Интегрированное занятие по развитию творческих способностей с использованием сказки в старшей группе. Комплекс занятий по развитию творческих способностей у детей Открытое занятие по развитию творческих способностей

  • 23.11.2019

Выступление из опыта работы на тему:

«Занятия по развитию творческих способностей».

В последнее время подчеркивается необходимость развития индивидуальных способностей учащихся, создания благоприятных условий для всестороннего их развития, для воспитания творческой личности. Делать это в рамках урока трудно, поэтому я провожу во внеурочное время. Эти занятия принципиального отличаются от обычных уроков как по форме и содержанию, так и по целям, стоящим и перед учителем и перед учащимся. Каковы основные цели урока? Выработать умение и отработать определенные навыки письма, чтения, счета и т.д.

Цель занятий по развитию творческих способностей - воспитание творческой личности. Эти занятия способствуют развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Чтобы выполнить задания, которые я подбираю, ученик должен не только и не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать. В основном эти занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов, задач. На занятиях по развитию творческих способностей каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою ему посильную ступеньку. Все ли задания, данные учителем на том или ином занятии, должны быть выполнены каждым учеником? Вовсе нет. Пусть из 5- ти предложенным мною заданий всеми будет выполнено 1-2. Но все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения, и у них появился интерес к подобной работе. То, что не удалось сделать сегодня, будет обязательно выполнено в следующий раз, потому что каждое предыдущее занятие является как бы стартовой площадкой для следующего.

Что радует нас на обычном уроке? Быстрая реакция учеников на наши вопросы (лет поднятых рук и т.д.). Тоже самое на занятиях по развитию творческих способностей учащихся насторожит учителя - значит дети не думали, не проанализировали разные возможные варианты выполнения задания. Кроме всего прочего, эти занятия отличаются от уроков тем, что на нем у ребенка больше возможностей подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения задач. Эти занятия не ограниченны учебной программой и временными рамками.

Приведу пример одного такого занятия по математике, на котором дети путешествуя с Точкой по сказочной стране «Геометрия», получают первоначальные представления о прямой, отрезке, луче, разных видах углов. Играя в игру «Внимание» развивает произвольное внимание, которое в этом возрасте слабо развито. Решая логические задачи на смекалку, задачи шутки дети учатся думать, мыслить, причем мыслить нестандартно. Так на занятии была поставлена цель:

«Познакомить учащихся с разными видами треугольника» Развивать внимание, пространственное воображение, логическое мышление.

    Игра «Внимание». Предлагаю карточку с изображением каких- либо фигур. Дети должны запомнить то, что на карточке и зарисовать в своей тетради. Показываю не более 6-8 карточек.

☼  ☻ ◊ ○ Δ

Назвать знакомые вам геометрические фигуры.

    Практическая работа

Построить из палочек прямой угол, острый угол, тупой угол.

Построить из палочек треугольник. Какие углы у этого треугольника?

4. Работа в тетради. Бывает ли треугольник с прямым углом? Начертите прямой угол, соедините концы отрезка. Получился прямоугольный треугольник. Начертите тупой угол. Соедините концы отрезка. Получился тупоугольный треугольник. Начертите острый угол, соедините концы отрезка. Кто догадался, как называется этот треугольник?

5. Работа с палочками. Может ли быть треугольник с двумя прямыми, тупыми углами? Дети пробуют построить такие треугольники при помощи палочек и приходят к выводу, что треугольников с двумя тупыми и прямыми углами не бывает.

6.Решение логических задач и задач на смекалку:

«Лежали конфеты в кучке. Две – маме, две – дочке, да бабушка с внучкой взяли конфеты по одной штучке - и не стало той кучки. Сколько конфет было в кучке?». Это задачу продемонстрировала наглядно, разыграла описанную ситуацию.

