Худа хаттаб - справочник мусульманской женщины.

  • 23.09.2019

Вопрос:

В одной из мусульманских газет была опубликована статья под заголовком «Кто имеет право читать Коран на ?» В ней, в частности, утверждалось, что в меджлисе, посвященном чтению Священного Корана, на который приглашены лишь женщины, лица мужского пола не допускаются, кроме самых близких людей читающей Книгу. Выходит, что на подобных меджлисы мужчины вообще не могут быть допущены? А как быть с правилом, согласно которому в присутствии на меджлисе хотя бы одного лица мужского пола женщина не должна вслух читать Коран?

Ответ:

Во-первых, необходимо уточнить, что в данной публикации о междлисе, на который приглашены женщины и там не идет речь в категорической форме не допускать лиц мужского пола. Внимательный читатель наверняка заметит это обстоятельство.

Во-вторых, на междлисах, посвященных чтению Корана, как правило, звучат наставления, ва’азы, обсуждаются религиозные вопросы. В таких торжествах могут принимать участие, как женщины, так и мужчины. Среди приглашенных могут быть и супруги и одинокие люди. Однако на междлисе они рассаживаются в особом порядке – мужчины отдельно, а женщины отдельно.

Если организаторы торжества заранее не предупредили, что на междлис приглашены исключительно лица женского пола, то приглашенные женщины должны попытаться убедить своих супругов участвовать в предстоящем торжестве. По канонам Шариата на междлисах посвященных стению Корана могут участвовать и женщины и мужчины. На междлисе Коран должен читать, конечно же мужчина.

А как быть, если присутствующий на торжествах мужчина не умеет читать Коран?

Естественно, тогда чтение будет возложено на женщину, которая умеет читать Книгу. И при этом ввиду участия в торжествах и лиц мужского пола, этот меджлис может быть отнесен и к макруху, то есть не запретно, но и не имеющему права быть одобренным, однако это обстоятельство в воле Аллаха Та’аля. Хадис Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что «даже голос посторонней женщины для лица мужского пола является харам-недозволенным» в данном случае не корректен и не касается женщины, читающей Благородный Коран. А в данном хадисе речь идет о недопустимости общения женщин с посторонними лицами мужского пола.

Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»

Мировые новости

07.03.2013

Четыре жительницы Саудовской Аравии в возрасте от 46 до 74 лет выучили на память весь Коран за шесть лет пребывания в специализированном центре.

Женщины провели много часов, слушая учительниц, читающих аяты Корана, и постепенно запомнили сами «каждое слово Священной Книги», пишет Emirates 24/7со ссылкой на саудовскую газету Sabq.

«Они провели в центре около 6,5 лет и выучили весь священный Коран», − сказал директор учреждения шейх Ибрахим аль-Баракати (Ibrahim Al Barakati).

Все четыре женщины - уроженки города Лаис (Laith) на западе страны. Женщинам 46, 52, 55 и 74 года, ни одна из них никогда не ходила в школу.

Текст Корана занимает 600 страниц, он разделен на 114 сур (глав), состоящих из более чем 6 тысяч аятов (стихов).

Коран - это слово Аллаха и последнее чудо, ниспосланное пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). И тот, кто изучает его, читает его, запоминает его и действует согласно его предписаниям, получит бесконечные благословения и награды (читайте фатвы «Какова будет награда Коран-хафизов в последующей жизни?» и «Какое будет вознаграждение за изучение Корана?»).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Те, кто читает Коран и заучивает его на память, подобны благородным писцам (ангелам)» (Аль-Бухари). А также: «Часто читайте Коран, ибо он будет ходатайствовать в Судный День о тех, кто часто его читал».

