совершить свой круг, люди изображали круг или круговые движения (пекли блины, водили хороводы и т. п.). Давайте и мы, ребята, позовем Солнышко. Я буду задавать вам загадки, а вы хором отвечать, что это:

Взглянешь - заплачешь,
А краше его на свете нет.
(Солнце )

Что без огня горит?
(Солнце )

Встает рано, светит ярко, греет жарко.
(Солнце )

Один костер весь свет согревает.
(Солнце )

Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
(Солнце )

Входит Солнышко, оно грустит.

Солнышко

Кто меня звал? Кто потревожил? Не хочу вам светить, землю согревать, пусть зима продолжается, грустно мне.

Ведущая

Солнышко, не грусти мы тебя не просто так позвали. У нас сегодня веселый-веселый праздник - Масленица.

Солнышко

С песнями, конкурсами, играми?

Ведущая

Обязательно!

Играет веселая русская народная песня, вбегает Петрушка.

Петрушка

А вот и я! Какое веселье, игры без Петрушки? Я на Руси всегда был заводилой на праздниках.

Много разных потех и игр устраивали на Масленицу. Во время праздничных маскарадов пели, плясали, лепили из снега скульптуры, любили устраивать состязания, которые назывались игрища. На Масленицу всегда устраивали кулачные потехи, во время которых участники стремились показать удаль молодецкую. А не хочет ли кто из вас помериться силой, поучаствовать в состязаниях, потешить Солнышко? Есть среди мальчиков будущие богатыри русские?

Игра «Петушиные бои»

На полу начертить мелом круг диаметром 1 метр. Из каждой команды выбирают по одному самому сильному участнику и связывают им руки за спиной. Задача играющего, «петушка»: прыгая на одной ноге, плечами выбить соперника из круга.

Игра «Перетягивание каната»

Посередине веревки привязать цветную ленточку. На полу нарисовать мелом чету. Один конец веревки берет первая команда, другой - вторая. Ленточка должна находиться над чертой. Побеждает та команда, которой удастся перетянуть канат, так, чтобы ленточка оказалась за чертой.

Петрушка

Солнышко, вижу, ты уже не такое грустное, потешили тебя наши удальцы-молодцы!

Ведущая

Одна из непременных традиций Масленицы - это взятие Снежного городка. Во время праздника из снега сооружали крепость. Играющие распределялись на две команды: пеших и конных. Пешие охраняли город, а конные штурмовали. При этом город представлял зиму, которую изгоняли. А я вам предлагаю другой вариант Снежного городка.

Игра «Снежный городок»

Команды пусть встанут напротив друг друга.

Правила игры: штурмуя Снежный городок, игроки лепили снежки. Теннисный мячик будет снежком. Участники «сражения» должны будут по очереди бросать друг другу «снежок» и при этом произносить название какого-нибудь города. Проигрывает та команда, игрок которой не сможет назвать город (повторения запрещены).

Солнышко

А почему никто не водит хороводы?

Петрушка

Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Встанем вместе в хоровод
Солнце пусть быстрей придет.

Петрушка приглашает всех в хоровод, детей и родителей. Дети водят хоровод, поют любые русские хороводные песни.

Солнышко

Как мне стало весело с вами, я хочу предложить тоже поиграть всем в веселые игры, оставаясь в кругу.

Игра «Воевода»

Катилось яблоко вокруг хоровода.
Кто его поднял - тот воевода.
Воевода, воевода, выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

Дети стоят по кругу. На первые две строки передают мяч от одного к другому. Тот, у кого окажется мяч на слове «воевода», должен выбежать из круга, пробежать (в то время как звучит третья строка) за спинами детей и положить мяч на пол между двумя из них.

На слова последней строки те должны разбежаться в разные стороны и постараться быстро обежать круг. Остальные участники игры в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он и становиться «воеводой», начинает игру снова (передает мяч по кругу).

Игра «Шепоток»

Играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящему завязывают глаза платком. В руках у водящего палочка. Он идет по кругу и, прикасаясь до кого-либо, громко просит: «Скажи мне хоть слово».

Ответ должен быть не более одного - двух слов, которые произносятся шепотом, но внятно. Водящий по этому шепотку должен определить, кто перед ним. Если угадал, дети меняются ролями, а если ошибся, все хлопают в ладоши и отгадчика штрафуют (просят рассказать стихотворение, спеть песенку, станцевать).

Солнышко

Повеселилось вместе с вами,
Теперь весна не за горой,
Согрею землю я лучами
Весна придет, вслед за Зимой!

Петрушка

Масленица, Масленица! Широкая Масленица!
Гостья нагостилась,
С зимушкой простилась,
С крыши капели,
Грачи прилетели,
Воробьи чирикают,
Они весну кликают.
Ведущая

Подожди, Петрушечка, ты забыл еще про одну традицию Масленицы - блинное угощение. Приглашаем всех отведать блинов, которые наши мамы приготовили к празднику.

Ох, как вкусен блин румяный с маслом, медом иль сметаной,
Прямо с печки, с пылу с жару - заходи, отведай пару!