По русскому языку даю задание:

    Какой корень пропущен в словах:

1.Команда

Е _______________евой ___________-яна _________янка

Евка _______________евод ___________юшко _____________я

2 Команда

Ник _______________ной ____________истый _____________а

Ок _______________овод ____________овик ___________-очек

Выделить корень. Какие это слова и почему?

3 Команда

Ение _______________-итель ______________ить _______________еница

Еник ___________ енический ________ительница ___________ ительская

    Угадай слово и напиши его:

ЭЛЕК 3 К (электрик)

ВИ 3 НА (витрина)

СМОР 1А (смородина)

    Напиши как большой дом превратить в маленький?

Подчеркни слова, которые неправильно перенесены:

змее-я, чай-ка, гай-ка, субб-ота, групп-па, О-ля, ма-ши-на.

Подчеркнуть лишнее слово в каждой строчке

пара, парный, паровой

носильщик, носатый, поднос

лето, лететь, летний.

Подчеркнуть пары однокоренных слов:

подлить- продлить

затрубить- отрубить

виноватый- извиняться

смешить- смешной

С каких букв не начинаются имена и фамилии людей?

По познанию мира даю задания для расширения кругозора детей и привлекаю родителей к поиску ответа на интересующие вопросы.

Предлагала следующие вопросы:

Почему в окнах двойные рамы?

Почему зимой не бывает дождика, а все снег да снег?

Где мороз прячется летом?

Почему пальто, шапка и варежки в мороз греют?

Что теплее одна толстая рубашка или три тонких рубашек?

Откуда в кране вода?

Почему медведь зимой лапу сосет?

Почему совы могут охотиться в темноте?

Зачем тигру полоски, а жирафу пятна?

Почему кошка так часто умывается?

Что вкуснее всего на свете? и т.д.

По литературному чтению на уроках даю задания под рубрикой:

«Говорите правильно».

Поставить ударение в словах:

балованный, баловать, баловаться, балуешь

Составить предложение со словами:

Балованный, баловать.

Какая разница в значении слов баловать и баловаться?

Брать, брал, брала, брали

Мальчики …. камушки и кидали их в воду.

Девочка … ведерко и шла за водой.

Прочтите правильно:

Громкоговоритель галерея

Год глагол

Греметь география

Гусеница гигант

Героизм глобус

Поставить ударение:

Голоден, голодна, голодны.

Вставить слова по смыслу и правильно их прочтите.

Володя, садись кушать!

Спасибо, я не ……..

Мама, я так …… что, кажется, съела бы целого цыпленка. и т.д.

Как показал мой опыт, занятия по развитию творческих способностей целесообразно проводить не с целым классом, а с группами по 10-15 человек. В этом случае я имею возможность шире использовать индивидуальный подход, «дойти» до каждого ребенка. Занятия с небольшими группами проходят в более непринужденной атмосфере, которая создает условия для раскрытия каждого ученика, даже таких, которые неактивны в классе на уроках, стеснительны.

Занятия по развитию творческих способностей повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только учебные но и специальные способности учеников.

Программное содержание: развивать у детей воображение и творческие способности, независимость мышления, закрепить знания о тёплой и холодной палитре красок;

учить создавать свой художественный образ (осьминог) в технике: рисование пятном (гуашью и акварелью) не выходя за контур; предоставить ребёнку право выбора цвета, учить размывать акварель на ткани; воспитывать аккуратность в работе с гуашью, навыки сотрудничества.

Материал: цветная мозаика холодного и тёплого человечка, силуэтный контур, кисти №6, подставки для кистей, гуашь тёплых тонов, акварель, линейная дорожка для игры «Да-нетка», материалы к ней: картон, цветная бумага, фольга, белая бумага, обои, деревянная дощечка, цветная ткань, стекло, песок, рамки с тканью; аудиозапись «Музыка для души».

Ход занятия

Педагог предлагает ребятам расположиться на ковре.