Проблема, касающаяся пребывания женщины дома, с одной стороны, и занятий другими делами вне дома, - с другой, не является новой: она занимала умы уже первых мусульманских женщин. Однажды они направили к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Асму бинт Зайд, чтобы он разъяснил, как решается эта проблема. Она сказала ему: "Я прибыла от мусульманских женщин, которые меня поддерживают. Все они думают так же, как и я - что Аллах послал тебя учить и мужчин, и женщин. Все мы верим в тебя и следуем за тобой. Но наша женская жизнь такова: мы привязаны к нашим домам; нами утоляют мужчины желания своей плоти и мы вынашиваем их детей. Мужчинам дано преимущественное право участвовать в пятничных молитвах, погребениях мертвых и Джихаде. Когда они отправляются на Джихад, мы следим, чтобы их богатство и имущество пребывало в целости и сохранности, и кормим их детей. О Посланник Аллаха! Делим ли мы с ними уготованные им награды и вознаграждения (сауаб )?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повернулся к своим сподвижникам и спроcил: "Доводилось ли вам когда-нибудь слышать женщину, спрашивающую о своей религии лучше, чем эта женщина?" Они ответили: "Клянемся Аллахом! не доводилось". Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), обратившись к Асме, сказал такие слова: "Ступай же и скажи этим женщинам, что их доброе отношение к мужьям, их стремление доставить им удовлетворение, поддержать их во благо дружбы и прочности семьи равноценно всем тем мужским делам, о которых ты только что сказала"2 . Роль матери особо ценится в Исламе, подтверждение чему можно найти во многих Хадисах:

Му"ауийя Ибн Джахма рассказал о том, что (его отец) Джахма отправился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: "О Посланник Аллаха! Я желаю сражаться (в Джихаде) и пришел спросить на то твоего совета". Он сказал: "У тебя есть мать?" Джахма ответил: "Да". Он сказал: "Тогда будь рядом с ней, потому что Рай лежит у ее ног" (Ан-Ниса"и, Ибн Маджа, Аль-Хаким, Ат-Табарани)

Абу Хурайра рассказывал: "Один человек пришел к Посланнику Аллаха и сказал: "О Посланник Аллаха! Кто более всего достоин моего самого лучшего с ним обхождения?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Твоя мать". Человек сказал: "А потом?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Твоя мать". Человек опять спросил: "А потом?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Твоя мать". Человек опять спросил: "А потом?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "А потом твой отец" (Бухари, Муслим)

Однако, есть женщины, которые не способны выносить ребенка. Это факт, от которого просто разрывается сердце, в особенности когда речь идет о мусульманских женщинах, в душе которых заложена такая сильная любовь к детям, от которых ждут детей как члены их семей, так и все окружающие. Об этом нелегко говорить, но это необходимо переносить с терпением и верой. В этом нет ничьей вины. Аллах Мудростью Своей избирает тех, у кого будут дети, и назначает срок их появления на свет:

"Аллаху принадлежит власть над Небесами и Землей; Он творит, что хочет. Дает, кому пожелает, женское потомство и дает, кому пожелает, мужское. Или наделяет их вместе и мужским, и женским потомством, а кого хочет, делает бесплодным: Он ведь - Всеведающий, Мощный!"

(Коран: Сура 42, Аяты 49-50)

В среде мусульман на женщин традиционно смотрят как на будущих матерей, и людям как правило нелегко осознать тот факт, что есть женщины, которым никогда не предстоит стать матерями. Обнаружив, что они бесплодны, женщины не должны чувствовать (и ни в коей мере нельзя заставлять их чувствовать), что они якобы относятся к категории "второсортных мусульманок". Материнство - не единственная роль мусульманской женщины в обществе. Сама Айша никогда не рожала детей, но известна как одна из "Матерей Правоверных" (почетный титул, которого удостоены жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Она также была одним из авторитетнейших источников Исламских знаний, рассказчиком бесчисленного множества Хадисов. Знаменитые Сахаба , - ближайшие сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и многие мусульмане шли к ней с вопросами. Они приходили отовсюду. Хотя в ее душе жили печаль и горечь из-за того, что у нее никогда не было детей, она сыграла свою важную роль в обществе и внесла крупный вклад в распространение Исламских знаний. Она по сей день чтима как одна из величайших мусульманских женщин3 .