В. Сегодня я расскажу вам сказку. (Звучит таинственная музыка.) В некотором царстве, в далёком государстве, за высокими горами, за темными лесами раскинулась волшебная страна. В ней всё было необычно красиво. Жили-были в царстве два человечка-близнеца, совершенно одинакового роста, очень похожие лицом, но они по-разному одевались, и поэтому настроение у каждого было своё.

Это - человечки-краски. Они дружили, любили красить, но однажды рассорились и даже подрались, да так сильно, что разлетелись на цветные кусочки, как мозаика. Вот они (показывает). Один был цвета огня и солнца.

Как вы думаете, какими цветами красок он окрашен? (Жёлтый, красный, розовый, оранжевый, песочный, малиновый, бордовый.) Человечек излучал тепло. Был теплый как… (Ответы детей.) И настроение поэтому было у него, как вы считаете, какое? (Весёлое, радостное, праздничное, искристое, разноцветное, лучистое, восторженное.)

Игра с мячом в кругу с детьми.

Он грустил, потому что … (Ответы детей.)

Он был веселы, потому что … (Ответы детей.)

Помогите ему появиться в нашей стране. (Дети выбирают осколки только тёплых цветов и выкладывают по силуэтному контуру, уточняется цвет.)

Другой любил цвет снега, воды, льда. Он дружил с какими красками? (Ответы детей: синий, голубой, фиолетовый, сине-зелёный, зелёный, сиреневый.) Человечек излучал холод, был холодный, как… (Ответы детей.) Настроение у него было, как вы думаете, какое? (Грустное, печальное, унылое, холоднее, поникшее, кислое

Несмотря на то, что человечки-краски разного цвета, они очень любили рисовать акварелью и гуашью. Они придумали для нас сюрприз-загадку. Вот она (показывает в каждом домике - на «волшебной дорожке» живёт то, на чём можно рисовать (уточняет материалы). Поможет разгадать нам загадку . В ней есть правила: Вы мне задаете вопросы, а я отвечаю только «да» или «нет». Спрашивайте!

Линейная «Да-нетка» по алгоритму.

В процессе игры угадывают, что ответ - ткань.

В. А сейчас каждый нарисует своего осьминога такими красками, чтобы он был виден в море. Как вы думаете, какой палитрой будем рисовать - тёплой или холодной? (Ответы детей.) Почему? Какими красками будем рисовать - акварелью или гуашью? (Ответы детей.) Почему гуашью? Какая гуашь? (Густая, яркая, не любит много воды.) (Аналогичные вопросы педагог задаёт про море, акварель.)

В. Кто ещё живёт в воде? - Рыбка, акула, морской еж… А вы знаете, каких только цветов не бывает акула? Есть белые, серые и синие акулы, есть тигровые, леопардовые и зебровые и даже лимонные акулы. Теперь, давайте возьмем раскраски акул и раскрасим им в такие цвета, а затем посмотрим, что у вас получится.

Педагог предлагает выбрать детям гуашевую краску на столе и расположиться за рабочими столами. В процессе художественного творчества детей звучит фоновая музыка из серии «Музыка для души».

Когда все дети закончили работу, педагог предлагает выложить свои раскраски на столах.

В. Вот и закончилось путешествие по сказке. До скорой встречи!

Конспект занятия с дошкольниками: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Материал предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов. Будет полезен для детей старшего дошкольного возраста для развития творческих способностей на этапе подготовки к школе.

Цель занятия: Развитие творческих способностей детей на этапе подготовки к школе.
Задачи:
1 . Научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи.
2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, внимания, речи ребёнка, развитию чувства сплочённости.
3. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интерес к учению.
Возраст детей: дети 5-6 лет, воспитанники студии предшкольной подготовки «АБВГД-ейка».
Вид занятия: комбинированный, занятие-сюрприз.
Продолжительность - 30 минут.
Методы: словесный, наглядный, упражнения, игра.
Предварительная работа. Подготовить следующее учебно-методическое сопровождение занятия:
- список детей и бейджики
- картинки с солнышком, тучкой и солнышком, тучкой
- музыку с шумом леса
- тематические картинки для упражнения «Найди картинки», «Скажи по-другому»
- фломастеры жёлтый и синий
- письмо от Буратино
- рисунки с линиями и фигурами
Оборудование:
- доска, карандаши и фломастеры для детей
- музыкальный центр, запись «шум леса»
Ход занятия:
I. Вводная часть

I.1. Приветствие. «Привет, всем, у кого косички».
У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет»).
I.2. Упражнение «Календарь настроения».
Цель: Создание мотивации на работу, выявление настроения воспитанников.
Проведение: Создаётся календарь настроения. На доске пишутся все имена детей. В отдельных лоточках лежат картинки (солнышко – отличное настроение, тучка с солнышком – настроение не очень хорошее, тучка – плохое настроение). Дети выбирают картинку, наиболее подходящую под его настроение. Ведущий прикрепляет из напротив имён.
II. Основная часть
Ребята, сегодня я получила письмо. Посмотрите от кого оно? Правильно, от Буратино. Оно адресовано вам. Послушайте, что тут написано. «Дорогие ребята. Я знаю, что скоро вы пойдёте в школу. Вы очень умные и сообразительные и я приготовил для вас задания. Выполните их, пожалуйста, и пришлите мне. Письмо с вашими ответами, я буду ждать с нетерпением. Буратино».
(С помощью игрового момента с письмом устанавливается мотивация детей, увеличивается их активность (то есть ответы ждёт Буратино, и надо выполнить задание)).
II.1. Упражнение «Волшебный лес».
Цель: Развитие творческих способностей.
Проведение: Ведущий: «Хотите побыть волшебниками. Перед вами рисунок с линиями и фигурами, постарайся нарисовать так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями» (можно поставить музыку с шумом леса).
II.2. Физкультминутка.
II.2.1. Пальчиковая гимнастика.
Цель: Отдых рук. Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти. Оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Можно дать детям возможность проявить себя - самим провести пальчиковую гимнастику.
II.2.2. Упражнение «Пальчики здороваются».
Проведение: Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев. «Повстречал ежонка ёж! Здравствуй, братец! Как живёшь?».
II.2.3. Игра «Раздувайся пузырь».
Цель: Развитие чувства сплочённости, развитие внимания. Эмоциональная разгрузка.
Проведение: Дети стоят в кругу очень тесно, это «сдутый пузырь». Потом дети пузырь «надувают» и отступают назад (пузырь «увеличивается»), все берутся за руки, идут по кругу и приговаривают: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!»
Когда ведущий хлопнет один раз - все сбегаются к центру (пузырь «сдулся»). Хлопает два раза – разбегаются («пузырьки» разлетелись»).
II.3. Упражнение «Найди картинку».
Цель: Развитие творческих способностей, умения логически мыслить.
Проведение: Детям надо найти на картинке несколько предметов, которые имели бы сразу два свойства, могли бы быть:
- Острыми и тупыми
- Быстрыми и медленными
- Идти и стоять
- Лёгкими и тяжёлыми
- Слабыми и сильными
- Добрыми и злыми
(на картинке нарисованы: человек, часы, нож, кастрюля, машина, собака, сумка, поезд).
II.4. Упражнение «Скажи по-другому».
Цель: Развитие речи дошкольников.
Проведение: Скажи следующие фразы по-другому. Например: кораблик из бумаги – бумажный кораблик.
Стул из дерева - …
Дом из камня - …
Шарф из шерсти - …
Сумка из кожи - …
Шуба из меха - …
Коробка из картона …
Пила из железа - …
Лампочка из стекла - …
III. Заключительный этап
III.1. Рефлексия занятия: какое упражнение вам больше всего понравилось, что не понравилось. С целью определить изменилось ли у детей настроение после занятия, повторно проводится упражнение «Календарь настроения».
Результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что, цель занятия достигнута.
Список используемой литературы
1. Битянова М.Р. Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.-122с.
2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению//Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста/Под ред. Леонтьева Л.М. Запорожца А.В. –М.-1995.-С132-142.
3. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе.-М.-1986.-143с.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн.- М.: Просвещение: Владос;1995.-512с.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер с нем.: В 4-х томах.- М.:Генезис,1998.