Знания и образование

Какой бы ни была роль женщины, будь то - жены, матери, или деловой женщины, работающей вне дома (а тем более если она выполняет эти функции одновременно), ей необходимы знания. Стремление к знанию - это долг всех мусульман, как мужчин, так и женщин. Поэтому не существует никакого повода для того, чтобы лишать мусульманских девочек и женщин возможности получения образования. Здесь следует особо отметить, что учиться не поздно никогда. Даже если вы в силу каких-либо причин упустили благоприятный случай для учебы, который был у вас в прошлом, вы еще сможете наверстать упущенное. Для взрослых открыты специальные классы и заочные курсы практически по всем предметам. Библиотеки с обилием книг и других информационных материалов доступны всем, так что никаких предлогов отказываться от учебы на самом деле не существует! По всей стране созданы даже группы для женщин, текущие курсы и курсы подготовки специалистов по конкретным специальностям, также предназначенные для женщин. Набор специальных женских групп обусловлен тем, что многие немусульманские женщины Запада склонны считать, что совместное с мужчинами обучение и работа могут создавать проблемы. Такие курсы открыты для всех женщин, а на некоторых из них есть группы специально для обучения представительниц различных меньшинств ("азиатских", "этнических" и т.д.).

Знания в целом можно разделить на две категории - "религиозные" и "светские", хотя такое разграничение является условным и даже может быть охарактеризовано как искусственное; ведь Ислам - это образ жизни в целом, а не совокупность формальных актов выражения веры, таких, как молитва и соблюдение поста.

Религиозные знания : чтобы соблюдать предписания Ислама в повседневной жизни, каждый мусульманин должен знать хотя бы основные правила молитвы, соблюдения поста и пр. Женщины также должны знать о том, каким образом особенности женского организма, такие например, как менструация и послеродовое кровотечение, влияют на исполнение ими этих обязанностей. Следует особо сказать и о том, что женщины также должны уметь читать Коран. В ряде мусульманских регионов земного шара принято считать чтение Корана таким предметом, обучать которому необходимо лишь мальчиков. В результате девочек этому не обучают, и это неверно. Но, как уже было сказано, никогда не поздно начать учить своих дочерей, а также учиться самой!

Светские знания:* любая работа требует определенного количества знаний. И задачам, которые надлежит решать хранительнице домашнего очага, также следует воздать должное! Работа женщины как жены и матери должна быть организована как работа любого "профессионала в своем деле": необходимо обладать многими практическими навыками кулинарного мастерства, шитья, оказания медицинской помощи, быть секретарем, учителем, а в наше время - еще и уметь водить машину, делать мелкий ремонт в доме!

Без преувеличения можно сказать, что матери нужно обладать начальными знаниями практически по всем темам, которые только можно себе представить, чтобы отвечать на вопросы детей. И если вы не знаете, что ответить, вам необходимо знать, где найти правильный ответ. Следует помнить и о том, что детей нужно научить пользоваться книгой, чтобы они сами могли находить там нужные ответы! Дети задают вопросы об Аллахе (теология), о том, почему светят звезды (астрономия), где живет бабушка (география), почему предметы падают вниз (физика) и многое, многое другое... Образование научит детей думать и задавать вопросы. Это неплохо, но и вы также должны быть к этому готовы!

Каждая работающая вне дома женщина несомненно должна иметь надлежащую квалификацию по избранной профессии. В ряде случаев мусульманская женщина оказывается в невыгодном положении вдвойне: и как женщина (а это еще и результат феминистских движений), и как лицо, принадлежащее к религиозному или расовому меньшинству. В этих случаях женщина должна иметь даже более высокую квалификацию, чем белые мужчины - уроженцы Великобритании, стремящиеся занять то же самое рабочее место. Обладание необходимой для выполнения работы квалификацией вовсе не обязательно предполагает наличие длинного перечня сданных экзаменов - опыт и практические навыки имеют не меньшую ценность.

* Светский - мирской, нецерковный, гражданский. Для Ислама такое разграничение неприемлемо, и слово "светский" употребляется в данном случае только потому, что в русском языке нет подходящего эквивалента. Ислам придает большое значение всем наукам и отраслям знания, но при этом подразумевается, что так называемые "светские" науки не могут служить на благо человечества без Божественного руководства. Сегодня человек сделал немало открытий в самых различных отраслях науки, но, к сожалению, очень часто бывает так, что вред и польза от этих открытий почти равнозначны. Причина этого одна - отсутствие религиозных моральных норм у деятелей науки и у большинства причастных лиц. Интересно отметить, что в Исламе положение таково, что если в мусульманском обществе количество специалистов в одной отрасли недостает хотя бы на одного человека, то все граждане этого общества будут отвечать за это, пока один из них не заполнит образовавшуюся пустоту.