Наталья Дворниченко

Цель: Развитие у детей творческих способностей, способствование гармонизации психологического состояния детей.

Задачи:

1. Развивать креативность и творческие способности детей.

2. Учить выражать свои чувства в цветовой гамме с помощью гуашевых красок.

3. Формировать навыки эмпатии.

Материал: Кисти, стаканчики-неразливайки, гуашь без ченого цвета и альбомные листы по числу присутствующих детей, картонные кружки черного цвета для упражнения «Черная метка».

Количество детей: 6-8

Время занятия: 30-35 мин

1. Приветствие. Упражнение «Дарю хорошие слова». (3-4 мин)

Цель: способствовать положительному настою группы детей на ход занятия. Развивать навыки коммуникации и эмпатии.

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычная встреча. Нас ждут настоящие чудеса. А приветствовать друг друга сегодня мы будем с помощью упражнения-игры «Дарю хорошие слова». Согласитесь, вам же нравится, когда вам говорят хорошие слова? Сразу повышается настроение, и хочется дарить миру хорошие дела и поступки! Но для начала давайте определим те хорошие слова, которые нам подойдут в этой игре. Они должны быть направлены другу, который стоит слева от вас, и выражать ваше доброе отношение к нему, или комплимент. Договорились?

Я очень люблю дарить всем хорошие слова, поэтому игру сегодня начну я, можно? Артем, мне очень нравится, когда на занятиях ты проявляешь черты взрослого ответственного мальчика! Спасибо тебе за это!

(Психолог начинает игру, давая пример для дальнейшего продолжения упражнения. Если какой-то ребенок испытывает затруднения, психолог ненавязчиво помогает).

2. Сюрпризный момент и проблемная ситуация. (2-3 мин)

Я держу в руках коробку с красками, которую мне прислал Волшебник Изумрудного города. С виду она абсолютно не отличается от обычных красок, которыми мы с вами рисовали, да? Чем же она необычна? Нужно почитать инструкцию.

Инструкция: Это краски, которые могут превращать ваши чувства и эмоции во что-то необычное и сказочное. Но чтобы ими воспользоваться надо дружно произнести волшебные слова, которые произведут превращения в коробке красок и напитают каждый цвет энергией чуда. Этими волшебными красками можно раскрыть дверь в свой внутренний мир. Но только сначала нужно избавиться от черных фишек. Кто справится, тот молодец, он сумеет открыть эту дверь в свой волшебный мир.

Волшебные слова:

Вот мы сказали волшебные слова, можно открыть и посмотреть что же теперь в этой коробке.

Дети, в этих красках пропал черный цвет. Вместо него лежат черные фишки. Что же с ними делать? (Психолог подводит детей к ответу, что эти фишки для знакомого упражнения «Черная метка»)

3. Упражнение «Черная метка» (3-4 мин)

Цель: способствовать гармонизации личности ребенка, помочь выразить словами и освободиться от негативных эмоций, неуверенности.

Сейчас я вам раздам «черные метки», которая помогут выполнить все условия инструкции. Кто напомнит всем, что нужно делать?

(Психолог (или ребенок) напоминает остальным что делать с черной меткой: нужно положить метку на ладонь, накрыть сверху другой ладонью и шепотом передать метке негативные эмоции, которые успели накопиться за день: «Черная метка, я передаю тебе обиду (разочарование, грусть, плохое настроение, расстройство, зависть, неуверенность и т. д., забери ее от меня навсегда и спрячь в себе». После того, как все дети «перенесут «негативные эмоции в черную метку, ее необходимо порвать и выбросить.)