В 1940 году основатель Пакистана Мухаммад Али Джинна сказал: «Ни одна нация не поднимется на вершину славы, если ваши женщины не будут рядом с вами. Мы — жертвы пагубных привычек. Это преступление против человечности – то, что наши женщины заключены в четырех стенах как узницы. Нигде не сказано, что наши они должны жить в таких плачевных условиях».

Спустя семьдесят лет участь мусульманских женщин во всем мире едва ли улучшилась. И первый шаг к решению любой проблемы – это ее признание.

Согласно докладу Всемирного Экономического Форума «Глобальный гендерный разрыв — 2013», в мусульманских странах существует огромный разрыв между мужчинами и женщинами в таких ключевых областях, как здравоохранение, образование, экономика и политика. Ни одна мусульманская страна не попала в десятку стран с наивысшим индексом гендерного равенства. Напротив, 9 из 10 стран, замыкающих рейтинг, — это страны мусульманского мира.

Эти низкие показатели вряд ли можно объяснить уровнем доходов: 8 мусульманских наций из 10 с наибольшей степенью гендерного неравенства относятся к странам с высокими доходами. Несмотря на колоссальные богатства, такие страны как Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, так и не смогли решить проблему гендерного разрыва. Регион Ближнего Востока и Северной Африки, где практически полностью преобладают мусульманские государства, занимает последнее место, его опережают менее состоятельные страны субсахарской Африки.

Тем не менее, ситуация не безнадежна. По данным Всемирного Банка, гендерный разрыв в БВСА постепенно сокращается. Сегодня здесь в университетах можно встретить больше женщин, чем мужчин, а женская смертность во время родов ниже среднемировых показателей.

Но несмотря на прогресс в образовании и здравоохранении, женщины не имеют достаточно широких возможностей в экономической и политической жизни. Они составляют лишь четвертую часть рынка рабочей силы, тогда как в остальных странах доля женского участия на рынке труда составляет около пятидесяти процентов.

В Саудовской Аравии, Египте и Иордании по показателю занятости молодежи безработица среди женщин в два раза выше безработицы среди мужчин. Несмотря на то, что женщины имеют широкие возможности в образовании, у них очень мало шансов начать карьеру по избранной специальности. Кроме того, женщинам принадлежит только 9% мест в парламенте.

Бывший президент США Джимми Картер обвиняет в женском бесправии духовенство, как христианское, так и мусульманское. Но, бесспорно, это не единственный фактор, хотя действия или бездействие религиозных лидеров и групп действительно этому способствует.

Во всем мусульманском мире происламские деятели, секуляристы, националисты и социалисты (сознательно или соблюдая политику невмешательства) пренебрегают женским образованием, а это, вероятно, и есть важнейший фактор женского бесправия.

Конечно, упрекать можно многих, но показать пальцем мало, чтобы решить проблему. Между тем, и секуляристам, и происламским силам ничто не мешает использовать священные тексты ислама, чтобы исправить эту, без сомнения, вопиющую для всего мусульманского мира проблему.

Ислам и равенство полов

Ислам за равенство полов, несмотря на существование отдельных текстов, которые ошибочно трактуют как указание на подчиненную роль женщины в исламе. Так, 1 аят 4 суры Корана гласит:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему…»

Этот аят, а также аяты 7:189 и 42:11 однозначно утверждают, что мужчина и женщина имеют одинаковую духовную природу и созданы из единой души (нафсин вахида), и наша пара (азвайа) – это часть нас самих (мин анфусикум).

Коран гласит, что «от божественного духа» были наделены оба пола, потому что оба были созданы с одной человеческой и духовной природой:

«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Коран, 15:29).