4. Упражнение с элементами арт-терапии «Краски моего мира» (15 -20 мин)

Цель: учить детей осознавать, что каждый человек имеет свой собственный внутренний мир, который несет в себе индивидуальность и неповторимость.

С черными фишками мы справились. Теперь можем приступать к краскам. Только я не совсем поняла, про какую дверь говорилось в инструкции. Сейчас загляну еще раз в коровку с красками, может я не все прочитала. (Психолог достает альбомные листы, согнутые пополам, на внешней стороне приклеена «ручка» двери.) Действительно, не все. Что это? (Дверь)

Я все поняла. Помните, мы с вами говорили о том, что каждый человек (и взрослый, и ребенок) – особенный? Хоть у всех нас есть и глаза, и нос, и руки, и ноги, и другие части тела, - но все равно мы все разные и неповторимые. И это действительно так и есть. Мы не просто разные внешне (даже наши близнецы, мы говорили, тоже разные, мы разные и внутри. «Внутри» - это не в середине нашего тела, а в нашей душе, которая и есть нашим внутренним миром.

Кто-нибудь видел душу? Конечно, нет! Ведь она сама невидимая, но зато, она проявляется через дела людей, которые он делает с удовольствием («с душой»). Иногда посмотришь на человека – красивый и привлекательный, а посмотришь на его дела – становится неприятно, или даже стыдно за него. Это обозначает, что внутренний мир этого человека очень беден. И тогда его внешняя красота теряет свою привлекательность, тускнеет.

А это «двери», которые мы сможем открыть с помощью наших волшебных красок в наш собственный внутренний мир. И черный цвет нам не понадобиться, это точно. Ведь вы все очень яркие, добрые и хорошие. А все отрицательные эмоции, которые рисуются черным цветом, мы передали черной метке.

Сейчас я расскажу как с помощью этой бумажной двери увидеть свой внутренний мир. Но сначала сделаем логоритмическую паузу.

Логоритмическая пауза (2 мин): дети под музыку и рифмованные подсказки выполняют физические упражнения

С помощью кисти наносим наши разноцветные волшебные краски на правой половинке листа ближе к сгибу. Стараемся рисовать так, чтоб краска не смешивалась. В этом рисовании нарисовать «неправильно» нельзя, поэтому берем краски того цвета, которые вам очень нравятся, или которые вы хотите использовать для своей работы. Приступаем. Вы на своих рабочих местах, а я – на листе, прикрепленном к магнитной доске. Следите за тем, чтоб краски на рисунке были влажными. Краски могут ложится непроизвольно: в виде прямых и волнисых линий, пятнышек, точек. Мы просто «набрасываем» каждую краску на поверхность лиса.

Теперь когда мы все сделали, приступаем к волшебству. Закрываем то, что нарисовали левой половинкой листа и легонько разглаживаем ладонью «нашу закрытую дверь». Интересно, что же там происходит за закрытой дверью? Краски обещали сотворить чудо. Давайте попробуем открыть и все увидим сами.

(Дети под руководством психолога открывают свои «двери», выражают эмоции)

5. Упражнение «На что похоже» (2-3 мин)

Цель: способствовать проявлению креативного мышления, фантазии, воображения.

Действительно, мы все убедились, что внутренний мир у каждого разный. Но каждый из ваших миров – замечательный, яркий, красочный, удивительный, неповторимый. Согласны?

И это так здорово! Было бы очень грустно, если бы вы открыли «двери», а за каждой дверью был бы одинаковый рисунок.

На что же похожи наши рисунки? Давайте их внимательно рассмотрим и узнаем.

(Психолог по-очереди предлагает для рассмотрения рисунки детей, стимулируя вариативность ответов. При необходимости предлагает свой вариант.)