Мужчина и женщина имеют одинаковый дух, поэтому естественно, что Коран возлагает на них одинаковые религиозные и моральные обязанности. В Коране сказано:

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других» (Коран, 3:195);

«А если кто сделает что-нибудь благое – будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, – то эти войдут в рай и не будут обижены и на бороздку финиковой косточки» (Коран, 4:124);

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (Коран, 33:35).

Эти повторяющиеся обращения отдельно к мужчинам и женщинам, сегодня, возможно, не выглядят необычно, но в то время это была радикально прогрессивная идея и она впервые была явлена в Коране.

Зачем это специальное обращение к женскому полу? Чтобы сообщить патриархальным обществам, в которых проповедовал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), что исполнение грандиозного замысла ислама требует одинаково справедливого отношения к мужчинам и женщинам.

Передают, что второй халиф ислама Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Клянусь Аллахом, мы не привыкли думать, что женщина что-то имеет, пока Аллах ни явил нам это в Коране, и ни наделил их тем, чем наделил».

Эти слова показывают, что послание Корана вносило кардинальные изменения в гендерные нормы арабов VI-VII веков.

Послание Корана имело радикальный преобразующий характер в плане равенства полов, по крайней мере, для первого поколения мусульман.

Первым человеком, уверовавшим в послание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), была женщина – его первая жена Хадиджа. Первым мучеником за ислам тоже стала женщина, Сумайя. Две жены Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), Аиша и Умм Салама, были в числе величайших передатчиков хадисов. Многие сегодняшние мусульманские ритуалы дошли до нас благодаря сообщениям этих двух великих женщин.

Первое в мире высшее учебное заведение из действующих в наши дни – университет Карауин в Фесе, Марокко, также был основан женщиной по имени Фатима аль-Фихри.

Асма Афсаруддин в своей книге «Первые мусульмане: история и память» ((Asma Afsaruddin, The First Muslims: History and Memory) отмечает, что еще одна сподвижница Пророка (мир ему и благословение) Нусайба бин Кааб была известна своими военными навыками, участвовала в битвах при Ухуде, Хайбаре, Хунайне и Ямаме, а также она присутствовала в Худайбийе при подписании мирного договора.

Известно, что сражаясь при Ухуде она была несколько раз ранена, защищая Пророка (мир ему и благословение). Восхваляя ее храбрость, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), сказал, что в тот день на поле брани ей не было равных среди мужчин и женщин.

Самое священное для мусульман место на земле – Мекка – было основано женой Ибрагима (Авраама), Хаджар. Ее вера и усердие были столь же выдающимися, что и у ее прославленного мужа. Она оказалась одна в пустыне без воды, еды и крыши над головой, но с маленьким ребенком. Она договорилась с племенем Джурхум, которое хотело поселиться рядом с колодцем Зам-зам. Хаджар проявила глубокую веру, бесстрашие и независимость.

Эти примеры из ранней истории ислама показывают, что женщины участвовали во всех сферах жизни общества. Они не были исключены из общественной жизни, хотя принадлежали к культуре, которая, до прихода ислама, относилась к женщинам довольно враждебно.

Что же случилось потом?

С течением времени роль, которую мусульманские женщины приобрели в обществе, стала тускнеть под сильным влиянием местных культур, на которые распространился ислам. Кроме того, несмотря на влиятельность таких женщин как Аиша и Умм Салама, среди исламских ученых все равно преобладали мужчины – хотя были редкие исключения, например, жившая в VIII веке Рабия аль-Басри.

Мнение о месте женщины стало все дальше уходить от эгалитарных взглядов, изложенных в Коране, по которым жил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Многие современные исламские ученые утверждают, что то, что часто воспринимается как религиозная заповедь, на самом деле является историческим наследием и продуктом мужской субъективности, и мусульманское общество в этом смысле не исключение.

Неоднозначные трактовки

Многие мусульмане, чаще по незнанию, приводят в доказательство превосходства мужчин 34 аят 4 суры Корана. Однако в своей книге «Равенство полов в исламе» доктор Джамал Бадави (Jamal Badawi, Gender Equity in Islam) пишет:

«В Коране нигде не утверждается, что один пол превосходит другой. Некоторые ошибочно переводят “кивама” (Коран, 4:34) как “превосходство”, тогда как на самом деле оно подразумевает более высокую степень ответственности».

Вышеупомянутый аят 34 суры «ан-Ниса» гласит:

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» .

В этом аяте возникает вопрос по поводу слова «кавамуна», которое имеет разные, противоречивые значения. Ат-Табари, живший всего через двести лет после Пророка (мир ему и благословение), объяснял отношения «кивама» как необходимое условие, позволяющее мужчине заботиться о социально-экономических потребностях жены. Поэтому обобщение этого понятия до «врожденного превосходства» мужчины над женщиной неуместно.

В Коране слово «кавамун» использовано три раза, и во всех трех случаях оно сочетается с идеей справедливости. Таким образом, «кавамун» дает мужу ограниченное определенными условиями право взять на себя руководство семьей в том случае, если он будет выполнять эту обязанность справедливо и добросовестно.

Слово «вадрибухунна», которое употребляется далее в том же аяте (Коран, 4:34), тоже не имеет однозначного толкования. Аят гласит:

«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и вадрибухунна» .

Слово «вадрибухунна» происходит от трехбуквенного корня д-р-б, с помощью которого образуется множество однокоренных слов, из них 55 употребляются в Коране. Эти слова имеют разное смысловое значение, начиная с «ударять» (идриб), заканчивая «путешествовать» или «откладывать» (дарабу). Тем не менее, Мухаммад Асад переводит «вадрибухунна» как «побивайте их», Юсуф Али как «побивайте их (слегка)», Пиктхолл – «наказывайте их», Томас Клири – «шлепайте».

Ошибочность буквального прочтения священных текстов очевидна, так как это приводит к тому, что некоторые мужчины злоупотребляют такими словами как «вадрибухунна», чтобы оправдать насилие в браке.

Проблема насилия в семье стоит в мусульманских странах так же остро, как и в остальном мире. Международная Организация Здравоохранения утверждает, что насилие в отношении женщин является глобальной проблемой масштаба эпидемии. Некоторые мусульманские страны имеют в этом отношении буквально вопиющую статистику. Например, в Пакистане 80% женщин сообщают, что подвергались насилию в семье, 50% — о физическом избиении. В Египте 85% женщин сообщают о том, что подвергались сексуальным домогательствам.

Недавно один влиятельный американский имам отметил:

«На основании нескольких исследований, касающихся мусульман в Америке, нам известно, что 12-18% мусульман в Соединенных Штатах подвергаются физическому насилию, и 30-40% — эмоциональному насилию».

Эти цифры почти полностью соответствуют общенациональной статистике. Гендерные проблемы заслуживают большего внимания.

Лондонская организация «Имамы против насилия в семье» (Imams against Domestic Abuse) подготовила отчет «Прекращение избиения женщин» (The End to Hitting Women), в котором говорится:

«Ни при каких обстоятельствах и ни в каких проявлениях ислам не поощряет и не допускает [подобное] насилие против женщин».

Если слово «вадрибухунна» действительно значит избиение, то есть преступление, выходит, что с одной стороны, Коран санкционирует преступление, а с другой – говорит, что отношения между мужем и женой должны строиться на справедливости (кист) и милосердии (рахма). Подобные противоречия не вписываются в общий смысл Корана.

В арабско-английском словаре Лейна дано такое определение слова «дараба» (тот же корень, что у «вадрибухунна» — д-р-б) как «уходить». Это позволяет толковать «вадрибухунна» в ином смысле, отличном от общепринятых «бить», «ударять».

Буквальный перевод «вадрибухунна» как «избиение» противоречит ключевому смыслу послания Корана, которое несет справедливость и милосердие. Более того, применение силы никак не может быть рецептом от семейных неурядиц, поэтому рекомендация бить жену ради мира и спокойствия в семье – просто абсурд.

Кроме того, нет никаких сообщений, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) когда-либо бил своих жен, хотя он, как большинство смертных, сталкивался в супружеской жизни с разными проблемами.