6. Итог занятия (1-2 мин)

Мне очень приятно, что ваши работы получились яркими и красочными, это значит, что вы все замечательные детки: и послушные, и внимательные, и добрые, и старательные. Спасибо нашим волшебным краскам за то, что они помогли открыть двери во внутренний мир каждого из нас, и еще раз показали, что одинаковых людей не бывает, но каждый человек – он особенный и очень замечательный.

Давайте наши работы разместим на нашей выставке «Мой красочный мир», чтобы они нам напоминали о том, что в нашей группе нет плохих детей, а есть дружные ребята, которые понимают и ценят друг друга.

Литература:

1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. - М. : АСТ, 2008. - 60 с. - (Родничок) (Программа обучения в детском саду)

2. Присяжная Т. В. ТРИЗ-педагогика: развиваем мышление дошкольников. – Х. : Вид. група «Основа», 2008. – 96 с.

3. Проблемы развития и коррекция эмоциональной сферы старших дошкольников / Сост. О. А. Атемасова. – Х. : Изд-во «Ранок», 2010. – 176

Публикации по теме:

Арт-терапия один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением.

Конспект игры-развлечения с элементами рисования в первой младшей группе «Волшебные краски» Цель игры: С помощью игровой ситуации дать детям представление о красках и их свойствах (оставлять след на листе бумаги). Упражнять в закрашивании.

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Волшебные краски» по сказке В. Г. Сутеева «Петух и краски» Государственное автономное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов «ШИК 16». Дошкольное.

Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей у детей средствами арт-терапии по сказке 12 месяцев «Подснежники».

Денежко Л. А.

педагог дополнительного образования МАУ ДО г. Хабаровска

«Дворец детского творчества» «Маленький принц»

Занятие на развитие креативности и творческих способностей

Ведение:

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.380].

Креативность (от лат. creatio - «созидание») - это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее - дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе ; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.

Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители - «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.

Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность - это синтез одаренности и определенной структуры личности.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Цель : осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)

Задачи:

Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.

Осознание характеристики креативной среды.

Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы : бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.

Этапы работы:

I. Этап - разогрев

Упражнение «Установление контакта»

Цели : вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Время : 2-5 минут

Все участники располагаются большим полукругом.

«Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия». После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить: «Какие впечатления возникли в процессе выполнения упражнения? Какие средства помогали устанавливать контакт? Какие признаки свидетельствовали об установлении контакта?»

Психологический смысл упражнения . Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы. Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Островки» (5-10 минут)

Цель : всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети). вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы : газеты.

Время : 5-10 минут

Процедура : Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения : Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

II. Этап - Основная деятельность

Упражнение «Стоп-кадр»

Цель : развитие навыки экспрессии, с другой - дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Материалы : список слов.

Время : 10 минут

Процедура : Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов:время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Упражнение «Применение предметов»

Цель : развитие творческого интеллекта.

Материалы : скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время : 10-15 минут

Процедура : За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

Как можно применять ваш предмет?

О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение «Арка»

Цель : развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы : ножницы, бумага.

Время : 10 минут

Процедура : Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап - Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель : обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время : 7-15 минут

Материалы : бумага, ручки.

Процедура : Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Обсуждение в группе разобрать все варианты.

Пример:

Регулярно выполнять физические упражнения;

Овладеть техникой медитации и релаксации.

Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.

Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Литература:

Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 44 с.

Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., - 448 с.

Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,- 136 с.: илл. - (Инновационные стратегии управления).

Техника «Существительные-прилагательные-глаголы»

Цель: развитие речевой креативности

Задачи:

Тренировка умения убедительно выражать свои мысли, ясно излагать свою точку зрения;

Развитие качеств, необходимых педагогу, оратору, лидеру, публичному человеку.

Инвентарь: бумага (А- 4), ручки, секундомер.

Время работы: 8-10 минут.

Возрастные рамки применения: клиенты от 11 лет.