Современный специалист по исламу Садия Шейх (Sadiyya Shaikh) отмечает, что такие классические ученые как Ат-Табари и Ар-Рази, рассматривали 34 аят суры «ан-Ниса» как пошаговый рецепт разрешения супружеских разногласий в условиях культуры, где процветало насилие в отношении женщин. Далее Ат-Табари указывает, что «вадрибухунна» означает нанесение удара без причинения вреда, но Ар-Рази в своем тафсире не допускает даже такого толкования. Он цитирует слова Пророка (мир ему и благословение) о том, что мужчины, избивающие жен, не лучшие из мужчин.

Ар-Рази считает, что этот аят не дает мужчинам разрешение на насилие, а ограничивает их в этом. Таким образом, аят преимущественно является отражением гендерных норм, существовавших в период ниспослания Корана, чем предписанием насчет того, как следует строить семейную жизнь современным мусульманам.

Хиджаб как камень преткновения

Необъяснимую одержимость как у консервативных мусульман, так и у многих немусульман (и правых, и левых) вызывает такая простая вещь, как платок на голове у женщины.

Консерваторы используют хиджаб (этот самый платок) как лакмусовую бумажку для определения благочестия женщины. Многие немусульмане считают его символом угнетения.

Аят Корана называет хиджаб признаком женской скромности и начинается с увещевания мужчин:

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы…» (Коран, 24:30).

Тем не менее, некоторые мужчины пренебрегают этими правилами и в довершение проблемы бесстыдно обвиняют женщин, хотя сами являются жертвами мужской нескромности.

Как и все другие аспекты ислама, хиджаб – это право женщины, с помощью которого она идентифицирует себя и выражает свою преданность Всевышнему. Это касается только Ее и Бога. Принуждать носить или не носить хиджаб недопустимо.

Самое важное в том, что касается соблюдения прав и расширения возможностей женщин, — это осознать, что им нужно дать полную свободу и возможность выбирать свой путь в жизни – без страха, запугиваний и принуждения со стороны религиозных фанатиков или ярых противников религии.

Позиция ислама

Цель ислама – углубление отношений верующих с Богом. Социальные нормы – это средства приближения к Аллаху. Пытаясь углубить эти отношения, верующие должны стремиться устранить все духовные препятствия, стоящие у них на пути. Всевышний говорит:

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина» (Коран, 3:195).

«А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай…» (Коран, 4:124).

Таким образом, с точки зрения Корана, пол не преграждает путь для духовных поисков. Тогда что дает мужчинам право чинить женщинам препятствия, если Бог не возлагает на них этого дополнительного бремени?

Садия Шейх приводит поучительную историю об Ибн Таймия и женщине по имени Умм Зайнаб Фатима бинт Аббас аль-Багдадия. Умм Фатима была духовным лидером, правоведом и давала людям ответы на их вопросы с точки зрения исламского права. Она училась с Ибн Таймией в Каире в XIV веке.

Однажды ибн Таймия прилюдно похвалил Умм Фатиму не только за ум и эрудицию, но и за личные качества: энтузиазм и профессионализм. Известно, что она выступала в мечети и это не давало Ибн Таймие покоя.

«Меня беспокоило, что она читает лекции в мечети, и я хотел ей запретить, пока однажды ночью не увидел во сне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и он упрекнул меня, сказав: “Эта благочестивая женщина делает хорошее дело”».

Мусульманские общества дорого платят за то, что не могут освободиться от культурных традиций, которые противоречат эгалитарной позиции ислама. Уважать достоинство женщины, присущее ей от рождения, соблюдать ее права и обеспечивать ей равные возможности для успеха необходимо во исполнение заповеди Корана:

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость» (Коран, 4:135).

Чтобы двигаться вперед, нужны равные условия, необходимо, по возможности, перестроить свои умы и сердца или принять решительные меры на государственном уровне, если отжившие культурные нормы не сдают позиций.

ВЭФ прав: «Страны и компании могут конкурировать только тогда, если они будут развивать, привлекать и сохранять лучшие таланты, и мужчин и женщин».

Решительные действия требуются не только от правительств, но и от корпораций, гражданского общества и СМИ. Соблюдение прав женщин – это мечта женщин и забота мужчин.